Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическое сопровождение подростков во время проживания кризиса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На этих же занятиях подросток имеет возможность получить важнейший для себя ресурс для прохождения кризиса — абсолютное принятие его взрослым. Поскольку подросток сам себе обычно кажется «гадким утенком», а окружающие его взрослые обычно боятся и отрицают изменения в нем, подростку просто необходимо, чтобы кто-то принимал его и показывал ему это. Поэтому второй линий можно считать повышение… Читать ещё >

Психологическое сопровождение подростков во время проживания кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало любого возрастного кризиса сопровождается появлением у человека сильных гнетущих его чувств — тоски, гнева, страха, одиночества. И подросткам необходимо получить возможность проявления своих чувств. Если этого не будет, они будут неосознанно искать способы их проявления, провоцируя конфликты со сверстниками и взрослыми, в том числе выделяя среди сверстников изгоев. Эти чувства также будут нарушать продуктивные виды деятельности подростков вплоть до полной их дезорганизации. Именно поэтому, как уже отмечалось, напрямую заниматься повышением учебной мотивации в это время представляется бесполезным. Поэтому первое, что необходимо уже ученикам пятых классов, — это иметь человека, которому в символической форме или словесно они смогут доверить свои чувства. Понятно, что психолог должен иметь в своем арсенале средства, которые побудят подростка к выражению чувств, поскольку у большинства из них такой опыт отсутствует. Затруднит выражение чувств специфика нашей культуры, которая построена на их отрицании. В семьях это нередко считается признаком слабости. Кроме того, собственный внутренний мир кажется подростку еще слишком хрупким, поэтому он всячески закрывает его от вторжения, в особенности от взрослых. Поэтому психологу предстоит нелегкая работа: завоевать доверие и сначала через привычные безопасные для подростка формы — рисунки, лепку и т. п. — научить выражать чувства. Для этого, в идеальном варианте, все пятиклассники должны иметь возможность личных встреч с психологом. Эти встречи могут осуществляться в парах, иногда в тройках — с теми сверстниками, которые друг другу доверяют. Иногда подростки сами отказываются от личных встреч, предпочитая приходить в парах. Имеет смысл в этом случае с ними согласиться. Итак, первая линия в работе с подростками, в особенности с младшими, — помощь в проявлении и осознании своих чувств.

На этих же занятиях подросток имеет возможность получить важнейший для себя ресурс для прохождения кризиса — абсолютное принятие его взрослым. Поскольку подросток сам себе обычно кажется «гадким утенком», а окружающие его взрослые обычно боятся и отрицают изменения в нем, подростку просто необходимо, чтобы кто-то принимал его и показывал ему это. Поэтому второй линий можно считать повышение ресурсных возможностей подростков.

Третьей линия работы — это помощь в понимании подростками того, что с ними происходит. Им важно знать, что происходящие с ними изменения нормальны, что они встречаются почти у всех сверстников, но в разное время, понимать перспективы своего развития. Такая помощь может предоставляться подросткам либо на индивидуальных встречах, либо через обсуждение наиболее типичных вопросов на групповых занятиях[1].

Подростковый кризис для успешного своего разрешения требует развитой рефлексии, а точнее умения организации внутреннего диалога. Предпосылкой этого может стать диалог внешний. Поэтому в течение всего подросткового периода психолог выступает в роли организатора такого диалога. Таким образом, в течение всего обучения в старшей школе подростки должны иметь возможность индивидуальных встреч с психологом. Как уже говорилось, в 5 классе эти встречи инициируются взрослыми, они практически обязательны для всех учащихся. Начиная с 6 класса, когда подростки имеют опыт психологических встреч и доверие к психологу, для отдельных учащихся по договоренности с ними организуются регулярные занятия, другие имеют возможность обратиться к психологу в случае необходимости.

  • [1] См.: Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Средняя школа (5—6). М.: Генезис, 2017;Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Средняя школа (7—8). М.: Генезис, 2018.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой