Формирование профессиональных коммуникативных умений у курсантов военно-технических вузов
На первом этапе — диагностико-поисковом (1997;1998гг) — изучались и анализировались теоретические груды отечественных и зарубежных ученых — философов, психологов, педагогов, а также диссертационные исследования по вопросам профессиональной подготовки специалистов, роли общения в профессиональном становлении специалистарассматривались концептуальные подходы к этой проблеме, осуществлялось… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАГШНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У КУРСАНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Состояние проблемы формирования коммуникативных умений у курсантов военно-технического вуза
- 1. 2. Педагогические условия формирования профессиональных коммуникативных умений у курсантов
- 1. 2. 1. Контекстно-диалоговый подход
- 1. 2. 2. Система компонентов общепрофессиональной подготовки курсантов при формировании профессиональных коммуникативных умений
- 1. 2. 3. Использование игровых методов обучения в профессиональной подготовке будущих военных инженеров
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У КУРСАНТОВ 2.1 Критерии и уровни сформированности профессиональных коммуникативных умений у курсантов.
2.2 Цели и задачи опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональных коммуникативных умений у курсантов.
2.3 Реализация системы педагогических условий формирования профессиональных коммуникативных умений у курсантов.
2.4 Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.¡-
Формирование профессиональных коммуникативных умений у курсантов военно-технических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс подготовки офицеров, обладающих творческой активностью, профессиональной компетентностью, способных оказывать эффективное влияние на подчиненных, сознательно и надежно действовать в обычных и экстремальных ситуациях военной службы, является сложным процессом подготовки профессионала. При выполнении своих профессиональных обязанностей военный инженер включен в различные виды деятельности", командную, инженерную, исследовательскую, воспитательною и др. Для успешного выполнения профессиональных обязанностей военный инженер опирается не только на командно-административные методы работы, но и на творческие потенциальные возможности подчиненных. Решать эти задачи приходится в условиях социально-экономического и духовного кризиса в обществе. Это вызывает необходимость серьезной психолого-педагогической подготовки офицерских кадров. Разработка теоретических проблем подготовки офицеров обусловлена принципами гуманизации воинской деятельности и гуманитаризации военного образования.
Исходя из специфики военной деятельности, будущий офицер готовится к субординационному взаимодействию. Офицер не может быть ни руководителем, ни подчиненным без достаточного уровня развития как умения управлять собой и другими, так и без умения профессионального общения.
Совершенствование процесса подготовки военных кадров требует создания условий для овладения умением профессионального общения. Для этого необходимо разрабатывать такие учебно-воспитательные системы, которые позволяют каждому курсанту, исходя из особенностей личности и собственного опыта на основе самопознания, умения управлять собой, «входить в роль» руководителя и развивать тем самым умение профессионального общения.
В последние годы значительно вырос интерес к проблеме общения, исследованием которой занимается как современная психология, так и педагогика. В научной литературе существуют различные определения понятия «общение» с позиций личностного подхода (Г.М. Андреева, М. С. Каган, А. Н. Леон тьев. Б. Ф. Ломов М.Л. Лисина. А. У. Хараш и др.).
Представляет интерес исследование проблемы общения с точки зрения формирования личности будущего специалиста, формирования его коммуникативных умений. Процесс формирования профессиональных коммуникативных умений — интенсивно исследуемая проблема в отечественной педагогике. Этому посвящены работы Н. К. Ващекина, P.A. Максимовой. Б. А. Родионова. Ю. Л. Ханина и др.
Профессиональные коммуникативные умения имеют свои специфические особенности: специальная направленность информации, использование специальной лексики, научной терминологии, лаконизм, логичность, последовательное гь изложения мысли игл.
В основе развития профессиональных коммуникативных умений лежит творческое развитие личности, ее индивидуальных качеств в конкретном социальном контексте. Психологами и педагогами установлено, что развитие творческих способностей обучающихся возможно при организации такого обучения, которое направлено на развитие их активности и самостоятельности.
За последние годы педагогика высшей школы обогатилась новым содержанием: проводятся исследования, связанные с активизацией человеческих возможностей, с развитием творческого потенциала обучающихся. Повышение эффективности вузовского обучения — это создание таких педагогических условий, в которых обучающийся имеет активную жизненную позицию и раскрывается как субъект учебной деятельности. Речь идет об уровне и содержании активности обучающихся при помощи тех или иных форм и методов обучения.
При профессиональной подготовке будущих специалистов, в частности военных специалистов, необходимо организовывать такое обучение, в котором бы просматривался контекст профессионального будущего. Это наполняет учебно-познавательную деятельность обучающегося личностным смыслом. Контекстный подход описан в работах Г. М. Андреевой, М М. Бахтина, A.A. Вербицкого, Л. С. Выготского, А. Л. Лурия, С Л. Рубинштейна.
В научной литературе рассматривается идея диалогической направленности учебной деятельности. Концепция общения и творчества как диалога заложена исследованиями М. М. Бахтина, B.C. Библера, Л. С. Выготского, И. Ла-котоса, Ю. М. Лотмана и др. Диалоговое обучение в небольшой группе (5−6 человек) позволяет более четко сформировать понятия, законы, овладеть технологией мыслительной деятельности. Основы групповой формы обучения представлены в работах М. Д. Виноградовой, Т. Е. Конниковой, Х.Й. Лий-метса, В. Я. Ляудис и др.
Овладение будущим военным специалистом механизмом профессионального общения возможно при использовании активных методов обучения. Основной их характеристикой является моделирование на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Основы активного обучения рассматривались в работах Д. Дьюи, ТВ. Кудрявцева, А. М. Матюшкина, М. М. Махмутова, И. Я. Лернера, В. Оконя и др.
Развитию профессиональных коммуникативных умений у курсантов способствует эффективное использование учебного и педагогического сотрудничества. Основные формы и содержание учебного и педагогического сотрудничества сформулированы Л. С. Выготским и Г. А. Цукерман.
Педагогическое сотрудничество между обучающимися и педагогом и учебное сотрудничество между самими обучающимися положительно влияет как на формирование отдельных качеств личности, так и на коллектив обучаемых в целом.
Для успешного осуществления профессионального общения в контексте будущей профессиональной деятельности курсанту необходимо овладеть знаниями по общепрофессиональной и инженерно-специальной подготовке, а также развивать социально-психологические качества: интеллектуальные способности, коммуникативные и организаторские умения. Важное место занимает развитие у обучающегося умений речевого общения, владение инженерной терминологией, правильность и культура речи, ее краткость, точное передача информации «своими словами» партнеру по общению.
Анализ нормативных документов, определяющих содержание образования в военном вузе, показал, что в них не ставится специально задача формирования умений профессионального общения у будущих военных специалис 1 ов. Этот вывод подтверждается ответами курсантов при анкетировании: 69°о от 111 опрошенных курсантов не представляют себя в роли командира, в роли организатора и воспитателя личного состава. Анализ отзывов на выпускников военного автомобильного института свидетельствует о том, что качество подготовки выпускников снижается как на уровне инженерной подготовки, так и на уровне формирования социально-психологических качеств, в состав которых входит коммуникативность и компетентность.
На основании изучения опыта работы высшей школы, анализа научной психологической и педагогической литературы, собственного педагогического опыта была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между возрастающей потребностью общества в совершенствовании профессиональной подготовки будущих военных инженеров, владеющих профессиональными коммуникативными умениями, и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы формирования профессиональных коммуникативных умений в период подготовки специалистов в военном техническом вузе.
В свою очередь, это противоречие обусловлено несоответствиями между:
• необходимостью формирования творческой личности будущего военного специалиста, владеющего профессиональными коммуникативными умениями, в новых социально-экономических и политических условиях и излишней централизацией учебно-воспитательного процесса, когда преобладает формально-обезличенные виды общения;
• потребностью внедрения эффективных педагогических условий по формированию профессиональных коммуникативных умений у курсантов при обучении в военно-техническом вузе и недостаточной их разработанностью;
• повышением роли профессионального общения в процессе выполнения военным специалистом своих профессиональных обязанностей и недостаточным угювнем психолого-педагогической подготовки специалистов;
• гумашкличеекой направленностью обучения и воспитания, необходимостью перехода к активным проблемно-эвристическим, диалоговым формам и методам обучения в вузе и отсутствием практических рекомендаций по их реализации.
Недостаточная разработанность данной проблемы, ее практическое значение послужили основанием для выбора темы исследования: «Формирование профессиональных коммуникативных умений у курсантов военно-технических вузов-«.
Цель исследования — выявление педагогических условий, способствующих формированию у курсантов профессиональных коммуникативных умений. обеспечивающих более эффективную подготовку к профессиональной деятельности.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс военно-технического вуза.
Предмет исследования — педагогические условия формирования профессиональных коммуникативных умений у курсантов при изучении общепрофессиональных дисциплин.
Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональных коммуникативных умений у курсантов будет более успешным, если будут выполнены следующие педагогические условия:
• теоретической основой формирования профессиональных коммуникативных умений у курсантов выступит контекстно-диалоговый подход: реализована специально разработанная система общепрофессиональной подготовки, особенностью которой является интеграция информационного, учебно-познавательного, учебно-творческого и учебно-организационного компонента;
• применены игровые методы обучения на основе делового сотрудничества в процессе самоподготовки курсантов.
Согласно цели" и гипотезы исследования определены следующие задачи
1. Выявить состояние проблемы формирования профессиональных коммуникативных умений в процессе общепрофессиональной подготовки курсантов.
2. Раскрыть содержание понятия «профессиональные коммуникативные умения военного инженера» и охарактеризовать их структуру.
3. Разработать систему педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональных коммуникативных умений в процессе общепрофессиональной подготовки курсантов.
4. Разработать уровни и критерии сформированное&tradeпрофессиональных коммуникативных умений у курсантов.
5. В ходе опытно-экспериментальной работы определить эффективность реализации выделенных педагогических условий в их совокупности.
6. Разработать и внедрить в практику научно-методические рекомендации по формированию профессиональных коммуникативных умений у курсантов с целью совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих военных инженеров.
Общей теоретико-методологической основой исследования являются философские положения о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее становления, развитиядиалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийположения о творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе деятельности как способа реализации в труде и общении.
Исследование опирается на следующие теории: системного подхода (В.Г. Афанасьев, Б. С. Гершунский, Т. А. Ильина, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина. Л. фон Берталанфи и др.) — концепцию контекстного обучения (Г.М. Андреева, A.A. Вербицкий, Л. С. Выготский и др.): психолого-педагогическую теорию. деятельности (П.Я. Гальперин. А. Н. Леонтьев. С. Л. Рубинштейн. Н. Ф. Талызина и др.) — социокультурную концепцию общения и творчества как диалога (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Г. Я. Буш, И. Лакотос, Ю. М. Лотман и др.) — теорию педагогического общения (М.С. Каган. В.А. Кан-Калик, A.A. Леонтьев. Б. Ф. Ломов и др.) — теорию педагогической технологии (В.П. Беспалько. A.C. Белкин, B.C. Леднев и др.). теорию и методику педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.).
Значительное влияние на наше исследование оказали труды ученых, в которых установлены соотношения между обучением, знанием и мышлением учащихся (К.А. Альбуханова — Славская, H.H. Тулькибаева, A.B. Усова, Л. М. Фридман и др.) — работы, в которых рассматривается личностнопрофессиональное развитие человека (В.В. Давыдов, Э. Ф. Зеер. В. П. Зинченко, K.M. Левитан. СЛ. Рубинштейн).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация научных положений по теме исследования, сравнительный анализ учебно-методических материалов по профессиональному обучению в высших учебных заведениях, обобщение эффективного опыта педагогов.
Нами применялись прогностические (экспертная оценка, самооценка) — диагностические (интервьюирование, тестирование, беседы) — обсервационные (прямое и косвенное наблюдение, длительное фиксирование результатов деятельности курсантов) методы, а также методы математической статистики.
Констатирующий этап эксперимента позволил определить состояние сформированности у курсантов профессиональных коммуникативных умений. Формирующий этап эксперимента проводился с целью проверки эффективности выделенных нами педагогических условий формирования профессиональных коммуникативных у курсантов.
Организация, база и этапы исследования
Исследование проводилось с 1997 по 2000 год на базе Челябинского военного автомобильного института и осуществлялось в несколько этапов. Всего в эксперименте принимали участие 260 курсантов в различные годы обучения.
Наше исследование, согласно общему замыслу и логике, предусматривало три этапа:
На первом этапе — диагностико-поисковом (1997;1998гг) — изучались и анализировались теоретические груды отечественных и зарубежных ученых — философов, психологов, педагогов, а также диссертационные исследования по вопросам профессиональной подготовки специалистов, роли общения в профессиональном становлении специалистарассматривались концептуальные подходы к этой проблеме, осуществлялось теоретическое обоснование решения проблемы и выявлялись педагогические условия по формированию профессиональных коммуникативных умений: разрабатывалось терминологическое поле проблемыосуществлялся анализ служебных отзывов на выпускников военного автомобильного института после первого года службы. С целью выяснения состояния проблемы изучалась практика работы кафедр теоретической механики, ремонта и эксплуатации автомобильной техники Челябинского военного автомобильного института: сформулирована рабочая гипотеза и проведен констатирующий эксперимент. На данном этапе использовались методы: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, анализ учебных программ высшей военной школы, а также наблюдение, анкетирование, анализ продуктов учебной и творческой деятельности курсантов, педагогический эксперимент.
На втором этапе — поисково-экспериментальном (1998;!999гг) -осуществлялся поиск новых концептуальных подходов к исследованию проблемы профессиональной подготовки будущего военного инженера. Разрабатывалась система формирования профессиональных коммуникативных умений у курсантов, проверялась эффективность педагогических условий развития профессиональных коммуникативных умений у курсантов. Экспериментальная работа на данном этапе включала в себя анализ и корректировку процесса подготовки курсантов к предстоящей профессиональной деятельности с учетом формирования профессиональных коммуникативных умений, проверку и уточнение научно-методических выводов, полученных в ходе эксперимента, оценку его итогов, наблюдение за реальной учебной деятельностью участников учебного процесса. Ведущими методами стали педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности курсантов и методы математической статистики.
На третьем этапе — обобщающем (1999;2000гг) — осуществлялся анализ, систематизация, обработка и описание полученных результатов по формированию профессиональных коммуникативных умений у курсантовпроводилась работа по внедрению результатов исследовании в практику работы высшей военной школы. Ведущими методами стали: анализ, обобщение результатов исследования, методы математической статистики.
На защиту выносятся положения:
1. Содержание и структура профессиональных коммуникативных умений военного инженера.
2. Педагогические условия формирования профессиональных коммуникативных умений в рамках общепрофессиональной подготовки будущих военных инженеров:
• теоретической основой формирования профессиональных коммуникативных умений является контекстно-диалоговый подход;
• реализация специально разработанной системы общепрофессиональной подготовки, особенностью которой является интеграция информационного, учебно-познавагельного, учебно-творческого и учебно-организационного компонуй га;
• применение игровых методов обучения на основе делового сотрудничества в процессе самоподготовки курсантов.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• уточнено понятие «профессиональные коммуникативные умения в о е н н о г о и н же не ра «:
• определено содержание процесса формирования профессиональных коммуникативных умений с целыо повышения эффективности профессиональной деятельности военного специалиста.
Научная новизна исследования заключается в:
• уточнении содержания и определении структуры профессиональных коммуникативных умений военного инженера;
• выявлении педагогических условий формирования профессиональных коммуникативных умений у курсантов.
Практическая значимость исследования состоит в том. что:
• разработаны игровые методы обучения в процессе самоподготовки курсантов;
• разработаны методические рекомендации ддя курсантов при выполнении различных видов самостоятельных работ по общепрофессиональной подготовке:
Обоснование и достоверность исследования определяется анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием комплекса методов, которые соответствуют цели исследованиярепрезентативностью полученных экспериментальных данных: систематической проверкой на различных этапах экспериментальной работы полученных данных, их качественным и количественным анализом: подтверждением гипотезы настоящего исследования его результатами с помощью методов математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись.
• на республиканских, межвузовских областных научно-практических конференциях (г. Челябинск. 1999;2000), итоговых внутривузовских научно-практических конференциях Челябинского государственного педагогического университета (1999;2000). Челябинского автомобильного института (19 972 000), Челябинского танкового института (2000). и Челябинского государственного юридического института (2000);
• посредством выступлений на заседаниях кафедры ремонта автомобильной техники Челябинского автомобильного института:
• в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя кафедры ремонта автомобильной техники Челябинского автомобильного института;
• путем публикации результатов исследования.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
1. Кнорозов Б. В., Усова Л. Ф., Третьяков A.B. Технология металлов и материаловедение,-М.: Металлургия, 1987,-С.87−88, 105−106.
2. Закрепить и расширить знания, полученные на занятиях.
3. Получить практические навыки при решении профессиональных задач.
4. Научить курсантов пользоваться справочной литературой и грамотно излагать ответы на поставленные вопросы.
5. Корректировка заданий для самостоятельных работ, нахождение наилучших способов их построения.
6. Совершенствование умений курсантов использовать полученные знания в практике профессионального общения.
7. Приобретение курсантами опыта участия во внеаудиторных мероприятиях, способствующих развитию интереса к будущей профессиональной деятельности, опосредованной ПКУ.
8. Закрепление теоретического материала по теме семинара.
9. Активизация творческого мышления.
10. Анализ коммуникативных действий играющих: развитие способностей взаимодействовать с людьми при смене межличностных отношений.
11. Создание условий для реализации информационной, интерактивной функций общения. При этом формируются новые знания, корректируется коммуникативное поведение. Организационнометодические указания по подготовке к игровомутехническому семинару
12. Семинар проводится с одной учебной группой под руководством двух преподавателей.
13. Курсанты за две недели до семинара делились на три подгруппы таким образом, чтобы в каждой были арбитр, докладчик и оппонент.
14. За неделю до проведения семинара преподаватель с курсантами разбирает принцип организации и проведения семинара, уточняет состав команд и ихкапитанов, отвечает на вопросы курсантов, рекомендует литературу для самоподготовки, уточняет детали игры.
15. Игра начинается с жеребьевки.• первая жеребьевка: разыгрываются функции команд (участвуют трикапитана):• вторая жеребьевка: разыгрываются вопросы по теме семинара (участвует один капитан команды-докладчика);
16. Ком анда-до кладчик должна грамотно ответить на четыре вопроса, три из которых основные, выпавшие по жребию, а один оригинальный, дополнительный вопрос, который команда-оппонент подготовила заранее.
17. Команда-оппонент должна дать мотивированную рецензию на ответы докладчика. Если команда-докладчик не сумеет правильно и полно ответить на вопрос оппонента, то команда-оппонент должна сама дать ответ на вопрос.
18. По окончании первого периода игры команды меняются местами по определенной схеме (приложение 1).