Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические основы социальной поддержки и оплаты труда учителя общеобразовательной школы в новых экономических условиях Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования проводилась на базе общеобразовательных школ Республики Таджикистан, на семинарских (1991 г., 1996 г., 1998 г., 1999 г.) работников образования, проводимых совместно с Республиканским комитетом профсоюза работников образования и науки и Министерством образования Республики Таджикистан, на курсах повышения квалификации учителей в Республиканском институте… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ СОЦИАЛШОИ ШЩЕРЖКИ И ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ, ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЛ-ТЕЛШОСТИ
    • I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМЕРЖКИ И ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
    • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛШОИ ПОДДЕРЖКИ, МАТЕРИАЛЬНОГО И ШРШЯОГО СТИШШРО- ВАНИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ вывода. IOI
  • ГЛАВА II. ОПЛАТА ТРУДА УЧИТЕЛЯ — СОЦИАЛЫШ ФАКТОР РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • I. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. СОЦИМШО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ ПРИ ПЕРЕ-% ХОДЕ ШКОЛ НА НОВЫЕ УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ВЫВОДА

Педагогические основы социальной поддержки и оплаты труда учителя общеобразовательной школы в новых экономических условиях Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образование — важнейший двигатель прогресса, источник человеческого роста, колоссальный духовный потенциал нации. Общество нуждается в человеке будущего, способном открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Образование в Таджикистане имеет глубокие исторические традиции, признанные в XX веке достижения, которые существенно обогатили мировую культуру. Школа является важным социальным институтом, который отражает состояние и тенденции развития общества, влияет на его развитие. Одной из главных задач школы в современных условиях является формирование нового уклада школьной жизни, способствующего воспитанию физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной., образованной личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов. Ведущая роль в выполнении задач образования принадлежит учителю общеобразовательной школы. Для реализации ожидаемых результатов государство должно обеспечить общеобразовательную школу учителями с высшим образованием, создать условия для повышения квалификации, творческого роста, привлечь талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебно-воспитательный процесс, создать условия для повышения престижа и социального статуса учителя. Система образования должна быть приведена в соответствие с новыми историческими общественно-экономическими и социальными отношениями, сложившихся на рубеже веков и в ближайшие десятилетия XXI века.

Жизнь настоятельно требует полной реорганизации системы образования. Реформа школы, образования, науки является сегодня одной, из важнейших задач нашей страны" , — говорит Президент Республики Таджикистан Э. Ш. Еахмонов (110, с.81).

9 сентября 1991 года Таджикистан стал независимым суверенным, демократическим государством. Период независимости совпал с переходом на новые социально-экономические, политические условия жизнедеятельности государства, который обострился гражданской войной, большими человеческими, материальными и духовными потерями, резким падением уровня жизни населения.

Школа и общество неотделимы. Б ногу с историей школа вместе с обществом вступила в штормовую полосу радикальных перемен. Новые социальные отношения, сложившиеся в результате вступления страны в рыночную экономику, усиливают процессы расслоения в обществе. В образовании ухудшаются социально-педагогические условия, необходимые для полноценного развития детей и подростков. Обострились противоречия между неуклонно растущими требованиями к труду учителя и условиями его существования. Резко упал престиж педагогической профессии. Несмотря на высокое предназначение и роль в обществе, учитель один из низкооплачиваемых специалистов. Социальная поддержка труда учителя, играет болыцую роль в новых экономических условиях, так как существующая система оплаты труда не стимулирует педагогических работников на повышение своей профессиональной квалификации, повышение уровня самообразования, улучшения качества педагогической деятельности. Это негативно отражается на уровне знаний учащихся и подготовке их к самостоятельной деятельности по окончанию общеобразовательной школы. В последнее десятилетие многие завоевания образования оказались утраченными.

Государство ещё длительное время не сможет уделять образованию необходимой материальной поддержки. В современный период школа, чтобы выжить и развиваться наряду с государственным финансированием должна привлекать дополнительные, внебюджетные ассигнования. Новые социально-экономические условия рыночной экономики настоятельно требуют от общеобразовательных школ перехода на новые условия хозяйствования, это непосредственно связано с изменением политики оплаты труда учителя, увязке материального и морального вознаграждения с эффективностью и качеством его трудовой педагогической деятельности. Опыт работы отдельных школ в новых условиях хозяйствования указывает на актуальность проблемы социальной поддержки и совершенствования оплаты труда учителя. В этих школах присутствует престиж педагогической деятельности, конкурентно способный уровень образования по содержанию и качеству, гуманный демократический характер взаимоотношений между учителями, учащимися, родителями. Учитель, основа образовательной деятельности, социально защищен от воздействия негативных явлений: задержек заработной платы, низкого её уровня, поиска дополнительного непедагогического вида заработка вне школы.

С учетом актуальности выше названных обстоятельств и противоречий определена тема диссертационного исследования, проблема которой может быть сформулирована: «Педагогические основы социальной поддержки и оплаты труда учителя общеобразовательной школы в новых экономических условиях Республики Таджикистан» .

Объект исследования — профессионально-педагогическая, трудовая деятельность учителя общеобразовательной школы в новых экономических условиях.

Предмет исследования — система отношений и связей между качеством и эффективностью труда учителя, его социальной поддержкой и оплатой труда.

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать пути совершенствования социальной поддержки учителя общеобразовательной школы и оплаты его труда в новых экономических условиях, как ведущего фактора качественного совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Задачи исследования: проанализировать и обосновать закономерности, жизненность и своевременность государственно-правовых норм социальной поддержки и оплаты труда учителя в современный период;

— обосновать роль материального и морального стимулирования в повышении качества педагогической деятельности;

— раскрыть сущность, содержание, функции, принципы, особенности оплаты труда учителя на основе организационно-деятельного подхода к его анализу;

— определить место, роль и оценочные критерии квалификации учителя в системе оплаты его труда;

— определить социально-педагогические основы совершенствования оплаты труда учителя при переходе школ на новые условия хозяйствования;

— раскрыть влияние дополнительных платных профессиональных педагогических услуг на совершенствование оплаты труда учителя;

— обобщить опыт работы, школ в новых экономических условиях хозяйствования и на этой основе разработать рекомендации по усовершенствованию социальной поддержки и оплаты труда учителя.

Гипотезы исследования:

В исследовании гипотетически предполагается, что если государством обеспечивается достаточность, своевременность и обоснованность социальной поддержки и оплаты труда учителя общеобразовательной школы то:

1) закономерно повышается ответственность учителя за свою деятельность, что непременно положительно повлияет на эффективность и качество педагогического труда;

2) при повышении жизненного благосостояния учительства, что связано со здоровым образом жизни, в учительских и ученических коллективах воцарится атмосфера творчества, поиска новых путей педагогических воздействий и взаимоотношений, что благотворно повлияет на воспитание творчески мыслящих личностей, в которых остро нуждается современное общество;

3) в школьных коллективах создаются условия для организации и подчинении дела воспитания и обучения гуманистическим и демократическим принципам, которые оптимально разовьют в нравственном облике молодого поколения качества, опирающиеся на общечеловеческие ценности;

4) совершенствование педагогической деятельности будет содействовать успешному осуществлению обновления содержания образования и воспитания, реформированию организационно-хозяйственных сфер деятельности общеобразовательных школ.

Методология исследования. Методологической основой исследования являются положения теории о труде, как источнике жизни человека, материального и духовного богатства обществапринцип активности личности, её обусловленность социально-экономическими факторамио ведущей роли деятельности в развитии личностио противоречиях, как источнике развитияо взаимосвязи теории и практики.

Теоретическая основа исследования сложилась в результате опоры на работы ученых Республики Таджикистан, Российской Федерации, стран Центральной Азии, ближнего и дальнего зарубежья. При изучении вопросов организации педагогического труда автор взял за основу работы В.И.1уравлёва, В. В. Краевского, И.В.Кру-пининой, Л. Дутфуллоева, А. Ф. Меняева, И. О. Обидова, П.И.Пидкасис-того, М. Л. Портнова, Ф. Шарапова;

— по вопросам оплаты труда и социальной поддержки учителей работы Н. Волгина, Г. Х. Гендлера, Г. Н.]йаркова, Г. В. Квацанда, А. А. Матвейко, Ш. М.ВДуллоева, А. Р. Рашидова, Н. А. Руденко, Д. Робинсон, А. И. Цепина;

— по вопросам экономики и финансирования и системы образования труда А. И. Жилиной, Г. Ибраевой, М. М. Капитонова, Ш. Китаева, С. Л. Костаняна, Н. Л. Литвинова, С. Пеано, С. Рысалиевой, А. Я. Спектор, Д. Улаем, Б. И. Усанова, Т. В. Шумской;

— по вопросам общей экономики труда — В. В. Герасименко, Р. Дорб-нуш, Ф. Б. Ларрен, В. Д. Нордхаус, Д. Сакс, П. А. Самуэльсон, С.Фишер. Р. Шмалензи;

— по вопросам перехода школ на новые условия хозяйствованияЛ.М.Власовой, М.1>рьяновой, И. Д. Давлятова, Э. Днепрова, Т.А.Евстег-неева, В. Ерошина, Т. Оганесовой, Е. Н. Попова, Е. Ф. Сабурова;

— по вопросам управления педагогической деятельности, менеджмента работы М. Альберт, В. А. Дятлова, С. Д. Казарцева, Д. Н. Карпухина, Н. И. Кабушкина, М. Х. Мексон, В. В. Травина, Э. А. Уткина;

— по вопросам морального и материального стимулирования трудовой деятельности З. А. Корчагиной, В. В. Левченко, А. В. Рочко, В. А. Сластенина, И. С. Султанова, Д. Л. Шваб;

— по вопросам эффективности и качества образования — Е. Ф. Ачилдиева, А. Д. Блинкова, Л. Г. Борисовой, А. Л. Загорского, А. И. Жилиной, Л. Ф. Колесникова, Н. П. Литвинова, А. И. Сорокина, В.Н.Т'урчен-ко;

— по вопросам гуманизации, демократизации образования — Н. Х. Каримовой, В. С. Лазарева, Д. А. Леонтьева, В. М. Неменского, М. М. Поташник;

— по вопросам теоретических основ организации педагогической деятельности были изучены труды Ю. К. Бабанского, И. Бестужева-Лада, Б. С. Герщунского, В. Т. Лихачева, И. О. Обидова, Ф.П.Паначи-на, К. Д. Ушинского, И.П.Х&ченко, Н. А. Сорокина, В. А. Сухомлинского.

В определенной мере изучен опыт работы школ систем образования, его финансирования в США, Англии, Японии, стран ближнего зарубежья — России, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, а также Монголии.

В теоретической части исследования были использованы данные статистических сборников Государственного статистического Агентства при Правительстве Республики Таджикистан. Отчеты по человеческому развитию Представительства Программы Развития ООН в Таджикистане, а также законодательно-нормативные документы Республики Таджикистан в области образования.

Важными источниками исследования явились материалы работы Республиканского комитета профсоюза работников образования и науки и Министерства образования Республики Таджикистан по вопросам социально-педагогической поддержки и оплаты труда учителей и иных работников, а также педагогический опыт работы автора настоящего исследования в качестве учителя, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, директора школы, председателя Республиканского комитета профсоюза работников образования и науки.

Методы исследования: — теоретический анализ литературы по вопросам государства и права, педагогики, экономики образования, социологии, психологии, менеджментаизучение статистических данныхдиагностические методы: анкетирование, интервьюирование, беседыобсервационные методы: наблюдение, самонаблюдение, самооценкапрогностические методы: экспертные оценки, обобщение независимых характеристикизучение педагогического опыта работы школ.

Научная новизна исследования содержится:

— в рассмотрении влияния социально-экономических факторов, материального и морального стимулирования на повышение качества и эффективности трудовой деятельности учителей общеобразовательных школ;

— в описании существующей системы оплаты труда учителей и её влияния на совершенствование педагогического процесса;

— 9.

— в определении методов работы школ по совершенствованию оплаты труда учителеи при переходе на новые механизмы хозяйствования;

— изучение и распространение опыта работы школ по дополнительным платным услугам, привлечению внебюджетных ассигнований;

— в разработке рекомендаций по усовершенствованию социальной поддержки и оплаты труда учителя в новых экономических условиях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены:

— на повышение престижа профессии учителя, совершенствоват ние качества и эффективности трудовой деятельности учителя посредством моральных и материальных стимулов, выраженных в социальной поддержке и оплаты его труда;

— на внедрение разработанной системы перехода на новый хозяйственный механизм учреждений образования;

— на использование учителями методического пособия по оплате труда работников образования, стипендиям и социальным льготам;

— на внедрение выработанных в процессе исследований рекомендаций по усовершенствованию социальной поддержки и оплаты труда учителя в условиях нового механизма хозяйствования.

Исследование выполнялось в два этапа:

Первый этап (I99I-I998 гг.) — поисковый, в процессе которого определялась проблема, прорабатывались источники, изучались условия оплаты труда и социально-педагогическая поддержка учителя;

— изучался опыт работы по переходу школ на новый механизм хозяйствования в Черемушкинском и Первомайском района г. Москвы;

— совместно с Министерством образования Республики проводилась работа по подготовке и принятию нормативной базы по аттес.

— 10 тации учителей, как средства повышения квалификации с присвоением соответствующего квалификационного разряда по оплате труда;

— изучались вопросы диспропорции в оплате труда педагогических работников и их негативного последствия в совершенствовании педагогической деятельности;

— был подготовлен и представлен в Правительства и Парламент Республики Таджикистан анализ социально-экономического положения учителей;

— подготовлены рекомендации о порядке образования и использования фондов экономического стимулирования учревдений и организаций народного образования, которые опубликованы в методическом пособии «Хозяйственный механизм в народном образовании» ;

— принимала участие в разработке и принятии Закона «Об образовании» (1993 г.) и внесении в него изменений (1997 г.), особенно в части статей 34, 37, 40, 41, где рассматриваются вопросы социальной поддержки и оплаты труда.

Второй этап (1998;2000 гг.) — завершает и обобщает результаты исследований:

— содействовала практическому применению методического пособия по оплате труда работников образовательных учревдений, стипендиям и социальным льготам, подготовленного в соавторстве;

— осуществляла содействие в реализации рекомендации по совершенствованию оплаты труда учителей и других педагогических работников, разработанных автором исследования при поддержке Министерства образования республики;

— участвовала в разработке новой государственной концепции по оплате труда учителей и работников образования;

— провела социологическое исследование о влиянии социальных факторов на повышение эффективности и качества педагогической деятельности среди учителей Ленинабадской, Хатлонской областей, г. Душанбе, районов республиканского подчинения;

— содействовала лоббированию интересов учителей и иных работников образования при обсуждении проектов Законов Республики Таджикистан об оплате труда и отпуска.

Положения, выносимые на защиту:

1. Соответствие государственно-правовых норм социальной поддержки и оплаты труда учителя общеобразовательной школы переходному периоду, реформированию общеобразовательной школы.

2. Профессионально-педагогическая, трудовая деятельность учителя, моральные и материальные стимулы её совершенствования.

3. Влияние действующей системы социальной поддержки и оплаты труда учителя на результативность педагогической деятельности.

4. Новый хозяйственный механизм в общеобразовательной школе — основа развития педагогической деятельности в современный период.

5. Дополнительные платные услуги в общеобразовательной школе, как источник привлечения внебюджетных средств, использование которых создаёт педагогическую основу социальной поддержки труда учителя.

6. Совершенствование системы оплаты труда учителя должно осуще ствляться:

— на государственном уровне за счет стабильного нормативного финансирования, установления гарантированной минимальной, опережающей в 2−3 раза прожиточный уровень, заработной платы;

— на уровне общеобразовательных школ за счет внебюджетных ассигнований, полученных от оказания различных платных услуг учащимся, населению, различным организациям, от спонсорских средств, в том числе и добровольных родительских взносов.

— 12.

Апробация результатов исследования проводилась на базе общеобразовательных школ Республики Таджикистан, на семинарских (1991 г., 1996 г., 1998 г., 1999 г.) работников образования, проводимых совместно с Республиканским комитетом профсоюза работников образования и науки и Министерством образования Республики Таджикистан, на курсах повышения квалификации учителей в Республиканском институте повышения квалификации и переподготовки учителей. Опубликованные методические пособия «Хозяйственный механизм в народном образовании» (1991 г.) и «Оплата труда работников общеобразовательных учреждений, стипендия и социальные льготы» (1999 г.) доведены до всех областных, городских, районных управлений, отделов образования республики. Результаты социологического исследования эффективности и качества педагогического труда учителей общеобразовательных школ доложены на коллегии Министерства образования Республики Таджикистан для сведения работников образования всех уровней, а также опубликованы в республиканской газете «Оэдзгор» .

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, приложения, списка использованной литературы.

— 150 ВЫВОДЫ.

В период смены общественного строя и коренной реформы экономики в системе образования Таджикистана происходят значительные перемены. Будущее народа решается в сфере образования.

Страна, заинтересованная в улучшении экономического положения и создании конкурентоспособных трудовых ресурсов, должна не только реагировать на нужды образования, но и опережающе их устранять.

Система образования в Таджикистане находится в настоящее время в кризисном состоянии из-за снижения уровня и ограниченности бюджетных ассигнований. Действующая система оплаты труда учителя по уровню и степени дифференцированности стимулирующей функции не имеет. По своел^у уровню она в 4−5 раз отстаёт от законодательной нормы установленной в 37 статье Закона Республики Таджикистан «Об образовании». Низкий уровень заработной платы в бюджете семьи, вынуждает учителя искать дополнительные заработки вне сферы образования. Время, которое он мог бы использовать на подготовку к урокам, внеклассным занятиям, творческий поиск совершенствования своего педагогического мастерства, индивидуальную работу с учащимися, родителями, на восстановление своих сил, тратится на другие виды деятельности, которые далеки от его основной профессии.

Правительство республики по мере возможности пытается внести изменения в действующую систему оплаты труда;

— в 1998 году введены доплаты и надбавки в процентном отношении от основного должностного оклада (месячной ставки);

— ежегодно повышает в 2−3 раза заработную плату, вне повышения минимальной заработной платы в целом по республике;

— в целях совершенствования действующей тарифной системы в оплате труда работников бюджетной сферы, устранения диспропорций в оплате труда Министерство труда и занятости населения республики подготовили проекты Законов Республики Таджикистан: «Об оплате труда» и «О минимальной заработной плате» и постановление Правительства Республики Таджикистан «Об оплате труда работников бюджетных учреждений и организаций на основе Единой тарифной сетки по оплате труда (ETC)» .

Предложения автора исследования: о внутриотраслевой тарифной сетке с межразрядным коэффициентом 0,25 от среднемесячной заработной платы в промышленности, о соотнесении минимальной заработной платы учителя со средней заработной платой работников промышленности, в соответствии со статьей 37 Закона Республики Таджикистан «Об образовании», введение доплаты за педагогический стаж работы и другие выплаты, также составляют основу совершенствования существующей системы оплаты труда учителя.

Новые социально-экономические условия, в которых живет в настоящий период Республика Таджикистан не позволяют образованию быть целиком бесплатным. Назрела необходимость внедрения механизма оплаты или возмещения расходов на образование со стороны населения страны, родителей, общественных, благотворительных, спонсорских и иных организаций.

Одним из способов получения доходов, внебюджетных ассигнований самими образовательными учревдениями, общеобразовательными школами, является переход на новые условия хозяйствования. Школа должна быть ориентирована на спрос населения. В данных условиях государственное образование теряет свою монополию над всеми типами и видами обучения.

В целях удовлетворения спроса населения на особые виды и формы, обучения, его повышенные качества, или особо благоприятные условия, общеобразовательные школы организуют в соответствии с существующим законодательством дополнительные платные услуги, частное (негосударственное) образование, переход на новый хозяйственный механизм, внедрение которого в систему образования началось с конца 90-х годов.

Положительной основой нового экономического механизма школы являлось дополнение бюджетных ассигнований, выделенных в соответствии со стабильными нормативами, внебюджетными средствами, полученными в результате самостоятельной деятельности школы по различным платным услугам, спонсорскими вложения капитала.

Важным фактором для школы в этих условиях является самостоятельность в решении учебно-воспитательной и хозяйственной деятельности, установлении взаимосвязи учительского труда с его конечным результатом, моральным и материальным его стимулированием.

Одним из факторов социальной политики повышения качества учебно-воспитательного процесса, улучшения всей деятельности школы становится повышение и совершенствование заработной платы путем установления доплат и надбавок за категорийность, за наличие знака «Отличника образования», за классное руководство и т. п., премий, материальной помощи, морального поощрения.

Педагогические коллективы из своей практической жизни определили основные изъяны действующей системы оплаты труда учителя:

— низкий уровень, не позволяющий обеспечить прожиточный минимум, не стимулирующий к творческому поиску педагогической деятельности, содействующий развитию социальной апатии и неудовлетворенности;

— низкая дифференциация в оплате труда учителей по категориям, подрывает социальную значимость аттестации, не способствует к стремлению повышения квалификации, профессионального роста учителя;

— доплаты и надбавки во-первых, очень низкие по уровню (в среднем от 10 до 20 процентов), во-вторых, они стабильные, не гибкие — хорошо или плохо работаещь, маленькое количество учащихся или большое, обыкновенные дети или педагогически запущенные, не отражается в доплатах и надбавках;

— премиальная система, из-за малого объема — 2 процента от фонда оплаты труда, стимулом не является.

Педагогические коллективы в условиях нового механизма хозяйствования самостоятельно за счёт внебюджетных средств совершенствовали систему оплаты труда, установив повышенную дополнительную оплату за категорийность, классное руководство, заведование кабинетами и т. п. При этом установленная заработная плата, премиальная система гибкие, не стабильные — они moi^t повышаться или понижаться, вообще сниматься в зависимости от качества конечного результата. Именно эта зависимость является двигателем заинтересованности совершенствования педагогической деятельности. Приведенные примеры перехода школ на новые условия хозяйствования показывают, что в них повысилась успеваемость учащихся, исчезли неуспевающие, появилась атмосфера творчества, поиска путей совершенствования педагогической деятельности. Школы, педагогические коллективы пользуются авторитетом у учащихся и их родителей, об этом свидетельствуют конкурсные отборы желающих учить ся в них перед началом нового учебного года. Педагогические коллективы стабильны, нет текучести кадров, желающие устроиться на работу в эти школы, проходят конкурсный отбор.

Учителя данных школ стремятся повысить свой профессиональный уровень, чтобы повысить квалификационную категорию по оплате труда. Профессиональные дополнительные платные услуги повысили заинтересованность учащихся, которые понимают, что в современных условиях рынок труда могут освоить только высоко образованные люди. Учащиеся в данных школах понимают ситуацию рыночных взаимоотношений: за высококачественные, профессиональные услуги надо платитьза оплаченные услуги необходимо получить хорошие знания, умения, образование. Родители и учащиеся по-новому подходят к ответственности к получению высококачественного образования. Большее количество выпускников данных школ поступают в высшие учебные заведения.

Следует подчеркнуть гуманизацию педагогического процесса, школ в новых условиях хозяйствования: дети из малообеспеченных семей, дети-сироты бесплатно получают наряду с другими высококачественное образование, пользуются всеми благами школы. У каждой из таких школ свое индивидуальное лицо — в них уютно, красиво, имеется хорошая материально-техническая база, компьютеры., учебники, художественная и методическая литература.

Переход на новые условия хозяйственного механизма, несмотря на все свои трудности, обеспечивает школе социальный фактор развития и совершенствования педагогической и иной деятельности коллектива.

На государственном уровне необходима поддержка школ, перешедших или желающих перейти на новые условия хозяйствования. Она должна быть выражена в законодательных актах налоговой политики. До настоящего времени налоговые льготы., которые отражены в Законе Республики Таджикистан «Об образовании» законодательно не приняты.

Такая поддержка должна быть и со стороны местных органов государственной власти: поменьше скрупулёзных проверок со стороны разных правоохранительных органов, побольше живого участия в открытии школами персональных счетов в банках, поиску спонсоров, шефов, благотворительных международных организаций, готовых в настоящее время помочь школе.

— 156 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Образование и общество неотделимы. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация, неизбежно отражаются на состоянии сферы образования. И вместе с тем, именно сфера образования откликается на эти общественные и цивилизационные проблемы, оказывает свое существенное влияние на развитие общества. Именно образование сегодня работает на будущее. Переход от командно-административной системы к демократическое общественному устройству страны оказался крайне болезненным и трудным, особенно для школы. Катастрофически падает престиж образования, ухудшается материально-техническая база школ, крайне низкая оплата труда учителей, в неудовлетворительном положении находится финансирование системы образования. Констатация острого кризиса в образовании, знание существующего положения позволяют определить пути выхода из данного состояния, обосновать стратегию и тактику преобразований в образовательной сфере, стимулировать необходимые государственные решения.

Со стороны государства необходим механизм реализации постулата государственной ценности образования, технологии практических и теоретических действий, обеспечивающих престиж образования в обществе, подкреплений материальными инвестициями, моральными обязательствами.

Анализ нормативно-правовой базы образования показывает, что со стороны государства приняты все необходимые, обеспечивающие жизнедеятельность школы в новых условиях законодательные акты. Конституция Республики Таджикистан и Закон Республики Таджикистан «Об образовании» являются гарантами реформирования системы образования. Концепция национальной школы поднимает на более высокий уровень развитие педагогической деятельности общеобразовательной школы с учетом народных традиций, культурно-исторического наследия, достижений народной педагогики.

В обновленной с учетом времени, за годы независимости, нормативно-правовой базе отрасли, коренным образом пересмотрены цели и содержание образования, проведены структурные изменения (детский сад, школа, лицей, гимназия, колледж, гимназия-вуз, колледж-вуз).

Существенно пересмотрена экономическая и финансовая политика отрасли. Разработаны законодательные основы создания механизма многоканального финансирования нормативное финансирование из государственного бюджета и внебюджетные средства, источниками которых являются родители, спонсоры, предприятия, организации, иностранные инвестиции.

Приняты постановления Правительства Республики Таджикистан, обеспечивающие социальную поддержку учителей общеобразовательных школ: льготы за коммунальные услуги, на первоочередное предоставление жилья, длительного, оплачиваемого до одного года отпуска по болезни. Не реже двух раз в год повышается заработная плата, совершенствуется её система через введение доплат к различным видам работ учителя, через изменение её организации посредством введения Единой тарифной сетки по оплате труда.

Основой материального стимулирования педагогической деятельности является заработная плата, наряду с ней в нормативно-правовой базе предусмотрена премиальная система в размере двух процентов от фонда заработной платы.

Правовой базой морального стилкулирования педагогической деятельности являются Закон Республики Таджикистан «О государственных наградах Республики Таджикистан» и «Положение об отраслевых наградах» Министерства образования Республики Таджикистан.

Сфера образования чутко реагирует на изменения в обществе" адаптируется к его меняющимся потребностям, активно влияет на общество, предопределяя его потребности. В связи с этим следует отметить, что с одной стороны, школа находится в кризисном состоянии, наблюдается тенденция снижения качества образования, с другой стороны, открывается доступ к оплачиваемым частным, негосударственным качественным услугам в образовании или получении более качественного образования методом частичного возмещения родителями учащихся расходов на образование.

Учитель, в режиме жесткой экономии финансирования образования, вынужден искать разнообразные пути, чтобы получить дополнительны! необходимый ему и его семье прожиточный заработок. Социологическое исследование, проведенное в школах республики, показывает, что сфера применения труда у 54,3 процента учителей далека от его ооновной профессии. Отрыв от основной деятельности несомненно оказывает негативное влияние на качество учебно-воспитательной работы.

Опыт работы школ, перешедших на новые условия хозяйствования, показывает, что использование многоканального финансирования позволяет учителю на основном месте работы получать такую заработную плату, которая обеспечивает все его потребности, создает возможности для развития и совершенствования педагогической деятельности, повышения профессионального мастерства. Педагогические коллективы самостоятельно регулируют дополнительную заработную плату в зависимости от конечного результата. Гибкость, подвижность доплат, надбавок в зависимости от качественных критериев является основой совершенствования заработной платы, установления зависимости материального и морального стимулирования от качества и эффективности труда.

Новый хозяйственный механизм в образовании, основанный на стабильном нормативном государственном и многоканальном финансировании, в условиях демократизации управления системы образования, способен поднять шкоду, педагогическую деятельность (в триединстве её составляющих учебно-воспитательной, научно-исследовательской и управленческой деятельности) на более высокий уровень развития.

В современный период государство нев в состоянии обеспечить стабильное нормативное финансирование, поэтому часть общеобразовательных школ основывают свою деятельность по социальной поддержке и оплат©труда учителя за счет привлечения дополнительных внебюджетных инвестиций, платных профессиональных услуг, сдачи в аренду школьных помещений, выполнении платных заказов в учебных мастерских. Такая деятельность приносит школе положительные результаты — укомплектовываются педагогические и иные кадры, появляется возможность их отбора, что несомненно положительно отражается на всей педагогической деятельности. Растет авторитет школы у учащихся, родителей, общественности. На новой основе взаимодействия и требовательности строятся их отношения.

Исследования показали, что социальная поддержка и соответствуют потребностям, достойного уровня жизни, заработная плата учителя являются основой совершенствования педагогической деятельности в условиях экономического кризиса. Со временем, в условиях процветающей стабильной экономики, увеличением материального благосостояния всего народа, в том числе и учителей, фактор социальной поддержки и оплаты труда учителя общеобразовательной школы для совершенствования педагогической деятельности уйдёт на второй план, но постоянно будет напоминать о себе, если его уровень будет понижаться. Об этом нам говорит опыт высокоразвитых экономически капиталистических стран: Японии, США, Западной Европы, которые постоянно находятся в поиске морального и материального стимулирования деятельности государственных и иных работников.

Проблемы, социальной поддержки и оплаты труда учителя общеобразовательной школы в новых экономических условиях в современной научно-практической отечественной и зарубежной литературе в полной мере не изучены.

Многие педагогические и иные работники, несмотря на то, что законы и постановления по социальной защите учителя приняты в 1995;1997 годах не знакомы с механизмом их применения.

Анализ работы общеобразовательных школ показывает, что не все знакомы с теорией и практикой перехода на новые условия хозяйствования. В городе Душанбе из 86 школ на новый хозяйственный механизм перешли всего 12 школ (2, 8, 9, 15, 18, 20, 42, 55, 74, 77, 88), аналогичное положение по всей республике. В связи с чем исследуемая проблема имеет болыцую практическую значимость.

Опубликованные автором работы (в соавторстве) «Хозяйственный механизм в народном образовании» (143) и «Методическое пособие по оплате труда работников образовательных учревдений, стипендиям и социальным льготам» (20) направлены на оказание теоретической и практической помощи работникам образования.

Результаты проведенного социологического исследования по школам республики доведены до членов Правительства республики и опубликованы в учительской газете.

В процессе исследования разработаны Рекомендации по совершенствованию социальной поддержки и оплаты труда учителя в новых экономических условиях:

1. Сменить механизм реализации выплат за коммунальные услугипроизводить их не в зависимости от наличия финансовых возможностей органов местной власти, а закладывать эти средства в бюджет образования, общеобразовательной школы.

2. Ввести льготы учителям сельской местности по освобождению их от уплаты налога на землю (как это было раннее) — ввести надбавку к заработной плате в размере от 20−30 процентов.

3. Снять ограничения в возрасте учителям, вышедшим на пенсию по выслуге лет, при стаже педагогической работы не менее 25 лет и разрешить им заниматься педагогической деятельностью.

4. Предоставить учителям льготы государственного служащего: доплата за стаж, выплата при уходе в отпуск пособия в размере двойного заработка, выплата компенсации при уходе на пенсию по возрасту в размере десяти ставок заработной платы при наличии десятилетнего стажа непрерывной педагогической работы.

5. Повысить статус знака «Отличник образования» Республики Таджикистан", введением за него 20-ти процентной доплаты.

6. Установить минимальную заработную плату учителей на уровне среднемесячной заработной платы в промышленности, при этом средняя заработная плата учителя станет выше средней в промышленности, как это предусмотрено в статье 37 Закона Республики Таджикистан «Об образовании» .

7. Увеличить дифференциацию внутри категорий с межразрядным коэффициентом — 0,25.

8. Увеличить разницу в статусном барьере заработной платы, учителя, заместителя директора по учебно-воспитательной и иной работе, директора — на 50−100 процентов от заработной платы учителя высшей категории.

9. Запланировать в фонде заработной платы 40 процентов, от его годового объема, премиальный фонд, который использовать по результатам работы учителя за каждую четверть.

10.Увеличить до 40−50 процентов доплаты и надбавки, что увеличит их социальную значимость. В положении предусмотреть пластичность, гибкость их применения в зависимости от конечных результатов педагогической деятельности.

Я.Шире использовать новый механизм хозяйствования, основанный на стабильном нормативном финансировании из государственного бюджета и внебюджетные средства.

12.Активнее использовать внебюджетные средства на доплаты, надбавки, компенсационные и другие выплаты, материальную помощь, за высокое качество педагогической деятельности.

Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Современный учитель, ощущающий всю полноту ответственности за порученное ему дело: обучение и воспитание человека, его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, одновременно с этой миссией осуществляет другую — связь времени и преемственности поколений, без чего немыслимо прогрессивное развитие че ловечества. Для выполнения этих миссий учителю должны быть созданы все необходимые условия: высокая оплата за качественный труд, материальная и моральная, поддержка государства, всего общества.

Автор надеется, что данное исследование в рамках педагогики, науки об образовании, работоспособной и эффективной педагогической системы и оптимально организованной педагогической деятельности, получит продолжение в других научно-практических работах и и с еле* дованиях.

Динамика средней платы (в рубл.) учителей в сравнении со средней заработной платой других категорий трудящихся (1940;1989гг.).

Годы Зарплата учителей Средняя зарплата рабочих и служащих Зарплата учителей в% к средней зарплате по народному хозяйству Зарплата ИТР промышленности Зарплата учителей в % к зарплате ИТР промышленности Зарплата рабочих промышленности Зарплата учителей в % к зарплате рабочих пром ышленности.

1940 33,1 33,1 100,0 69,6 47,5 32,4 102,1.

1960 68,9 80,1 86,0 — 89,8 78,7.

1965 96,2 96,5 99,6 148,4 64,8 101,7 94,6.

1970 111,9 122,0 91,7 178,0 62,8 130,6 85,7.

1975 139,8 145,8 95,8 199,2 69,4 160,9 86,6.

1977 141,6 155,2 91,2 207,3 68,3 171,8 82,4.

1980 142,7 168,9 84,5 212,5 67,2 185,5 76,2.

1982 144,0 177,3 81,2 220,2 65,3 196,8 73,2.

1984 146,0 184,8 79,0 228,1 64,0 205,5 71,0.

1987 197,5 203 97,3 234,0 84,4 219,2 90,1.

1989 204,0 240,0 85,0 — - - источник: Л. Ф. Колесникова, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисова. Эффективность образования (68). 9.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы и постановления.
  2. Конститутсияи (сар^онуни) Чумх-урии Тожикистон = Конституция Республики Таджикистан = Тожикистон Республикасининг Конституцияси. -Душанбе: Паёми Сомониен, 1999.-92с.-Текст тадж., рус., узб.
  3. Дар бораи маориф: 1^онуни Чумх-урии Тожикистон = Обобразовании: Закон Республики Таджикистан = Таълим тугрисида:
  4. Тожикистон Жумхурияти 1^онуни.- Душанбе, 1994.-95с.-Текст тадж., рус., узб.
  5. Дар бораи таъмин нафакаи шахрвандони Чумх, урии Тожикистон: 1^онуни Ч[ум*урии Тожикистон = О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан.-Душанбе, 1993.-109с.-Текст тадж., рус.
  6. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «Об образовании» // Ахбори Мажлиси Олии Чум^урии Тожикистон.-1996.-номер 23.-е. 238−239.
  7. О государственных наградах Республики Таджикистан: Закон Республики Таджикистан // Ахбори Мажлиси Олии Чум^урии Тожикистон.-1996.-номер 23.-е. 146−152.
  8. О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы: Постановление М-ва труда
  9. Республики Беларусь, 16 янв. 1999 г., номер 7 // Бюллетень/ М-во труда Республики Беларусь.-Минск, 1999.-Спецвыпуск.-с.93−101.
  10. О социальном партнерстве, соглашениях и коллективных договорах: Закон Республики Таджикистан // К, онун?←ои нави Чум^урии Точикистон = Новые законы Республики Таджикистан. Душанбе, 1993. — с. 80−91.
  11. О хозяйственном механизме в народном образовании: Приказ Гос. ком. СССР по нар., образованию, 17 янв. 1990 г., номер 45 // Бюл. Гос. ком. по нар. образованию. 1990. — Сер.: Дошкольное воспитание и общее среднее образование. — номер 5. — с. 15.
  12. Руководящие материалы по вопросам заработной платы.
  13. Инструктивное письмо Министерства Образования Республики Таджикистан, 17 окт. 1992 г., номер 3/21. Душанбе, 1992. — 93 с.
  14. Методическое пособие по оплате труда работников образовательных учреждений, стипендиям и социальным льготам / М-во образования Республики Таджикистан: Сост. Акбаров М. А., Назарджанова М. Н., Наимова В. Р. и др. Душанбе, 1999. — 54.
  15. Оплата труда работников народного образования и науки // Сборник нормативных актов. М.: Профиздат, 1986. — с. 6−299.
  16. Порядок исчисления заработной платы работникам просвещения: Справочное пособие / Сост. Н. В. Македольская, Г. А. Михторович, М. А. Альтшулер. Минск: Полымя, 1975. — 184с.
  17. Рассчитайте зарплату: Единая тарифная сетка: Разъяснения. Методические рекомендации.Нормативные акты.- М.: — 1993. -94 с.
  18. Сборник основных руководящих материалов по вопросам заработной платы и штатов в школах, детских садах, детских домах и политико-воспитательных учреждениях Наркомпроса Таджикиской ССР.-Сталинабад: Госиздат при СНК Тадж ССР, 1945. 68 с.
  19. Ю.С. Местные органы управления школьным образованием в США и их реформы // США: Экономика, политика, идеология. 1996. -номер 9. — с. 78−93.
  20. Ю.К. По-новому строить процесс образования и воспитания: (Пед. наука реформе школы) // Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе. М., 1998. — с. 37−51.
  21. Т., Чарекишвили Ч. Социальные аспекты экономической реформы в Грузии: (образование и здравохранение) // Общество и экономика. 1998. — номер 2.-с. 110−117.
  22. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. М.: Педагогика, 1998.-74 с.
  23. Е.Г., Козулин А. В., Поваляев А. Новые учебные заведения и структура образования // Образование и воспитание. 1992. -номер 2. — с. 60−65
  24. X. Асосхои дидактика.-Д.: Маориф, 1995.-180 с.
  25. М.К. Национальная экономика: Учеб. пособие. М.: Дело, 1997.-227 с.
  26. Н. Заработная плата цена труда или рабочей силы? // Человек и труд. — 1999. — номер 9. — с.66−69
  27. Г. Социальные гарантиии в условиях рыночной экономики // Общество и экономика. 1998. — номер 10/11. — с. 165−172.
  28. Тендерная статистика в Республике Таджикистан при Правительстве Республики Таджикистан, Бюро «Женщины в развитии». -Душанбе, 1999.-248 с.
  29. Г. Х. Стимулирующая роль оплаты труда в социально-культурных отраслях. М.: Экономика, 19 888. — 208 с.
  30. .С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы // Магистр. 1991. — номер 6. — с. 10−18.
  31. .С. Философия образования.-М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.-432 с.
  32. .С. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования.// Сов. педагогика, 1987.- № 7.- с.57−62.
  33. Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению: Учеб. пособие. М.: Дело, 1999,-496 с.
  34. Гуманизация образования: По материалам обсуждения за «круглым столом» ред. журн. «Обществ, науки и современность» // Обществ, науки и современность. 1992. — номер 2. — с. 74−80.
  35. М. Школа российской глубинки: Как выжить?// Нар. образование, 2000.-№ 3.- с.5−9.
  36. Э. Образование наш капитал на пути к рынку // Профессионал. — 1992. — номер 7. — с. 20−23.
  37. И., Муллоев Ш. Проблемы финансирования и бюджета системы образования в Таджикистане. Париж: ЮНЕСКО, Междунар. ин-т планирования образования (МИПО), 2000. — 85 с.
  38. Дерек Робинсон. Различия в заработках некоторых профессий в зависимости от пола // Международный обзор труда, 1998. М. — Женева: Международное бюро труда, 1999.-Т. 137, вып. ½ — с. 83−120.
  39. А.Н. Куда качнется «маятник»? : (Основные направления школьного образования в кап. странах США, Англия, Япония и др.) // Нар. образование. 1990. — номер 4. — с. 146−149.
  40. А.Н. Экспериментальные школы Западной Европы и США // Сов. педагогика. 1990. — номер 4. — с. 139−144.
  41. Э. Три источника и три составные части кризиса школы.// Нар. образование, 2000.- № 2.-с. 232−248.
  42. В.И., Власова Л. М. Актуальные вопросы финансирования общеобразовательной школы // Финансирование учреждений просвещения: Сб. науч. тр. / НИИ упр. и экономики нар. образования, АПН СССР. М., 1989. — с. 27−35.
  43. В.И. Вопросы теории финансирования народного образования // Финансирование учреждений просвещения: Сб. науч. тр. // НИИ упр. и экономики нар. образования, АПН СССР. М., 1989. — с. 3−19.
  44. В. Как школе заработать деньги // нар. образование. -1998. номер 2.-с. 20−30.
  45. В.И. Экономический механизм сферы просвещения : каким ему быть? // Сов. педагогика. 1990. — с. 45−50.
  46. В.И. Экономика образования: проблемы реальные и мнимые // Педагогика. 1992. — номер 4. — с. 3−10.
  47. В.И. Экономический справочник директора школы. М., 1995.-248 с.
  48. А.И. О педагогических и экономических условиях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса // Социально-экономические вопросы совершенствования управления народным образованием. М., 1989. — с. 61−73.
  49. В.И. Связь педагогики с другими отраслями научного знания // Сов. педагогика. 1990. — номер 4. — с. 47−52.
  50. Л.И., Сушкова Е. Ю. Методика оценки эффективности учебно-воспитательного процесса: Для учителей экспериментаторов / НИИ школ МП РСФСР. М., 1987. ч. I. — 102 с.
  51. П., Каис С. Образование и экономика: анализ альтернативных перспектив // Перспективы: Вопросы образования / ЮНЕСКО. 1991. — номер 4. — с. 7−28.
  52. Н.И. Основы менеджмента. Минск: БГЭУ, 1996. 284с.
  53. С.Д., Сорокин А. И. К вопросу об организационно-экономическом механизме системы народного образования // Социально-экономические вопросы совершенствования управления народным образованием. М., 1989. — с. 39−54.
  54. Каримова И. Х. Культура источник гуманизации.-Д.Д 998.-167с.
  55. Качество обучения в средней школе и проблемы его оценки с учетом мнений учащихся / Е. Ф. Ачельдиев, А. Д. Блинков, О. В. Лови, Е. Г. Луняков // Социологические исследования. 1998. — номер 8. — с. 74−82.
  56. Китаев ILL, Улаем Д., Пеано С. Интенсивный учебный курс по оценке затрат финансирования и бюджету образования для государств Центральной Азии и Монголии. Алмааты: ЮНЕСКО, Междунар. ин-т планирования образования (МИЛО), 2000. — 160 с.
  57. Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985. — 200 с.
  58. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эфективность образования. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
  59. Консепсияи мактаби милли точик / Вазорати маорифи Чум^урии Тожикистон, Пажухишго^и илм^ои педагоги. — Душанбе, 1995. -31 с.
  60. Я.Ш. Качество: соревнование и поощрение. М.: Экономика, 1978. — 56 с.
  61. В.В. К проблеме изучения состязательных отношений // Социологические исследования. 1998. — номер 5. — с. 49−54.
  62. Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. -М.: Педагогика, 1989. 191 с.
  63. В.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК, М.: Прометей, 1992. — 582 с.
  64. М. Эхёи педагогикаи Ачам.-Д.: Маориф, 1997.-146с.
  65. М. Даре. -Д.: Маориф, 1995.-191с.
  66. А.А. Нормирование и оплата труда учителя. М.: Прометей, 1991.-282 с.
  67. А.А. Социально-педагогические основы нормирования и оплаты труда учителя общеобразовательной школы: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992. — 59 с.
  68. В. Социальная сфера и социальная политика в России: актуальные задачи. // Общество и экономика. 1998. — номер 8/9. — с. 3−13.
  69. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1999. — 800 с.
  70. Г. В. Совершенствование системы заработной платы в новых условиях хозяйствования.// Актуальные вопросы экономики общеобразовательной школы.-М. 1990.-е. 39−43.
  71. Методология измерения стоимости рабочей силы и пути её регулирования: Совместный доклад: Координационное совещание руководителей науч.-исслед. организаций по труду. М., 1998. — 185 с.
  72. Механизм регулирования труда в Республике Таджикистан / НИИ труда М-ва труда и занятости населения Республики Таджикистан. -Душанбе, 2000.- 18 с.
  73. Г., Чистяков И. Социальное партнерство, трекартизм и генеральные соглашения // Общество и экономика. 1998. — номер 10/11. -с.117−137.
  74. В.Р., Хегай М. Н. Тендерный аспект образования // Тендер и культура: Учеб. пособие для студентов гуманит. фак. / Бюро «Женщины в Развитии» при Правительстве РТ и др. Душанбе, 1999. — с. 4250.
  75. Некоторые вопросы заработной платы в странах с переходной экономикой. М.: Бюро МОТ, 1999. — Вып. 2. — 110 с.
  76. В.М. Пути очеловечевания школы // Новое экономическое мышление. М., 1989.-е. 103−133.
  77. Новый экономический механизм средней общеобразовательной школы: Проект / ВНИК «Школа» Гос. ком СССР по нар. образованию- Погот Е. Ф., Сабуров и др. 1988. — 36 с.
  78. И.О. История развития народного образования Таджикской ССР. (1917−1967г.г.)-Д.: Ирфон, 1968.-295с.
  79. Т. Семь лет каторжной свободы.// Нар. образование, 1997.-№ 8. с.56−65.
  80. А.А. О социальном самочувствии учителей Московской области : (по результатам социологических опросов) // Социологические исследования. 1998. — номер 8. — с. 82−94.
  81. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1961−1986 гг. / М. Н. Колмакова, Н. Н. Кузьмин, С. Э. Караклина и др. — Отв. ред. Ф.Г.Паначин- АПН СССР, НИИ общ. педагогика. М.: Педагогика, 1987.-414 с.
  82. Ф.Г. Педагогическое образование в России: Ист.-пед. очерки. М.: Педагогика, 1979. — 215 с.
  83. Ф.Г. Педагогическое образование в СССР: Важнейшеие этапы истории и современное состояние. М.: Педагогика, 1975. — 218 с.
  84. Педагогика: Учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 1998. — 640 с.
  85. Педагогика: Учеб. пособие для пед вузов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластелин, Н. А. Сорокин и др. 2-е изд., доп. и прераб. — М.: Просвещение, 1988.-479 с.
  86. Ф. Рынок и новая система образования // Экон. науки. 1991. — номер 2.-с. 5−14.
  87. Положение о гимназии // Вестн. М-ва Образования Республики Таджикистан: (некоторые нормативные документы общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных учреждений). Душанбе, 1996. -с. 168 170.
  88. Положение о лицее // Вестн. М-ва Образования Республики Таджикистан: (некоторые нормативные документы общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных учреждений). Душанбе, 1996. — с. 175 177.
  89. Положение о школе-интернате Республики Таджикистан // Вестн. М-ва Образования Республики Таджикистан: (Некоторые нормативные документы общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных учреждений). Душанбе, 1996. — с. 55−59.
  90. Положение об общеобразовательной школе // Вестн. М-ва Образования Республики Таджикистан: (Некоторые нормативные документы общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных учреждений). Душанбе, 1996. с. 18−31.
  91. Е. Н., Евстегнеев Т. А. Определение цен на общеобразовательные услуги // Финансы СССР.- 1991. -номер 5. 30−32с.
  92. Е. Услуги образования и рынка // Рос. экон. журн. -1992. -номер 6. с. 43−49.
  93. М.М. Оптимизация управления школой // Сов. педагогика. 1989. — номер 4. — с. 35−40.
  94. М. По приказу? Не получится: (Проблемы демократизации школы) // Нар. образование. 1989. — номер 2. — с. 44−48.
  95. М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. -М., 1995.-208 с.
  96. Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — 334 с. — (Фундаментальная психология).
  97. А. Образование для всех: Оценка на 2000 год по Республике Таджикистан / М-во Образования Республики Таджикистан. -Душанбе, 1999.- 149 с.
  98. Э. Рахмонов, Таджики в зеркале истории. -Лондон, 1999.240с.
  99. Реформирование образования: Стратегия Российской Федерации до 2010 года // Учительская газета. 2000. — 30 мая.
  100. А.В. Компенсационные выплаты, премии и надбавки в системах оплаты труда Франции // Труд за рубежом / Ин-т труда М-ва труда Российское Федерации. М., 1996. — номер 1 (29). — с. 87−95.
  101. Н.А., Жарков Г. Н., Квацанда Г. В. Вопросы труда и заработной платы в школе. Киев: Радянська школа, 1989. — 220 с.
  102. Рыночный механизм заработной платы: Проблемы становления и развития: (Материалы «Круглого стола») / Ин-т труда М-ва труда Российской Федерации. М., 1995. — 89 с.
  103. С., Ибраева Г. Проблемы финансирования и бюджета системы образования в Киргизстане. Париж: ЮНЕСКО, Междунар. ин-т планирования образования (МИПО), 1999. — 68 с.
  104. Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика: Глобальный подход: Пер. с англ. М.: Дело, 1999. — 848 с.
  105. Т.Т. Концепция реформирования заработной платы в Республике Таджикистан / НИИ труда М-ва труда и занятости населения Республики Таджикистан. Душанбе, 1989. — 23 с.
  106. Т.Т. Основные направления совершенствования оплаты труда на 1998−1999 годы / НИИ труда М-ва труда и занятости населения Республики Таджикистан. Душанбе, 1997. — 45 с.
  107. Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д. Экономика: Пер. с англ.- М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 1997. 800 с.
  108. Г. Н. Управление образованием. Системная интерпретация. Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1998. -660 с.
  109. О. Работников образования надо приравнять по работе труда и социальным гарантиям к государственным служащим.// Нар образование, 2000.- № 2.-с.80−82.
  110. Современное управление: Энциклопедический справочник. М.: Издатцентр, 1997. -Т.1.-584 е.- Т. 2. — 576 с.
  111. Социальные тенденции развития в Республике Таджикистан: Стат. сборник: Программа развития ООН в Республике Таджикистан. -Душанбе, 1999. 116 с.
  112. А .Я., Зотов Ю. В. Финансы и хозяйственная деятельность школы. М.: Просвещение, 1984. — 179 с.
  113. В.Б. Сфера труда в США : Новые тенденции // США: Экономика. Политика. Идеология. 1998. — номер 6. — с. 3−17.
  114. В.А. Разговор с молодым директором школы.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1982.-206 с.
  115. В.А. Павлышская средняя школа. 2-е изд.-М.: Просвещение 1979.- 291с.
  116. Таджикистан: Отчет по человеческому развитию, 1998 / Представительство Программы Развития ООН в Таджикистане. Душанбе, 1998.- 142 с.
  117. Таджикистан: Отчет по человеческому развитию, 1999 / Представительство Программы Развития ООН в Таджикистане. Душанбе, 1999. -95 с.
  118. Таджикистан: факты и цифры: Стат. обзор / Госагенство при Правительстве Республики Таджикистан. Душанбе, 1999. — 72 с.
  119. Теория переходной экономики: Учебн. пособие / Под ред. В. В. Герасименко. М.: ТЕИС, 1999. — Т.1: Микроэкономика. — 318 с.
  120. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджемента. 2-е изд. — М.: Дело, 1997. — 336 с.
  121. Р. Сильная социальная политика и развитие системы социальных гарантий // Общество и экономика. 1998. — номер 3. -с. 142−152.
  122. Уровень жизни населения: Стат. сборник / Гасагенство при Правительстве Республики Таджикистан. Душанбе, 1999. — 132 с.
  123. .Ч., Капитонова М. И., Ерошин В. И. Справочник по финансированию просвещения. -М.: Финансы и статистика, 1987. 318 с.
  124. Э.А. История менеджмента. М.: Тандем- ЭКМОС, 1997. -224 с.
  125. К.Д. Практическое назначение педагогики// Антропология педагогической мысли России второй половины Х1Х-начала XX века./ Сост.П.а. Лебедев.-М., 1990-е. 44−45.
  126. К.Д. О народности в общественном воспитании// Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т.1.-М., 1953.-е. 129−136.
  127. Финансирование учреждений просвещения: Сб. науч. тр. / НИИ упр. и экономики нар. образования, АПН СССР- Отв. ред. В. И. Ерошин. М., 1989.-76 с.
  128. С., Дорбнуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. со 2 англ. изд. М.: Дело, 1999. — 864 с.
  129. Финансы Республика Таджикистан: Стат. сборник / Госагенство при Правительстве Республики Таджикистан. Душанбе, 1999. — 65 с.
  130. Хозяйственный механизм в народном образовании / И. Давлатов, В. Наимова- М-во образования РТ, РК профсоюзов работников образования и науки. Душанбе, 1991. -35 с.
  131. А.А. Льготы учителям.-М.: Госиздат-1961−41 с.
  132. А. Трудовые права работников народного образования . -М.: Профиздат, 1969. -160 с.
  133. Ф. Таълими муштарак асоси инкишоф ва тарбия.-Д.: Маориф.-1995.-202 с.
  134. Ф.Э., Харчев В. Г., Сериков В. В. Социология образования: Прикладной аспект. М.: Юристь, 1997. — 304 с.
  135. Т.В. Совершенствование методов планирования расходов на общеобразовательную школу // Финансирование учреждений просвещения: Сб. науч. тр. / НИИ упр. и экономики нар. образования, АПН СССР.-М., 1989.-е. 43−59.
  136. Экономика народного образования: Учеб. пособие для пед. ин-тов / В. А. Жамин, С. Л. Костанян, В. Н. Усаков, 2-е изд. — М.: Просвещение, 1986. 335 с.
  137. А.Г. Московский учитель: Штрихи социологического портрета. М.: Диалог — МГУ, 1997. — 197 с.
  138. В.А., Казарцев С. Д. О некоторых проблемах целеполагания как функции управления образованием // Социально-экономические вопросы совершенствования управления народным образованием. -М.: АПН СССР, 1989. -с.6−22
Заполнить форму текущей работой