Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом, поисково-теоретическом этапе (1996;1998 гг.) проводились: анализ философской, психологической, педагогической, этнографической, искусствоведческой литературы по проблеме исследованияизучение и анализ документации: образовательных стандартов, учебных планов, программизучение опыта использования народного декоративно-прикладного искусства Курганской области в школах и в средних… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа в теории и практике образования
    • 1. 1. Теоретические аспекты формирования художественной культуры
    • 1. 2. Педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа
    • 1. 3. Модель формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа на основе народного декоративно-прикладного искусства
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования художественной культуры студентов в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Педагогические условия формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа
    • 2. 3. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задача коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки специалистов — профессионалов в своей области имеет фундаментальное значение для будущего страны. Одним из приоритетных направлений модернизации системы образования в России является формирование культуры будущего учителя. В настоящее время возрастают требования к учителю, уровню его художественной культуры, умениям использовать в воспитании учащихся и студентов традиции, обычаи, народное декоративно-прикладное искусство.

Народное искусство является одним из важнейших средств воспитания гармонично развитой личности, развития её нравственной, трудовой, эстетической и художественной культуры. В современных условиях, когда произошла определенная утрата духовности, предстоит возродить систему традиционных ценностей, на которых базируется национальное самосознание и гражданское согласие.

Формирование художественной культуры у студентов осуществляется в процессе профессиональной педагогической подготовки в педколледже под воздействием различных видов искусств, в том числе пластических изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура и дизайн), декоративных (керамика, ткани, стекло, металлы, кружевоплетение, ковроткачество, искусство одежды и др.).

В условиях реализации требований Базисного учебного плана и введения национально-региональных компонентов в Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования значительно повышается роль изучения специальных предметов изобразительной направленности. Особое место в их системе занимает народное декоративно-прикладное искусство. В Законе Курганской области «О национально-региональном компоненте Государственных образовательных стандартов общего образования в Курганской области» 1999 г. говорится о необходимости сохранения и развития народных промыслов и ремесел.

Проблема развития и формирования художественной культуры рассмотрена в исследованиях философов, психологов, культурологов, педагогов. Фундаментальные исследования в этом направлении проведены А. И. Арнольдовым,.

B.Г. Афанасьевым, Э. А. Баллером, М. С. Каганом, Э. С. Маркаряном, В. М. Медведевым. Философский аспект проблемы художественной культуры раскрыт в работах: B.C. Библера, И. А. Бирич, Н. С. Когана, Ю. А. Лукина, С. И. Олефира и др.

Проблема формирования художественной культуры личности затрагивает научные исследования, интегрирующие педагогику и эстетику, культурологию и искусствоведение.

Принципиальное значение для нашего исследования имеют труды ученых по общей педагогике: Ю. К. Бабанского, В. А. Беликова, И. Я. Лернера, А. Я. Найна, В. Г. Рындак, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина, Л. Б. Соколовой и др., по психологии: Н. Н. Волкова, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, В. И. Кириенко, Д. Н. Узнадзе, Д. И. Фельдштейна и др., по эстетике: Ю. Б. Борева, М. С. Кагана, Н. И. Кияшенко, В. И. Разумного и др., по теории и методике изобразительного искусства: Г. В. Беды, Т. С. Комаровой, B.C. Кузина, Б. Т. Лихачева, Б. М. Йеменского, Н. Н. Ростовцева, Н. М. Сокольниковой, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой и др.

Искусствоведы-исследователи А. В. Бакушинский, П. Г. Богатырев, И. Я. Богуславская, В. М. Василенко, B.C. Воронов, М. А. Некрасова, Т. М. Разина,.

C.Б. Рождественская, Б. А. Рыбаков, А. Б. Салтыков провели анализ произведений декоративного искусства с точки зрения их значения в воспитании человека.

Проблемы этнохудожественной культуры личности раскрыты в трудах Т. И. Баклановой, Г. Н. Волкова, Т. К. Рулиной и др.

Вопросы истории развития народного декоративно-прикладного искусства Западной Сибири и Урала, обычаев Южного Зауралья освещены в исследованиях ученых-методистов и искусствоведов: Е. А. Лшепкова, В. А. Барадулина, Н. И. Каплан, JI.M. Русаковой и др, в диссертационных исследованиях Т.Г. Бу-саргиной, Т. А. Крючковой, В. П. Федоровой и др. Использованию традиций национальной культуры, народного декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел различных регионов в процессе профессиональной подготовки будущих учителей посвящены диссертационные исследования Ш. М. Ар-салиева, Е. Г. Вакуленко, О. Ю. Евсеевой, J1.B. Ершовой, Л. Э. Лапшиной, П. Н. Магомедовой и др.

Анализ научных исследований показал, что художественная культура рассматривается как важное средство развития личности и существенный компонент профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. В то же время современные ученые уделяют недостаточно внимания ее исследованию, в том числе, средствами народного декоративно-прикладного искусства. Например, в средних педагогических учебных заведениях Курганской, Оренбургской и других областей недостаточно используется в процессе обучения народное декоративно-прикладное искусство своего региона. На основе изучения опыта работы средних педагогических учебных заведений, проведенного теоретического анализа были выявлены и сформулированы противоречия:

• между объективной потребностью общества в будущем учителе, обладающем художественной культурой, и недостаточной теоретико-методической разработанностью проблемы в педагогической науке;

• между духовным потенциалом, заложенным в произведениях народного декоративно-прикладного искусства, и недостаточным использованием его в формировании художественной культуры студентов.

В поисках возможности преодоления данных противоречий была сформулирована проблема исследования. Она заключается в новом теоретическом осмыслении и практическом отображении специфики формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость и актуальность рассматриваемой нами проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа».

В исследование введены два ограничения:

1. Изучение процесса формирования художественной культуры нами осуществлялось в экспериментальной группе у студентов 1 -3 курсов, обучающихся по специальности 0311 «Изобразительное искусство и черчение». Это ограничение связано со спецификой исследования, предполагающей изучение студентами спецдисциплин по народному декоративно-прикладному искусству.

2. Среди средств пластических искусств, необходимых для формирования художественной культуры у студентов педколледжа, нами выделено народное декоративно-прикладное искусство. Обращение к народному декоративно-прикладному искусству обусловлено его развивающим и воспитывающим потенциалом (JI.H. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и др.).

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия более эффективного формирования художественной культуры будущего учителя.

Объект исследования: формирование художественной культуры студентов.

Предмет исследования: народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов.

В ходе анализа философских, педагогических, культурологических отечественных и зарубежных источников, обобщения опыта работы педколледжей и педучилищ в соответствии с целью и предметом исследования была сформулирована гипотеза. Она основана на предположении, что народное декоративно-прикладное искусство является действенным средством формирования художественной культуры студентов. Этот процесс будет осуществляться более успешно, если:

• будут определены и научно обоснованы педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры;

• включен в содержание спецдисциплин по декоративно-прикладному искусству региональный компонент;

• использована система индивидуальных и коллективных форм творческой декоративно-прикладной деятельности студентов в учебной и внеучебной работе.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Уточнить понятие «художественная культура студентов педагогического коллледжа».

2. Определить и научно обосновать педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры.

3. Разработать модель формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа на основе народного декоративно-прикладного искусства.

4. Разработать и апробировать систему индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности студентов в учебном процессе и внеучебной работе.

Методологическую основу исследования составляют: принципы объективности, единства исторического и логического, теории и практики, конкретности истины, социально-исторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов, диалектики объективного и субъективноголично-стно-деятельностный подход, системный и аксиологический подходытеория культуры личности, деятельности.

Теоретическую основу составили исследования научных основ формирования личности будущего специалиста-учителя в процессе его профессиональной подготовки (Г.А. Бокарева, К. К. Платонов, В. А. Сластенин, К. Д. Ушинский, В. А. Черкасова и др.), методология и теория педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Г. В. Воробьев, В. И. Загвязинский, А .Я. Найн и др.), учение о деятельностном подходе к формированию личности (Б.Г. Ананьев, J1.C. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.), идеи творческой деятельности (В.Г. Рындак), культуры педагогической деятельности (Л.Б. Соколова), духовной культуры личности (Т.Г. Русакова), ориентации студентов на социально и личностно значимые ценности (А.В. Кирьянова), дополнительного образования (С.В. Сальцева, А.И. Щетинская), учета индивидуальных особенностей Ф. Ш. Терегулов, труды ведущих ученых-педагогов в области этнохудожествен-ного, эстетического развития личности, понимание народного искусства как части культуры, преемственности культурных традиций, взаимовлияния и взаимопроникновения культур разных народов (О.А. Абдуллин, В.А. Бараду-лин, Г. Н. Волков, B.C. Воронов, М. А. Некрасова, С. Б. Рождественская, С. Х. Раппопорт и др.), теоретические основы воспитания молодежи средствами искусства (Ю.Б. Алиев, А. В. Бакушинский, Л. С. Выготский, B.C. Кузин, А.А. Ме-ликПашаев, Б. М. Неменский, В. П. Симонов и др.).

База исследования: В исследовании участвовали 15 преподавателей и 98 студентов Курганского педагогического колледжа, Катайского и Куртамыш-ского педагогических училищ, 63 учителя изобразительного искусства Курганской области, 320 учащихся средних общеобразовательных учреждений №№ 17, 40, 41, 47, 54 г. Кургана. Формирующий эксперимент проводился в 19 982 001 гг. в Курганском педагогическом колледже.

Этапы исследования:

На первом, поисково-теоретическом этапе (1996;1998 гг.) проводились: анализ философской, психологической, педагогической, этнографической, искусствоведческой литературы по проблеме исследованияизучение и анализ документации: образовательных стандартов, учебных планов, программизучение опыта использования народного декоративно-прикладного искусства Курганской области в школах и в средних профессиональных учебных заведениях. На данном этапе были уточнены методические и теоретические основы исследования, определены цель, объект и предмет исследования, сформулированы гипотеза, задачи и пути их решения, проведен констатирующий эксперимент и начат формирующий, осуществлены математическая и графическая обработка полученных данных.

На данном этапе применялись следующие методы: анализ теоретических источников, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспериментальная оценка, эксперимент.

На втором этапе, опытно-экспериментальном (1998;2000 гг.), уточнялась теоретическая и методологическая база для разработки модели формирования художественной культуры на основе народного декоративно-пркладного искусства, выявлялись условия реализации модели, продолжался формирующий эксперимент.

Основным методом данного этапа был педагогический эксперимент, наряду с которым использовались другие методы педагогического исследования: тестирование, анкетирование, беседа, изучение статистической информации.

На третьем этапе, заключительно-оценочном (2000;2001 гг.), проводился контрольный эксперимент, в ходе которого осуществлялся анализ, систематизация, математическая обработка и теоретическое обобщение материалов опытно-экспериментальной работы, оформлялось диссертационное исследование. Основными методами на третьем этапе были анализ экспериментальных данных, их сравнение и интерпретация.

Научная новизна исследования:

1. Уточнено понятие «художественная культура студентов педагогического колледжа».

2. Сформулированы и научно обоснованы педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры.

3. Разработана модель формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа на основе народного декоративно-прикладного искусства.

4. Выявлены и научно обоснованы условия формирования художественной культуры студентов в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства.

Теоретическое значение выполненной работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в теорию формирования художественной культуры студентов, в разработку концептуальных основ взаимосвязи народного декоративно-прикладного искусства и процесса формирования художественной культуры воспитанника.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором программы спецкурса «Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья и факультатива «Художественная обработка лозы и бересты» позволяют повысить качество профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического колледжасоздана творческая лаборатория при колледже для апробации новых технологий обучения студентов, школьников по народному декоративно-прикладному искусствуразработанные пособия, рекомендации, указания, которые используются в практике работы преподавателей педагогического колледжа (педучилищ), педагогов общеобразовательных учреждений, на курсах повышения квалификации учителей. Программы спецкурса и факультатива могут быть использованы при разработке учебных программ, методических пособий по освоению традиционных художественных промыслов Урала, а также других регионов России.

Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов диссертационной работы обеспечиваются: методологической основой выполненного исследованияприменением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованияцеленаправленной экспериментальной работой, в ходе которой поэтапно проверялась эффективность разработанной моделирепрезентативностью полученных экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уточненное понятие «художественная культура студентов педколлед-жа», которое понимается нами, как интегративное качество личности, включающее художественные способности, эстетические знания, практические умения, необходимые в педагогической деятельности.

2. Народное декоративно-прикладное искусство выступает как средство формирования художественной культуры студентов, так как оно: а) расширяет художественный кругозор личностиб) актуализирует художественные потребности личностив) активизирует художественно-декоративную деятельностьг) вызывает интерес и уважение к народным традициям.

3. Разработанная модель, включающая целевой, содержательный, органи-зационно-деятельностный и оценочный компоненты, позволяет осуществлять формирование художественной культуры студентов средних педагогических учебных заведений на основе народного декоративно-прикладного искусства.

4. Педагогические условия — разработка и научное обоснование педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусствавведение в содержание спецдисциплин по декоративно-прикладному искусству регионального компонентаиспользование системы индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности в учебном процессе и вне-учебной работе — способствуют более эффективному формированию художественной культуры студентов педколледжа.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные идеи и результаты исследования были изложены на научно-практическом семинаре-мастерской академика Б. М. Неменского «Единство пластических искусств и проблема интеграции в художественном образовании» (г. Москва, 1998), на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики» (г. Тобольск, 1998), на областной научно-практической конференции ССУЗов «Роль педагогических коллективов в повышении качества профессиональной подготовки будущих педагогических кадров через обновление содержания образования» (г. Шадринск, 1998), на Российской конференции «Педагогический мониторинг образовательного процесса» (г. Шадринск, 2000), на научно-практической конференции ССУЗов «Среднее педагогическое образование области: состояние, проблемы, перспективы развития» (г. Курган, 2000) — на областной конференции ССУЗов «Развитие среднего профессионального педагогического образования в обеспечении процесса гуманизации областной образовательной системы» (г. Курган, 2001) — на научно-практической конференции «Концепция и перспективы развития народного творчества на современном этапе в регионе» (г. Курган, 2001) — на региональной научно-практической конференции «Локальные традиции народной культуры в конце XX века» (г. Курган, 2002) — на научно-практической конференции КГУ «Проблемы сохранения и развития народных традиций Зауралья» (г. Курган, 2002).

Результаты исследования внедрены в практику работы Курганского педагогического колледжа, использовались на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства общеобразовательных учреждений области, а также обсуждались на заседаниях областной эстетической предметно-цикловой комиссии ССУзов Курганской области.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (298 источников, из них на иностранном языке — 16), 14 рисунков, 19 таблиц, 3 приложений.

Проведенное исследование носит теоретико-прикладной характер и на правлено на решение одной из актуальных проблем среднего профессионально го образования — формирование художественной культуры студентов педагоги ческого колледжа. В условиях реализации требований Базисного учебного пла на и введения национально-региональных компонентов в Государственные об разовательные стандарты среднего профессионального образования значитель, но повышается роль изучения специальных дисциплин, курсов изобразитель ной направленности. Особое место в их системе занимают народные декора тивно-прикладные искусства. Осуществленный анализ философских, культурологических, психологиче ских и педагогических источников позволил разработать концептуальные осно вы исследования. В процессе анализа имеющихся в научных исследованиях дефиниций было уточнено понятие «художественная культура». В теории вос питания толкование термина культура многозначно. Несмотря на различные точки зрения в трактовке понятия культура, позиции многих ученых совпадают в том, что культура создана человеком, существует для человека, для его разви тия и самовыражения. Исследователи выделяют в качестве одной из подсистем культуры худо жественную, под которой в нашем исследовании понимается творческая дея тельность, в процессе которой человек художественно осваивает действитель ность и создает определенные ценности в конкретном виде искусства. По мне нию большинства ученых, основой художественной культуры является народ ное искусство, составная часть которого — народное декоративно-прикладное искусство. В процессе изучения исторических и актуальных основ проблемы был раскрыт механизм развития народного декоративно-прикладное искусство. Исторически его развитие осуществляется посредством: семейных традицийспециальных организованных форм обучения ремеслам прикладного искусстваобучения народным искусствам в ходе профессиональной подготовки в про фессиональных учреждениях, в средних и высших педагогических учебных заведениях. Развитие декоративно-прикладного искусства детерминировано влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов. В связи с этим существует регионализация народного декоративно прикладного искусства, в частности, выделяют декоративно-прикладное искус ство Урала и его составной части — Зауралья. В исследовании выявлены тен денции и особенности развития народного декоративно-прикладного искусства Курганской области. Распространение различных видов народного декоративно-прикладного искусства в Курганской области и достаточно высокий уровень их развития создают возможности для их использования в образовательном процессе. Про веденный анализ источников, изучение опыта работы средних профессиональ ных учебных заведений, использование метода деструктивной отнесенной оценки позволили определить педагогические возможности народного декора тивно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры студентов педколледжа: расширение художественного кругозора личностиактуализация художественных потребностей личностиактивизация художественно-декоративной деятельностиразвитие интереса и уважения к народным традициямсохранение и развитие народного декоративно прикладного искусства в регионе. В ходе исследования было осуществлено моделирование процесса форми рования художественной культуры студентов педколледжа на основе народно го декоративно-прикладного искусства. В составленной модели формирование представлено как целостный взаимосвязанный, взаимообусловленный процесс, имеющий 4-х компонентную структуру. При разработке модели выделены в со ответствии с логикой исследования компоненты: целевой, содержательный, ор ганизационно-деятельностный, оценочный. Процесс формирования осуществ ляется в процессе педагогической деятельности преподавателями через раз личные организационные формы и методы. На основе проведенного теоретического анализа, изучения опыта, резуль татов констатации исследуемого феномена были определены условия, необходимые для реализации разработанной модели. К ним были отнесены: введение регионального компонента в учебные программы спецдисциплин, спецкурса по народному декоративно-прикладному искусству Зауральяопределение педаго гических возможностей народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культурыорганизация и использова ние системы индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности студентов в учебном процессе и внеучебной работе. В процессе констатирующего эксперимента на основе специально разрабо танных инструментов, проведения педагогической экспертизы и других мето дов в соответствии с разработанными критериями были определены уровни сформированности художественной культуры студентов средних педагогиче ских учебных заведений. Исследование выявило, с одной стороны — выражен ный интерес к народному декоративно-прикладному искусству у большинства обследуемых (72%), с другой — невысокий уровень информированности о нём, недостаточное владение декоративно-прикладными умениями и, следователь но, низкий уровень художественной активности. Осуществленный факторный анализ позволил определить приоритетное влияние учебных факторов в фор мировании художественной культуры студентов: преподавание спецдисциплин по декоративно-прикладному искусствупроведение спецкурсовспецсемина ровфакультативовпедагогической практики. В целом по результатам конста тирующего эксперимента основная часть студентов (56,0%) имела средний уровень сформированности художественной культурыостальные — низкий (36,0%) и высокий — 8,0%.Формирующий эксперимент проходил в естественных условиях Курган ского педагогического колледжа с 1998 по 2001гг. Он был направлен на апро бацию модели и реализацию условий ее функционирования, ее дальнейшую конкретизацию и доведение до уровня прикладного использования. В целом повысился высокий уровень сформированности художественной культуры студентов в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства от 8% до 64%.Таким образом, полученные количественные экспериментальные данные подтверждают, что определение и реализация педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства, введение регионального ком понента в спецпредметы декоративно-прикладного искусства, использование системы индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной дея тельности в учебном процессе и внеучебной работе обеспечивают повышение уровня художественной культуры студентов педагогического колледжа. Результаты проведенного исследования в основном подтвердили выдвину тую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Выполненное исследование носит теоретико-прикладной характер и на правлено на решение одной из актуальных проблем среднего профессионально го образования — формирование художественной культуры студентов педагоги ческого колледжа.2. Осуществленный теоретический анализ проблемы, результаты опытно экспериментальной работы показывают, что народное декоративно-прикладное искусство является эффективным средством формирования художественной культуры, так как оно расширяет художественный кругозор, актуализирует их художественные потребности, активизирует художественную деятельность студентов педагогического колледжа, воспитывает интерес и уважение к на родным традициям.3. Разработанная в ходе опытно-экспериментальной работы модель вклю чает целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочный компоненты. Она позволяет конструировать процесс формирования художест венной культуры студентов педагогического колледжа на основе народного де коративно-прикладного искусства как целостный. Сформированность художе ственной культуры определяется с помощью критериев: мотивационного, ин формационного, деятельностного и результативного.4. Исследование показало, что процесс формирования осуществляется бо лее эффективно при реализации определенных педагогических условий: опре делении и реализации педагогических возможностей народного декоративноприкладного искусствавведении в содержание спецдисциплин по декоратив но-прикладному искусству регионального компонентаиспользовании системы индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности в учебном процессе и внеучебной работе. Вместе с тем разработанная модель формирования художественной куль туры студентов педколледжа, выявленные педагогические условия её реализа ции открывают возможность для продолжения исследований по рассмотренной проблеме. Дальнейшими направлениями научной работы, связанными с темой нашего исследования, могут быть такие: формирование способностей студен тов педагогического колледжа средствами традиционной этнохудожественнои культуры Зауральяинтеграция видов народного искусства Курганской области с устным и музыкальным фольклором на основе этнопедагогических традиций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Обеспечение художественно-культурного, учебно-воспитательного процесса педколледжа.
  2. Использование и совершенствование педагогических технологий в обучении и воспитании, организация культурных мероприятий.
  3. Овладение студентами основами художественных знаний, формирование ценностного отношения к народной культуре.
  4. Осуществление практических умений и навыков художественной обработки материалов.
  5. Учитель должен обладать развитым эстетически-художественным вкусом.
  6. Иметь понятия о мерах красоты, о красоте и естественности, о прелести обыденного, о красоте простоты, гармонии форм, линий, объема, цветовых сочетаний и т. д.
  7. Уметь оценивать окружающую жизнь и произведения изобразительного искусства с точки зрения законов красоты.
  8. Смотреть на мир глазами художника.
  9. Воспринимать искусство как искусство, а не как наглядное пособие.
  10. Не подходить к разным художественным явлениям с одинаковыми требованиями и критериями.
  11. Понимать и общаться с подлинным искусством, иметь высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений.
  12. Приобщаться к огромному духовному и эстетическому опыту человечества, приобретать богатый опыт человеческих чувств и отношений.
  13. Учитель как творческая, художественно развитая личность.
  14. Изучая историю изобразительного искусства, осваивать историю развития отношения человека к миру, основные направления, художественные теу. чения, национальные и традиционные школы художественного творчества разных стран и эпох.
  15. Учитель искусства личность.
  16. Личность творчески одаренная, находящаяся в постоянном поиске и делающая открытия для учащихся и для себя.
  17. Учитель искусства мастер широкого охвата искусств. Он не имеет права быть узким «мастеровым». Его культурный и художественно-творческий кругозор должен быть шире и выше.
  18. Составление программы опытно-экспериментальной работы и плана ее реализации.
  19. Организация педагогического наблюдения за формированием художественной культуры студентов.
  20. Разработка инструментов социолого-педагогического исследования.
  21. Констатация уровня развития художественной культуры, эффективности форм и методов.
  22. Обработка полученной информации методами математической статистики.
  23. Проведение формирующего эксперимента.
Заполнить форму текущей работой