Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория и практика формирования познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин: Личност.-ориентир. 
аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для диагностики сформированности познавательной самостоятельностью наиболее важными являются два критерия: а) возрастание помощи учителяб) ослабление аналогии. В овладении познавательной самостоятельности решающее значение имеет обучаемость школьников, поэтому степень их продвижения в овладении познавательной самостоятельностью в нашем эксперименте разделила их на три уровня: ускоренный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 1. 1. ЛИЧНОСТНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
    • 1. 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЕДУЩИХ КОНЦЕПЦИЙ УЧЕНИЯ ОБ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 1. 3. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. 50 1. 4. ИНТЕГРАТИВНОСТЬ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ — УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 5. ОТНОШЕНИЯ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» И ИХ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 1. 6. ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

    1. 7. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ИХ РАБОТЕ НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ И ИСТОРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ 135 1.8. КОНЦЕПЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

    ГЛАВА 2. ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА БАЗЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

    2. 1. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

    2.2. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ УСЛОЖНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ УЧАЩИМСЯ.

    2. 3. КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ДЛЯ

    РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

    2. 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ УРОКАХ.~.

    2. 5. ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБУЧЕНИИ НА ОСНОВЕ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

Теория и практика формирования познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин: Личност.-ориентир. аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внимание современной педагогики и школы сосредоточено на мире личности. Можно сказать, что на всех уровнях от учителя до Закона «Об образовании» продекларирована личностная ориентация образования.

Задача заключается теперь только в том, чтобы внедрить провозглашенную декларацию в практику, ибо произойти автоматически это не может. Процесс личностной ориентации образования нуждается в культивировании.

Нам представляется возможным такое культивирование личностно ориентированного образования, если в сегодняшнем образовательном пространстве России стремиться к поиску равновесия между государственным заказом к качествам личности и личностном проявлением индивидуальности в самом человеке.

В этом поиске одним их наиболее эффективных путей является полное включение образовательной деятельности в целостный мир личности, когда сама эта деятельность становится средством ее самоориентации.

Быстрое развитие общества в переломные моменты характеризуется в отношении личности даже своеобразным забеганием «вперед», когда речь идет не столько о простом выживании, сколько о возможности каждому найти себе такую ауру, где бы он мог воздействовать на окружающий мир, преобразовать действительность в своих интересах. И потому приходится размышлять уже не столько о приспособленности образования к миру личности, сколько об ее активной деятельности в образовательном процессе.

Личностно ориентированное обучение, построенное на равенстве и партнерстве учителя и ученика, поставило задачу совершенствования того и другого участников образовательного процесса.

Одна из проблем совершенствования ученика — развитие его познавательной самостоятельности.

Названная проблема уходит своими корнями в глубь античности. Еще Сократ подчеркивал возможность педагогического руководства познавательной активностью и самостоятельностью школьников в процессе обучения. Эта мысль получила развитие в трудах древнеримских философов, а затем в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, Н. Г. Чернышевского, К. Д. Ушинского.

К сожалению, в массовой школе до середины нашего столетия преобладало объяснительно-иллюстрированное обучение.

Научно-технический прогресс оживил инновационный поиск с 50-х годов XX столетия во всех областях развития человечества. И именно на этом этапе в педагогике методисты и дидакты стали проявлять усиленный интерес к проблеме познавательной самостоятельности школьников.

Мы избрали для исследования дидактический аспект познавательной самостоятельности в силу целого ряда причин:

— современная школа нуждается в обобщении отдельных взглядов и теорий на формирование активно действующей в режиме самостоятельного поиска личности;

— практика требует способов реализации решения проблемы познавательной самостоятельности личности в образовательном процессе;

— активный поиск инновационного обновления школьного образования также нацелен на получение ребенком образования способом познавательной самостоятельности;

— дидактика как наука отличается неустоявшимся понятийным аппаратом, отсутствием единой объективной системы закономерностей и вытекающих из нее принципов, что приводит к необходимости продолжить поиск методологического обоснования путей, методов, принципов, способов понятийного аппарата познавательной самостоятельности.

Актуальность данного исследования определяется:

— характером требований к дидактике в условиях обновляющегося общества и склонностью к познавательной самостоятельности как способу актуального развития ученика;

— признанием ведущей роли деятельности в становлении личности как главной ценности на земле;

— наличием большого числа научно-теоретических учений о познавательной самостоятельности и необходимостью их обобщения, формулировки новых идей, показа их практической реализации в современном образовательном пространстве;

— появлением большого числа новых типов образовательных учреждений и недостаточностью теоретической базы в определении организации их деятельности на основе самостоятельного поиска учащимися в области познания;

— быстрым расслоением общества и необходимостью обеспечения престижности самостоятельно добытых знаний, поскольку это повышает авторитет и ведет к общественному признанию любого члена общества независимо от его социального положения;

— необходимостью разработки теоретического и методического аппарата дидактики.

В наше время принято хулить все, что было в прошлом, и начинать педагогический поиск с «белого» листа. Мы придерживаемся иной точки зрения. Более 40 лет педагогической работы в школе и вузе дают основание утверждать, что работа в творческом ключе всегда приветствовалась как теоретической, так и практической педагогикой. Такое отношение к делу дало нам возможность проанализировать опыт самостоятельного познания школьниками действительности в учебно-познавательном процессе, в том числе и их эмоционально-нравственный опыт, складывающийся в процессе обучения, в первую очередь изучения литературы.

В последние годы исследователи вкладывают различный смысл в содержание понятия «познавательная самостоятельность». Одни имеют в виду интеллектуальные способности ученика и умения, позволяющие ему самостоятельно учиться (М. И. Махмутов), другие — готовность и стремление школьника своими силами продвигаться в овладении знаниями (Н. А. Полов-никова), третьи — свойство личности, которое проявляется в стремлении своими силами овладевать знаниями и способами деятельности (Т. И. Шамо-ва).

Познавательная самостоятельность рассматривается как качество личности, выражающееся в способности обучаемого самому организовать свою познавательную деятельность для решения новой познавательной проблемы (И. Я. Лернер), и как потребность и умение овладевать знаниями и способами деятельности, готовность решать познавательные задачи без непосредственной посторонней помощи, определять цели деятельности и своевременно их корректировать (Г. Н. Кулагина).

Рассматривая пути формирования познавательной самостоятельности, ученые предлагают разные варианты:

— Е. А. Голант, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин выступают за организацию самостоятельной работы, решение учебных задач;

— В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин — за формирование приемов познавательной деятельности;

— П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина — за использование обобщенных знаний, составляющих ориентировочную основу деятельности;

— И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый — за введение в содержание обучения методологических знаний;

— Л. И. Рувинский — за осуществление самоконтроля учебной деятельности.

Вариантов немало, но познавательная самостоятельность — сложное и многоаспектное понятие, содержание которого нельзя раскрыть находясь в одной плоскости, например деятельности, готовности, умений и т. д.

Познавательная самостоятельность тесно взаимодействует с такими проявлениями личности, как саморегуляция, синтез познавательного мотива и способов самостоятельного поведения, устойчивое положительное отношение к познанию и др.

Исходя из этого, поиск анализа такого сложного понятия, как познавательная самостоятельность, надо вести от интегральности свойств личности и от контекста личностно ориентированного процесса обучения.

Выше высказанные соображения позволили определить объект исследования: личностно ориентированный процесс обучения в средней школе как педагогически целесообразное взаимодействие учителя и учащихся, направленное на разрешение совокупности противоречий учебной деятельности в целе-полагании мотивационной, организационной, содержательной, процессуальной и контрольно-оценочной ее сторонах.

Предмет исследования — познавательная самостоятельность учащихся в процессе обучения как результат интегративности свойств их личности и взаимодействия преподавания и учения.

Цель исследования — разработка научно обоснованной концепции становления познавательной самостоятельности всех учащихся-старшеклассников на личностно ориентированной основе.

Цель исследования потребовала решения следующих задач:

— выявить объективные социальные, психологические, педагогические основания познавательной самостоятельности старших школьников;

— разработать узловые компоненты познавательной самостоятельности как результата взаимодействия интегративности свойств личности обучающихся и целенаправленной деятельности учителя;

— определить необходимые педагогические условия становления познавательной самостоятельности учащихся с разными уровнями их развития;

— отобрать оптимальный набор диагностических и технологических средств для учителя, развивающего познавательную самостоятельность старшеклассников средней школы;

— осуществлять экспериментальную проверку ценностей познавательной самостоятельности учащихся в учебной деятельности, направленной на достижение каждым учеником ближайших и отдаленных целей обучения.

Гипотеза — познавательная самостоятельность может стать средством гуманизации личностно ориентированного образовательного процесса, если в основу ее формирования будет положено взаимодействие интегративности свойств личности со специальной целенаправленной деятельностью учителя, как принцип, который становится фундаментом самообразования, являющегося выражением индивидуальности и самовыражения школьника.

Научно-теоретические основы исследования составляют идеи обучения и учения личностно ориентированной педагогики, системно-структурного подхода к педагогическим явлениям, индивидуализации обучения, познавательной деятельности, активности и самостоятельности.

В основу исследования положена всеобщая диалектико-материалистическая методология, признающая в качестве ключевого методологического понятия категорию целостности педагогического явления. Целостность — это определенная качественная полнота, внутреннее существо рассматриваемого явления, выражающееся в его системности, структурности, устойчивости, обособленности, самостоятельности целого, в его специфике.

Целое познается через целостные свойства, проявляющиеся в отношении всего явления и его составляющих частей, находящихся между собой в сложных связях и зависимостях.

Необходимым оказался дидактико-методический аппарат исследования, означающий:

— принцип развития, предполагающий раскрытие противоречий в становлении теории и практики построения образовательного процесса;

— принцип историзма, направленный на выявление последовательности этапов этого процесса;

— системно-структурный подход, позволяющий определить состав и связи процесса обучения;

— метод экстраполяции, диктующий правила распространения выявленного принципа или тенденции на новый ряд объектов, объективно связанных с организацией процесса обучения;

— метод аналитической работы по отбору в многообразии учебных пособий и предметов тех специальных моментов, фрагментов, разделов и направлений, которые наилучшим образом раскрывают предмет исследования;

— метод мысленного экспериментирования для осознания возможности развертывания процесса обучения в разных последовательностях смены основных дидактических компонентов содержания образования;

— метод содержательного обобщения для выявления закономерной связи между степенью, уровнями усвоения компонентов содержания и применимыми для этого средствами, а также сущности так называемого косвенного обучения.

Были использованы и чисто педагогические методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, обобщение педагогического опыта, лабораторная и опытно-экспериментальная работа, интроспективный анализ и осмысление общественного опыта работы учителем и преподавателем методики литературы вуза, деканом факультета Челябинского госуниверситета.

Теоретическую основу исследования обеспечили:

— педагогические обоснования познавательной самостоятельности, представленные в работах Ю. К. Бабанского, П. Я. Гальперина, Е. Я. Голанта, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, П. И. Пидкасистого, Н. А. Половниковой, JL И. Рувинского, М. Н. Скаткина, Н. Ф. Талызиной, А. В. Усовой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и др.;

— философские труды, в которых рассматривается познавательная активность, деятельность, самостоятельностьГ. С. Арефьевой, JI. П. Буевой, М. В. Демина, В. П. Иванова, А. Илиади, Т. С. Лапиной, А. В. Маргулис, Г. Пугача, Л. П. Станкевича и др.;

— труды зарубежных исследователей, касающихся проблемы познавательной самостоятельностиэто М. Вербгеймер, К. Левень, У. Джеймс, У. Найссер, А. Маслоу, Г. Олкорт, К. Роджерс, Г. Салинвен, Э. Толмен, Дж. Уотсон, 3. Фрейд, К. Халл, К. Хорни и др.;

— психологические теории и взгляды, обосновывающие теорию личности и процесса обучения, представленные в трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, М. Г. Ярошевского и др.;

— конкретно-педагогические исследования современных авторов по вопросам, связанным с данной темой исследования. Это работы таких ученых, как В. А. Беликов, В. П. Беспалько, М. Е. Дуранов, В. И. Загвязинский,.

A. В. Кирьякова, Г. Н. Кулагина, А. Я. Найн, В. Д. Семенов, Н. Н. Тулькибаева,.

B. А. Черкасов, П. И. Чернецов и др.

Научная новизна состоит в следующем:

— На основании анализа различных источников научно-педагогического теоретического и опытно-экспериментального характера разработана педагогическая концепция педагогической самостоятельности старших школьников, основанная на взаимодействии интегративности свойств личности и целенаправленной деятельности учителя в личностно ориентированном обучении.

— Разработана, впервые определена, научно обоснована и многократно апробирована система организации самостоятельной работы учащихся старших классов средних школ, на основе которой формировалась познавательная активность и самостоятельность учащихся при изучении систематического школьного курса литературы.

— Выявлены и обоснованы педагогические условия формирования познавательной самостоятельности.

— Разработана и проверена методика диагностики сформированное&tradeзнаний, умений, навыков и мыслительных операций учащихся в процессе становления и развития их познавательной самостоятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и внедрена в учебный процесс система организации и концепция самостоятельной познавательной деятельности старшеклассников, которые могут быть освоены любым учителем средней школы для работы с учащимся любого уровня развития.

Достоверность теоретических положений, практических выводов и рекомендаций работы определяется методологией и логикой, исследованиями с применениями адекватных методов и средств изучения, достаточностью объема выборок, длительностью и многократной повторяемостью эксперимента. На защиту выносятся:

— Психолого-педагогическая концепция формирования познавательной самостоятельности старшеклассников средней школы.

— Педагогические условия и организационно-педагогические основы успешного формирования познавательной самостоятельности в личностно ориентированном обучении.

— Методика диагностики сформированности способов учения и мастерства обучения в процессе становления познавательной самостоятельности школьников.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе преподавания в университете курса методики литературы в течение 20 лет, на ежегодных научно-методических конференциях Челябинского госуниверситета.

1976;1997 гг.) и других вузов страны (Санкт-Петербург, Самара, Ярославль, Стерлитамак и др.).

Средством внедрения являются публикации: по материалам диссертации опубликованы две монографии, два методических пособия, более 50 методических рекомендаций и статей.

Этапы исследования:

1. 1954;80 гг. Отработка целенаправленного и четко методически ориентированного курса литературы в школе. Результаты авторского подхода к изучению литературы нашли свое выражение в кандидатской диссертации, защищенной в 1980 г.

2. 1980;95 гг. Продолжение поиска наиболее оптимального подхода к планированию и осуществлению преподавания курса литературы в школе, рассматриваемого уже с позиций преподавателя курса методики литературы в университете. Результаты этого этапа выразились в написании методических пособий, рекомендаций, статей и выступлений на 12 международных, всесоюзных, республиканских и региональных конференциях и симпозиумах.

3. 1995;97 гг. Оформление результатов поиска в виде монографий и докторской диссертации. Апробация концепции исследования в развернутом эксперименте через личное преподавание в вузовских общеобразовательных классах, классах лицеев и колледжей, работу с учителями экспериментальных школ и студентами старших курсов, осуществляющими практическую работу в школе.

Общая структура диссертации подчинена центральной задаче исследования — раскрыть суть формирования познавательной самостоятельности старшеклассников на основе личностно ориентированного подхода. Эта задача предполагает уровневое рассмотрение проблемы, состоящее из четырех основных ступеней: методологического аспекта, теоретического, методического и праксиологического. Соблюдение такого порядка исследования обеспечивает формулирование определенной педагогической технологии, оформленной в диссертации концептуально. Структура исследования в связи с этим такова: первая глава диссертации («Теоретические основы личностного ориентирования познавательной самостоятельности старшеклассников») раскрывает методологические основы личностного ориентирования обучения в школе (первый и второй параграфы — «Личностное ориентирование обучения в современной средней школе» и «Теоретический анализ ведущих концепций учения об активности личности в познавательном процессе») — затем следует собственно теоретическое обоснование основных положений исследования (параграфы третий — «Содержание и структура познавательной самостоятельности школьников», четвертый — «Интегративность свойств личности старшеклассниковусловие становления их познавательной самостоятельности») — затем мы предлагаем методический аспект интересующей нас проблемы (параграфы пятый -" Отношения «учитель — ученик» и их роль в становлении познавательной самостоятельности старшеклассников", шестой — «Проблема классификации самостоятельных работ» и седьмой — «Дидактические особенности познавательной самостоятельности старшеклассников в их работе над литературным и историческим материалом») — наконец, мы завершаем этот блок теоретических рассуждений общими выводами по главе, которые представляют собой четко сформулированную концепцию формирования познавательной самостоятельности школьников (параграф восьмой — «Концепция становления познавательной самостоятельности школьников»). Четвертый уровень — праксиологический — представляется настолько важным, что мы посвятили ему отдельную главу диссертации (глава вторая — «Праксиологические основы становления познавательной самостоятельности старшеклассников на базе личностно ориентированного обучения»), в которой подробно обосновывается идея усложняющихся самостоятельных заданий и ослабления аналогии как практический способ формирования познавательной самостоятельности школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики школьного образования приводят нас к необходимости признать, что познавательная самостоятельность есть интегральные свойства личности, характеризующиеся ее умением и стремлением без посторонней помощи овладеть знаниями и способами деятельности. К числу существенных признаков познавательной самостоятельности можно отнести: а) потребность в знанияхб) желание глубже познать не только усваиваемые знания, но и способы овладения имив) критический подход к изучаемым материалам, суждениям других людейг) возможность высказать собственную точку зренияд) умение самостоятельно мыслить: владение мыслительными операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения и др.- е) умение самостоятельно приобретать новые знания и использовать их для дальнейшего самообразования и практической деятельности.

Ведущей идеей исследования познавательной самостоятельности явилась идея С. J1. Рубинштейна о том, что в деятельности человека, в его практических делах психическое и духовное развитие не только проявляется, но и совершенствуется. Таким образом, деятельность служит той основой, на которой формируется познавательная самостоятельность учащихся, но далеко не любая деятельность служит этой основой и может обеспечить положительную результативность в достижении желаемой целидля этого нужно включить их в специально организованную, направленную на формирование познавательной самостоятельности деятельность.

Познавательная самостоятельность полиструктурна. Она включает мо-тивационный, ориентационный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой и оценочный компоненты (Т. И. Шамова).

Как и любая другая педагогическая система, познавательная самостоятельность может успешно функционировать только при соблюдении соответствующих педагогических условий: общепедагогических, социально-педагогических и дидактических. К общепедагогическим можно отнести:

— целенаправленное формирование познавательной самостоятельности, которое должно быть в числе первостепенных задач процесса обучения;

— повышение познавательной самостоятельности, которое осуществляется всеми учебно-воспитательными структурами на основе их взаимодействия в масштабе школы.

К социально-педагогическим можно отнести:

— активную позицию учащихся, осознание и принятие ими активной познавательной самостоятельности как лично и социально значимой;

— благоприятную творческую атмосферу в школьном коллективе;

— компетентность учителя, его способность к формированию у учащихся познавательной самостоятельности.

Дидактические условия:

— адекватность средств и способов формирования конечным целям;

— управление повышенной активной самостоятельностью учащихся;

— овладение реальным правом выбора технологии обучения, определение соотношения самостоятельной и общеклассной работы, србков и способов определения результатов своей деятельности.

Для диагностики сформированности познавательной самостоятельностью наиболее важными являются два критерия: а) возрастание помощи учителяб) ослабление аналогии. В овладении познавательной самостоятельности решающее значение имеет обучаемость школьников, поэтому степень их продвижения в овладении познавательной самостоятельностью в нашем эксперименте разделила их на три уровня: ускоренный, оптимальный и замедленный. Одним из диагностических приемов в этом определении уровня достижений мы использовали критериально-ориентированный тест, включающий: а) знание основных операций и умение их выполнятьб) усвоение структуры рационального выполнения совокупности операцийв) перенос усвоенного метода на решение других заданий. На его основе мы разработали систему выполнения учащимися письменных работ, чтобы видеть не только объем усвоенных знаний, но и способы оперирования с ними.

Такой системный подход к основам познавательной самостоятельности позволил сформулировать ее концепцию. Концепция — это системное описание явления, способствующее его пониманию, трактовки, выявлению руководящих идей построения и функционирования.

Концепция познавательной самостоятельности представляет собой систему готовности, способности и стремления своими силами продвигаться в овладении знаниями, включающую побудительную, содержательную, технико-технологическую сторону ее осуществления, проходящую копирующую, воспроизводяще-выборочную и творческую стадии и определяемую возрастанием помощи учителя и ослаблением аналогии. Познавательная самостоятельность под силу ученику с любым уровнем развития и обучаемости и может быть по специальному алгоритму организована любым учителем через осуществление опорных знаний. Доза помощи учителя ученикам в этом процессе зависит от уровня их развития, обучаемости и обученности, а их достижения в будущем равняются сумме первоначального состояния, их мотивации в обучении и мастерству учителя в технологии обучения.

Разработанная нами концепция становления познавательной самостоятельности старшеклассников способствует упорядочению и более высокой целенаправленности учебного процесса, облегчает работу учителя и делает ее результативнее, помогает ученику постоянно видеть результаты учения.

Результаты опытно-экспериментальной проверки данной гипотезы в течение 20 лет показали, что при условии системной организации работы по предмету можно выработать и систему становления познавательной самостоятельности, являющуюся ключом для самообразования личности.

В современном образовательном пространстве, все более решительно поднимающемся до личностно ориентированного обучения, осуществление становления познавательной самостоятельности каждого ученика является главным результатом обучения.

Таким образом, поставленная перед исследованием цель, выдвинутые задачи и его гипотеза полностью подтвердились.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1989.
  2. Г. С. Комплекс методик на определение учебного плана. М.: Просвещение, 1993. 72 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
  4. В. Н. Формирование познавательных потребностей старшеклассников средствами развития общеучебных умений // Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе обучения. Тамбов, 1990. С. 51−58.
  5. Активизация процесса обучения школьников: Сб. научных трудов. Ташкент: ТашГПИ, 1989. 98 с.
  6. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: Межвузовский сб. научных трудов. Л.: ЛГПИ, 1985. 172 с.
  7. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении (Под ред. Г. И. Щукиной). М.: Просвещение, 1984. 176 с.
  8. Н. А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. Челябинск: «Факел» ЧГПУ, 1995. 164 с.
  9. Ю.Алексеев Н. Г. Самостоятельность // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1968. Т. 4. С. 785−788.11 .Алексеева Н. М. Игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 1991. № 5. С. 114−115.
  10. Н. Н. Выбор особенностей учащихся при дифференцированном обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1992. № 56. С. 19−23.
  11. Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Радио, 1979. 108 с.
  12. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. 296 с.
  13. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 557 с. (Университет-школе).
  14. . Г. Избранные психологические труды. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. 287 с.
  15. П.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.
  16. В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Изд-во Казанского ун-та, 1996. 552 с.
  17. Н. П. Режиссура педагогического взаимодействия. Новосибирск: НГПИ, 1991. 106 с.
  18. П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978. 400 с.
  19. Г. П. О соотношении индивидуальных различий в мыслительной деятельности школьников и особенности их высшей нервной деятельности // Вопросы психологии. 1966. № 1. С. 63−70.
  20. М. М. Индивидуализация обучения задача сегодняшнего дня. Тула: Тульское кн. изд-во, 1971. 140 с.
  21. Г. С. Социальная активность. М.: Политиздат, 1974. 280 с.
  22. Н. Л. Школа как социально-культурный феномен // Современная средняя общеобразовательная школа: социальные функции и механизм самоуправления. Владимир, 1991. С. 60−66.
  23. Л. П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968.216 с.
  24. А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник. М.: МГУ, 1990. 367 с.
  25. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  26. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  27. А. К. Некоторые типологически обусловленные особенности индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии личности. Нижний Тагил: Нижнетагильское кн. изд-во, 1966.96 с.
  28. В. А. Дидактические основы построения системы познавательной деятельности учащихся 9−10 классов на учебных занятиях по физике. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1984. 199 с.
  29. Г. А. Норма деятельности категория педагогическая. // Педагогика. 1992. № 3−4. С. 43−48.
  30. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 183 с.
  31. В. П. Индивидуальный подход к учащимся в условиях проблемно-поисковой деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Одесса, 1975.
  32. С. И. Принципы обучения. М.: Просвещение, 1975. 232 с.
  33. А. С. Педагогические условия развития познавательной активности учащихся выпускных классов средней школы в учебном процессе (на материале изучения основ обществознания): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск. 1993. 272 с.
  34. И. Г. Развитие познавательной активности учащихся вечерних (сменных) школ в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1978. 179 с.
  35. . Логико-дидактические проблемы развивающего обучения. //Вестник высшей школы. 1990. № 10. С. 36−43.
  36. В. В. Формирование познавательной направленности. М.: Просвещение, 1977. 179 с.
  37. Л. С. Самостоятельная работа учащихся при изучении политической системы советского общества // Преподавание истории в школе. 1991. № 2. С. 132−142.
  38. В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.
  39. В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. 142 с.
  40. В. В. Комплексный анализ учебно-познавательной деятельности. Челябинск: ЧелГУ, 1986. 104 с.
  41. В. В. Познавательная рефлексия. Челябинск: ЧелГУ, 1991.127 с.
  42. Е. Л., Карпов В. В., Харпаш А. И. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью. Учебное пособие для студентов пед институтов. Ярославль. 1974. 176 с.
  43. Н. Ф. Повышение качества знаний школьников. Челябинск, 1976. 106 с.
  44. Н. А., Сманцер А. П. Воспитание у школьников интереса к учению: Кн. для учителя. Минск, 1987. 74 с.
  45. М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. № 5. С. 21−25.
  46. М. С. К методике составления и проверки тестов // Вопросы психологии. 1968. № 1. С. 74−80.
  47. В. П. Дидактические основы программным управлением процессом обучения: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1968.
  48. В. П. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика. 1993. № 1. С. 89−94.
  49. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  50. В. П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. № 5 С. 16−25.
  51. JI. В. Педагогическая технология в школе // Педагогические проблемы трудовой подготовки старшеклассников на современном этапел1. НТП. М., 1989. С. 23−29.
  52. Я. С. Непокорное искусство: О процессе художественного развития. JI.: Сов. писатель, 1991. 329 с.
  53. . П., Катаева JI. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы //Педагогика. 1993. № 2. С. 10−15.
  54. П. П. Память и мышление. М.: ОГИЗ, 1935. 224 с.
  55. . Д., Митрофанов К. Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии // Преподавание истории в школе. 1995. № 3. С. 29−41.
  56. Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 320 с.
  57. М. В. Идеальная школа XX века. Почему не получилось? // Мир образования. 1996. № 1. С. 12−16.
  58. А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения. // Сов. педагогика. 1990. № 12. С. 65−71.
  59. Е. Д., Якиманская И. С. Психолого-педагогические требования к современному уроку. // Советская педагогика. 1987. № 9. С. 36−41.
  60. JI. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  61. Большая советская энциклопедия. М., 1970.
  62. Е. В. Гуманизация восприятия старшеклассников // Сов. педагогика. 1991. № 9. С. 50−56.
  63. . В. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. 141 с.
  64. Э. Рождение новой идеи. М.: Высшая школа, 1976. 219 с.
  65. П. Г. О вариативности анализа. Искусство анализа художественного произведения. М.: Просвещение, 1971. С. 37−55.
  66. Дж. Процесс обучения: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1962. 378с.
  67. А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. № 6. С. 42−46.
  68. А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. 96 с.
  69. JI. П. Социальная среда и сознание личности. М.: Политиздат, 196S. 260 с.
  70. В. А. Методики и технологии образования. Рига: Эксперимент, 1994. 62 с.
  71. Ван дер Меер Т., Сельцер Р. Активный и самостоятельный процесс учебы // Инновационная деятельность в образовании: Международный междисциплинарный научно-практический журнал. 1994. № 3. С. 63−81.
  72. Г. Ф. Влияние организационных умений познавательной деятельности на перестройку процесса учения старшеклассника // Преодоление формализма в обучении. Д., 1989. С. 113−123.
  73. Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988. 239 с.
  74. Т. Как помочь ребенку: Опыт лечебной педагогики. М.: Центр Вальдорфской педагогики. 1992. 167 с.
  75. Венгер J1. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. 96 с.
  76. Н. Н. Формирование познавательных интересов школьников как одно из условий осуществления всеобщего среднего образования: Метод. пособие для общеобразовательных школ. М.: НИИ школ.,* 1974. 80 с.
  77. М. А. Самоопределение как ключевое понятие прогностической модели выпускника // Новые исследования в педагогических науках. 1990. № 1. С. 9−16.
  78. Возраст и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Просвещение, 1989. 182 с.
  79. М. И., Кондакова JI. П., Шубкина JI. С. Обучение постановке вопросов как фактор развития у учащихся творческого мышления // Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обучение. М., 1990. С. 107−113.
  80. Н. И. Активизация учебной деятельности четвероклассников при изучении истории СССР: Кн. для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. 109 с.
  81. Воспитательная система массовых школ: проблемы гуманизации. Сб. научных трудов. М.: НИИ ТИ ИП, 1992. 134 с.
  82. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении: Сб. трудов. М.: МГПИ, 1976. 156 с.
  83. Временный государственный стандарт образования: Общее среднее образование: Концепция оценки достижения учащимися требований общеобразовательного стандарта. М.: Просвещение, 1993. 32 с.
  84. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанско-го. М.: Просвещение, 1981. 220 с.
  85. Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 тт. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
  86. Л. Г. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Саратов: СГПИ, 1978.
  87. Т. В. Учебная деятельность и её средства. М.: МГУ, 1988. 225с.
  88. С. А. Влияние установок на познавательную деятельность учащихся // Формирование познавательной активности уча"щихся средней школы на уроках иностранного языка. Рязань, 1990. С. 115−121.
  89. В. В. Роль учебных заведений в развитии творческого мышления младших школьников // Нач. школа. 1991. № 6. С. 2−5.
  90. П. Я. Введение в психологию. М.: Просвещение, 1976.
  91. П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. № 6. С. 58−69.
  92. П. Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Возрастная и педагогическая психология. М., 1992. С. 230−242.
  93. П. Я., Талызина Н. Ф. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. М.: МГУ, 1968. 238 с.
  94. М. Г. Самостоятельная работа как средство накопления опыта творческой деятельности (Эксперимент в IY-YIII классах школы № 332 г. Москвы) // Советская педагогика, 1973. № 4. С. 52−57.
  95. ЮО.Гершунский Б. С., Березовский В. М. Методологические проблемы стандартизации в образовании // Педагогика. 1993. № 1. С. 27−32.
  96. Ю. 3. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся // Сов. педагогика. 1990. № 5. С. 81−87.
  97. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 494 с.
  98. Е. Я. К вопросу о видах учебно-логических занятий в работе над книгой // Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. М.: Д., 1949. С. 203−237.
  99. Е. Я. Некоторые принципиальные вопросы’развития самостоятельности школьника: Ученые записки Ленинградского государственного педагогического ин-та им. А. И. Герцена. Кыштым. 1944. Т. 52. 120 с.
  100. Д. С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход // Педагогика, 1995. № 4. С. 105−111.
  101. Е. И. Опыт конструирования диагностического критериально-ориентированного теста//Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 69−81.
  102. В. В. Совместный анализ учебной деятельности учителем и учеником как условие преодоления формализма в обучении // Преодоление формализма в обучении. Л., 1989. С. 123−137.
  103. Г. А. Краеведческий материал как средство развития познавательной и творческой деятельности школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Томск, 1978. 160 с.
  104. ПЗ.Гробарь М. И., Ноздрина В. А. Факторный анализ выполнения учащимися контрольных работ // Сов. педагогика. 1991. № 3. С. 49−55.
  105. М. И. Коллективная творческая деятельность условие сознательного выбора профессии // Профессиональная ориентация в школе и вузе. Кемерово, 1991. С. 75−80.
  106. Г. Опыт войны с Россией // Итоги второй мировой войны. М.: Политиздат, 1957.
  107. Пб.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 239 с.
  108. П.Давыдов В. В. Развитие сознания, способностей и личности школьников в процессе учебной деятельности // Образование и воспитание. 1992. № 1. С. 20−27.
  109. В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Возрастная и педагогическая психология. М., 1992. С. 243−259.
  110. И9.Дайри Н. Г. Важнейшие пути организации активной самостоятельной деятельности, связи обучения с жизнью // Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М.: Просвещение, 1966. С. 314−411.
  111. Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М.: Просвещение, 1966. 438 с.
  112. Н. Г. Основное усвоить на уроке. М.: Просвещение, 1987. 191с.
  113. М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика, 1961. № 8. С. 31−36.
  114. М. А., Малинин В. Н. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов // Советская педагогика. 1971. № 1. С. 73−95.
  115. В. С. Практические работы учащихся с позиции педагогической технологии // Педагогика, 1993. № 3. С. 2841.
  116. И. Д Организация эксперимента и результаты педагогических наблюдений в школе. // Развитие личности школьника в условиях новых информационных технологий: По результатам опыта экспериментальной работы. 1987−1990 гг. М., 1991. С. 5−26.
  117. Деятельность // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 160.
  118. Диалектика деятельности и потребности общества. Белгород, 1972.240 с.4
  119. А. Избр. пед. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  120. А. М. Преподавание в средней школе США. М.: Просвещение, 1983. 288 с.
  121. Е. С. Активизация познавательной деятельности учащихся ср. профтехучилищ в процессе обучения математике. Киев: Высшая школа, 1987. 101 с.
  122. М. Е. Практическая направленность обучения студентов как условие его оптимизации. Челябинск: ЧелГУ, 1983. 140 с.
  123. В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 191 с. (мастерство учителя: идеи, опыт, предложения).
  124. Н. В. Активизация процесса обучения при внедрении видеозаписи в структуру учебных занятий // Использование в учебном процессе высшей школы методов активного обучения. JL, 1990. С. 173−177.
  125. Ю. М. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. 167 с.
  126. М. И. Теория и практика активизации учебно-познавательного процесса. Казань: Таткнигоиздат, 1963. 122 с.
  127. . А. Учись учиться М.: Молодая гвардия, 1988. 93 с.
  128. . П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. М.: Известия АПН РСФСР. Вып. 115. 1961. С. 5−37.
  129. . П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроках // Советская педагогика. 1957. № 8.
  130. . П. Задания учебные // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М.: Советская энциклопедия, 1965. Т. 2. С. 59−62.
  131. JI. В. Руководство учением. Историко-дидактический аспект: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1987. 90 с.
  132. Л. В. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 1993.203 с.
  133. Л. В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Л.: ЛГПИ, 1986. 140 с.
  134. Нб.Загвязинский В. И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство. 1971. 183 с.
  135. С. И. Дифференциация самостоятельных работ учащихся: Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1976.
  136. Н. М. Соотношение методов диагностики умственного развития детей // Новое исследование в психологии и возрастной физиологии. 1991. № 1.С. 31−34.
  137. В. П. Человеческая деятельность познание — искусство. Киев: Советский художник, 1977. 157 с.
  138. Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1983. 158 с.
  139. В. С., Онуфриева В. В. Структура учебной деятельности школьников в условиях дидактического сотрудничества с учителем // Структуры познавательной деятельности. Владимир, 1989. С. 38−48.
  140. С. А. Развитие познавательных способностей и усвоение школьных знаний. М.: Педагогика, 1991.
  141. В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Изд-воМГУ, 1993. 168 с.
  142. В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  143. И. И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. 198 с.
  144. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. 240 с.
  145. Искусство и дети. М.: Советский художник, 1969. 412 с.
  146. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. 96 с.
  147. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. 288 с.
  148. М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  149. Калмыкова 3. И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990. 79 с.
  150. Калмыкова 3. И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников // Советская педагогика. 1968. № 6. С. 65−72.
  151. Калмыкова 3. И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся // Вопросы психологии. 1961. № 2. С. 44−50.
  152. И. П. Структура и механизмы творческой деятельности.41. М.: МГУ, 1983. 168 с.
  153. И. М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. М.: Педагогика, 1980. 158 с.
  154. Ю. В. Обучаемость как характеристика умственного развития // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1990. № 2. С. 54−63.
  155. М. Д. Комплексный подход учебной деятельности // Советская педагогика. 1986. № 10. С. 24−31.
  156. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1978. 208 с.
  157. . М. Обобщение как логическая операция // Вопросы философии. 1995. № 12. С. 28−35.
  158. Г. Д. Дидактические основы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся // Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе. Л., 1989. С. 3−9.
  159. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1980. 159 с.
  160. Е. Ю. Осуществление личностного подхода в обучении. Автореф. дисс... канд. пед. наук, М., 1974.
  161. JI. А. Проблема самостоятельной работы как средство активизации познавательной деятельности учащихся старших классов // Ученые записки Владимирского пед. института, 1971. Т. 35. Вып. 5. С. 63−96.
  162. А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: ОГПИ, 1996. 190 с. 181 .Кленицкая И. Я. Когда слова диктует чувство... Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. 77 с.
  163. Л. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984. 380с.
  164. П. В. Диалектика, логика, наука. М.: Политиздат, 1973. 194с.
  165. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. М.: Педагогика, 1985. 144 с.
  166. Я. А. Избр. пед. соч. Т. 1. «Великая дидактика». М.: Учпедгиз, 1939.
  167. Н. И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. 656 с.
  168. В. А., Пангешникова Л. М. Опыт создания объективных измерений оценки знаний, умений и навыков учащихся // Советская педагогика. 1964. № 3. С. 72−80.
  169. Е. И. Уровни познавательной активности // Народное образование. 1995. № 10. С. 156−159.
  170. В. М. Идущему на первые уроки. М.: Педагогика, 1977. 88 с. (Начинающему учителю).
  171. В. М. Самодеятельность учащихся на уроке // Советская педагогика. 1990. № 6. С. 11−15.
  172. . И. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы. 2-е изд., дополн. и испр. М.: Просвещение, 1989. 158 с.
  173. А. Н. Методы и формы научного познания. Спецкурс. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. 80 с.
  174. И. Э. Особенности состава учащихся и их личных взаимоотношений в классе с углубленным изучением отдельных предметов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тарту, 1984.
  175. В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методический анализ. М.: Педагогика, 1977. 264 с.
  176. Э. А., Коган Т. J1. Качество знаний, умений и навыков как критерий оценки учебных достижений школьников // Советская педагогика. 1980. № 8. С. 18−33.
  177. Краткий педагогический словарь пропагандиста (Под общ. ред. М. И. Кондакова, А. С. Вишнякова). М.: Политиздат, 1988.
  178. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
  179. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. 479 с.
  180. В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. 431 с.
  181. Г. Г., Сваткова Т. Д. Поисково-творческий метод как один из путей совершенствования обучения // Проблемы высшей школы. 1991. Вып. 74. С. 19−24.
  182. Н. В. Педагогическая система предмет исследования педагогики // Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГПИ, 1970. С. 3−18.
  183. Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии её оценки // Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГПИ, 1980. С. 19−31.
  184. Н. В. Системный подход в педагогическом исследовании // Методология педагогических трудов / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1980. С. 82−117.
  185. Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологиче-ские проблемы развития // Гуманизация образования. НИИ РАО. Бийск, 1994. 154 с.
  186. Г. Н. Целеполагание и его корректировка в^познании закономерностей развития общества старшеклассниками школы. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1985. 29 с.
  187. Ю. Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. 111 с.
  188. Ч. Основы общей дидактики. М.: Просвещение, 1986.360 с.
  189. Н. В. Формирование умственной самостоятельности. Минск: Нар. просвета, 1972. 136 с.
  190. Т. С. Этика социальной активности личности. М.: Политиздат, 1974. 208 с.
  191. М. М., Кириллова Е. Ю. Формирование самооценки как дидактическое условие дифференциации обучения // Новые исследования в педагогических науках. 1973. № 7.
  192. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
  193. Н. Ю. Различия в характере самостоятельной познавательной деятельности учащихся // Методы обучения в средней общеобразовательной школе. Л., 1985. С. 17−21.
  194. Н. С. Об умственной одаренности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 215 с.
  195. Н. С. Проблема общих способностей в возрастном аспекте // Вопросы психологии. 1969. № 2. С. 24−31.
  196. Р. Г. О самостоятельной работе учащихся // Советская педагогика. 1965. № 2. С. 15−28.
  197. В. Г. Проблемы гуманизации и концепция «аристократического антропоцентризма»: О пед. процессе. // Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса. Ярославль, 1991. С. 4851.
  198. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1973. 175 с.
  199. А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.584 с.
  200. Д. А. Деятельность и потребность // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. М.: АПН СССР, 1990. 180 с.
  201. Н. Н. Коммуникация и общение в педагогическом процессе // Эксперимент и прикладная психология. 1989. Вып. 13. С. 36—43.
  202. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  203. И. Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  204. И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Авто-реф. дисс. докт. пед. наук. М., 1971. 38 с.
  205. И. Процесс и структура человеческого учения. М.: Просвещение, 1970. 686 с.
  206. А. И., Рыбак Л. А. Формирование критической самооценки выполненного учебного задания // Советская педагогика, 1965. № 2. С. 32−40.
  207. Н. С. Развитие познавательной активности учащихся в условиях проблемно-поисковой деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1972. 24 с.
  208. Личность и сознание: (Проблемы развития): Межвуз. сб. науч. трудов (ЛГПИ им. А. И. Герцена- Отв. ред. А. А. Алексеев). Л., 1989. 152 с.
  209. Т. С. Творческая атмосфера условие гуманитаризации учебного процесса// Советская педагогика. 1991. № 12. С. 70−73.
  210. Н. А. Формирование системы общих учебных умений и навыков. М.: Просвещение, 1982. 84 с.
  211. А. С. Самостоятельная работа и самоконтроль учебной деятельности старших школьников: Методическое пособие. М.: Педагогика, 1972. 164 с.
  212. Н. Мера трудности // Народное образование, 1971. № 12. С. 24−29.
  213. И. И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся // Народное образование. 1966. № 10. С. 2−16.
  214. Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1973. 160 с.
  215. В. Гуманитарное образование в современной школе // Вестник высшей школы. 1991. № 7. С. 16−19.
  216. Маркадерез Ферриер. Дифференцированное обучение в процессе самостоятельной работы на уроке. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1985.
  217. А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 325 с.
  218. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, 20.
  219. М. А. Способы умственной деятельности как основа для дифференциации учащихся в процессе обучения // Актуальные проблемы индивидуализации обучения: Материалы научного симпозиума. Тарту: Изд-во ГТУ, 1970. С. 56−61.
  220. С. Е. Знания и навыки неотделимы. Челябинск, КН. изд4во, 1963. 57 с.
  221. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 1972. 208 с.
  222. М. И. Организация проблемного обучения. М.: Просвещение, 1977. 239 с.
  223. М. И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. 182 с.
  224. Н. А. Проблемы учения и умственного развития ученика. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
  225. В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 253 с.
  226. В. С. Становление индивидуальности и социализация индивидуума // Проблемы личности. М.: Педагогика, 1970. С. 180−201.
  227. В. С., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля в процессе обучения // Советская педагогика, 1967. № 4. С. 23−35.
  228. В. С. Психология индивидуальности. М.: НПО «МОДЕК», 1996. 448 с.
  229. Методы выявления особенностей познавательной активности в условиях дифференцированного обучения (Под ред. И. С. Якиманской). М.: Педагогика, 1993. 140 с.
  230. Методы выявления особенностей познавательной деятельности школьников (Под ред. И. С. Якиманской). М.: Педагогика, 1992. 116 с.
  231. Методы совершенствования учебного процесса в высшем техническом вузе. Л.: ЛЭТИ, 1987. 187 с.
  232. К. Н. Эффективность обучения и развитие аналитических способностей // Педагогика. 1994. № 3. С. 18−25.
  233. В. П. Количественная оценка эффективности и качества учебного процесса. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Южно-Сахалинск, 1987.
  234. И. И. О классификации и рациональном сочетании видов самостоятельных работ учащихся на уроке. В кн.: Вопросы развития познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань: Изд-во Казанского университета, 1966.
  235. Н. Е. Вслушиваясь в слово. Пособие для учителя. Киев: Рад. шк., 1989. 93 с.
  236. В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. 200 с.
  237. Н. Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения. М.: Просвещение, 1964.
  238. М. Опыты. Кн. 1. М.: Изд. АН СССР, 1958.
  239. Н. И. Типы неуспевающих школьников // Советская педагогика, 165. № 7. С. 46−52.
  240. М. В. Практикум по развитию креативности. Магнитогорск: МГПИ, 1994. 48 с.
  241. А. Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972. 190 с.
  242. А. Я. Какой быть новой педагогике? Челябинск: Кн. изд-во, 1993. 115 с.
  243. А. Я. Общенаучные понятия в педагогике // Педагогика, 1992, № 7−8. С. 12−26.
  244. Научное творчество (Под ред. С. Р. Микулинского и М. Г. Ярошев-ского). М.: Наука, 1969. 448 с.
  245. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников (Под ред. Е. Д. Божович). М.: Новая школа, 1995. 95 с.
  246. Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности учащихся. Казань, 1989. 115с.
  247. Т. М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1972.
  248. О. А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Таллинн, 1976. 280 с.
  249. Новое педагогическое мышление (Под ред. А. В. Петровского). М.: Педагогика, 1989. 280 с.
  250. Н. И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.: Педагогика, 1991. 224 с.
  251. Обучение // Педагогическая энциклопедия. М., 1966. Т. 3 С. 153—162.
  252. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих спо4собностей. Казань: Изд-во КГУ, 1989. 142 с.
  253. Опыт составления программированных пособий для школы. М: Просвещение, 1966. 75 с. 286.0рганизация в школе психолого-педагогической диагностики. Челябинск, ЧИПКРО, 1991. 87 с.
  254. Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.286 с.
  255. Основные принципы организации учебного труда: Метод, пособие (Горьковское отд-ие Пед. о-ва РСФСР- С. В. Дмитриев и др.,). М., 1989. 85 с. 289. Основы дидактики (Под ред. Б. П. Есипова) М.: Просвещение, 1967.471 с.
  256. В. В., Фридман J1. С. Учебно-методический комплекс средств обучения // Советская педагогика, 1991. № 6. С. 26−33.
  257. М. П. Дидактические условия формирования опыта творческой деятельности учащихся (На материале предметов естественнонаучного цикла). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1977. 18 с.
  258. Педагогическая энциклопедия. М., 1968.
  259. Ю. А. Теория познания: научно-практическое значение. М.: Мысль, 1988. 142 с.
  260. В. А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 69−80.
  261. . Роль действия в формировании мышления. Вопросы психологии, 1965, № 6.
  262. П. И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ и структура восприятия и творчества). М.: Педагогика, 1972.184 с.
  263. П. И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Просвещение, 1985.
  264. П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  265. В. Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике // Педагогика. 1996. № 6. С. 97−102.
  266. К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1981. 175 с.
  267. К. К. Личностный подход как принцип психологии // Методические и психологические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. С. 4458.
  268. К. К. О системе психологии. М.: Высшая школа, 1972.421 с.
  269. К. К. Структура и развитие личности (Отв. ред. А. Д. Гло-точкин- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1986. 254 с.
  270. И. П. Исследование закономерностей дидактического процесса. Киев: Просвещение, 1991. 241 с.
  271. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам (Под ред. И. Я. Лернера). М.: Педагогика, 1972. 240 с.
  272. Н. А. Воспитание познавательной самостоятельности. Казань: Таткнигиздат, 1968. 203 с.
  273. Н. А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1976. 48 с.
  274. В. М. Методы исследования проблем образования // Педагогика. 1994. № 2. С. 10−15.
  275. О.Полонский В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований // М.: Педагогика, 1987. 142 с.
  276. Н. Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных oneлраций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. 151 с.
  277. М. М. Оптимизация обучения и воспитания: общее и специфичное // Проблемы развития теории и методики оптимизации пед. процесса. М., 1989. С. 26−37.
  278. Природа художественного таланта. Москва: Советский художник, 1965. 140 с.
  279. Г. Н. Современный урок: Учебное пособие. (Рязанский пед. ин-т им. С. А. Есенина). Рязань, 1989. 110 с.
  280. Проблема личности. М.: Высшая школа, 1977. 280 с.
  281. Проблемы совершенствования процесса обучения в средней школе: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1987. 167 с.
  282. Н. В. Индивидуальная самостоятельная работа в обучении. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1971.
  283. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  284. Г. Сознание и диалектика процесса познания / Отв. ред. Н. П. Антонов. Иваново, ИПИ, 1980. 160 с.
  285. В. О. Азбука учебного труда: Кн. для учителя: Обобщение передового пед опыта. М.: Просвещение, 1988. 141 с.
  286. Н. С. Вопросы управления познавательной деятельностью учащихся при самостоятельной работе на уроках: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1972. 24 с.
  287. Т. Д. Психолого-педагогические критерии оценки качества знаний школьников. М., 1990. С. 75−89.
  288. Е. С. Индивидуализация домашних заданий необходимое условие успешного обучения. Калининград, 1962. 159 с.
  289. Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). М.: Педагогика, 1975. 182 с.4
  290. Развитие творческой активности учащихся на основе навыков комплексного анализа учебно-познавательной деятельности. Метод рекомендации. Челябинск: ЧОЧУУ, 1991. 94 с.
  291. В. Г. Развитие творческих особенностей учащихся в процессе обучения физике: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. 272 с.
  292. А. И. Курс лекций по логике науки. М.: Высшая школа, 1971. 173 с.
  293. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. 420 с.
  294. В. И. Развитие системы факультативных занятий как средство выявления и формирования познавательных склонностей учащихся. Автореф. дисс... канд. пед. наук. М., 1989.
  295. И. И. Философские основы теории индивидуальности. Л.: ЛГУ, 1973. 175 с.
  296. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 392 с.
  297. Э. Н. Учет способностей старшеклассников как основа формирования познавательных потребностей: На материале преподавания ин.яз. // Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе обучения. Тамбов, 1990. С. 34−43.
  298. В. М. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990. 111 с.
  299. С. Л. Бытие и сознание. М: АН СССР, 1957. 328 с.
  300. С. Л. Избранное. М.: Учпедгиз, 1946. 620 с.
  301. С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Просвещение, 1959. 324 с. 336 а. Рувинский Л. И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М.: Знание, 1983. 159 с. л
  302. . Ж. Эмиль, или О воспитании. М.: Школа и жизнь. 1913.
  303. Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы. Учебное пособие к спецкурсу. Волгоград: ВГПИ, 1988.61 с.
  304. . Английская школа и интеллектуальные тесты. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 254 с.
  305. Самостоятельность //Пед. энциклопедия. М., 1966. Т. 3. С. 785−788.
  306. Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1985.
  307. В. П. Образовательный минимум: измерение, достоверность, надежность // Педагогика. 1994. № 4. С. 30−34.
  308. Системное исследование индивидуальности: Тезисы доклада Всесоюзной конференции. Пермь, 1991. 454 с.
  309. М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Просвещение, 1965. 280 с.
  310. М. Н. Поиски путей и средств превращения школьников в активных субъектов педагогического процесса // Новые исследования в пед. науках. 1991. Вып 2. С. 3−6.
  311. Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе: Межвузовский сб. науч. трудов (ЛГПИ им. А. И. Герцена- Отв. ред. Г. Д. Кириллова). Л., 1989. 154 с. А
  312. Советский энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1979. 1600с.351 .Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление: Межвуз. сб. науч. тр. (ЛГПИ им. А. И. Герцена- Отв. ред. 3. И. Васильева). Л., 1989. 161 с.
  313. Р. Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся. М.: Просвещение, 1956. 116 с.
  314. Л. П. О типах, формах и уровнях социальной активности // Вопросы исторического материализма и критика некоторых концепций буржуазной социологии. М.: Политиздат, 1969. 358 с.
  315. В. Е. Совершенствование учебно-познавательной деятельности школьников средствами межпредметных проблемных заданий. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1981. 18 с.
  316. В. П. Организация процесса обучения в школе. М.: Просвещение, 1968. 320 с.
  317. В. П. Организация процесса обучения в школе. М.: Просвещение, 1968. 245 с.
  318. О. Ю. Пути изучения познавательного интереса школьников к истории // Единство учебной и внеучебной деятельности в целостном воспитательном процессе. Хабаровск, 1989. С. 83−93
  319. Структуры познавательной деятельности. Владимир: ВПИ, 1989. 143 с.
  320. Г. А. О единстве критериального и нормативного подходов к оцениванию знаний учащихся // Психологический журнал, 1995. Т. 16. № 2. С. 44−48
  321. В. А. О воспитании. М.: Просвещение, 1973. 252 с. ' .
  322. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. 344 с.
  323. Н.Ф. Формирование познавательных действий учащихся младшей школы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 173 с.
  324. А. Н. Русский характер. М.: Современник, 1978.
  325. Л. Н. Соч., Т. XII. Изд-во АПН РСФСР, 1955.
  326. Д. и др. Психология проектирования умственного развития детей. М.: Прага: Изд-во «Роспедагентство», 1994. 48 с.
  327. В. И. Уровни знаний и критерии их усвоения: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1970.
  328. Е. В. Проблемы гуманизации исторического образования и интернациональное воспитание школьников. // Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи: теория и практика. Горький, 1990. С. 90−92
  329. А. П. О формировании механизмов творческой познавательной деятельности подростков в учебном процессе. // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Л., 1985. С. 92−97.
  330. Н. Н. Функции и содержание теста на определение уровня обученности, сформированности интеллектуальных способностей и типа мышления обучающихся. Челябинск: ЧГПИ, 1993. 9 с.
  331. В. Н. Философский аспект гуманизации образования // Роль народного образования в активизации человеческого фактора. Новосибирск, 1991. С. 3−9.
  332. Дж. Личность // Вопросы психологии. 1992. № 3−4. С. 9.
  333. А. И. О социальной сущности учебных заданий // Новые исследования в педагогических науках. М., 1989. Вып. «(54). С. 27−30.
  334. Умение // Педагогическая энциклопедия. М., 1968. Т. 4. С. 362−363.
  335. Унт И. Э. Индивидуализация учебных заданий и ее эффективность: Автореф. дис... докт. пед. наук. Тарту, 1975.
  336. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Де-дагогика, 1990. 189 с.
  337. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П. Я. Гальперина. Н. Ф. Талызиной. М: МГУ, 1972. 261 с.
  338. Упражнение // Педагогическая энциклопедия. М., 1968. Т. 4. С. 382−383.
  339. А. В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование учащихся научных понятий. Автореф. дисс.докт. пед. наук. Л., ЛГПИ, 1970.
  340. А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. 173 с.
  341. А. В. Формирование учебных умений учащихся // Советская педагогика. 1982. № 1. С. 41−48.
  342. А. В., Тулькибаева Н. Н. Практикум по решению физических задач. М.: Просвещение, 1992. 208 с. 382 а. Ухтомский А. А. Собрание сочинений. Т. 4. Л., 1954.
  343. Учение // Педагогическая энциклопедия. М., 1968. Т. 4. С. 430−431
  344. Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961,
  345. К. Д. Собр. соч. Т. 2, 6, 7, 8, 10. М.: Изд-во АПН РСФСР,
  346. К. Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. Т. 2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
  347. И. Т. Дидактические основы оптимизации подготовки учащихся к усвоению новых знаний: Автореф. дисс. докт. пед. Наук. Киев, 1976.
  348. Т. Т. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся на этапе усвоения новых знаний // Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе. JI., 1989. С. 18−25.л
  349. Н. П. Психоэмоциональные аспекты гуманизации педагогического процесса. Ярославль, 1991. С. 20−34.
  350. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1972. 496 с.
  351. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  352. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. 191 с.
  353. Ф. А., Гаврилин А. В. Технология формирования личности в рефлексологической педагогике. // История педагогической технологии. М., 1992. С. 23−35.
  354. JI. Как построить школу: Концепция личностно-развивающего обучения // Народное образование, 1993. № 7−8. С. 18−21.
  355. JI. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1988. 206 с.
  356. Р. А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979. 175 с.
  357. Е. Д., Ефимова И. В., Сироткина Е. Б. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности: К проблеме психодиагностики // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 54−59.
  358. И. Ф. Активизация учения школьников. Минск: Народная асвета, 1970. 158 с.
  359. И. Ф. Как активизировать учение школьников. Минск: Народная асвета, 1975. 180 с.
  360. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988. 166 с.
  361. А. Я. Распознавание педагогами выражения эмоций у учащихся // Вопросы психологии. 1991. № 5. С 74−80
  362. М. Г. Интеграция науки. М.: Наука, 1981. 270 с.
  363. В. А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1985. 200 с.
  364. В. А., Фомина Т. А., Хайрулин Ш. Ш. Развитие духовности школьника: Аспект оптимизации светского образования. Челябинск, 1993. 164 с.
  365. П. И. Точность знаний как фактор формирования мировоззрения старших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1974.
  366. А. Т. К вопросу оценивания уровня политической культуры старшеклассников // Становление научного гуманистического мировоззрения учащихся. М., 1991. С. 147−149.
  367. В. Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981. 208 с.
  368. В. Э. О возрастном подходе к типологическим возможностям. // Вопросы психологии., 1963. № 3. С. 111−119.
  369. Т. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 208 с.
  370. Т. И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, 1979. 208 с.
  371. Т. И. Дидактическая система средств активизации учениялшкольников//Сов. педагогика. 1979. № 3. С. 11−17.
  372. Т. И. Мотивизация учения школьников. М.: Просвещение, 1982.180 с.
  373. Т. И., Нефедова К. Д. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1985. !03 с.
  374. В. Ф. Точка опоры: Организационные основы экспериментальных исследований. Минск: Университетское, 1990. 223 с.
  375. В. В. Формирование целевых установок познавательной деятельности школьников.//Сов. педагогика. 1991. № 5. С. 29−34.
  376. В. С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М.: Наука, 1988. 176 с.
  377. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  378. Г. И. Вопросы совершенствования учебного процесса в школе // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. JL, 1979. 416 с.
  379. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 203 с.
  380. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 352 с.
  381. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1986. 142 с.
  382. Г. И. Социально-педагогические приоритет современно4сти (о формировании нового мышления учителя) // Сов. педагогика. 1991. № 1. С. 50−54.
  383. П. М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 235 с.
  384. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  385. Е. А., Амилов Н. А. К вопросу о природе различий познавательных и креативных способностей мл. школьников // Новое исследование в психологии и возрастной физиологии. 1991. № 1. С. 34−39.
  386. Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач. Автореф.дисс. докт. пед. наук. Челябинск, 1992. 403 с.
  387. М. Г. Специфика детерминизации психических процессов. Вопросы философии, 1972. № 1.
  388. Barth R. Run school run. Cambridge (Mass.) 1980.
  389. Combs A. Humanistic education: too tender for a tough world? // Phi Delta Kappan, 1981. Vol. 62. N6.
  390. Green T. F. Schools and communities: A look forward // Harvard Educational Review. 1969. Vol. 39. N 2.
  391. Maslow A. Motivation and personality N. Y. 1970.
  392. Maslow A. Some educational implications of the humanistic psychology // Harvard Educational Review. 1968. V. 38. № 4.
  393. Patterson С. H. Foundations for a theory of instruction and educational psychology. N. Y., 1977. m
  394. Patterson С. H. Humanistic education. Englewood Chiffs (N.-Y.), 1973.
  395. Rogers S. R. Freedom to learn: A view of what education might become. Columbus (Ohio), 1969.
Заполнить форму текущей работой