Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика — это нормативная упорядоченность действий в какойлибо деятельности, алгоритмичное описание процесса организации (осуществления) деятельности, способов достижения ее результатов, а также область прикладного знания об организации и осуществлении результативной деятельности. Методика традиционно раскрывается как обобщенно-родовое понятие и имеет широкий спектр применения, охватывая в том… Читать ещё >

Введение. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимость создания учебника «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования» определяется объективными потребностями педагогической науки и практики в подготовке педагога системы дошкольного образования, обладающего компетентностью в методике проектирования, грамотного методического сопровождения и мониторинга образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (организации). Овладение педагогом, работающим в системе дошкольного образования, научным знанием о методике воспитания является необходимым условием для повышения эффективности образовательной практики.

Терминологическая неопределенность базовых понятий педагогики в условиях полипарадигмального образовательного пространства приводит к необходимости конкретизации ряда дефиниций, используемых в тексте учебника.

Методика — это нормативная упорядоченность действий в какойлибо деятельности, алгоритмичное описание процесса организации (осуществления) деятельности, способов достижения ее результатов, а также область прикладного знания об организации и осуществлении результативной деятельности. Методика традиционно раскрывается как обобщенно-родовое понятие и имеет широкий спектр применения, охватывая в том числе и педагогический процесс. Данное понятие используется применительно к образовательному процессу в целом (методики воспитания, обучения, руководства игровой деятельностью), а также к отдельным его составляющим (методика формирования культурно-гигиенических навыков, методика проведения игровой образовательной ситуации).

Под методикой в образовании понимают алгоритмический процесс осуществления, организации результативной педагогической деятельности, характеризующейся следующими признаками: наличие общей стратегии деятельности; адекватность тактики педагогического взаимодействия; соответствие объективной логике организации образовательного процесса; точность техники педагогических действий.

В большинстве учебников, посвященных вопросам методики воспитания и обучения, центральное внимание уделяется либо содержательным, либо технологическим аспектам взаимодействия педагога с детьми, при этом вопрос сущностных характеристик методики остается недостаточно раскрытым. Обозначенная тенденция приводит к существенным разногласиям в понимании основополагающих позиций методики, смешению понятий «методика» и «технология», сложностям практической реализации эклектичных материалов прикладного характера.

В книге «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования» учебный материал распределен в соответствии с основными компонентами методики: программно-целевым, технологическим, рефлексивно-результативным. Разработка учебного материала осуществлялась в контексте культурологической парадигмы образования, в соответствии с которой развитие ребенка дошкольного возраста является процессом и результатом его культурогенеза. Среди многих факторов личностного развития ведущая роль отводится воспитанию и обучению как целенаправленным процессам, обеспечивающим формирование основ базиса личностной культуры, проявляющейся в совокупности отношений к природному, рукотворному, социальному миру и к самому себе.

Содержание воспитания отражает ценности разных видов культуры (гностической, художественно-эстетической, коммуникативной, физической, социальной). Их включение в содержание согласуется с определяемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования задачами в соответствующих образовательных областях (познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие).

Технологические аспекты воспитания представлены многообразием средств, методов и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих приобщение к ценностям разных видов культуры, их интериоризации и культуротворчества.

Результаты воспитания отслеживаются по уровням сформированное™ основ эмоционально-ценностных отношений: валеологического (к собственному здоровью), гностического (к познанию окружающего мира), эстетического (к художественным ценностям), гуманного (к людям), экологического (к объектам природы), уважительного (к достоянию истории), бережного (к результатам труда и произведениям культуры), толерантного (ко всему иному в человеке — полу, возрасту, национальности, физическим возможностям).

В первой главе учебника раскрываются особенности дошкольного образования в системе образования Российской Федерации, обозначаются стратегические направления развития дошкольного образования в России, рассматриваются вариативные формы дошкольного образования.

Во второй главе представлены теоретико-методологические основы образовательного процесса как ведущего фактора развития ребенка дошкольного возраста, характеризуются его свойства, закономерности и принципы организации в дошкольном образовательном учреждении, дается содержательная характеристика его компонентов; раскрываются содержание предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения (организации), особенности проектирования образовательного процесса, различные аспекты моделирования и планирования образовательной системы.

В третьей главе раскрываются основы различных методик физического, умственного, социального, художественно-эстетического воспитания.

В четвертой главе рассматривается процесс воспитания ребенка в игре как ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста, приводится классификация детских игр, раскрываются воспитательные возможности игровой деятельности и специфика руководства играми детей.

В пятой главе представлены основы и технологические аспекты мониторинга личностного развития детей как средства контроля качества образовательного процесса в детском образовательном учреждении (организации), раскрываются его функции, виды, этапы, диагностический инструментарий.

Каждая глава завершается практикумом, который включает вопросы и задания двух уровней сложности — базового и повышенного.

В конце книги приводятся нормативные документы, регулирующие сферу обучения и воспитания в области дошкольного образования, а также список рекомендуемой литературы.

Учебник и практикум представляют интерес для системы научнометодического сопровождения образовательного процесса в вузе, развития профессиональной методической службы, для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования, создания соответствующих учебных программ, пособий и учебников разного уровня.

Учебник предназначен для использования студентами при изучении курса «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования», а также при прохождении учебной практики в дошкольных образовательных учреждениях и написан в полном соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Содержание учебника ориентировано на формирование компетенций студентов бакалавриата по направлениям 44.03.05 — Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) :

ОПК-1 — готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ПК-2 — способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;

ПК-3 — способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

ПК-4 — способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебновоспитательного процесса;

ПК-6 — готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса.

ПК-8 — способность проектировать образовательные программы.

В результате освоения курса «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования» обучающийся должен:

знать

  • — сущность педагогического процесса и его специфику в системе дошкольного образования;
  • — особенности, движущие силы, содержание и источники педагогического процесса в области дошкольной педагогики;
  • — способы самообучения и саморазвития, необходимые для реализации профессиональной педагогической деятельности в области дошкольного образования;
  • — содержание, задачи, методы, приемы организации педагогического процесса в системе дошкольного образования;
  • — психолого-диагностический инструментарий в развитии детей и уметь оказывать методическую помощь педагогам и родителям;
  • — формы работы с дошкольниками, способствующие духовно-нравственному развитию;

уметь

  • — самостоятельно работать с учебной и научной литературой в области дошкольной педагогики;
  • — учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации дошкольников;
  • — конструировать и организовывать собственный процесс обучения, развития и образования, применять теоретические знания на практике;
  • — организовывать процесс обучения и воспитания дошкольников как творческой деятельности;
  • — организовывать взаимодействие дошкольного учреждения с семьей и школой, анализировать различные педагогические ситуации и находить пути их разрешения;
  • — организовывать совместные мероприятия с дошкольниками и родителями, способствующие духовно-нравственному развитию;

владеть

  • — систематизированными знаниями в области теории и практики дошкольного воспитания и образования;
  • — методиками психолого-педагогического изучения личности ребенка-дошкольника;
  • — основными приемами воспитательной работы и профессиональными умениями — педагогическим воздействием, саморегуляцией своего психического состояния, навыками самостоятельного изучения документов в области дошкольного образования, предложенной литературы;
  • — способностью теоретического обобщения передового опыта обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
  • — приемами и способами оценки и анализа результатов коллективной жизнедеятельности, воспитательной деятельности, воспитательных влияний;
  • — приемами обучения и воспитания активного познавательного, духовно-нравственного, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Учебник написан преподавателями кафедры дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета и Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой