Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании названных подходов была разработана модель формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, включающая в себя целевой, содержательный, операционный и результативный элементы. Целевой элемент модели направлен на формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Содержательный элемент модели… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений
    • 1. 1. Психолого-педагогические аспекты профессиональной мобильности
    • 1. 2. Генезис научных представлений о профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения и его профессиональной мобильности
    • 1. 3. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений
  • Выводы
  • Глава II. Организация и результативность экспериментальной работы по формированию профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений
    • 2. 1. Организация экспериментальной работы по формированию профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений
    • 2. 2. Модель формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений
  • Выводы

Формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новые требования к системе дошкольного образования предполагают изменения в профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Обеспечение гибкости в организации образовательного процессаучет потребностей, интересов и желаний детейвыстраивание взаимодействия с семьями воспитанников с целью освоения дошкольниками основной образовательной программы детского сада и их успешной социализации становятся необходимой частью работы воспитателя.

Модернизация системы дошкольного образования обусловливает важность и необходимость освоения деятельностной модели организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, которая основывается на активности ребёнка в совместной деятельности взрослого с детьми. Однако, по данным мониторинга Министерства образования Самарской области, в дошкольных образовательных учреждениях преобладают педагоги (до 90%), опыт работы которых складывался в рамках учебно-дисциплинарной модели образования детей, что ведёт к трудностям в принятии деятельностной модели, предполагающей ценностно-смысловое равенство педагога и ребёнка.

Изменения, происходящие в настоящее время в дошкольном образовании, будут продолжаться, так как образование реагирует на социальные процессы, динамика которых постоянно нарастает. Для того чтобы самореализоваться в профессии и чувствовать себя комфортно в современном обществе, быть востребованными на рынке труда, необходимо быстро адаптироваться к новым условиям работы и быть готовым к дальнейшим изменениям в социальной и профессиональной жизни. Профессиональная мобильность воспитателя становится необходимым условием, обеспечивающим ему возможность быстро адаптироваться к изменению содержания профессиональной деятельности. Насущность поиска способов формирования профессиональной мобильности у воспитателей дошкольных образовательных учреждений делает данную проблему одной из значимых.

Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с нашим, показывает, что в педагогической науке сложились предпосылки, позволяющие осуществить теоретическое осмысление указанной проблемы:

— профессиональная мобильность рассмотрена как значимое качество или способность личности (J1.B. Вершинина, JI.B. Горюнова, С. Г. Желтова, Б. М. Игошев, Ю. И. Калиновский, И. В. Никулина, C.B. Нужнова, и др.) — как процесс (JI.A. Амирова, Т. В. Канаева, Г. Н. Соколова, И. В. Щербаков и др.);

— определены вертикальный вектор профессиональной мобильностипродвижение специалиста по карьерной лестнице и горизонтальный вектор профессиональной мобильности — переход человека с одной должности на другую или из одного учреждения в другое (JI.B. Вершинина, JI. В. Горюнова, Т. В. Канаева, Д. С. Мурашов, JI.A. Сорокина);

— среди необходимых личностных качеств профессионально мобильного человека выделены высокая социальная активность, адаптивность, креативность, гибкость (JI.A. Амирова, JI.B. Горюнова, Б. М. Игошев, Ю. И. Калиновский, И. В. Никулина, C.B. Нужнова и др.).

Отмечая плодотворность исследований названных ученых, следует признать, что в педагогической теории проблема формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в полной мере еще не осмыслена. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.

Среди многих проблем, возникающих при изучении профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, необходимо исследовать такие, которые связаны с конкретизацией научного представления о профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, с определением педагогических условий, влияющих на становление профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации, с разработкой модели её формирования, с определением его содержания, форм и методов, обеспечивающих развитие ее компонентов, и ряд других.

Источником этих проблем в педагогической практике является противоречие между возрастающей потребностью общества в профессионально мобильных воспитателях дошкольных образовательных учреждений и недостаточной представленностью в педагогической науке теоретических оснований для разработки модели формирования такой мобильности. Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема разработки модели формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В практическом плане — определение педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации.

Объект исследования — целенаправленный процесс формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации.

Цель исследования — теоретически обосновать и апробировать модель формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Гипотеза исследования. Формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, рассматриваемой как единство и взаимосвязь содержания когнитивного, ценностно-мотивационного, личностного и деятельного компонентов, будет результативным, если:

— раскрытие содержания понятия «профессиональная мобильность воспитателей дошкольных образовательных учреждений» становится базой для обоснования содержания процесса повышения квалификации на базе учреждений дополнительного профессионального образования;

— обоснование структуры профессиональной мобильности становится основой для разработки модели формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации;

— содержание повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений реализуется в соответствии с принципами, адекватными структурным компонентам профессиональной мобильности;

— осуществлен отбор таких форм и методов обучения, которые позволят воспитателям дошкольных образовательных учреждений проявлять готовность к повышению профессионального уровня как в рамках одной специальности, так и при освоении смежных специальностей в системе дошкольного образования.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научное представление о содержании понятия «профессиональная мобильность воспитателей дошкольных образовательных учреждений».

2. Раскрыть структуру профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений и обосновать содержание её компонентов.

3. Определить педагогические условия формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

4. Выявить подходы к формированию профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

5. Обосновать содержание формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений на базе учреждений повышения квалификации.

6. Определить результативность экспериментальной работы по формированию профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Одной из задач современного образования является обеспечение готовности человека к жизнедеятельности в интенсивно изменяющихся условиях — как социальных, так и профессиональных. Быстрое устаревание знаний и опыта в сфере образования вызывает необходимость адаптации воспитателей дошкольных образовательных учреждений к новым условиям работы через овладение умениями самостоятельно осваивать новые профессиональные знания и применять их в деятельности. Однако существует противоречие между необходимостью общества в воспитателях, способных повышать профессиональный уровень как в рамках одной специальности, так и при освоении смежных специальностей в системе дошкольного образования, и недостаточным осознанием ими того, что это возможно путём пополнения профессиональных знаний, развития профессиональных качеств (активности, креативности, гибкости, адаптивности), самостоятельного проектирования траектории профессионального развития. Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации, что обеспечивает переход воспитателя с одного профессионального уровня на другой. Структурными компонентами профессиональной мобильности воспитателя дошкольного образовательного учреждения являются ценностно-мотивационный, личностный, деятельностный и когнитивный компоненты, каждый из которых обладает своим содержанием.

2. В основу разработки модели формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений должна быть положена идея вертикального (повышение профессионального уровня, выражающееся в переходе из одной квалификационной категории в другую, более высокую, или в переходе с должности воспитателя на административную должность) и горизонтального (освоение смежных педагогических специальностей в системе дошкольного образования или переход в другое дошкольное образовательное учреждения) профессионального развития. Данная идея, содержащая при её воплощении в процессе повышения квалификации возможность формировать профессиональную мобильность воспитателей дошкольных образовательных учреждений, отражает реально существующие возможности роста профессионального уровня воспитателей.

3. Педагогическими условиями, обеспечивающими формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, становятся: содержание повышения квалификации, разрабатываемое в соответствии с федеральными и региональными требованиями к развитию системы дошкольного образования и интересами самого воспитателя дошкольного образовательного учрежденияконтроль, позволяющий оценивать стартовые возможности и достижения педагогов в процессе повышения квалификациисоздание мотивационного поля, способствующего развитию у воспитателя интереса к самообразованиюналичие у воспитателя собственной траектории профессионального развитияприменение активных методов и современных форм повышения квалификации.

4. Педагогически целесообразное формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений обеспечивается реализацией системно-деятельностного, компетентностного, ан-драгогического и акмеологического подходов. Системно-деятельностный подход обеспечивает построение процесса повышения квалификации в соответствии с программой «Профессиональная мобильность воспитателей дошкольных образовательных учреждений», ориентированной на адаптацию воспитателей к новым условиям профессиональной деятельности. Компетентностный подход обеспечивает ориентированность воспитателя на применение полученных знаний в новых ситуациях общественной и профессиональной жизни. Акмеологический подход способствует формированию интереса воспитателей к повышению профессионального уровня и творческого отношения к профессиональной деятельности путём применения активных форм и методов обучения: проблемных лекций, круглых столов, работы в творческих группах, деловых игр, ведения педагогического дневника и др. Андрагогический подход обеспечивает создание в процессе обучения проблемного поля и соотнесение его с профессиональным опытом воспитателей, организацию коллективной мыследеятельности, обеспечивающей личностную включенность в образовательный процесс через применение технологий «Открытое пространство», мозгового штурма.

5. Обоснование содержания процесса формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений должно проходить с учётом содержания структурных компонентов профессиональной мобильности как интегративного свойства личности воспитателя. Педагогическая деятельность должна осуществляться в соответствии с программой «Профессиональная мобильность воспитателя дошкольного образовательного учреждения», модулями которой являются: «Вариативность системы дошкольного образования», «Реализация федеральных государственных требований в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения», «Технологии усвоения новых компетенций», «Профессиональная деятельность специалиста в области дошкольного образования». Обучение становится эффективным тогда, когда процесс обучения строится на основе принципов: соответствия целей и содержания федеральным государственным требованияммодульностиединства социального и профессионального опытаактуализации и коррекции сложившегося опыта и личностных установокгибкости и динамичности.

Научная новизна исследования:

— конкретизировано научное представление о содержании понятия «профессиональная мобильность воспитателей дошкольных образовательных учреждений» (профессиональная мобильность воспитателей дошкольных образовательных учреждений есть интегративное свойство личности, характеризующее её готовность к повышению профессионального уровня как в рамках одной специальности, так и при освоении смежных специальностей в системе дошкольного образования, проявляя активность, креативность, гибкость, адаптивность, создавая траекторию профессионального развития в соответствии с требованиями к профессиональной деятельности как педагогического, так и административного персонала);

— раскрыта структура профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений и обосновано содержание её компонентов (содержание ценностно-мотивационного компонента образует интерес к повышению квалификации, саморазвитию, к овладению новыми технологиями дошкольного образования, к освоению обновлённой профессиональной деятельности в изменяющихся условиях, возникших под влиянием государственной политики в области образования или научно-технического прогресса, к перемещениям в профессиональной сфере — повышению профессионализма, освоению смежных профессийсодержание личностного компонента образуют качества личности, обеспечивающие выполнение профессиональных функций воспитателя: активность, креативность, гибкость, адаптивностьсодержание деятельностного компонента образуют умения оценивать свои действия и имеющиеся профессиональные знания, добывать, перерабатывать необходимые профессиональные знания и применять их в работе с детьми, родителями воспитанников, коллегами, а также проектировать траекторию профессионального развитиясодержание когнитивного компонента профессиональной мобильности образуют профессиональные знания в области дошкольной педагогики, психологии, технологий дошкольного образования, нормативного законодательства, актуальные в рамках новой парадигмы дошкольного образования);

— определены педагогические условия формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений (содержание повышения квалификации, разрабатываемое в соответствии с федеральными и региональными требованиями к развитию системы дошкольного образования и интересами самого воспитателя дошкольного образовательного учрежденияконтроль позволяющий оценивать стартовые возможности и достижения педагогов в процессе повышения квалификациисоздание мотивационного поля способствующего развитию у воспитателя интереса к самообразованиюналичие у воспитателя собственной траектории профессионального развитияприменение активных методов и современных форм повышения квалификации);

— выявлены подходы к формированию профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений (системно-деятельностный подход определяет структуру построенной по модульному принципу программы повышения квалификации «Профессиональная мобильность воспитателей дошкольных образовательных учреждений», реализация которой обеспечивает адаптацию воспитателей к новым условиям профессиональной деятельности. Компетентностный подход способствует выстраиванию образовательного процесса, обеспечивающего ориентированность воспитателей в новых ситуациях общественной и профессиональной жизни, применение полученных знаний на практике. Акмеологический подход позволяет определить активные формы и методы обучения (проблемные лекции, круглые столы, творческие группы, деловые игры, педагогический дневник и др.), содействующие развитию у воспитателей интереса к повышению профессионального уровня и творческого отношения к профессиональной деятельности. Андрагогический подход способствует выстраиванию процесса обучения на курсах повышения квалификации с учётом профессионального опыта воспитателей, обеспечивает личностную включенность в образовательный процесс через применение технологии «Открытое пространство» и мозгового штурма);

— разработана модель формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений (модель включает целевой, содержательный, операционный, результативный элементы. Целевой элемент направлен на формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Содержательный элемент представлен построенной по модульному принципу программой «Профессиональная мобильность воспитателей дошкольных образовательных учреждений», обеспечивающей развитие когнитивного, ценностномотивационного, личностного и деятельностного компонентов профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Операционный элемент, включающий активные методы и формы обучения, обеспечивает выстраивание образовательного процесса с учётом знаний и умений воспитателей, с опорой на их интерес к профессиональному развитию. Результативный элемент — сформированность профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений);

— обосновано содержание формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений (содержание процесса формирования профессиональной мобильности определяется с учётом содержания структурных компонентов профессиональной мобильности как интегративного свойства личности. Оно реализуется на курсах повышения квалификации с использованием активных методов и форм обучения: проблемных лекций, диспутов и дискуссий, рефлексивных практикумов, деловых игр, анализа документов и видеоматериалов, индивидуальных консультаций, самостоятельной работы, ведения педагогического дневника, технологии «Открытое пространство» и мозгового штурма).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты обогатят научные представления о повышении квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Разработанная в исследовании модель формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений будет способствовать обогащению педагогической теории в части, относящейся к определению содержательных и процессуальных аспектов педагогической деятельности по развитию у воспитателей интереса к обновлению профессиональной деятельности в изменяющихся условиях, к перемещению в профессиональной сфереразвитию активности, креативности, гибкости адаптивностиформированию умения самостоятельно проектировать траекторию профессионального развития. Результаты исследования будут способствовать повышению теоретического уровня преподавания на курсах повышения квалификации в той его части, которая относится к способам включения научного знания в профессиональную деятельность воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование деятельности педагогов в аспекте формирования профессиональной мобильности воспитателей на курсах повышения квалификациив определении условий её формированияв определении методов исследования, с помощью которых изучается профессиональная мобильность как интегративное свойство личностив разработке и апробации программы «Профессиональная мобильность воспитателей дошкольных образовательных учреждений».

Методологической основой исследования являются педагогические и психологические теории развития личности и профессиональной деятельноститеории профессионального образования.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

— о единстве личности и деятельности (М.С. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— методологии и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

— теории и концепции мобильности (Ю.Ю. Дворецкая, Г. Е. Зборовский, Е. А. Никитина, М. Н. Руткевич, П. А. Сорокин и др.);

— теории социально-профессиональной мобильности (Л.В. Вершинина, Ю. И. Калиновский) и профессиональной мобильности (Л.А. Амирова, Л. В. Горюнова, Б. М. Игошев, Д. С. Мурашов, И. В. Никулина и др.);

— основные положения системно-деятельностного подхода (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев А.Р. Лурия, М. Н. Скаткин, Д. Б. Эльконин и др.);

— основные положения компетентностного подхода (И. А. Зимняя, Т. Е. Иванова, O.E. Лебедев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, A.B. Хуторской);

— основные положения андрагогического подхода (М.Т. Громкова, Ю. И. Калиновский, А.И. Кукуев);

— основные положения акмеологического подхода (A.A. Бодалёв, A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. И. Максакова, A.A. Реан и др.);

— теории и концепции повышения квалификации специалистов (A.A. Вербицкий, В. И. Загвязинский, Г. Л. Ильин, В. Ю. Кричевский, Э. М. Никитин, Г. Р. Хамитова, Т. И. Шамова и др.) и теории непрерывного самообразования (Е.Д. Безниско, A.A. Бодалёв, A.B. Даринский и др.);

— теории и концепции профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (С.А. Козлова, В. И. Логинова, С. Н. Лебедева, Б. С. Лейкина, Л. Н. Маневцева, П. Г. Саморукова, Т.А. Сваталова).

База исследования: МБОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования городского округа Самара». В исследовании принимали участие 127 человек (воспитатели дошкольных образовательных учреждений г. о. Самара, посещавшие курсы повышения квалификации).

Этапы исследования.

На первом этапе (2006;2008 годы) был осуществлён анализ философской, педагогической, психологической, социологической, исторической и методической литературы, диссертационных работ по проблеме исследованияизучены различные аспекты деятельности воспитателей дошкольных образовательных учрежденийпроведено пилотажное исследование, что позволило выделить проблему, объект, предмет, цель исследования, сформулировать его гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явилось определение методологии и методов исследования, обоснование его программы.

На втором этапе (2009;2011 годы) в ходе формирующего эксперимента уточнялась гипотеза исследования, конкретизировалось содержание курса, обеспечивающего формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Результатом данного этапа явились обоснование методологической базы, разработка модели формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений и её апробация.

На третьем этапе (2011;2013 годы) эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов, подвергнуто теоретическому анализу. Проведено оформление результатов исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: анализ философской, педагогической, психологической, социологической, исторической и методической литературыэмпирические методы (анкетирование, беседа, включённое наблюдение, анализ продуктов деятельностиконстатирующий и формирующий эксперименты) — методы математической статистики (среднее значение, корреляционный анализ).

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, её соответствием поставленной проблемеего осуществлением на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметувозможностью повторения экспериментальной работырепрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (Воронеж — 2008 г., Самара -2006—2013 гг., Казань — 2013 г.). Материалы исследования внедрялись автором в педагогическую деятельность, а также обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Самарского филиала ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет».

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

130 Выводы

1. Синтез методологических подходов (системно-деятельностного, андрагогического, компетентностного и акмеологического) позволил нам выделить основные принципы обеспечения формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в рамках повышения квалификации: соответствия целей и содержания федеральным государственным требованияммодульностиединства социального и профессионального опытаактуализации и коррекции сложившегося опыта и личностных установокгибкости и динамичности.

2. На основании названных подходов была разработана модель формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, включающая в себя целевой, содержательный, операционный и результативный элементы. Целевой элемент модели направлен на формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Содержательный элемент модели представлен программой курса «Профессиональная мобильность воспитателей дошкольных образовательных учреждений», модули которой обеспечивают развитие компонентов профессиональной мобильности (когнитивного, ценностно-мотивационного, личностного и деятельностного). Операционный элемент модели включает активные формы и методы обучения: проблемные лекции, диспуты и дискуссии, рефлексивный практикум, деловые игры, анализ документов и видеоматериалов, индивидуальные консультации, самостоятельную работу, ведение педагогического дневника, технологии «Открытое пространство» и мозговой штурм. Результативный элемент модели направлен на сформированность компонентов профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

3. Результативность разработанной системы формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений была проверена в ходе эксперимента. Сравнительный анализ результатов его констатирующего и контрольного этапов позволил сделать заключение об эффективности применения разработанной нами модели формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающей развитие всех компонентов профессиональной мобильности. Однако наибольшее количество респондентов предпочли повышение профессионального уровня, что соответствует вертикальному вектору профессиональной мобильности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Изучение исследований, посвященных профессиональной мобильности, позволило определить суть и структуру профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Под профессиональной мобильностью воспитателей дошкольных образовательных учреждений мы понимаем интегративное свойство личности, характеризующее её готовность к повышению профессионального уровня как в рамках одной специальности, так и при освоении смежных специальностей в системе дошкольного образования, проявляя активность, креативность, гибкость, адаптивность, создавая траекторию своего профессионального развития в соответствии с требованиями профессиональной деятельности как педагогического, так и административного персонала.

2. Структурными компонентами профессиональной мобильности были определены ценностно-мотивационный, личностный, деятельностный и когнитивный. Содержание ценностно-мотивационного компонента образует интерес к повышению квалификации, саморазвитию, к овладению новыми технологиями дошкольного образования, к освоению обновленной профессиональной деятельности в изменяющихся условиях, возникших под влиянием государственной политики в области образования или научно-технического прогресса, к перемещениям в профессиональной сфере — повышению профессионализма, освоению смежных профессий. Содержание личностного компонента образуют качества личности, обеспечивающие выполнение профессиональных функций воспитателя: активность, креативность, гибкость, адаптивность. Содержание деятельностного компонента образуют умения оценивать свои действия и имеющиеся профессиональные знания, добывать, перерабатывать необходимые профессиональные знания и применять их в работе с детьми, родителями воспитанников, коллегами, а также проектировать траекторию профессионального развития. Когнитивный компонент представлен следующими показателями: профессиональные знания в области дошкольной педагогики, психологии, технологий дошкольного образования, нормативного законодательства, актуальные в рамках новой парадигмы дошкольного образования.

3. На основании анализа исследований, посвященных повышению квалификации специалистов системы образования, определены педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений: содержание повышения квалификации, разрабатываемое в соответствии с федеральными и региональными требованиями к развитию системы дошкольного образования и интересами самого воспитателя дошкольного образовательного учрежденияконтроль позволяющий оценивать стартовые возможности и достижения педагогов в процессе повышения квалификациисоздание мотивационного поля, способствующего развитию у воспитателя интереса к самообразованиюналичие у воспитателя собственной траектории профессионального развитияприменение активных методов и современных форм повышения квалификации.

4. Теоретическое исследование на основе системно-деятельностного, компетентностного, андрагогического и акмеологического подходов позволило разработать модель формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, включающую целевой, содержательный, операционный и результативный элементывыделить принципы, адекватные структурным компонентам профессиональной мобильности: соответствия целей и содержания федеральным государственным требованияммодульностиединства социального и профессионального опытаактуализации и коррекции сложившегося опыта и личностных установокгибкости и динамичности.

5. Содержание формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений определяется с учётом выделенных компонентов профессиональной мобильности и реализуется на основе программы «Профессиональная мобильность воспитателей дошкольных образовательных учреждений» с использованием активных форм и методов обучения: проблемная лекция, диспут и дискуссия, рефлексивный практикум, деловая игра, мозговой штурм, анализ документов и видеоматериалов, индивидуальные консультации, самостоятельная работа, ведение педагогического дневника.

Выполненное нами исследование формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений вносит определённый вклад в совершенствование системы повышения квалификации специалистов дошкольных образовательных учреждений.

Мы осознаём, что не все поставленные нами задачи решены в равной степени глубоко и последовательно. Вместе с тем исследование выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это изучение проблемы формирования профессиональной мобильности воспитателей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности: методологические проблемы психологии / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1973.-288 с.
  2. А.П. Системное познание мира. Методологические проблемы / А. П. Аверьянов. М.: Политиздат, 1995. — 251 с.
  3. О.В. Уроки для взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / О. В. Агапова. СПб.: Тускарора, 2002. — 126 с.
  4. И.С. Формирование готовности военных специалистов к самоопределению в гражданских профессиях : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. С. Алаторцева. Москва, 2009. — 218 с.
  5. JI.A. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как целевая установка высшего педагогического образования / J1.A. Амирова, З. А. Багишаева // Aima mater. 2004. — № 1. — С. 55−60.
  6. М.А. Повышение квалификации как компонент непрерывного образования : методическое пособие / М. А. Арларский, Л. П. Малаховская, П. С. Хайфец. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. — 36 с.
  7. Ю.В. Этносоциология : учебное пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, A.A. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1999. -271 с.
  8. .В. Формирование учебных умений как фактор подготовки мобильного выпускника / Ж. В. Арушунян // Профессиональное образование. -2004.-№ 1.-С. 15−16.
  9. А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. М.: Academia: Смысл, 2007. — 526 с.
  10. JI.H. Новые подходы, квалификация, мастерство. Оценка компетентности педагога / J1.H. Атмахова // Дошкольное воспитание. 2008. -№ 5.-С. 18−27.
  11. JI.H. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ : автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / J1.H. Атмахова. Екатеринбург, 2006.- 177 с.
  12. И.Афанасьев В. Г. Основы философских знаний / В. Г. Афанасьев. М.: Мысль, 1977.-335 с.
  13. Ю.А. Как рождается профессиональное мастерство / Ю. А. Афонькина // Дошкольное воспитание. 2002. — № 12. — С. 76−79.
  14. Т.И. Методические советы к программе «Детство» / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 304 с.
  15. Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Т. М. Бабунова. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 208 с.
  16. Е.Р. Развитие креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.08 / Е. Р. Батоврина. Москва, 2007. — 26 с.
  17. Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. Д. Безниско. Ростов-на-Дону, 2001. — 171 с.
  18. В.Н. Особенности профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в рамках гуманистической парадигмы / В. Н. Белкина. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. -144 с.
  19. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / H.A. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  20. В.Ф. Воспитание общественной активности учащихся: учеб. пособие / В. Ф. Бехтерев. Красноярск: КГПИ, 1985. — 75 с.
  21. И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  22. Т.Д. Изменение профессиональной позиции воспитателей дошкольных образовательных учреждений в условиях повышения квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Д. Богданова. Барнаул, 2002. — 20 с.
  23. A.A. Психология общения: Избранные психологические труды / A.A. Бодалев. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института — Воронеж: МОДЭК, 2002. — 256 с.
  24. В.А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров. -М. :ПЕРСЭ, 2001.-511 с.
  25. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурсиайнена, С. А. Медведева. М.: РЕЦЭП, 2005.- 190 с.
  26. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 14. М.: Советская энциклопедия, 1974. — 598 с.
  27. A.A. Человек в контексте речи : Формы и методы активного обучения / A.A. Вербицкий. М.: Знание, 1990. 63 с.
  28. Л.В. Формирование социально-профессиональной мобильности студентов пединститута : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. В. Вершинина. Л., 1987. — 17 с.
  29. Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский // Избранные психологические труды / Л.С. Выготский- под ред. М.Г. Ярошевского- вступит, ст. М. Г. Ярошевского. М.: Институт практической психологии, 1996. — 512 с.
  30. И.О., Клейберг Ю. А., Кокорева Л. А. Введение в психологию конфликта : учебное пособие / под ред. И. О. Ганченко. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005. — 323 с.
  31. Н.Ф. Ребёнок. Школа. Жизнь / Н. Ф. Голованова. Мурманск: Кн. из-во, 1989.-86 с.
  32. В.А. Научные основы взаимодействия и преемственности формального, неформального и внеформального образования : монография / под ред. М. В. Рыжанова, В. А. Горского, Г. В. Суворовой. Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012.-308 с.
  33. Л.В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста / Л. В. Горюнова. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2005. — 148 с.
  34. Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : дис.. докт. пед. наук: 13.00.08 / Л. В. Горюнова. Ростов н/Д, 2006. — 427 с.
  35. Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования : дис.. док. пед. наук: 13.00.01 / Л. К. Гребенкина. Москва, 2000. — 441 с.
  36. Е.А. История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ин-в / Е. А. Гребенщикова, A.A. Лебеденко, Н.Б. Мчелидзе- под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1976.-432 с.
  37. Д.В. Система ценностных ориентаций воспитателя / Д. В. Григорьев // Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя: сб. науч. трудов / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М. — СПб.: СПбГУ, 2005. — С. 89−100.
  38. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
  39. Р.Г. Социальная мобильность в России: 1983−1993 годы /http://www.nir.ru/si/si/12grom.htm.
  40. В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-541 с.
  41. А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А. Дахин // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 136−144.
  42. Ю.Ю. Психология профессиональной мобильности личности : автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.01 / Ю. Ю. Дворецкая. Краснодар, 2007. — 24 с.
  43. А.Н. Профилирование безработных граждан: понятие и эмпирическое обоснование технологии / А. Н. Дёмин //http://do.teleckinica.ru/201 985/
  44. A.A. Акмеологические основы развития профессионала / A.A. Деркач. М. — Воронеж: МО ДЕК, 2004. — 752 с.
  45. Е.В. Стратегическое управление бизнесом : монография / Е. В. Добренькова, A.M. Долгоруков. М.: Международный университет бизнеса и управления, 2001. — 407 с.
  46. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / под ред. В. И. Логиновой, Г. Г. Саморуковой. -М.: Просвещение, 1983. 465 с. t
  47. С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. -Новокузнецк: Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК. 2005. -Вып. 8. — С. 26−44.
  48. В.Н. Модель формирования профессиональной мобильности студентов информационных специальностей // Наука и молодежь. Материалы X научно-практической конференции. Т. 2. Н. Новгород: ВГИПУ, 2009. -С. 96−105.
  49. С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века : исторический педагогический очерк / С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1987.150 с.
  50. С.Г. Формирование познавательной мобильности личности в процессе обучения / С. Г. Желтова //http:// nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie.-tekhnologii/lib
  51. A.A. Воспитательный потенциал дополнительного образования // Дополнительное образование. 2000. — № 9. — С. 6.
  52. В.И. Исследовательская деятельность педагога : учебное пособие для вузов по спец. 33 400 (50 701) «Педагогика» / В. И. Загвязинский. -М.: Академия, 2006. 173 с.
  53. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, P.A. Атаханов. М.: Академия, 2005. — 208 с.
  54. Т.Н. Расширение образовательного пространства детского сада как условие формирования социальной компетентности ребенка : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Н. Захарова Ярославль, 2012. — 253 с.
  55. Г. Е. История социологии / Г. Е. Зборовский. М.: Гардарики, 2007. — 608 с.
  56. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -240 с.
  57. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5 -С. 34−42.
  58. .М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете : монография / Б. М. Игошев. М.: ВЛАДОС, 2008. — 201 с.
  59. .М. Профессиональная мобильность учителя: организационно-педагогический аспект / Б. М. Игошев // Известия Уральского государственного университета. 2008. — № 56. — С. 34−40.
  60. A.M. Организация самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения в образовательном учреждении : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / A.M. Измайлов. Нижний Новгород, 2009. — 179 с.
  61. Г. Л. Философия образования (идея непрерывности) / Г. Л. Ильин. М.: Вузовская книга, 2002. — 224 с.
  62. Е.П. Мотивация и мотивы / Е П. Ильин. СПб: Питер, 2008. -512 с.
  63. И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: пособие для преподавателей / ИИ. Илясов, H.A. Галатенко. М.: Логос, 1994. -208 с.
  64. История советской дошкольной педагогики: хрестоматия / сост. Н. Б. Мчелидзе и др. / под ред. М. Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. М.: Просвещение, 1988. — 447 с.
  65. М.С. Человеческая деятельность. Над чем работают, о чём спорят философы / М. С. Каган. М .: Политиздат, 1974. — 328 с.
  66. Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона : дис.. докт. пед. наук / Ю. И. Калиновский. СПб, 2001. — 470 с.
  67. Т.В. Регулирование профессиональной мобильности персонала на основе управления его вознаграждением: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Т. В. Канаева. М., 2007. — 26 с.
  68. С.Е. Концептуальные основы формирования профессиональной мобильности будущих специалистов в процессе изучения гуманитарных дисциплин / С. Е. Каплина // Высшее образование сегодня. М., 2008. — № 3. — С. 87−89.
  69. Е.Б. Использование кейс-метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического колледжа / Е. Б. Качалина // Инновации в образовании. 2009. — № 1. — С. 110−117.
  70. М.В. Технологический подход к обучению / М. В. Кларин // Школьные технологии. 2003. — № 5. — С. 4−22.
  71. Е.А. Психология профессионала : избранные психологические труды / Е. А. Климов. М.: Изд-во Московского психолого-соцального ин-та- Воронеж: МО ДЕК, 2003. — 456 с.
  72. Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка: пособие для воспитателя детского сада / Л. И. Ковальчук. М.: Просвещение, 1981. -127 с.
  73. С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 2. изд., перераб. и доп. — Москва: Академия, 2000. — 414 с.
  74. Л.В. Акмеологические факторы продуктивности и профессионализма воспитателя детского сада : дис.. канд. психолог, наук: 19.00.13.-Шуя, 2001.-221 с.
  75. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч. ред. проф. Л. М. Шипициной. СПб: Речь, 2003. — 240 с.
  76. А.Т. Профессиональная мобильность как фактор социальной дифференциации молодёжи : дис.. канд. социолог, наук: 22.00.03 /
  77. A.Т. Коньков. М., 1995. — 136 с.
  78. Н.А. Отслеживание развития ребёнка-дошкольника в образовательном процессе / Н. А. Короткова. Самара: СИПКРО, 2000. — 42 с.
  79. Л.Г. Социология молодёжи / Л. Г. Костюченко, С. А. Гусарова, М. Ю. Попов. М.: Мысль, 2007. — 335 с.
  80. В.В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. СПб.: СПб. ГУП, 2001. — 146 с.
  81. Краевский В. В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 55−58.
  82. С.Э. Социальная философия / С. Э. Крапиневский. -Волгоград: ВГУ, 1996. 352 с.
  83. В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием /
  84. B.Ю. Кричевский. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. -166 с.
  85. В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теоретико-методологический аспект: дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Кругликов. -СПб., 2000. 424 с.
  86. Н.К. О дошкольном воспитании : сб. статей и речей / Н. К. Крупская. М.: Просвещение, 1967. — 367 с.
  87. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. — 79 с.
  88. A.B. Управление академической мобильностью как фактор развития международной интеграции в образовании : дис.. канд. экономич. наук: 08.00.05 / A.B. Кузьмин. СПб., 2007. — 170 с.
  89. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990. — 364 с.
  90. А. И. Современные подходы в образовании: учебно-методическое пособие / А. И. Кукуев, В. А. Шевченко. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. -55 с.
  91. А.И. Андрагогический подход в педагогике : автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / А. И. Кукуев. Ростов н/Д, 2010. — 57 с.
  92. .В. Диспут как специально организованное представление работы // Формы воспитательной работы классного руководителя / под ред. JI.B. Кузнецовой- сост. Г. С. Семенов. М.: Школьная Пресса, 2006. — С. 52−53.
  93. И.А. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве / И. А Кутузова // Дошкольное воспитание. 2005. -№ 9.-С. 10−18.
  94. O.E. Компетентностный подход в образовании / O.E. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−13.
  95. М.М. Технологии профессионального педагогического образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  96. .С. О реакциях на отношение и на абсолютные признаки предметов у детей преддошкольного возраста / Б. С. Лейкина // Вопросы психологии: третий год издания / ред. А. А. Смирнов, М. В. Соколов. 1957. -№ 4-С. 162−171.
  97. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл: Академия, 2004. — 352 с.
  98. Е.А. Создание развивающей среды как условие формирования познавательной активности дошкольников : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-Саратов, 2001, — 175 с
  99. А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия- под ред. Е. Д. Хомской. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. 416 с.
  100. A.A. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / A.A. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. — № 1. — С. 8−15.
  101. A.A. Управление инновационными процессами в ДОУ : методическое пособие / A.A. Майер. М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
  102. В.И. Педагогическая антропология : учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Максакова. М.: Академия, 2001. — 208 с.
  103. Л.М. Самоанализ деятельности руководителя как фактор повышения качества управления ДОУ / Л. М. Маневцева, С. С. Лебедева. СПб.: Бояныч, 2003. — 60 с.
  104. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996.-310 с.
  105. H.A. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка : избр. психол. тр. / H.A. Менчинская. Воронеж: Модэк, 1998.-443 с.
  106. Л.П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка : автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.08 / Л. П. Меркулова. Самара, 2008. — 40 с.
  107. H.A. Основы педагогического мастерства / H.A. Морева. М.: Академия, 2006. — 462 с.
  108. H.A. Технологии профессионального образования : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / H.A. Морева. М.: Академия, 2005. -432 с.
  109. Д.С. Профессиональная мобильность в использовании интеллектуальных резервов на промышленных предприятиях : автореф. дис.. канд. соц. наук: 22.00.03 / Д. С. Мурашов. СПб., 2008. — 21 с.
  110. B.C. Психология дошкольника / B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1975. — 239 с.
  111. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Электронный ресурс. Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/. — Загл. с экрана.
  112. О.В. Воспитатель и дети: характеристика способов взаимодействия / О. В. Недосека // Дошкольное воспитание. 2009. — № 4. -С. 34−36.
  113. P.C. Путь к коллективу : книга для учителей о психологии ученического коллектива / P.C. Немов, А. Г. Кирпичник. -М.: Педагогика, 1988. -144 с.
  114. Н.В. Управление методической работой в школе / Н. В. Немова. -М.: Сентябрь, 1999. 176 с.
  115. В.В. Педагогическая компетентность / В. В. Нестеров, A.C. Белкин. Екатеринбург: Учебная книга, 2003. — 188 с.
  116. Э.М. Модернизация системы повышения квалификации. Перспективные кадровые потребности школы / Э. М. Никитин // Народное образование. 2008. — № 4. — С. 4219.
  117. Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования как объект управления и прогнозирования: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Э. М. Никитин. СПб., 1993. — 16 с.
  118. Е.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Никитина. Иркутск, 2007. — 19 с.
  119. Г. С. Самоконтроль человека / Г. С. Никифоров. Д.: Изд-во ЛГУ, 1989.- 191 с.
  120. И.В. Формирование профессионально-педагогической мобильности преподавателя высшей школы : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. В. Никулина. Самара, 2005. — 207 с.
  121. Н.И. О воспитании и наставлении детей. (Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия) // Историядошкольной педагогики в России: хрестоматия / под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1976. — С. 51−60.
  122. И.А. Учительские кадры России: их подготовка и повышение квалификации / И. А. Носков. М.: А1ЖПРО, 1998.- 147 с.
  123. C.B. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе Электронный ресурс. / C.B. Нужнова. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html. -Загл. с экрана.
  124. Образование взрослых: проблемы признания: фрагменты стенограммы и тезисы выступлений круглого стола. М.: Общество «Знание России», 2005. -58 с.
  125. В.П. Компетентность и мобильность специалиста / В. П. Овечкин // Профессиональное образование. 2005. — № 8. — С. 19−20.
  126. И.А. Академическая мобильность как фактор социализации личности студента университета : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А Оденбах. Оренбург, 2011. — 237 с.
  127. В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1976. — С. 72−78.
  128. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров / А. Ю. Панасюк. М.: Педагогика, 1991. — 184 с.
  129. В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии / В. И. Панов. М.: Наука, 2004. — 197с.
  130. Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада / Е. А. Панько. Минск: Вышэйшая школа, 1986. — 157 с.
  131. JI.A. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность / Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова. М.: Академия, 2001.-240 с.
  132. Л.А. Качество современного дошкольного образования / Л. А. Парамонова // Справочник старшего воспитателя дошкольного -. учреждения. 2008. — № 6. — С. 4−24.
  133. В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма / В. Ф. Петренко. М.: Новый хронограф, 2010. — 437 с.
  134. В.А. Феномен субъектности в психологии личности: автореф. дис.. докт. психол. наук: 19.00.13. -М., 1998. -46 с.
  135. P.C. Педагогика высшей школы / P.C. Пионова. М.: Профессиональное образование, 2005. — 256 с.
  136. H.H. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / H.H. Поддьяков. М.: Профессиональное образование, 1996.-31 с.
  137. В.Г. Трудовая мобильность и общественное развитие/ В. Г. Подмаркова // Социология и проблемы социального развития / отв. ред. Г. В. Рябушкин. М.: Наука, 1978. — 479 с.
  138. JI.B. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением / JI.B. Поздняк // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006. — № 3. — С. 8−18.
  139. JI.B. Управление дошкольным образованием / JI.B. Поздняк, Н Н. Лященко. М.: Академия, 1999. — 286 с.
  140. Н.С. Формирование готовности будущих инженеров к инновационной деятельности в образовательном процессе вуза : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Пономарева Н. С. Брянск, 2011. — 190 с.
  141. И.Г. Формирование психологической готовности студента к профессиональной карьере : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / И. Г. Прокопенко. Оренбург, 2011. — 23 с.
  142. Психологическое здоровье педагога: возможности его сохранения и укрепления Электронный ресурс. Режим доступа: http://educationalpsychology.narod.ru/psihologicheskoezdorovepedagogov/. — Загл. с экрана.
  143. E.JI. Профессиональная компетентность будущего учителя как общие условия формирования профессионально значимых личностных качеств / E.JI. Пупышева // Наука и школа, 2003. № 6. — С. 5−8.
  144. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / под ред. Е. Д. Божович. М.: ПЕР СЕ, 2005. — 340 с.
  145. A.A. Психология личности. Социализация, поведение, общение: современное учебно-практическое пособие / A.A. Реан. М.: ACT- СПб: Прайм-Еврознак, 2007. — 407 с.
  146. В.М. Опыт гуманитарного изучения творчества / В. М. Розин // Общественные науки и современность, 2000. № 3. — С. 133−141.
  147. В.М. Теория культуры / В. М. Розин. M.: Nota Bene, 2005. -415 с.
  148. C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 508 с.
  149. Т.И. Педагогика профессионализма: учебное пособие / Т. И. Руднева. Самара: Самарский университет, 2002. — 220 с.
  150. Е.Д. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком / Е. Д. Русина // Дошкольное воспитание. 2007. — № 2. — С. 10−17.
  151. М.Н. Общество как система. Социологические очерки / М. Н. Руткевич. СПб.: Алетейя, 2001. — 444 с.
  152. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы: учебное пособие для вузов и слушателей учеб. прог. по экономике, политологии, социол., социал. психологии и праву / Р. В. Рывкина. М.: ГУ ВШЭ, 2004.-438 с.
  153. А.П. Развитие профессионально-педагогической культуры воспитателей дошкольных образовательных учреждений в условиях института повышения квалификации : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. П. Самородова. Елец, 2007. — 21 с.
  154. Т.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. А. Сваталова. Челябинск, 2009. — 26 с.
  155. Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  156. И.Н. Рефлексивная культура как фактор развития творческой одарённости в процессе гуманизации непрерывного образования / И. Н. Семёнов, А. Н. Тремасов // Интеллект, культура, образование. Новосибирск: Изд-во ИФиП СО РАН, 1994. — С. 87−88.
  157. H.K. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): монография / Н. К. Сергеев. СПб.- Волгоград: Перемена, 1997. — 166 с.
  158. В.В. Личностно-ориентированное обучение / В. В. Сериков // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 16−20.
  159. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  160. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь. 2010. — 350 с.
  161. Н.В. Системный анализ инновационных процессов в образовании / Н. В. Сидорова // Качество подготовки специалистов: материалы докладов внутривузовской научно-практической конференции, 18 марта 2005. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2005. — С. 128−133.
  162. A.C. Кто может быть воспитателем / А. С. Симонович // История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия / под ред. М. Ф. Шабаевой. -М.: Просвещение, 1976. С. 233−236.
  163. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986.- 152 с.
  164. O.A. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании / O.A. Скоролупова, Н. В. Федина // Дошкольное воспитание. -2010. -№ 5. -С. 4015.
  165. В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластёнин. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  166. В.И., Исаев Е. И. Основные ступени развития субъектности человека // Слободчиков В. И., Исаев Е. И. М.: Смысл- Изд. центр Академия, 2004. — 352 с.
  167. И.JI. Профессиональная мобильность и образование (политико-экономическое исследование): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Л. Смирнова. Кострома, 1998. — 134 с.
  168. Е.В. Мобильность Электронный ресурс. / Е. В. Смышляев // Учительская газета. 2008. Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/23 400. — Загл. с экрана.
  169. Г. Н. Социология труда: учебник / Г. Н. Соколова. Минск: Вышэйшая школа, 2002. — 316 с.
  170. O.A. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений : метод. пособие / O.A. Соломенникова. М.: Айрис-пресс, 2006. — 192 с.
  171. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. — 542 с.
  172. Л.А. Профессиональная мобильность рабочих предприятия как объект управления : дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Л. А. Сорокина. -Новосибирск, 2002. 174 с.
  173. Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения / Р. Б. Стёркина // Дошкольное воспитание. 1996. ←№ 16.-С. 2−14.
  174. В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-285 с.
  175. Г. С. Образование взрослых: цели и ценности / под ред. Г. С. Сухобской, Е. А. Соколовой, Т. В. Шадриной. СПб.: ИОВ РАО, 2002. 188 с.
  176. Е.И. Организация детского сада и дома / Е. И. Тихеева. М.: Мир, 1923.- 142 с.
  177. П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. М.: Новая школа, 2003. — 304 с.
  178. В.Н. Опыт интеграции общего и профессионального образования / В. Н. Турченко // Теория и методика профессионального образования. Новосибирск: НВВКУ (Военный институт), 2010. — 76 с.
  179. Учимся общаться с ребёнком: руководство для воспитателя детского сада / В. А. Петровский, A.M. Виноградова, JI.M. Кларина и др. М.: Просвещение, 1993. — 68 с.
  180. К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 1 / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1988. — 414 с.
  181. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1976. -С. 215−222.
  182. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Проект. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. 2013. — 13 июня. — Режим доступа: Ь"р://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-OrOC-AO.pdf
  183. ФЗ «Об образовании в Российской федерации»: от 27.12.2012 г. № 273-Ф3 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru. — Загл. с экрана.
  184. Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции / Г. Н. Филонов. М.: ЦСП РАО, 1995. — 26 с.
  185. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. М.: Инфра-М, 1998. — 574 с.
  186. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. М.: Академия, 2002. — 224 с.
  187. С.С. Социология организаций / С. С. Фролов. М.: Гардарики, 2001. — 382 с.
  188. O.A. Сорок лет общественного дошкольного воспитания / O.A. Фролова // Дошкольное воспитание. 1957. — № 11. — С. 1−8.
  189. Г. Р. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе повышения квалификации по формированию общеучебных умениймладших школьников : автореф. дис.. кандид. пед. наук: 13.00.01 / Г. Р. Хамитова. Казань, 2008. — 22 с.
  190. Н.Ф. Теория и практика развития конструкторской мобильности школьников: дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / Н. Ф. Хорошко. -Челябинск, 1995. 336 с.
  191. П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917−1981 гг.) / П. В. Худоминский. М.: Педагогика, 1986. — 184 с.
  192. A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс. // Интернет-журнал «Эйд ос». 2002. -23 апреля. — Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. — Загл. с экрана.
  193. Л.И. Онтология потребностей: монография / Л.И. Чинакова- Омск. гос. пед. ун-т. Омск: ОмГПУ, 2008. — 96 с.
  194. Л.И. Социальный детерминизм: Проблемы движущих сил развития общества / Л. И. Чинакова. М.: Политиздат, 1985. — 159 с.
  195. В.Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности Электронный ресурс. / В. Д. Шадриков // Вестник образования. -2007. — № 7. Режим доступа: http://www.edu.doal.ru/docum/docum/project.pdf. -Загл. с экрана.
  196. Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студ. высш. ученб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Т.Н. Шибанова- под ред. Т. И. Шамовой. 2-е изд. стер. — М.: Академия, 2005. -384 с.
  197. Е.П. Инновационный опыт учителя как средство развития социально-профессиональной мобильности педагогического коллектива школы: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. П. Шарова. СПб., 2004. — 240 с.
  198. E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: автореферат дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / E.H. Шиянов. М., 1991.-32 с.
  199. Ю.К. Непрерывное образование в России / Ю. К. Шленов, И. Н. Мосичева, В. В. Шестак // Высшее образование в России. -2005. № 3. — С. Ъв-Л9.
  200. В. Что значит быть интеллигентом? / В. Шрейдер // ВВШ. -1989.-№ 4.-С. 13−20.
  201. Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. уч. заведений / Д. Б. Эльконин. 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 384 с.
  202. И.С. Технолия личностно-ориентированного, образования / И. С. Якиманская. -М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
Заполнить форму текущей работой