Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Сказкотерапия как средство преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коррекция тревожности детей младшего школьного возраста может осуществляться посредством различных методов: игротерапии, арттерапии, куклотерапии, сказкотерапии и др. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из молодых методов в современной научной практике. Многие ученые (Б. Беттелхеймс, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М. Эриксон, Н. Пезешкиан… Читать ещё >

Введение. Сказкотерапия как средство преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность — распространённый психологический феномен нашего времени, который рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность педагогов — психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогения», «дидактогенные неврозы». Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации.

Проявление тревожности в младшем школьном возрасте чаще всего бывает связано со школой: страх самовыражения, проверки знаний, ответа у доски и др. В тоже время, тревожность можно рассматривать как вид эмоционального состояния. Повышенный уровень тревожности также может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным эмоциональным ситуациям.

Изучением проблемы тревожности занимались отечественные и зарубежные учёные педагоги и психологи (В. В. Ветрова, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, А. В. Петровский, К. Роджерс, А. С. Спиваковская, З. Фрейд, К. Хорни, Д. Б. Эльконин, и др.).

Коррекция тревожности детей младшего школьного возраста может осуществляться посредством различных методов: игротерапии, арттерапии, куклотерапии, сказкотерапии и др. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из молодых методов в современной научной практике. Многие ученые (Б. Беттелхеймс, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М. Эриксон, Н. Пезешкиан, и др.) применяли метафоры, сказки и притчи в качестве психотерапевтических средств. Мы рассматриваем метод сказкотерапии, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Тексты сказок всегда вызывают интерес у детей, поэтому они с успехом используются в лечении детей, страдающих разными невротическими расстройствами, сопровождающимися страхами, депрессией, агрессивностью и тревожностью.

Несмотря на многочисленные исследования проблемы тревожности, а также изучение возможностей сказкотерапии, проблема использования сказкотерапии в преодолении тревожности у младших школьников освещена не достаточно. Именно это и определяет проблему нашего исследования.

На основании выше сказанного мы определили объект и предмет исследования, обозначили его цель и задачи.

Цель исследования: изучить влияние сказкотерапии на преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: сказкотерапия как средство преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста.

Рабочая гипотеза исследования: целенаправленное применение метода сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста будет способствовать снижению уровня тревожности у детей.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи исследования:

  • 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме тревожности младших школьников.
  • 2. Выявить влияние сказкотерапии на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.
  • 3. Провести диагностическое исследование тревожности у детей младшего школьного возраста.
  • 4. Составить комплекс занятий по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста, с использованием метода сказкотерапии.
  • 5. Разработать рекомендации для родителей по преодолению тревожности младших школьников.

Методологической основой исследования являются:

  • 1. Подходы к изучению детской тревожности в отечественных исследованиях: Ф. В. Березина, А. В. Запорожец, А. Т. Лидерс А.М. Прихожан, А. В. Петровского, Л. А. Петровской, А. С. Спиваковской, Т. М. Мишиной, К. Изард и др; в зарубежных исследованиях: А. Адлера, Ф. Перлза, Ч. Спилбергера, З. Фрейда, К. Хорни, и др.;
  • 2. Исследования методов сказкотерапии: Т.Д. Зинкевия-Евстигнеева, А. Ю. Капская, М. Эриксон, Н. Пезешкиан и др.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой