Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование читательских умений при изучении эпических произведений у школьников 6-х классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования определяется поисками наиболее оптимальных путей повышения читательской культуры школьников в процессе обучения на уроках литературы. Воспитание читательской культуры, продвижение в литературном развитии входит в общую программу формирования всесторонне развитой личности, которая намечена Х У и ХХП съездами КПСС. В «Основных направлениях реформы Х общеобразовательной… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.2-Ю
  • Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ КАК ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Л. Роль умений в читательской деятельности школьников
    • 1. П. Читательские интересы шестиклассников и их отношение к эпическим произведениям. 35−59 I.IH. Особенности читательской деятельности шестиклассников при восприятии эпических произведений
  • Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В 6 КЛАССЕ
  • ПЛ. Комплексный характер умений чи тате ля-школ ь-ника и их видоизменение в зависимости от художественного метода писателя
  • П.П. Методические способы формирования читательских умений в процессе анализа эпического произведения. .. II7-I
  • П.Ш. Перенос умений из сферы учебной деятельности на круг внеклассного чтения

Формирование читательских умений при изучении эпических произведений у школьников 6-х классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется поисками наиболее оптимальных путей повышения читательской культуры школьников в процессе обучения на уроках литературы. Воспитание читательской культуры, продвижение в литературном развитии входит в общую программу формирования всесторонне развитой личности, которая намечена Х У и ХХП съездами КПСС. В «Основных направлениях реформы Х общеобразовательной и профессиональной школы» последовательно реализованы установки ХХУ1 съезда КПСС, июньского и декабрьского (1983 год), февральского и апрельского (1984 год) Пленумов Ц К КПСС, фундаментальные положения марксистско-ленинской науки о народном образовании и воспитании подрастающего поколения в условиях развитого социализма. Практика показала, что обучение, основанное лишь на пассивном приобретении, накоплении знани11, не отвечает требованиям жизни. На нынешнем этапе обучения чрезвычайно важно не только приобретать знания, но и научить школьника эффективньм приемам добывать знания и умению применять их в повседневной практике. Потребность в развивающем характере обучения актуальна в решении проблемы подготовки выпускника школы к жизни, труду и в формировании активной жизненной позиции. Методическая наука вступает в новую стадию своего развития, когда разработка и внедрение в школьную практику приемов и методов формирования общих читательских умений становится необходимым обеспечением высокого уровня литературного ков, воспитания их талантлиБЫ1ли читателями. Система работы по формированию читательских умений при изучении эпических произведений, основанная на комплексном характере умений, их видоизменений в зависимости от художественного развития учени3 метода писателя представляется первоочередной задачек на пути создания системы формирования читательских утлений. Необходимо учитывать требования конкретного писателя к читателю, поэтому система формирования читательских умений должна быть гибкой, подвижной, видоизменяться в зависимости от художественного метода писателя. формирование читательских умений делает изучение литературного произведения динамическим, преодолевает однообразие учебного процесса, которое сковывает творческую активность ученика-читателя. Процесс обучения на уроках литературы, укрепленный читательоюши умениями, стимулирует творческую активность ученика Б процессе чтения и анализа художественных произведений, активизирует читательскую деятельность, формирует интерес к углубленному постижению литературного произведения. Одной из предпосылок разрабонш читательских умений в методике является разработка теории деятельности в психологии, исследование поэтапности формирования умений (Б.Г.Ананьев, П. Я. Гальперин, П. Н. Груздев, Е.Н.Кабанова-Меллер, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Н.Ф.Талызина). С решением задач литературного развития связано введение в школьные программы по литературе I980/I98I года и 1983 года основных требований к умениям учеников-читателей, Актуальность формирования читательских умений на уроках литературы с воспитанием читательских качеств вызвала к жизни достаточное количество работ, в которых освещались проблемы формирования читательских умений и вопросы совершенствования читательской культуры школьников (М.А.Выбникова, I94IВ.В.Голубков, 194−7- Т.В.ЧиркоБСкая, 1362, 1974, 1977; Н. Д. Молдавская, 1968, 1970, 1973, 1974, 1976; О. И. Никифорова, 1968, 1972, 1977; Л. Г. Яабицкая, I97I, 1977; В. Г. Маранцман, I97I, 1972, 1974, 1977, 1980; Л. Я. Гришина, 1972, 1976; Н. Я. Мещерякова, 1975, 1976, 1979; Л. И. Коновалова, 1982; Н. Громцева, 1983). На необходимость обучения учеников специальныд читательским уменишл, ориентированньш на восприятие произведений в их родовой и жанровой специфике, указывают методисты (Г.М.Воловникова, 1979; Т. С. Зепалова, 1979, 1982; Т. Ф. Курдюмова, 1979, 1983; В. Г. Маранцман, 1974, 1977, 1980). Актуальность проблемы формирования читательских умений и нерешенность ряда важнейших звеньев в системе формирования, читательских умений побудили сделать предметом данного эпических произведений в 6 классе. Объектом изучения являются шестиклассники как читатели. По данным ряда исследователей возраст 12−13 лет отмечен как наиболее сензитивный период развития всех процессов мьш1ления и максимальной восприимчивости к художественной литературе. Цель настоящей работы исследовать методические способы изучения эпического произведения с учетом форшрования ских. умений шестиклассников, разработать систему читательформирования исследования формирование читательских умений в процессе чтения и анализа читательских умений, соотнесенную с требованиями эпического рода и художественной системы писателя, соотнести систему формирования читательских умений с возможностями шестиклассников как читателей и своеобразием школьного анализа дений. Гипотеза исследования состояла в предположении, что формирование читательских умений в среднем звене-.шестом ким является эпос для шестиклассников. Произведения классе эпического целесообразно начинать на знакомом литературном материале, карода доступнее ученикам, в них скорее реализуются потенциальные литературных произвевозможности развития читателя. Вместе с тем, в пределах эпического рода должны варьироваться умения в заврюимости от художественного метода писателя. В соответствии с общей целью диссертации выделены задачи исследования: 1. Выявить направленность читательских интересов шестиклассников, определить особенности их общения с эпическими произведениями. 2. Установить уровень сформированности читательских умений шестиклассников, на которые можно будет опереться в процессе обучения. 3. Вычленить умения, показательные для эпоса как литературного рода и конкретной художественной системы и обосновать вариативность читательских удений для кшхдого произведения. 4. Определить условие комплексности читательских умений, учитывая взаимодействие общих читательских умений, умений, показательных для эпоса и конкретной художественной системы и развитость в сознании читателя утлений, охватывающих все сферы восприятия (эмоции, воображение, осмысление содерлания и формы произведения). 5. Выявить эффективность опытной системы формирования читательских умений Б процессе изучения эпических произведений в шестом классе по отношению к литературному развитию учеников в целом. В результате исследования сложились следующие положения, которые выносятся на защиту: I. Являясь одним из существенных показателей эффективности современного школьного обучения, читательские умения во многом способны ориентировать читательскую деятельность школьников на целостное восприятие литературных произведений. 2. Характер читательской деятельности зависит от уровня сформированноети читательских утлений, их комплексного видоизменения Б зависимости от художесгвекного метода писателя. Читательская деятельность, укрепленная умениями, выполняющими сопроводительную функцию, обеспечивает встречу с писателем на уровне его требований, предъявляемых читателю. Читательской деятельности, наряду с общими уменишли, необходимы дифференцированные умения, учитывающие требования определенного литературного рода и конкретной художественной системы. 3. Процесс формирования читательсшх умений в ходе изучения эпических произведений эффективен при условии, когда он соотнесен не только с характером требований эпического рода и спецификой художественной системы писателя, но и читательскими интересшли школьников, их возрастными возможностшли. 4. Методика формирования читательских угдений шестиклассников в процессе изучения эпичесшх произведений может складываться следующим образом: а) читателю для полноценного восприятия литературного произведения необходима сформированность общих читательских умений, умений, показательных для эпического рода и индивидуальной художественной системы. Уровень согласованности умений, обусловленных требованиями литературного рода и художественного метода писателя может служить показателем роста шестиклассников как читателей. Кроме того, целостную картину восприятия может обеспечить комплексность умений всех сфер читательского восприятияб) включение читательских умений в анализ эпического произведения укрепляет читательскую деятельность и активизирует такие ее элементы, как точность эмоциональной реакции на произведение, стимулирование творческого воображения, определенного рамками литературного произведения, осмысление содержания на уровне рассуждения и создания читательской концепции, осознание формы на уровне художественной детали и композиции. 5. Способность переноса читательских умений, закрепленных в ходе классного анализа эпических произведений, — основной показатель их сформированнооти. Новизна проведенного исследования состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании дифференцированного подхода к формированию читательских умений с учетом требований ного рода и специфики художественного произведения. Впервые в методической литературе предпринята попытка представить систему формирования читательских умений в процессе изучения эпических произведений в 6 классе в целостном виде: теоретически обосновано вычленение читательских умений, показательных для эпосатаассификация читательских умений соотнесена с возрастными возможностями шестиклассниковрассмотрен вопрос о комплексном харэ. ктере читательских умений, их видоизменении в зависимости от художественного метода писателяэкспериментально выявлены особенности читательской деятельности шестиклассников при восприятии эпических произведений, определен уровень сформированности общих читательских умений учеников Б начале учебного годауточнены читательские интересы шестиклассников и их отношение к эпическим произведениямпоказана конкретная методика формирования ч11тательских умений при изучении ряда эпических произведени! в курсе 6 класлитературса. Предлагаемая система формирования умений учитывает не только родовую специфику литературного произведения, но и художественную индивидуальность писателя, Практическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации предлозкена система формированш! читательских умений в процессе изучения эпических произведений на материале программы 6-го класса. Предложенные нами. анализы литературных произведений, ориентированные на формирование читательских умений, могут быть использованы при создании методичесш4х пособий по курсу изучения литературы Б 6 классе. Кроме того, полученные результаты, выводы могут быть использованы в лекционном курсе по методике преподавания литературы, при разработке спецкурсов и спецсеминаров для студентов и методических рекомендаций для учителей, Методологической основой исследования явилась ленинская теория отражения, документы КПСС и Советского правительства по вопросам искусства и школы, а также теоретические исследования в области философии, социальной и педагогической психологии, педагогики, методики преподавания литературы, Методика исследования. Для реализации поставленных целей и задач использовались следующие методы: анализ и обобщение научных данных путем изучения литературоведения, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме, В ходе работы на первом этапе (1980;81 гг,) экспериментального исследования дважды был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие шестиклассники (442 ч.) Ленинграда, Барнаула и сельских школ Алтайского края. Анкетный опрос, интервью, беседы с детьми, учителшяи, школьными библиотекарями помог составить портрет современного читателя шестикпассниш, выявить тематические и жанровые предпочтения читателя подростка, опрев школе делить характер его общения с книгой. Целенаправленное наблюдение за учебншд процессом Ш 74 г. Ленинграда (учитель Т.М.Иванова) легло в основу разработки констатирующего эксперимента. Он фиксировая уровень читательского восприятия шестиютассников и действенность умений в процес-_ се чтения ими повестей и рассказов в начале учебного года. В поле нашего зрения оказалось 12 классов, в которых собрано 302 работы развернутые ответы на предложенные вопросы, На втором этапе (1980;82 гг.) в четырех классах (школы 74, 117 г. Ленинград) проводился формирующий эксперимент с одновременной апробацией результатов. На третьем этапе (1382−84 гг.) анализировались результаты формирующего эксперимента, проверялась эффективность разработанной методики формирования чр1тательс1шх умений при изучении эпических произведений у школьников в б-х классах. Исследование проводилось с I980-I984 год. Всего в эксперименте приняло участие около 700 шести1{лассников. Апробация работы. Результаты исследования догладывались на педагогических конференциях при Выборгском РОНО г. Ленинграда, летних курсах учителей Алтайского края в I982-I984 годах в следующих докладах: «Читательские интересы шестиклассников и их отношение к эпическим произведенишл», «Особенности читательской деятельности шестиклассников при общении с произведенишли разных литературных родов», «Форшфование читательских умений в процессе изучения эпических произведений в 6 классе», а также на Герценовских чтениях при Л Ш И им. А. И. Герцена в I982-I983 гг. в следующих докладах: «Трудности общения шестиклассников с эпическими произведениями», «Роль читательских умений в развитии эмоциональной восприимчивости шести1шассников» .

Результаты исследования убеждают в необходимости создания системы формирования читательских умений для всего школьного курса, построенной с учетом требований литературного рода и художественной системы.

Предлагаемая нами система формирования читательских умений, основанная на соотношении потребностей эпического рода и конкретной художественной системы, дает возможность развивать разные грани деятельности читателя, наиболее успешно продвигая его в литературном развитии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И.Ленин и современные проблемы воспитания юного читателя.1. М.: МГИК, 1980, 151 с.
  2. М. Следуя ленинским принципам развития народного образования. -Коммунист, 1984, № 7, с.18−35.
  3. Материалы апрельского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС, постановления «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». «Правда», II апр.1984.
  4. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, — 223 с.
  5. Актуальные проблемы чтения современных школьников. Труды ЛГйК им. Н. К. Крупской. Л., ЛГИК, т.35, 1977, 156 с.
  6. Х.Д. Что читать народу? т.1, изд.2-е, СПб, 1888, 821 с.
  7. В.Ф. Чтение как труд и творчество. В кн.: Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1988, 654 с.
  8. .В. Изучение интересов советского читателя. М.: Гос-культпросветиздат, 1954, 56 с.
  9. .В. Изучение читателя в России (XIX в).М.:Книга, 1969, 262 с.
  10. М.М. Проблема автора.- Вопросы философии.1977, № 7, с.151−161.
  11. А. Первый рассказ.-Молодая гвардия, 1958, II, с.234−236.
  12. Н.Ф. Чехов-детям. Л.: изд. ПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, 1959, 16 с.
  13. Г. П. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. 3-е изд., М., 1984, 500 с.
  14. В. Иван. М.: Сов. писатель, 1966, 56 с.
  15. В.В., Степанов A.A., Виноградова А. Д. и др. Общая психология, М.: Просвещение, 1981, — 383 с.
  16. Е.И. Еще раз об умениях и навыках.-Вопросы психологии, 1967. П, с.135−140.
  17. Ю. О военных рассказах Вл.Богомолова.-В кн.: В.Богомолов. Рассказы. М.: Сов. писатель, 1978, с.4−10.
  18. А.Г. Чехов и русский реализм. Очерки. Л'.: Сов. писатель, 1981, — 400 с.
  19. Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1978, 269 с.
  20. В.В. Избранные педагогические сочинения.М.: АПН РСФСР, 1958, — 630 с.
  21. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973, — 288 с.
  22. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под ред.Д. Б. Зльконина и Т. В. Драгуновой. М.?Просвещение, 1967, — 317 с.
  23. Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. (Материалы научной конференции). М.: НИИ АНН СССР. 1973, 130 с.
  24. Воспитание творческого читателя. Под ред.С. В. Михалкова, Т. Д. Полозовой. М.: Просвещение, 1981, — 239 с.
  25. Выготский J1.0. Психология искусства.М.Искусство, 1968,576 с.
  26. . Один рассказ.-Новый мир, 1958, № 9, с.256−258.
  27. П.Я., Запорожец A.B., Зльконин Л. Б. Проблемы формирования знаний у школьников.-Вопр.психологии, 1963, № 5, с.62−69.
  28. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: МГУ, 1968, 135 с.
  29. В.В. Художественное мастерство.М.: Учпедгиз, 1955,176 с.
  30. Л.Я. К вопросу о методах развития воссоздающего воображения учащихся при помощи создания проблемной ситуации.- В кн.: Формирование направленности личности школьника. Владимир, 1975, с.109−114.
  31. П.Н. Вопросы воспитания и обучения. М.: АПН РСФСР, 1949, 170 с.
  32. Г. А. Реализм Гоголя.М-Л.: Гослитиздат, 1959,531 с.
  33. Н.А. Проза Чехова (Человек и действительность). М.: Худож.лит., 1970, — 183 с.
  34. В. Память и боль сердец.-Новый мир, 1958, № 9, с. 256−258.
  35. Н.Ф., Бардиан A.M., Лаврова Н. Б. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1965, 295 с.
  36. A.M. «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя. Л.: ЛГПИ им. Д. И. Герцена, 1963, -71 с.
  37. Н.М. Методические основы работы с научно-познавательной детской книгой в школе. Автореф.дис.на соиск.учен. степ. д-ра пед.наук. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983, 32 с.
  38. Д.В. Изучение повести А.Гайдара в 6 классе.- Лит-ра в школе, 1984, N° I, с.27−35.
  39. А.Н. Героическая повесть «Тарас Бульба». В кн.: Гоголь в школе. М.: АПН РСФСР, 1954, с.226−250.
  40. В. Героическая эпопея.-Лит.критик, 1938, № 4, с.41−53.
  41. И.Н. Читательские интересы и круг чтения учащихся средней школы предреволюционной России (конец XIX- начало XX века). В кн.: История русского читателя.Л.:ЛГИК, 1976, с.67−83.- 182
  42. H.H. Советский подросток читатель исторической книги.- В кн.: История русского читателя. Л.: ЛГИК, 1979, с.104−119.
  43. А. В глубине строки. О мастерстве читателя. М.: Сов. писатель, 1972, 279 с.
  44. И. Час выбора. М.: Современник, 1976, 319 с.
  45. И. Гоголь H.B. М.: Мол.гвардия, 1979, с, 511.
  46. Искусство анализа художественного произведения в школе.М.: Просвещение, 1971, — 240 с.
  47. Исследование художественных интересов школьников. Под ред. Квятковского Е. В. и Фохта-Бабушкина' Ю.У. М.: Педагогика,-160 с.
  48. История русского читателя. Труды ЛГИК им. Н. К. Крупской, т. ХХУ, Вып.1, Л.: ЛГИК, 1973, 191 с.
  49. Ю.П. О некоторых аспектах чтения как творческого процесса.-Лит-ра в школе, 1977, № 2, с.47−52.
  50. Н.С. О научных основах руководства чтением.- Библиотека СССР, 1964, вып.26, с.29−40.
  51. В.Б. Образ автора в прозе Чехова.-Автореф.дис. насоиск.учен.степ.канд.филол.наук, М.: МГУ, 1966, — 21 с.
  52. М.Г. Особенности анализа художественного произведения в школе.- В кн.: Материалы семинара методистов-словесников педагогических институтов. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1973, с.112−132.
  53. М.М. Проблема художественного восприятия в реалистической эстетике И.С.Тургенева.- В кн.: Художественное произведение и его читатель. Калинин: КГУ, 1980, с.24−36.
  54. И.К. Чтение в процессе научного творчества.- В кн.: Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Наука, 1975, с.75−89.
  55. Книга и чтение в жизни советского села. Вып.1., М.,' Книга, 1972, 70 с.
  56. Книга и чтение в жизни небольших городов. По материалам исследов. чтения и читат.интересов. М.: Книга, 1973,-328 с.
  57. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965,288 с.
  58. А.Г. Методы исследования читателя-подростка.- Труды ЛГИК им. Н. К. Крупской, т.ХУШ. Л.-Вильнюс, 1967, с.103−114.
  59. Кон И. С. Социология личности, Политиздат, 1967, е.- 383 с.
  60. В. Тут обойдемся без названия.- Нева, 1981, № 10, с.170−183.
  61. Л.И. Развитие воображения читателя-школьника. Автореф. дисс. на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. Л.,' ЛГПИ- 184 -им.А. И. Герцена, 1982, 23 с.
  62. A.A. Драма как эстетическая проблема.-М., 1974, -. 112 с. '
  63. В.II. О подростках. М.: Педагогика, 1970, — 272 с.
  64. В. Художественная мотивировка и эстетическое воспитание.- В кн.: Эстетика и жизнь. М., 1973, в.2, 100 с.
  65. В.Н., Лукин Н. С. Психология подростка.- М.: Учпедгиз, 1989, — 240 с.
  66. М. Иван, Зося, Таманцев и другие.- Наш современник, 1976, Ш 5, с.168−170.
  67. Т.Ф. Стихотворение в прозе «Русский язык» и рас- • сказ «Бежин луг» на уроках в У1 классе.- В кн.: Тургенев в школе. М.', Просвещение, 1981, — 175 с.
  68. Т.Ф., С.Н.Громцева. Формирование умений в процессе изучения курса лит-ры в 1У-Х классах. (К новым требованиям усовершенствованной программы) — Лит-ра в школе, 1983, № 4, с.19−25.
  69. Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула,? Приокское кн.изд., 1972, — 343 с.
  70. Л. Высший кодекс человечности. Новый мир, 1965, № 4, с.256−257.
  71. А.М. Автор-образ-читатель. Л.: ЛГУ, 1977, — 360 с.
  72. Н.Д. Детская и педагогическая психология. Изд.3-е, М.: Просвещение, 1964, 478 с.
  73. У9. Лежнев А. З. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования, Изд. 2-е, М.: Худож.лит., 1966, 263 с.
  74. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971, 279 с.
  75. А.Н. Психология, М.,
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977, — 304 с.
  77. В.Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение лите-' ратурного произведения в школе. М. Просвещение, 1977,206 с.
  78. А. Формирование читательских навыков у детей и подростков.-Красный библиотекарь, 1928, ta I, с.37−55.
  79. С. Гениальная повесть Гоголя. В кн.: Н.В.Гоголь- 186 «Тарас Бульба», М.: Детгиз, 1959, 255 с.
  80. .С. Талант писателя и процессы творчества. Л.: Сов. писатель, 1969, 446 с.
  81. М. Повести Белкина на факультативных занятиях в 8 классе.~Лит-ра в школе. 1980, № 5, с.51−56.
  82. Н.Д. Наивный реализм читателя-школьника .-Лит. в школе, 1973, № 3, с.20−34.
  83. Н.Д. Воспитание читателя. М. просвещение, 1976, — 127 с.
  84. В.И. Читательские интересы шестиклассников.- В кн.: Социально-педагогические проблемы самоуправления. Барнаул, 1982, с.266−271.
  85. В.Н. Выразительное чтение. СПб, 1885, — 73 с.
  86. Л.Г. Читательские интересы школьников (по данным 20−60 гг.) Учен.зап.ЛШИ им. А. И. Герцена, т.427, Мурманск: 1968, с.44−47.
  87. З.С., А.П.Чехов. Очерки творчества. 2-е изд.М.: Гослитиздат, i960, — 302 с.
  88. К.К. О знаниях, навыках и умениях.- Советская педагогика, 1963, № II, с.99−102.
  89. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.:Высшая школа, 1973, 256 с.
  90. Т.Д. Единство мысли, чувства и действия. М.: Знание, 1978, 46 с.
  91. Проблемы и методы исследования качественных и количественных характеристик знаний, умений и навыков учащихся. М.: НИИ СнМО АПН СССР, 1976, 150 с.
  92. Проблемы социологии и психологии чтения. 1975, 195 с.
  93. Проблемы художественного восприятия. Материалы симпозиума. Л.- 1968, 64 с.
  94. В.В. Художественный текст и читательское восприятие.- Филологические науки, 1978, № I, с. П-16.
  95. В.В. Общие вопросы художественного восприятия.
  96. Психология (под ред. Смирнова A.A., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л., Теплова Б.И.).М.: Просвещение, 1962, — 558 с.
  97. П.Г. И.С.Тургенев- художник слова. М. t: изд. МГУ, 1980, — 376 с.
  98. В.Д. Современная поэзия в восприятии подростка.-Труды ЛГИК им. Н. К. Крупской, т. ХУШ: л.-Вильнюс, 1967, с.129−141.
  99. Рез З. Я. Изучение лирики в школе. Л. :Просвещение, 1968, 175 с.
  100. М.М. Воспитание читательских интересов у школьников. М.: Учпедгиз, 1950, — 212 с.
  101. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, I960, № 3, с.3−15.
  102. Рубрика «Наука о творческом чтении» в журнале «Библиотекарь» начиная с № 4, 1979 г.
  103. H.A. О природе двигательных умений., — Вопросы педагогики, 1957, № I, с.138−142.
  104. И.А. К истории читательских судеб детских книг.- В кн.: История русского читателя. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1973, с.158−176.
  105. М.А. Чехов в школе. Л.: Учпедгиз, 1954,-282 с.
  106. М.А. Чухов-художник. М. просвещение, 1976, -' 226 с.
  107. В. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982, — 156 с.
  108. Советский читатель. М.: Книга, 1968, — 348 с.
  109. Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968,450 с.
  110. Социальные исследования. Теория и методы.Вып.5. М.: Наука, 1970, 308 с.
  111. Н.Л. Проза Пушкина. М.:изд.АН СССР, 1962, — 300 с.
  112. Н.Л. Н.В.Гоголь. М. Гослитиздат, 1955, — 587 с.
  113. В.II. О читательской психологии и теоретических основах ее изучения. Л. :ЛГУ, 1973, 77 с.
  114. Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978, 278 с.
  115. .М. Психология. М.?Учпедгиз, 1954, 256 с.
  116. .М. Проблемы индивидуальных различий. М. :АПН РСФСР, 1961, 536 с.
  117. Г. Психология детского чтения. СПб, 1903, 95 с.
  118. И.С. Полн.собр.соч. и писем, в 28-ми т. М-Л.: Наука, 1966, т. II, 723 с., т.15 613 с.
  119. .Г. Проблема читательского интереса в социально-психологической теории.- В кн.: Журналист, пресса, читатель. Л., 1969, 82−95 с.
  120. Формирование умений и навыков в области познавательной деятельности в процессе изучения основ наук. Славянок, 1974, — 82 с.
  121. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. АПН СССР. М., 1984, 79 с.- 191
  122. Формирование учебной деятельности школьников. M., 1982,-216с.179. ~ Фохт-Бабушкин Ю. Об эффективности художественного восприятия.- В кн.: Искусство и школа. М. просвещение, 1981, с.19−23.
  123. Н.Я., Валика Д. Изучение читателя. M.-JI.: Глав-политпросвет, 1927, 118 с.
  124. З.И. К вопросу о понятии умения в советской психологии.- Советская педагогика, 1955, te 3, с.3−13.
  125. Художественное восприятие. Сб.1. Л.:Наука, 1971, — 377 с.
  126. Художественные интересы сельского школьника. М,: НИИ АПН СССР, 1975, — 41 с.
  127. Т.В. Устное словесное рисование.- В кн.: Эстетическое воспитание в школе. Л.-?Учпедгиз, 1962, с.138−170.
  128. Я.М. Очерки психологии читателя.-М.-Л.' Госиздат, 1927, 88 с.
  129. Д. Заметки о современном рассказе.-Лит-ра в школе, 1983, Ш I, с.4−9.
  130. В.А. Социологические исследования. Методология, программы, методы. М.: Наука, 1972, 239 с.
  131. Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. Изд.2-е, Л. :Учпедгиз, 1963, 399 с.
  132. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964, 86 с.
Заполнить форму текущей работой