Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История обучения иностранному языку в общеобразовательной школе южных областей Узбекистана (Сурхандарьинская и Кашкардарьинская области) и пути его совершенствования на современном этапе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования явилось научное учение о сущности процесса обучения, о роли иностранного языка в познании культурного наследия другого народа, о значении передового педагогического опыта в эффективности обучения иностранному языку. На основании анализа большого количества литературы устанавливаются основные периоды обучения иностранным языкам, даётся их характеристика… Читать ещё >

Содержание

  • В В Е Д 1 Н И Е
  • Г I, А В, А I. СОЩШ>НО-ЭКОНОМИЧЕСШЕ ОСОБЕННОСТИ ЮЖНОГО РЕГИОНА. УЗБЕКИСТАНА. I IX ВЛИЯНИЕ Ш, ПРШОДАВАШШ ШОС ТРАВНОГО ' ЯЗЫКА В ОВЦЕОЕРАЗОВАТШГЬНОЙ ШКОЛЕ
  • I. Ж вопросу о генезисе изучения жностранн®Ху языков* #¦"""*""* ««««««««*¦*
  • 2. Развитие обучения иностранному языку в обще обра зова тельных шкодах региона в 30−50-е годы» >
  • 3. Состояние обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах Кашкадаръ-инской и Сурхаццарьинской областей в 60−80 гг * * + «««* -«. в *""¦
  • Г ЛАВА II, ООВЕРШШСТВОВАНЙЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ШШШ НА. СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ,
  • I. Совершенствование содержания обучения иностранных языков,
  • 2. Контроль усвоения учащимися иностранного языка — необходимое условие повышения качества обучения*.
  • 3. Самостоятельная работа учащимися — одно из необходимых условий совершенствования организации обучения.^123−145 ЗАКЛЮЧЕН Ж Е.+»
  • ЛИТЕРАТУРЫ.&diams
  • I. В Е 1 .1 1 1 I Преподавание иностранного языка в школе в настоящее время, корда paos*yt, расширяется международные & щ' ©-вязи н
  • §-р<§- государства © ро®даревдш} приобретает особое значение*

1§-вшше иностранного языка нодраеташши поколением облегчает взаимоотношение между народами, содействует установлению дружеских, деловых ж культурных связей между странами, Преподавание иностранного языка в средней обще обра з ова тельной шале преследует практические, воспитательные, образовательные и развивающие цели, причем реализация воспитательных ж образовательных, развивающих щшшш осуществляется в процессе овладения учащимися яражзшчесшш ш®штж и навыками*

Иностранный язык как учебный предмет содействует общему образованно учащихся, развивает их мышление s fits. Эбучаясь иностранному языку, школьники получают элементарные представления о строе данного языка, осознают особенности, отличающие ер©- оз? родного язша" что способствует sas расширению филологического кругозора учащегося, так ж лучшему пониманию шц своего родного Изучение иностранного языка обогащает конкретные, представления учащихся в области геогра|ии, истории, литературы страны изучаемого язнка.

Обучение иностранным языкам имеет большое еодиально-зко-ношче скоро значе ние, Развивающиеся с каждым родом культурна©- ж экономические связи бывших республик Советского 0оша с другими странами выдвигают перед ними высокие требования"

Развитие современной науки вообще немыслимо без активного международного обмена. Знание иностранных языков способствует проникновению в прошлое народов, знанию их настоящего" предвидению будущего, помогает оделить шедевра мировой культуры* Это — одно из действенных средств преодоления национально! ограниченности и узости, этим обстоятельством можно объяснить то, что иностранна! язык является обязательной составной часть©- среднего и высшего образования-«

Воспитание и^ образование молодого поколения обеспечивают' ©-я всей совокупноетыэ учебных предметов." От того, насколько полно осознается вклад каждого отдельного учебного предмета в общее дело, в значительной мере зависит и его эффективность. Именно поэтому особенно важно. изучение' истории обучения иностранному языку в общеобразовательной школе, пути его совершенствования на современном этане и обобщение, онша преподавания иностранных языков в школах южных областей Узбекистана.

В диссертации в историко-хронологической последовательности собран и обобщен материал, посвященный анализу постановки преподавания иностранных языков в школах Узбекистана с дореволюционного времени вплоть до 90-х годов*

Степень изученности проблемы. Советская историография, 4 история обучения иностранному языку в настоящее время имеет значительную литературу- по этому вопросу накоплен положительный опыт и традиции в изучении проблемы в целом и отдельных ее вопросов* Анализируя путь, пройденный советскими учеными-педагогами, следует подчеркнуть, что данная отрасль научных знаний развивается как составная и неотъемлемая часть всей педагогической науки, в том числе ноторико~педагогичеокои*

По истории преподавания иностранных языков в бывшем Советском -Фейзе, в частности, в отдельных союзных республиках имеется ряд специальных монографических исследований ж кавди-датских диссертаций.

Заслуживают внимания и представляют научи®- значимость следующие труда: монография профессора Ж. В. Рахманова -«Очерк, но истории методики преподавания новых западно-европейских языков» (1Л©-47), кшщидатекая диссертация ВД’Дракша «История преподавания иностранных языков в России» (М, А1Щ РСШР, 1947) — работа ЙД. Салистры «I вопросу об истории методов обучения иностранных языков» (I МШЖИН, 1947) — О. К. Фоломкшой «История методики начального обучения чтению на английской языке» (СШО АНН РСФСР, М., 1951) — А*А"Миролшбова «История методики обучения иностранным языкам в СССР"(докт, дис>, 1», 1973), Т"В.Панциревой «История преподавания иностранных языков в школах Татарии (с 1917 по настоящее время) ?казд*дио*, Н*,< 1978) — Л.С.Андреевской-Левенстерн «История методических направлений в обучении иностранным языкам в России во второй половине XIX века .(МШИ* 1953) — БДДешперт «Очерк по истории преподавания французского языка в среда! школе Бессарабии и Молдавской ССР {1912−1952)» (АПН РСФСР, М*, 1963) — й, Т.1ах-мурадовой «Из истории преподавания западно-европейских языков в Азербайджане» (Баку» ~ 1965, докт.дис.) — Р. Ю. Барсук «Основные проблемы обучения иностранным языкам в национальной школе» (Баку Д967) — монография Р. А, Зариновой «Основные проблемы методики преподавания иностранных язнкдо в, Узбекской школе»

Ташкент — 1977) — Абидова Д. А. «История преподавания иностранных языков в вузах Узбекистана* (канд.дис, Ташкент, 1982).

Заслуживав г внимания монография Р. А, Зариновой, в которой излагаются шец

§ ша<�щи@ особенности распространения просвещения, в частности, становлеш©- ж развитие методики преподавания иностранных языков в школе>

Анализ содержания перечисленных исследований показал, что работы имеют научную и познавательную ценность, поскольку они посвящены важнейшим вопросам истории обучения иностранным языкам как учебной дисциплины.

В то-«же время авторы не ставили перед собой специальную задачу — осветить историю обучения иностранным языкам в школах южных областей Узбекистана» поэтому интересующий нас вопрос в этих монографиях не затрагивается и единичные сведения ж©- нему носят лишь отрывочный характер.

Следует остановиться на кандидатской диссертации Р. Акриловой на тему: «Из истории изучения восточных и западноевропейских языков в Туркестанском- крае (1885−1924 гг.)» (ТГШ ' им. Низами, 1969), где освещена история обучения восточным и западно-европейским языкам на всей территории Туркестанского края в период 1865—1924 гг." В диссертации разбираются различные методы и способы преподавания языков в разных учебных заведениях, в основном в школах" Ценным в содержании этого научного труда является изложение методических направлений в тесной связи с развитием современной педагогики, психологии и языкознания*

За период о 1960 ио 1990 годы по отдельным вопросам истории преподавания иностранных языков в Узбекистане был написан ряд статей: ЕД. Аниеимова «Достижения-узбекской школы в преподавании иностранных языков» (Ученые записки ШИШ им. Энгельса «Ташкент, 1960) — Т. Джураев, Ж. Я. Оалиев, ШШШ — кузница кадров учителей иностранных языков для школ Узбекистана» (Ученые записки ШШШ им. Ф.Энгельса, Ташкент, 1964)? С.С.Га-лянт и А. А. Майснер «Иностранные языки в узбекских школах» (журнал «Совет мактаби'% № 9 Ташкент, 19бф Д. Ж*1жаладов — «Из истории преподавания иностранных языков в Узбекистане» (Ученые записки Минпроса УзССР, Ташкент, 1964) — ТДДжураев* Д.Г.Хаса-нова «Но заветам В. ЖДенина» (Сб.:' Иностранные языки в вузах Узбекистана, Ташкент, 1970) — Д, ГДасановй «О состоянии и задачах улучшения преподавания иностранных языков в Узбекистане*1, (Иноетранше языки в вузах Узбекистана, Ташкент, 1969), ДЛХа-санова (Ташкент-, 1981).

Эти и ряд других статей носят обзорный характер по отдельным вопросам истории обучения иностранному языку в Республике Узбекистан" Таким образом, анализ иеторико-педагогиче ской литературы, вышедшей как в Узбекистане, 5? ак и за её пределами,^ показывает, что хофя определенные стороны рассматриваемого ~исосвещеш достаточно полно, тем" не менее научных работ'- следованимо истории обучения иностранному языку в оощеобразовательной школе южных областей Узбекистана пока ещё нет.

Тяга к овладению знанием иностранным языком своего рода знамение времени, требование жизни, насущная^ необходимость до. для каждого молого человека* Знание истории обучения иностранному языку в Узбекистане весьма существенно для подрастающего поколения. Чем внимательнее и подробнее будет изучена история преподавания иностранных языков в Республике Узбекистан, тем полнее, возможно будет воссоздание широкого исторического полотна культурных преобразований в конкретно-исторических условиях Узбекистана в годы исследуемого периодё.

Значение изучения истории и историографии особенно возрастают в наши дни, когда расширяются международные культурные, экономические связи между государствами"

История обучения иностранному языку в общеобразовательной школе южных областей Узбекистана (Сурхандарьинская и Кашкардарьинская области) и пути его совершенствования на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель работы — проследить в генезисе историю обучения иностранному языку в школах Узбекистана и пути его оовершест-вования на современном этапе.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что: знание иностранного языка учащимися зависит от мотивации учения, от умения применять учителями передовую методику обучения и методы дидактики. Причина слабого владения иностранным языком кроется в том, что на начальном этапе обучения не удается сформировать навыки владения языковым материалом, а это ограничивает лексический запас и теш чтения иноетран-ного языка.

В соответствии с целью, поставленной гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:

— показать становление и развитие обучения иностранным языкам в школах республики как обязательного учебного предавжа;

— определить и дать характеристику периодам развития обучения иностранным языкам;

— дать анализ постановки обучения иностранному языку в общеобразовательных школах шиш, областей Узбекистана;

— проанализировать программы и учебники по иностранному языку. в исследуемы! период в общеобразовательных школах Узбекистана, тем самым выявить положительный опыт преподавания иностранных языков для использования его в педагогической работе;

— на основе изучения и обобщения опытаучителей иностранных языков в Узбекистане определить закономерности и пути дальнейшего их совершенствования на современном этапе.

Научная новизна исследования".

В диссертационной работе впервые в истории педагогики Узбекистана предпринята попытка систематизации большого фактического материала, извлеченного из архивных и других научных источников, изучена история обучения иностранному языку в школах южных районов".

На основании анализа большого количества литературы устанавливаются основные периоды обучения иностранным языкам, даётся их характеристика, выдвигаются рекомендации1 по улучшению преподавания иностранных языков в общеобразовательных школах. ¦

Как отмечал Е, А. Константинов: «Периодизация должна отражать объективные закономерности развития школы и педагогики, При правильной периодизации, обобщения историко-педагогичес-' ких явлений приобретают особую значимость и четкость» .1.

Придерживаясь этого высказывания, мы определили и охарактеризовалиосновные этапы становления и развития обучения иностранным языкам за годы Советской власти в школах Узбекистана, Периодизация, разработанная в диссертационных исследованиях Ширалюбова А. А., Рахманова И .В., касается методики преподавания. В работе Т. Панцыревой изложены критерии выделения периодов развития преподавания иностранных языков в школах Татарии. Первый из выделенных ею критериев — «изменения в целях и содержании обучения и в связи с этим положение иностранных языков в школе» -, — был использован в нашем исследовании Тем не менее периодизация развития школьного образования в Узбекистане до настоящего времени не разработана. В связи с этим мы поставили задачу определить критерии периодизации истории преподавания иностранных языков как учебной дисциплины. Это:

Качественные изменения, происшедшие в< содержании обучения иностранным языкам в средней школе, определяемые правитель ¦отаенными постановлениями *.

2. Качественные изменения в кадровом составе учителей в результате их подготовки в республике.

Если первый критерий не требует обсуждений, то второй нуждается в некоторых пояснениях. Как известно, учитель является.

1. Константинов Н*А. К вопросу о периодизаций истории школы и педагогики" Советская педагогика. 1958, 1 I, -С.101. центральной фигурой педагогического процесса, поэтому вопрос о подготовке кадров является центральным. В условиях Узбекистана, особенно южных областей, это имеет особое значение, т.к. для эффективного обучения необходим контингент преподавателей из лиц местной национальности.

Теоретическая ненность исследования состоит в создании стройной системы развития преподавания данной дисциплины в общеобразовательных школах южных областей Узбекистана.

Практическая значимость исследования.

Обобщенный опыт преподавания иностранных языков в школах Узбекистана, отражающий его становление и развитие в специфических условиях республики имеет не только теоретическое., но и большое практическое значение.

Содержание, выводы и вытекающие из данного научного исследования предложения могут быть использованы учителями школ, преподавателями вузов и на курсах повышения квалификации учителей в’целях дальнейшего совершенствования деятельности и повышения эффективности преподавания иностранных языков, а также учеными в их научно-исследовательской работе. Кроме то-то, материалы диссертации могут быть полезна* при чтении курса лекций по истории и теории педагогики, а также могут стать основой для совершенствования программ и учебников.

Методологической основой исследования явилось научное учение о сущности процесса обучения, о роли иностранного языка в познании культурного наследия другого народа, о значении передового педагогического опыта в эффективности обучения иностранному языку.

В процессе работы использовались следующие методы исследования:

— историко-теоретический анализ трудов философов, социологов, методистов, а также анализ психолого-педагогической литературы, отражающей современное состояние проблема— анализ и обобщение опыта творчески работающих учителей в целью определения критериев эффективности изучения данного предмета- •.

— анализ учебников, учебных пособий, программ методики преподавания иностранного языка".

Основные положения и выводы проведенного исследования докладывались на педагогических чтениях, на психолого-педаго гических семинарах, вузовских и республиканских научно-практических конференциях''гг, Термезе, Ташкенте, Карши. .Они вошли в содержание лекций для учителей, проходивших, переподготовку До теме исследования были опубликованы брошюры, статьи и тезисы докладов".

Структуш диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения ж списка использованной литературы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой