Структура и логика развития самосознания в младшем школьном возрасте
В психологических исследованиях самосознание понимается как процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное представление, а затем и осознание такого суммированного «Я». Развитие личности младших школьников целесообразно рассматривать сквозь призму развития ее базовых составляющих… Читать ещё >
Структура и логика развития самосознания в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие личности младших школьников целесообразно рассматривать сквозь призму развития ее базовых составляющих, таких как: самосознание, черты личности, поведение.
В психологических исследованиях самосознание понимается как процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное представление, а затем и осознание такого суммированного «Я» .
Особо следует подчеркнуть процессуальность самосознания, несводимость его к конечному результату. Такой процесс накопления знаний о себе не приводит к завершенному, абсолютному представлению, а делает его постоянно пополняемым и все более адекватным. На основе знаний о себе человек строит свое взаимодействие с другими людьми (И. И. Чеснокова, 1977).
В структуре самосознания традиционно выделяют три компонента:
когнитивный (самопознание, представления о себе, своей сущности и социальной значимости);
эмоционально-ценностный (самоотношение, самооценка);
действенно-волевой (саморегуляция, самоконтроль).
У детей, в отличие от взрослых, компоненты самосознания едины, слиты, нерасчленены. В исследованиях по возрастной психологии подчеркиваются и другие характерные для детей особенности, например, недостаточно полное, поверхностное понимание образа себя и пока еще ограниченные возможности произвольной саморегуляции (И. Ю. Кулагина, 1999; В. С. Мухина, 1998).
В структуре детского самосознания на протяжении дошкольного возраста и, отчасти в младшем школьном возрасте, доминирует эмоционально-ценностный компонент, т. е. эмоционально-ценностное отношение к себе, которое у нормально развивающегося ребенка до 7 — 9 лет имеет положительный характер (Л. И. Божович, 1990; В. С. Мухина, 1998). Именно высокая самооценка помогает детям этого возраста без страха и сомнения включаться и осваивать новые виды деятельности. К младшему школьному возрасту и на всем его протяжении компоненты самосознания постепенно дифференцируются и развиваются. Рассмотрим, как это происходит.
Когнитивный компонент самосознания
В отличие от дошкольников младшие школьники обладают более точными знаниями о себе, о своем характере, чертах личности и поведении, своих знаниях и умениях, своей внешности и социальной значимости. Также новым является более полное осознание своих переживаний, наметившееся первоначально еще в конце дошкольного детства. Младшие школьники уже достаточно хорошо ориентируются в своих эмоциях, чувствах, которые постепенно складываются в устойчивые аффективные комплексы, т. е. происходит, по словам Л. С. Выготского, «обобщение переживаний» (1932). Цепь неудач или успехов (в учебе, общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — либо чувства неполноценности, униженности, оскорбленного самолюбия, либо, наоборот, чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут меняться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.
Нормальное развитие когнитивного компонента самосознания характеризуется появлением еще нескольких важных новообразований. Во-первых, к младшему школьному возрасту завершается половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или как девочку, приобретает представления о соответствующем внешнем облике и стиле поведения. Во-вторых, уточняются его представления о своих реальных возможностях, о своем статусе в коллективе сверстников. И наконец, к 7—8 годам появляется способность точно осознавать себя во времени: ребенок помнит себя в прошлом, принимает в настоящем и представляет себя в будущем. Если перечисленные новообразования в когнитивном компоненте самосознания не происходят вовремя или искажаются, или, появившись, не закрепляются, не совершенствуются, это приводит к дисгармоничному развитию. А нарушения формирования личности, в свою очередь, как правило, сопровождаются различными недостатками поведения младшего школьника, обуславливают многие трудности в учебной деятельности.