История обучения иностранному языку в общеобразовательной школе южных областей Узбекистана (Сурхандарьинская и Кашкардарьинская области) и пути его совершенствования на современном этапе
Методологической основой исследования явилось научное учение о сущности процесса обучения, о роли иностранного языка в познании культурного наследия другого народа, о значении передового педагогического опыта в эффективности обучения иностранному языку. На основании анализа большого количества литературы устанавливаются основные периоды обучения иностранным языкам, даётся их характеристика… Читать ещё >
Содержание
- В В Е Д 1 Н И Е
- Г I, А В, А I. СОЩШ>НО-ЭКОНОМИЧЕСШЕ ОСОБЕННОСТИ ЮЖНОГО РЕГИОНА. УЗБЕКИСТАНА. I IX ВЛИЯНИЕ Ш, ПРШОДАВАШШ ШОС ТРАВНОГО ' ЯЗЫКА В ОВЦЕОЕРАЗОВАТШГЬНОЙ ШКОЛЕ
- I. Ж вопросу о генезисе изучения жностранн®Ху языков* #¦"""*""* ««««««««*¦*
- 2. Развитие обучения иностранному языку в обще обра зова тельных шкодах региона в 30−50-е годы» >
- 3. Состояние обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах Кашкадаръ-инской и Сурхаццарьинской областей в 60−80 гг * * + «««* -«. в *""¦
- Г ЛАВА II, ООВЕРШШСТВОВАНЙЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ШШШ НА. СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ,
- I. Совершенствование содержания обучения иностранных языков,
- 2. Контроль усвоения учащимися иностранного языка — необходимое условие повышения качества обучения*.
- 3. Самостоятельная работа учащимися — одно из необходимых условий совершенствования организации обучения.^123−145 ЗАКЛЮЧЕН Ж Е.+»
- ЛИТЕРАТУРЫ.&diams
- I. В Е 1 .1 1 1 I Преподавание иностранного языка в школе в настоящее время, корда paos*yt, расширяется международные & щ' ©-вязи н
- §-р<§- государства © ро®даревдш} приобретает особое значение*
1§-вшше иностранного языка нодраеташши поколением облегчает взаимоотношение между народами, содействует установлению дружеских, деловых ж культурных связей между странами, Преподавание иностранного языка в средней обще обра з ова тельной шале преследует практические, воспитательные, образовательные и развивающие цели, причем реализация воспитательных ж образовательных, развивающих щшшш осуществляется в процессе овладения учащимися яражзшчесшш ш®штж и навыками*
Иностранный язык как учебный предмет содействует общему образованно учащихся, развивает их мышление s fits. Эбучаясь иностранному языку, школьники получают элементарные представления о строе данного языка, осознают особенности, отличающие ер©- оз? родного язша" что способствует sas расширению филологического кругозора учащегося, так ж лучшему пониманию шц своего родного Изучение иностранного языка обогащает конкретные, представления учащихся в области геогра|ии, истории, литературы страны изучаемого язнка.
Обучение иностранным языкам имеет большое еодиально-зко-ношче скоро значе ние, Развивающиеся с каждым родом культурна©- ж экономические связи бывших республик Советского 0оша с другими странами выдвигают перед ними высокие требования"
Развитие современной науки вообще немыслимо без активного международного обмена. Знание иностранных языков способствует проникновению в прошлое народов, знанию их настоящего" предвидению будущего, помогает оделить шедевра мировой культуры* Это — одно из действенных средств преодоления национально! ограниченности и узости, этим обстоятельством можно объяснить то, что иностранна! язык является обязательной составной часть©- среднего и высшего образования-«
Воспитание и^ образование молодого поколения обеспечивают' ©-я всей совокупноетыэ учебных предметов." От того, насколько полно осознается вклад каждого отдельного учебного предмета в общее дело, в значительной мере зависит и его эффективность. Именно поэтому особенно важно. изучение' истории обучения иностранному языку в общеобразовательной школе, пути его совершенствования на современном этане и обобщение, онша преподавания иностранных языков в школах южных областей Узбекистана.
В диссертации в историко-хронологической последовательности собран и обобщен материал, посвященный анализу постановки преподавания иностранных языков в школах Узбекистана с дореволюционного времени вплоть до 90-х годов*
Степень изученности проблемы. Советская историография, 4 история обучения иностранному языку в настоящее время имеет значительную литературу- по этому вопросу накоплен положительный опыт и традиции в изучении проблемы в целом и отдельных ее вопросов* Анализируя путь, пройденный советскими учеными-педагогами, следует подчеркнуть, что данная отрасль научных знаний развивается как составная и неотъемлемая часть всей педагогической науки, в том числе ноторико~педагогичеокои*
По истории преподавания иностранных языков в бывшем Советском -Фейзе, в частности, в отдельных союзных республиках имеется ряд специальных монографических исследований ж кавди-датских диссертаций.
Заслуживают внимания и представляют научи®- значимость следующие труда: монография профессора Ж. В. Рахманова -«Очерк, но истории методики преподавания новых западно-европейских языков» (1Л©-47), кшщидатекая диссертация ВД’Дракша «История преподавания иностранных языков в России» (М, А1Щ РСШР, 1947) — работа ЙД. Салистры «I вопросу об истории методов обучения иностранных языков» (I МШЖИН, 1947) — О. К. Фоломкшой «История методики начального обучения чтению на английской языке» (СШО АНН РСФСР, М., 1951) — А*А"Миролшбова «История методики обучения иностранным языкам в СССР"(докт, дис>, 1», 1973), Т"В.Панциревой «История преподавания иностранных языков в школах Татарии (с 1917 по настоящее время) ?казд*дио*, Н*,< 1978) — Л.С.Андреевской-Левенстерн «История методических направлений в обучении иностранным языкам в России во второй половине XIX века .(МШИ* 1953) — БДДешперт «Очерк по истории преподавания французского языка в среда! школе Бессарабии и Молдавской ССР {1912−1952)» (АПН РСФСР, М*, 1963) — й, Т.1ах-мурадовой «Из истории преподавания западно-европейских языков в Азербайджане» (Баку» ~ 1965, докт.дис.) — Р. Ю. Барсук «Основные проблемы обучения иностранным языкам в национальной школе» (Баку Д967) — монография Р. А, Зариновой «Основные проблемы методики преподавания иностранных язнкдо в, Узбекской школе»
Ташкент — 1977) — Абидова Д. А. «История преподавания иностранных языков в вузах Узбекистана* (канд.дис, Ташкент, 1982).
Заслуживав г внимания монография Р. А, Зариновой, в которой излагаются шец
§ ша<�щи@ особенности распространения просвещения, в частности, становлеш©- ж развитие методики преподавания иностранных языков в школе>
Анализ содержания перечисленных исследований показал, что работы имеют научную и познавательную ценность, поскольку они посвящены важнейшим вопросам истории обучения иностранным языкам как учебной дисциплины.
В то-«же время авторы не ставили перед собой специальную задачу — осветить историю обучения иностранным языкам в школах южных областей Узбекистана» поэтому интересующий нас вопрос в этих монографиях не затрагивается и единичные сведения ж©- нему носят лишь отрывочный характер.
Следует остановиться на кандидатской диссертации Р. Акриловой на тему: «Из истории изучения восточных и западноевропейских языков в Туркестанском- крае (1885−1924 гг.)» (ТГШ ' им. Низами, 1969), где освещена история обучения восточным и западно-европейским языкам на всей территории Туркестанского края в период 1865—1924 гг." В диссертации разбираются различные методы и способы преподавания языков в разных учебных заведениях, в основном в школах" Ценным в содержании этого научного труда является изложение методических направлений в тесной связи с развитием современной педагогики, психологии и языкознания*
За период о 1960 ио 1990 годы по отдельным вопросам истории преподавания иностранных языков в Узбекистане был написан ряд статей: ЕД. Аниеимова «Достижения-узбекской школы в преподавании иностранных языков» (Ученые записки ШИШ им. Энгельса «Ташкент, 1960) — Т. Джураев, Ж. Я. Оалиев, ШШШ — кузница кадров учителей иностранных языков для школ Узбекистана» (Ученые записки ШШШ им. Ф.Энгельса, Ташкент, 1964)? С.С.Га-лянт и А. А. Майснер «Иностранные языки в узбекских школах» (журнал «Совет мактаби'% № 9 Ташкент, 19бф Д. Ж*1жаладов — «Из истории преподавания иностранных языков в Узбекистане» (Ученые записки Минпроса УзССР, Ташкент, 1964) — ТДДжураев* Д.Г.Хаса-нова «Но заветам В. ЖДенина» (Сб.:' Иностранные языки в вузах Узбекистана, Ташкент, 1970) — Д, ГДасановй «О состоянии и задачах улучшения преподавания иностранных языков в Узбекистане*1, (Иноетранше языки в вузах Узбекистана, Ташкент, 1969), ДЛХа-санова (Ташкент-, 1981).
Эти и ряд других статей носят обзорный характер по отдельным вопросам истории обучения иностранному языку в Республике Узбекистан" Таким образом, анализ иеторико-педагогиче ской литературы, вышедшей как в Узбекистане, 5? ак и за её пределами,^ показывает, что хофя определенные стороны рассматриваемого ~исосвещеш достаточно полно, тем" не менее научных работ'- следованимо истории обучения иностранному языку в оощеобразовательной школе южных областей Узбекистана пока ещё нет.
Тяга к овладению знанием иностранным языком своего рода знамение времени, требование жизни, насущная^ необходимость до. для каждого молого человека* Знание истории обучения иностранному языку в Узбекистане весьма существенно для подрастающего поколения. Чем внимательнее и подробнее будет изучена история преподавания иностранных языков в Республике Узбекистан, тем полнее, возможно будет воссоздание широкого исторического полотна культурных преобразований в конкретно-исторических условиях Узбекистана в годы исследуемого периодё.
Значение изучения истории и историографии особенно возрастают в наши дни, когда расширяются международные культурные, экономические связи между государствами"