Профильное обучение.
Педагогика
![Реферат: Профильное обучение. Педагогика](https://westud.ru/work/6442920/cover.png)
Сегодня жизнь требует от обычного человека усвоения сравнительно небольших по объему, но высококачественных и продуктивных знаний, реально применимых для решения конкретных задач. На смену «безразмерному» образованию в советской школе пришел холодноватый прагматизм рынка, и он уже начинает диктовать нам свои законы. Последний бастион — сохранение базиса общих знаний, составляющих основу… Читать ещё >
Профильное обучение. Педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сегодня жизнь требует от обычного человека усвоения сравнительно небольших по объему, но высококачественных и продуктивных знаний, реально применимых для решения конкретных задач. На смену «безразмерному» образованию в советской школе пришел холодноватый прагматизм рынка, и он уже начинает диктовать нам свои законы. Последний бастион — сохранение базиса общих знаний, составляющих основу всестороннего и гармонического развития личности. Однако если такое развитие не может гарантировать человеку достаточного уровня специальной подготовки, необходимой для качественного решения возникающих проблем, то оно должно быть отвергнуто как нежизнеспособное и уступить свое место узкоориентированному профильному обучению. Последнее тоже не панацея: его приземленность, узость, прагматизм иногда хуже всесторонности. Но из двух зол, как известно, выбирают меньшее, и мир склоняется к прагматическому решению.
Как совместить два, казалось бы, несовместимых подхода — узкопрагматический и высокогуманистический? Решение вопроса следует искать в сочетании всеобщего и гармонического развития в младшей и основной школе с профильной подготовкой в старшей школе. Здесь во весь рост встает старый и в немалой степени дискуссионный вопрос о фуркации и дифференциации. Цель — на основе всестороннего и гармонического развития создать условия для самореализации каждого ученика — невозможно достичь без дифференцированного профильного обучения. Практически это означает предоставление возможностей школьнику развивать свои способности, дарования, осуществлять самореализацию своих планов и намерений, жизненных целей и ориентаций. Достичь этого можно, только предоставляя самому ученику выбирать собственный вариант, личный профиль школьного обучения. При таком подходе школа остается единой в своей основе, но в итоге выходит на узкоориентированное дифференцированное обучение, осуществляемое хотя и по одной схеме, но на разном содержании и неодинаковых уровнях. Технология продуктивного обучения позволяет качественно сочетать всестороннее и гармоническое развитие с профильной подготовкой.
Мировая педагогика выработала три основные модели дифференцированного обучения: уровневую, предметную и смешанную.
Уровневая дифференциация осуществляется по способностям, учебным возможностям, некоторым другим качествам учеников. Дифференцируются преимущественно объемы и глубина усвоения знаний, умений при сохранении общего перечня изучаемых предметов. Предметы, направления подготовки не выбираются. Каждый ученик овладевает заданным содержанием на уровне своих возможностей и потребностей. Например, математика может изучаться на одном из 10 возможных уровней.
Предметная дифференциация предполагает выбор предметов в связи с личными потребностями, склонностями и пожеланиями, а также жизненными планами, будущей профессиональной деятельностью.
Смешанная (предметно-уровневая) дифференциация предполагает свободный выбор предметов изучения и уровней (объемов) овладения ими в связи с личными намерениями, возможностями и ориентациями.
Профильная дифференциация основывается на предметноуровневой и предполагает сужение предмета усвоения до объема и уровня, определяемых самим учеником. Он как бы выстраивает собственный профиль школьной подготовки, который в большинстве стран мира завершается получением первой профессии.
Профильное обучение используется в большинстве развитых стран. Например, американская школа предлагает своим ученикам до 400−500 предметов для изучения на различных уровнях. Каждый волен решать, сколько и чего он хочет выучить. Обязательных предметов всего три: физкультура, родной язык, обществоведение. Для обеспечения возможностей самореализации каждого ученика школы создают надлежащие условия: потребляют большой бюджет, привлекают квалифицированных учителей по всем избранным учениками предметам и направлениям, разрабатывают и печатают свои учебники и т. д.
Российская школа имеет славные традиции дифференцированного обучения. Фуркация (от лат. furco — разделяю), начавшаяся в школе в 1930;е гг., предполагала разделение учеников уже с пятого класса на отделения (направления подготовки): физико-техническое, химико-техническое, естественно-агрономическое и гуманитарное, благодаря чему создавались возможности углубленной подготовки для вузов наиболее одаренных в определенной области школьников. Когда задача подготовки грамотных командиров производства была в основном решена, фуркация пошла на убыль. В 1960;е гг. в школы пришла уровневая дифференциация, которая осуществляется по сей день. Основная цель — заставить каждого ученика работать в полную силу на том уровне, который он занимает благодаря своей подготовленности, своим притязаниям. Из класса никто не выходит, не сделав полного объема посильного для него дела.
К профильно-уровневой дифференциации в полном объеме и на основе современных требований мы только приступаем. Осуществляется углубленное изучение отдельных предметов, начато изучение курсов по выбору, расширена тематика факультативов, вводится частичная уровневая дифференциация. Профильность обучения осуществляется с учетом потребностей учеников, кадровых возможностей, материальной базы школ, социокультурной и производственной среды, перспектив получения дальнейшего образования. В зависимости от условий работы конкретных школ профильность обучения реализуется как в пределах всего учебного заведения, так и в отдельных классах или даже группах школьников. Здесь многое зависит от возможностей школы, а, как известно, в однокомплектных небольших сельских школах эти возможности скромные.
Развитие профильного обучения неизбежно будет подталкиваться тем, что в каждом направлении существуют десятки профессий, требующих специальных знаний. Например, общее гуманитарное направление для будущего историка, журналиста, философа или филолога уже мало что дает. Ученик, который готовится к самореализации в избранной области, захочет получить максимум знаний именно из этой области. Школе придется идти за его запросами и уже в пределах общих направлений выстраивать узкие профили. Чаще всего такие профили будут создаваться на стыках дисциплин. К какому направлению можно отнести, скажем, модные теперь экономические профессии — гуманитарному, физико-математическому? Их уже выносят в самостоятельный блок. Десятки профилей разного уровня возможны не только в экономическом, но и во всех других направлениях. Весьма желательно для многих, чтобы профиль завершался допрофессиональной подготовкой или получением первой рабочей профессии данного профиля.
Для примера приведем перечень профилей Вестсайдской средней школы (округ Нью-Йорк), предложенный ученикам и их родителям в 2008/2009 учебном году: бизнес; язык (родной) и литература; домашнее хозяйство; искусство; иностранные языки; здоровье; инженерия и технологии; математика; естественные науки; социальные науки; специальное обслуживание. В рамках этих профилей ученикам предложено на выбор около 500 предметов.
Школа, которая ставит своей целью создание условий для удовлетворения потребностей и самореализации личности, не может развиваться иначе, как профильная и дифференцированная. Существуют десятки моделей практической реализации этого требования в зависимости от конкретных условий, потребностей, возможностей, материальной базы, финансирования, кадрового состава. Разработан проект школьного округа, предполагающий создание опорной школы, которая берет под свое покровительство небольшие прилегающие к ней школы, создает хорошую материальную базу и улучшенные условия для качественного решения всех задач, в том числе и профильного обучения. В городах идут по пути создания узкопрофильных (специализированных) школ и классов, когда общее образование ученик получает в одной школе, а профильную подготовку в соседней, где созданы все необходимые условия.
Итак, теперь ответ на вопрос о выборе подходящей технологии эдукации ясен: для учебно-воспитательных заведений физикоматематического, естественного, инженерного профилей максимально подойдет продуктивная технология, для гуманитарного профиля — партнерская, а для технологического — щадящая технология.
Итоговый тест№. | Утверждение. | Да. | Нет. |
Партнерская технология уделяет одинаковое внимание как предмету изучения, так и формированию личности. | |||
Отечественная разновидность партнерской технологии известна как педагогика сотрудничества. | |||
Партнерская технология — это щадящая технология. | |||
Партнерская технология меняет отношения учителя с учениками. | |||
Центральная точка партнерской технологии — исключение из применяемых методов принуждения к учению. |