Критериально-ориентированное оценивание.
Образовательные технологии
Существующая система оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает лишь результат усвоения знаний, а не процесс поисковой активности ребенка и сформированную у него систему ценностей. При работе учителя в русле компетентностного и деятельностного подходов необходимо привести систему оценивания в соответствие с новыми целями образования. Для этого должны быть… Читать ещё >
Критериально-ориентированное оценивание. Образовательные технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Существующая система оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает лишь результат усвоения знаний, а не процесс поисковой активности ребенка и сформированную у него систему ценностей. При работе учителя в русле компетентностного и деятельностного подходов необходимо привести систему оценивания в соответствие с новыми целями образования. Для этого должны быть разработаны технологичные измерители уровня достижения как предметных, так и метапредметных и личностных результатов обучения.
Эта задача решается при разработке оценивания на основе критериально-ориентированного подхода (КОРТ) и при использовании накопительной системы оценивания.
Критериально-ориентированный подход («ориентированный на содержание», «ориентированный на цели») в оценивании служит для определения уровня освоения учащимся содержания какого-либо учебного предмета или темы. За максимальный балл при критериально-ориентированном оценивании принимается знание учащимися 100% содержания проверяемого раздела или уровень соответствия определенному требованию. Таким образом, учитель (чаще всего при помощи тестов) сопоставляет знания и умения учеников (правильно выполненные задания) с планируемым объемом знаний и умений в какой-то конкретной области или уровень соответствия требованию (например: «Коммуникативные УУД развиты у данного учащегося на среднем уровне»).
Оценка конкретного обучаемого при КОРТ не зависит от того, какие результаты получили другие обучаемые, поскольку его результат сравнивается не с результатами других, а с заранее обозначенной нормой (критерием). Достоинством критериально-ориентированного оценивания является то, что оно может оценить не только ЗУНы (как другие виды письменного контроля), но и другие виды результатов.
В общем виде этапы разработки критериальноориентированного оценивания выглядят следующим образом:
- 1. Определение цели оценивания.
- 2. Разработка критериев.
- 3. Разработка показателей для каждого критерия.
- 4. Разработка заданий для оценивания.
- 5. Разработка уровней оценки задания.
Очень важно, чтобы педагог при оценивании использовал четкие и понятные для учеников критерии оценки. Еще лучше, если эти критерии будут вырабатываться учителем и учащимися совместно. При большом количестве метапредметных результатов и объеме знаний, которые необходимо оценивать, следует разрабатывать комплексные критерии. Их должно быть немного, так как большое количество критериев значительно осложнит процедуру оценивания. Существуют требования к критериям, согласно которым критерии должны[1]:
- — описывать реальные измеряемые результаты, которые может продемонстрировать ученик;
- — дифференцировать результаты деятельности учащихся на двух (базовом и повышенном) или трех уровнях;
- — описывать результаты деятельности учащегося, достаточные для принятия решения о достижении того или иного уровня.
- [1] Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова [и др.]; под ред.Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.