Оптимизация процесса формирования личности студента в системе подготовки учителей начальных классов
Осуществленные научные исследования способствовали выявлению гаммы условий организационно-педагогического характера, благодаря наличию и действию которых работа преподавателей факультета по пробуждению, развитию и закреплению у будущих учителей начальных классов потребности в постоянном профессионально-педагогическом самосовершенствовании оказалась высокорезультативной. В ее составе: научно… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМОСО ВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
- 1. 1. Всестороннее самосовершенствование студента в структуре профессиональной вузовской подготовки учителей
- 1. 2. Управление как социально-педагогическая категория
- 1. 3. Педагогическое управление профессиональным самосовершенствованием будущих учителей как олицетворение реализации общечеловеческих ценностей
- 1. 4. Особенности педагогического управления профессиональным самосовершенствованием будущих учителей
- 1. 5. Оптимизация развития личности студента — ведущая идея системы наставнических действий по воодушевлению студенчества педвуза в профессионально-педагогической подготовке
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
2.1. Обусловленность результатов профессионально-педагогического самосовершенствования учителей начальных классов жизненно-практическими обстоятельствами как закономерность подготовки их к работе в школе. ф
2.2. Социальные условия педагогического управления самосовершенствованием студентов педвуза.
2.3. Психологические условия управления профессиональным самосовершенствованием будущих учителей начальных классов.
2.4. Педагогические условия повышения эффективности оптимизации развития личности студента в самосовершенствовании.
2.5. Обеспечение целенаправленного взаимодействия социальных, психологических и педагогических условий как проявление искусства педагогического управления исследуемым процессом.
Выводы по второй главе.
ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ.
3.1. Разработка теории и опытно-экспериментальное исследование особенностей профессионально-педагогического самосовершенствования будущих учителей начальных классов.
3.2. Оптимизация развития личности студента в профессионально-педагогическом самосовершенствовании: структурно-функциональная характеристика.
3.3. Источники профессионально-педагогического самосовершенствования будущих учителей начальных классов.
3.4. Рациональные методические приемы оптимизации развития личности студента в повышении потенциала педагогической культуры.
3.5. Организационно-педагогические условия развития и закрепления у будущих учителей начальных классов потребности в постоянном профессионально-педагогическом самосовершенствовании.
Выводы по третьей главе.
ГЛАВА 4. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ.
4.1. Сущность и основные задачи экспериментальной работы.
4.2. Особенности содержательного аспекта формирования потребности в профессиональном педагогическом самосовершенствовании у студентов факультета педагогики и методики начального образования.
4.3. Характеристика эффективности авторской методической модели в опытно-экспериментальной работе.
Выводы по четвертой главе.
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.- М.: Владос, 1994. 336 с.
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990. 144 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
- Абульханова-Славская К.А., Бодалев А. А., Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология вчера, сегодня, завтра // Прикладная психология и психоанализ. 1997. № 1.С. 12−26.
- Акимова О.В. Педагогическое стимулирование как средство всесторонне• го развития личности будущего учителя: Дис.канд. пед. наук Киев, 1989 193с
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1996. 216 с.
- Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей— М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 80 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996. 496 с.
- Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания-Л.: ЛГУ, 1969. 327 с. 1.Ангеловски К. Учителя и инновации.-М.: Просвещение, 1991. 159 с.
- Андреев А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России // Педагогика. 2002. № 6. С. 20−29.
- З.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества-Казань: КГУ, 1988. 238 с.
- Н.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1- Казань, 1996. 567 е.- Кн. 2. Казань: Казанск. гос. ун-т, 1998. 318 с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления-М.: Экономика, 1991. 416 с.
- Анисимов О.С., Артыков Д. Р., Артыков Д. К. Самовоспитание студентов педагогических вузов в процессе их профессиональной подготовки / Учеб.-метод. разработки-Самарканд, 1986. 101 с.
- Анисимов О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеоло• гии М. Новгород: Изд-во С.Е.Т., 1995. С. 18−67.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем М.: Наука, 1980. 140 с.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.- М.: Педагогика, 1987. 363 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе М.: Высшаяшкола, 1980. 368 с.
- Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дис. д-ра пед. наук М., 1986. 36 с.
- Асадуллин P.M. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: Дис. д-ра пед. наук.-М., 2000. 389 с.
- Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений М.: ИПРАН, 1993. 223с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.-М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1996. 768 с.
- Афанасьев В.В., Пидкасистый П. И. Управленческая проблема как объектпедагогических исследований // Педагогика. 2001. № 5. С. 12−17.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление- М.: ИПЛ, 1981.432 с.
- Ахияров К.Ш. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения-Уфа: Башк. гос. пед. ин-т, 1996. 241 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Бакулин И.И. Психологическое содержание управленческих способностей // Прикладная психология и психоанализ. 2002. № 3. С. 23−33.
- Балл А.Г. Норма деятельности категория педагогическая // Педагогика. 1992. № 3−4. С. 43−48.
- Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике-Екатеринбург: ПО «Север», 1994. 152 с.
- Белозерцев Е.П. Триединство русского образования: опыт историко-культурного анализа // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования. Ч. 1.-М.: МПГУ, 2000. С. 70−74.
- Белоус Г. Г. Взаимосвязь теории и практики в заочной подготовке учителей начальных классов по математике: Автореф. дис.канд. пед. наук- М., 2000. 24 с.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. В 2 ч М.: «Ин-т практ. психологии» Воронеж: «Модэк», 1996. 318 с.
- Бердяев В.А. Самопознание.-М.: Наука. 1990. 334 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1986. 420 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов.-М.: Высш. шк., 1989.144с.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия).-М.: МПСИ- Воронеж: «МОДЭК», 2002. 352 с.
- Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век М.: Политиздат, 1991. 412 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология.-М.: УРАО, 1998. 576 с.
- Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования преподавателя— М.: МПА, 1994. 48 с.
- Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор М.: МПСИ: Флинта, 1998. 48 с.
- Блауберг И.В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подходами Наука, 1973. 270 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.695 с.
- Богоявленская Д.Б. Творческая личность: ее диагностика и поддержка // Психологическая служба вуза.-М., 1993. С. 3−48.
- Богуславский М.В. Современные социокультурные основания педагогической инноватики // Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании М.: МПУ, 1995. С. 5−8.
- Бодалев А.А. Личность и общение-М.: Педагогика, 1983. 271 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна Воронеж: АПСН, 1996. 352 с.
- Болотов В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1996. № 4. С. 66−72.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.-М. Ростов н/Д.: «Учитель», 1999- 560 с.
- Бордовский В.А. Теория и практика организационно-методического обеспечения развития высшего педагогического образования: Дис. д-ра пед. наук.-Спб., 1999.365 с.
- Бордовская Н.В. Педагогическая системология: постановка проблемы // Педагогика. 1998. № 8. С. 25−30.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов Спб.: «Питер», 2000. 304 с.
- Бружукова Н.М. Система подготовки будущего учителя начальных классов к педагогическому творчеству: Дис.канд. пед. наук-М., 1993. 185 с.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта.-М., 1994. 109 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение-М.: Мысль, 1978. 216 с.
- Валеев И.И. Педагогическая мудрость народа // Ватандаш. 1999. № 7. С. 131−135.
- Василюк Ф.Е. «Педагогика переживания» глазами психолога // Обруч. 1998. № 1. С.12−14.
- Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации: Учеб. пособие-М.: МПА, 2001. 160 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход-М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
- Вербицкий А.А. Проблемы качества подготовки специалиста в контекстном обучении // Развитие самоактуализирующейся личности учителя: контекстный подход: Сб. науч. ст.-М.: МГОПУ- Стерлитамак: СГПИ, 2003. С. 4−15.
- Вербицкий А.А., Дубовицкая Т. Д. Контексты содержания образованиями РИЦ МГОПУ, 2003. 80 с.
- Верхола А.П. Дидактические основы оптимизации процесса обучения дисциплинам вуза: Дис. д-рапед. наук -Киев, 1988. 426 с.
- Виленский М.Я. Ценностное сознание в структуре профессионально-личностного развития студентов // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования. Ч. 1- М.: МПГУ, 2000. С. 90−93.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека— М.: МГУ, 1990. С. 3−17.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений-М.: «Академия», 1999. 168 с.
- Воронин В.Н. Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе: Дис. д-ра пед. наук.- Тольятти, 1999.331 с.
- Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей М.: Школьная Пресса, 2000. 96 с.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках-М.: УРАО, 1997. 288 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.— М.: Педагогика, 1991. 479 с.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 2.-М.: Инноватор, 1995. С. 16−45.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления в советской психологии / Под ред. Е. В. Шороховой.-М.: Просвещение, 1966. С. 236−277.
- Гарифьянов Р.С. Педагогические основы руководства самовоспитанием студентов: Дис.канд. пед. наук-Казань, 1978. 181 с.
- Гегель. Сочинения: В 14 т.-М., 1958.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века М.: Интер Диалект, 1997. 697 с.
- Гершунский Б.С., Березовский В. Н. Методологические проблемы стандартизации в образовании // Педагогика. 1993. № 1. С.27−32
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию-М.: Школа-Пресс, 1995. 447 с.• 84. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики Спб., 1992. 154 с.
- Глушаков Г. А. Личностное и профессиональное самосовершенствование будущего педагога // Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодежи.-М.: МПУ, 1995. С. 43−46.
- Головнева Е.В. Теория воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. вузов.- Стерлитамак: СГПИ, 2000. 228 с.
- Головнева Е.В. Основы формирования потребности профессионального самосовершенствования будущих учителей начальных классов (организационно-методический аспект): Монография-М.: РИЦ"Альфа", 2003. 215 с.
- Головнева Е.В. Проблемы повышения эффективности формирования по-требностно-мотивационной сферы будущих учителей // Прикладная психология и психоанализ. 2004. № 1. С. 37−45.
- Гоноболин Ф.Н. Психология / Под ред. Н. Ф. Добрынина.- М.: Просвещение, 1973. 240 с.
- Гончарук А.Ю. Педагогические условия развития эстетического отношения школьника к действительности средствами зрелищных искусств: Автореф. дис. д-ра пед. наук -М, 2000. 45 с.
- Гордеева Н.А. Педагогическое стимулирование саморазвития творческого воображения студентов будущих учителей: Дис.канд. пед. наук — Казань, 1996. 140 с.
- Грачев В.В., Мажар Н. Е. Логика исследования творческой индивидуальности учителя // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры.-Воронеж, 1992. С. 34−36.
- Григорьева Н.Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте экокультурного подхода: Дис. д-ра пед. наук Хабаровск, 2000. 449 с.
- Гришин Э.А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования: Дис. д-ра пед. наук.— М., 1981.343 с.
- Громкова М.Т. Если вы преподаватель. М.: ТОО «Диз-Арт», 1998. 152 с.
- Громыко Ю.В. Педагогические диалоги / История разработки деятельно-стного содержания образования-М.: Пушкинский институт, 2001. 416 с.
- Губарева Л.Ф. Формирование профессиональной готовности студентов факультета начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики: Дис.канд. пед. наук Самара, 1994. 205 с.
- Гудзенко Б.Я. Профессиональное самовоспитание будущих учителей в процессе педагогической практики: Автореф. дисс.канд. пед. наук М., 1987. 18 с.
- Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования / Под общей ред. акад. РАО В. Л. Матросова.-М.: Прометей, 1999. 116 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования-М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 224 с.
- Давыдова А.Ф. Идеал как движущая сила общеличностного и профессионально-творческого роста будущего воспитателя детского сада // Воспитательно-образовательный процесс: устремление к идеалу М.-Серпухов: Моск. обл. пед. колледж, 1996. С. 77−78.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований АПН CCCPJ.-M.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Давыдов В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление // Перспектива: вопросы образования. 1991. № 1. С.7−17.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: В 4 т. Т. 2.: И-О- М.: Астрель: ACT, 2001. 1278 с.
- Данилюк А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования гуманитарных образовательных пространств: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-Ростов-на-Дону, 2001. 37 с.
- Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения М.: Уч. пед. гиз, 1956.374 с.
- Добрынин Н.Ф. Некоторые проблемы современной психологии М.: Знание, 1964. 48 с.
- Ю8.Долженко О. В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом ВУЗе М.: Высшая школа, 1990. 191 с.
- Донцов И.А. Самовоспитание личности-М.: Политиздат, 1984. 286 с.
- Дунина Н.И. Профессионально-педагогическое самовоспитание студентов: Дис.канд. пед. наук-Рязань, 1975. 167 с.
- Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук М., 1983.32 с.
- Дьюи Дж. Общество и его проблемы / Пер. с англ. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстова, Е. Н. Косимовой.-М.: Идея-Пресс, 2002. 159 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие-М.: Педагогика, 1989. 160 с.
- Дюркгейм Э. Социология образования: Пер. с фр. Т. Г. Астаховой / Под ред. B.C. Собкина и В. Я. Нечаева.- М: ИНТОР, 1996. 80 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя-М.: Просвещение, 1989. 189 с.
- Ершов П.М. Потребности человека.- М.: Мысль, 1990. 189 с.
- Жернов В.И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента (Теория и практика ее формирования): Дис. д-ра пед. наук.- Магнитогорск, 1999. 302 с.
- Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики.- М.: Просвещение, 1993. 203 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования.-М.: Изд-во АСОПиР, 1995. 155 с.
- Загвязинский В.И., Амонашвили Ш.А, Закирова А. Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика. 2002. № 9. С. 3−10.
- Закон РФ об образовании М.: Новая школа, 1996. 64 с.
- Занков JI.B. Дидактика и жизнь М.: Просвещение, 1968. 176 с. 123.3дравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности.- М.: ИПЛ, 1986.163 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 480 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Е. Человек развивающийся. Очерки российской психологии-М.: Тривола, 1994. 304 с.
- Зубарева С.Л. Ситуация успеха как средство воспитания интереса к профессиональной деятельности у будущих учителей: Автореф. дис.канд. пед. наук-Екатеринбург, 1996. 21 с.
- Зязин Б.П. Педагогические основы профессионального самовоспитания студентов в педагогическом вузе: Атореф. дис.канд. пед. наук- Алма-Ата, 1978.20 с.
- Ибрагимов X. Теоретические основы профессионального самовоспитания будущих учителей в педагогических училищах и колледжах: Дис. д-ра пед. наук М., 1996.348 с.
- Иванников В.А. Формирование побуждения к действиям // Вопросы психологии. 1985. № 3. С.17−26.
- Ильенков Э.В. Что такое личность // С чего начинается личности.- М.: ИПЛ, 1984. 360 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб: Питер, 2000. 512 е.: ил.
- Инновационные процессы в образовании: теория и практика: Сб. науч. трудов.- М.: АПК и ПРО, 2001. 207 с
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.- М., Белгород, 1993. 219 с.
- Исаев И.Ф., Шиянов Е. Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина // Известия Российской академии образования. 2000. № 3. С. 45−58.
- Исторические рубежи в развитии самопознания, самопонимания и самоопределения индивида (К проблеме формирования современного субъекта на рубеже тысячелетий) // Мир психологии. 1999. № 3 (19). С. 3−12.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Пискунова.-М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.
- Кабанова С.Б. Самовоспитание в системе воспитательной работы со студентами педагогического вуза: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1980. 16с.
- Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие- М.: Пед. общество России, 2000. 384 с.
- Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учеб. пособие. М.: Пед. общество России, 2000. 544 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа М.: Политиздат, 1974. 280 с.
- Кант И. Собр. соч.: В 6 т.- М., 1965.
- Каминская С.И. Формирование методов самовоспитания в процессе обучения в вузе: Автореф. дис.канд. пед. наук М., 1985. 16 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество М.: Педагогика, 1990. 148 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева-М.: Педагогика, 1982. 704 с.
- Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании 7/ Педагогика. 1999. № 7. С. 73−84.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса.-М.: Новая школа, 1993. 80с
- Караковский В.А. Учитель ключевая фигура нового века // Педагогическое образование и наука. 2000. № 1. С.60−63.
- Карагодин А.И. Критичность как одна из существенных характеристик человека // Проблемы комплексного и гармонического изучения человека: Тез. докл. и сообщ. регион, науч.-практ. конф. 4.1.-Тверь: ТГУ, 1991. С. 17−19.
- Квалиметрия человека и образования: методология и практика: Сб. науч. ст. / Под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто.- М.: Изд-во исслед. центра пробл. качества подгот. специалистов, 1994. 140 с.
- Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. Учеб. пособие для гуманитарных вузов-М.: Аспект Пресс, 1996. 215 с.
- Китов А.И. Психология управления М.: Наука, 1979. 270 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе М.: Знание, 1989. 243 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
- Кларин М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания // Педагогика. 1998. № 1. С. 34−39.
- Климов Е.А. Психология профессионала- М.-Воронеж: Изд-во «Мо-дэк», 1996. 400 с.
- Ковалев А.Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания.-Л.: ЛГУ, 1958. 98 с.
- Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание М.: Мысль, 1986. 287 с.
- Коджаспирова Г. М. Формирование готовности к самообразованию у будущих учителей начальных классов // Дидактические и методические аспекты совершенствования подготовки учителя начальных классов.- Тула, 1984. С. 9−16.
- Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995.№ 6. С. 84−89.
- КоменскийЯ.А. Великая дидактика// Собр. пед. соч. Т. 1. 1982. 218 с.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г.: Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.- М.: Педагогика, 1988. 416 с.
- Конаныхин П.В. Общечеловеческий идеал: сущность, функции, специфика формирования в современных условиях // Социально-психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов — Тверь: ТГУ, 1992. С. 79−82.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. — М.: Педагогика, 1986. 144 с.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание М.: Политиздат, 1984. 335 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. 24 с.
- Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики. Учебное пособие. М.: Изд-во Российского откр. ун-та, 1994. 140 с.
- Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием Минск: Высшая школа, 1985.256 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методология, анализ-М.: Педагогика, 1977. 264 с.
- Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому — М.: Пед. общество России, 2001. 36 с.
- Крайг Г. Психология развития СПб.: Питер, 2000. С. 3−67.
- Крившенко Л.П. Управление профессиональным самоопределением молодежи: Монография-М.: Изд-воМПУ «Народныйучитель», 1999. 157 с.
- Кроник А.А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути М.: Смысл, 2003. 284 с.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста— М.: Высшая школа, 1990. 142 с.
- Круглов Ю.Г. Современные проблемы открытого образования // ЭКО: науч.-метод. журн. Вып. 6. Ставрополь: «Кавказ», 2002. С. 4−7.
- Кузнецова JI.В. Общечеловеческая значимость идеала всесторонне гармонично развитой личности. // Современные проблемы образования: Сб. науч. тр. / Под ред. А. Д. Солдатенкова М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. С. 296−300.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения-М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
- Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. И. З. Налетова / Общ. ред. С. Р. Микулинского и Л. А. Марковой М.: Прогресс, 1977. 304 с.
- Кучерявый А.Г. Формирование потребностей в творческом мышлении у студента-практиканта // Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения: Межвуз. конф Калинин: КГУ, 1990. С. 73−75.
- Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком: Метод, пособие-М.: МПГУ, 2002. 224 с.
- Легостаев И.И. Педагогические основы стандартизации и оперативной диагностики подготовки учителя: Дис. .д-ра пед. наук М., 1998. 443 с.
- Леднев В.П. Содержание образования: сущность, структура, перспективы- 2-ое изд., перераб.- М.: Высшая школа, 1991- 224 с.
- Лежнев В.Г. Учение о потребностях в современной психологии // Ученые записки МГПИ. Сер. Психология. Вып. 1.-М.: МГПИ, 1939. С. 3−49.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение М. Нальчик: Изд. центр «ЭльФа», 1996. 96 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.-М.: Наука, 1977. 250с.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез, феноменология ценностей регуляции деятельности // Вестник Московского унта. Серия 14. Психология. 1993. № 4. С. 35−44.
- Лернер И.Л. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике.- Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. 288 с.
- Ломакина Т.Ю. Диверсификация профессионального образования М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2000. 145 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1984. 444 с.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии / Под ред. В. А. Баранщикова, Д. Н. Завалишиной и В. А. Пономаренко.- М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
- Лысиков А.И. Дифференциация и индивидуализация профессиональной подготовки учителей: личностно-ориентированная модель // Воспитательно-образовательный процесс: устремление к идеалу- М.-Серпухов: Моск. обл. пед. колледж, 1996. С.45−47.
- Магун B.C. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 17−26
- Мажар Н.Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя: Дис. д-ра пед. наук.-М., 1996. 348 с.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т.- М., 1983−1986.
- Малькова Т.П., Фролова М. А. Введение в социальную философию М.: Изд-во МПА, 1995. 192 с.
- Малышев К.Б. Психология управления: Научно-методическое пособие для вузов М.: ПЕР СЭ, 2000. 144 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма.-М.: «Знание», 1996. 308 с
- Марков М. Теория социального управления М.: Прогресс, 1978. 446 с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тесты М.: ИП, 1982. 186 с.
- Маткин В. Обоснование ценностно-синергетического подхода к процессу подготовки специалиста-профессионала // Вестник высшей школы. 1999. № 6. С. 23−25.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. труды / Ред. И. С. Якиманская М.: Педагогика, 1989. 218 с.
- Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т-М.: СП «Слово».
- Мерлин B.C. Психология индивидуальноти- М.-Воронеж: «Модек», 1996. 448 с.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал-М.: Дело, 1994. 216 с.
- Михайлов Г. С. Интеграл реального состояния личности // Прикладная психология и психоанализ. 2000. № 4. С. 32−38.
- Михайлов Г. С. Мотивация как функция управления // Прикладная психология и психоанализ. 2002. № 1. С. 15−30.
- Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Дис. д-ра пед. наук.- М., 1992. 387 с.
- Монахов В.А. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. 1997. № 6. С. 2631.
- Монтессори М. Руководство к моему методу М., 1916.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина.-М.: «Академия», 2002. 200 с.
- Мюнстерберг Г. Психология и учитель: Пер. с англ. А. А. Громбаха. 3-е изд., испр.-М.: Совершенство, 1997. 320 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений М.: Ин-т практ. психологии. Воронеж: Изд-во «Модэк», 1995. 356 с.
- Национальная доктрина образования РФ М.: МО РФ, 2000. 16 с.
- Начальное образование в России: инновации и практика М.: «Школа», 1994. 263 с.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. 3-е изд.- М.: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 1999. кн. 1. Общие основы психологии. 688 с.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий- М.: Пед. общество России, 2000. 304 с.
- Никитина Н.А. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: Автореф. дис. д-ра. пед. наук.-Ульяновск, 2003. 49с
- Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России-Дубна: Изд. центр «Феникс», 1995. 331 с.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития М.: Эгвес, 2000. 272 с.
- Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход / Под ред. Н. А. Селезневой, А.И. Субетто- М.: Изд-во Исслед. центра пробл. качества подгот. специалистов, 1995. 199 с.
- Новые ценности образования: Альманах ИЛИ РАО М.: Инноватор, 1995−1998.
- Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равкина-М.: ИТПиО РАО, 1995. 631 с.
- Образование: традиция и инновация в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Глейзера, М. Вилотиевича- М.: РАО, 1997. 319 с.
- Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание мо-лодежи:Сб. науч. трудов / Под ред. П.В. Конаныхина- М.-Серпухов, 1996. 117 с
- Огаркова А.П. Теория и практика педагогического управления развитием познавательной самостоятельности студентов (на материале предметов гуманитарного цикла): Дис. д-ра пед. наук.— Магнитогорск, 1999. 406 с.
- Околелов О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения в вузе: Дис. д-рапед. наук-Липецк, 1994. 303 с.
- Олех Л.Г. Методология образования // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы: Ежегодник. Вып. 4.- Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1995. С. 75−81.
- Олпорт Г. Личность в психологии.-М.: Ювента, 1998. 345 с.
- Оптимизация функционирования образовательно-воспитательных систем: Кн. для педагогов / Под ред. Л. А. Русановой и П. В. Конаныхина Нижневартовск: МПА, 2003. 132 с.
- Орлов А.А. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества // Педагогика. 2002. № 10. С. 57−64.
- Орлов А.Н. Организационно-педагогические основы управления подготовкой учителя: Дис. д-ра пед. наук -М., 1992. 297 с.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера М.: ИП, 1987. 224 с.
- Орлова Е.А. Психологические основы формирования оптимального педагогического общения будущего учителя Тула, 1997. 182 с.
- Основы педагогического мастерства // Под ред. И. А. Зязюна М.: Просвещение, 1989. 302 с.
- Основы педагогического мастерства: Метод, указания по курсу / Авт.-сост. Е.В. Головнева-Стерлитамак: СГПИ, 1999. 51 с.
- Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Психология индивидуальных различий. Тексты-М., 1992. С.3−87.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории М.: Мысль, 1971.348 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.-М.:"Академия", 1998. 512 с.
- Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
- Педагогика: Программа и метод указания к изучению курса для студ. 13-х курсов / Авт.-сост. Е.В. Головнева- М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2002. 71 с.
- Педагогика: Программа кандидатского экзамена по специальности «13.00.01. Общая педагогика, история педагогики и образования» / Сост. А. Д. Солдатенков, Е.В. Головнева-М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2003. 61 с.
- Педагогика сотрудничества: Отчет о встрече учителей-экспериментаторов // Педагогика наших дней Краснодар, 1989. С. 402−415.
- Педагогический поиск // Сост. И.Н. Баженов-М.-.Педагогика, 1988. 543с
- Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопеда-гогика.-М.: Прометей, 2000. 201 с.
- Петровский А.В. Быть личностью М.: Педагогика, 1990. 112 с.
- Петривня И.В. Инновация в подготовке учителя Куйбышев: Изд-во Куйбышев, гос. пед. ин-та, 1990. 115 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии». Воронеж: НПО «Модэк», 1994. 286 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении // Теоретико-экспериментальное исследование М.: Педагогика, 1980. 240 с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М.: Роспедагенст-во, 1997. 164 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности М.: Наука, 1986. 256 с.
- Подготовка учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности М.: Прометей, 1993. 277 с.
- Подымова Л.С., Мажар Н. Е. Креативная парадигма образования в исследованиях научной школы В.А. Сластенина // Известия Российской Академии образования. 2000. № 3. С. 31−44.
- Политические проблемы оценки качества и институциональной аккредитации // Высшее образование в Европе. 1993. Т. 18. № 3. С. 6−8.
- Половникова Н.А. Интенсификация подготовки специалиста высшей квалификации // Советская педагогика. 1986. № 3. С. 72−78.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания / Опыт популярной монографии с элементами научной фантастики-М.: Новая школа, 1996. 159 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика М.: Педагогика, 1976. 280 с.
- Поташник М.М. Как оптимизировать процесс воспитания М.: Знание, 1984. 80 с.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления-М.: Новая школа, 1996. 320 с.
- Пригожин И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени / И. Пригожин, И. Стенгерс М.: Прогресс, 1999. 265 с.
- Программа развития воспитания в системе образования России на 19 992 001 годы // Воспитание школьников. 2000. № 1. С. 2−11.
- Программа развития педагогического образования России на 2001−2010 годы // Педагогическое образование и наука. 2000. № 1. С. 14−26.
- Просецкий В.А. Психология подражания: Автореф. дис. д-ра психол. наук М, 1974. 22 с.
- Профессия учитель: Беседы с молодыми учителями / Под ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, С. Г. Вершловского.-М.: Педагогика, 1987. 192 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.-М: Изд-во «Ин-т практ. психологии». Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 256 с.
- Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия // Русское богатство. 1997. № 1. С. 70−94- № 2. С. 27−47.
- Райцев А.В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе совремнного вуза: Автореф. дис. д-ра. пед. наук, — М., 2004. 46 с.
- Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1988. № 1. С.83−88.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика- Ростов-н/Д: «Феникс», 1996.512 с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Под ред. Исениной Е.И.- М.: «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.
- Розов Н.С. Философия гуманитарного образования.- М.: ИУПКПС, 1993. 194 с.
- Романюта В.П. Педагогическое руководство самовоспитанием в педагогическом училище: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1984. 16 с.
- Российский менталитет (психология личности, сознания, социальные представления): Монография / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского.-М.: Ин-т психологии РАН, 1996. 132 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шоро-хова.-М.: Педагогика, 1973. 423 с.
- Руднева Т.И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета: Дис. .д-ра пед. наук М., 1996. 421 с.
- Руденко Н.Г. Развитие творческой индивидуальности учителя в системе формирования профессионально-педагогической культуры / В сб.: Профессионально-педагогическая культура —Белгород: БГУ, 1996. С. 130−133.
- Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. 1986. Т.7. № 4. С.23−35.
- Сабаткоев Р.Б. Использование этнокультурных традиций при изучении предметов филологического цикла // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2003. № 7. С. 12−23.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. 2-е изд., дополнен.- М.: Изд-во ЭКМОС, 2000. 384 с.
- Самсиков С.А. Интегративный подход к подготовке учителей начальных классов: Дис.канд. пед. наук-М., 2000.-212 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: Учеб. пособие.-М.: Изд. Центр «Академия», 2000. 240 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии: Монография.-Волгоград: Перемена, 1994. 164 с.
- Сериков Г. Н. Педагогические основы совершенствования управления самообразованием студентов: Дис. д-ра пед. наук-Челябинск, 1988. 360 с.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга М., 1961.
- Симиновский П.М., Тебиев Б. К. Образование для добродетели: Педагогические взгляды и деятельность В. А. Жуковского М.: «МПА», 2003. 160 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом.- М.: Роспедагенство, 1997. 264 с.
- Симонов В.П. Планирование в образовательных системах: Учеб.-справ. пособие М., 2003. 127 с.
- Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 584 с.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие М., 2000. 216 с.
- Скамницкая Г. П. Формирование исследовательских умений учителя (теория и практика): Дис. д-ра пед. наук.-М., 2000. 359 с.
- Скульский Р.П. Учиться быть учителем М.: Педагогика, 1986. 143 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки-М.: Просвещение, 1976. 260 с.
- Сластенин В.А. Аксиологические основания образования // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 12−14 сентября 2000 г. Ч. 1.- М.: МПГУ, 2000. С. 26−31.
- Сластенин М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000. 488 с.
- Сластенин В.А. Профессиональное саморазвитие учителя // Известия РАО. 2000. № з. С.80−88.
- Сластенин В.А., Кряхтунов М. И. Эмоциональная сфера личности учителя-М.: Прометей, 2000. 110 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность- М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. 224 с.
- Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие М.: Школа-пресс, 1995. 384 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.-М.: Высшая школа, 1995. 171 с.
- Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: Монография.-М.: Изд-во МГОПУ, 1997. 384 с.
- Солдатенков А.Д., Тайчинов М. Г. Поликультурное образование в современной школе основа стабилизации общества // Современные проблемыобразования и воспитания: Сб. науч. тр. Вып. 3 М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. С. 21−28.
- Соловьева Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: Дис. д-ра пед. наук-Казань, 1997. 422 с.
- Спиридонова С.В., Головнева Е. В. Диагностика представлений детей о роли нетрадиционных праздников // Студенческая наука 2000: Сб. материалов 40-ой науч. студ. конф — Стерлитамак: СГПИ, 2000. С. 25−26.
- Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач: Учеб. пособие / Под ред. П. В. Конаныхина.- Кострома, 1994 107 с.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая.- М.: Изд-во «Рос-педагентство», 1997. 34 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание-М.: Политиздат, 1972. 303 с.
- Степакова В.В. Становление методического мастерства учителя как проблема вузовского педагогического образования-М.: Прометей, 1995. 243 с.
- Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство М.: Совершенство, 1998.368 с.
- Стихнина И.П. Дидактические функции организованного досуга в подготовке педагогических кадров (в условиях комплекса «Педколледж -педвуз»): Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1995. 22 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения-М.: Педагогика, 1984. 470 с.
- Субетто А.И., Селезнева Н. А. Комплексный мониторинг «Российское гражданское общество и образование» // Проблемы создания комплексного мониторинга качества образования России М.: Изд-во Исслед. центра пробл. качества подгот. специалистов, 1997. 61 с.
- Сухобская Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности-Л.: ИЛГУ, 1975. 139 с.
- Сухомлинский В.А. // Избр. пед. соч.: В З-хт.-М., 1979−1981.
- Тарасюк В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-М., 1997. 32 с.
- Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа М.: РИЦ МГОПУ, 1999. 199 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний — М.: Изд-во МГУ, 1975. 343 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера.-М.: Педагогика, 1983. 352 с.
- Теория воспитания: Учеб. программа и метод, указания для студ. 2-го курса / Авт.-сост. Е. В. Головнева.- Стерлитамак: СГПИ, 1999. 37 с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избранные труды: В 2-х т-М., 1985. Т. 1.С. 15−41.
- Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения- М.: Педагогика, 1991.264 с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека М.: Изд-во МГУ, 1969. 304 с.
- Третьяков П., Курдюмова И. Управление развивающейся школой // Педагогика. 1996. № 4. С. 116−118.
- Тубельский А.Н. Школа самоопределения-М.: Политтекст, 1994. 480 с.
- Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек.- Л.: ИЛГУ, 1978. С. 3136.
- Узнадзе Д.Н. Психология исследования-М.: Наука, 1966. 451 с.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения // Под ред. В. А. Караковского.-М.: Пед. общество России, 1999. 264 с.
- Управление качеством образования: Практикоориентированная монография / Под ред. М. М. Поташника М.: Пед. общество России, 2000. 448 с.
- Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. ред. и пред. Я.А. Лей-мана.-М.: Прогресс, 1988. 320 с.
- Управление школой: теоретические основы и методы: Учеб. пособие / Под ред. B.C. Лазарева М.: Центр соц. и экономич. исследований, 1997. 336 с.
- Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / Под общ. ред. В.Г. Вершловского- Спб., 1994. 133 с.
- Ушинский К.Д. // Собр. соч.: В 10 т.- М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 19 481 952.
- Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: эмпирика, практика.-Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 2001. 330 с.
- Фельдгон Д.Х. Формирование потребности в эстетическом самовоспитании у студентов педагогического института: Автореф. дис.канд. пед. наук.—• Минск, 1989. 16 с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.-М.:МПЭ, 1995.368 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности-М.: Флинта, 1999. 672 с.
- Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляу-дис М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла М.: Прогресс, 1990. 366 с.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц.- М.: Прогресс, 1990. 301 с.• 347. Фридман JI.M. Психопедагогика общего образования М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.- 288 с.
- Фролов П.Т. Творцы и новаторы педагогического процесса М. Белгород, 1994. 276 с.
- Харькин В.И. Педагогическая импровизация: теория и методика М.: Высшая школа, 1992. 159 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т.- М, 1986. Т. 1. С. 3−26.
- Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Дис. д-ра пед. наук Алма-Ата, 1986. 376 с.
- Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя: Автореф. дис. д-ра. пед. наук.-М., 1997. 32 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования 2-е изд., перераб. и доп.- Спб.: Питер, 2002. 272 с.
- Хомерики О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс-М.: Новая школа, 1994. 64 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности-СПб.: Питер, 1997. 608 с.
- Царева Р.Ш. Развивающее учебное взаимодействие как условие профессиональной подготовки будущих учителей: Дис. д-ра пед. наук Казань, 1997. 431 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития М.: Интер• пракс, 1995. 228 с.
- Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее.- М.: Пед. общество России, 2001. 224 с.
- Чернилевский Д.В., Мороз А. В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие для ВУЗов М.: Изд-во МГТА, 2001. 301 с.
- Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе / Под ред. Д. В. Чернилевского М.: «Экспедитор», 1996. 288 с.
- Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников М.: Педагогика, 1983. С.5−87.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности М.: ИК «Логос», 1994. 315 с.
- Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учеб. пособие для• студентов высших учебных заведений М.: ИК «Логос», 1999. 200 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 184 с.
- Шаршов И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: Дис.канд. пед. наук. Белгород, 2000. 212 с.
- Шацкий С.Т. Работа для будущего. Докум. повествование: Кн. для учителя / Сост. В. И. Малинин, Ф.А. Фрадкин-М.: Просвещение, 1989. 223 с.
- Шварев B.C. Проблемы филосифии образования и современная неклассическая рациональность // Мир психологии. 1999. № 3 (19). С. 189−203.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности-М.: «Владос», 1998. 512 с.
- Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-М., 1991. 33 с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении.- М.: «Академия», 1999. 288 с.
- Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки М.: Парсифаль, 1993. 40 с.
- Шубинский B.C. «Полюсно-полевая» теория существования человека и развития педагогики // Новые исследования в педагогических науках — М.: Педагогика, 1990. № 2. С. 6−10.
- Щедровицкий Г. Педагогика и логика— М.: Касталь, 1993. 193 с.
- Щербаков А.И. Профессиограмма учителя советской школы М.: Педагогика, 1976. 48 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования М.: Просвещение, 1967. 266 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.-М.: Просвещение, 1979. 160 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры М.: Педагогический поиск, 1997. 78 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды— М.: Педагогика, 1989. 354 с.
- Энкельман Н. Преуспевать с радостью: Пер. с нем. / М. Биркенбиль-М.: СП «Интерэк-сперт», «Экономика», 1993. 395 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.- М.: Наука, 1978.391 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе.-М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
- Яковлева JI.B. Формирование готовности будущего учителя к педагогической рефлексии: Дис.канд. пед. наук.-М., 1991. 245 с.
- Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-Челябинск, 1992. 37 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления.-Д.: ЛГУ, 1988 159 с.
- Blackwell P.J. Student learning: educations field of dreams // Phi Delta Kap-pan.- 2003 Vol. 84.- N 5.- P. 362−367.
- Bunting C. Driving your own professional growth // The education digest.-2002.- Vol. 67.- N 7.- P. 52−55.
- Evers C.W., Lakomski G. Knowing educational administration Contemporary methodological controversies in educational administration research Oxford, 1991.
- Global perspectives on teacher education / Ed. By C. Brock.- Wallingford: Triangle, 1996.- 152 p.
- Hicks O. Self-directed preparation for university teachers // staff and educational development international 2000 — Vol. 4 — N 3 — P. 189−197.
- Huntington S. The clash of civilizations? // Foreign affairs 1993 — V. 72 — P. 22−49.
- Maslow A. Motivation and personality (3 rd ed.).- New York: Harper and row, 1987.-400 p.
- Rogers C. Freedom to learn for the 80 s. Columbus Toronto — London -Sydney: Ch. E. Merrill Publ. Company, A Dell & Howell Company, 1983 — 312 p.
- Sprinq Joel H. American education: an introduction to social and political aspects- New York & London 1985 — 275 p.
- Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Theory of the Universal Content and Structure of Values: Extensions and Cross-Cultural Replications // Journal of Personality and Social Psychology.- 1990.- Vol 58 № 5.- P. 878−891.
- Taylor A. An introduction to the Philosophy Education N.Y., 1983.- 175 p.• 396. Toffer A. The adoptive corporation.— L.: Lower, 1985.- 217 p.
- Young P.T. Motivation and Emotion.-N.Y., 1961 168 p.
- Декан факультета кандидат биологических наук, доцент, Заслуженный учитель школы Республики Башкортостан Карпов Даниэль Николаевич.
- Как Вы пришли к педагогической деятельности?- На ее выбор оказало влияние научного руководителя доктора биологических наук, профессора Б. М. Миркина, который утверждал, что у меня есть педагогическая жилка и мне надо преподавать в вузе.
- Как относятся к Вашей работе в семье?- В целом относятся положительно.5. Легко ли быть молодым?- Нынешнему поколению молодых нет, а предыдущему — 60−70-х годов — легче: у них был определенный идеал, стремление к достижению благородных целей.
- Хотели бы Вы что-нибудь изменить в своей жизни, прожить ее по-другому?- Нет.
- Что Вы понимаете под термином «личность педагога»?- Прежде всего личность, которая уважает личность в другом субъекте.
- Каковы Ваши научные интересы?- Экология, геоботаника, методика экологического воспитания.
- Труден ли путь творческих исканий?- Нелегок, как любой труд, к которому относишься серьезно.
- Над чем Вы сейчас работаете?- Занимаюсь проблемами фитоценологии, социальной экологии.
- Сколько Вами написано книг: монографий, методических пособий?- Около 100 опубликованных работ, в том числе 1 монография, 3 методических пособия, остальное — научные статьи в центральных журналах и сборниках.
- Справочные данные и материалы беседы с заведующей кафедрой естествознания и математики, доктором педагогических наук (в период проведения нашего исследования кандидатом педагогических наук) Канбековой Риммой Валеевной
- Осуществилась ли Ваша мечта?- Да. Еще в детстве я готовилась стать учителем и не представляла себя представителем другой профессии.
- Какие «подводные камни» встречались Вам в профессиональной деятельности?- В нашей работе с трудностями и проблемами встречаешься каждый день. Но на то мы и люди, чтобы с достоинством выходить из любой ситуации.
- Хотели бы Вы что-нибудь изменить в своей жизни, прожить ее по-другому?- Если бы пришлось прожить заново и иметь возможность что-либо изменить, я бы прожила свою жизнь так же, ни о чем не жалея.
- Каковы Ваши научные интересы?- Хотела бы заниматься теоретическими основами математики начального курса, разрабатывать содержание курса математики для будущих учителей начальных классов: что разработать, с чем их познакомить.
- Как Вы оцениваете результаты своей научной деятельности?- Считаю, что нужно делать больше, лучше и серьезней.
- Каковы Ваши планы на будущее?- Подготовка учебных пособий с опорой на опыт работы.
- Что бы Вы хотели пожелать выпускникам педагогических вузов?- Не изменять своей профессии. Ведь как прекрасно идти по улице здороваться с людьми, которым ты нужен.
- Справочные данные и материалы беседы с заведующим кафедрой башкирской и русской филологии, доктором филологических наук, профессором
- Ишбаевым Каримом Гайсеевичем
- Родился 9 февраля 1937 г. в с. Аллабердино Оренбургской области в семье крестьян-колхозников. Окончил семилетку, затем Мраковское педучилище и Башкирский госуниверситет.
- Сбылась ли Ваша детская мечта?- В детстве я не вдавался в мечты о профессии.
- Как относятся к Вашей работе в семье?- В семье мою работу одобряют.
- Легко ли быть молодым?- Трудно. Всегда надо быть в «спортивной», «научной», «педагогической» форме.
- Какие «подводные камни» встречались Вам в профессиональной деятельности?- Не встречались. Мне не приходилось сталкиваться с ситуациями, когда хотелось уйти, «хлопнув дверью». Я не хотел бы оставить свою работу и перевести жизнь в другое русло.
- Каковы Ваши научные интересы?- Башкирская и тюркская лингвистика, в частности проблемы словообразования, лексикологии и морфологии.
- Каковы Ваши планы на будущее?
- Написать и опубликовать запланированные работы.
- Что бы Вы хотели пожелать выпускникам педагогических вузов?- Самое главное учиться и учиться. Учиться у своих преподавателей, у коллег и у жизни. Стать высокообразованными, высококультурными специалистами. Служить науке, образованию, своему народу.
- Как относятся к Вашей работе в семье?- Моя семья находится в Уфе. Относятся с уважением, но по моим стопам не пошли.4. Легко ли быть молодым?- Пока был молодой, очень хотелось быть старше, много знать, уметь, быть независимым и больше сделать самому.
- Хотели бы Вы что-нибудь изменить в своей жизни, прожить ее по-другому?- Мне хочется снова стать молодым, полным сил и энергии, чтобы с еще большим рвением продолжить начатые научные исследования.
- Что Вы понимаете под термином «личность педагога»?- Быть полезным каждому ученику не только в ходе учебы, но и в его самостоятельной жизни.
- Каковы Ваши научные интересы?- Для себя я определил два направления: систематизировать свою работу в пединституте в качестве преподавателя и исследовать основные проблемы башкирской народной педагогики.
- Сколько Вами написано научных трудов?- Всего 120 работ. Из них — 4 монографии, 7 методических пособий. Много статей.
- Как Вы оцениваете результаты своей научной деятельности?- Мне нравится их актуальность и возможность осветить проблемы без повторов в числе первых. Конечно, над их качеством нужно работать и работать.
- Каковы Ваши планы на будущее?. Работать, работать и работать.
- Что бы Вы хотели пожелать выпускникам педагогических вузов?- Повысить настойчивость в освоении научных трудов. Быть всегда в форме. И не останавливаться на достигнутом.
- Информация о городе Стерлитамаке
- Стерлитамак это второй по величине, промышленному и экономическому потенциалу город республики. В последние годы выросло его значение как культурного и научного центра юга Башкортостана.
- За последние годы возрос престиж знаний, из года в год растет число призеров республиканских олимпиад, количество выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями.