Дидактическая игра как антропотехническое средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога
Диссертация
Теоретической основой исследования явились: идеи о профессиональной, педагогической и коммуникативной культуре педагога и студента как субъектах и объектах общения (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. Спенсер, Д.Б. Эльконин) — культурно-историческая концепция игры как средства формирования навыков коммуникации (К. Гросс, 3. Фрейд, Ф. Шиллер и др.). В основу исследования были положены также… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Теоретические основы использования дидактической игры как антропотехнического средства формирования коммуникативной культуры педагога
- 1. 1. Коммуникативная культура педагога как психолого-педагогическая проблема
- 1. 2. Современные антропотехнические средства формирования навыков коммуникации и общения будущего педагога
- 1. 3. Культурно-историческая концепция игры как антропотехнического, средства формирования навыков коммуникации и общения
- 1. 4. Игровая деятельность как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога в опыте современного вуза
- Выводы
- ГЛАВА 2. Процесс формирования коммуникативной культуры будущего педагога-лингвиста на основе игровой деятельности
- 2. 1. Психолого-педагогические условия подготовки студентов к включению в дидактическую игру
- 2. 2. Процессуально-технологический аспект игровой деятельности будущих педагогов-лингвистов и формирование навыков коммуникации и общения
- 2. 3. Условия и факторы продуктивности дидактической игры как антропотехнического средства формирования коммуникативной культуры будущего педагога-лингвиста
- 2. 4. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности игровой технологии в процессе формирования коммуникативной культуры будущего педагога-лингвиста
- Выводы
Список литературы
- Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учащихся в системе высшего педагогического образования. -М, Просвещение, 1990. — 141 с.
- Агапова О.И., Швец В. И., Вербицкий А. А. Реализуется системно-контекстный подход.//Вестник высшей школы. 1987. — С. 14−18.s
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: ВЛАДОС, 1980. 376 с.
- Алейников А.Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. 1989. -№ 12. -С.7−14.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., Просвещение, 1987. — 216с.
- Арабов И.А., Пучкина Г. Ю. Этнопедагогика. Культурологический аспект. Карачаевск: КЧГПУ, 1999. — 215 с.
- Артемьева Г. Н. Технология речевой подготовки студента педвуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Курск: 1998. — 21 с.
- Асмолов А.Г. Социальная психология. М.: МГУ, 1990. 105 с.
- Бабанский А.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Сов. педагогика. 1987. — № 2. — С.55−59.
- Байбанова С.А. Воспитание творческой активности у детей в подвижных играх //Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ. Карачаевск: КЧГПУ, 1998. — С. 117−119.
- Бакшаева И.А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педвуза в контекстном обучении: Автореф. дис. канд. псих, наук. М., 1997.-22 с.
- Байчоров К.У. Образовательный стандарт как основа разработки новых технологий подготовки специалиста: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -СПб.- 1997.-30 с.
- Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов //Советская педагогика. 1981. — № 7. — С. 72.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /Предисл. С. Г. Бочарова. -М.: Искусство, 1979. -423 с.
- Белич В.В. Экспериментальный анализ передового педагогического опыта. Челябинск: ЧТУ, 1987. — 67 с.
- Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М, 1997.-334 с.
- Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия //Педагогика. 1993. — № 5.- С.25−30.
- Боголюбов В.И. Введение в педагогическую технологию. -Пятигорский государственный лингвистический университет, 1994.- 34 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение //Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
- Борисенко Н.М. Психолого-педагогические основы развития творческой индивидуальности будущего специалиста педагога, дисс. канд. пед. наук — Ставрополь, 1998. с. 120 — 152.
- Борисова Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: Дисс. канд. пед. наук. М., 1987. — 178 с.
- Борисова Н.В., Дерь В. Г., Соловьева А. А. Деловая игра «Эстафета передового опыта». М., 1985. — 43 с.
- Бурляева О.В. Формирование профессионально-познавательных интересов у студентов в вузе в процессе подготовки специалистов дошкольного воспитания: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 22 с.
- Вашестова П.Г. Экспериментальное исследование идентификации личностно-средового взаимодействия в ситуации деловой игры. //Сб. Использование игровых методов в обучении и совершенствовании системуправления. М.: ЦЭМИ, 1989. с. 129.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М., 1991.207 с.
- Вербицкий А.А. Особенности реформирования образования в России и зарубежных странах //Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. М., 1994. — С. 8−12.
- Вербицкий А.А. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации деловых процедур //Проблемы психологии образования. М., 1994.-С. 12−20.
- Вербицкий А.А., Бакшаева Н. А. Проблемы трансформации мотивов в контекстном обучении //Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 14−17.
- Вербицкий А.А., Костикова М. Н. Состояние, проблемы и стратегия развития педагогического образования. М., — 1996. — 34 с.
- Верещагин Е.М. Порождение речи: латентный процесс (предварительное сообщение). М.: МГУ, 1968.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М., 1963.-с. 18.
- Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 190 с.
- Вольфрам П. Проблемно-модельное обучение //Современная высшая школа. Варшава, 1983, № 41.
- Вульфсон Б.Л. Модернизация содержания гуманитарного образования в школах Запада //Педагогика. 1994. — № 2. — С.41−45.
- Вундт В.В. Душа человека и животных. СПб., 1968. — Т. 1. — С. 181.
- Выготский J1.C. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999.-352 с.
- Гальперин П.Я. Эксперементальное формирование внимания. М., Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 101 с.
- Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий //Докл. АПН РСФСР. М., 1969. — № 2. — с. 48
- Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. М.: Просвещение, 1988.- 190.
- Гез Н. И. Взаимоотношения между устными и письменными формами коммуникации. ИЯШ, № 2, 1966. С. 6.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М&bdquo- 1995.-С. 92.
- Гервер В.Л. Развитие творческой практической деятельности: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1992. — 33 с. v
- Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. Ставрополь, СГУ, 1995. — 159 с.
- Горовая В.И. Личностное и профессиональное самоопределение в условиях стандартизации образования //Проблемы внесения гос. образовательного стандарта высшего профессионального образования. 1996. -Вып. 2: СГУ. — С. 18−26.
- Горовая В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1995. 34 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего образования. -М., 1995.
- Голев А. Г. О технологических основах деловых игр в процессе преподавания педагогических дисциплин Методические рекомендации. -Пятигорск: Гос. лингвистический ун-т, 1990. 23 с.
- Гросс К. (О нем). Пед словарь. М., 1960. — Том. 1. — С. 290.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М., 1990. — С. 14.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Просвещение, 1986.-240 с.
- Дьяченко В. К Обучение по способностям //Нар. образование 1994. -№ 2−3.-С. 10−15.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974. — 146 с.
- Ефимов В.М., Пельман Г. Л., Чахоян В. А. Игровое имитационное моделирование расширенного воспроизводства. М.: МГУ, 1982.
- Жинкин Н.С. О кодовых переходах во внутренней речи. В.Я. № 6, 1964. С. 37.
- Заика Е.В., Лантушко Г. Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной среде школьников //Вопросы психологии.1997. -№ 4.-С. 17−22.
- Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука //Инновационные процессы в образовании. Тюмень: 1990.-С. 6−12.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980. — С.112.
- Загвязинский В.П. Педагогическое творчество учителя. М., 1988.56 с.
- Закон РФ «Об образовании». М., 1992. — 15 с.
- Зимняя И.Л. О модели преемственности поэтапных требований к развитию общей культуры личности в системе непрерывного образования //Квалиметрия человека и образования: методология, практика. Кн. 1-я. М., 1998.-С.24−32.
- Зеньковский В.В. Психология. М., 1995. — 287 с.
- Игра детская //Пед. словарь. М., АПН СССР, 1960. — Т.1.- 774 с.
- Игра дошкольника /Сост. Зворыгина Е. В. М., 1989. — 230 с.
- Каган М.С. Мир общения. М.: Политидат, 1988. — С. 134.
- Кант И. Сочинения. В 6-ти т. Под общей ред. В. Ф. Асмуса и др. Т. 1 -М.: Мысль, 1963.
- Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1982. — 176 с.
- Кларин М.В. Инновационные дидактические поиски в современной зарубежной педагогике: разработка модели обучения. Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. М., 1994. — 88 с.
- Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — С. 28.
- Коротов В.М. Педагогическая технология гуманистического воспитания. Соликамск, 1996. — 78 с.
- Кох А. Об изучении психологического профиля педагога //Лед. квалификация. 1929. — № 3. — С.40.
- Красовский А.Н. Синтез смешанных стратегий управления. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. 152 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. М., 1967. — 183 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.- 120 с.
- Кузьмина Н.В., Карпов В. В., Варфоломеева Л. Е. Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню начального, среднего, высшего, профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей. М., 1998. — 120 с.
- Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. М.: МО РФ, 1996. — 232 с.
- Левитан К.М. Культура педагогического общения. Иркутск, 1985.180 с.
- Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания языков. М., 1998. — 20 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. — С. 9.
- Леонтьев А.Н. Психология общения. 2-е изд. — М.:Смысл, 1997.365 с.
- Лернер И.Я. Теоретические основы процесса обучения в советской школе /Под ред. Краевского В. В. М., Просвещение. — 1989.
- Лейбович А. Основные подходы к разработке государственных стандартов профессионального образования //Народное образование. 1994. -№ 2−4. —С. 12−15.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. — С. 129.
- Лихачев БТ. Педагогика. М.: Прометей, 1996. — 464 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. — С. 256 — 257.
- Лурия А.Р. Афазия и анализ речевых процессов. В.Я. № 2, 1959.1. С. 70.
- Лысенко Е.М. Дифференцированное обучение студентов в условиях личностно ориентированного образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Саратов, 1998. 21 с.
- Маннапова Г. М. Особенности некоторых волевых качеств начинающих учителей в первоначальный период самостоятельной педагогической деятельности. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1953. — 180 с.
- Мартынов Н.Н. Единый процесс подготовки высококвалифицированных специалистов //Преподавание педагогических дисциплин в высшей школе. М., Просвещение, 1971. — С. 45−50.
- Марченко А.П. Традиции и инновации в развитии и воспитании ребенка как человека культуры: культурологический аспект //Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ. -Карачаевск: КЧГПУ, 1998. С. 55−59.
- Мафедзев С.Х. Адыгейские детские игры. 1986.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 287 с.
- Мерлин B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения. Советская педагогика, 1967. — № 4. — С. 111.
- Методические рекомендации студентам по теории и методике воспитательной работы в начальных классах. «Педагогические ситуации». -Карчаевск.: КЧГПУ, 1993. 21 с.
- Мясоедов П. А. О системах психологического знания //Вопросы психологии. 1998. -№ 1. — С. 10−14.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. -160 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.- 178 с.
- Найн А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования //Педагогика. 1994. — № 3. — С.42−43.
- Наумова Н.Ф. Проблема человека в социологии //Вопросы философии. -1971. С. 60.41 102. Немов Р. С. Психология. М., 1995. — 576 с.
- О методологических и методических принципах построения модели специалиста высшей квалификации: Межвузовский сборник. Томск: 1979. — С. 75.
- Павлов И. П. Лекции по физиологии 1912−1913. М., Изд. Академии мед. наук СССР, 1952. — 332 с.
- Парибок П. Метод опроса в выработке профессиограммы педагогика //Пед. квалификации. 1929. — № 6.
- Педагогика /Под ред. С. И. Баранова и др. М.: Просвещение, 1976.335 с.
- Педагогика. Учебное пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого М.: Российское пед. агенство, 1996. — 602 с.
- Педагогика /Под ред. Т. А. Ильиной М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
- Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского, Нойнера и др. М., 1978.511 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1998. — 511 с.
- Педагогика и психология высшей школы /Ред. С. И. Самыгин. Р.-на-Д.: Феникс, 1998.-526 с.
- Педагогика наших дней /Сост. Бедерханова В. П. Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1989. — 416 с.
- Педагогика /Сост. В.В. Макаев- Часть 1 и 2. Пятигорск: Гос. лингв, университет, 1992. — 213 с. и 154 с.
- Педагогический поиск /Сост. И. Н. Баженова М.: Педагогика, 1988.543 с.
- Педагогический словарь. /Ред. И. А. Каиров М.: АПН СССР, 1960.774 с.
- Пакерина Ф.И. Теория и практика контекстного обучения в вузе /Под ред. А. А. Вербицкого. М., 1984.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука,. 1982. — 176 с.
- В педагогической инноватике. М., 1993. — С. 110.
- Пономарев В.Д. Введение в игровую технологию учебно-воспитательной деятельности современной школы. Кемерово, 1997. — 174 с.
- Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- Психология и педагогика /Под ред. В. Н. Мясшцева. Д., 1957. — 225 с.
- Рерих Н. Культура почитания света /Мир через культуру. М., 1990.
- Розин В.М. Методологический анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности и знания //Вопросы философии, 1986. № 6. — С. 66 — 74.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедиз, 1946.704 с.
- Рубцов В.О. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения //Вопросы психологии, 1998. -№ 5.-с. 56
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика инновационной деятельности. М., 1997. — 308 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1978. — 160 с.
- Сластенин В.А. Антропологический подход в педагогическомобразовании //Народное образование. 1994. — № 9−10. — С.15−17.
- Словарь иностранных слов. М., 1955. — 856 с.
- Словарь русского языка /Сост. С. И. Ожегов Под ред. Н. Ю. Шведовой — М., 1986. — 798 с.
- Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск: Современный литератор, 1998. — 1408 с. — (Классическая философская мисль).
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1980.430 с.
- Стратегия развития образовательных систем. Понятийно-терминологический словарь /Редактор и составитель В. М. Полонский. М., 1993. -С. 160.
- Субетто А.И. Общественный интеллект: социогенетические механизмы развития и выживания: Автореф. дисс. докт. философских наук. Н. Новгород, 1995. — 34 с.
- Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем. Часть. 2.-М., 1994.-С.29.
- Талызины Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста//Вестник высшей школы. 1986. — № 3.
- Татур Ю.Г. Высшее образование в России в XX в. М., 1994. — 46 с.
- Татур Ю.Г. Факторы личности, общества и государства в сравнительных исследованиях систем высшего образования //Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. М., 1994.
- Трайнев В.А. Методические указания к проведению деловых игр со слушателями спецфакультета. М., 1979. — 47 с.
- Тропникова Н.П. Становление профессионального самосознания в педагогическом колледже: Автореф. дисс. канд.пед. наук.- Челябинск, 1998. 21 с.
- Турсунов Д.Ш., Магомедов Ш. А. Формирование культуры межнационального общения у будущего учителя. М., 1991. — 22 с.
- Тюрина Э.И., Сибирская М. П., Антонова С. А. Педагогические инновации в непрерывном образовании. СПб., 1997.
- У хин Ю.Ю., Щеглова В. П., Егурнов В. А. Деловая игра «Изучение информационных потребностей». М., 1981. — 36 с.
- Философский словарь. М., Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Том. I. Кн. I /Ред. Т.А. Ушанская/. М.: Правда, 1990. — 490 с. 1. ЧИ i
- Цеева J1.X. Теория и практика игрового обучения студентов: Автореф!1. М 15 рдисс. канд. пед. наук. Майкоп, 1998. — 23 с.
- Цирульников A.M. Проблемы систематизации целей современной общеобразовательной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1978. — 26 с.
- Шварц И.Е. Педагогика школы. Пермь: ПГПИ, 1966. — 282 с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Р.-на-Д.: РАО, 1995. — 311 с.
- Шейн С.А. Диалог как основа педагогического общения //Вопросы психологии. 1991. — № 1. — с. 44 — 52.
- Шиллер Ф. Статьи и материалы. М.: Наука, 1966. 423 с.
- Шиянов Е.Н. Регионально-этническая культура в концепции развития, социализации и воспитания личности //Семейная этнопедагогика и современная национальная школа. Карачаевск: КЧГПУ, 1997. — С. 18−27.
- Щерба JI.B. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.-428 с.
- Эведон Э.М. Игра, игры и технический прогресс //Импакт, 1984. -№ 2.-С. 19.
- Эльконин Д.Е. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1981. — С. 63.
- Эльконин Д.Е. Психология игры. М., 1978.
- Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала. М.: Флинта, 1997. — С. 57.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998. 230 с.
- Argyle М. The Psychology of Interpersonal Behavior. London, 1967. P. 2030.
- Avedon E. Sutton S.F. The Study of Games. New York: John Wiles Sons, 1971.
- Bales R. The Equilibrium Problem in Small Groups // Working Papers in the Theory of Action. N.Y., 1953.
- Bavelas A. Communication Patterns in Task-Oriented Groups // Joum. Amer. Acoust. 1950. Vol. 22.
- Feldman D.N. Creativity: dreams: insights and transformation. // The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988, P. 271 297.
- Greenblat C. S., Duke R. D. Gaming. Stimulation. Rational. Design and Applications. New York: Sage Publ., 1975.
- Hendriks S. A descriptive analysis of the process of clintcentered play therapy. 1971, C. 32.
- Klingberg L. etc. S. 163- Fuchs R. Und Krol // K. S. 9-Berezowski E., Dlugoszowa J.S. 10−11.
- Livingstone С Role play in Language Learning. M.: Высшая школа, 1998.
- Окоп W. Srodki dydaktysche ich unowoczes nienie. // Dydaktyka Szkoly Wyzszei 1996. № 1.
- Sarbin Th. Role theoiy // Handbook of Social Psychology. 1954. Nol. I. Reading (Mass).