Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Игра — эффективное средство развития разносторонней личности дошкольника: экспериментальная часть

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задание. Посмотри внимательно на обе фигуры. Ты должен изменить свою фигуру так, чтобы она стала точно такой, как эта. (Показ). Откладывать в сторону можно лишь те фигурки, которые надо заменить. Остальные можно только переставлять. В протокол заносится конечный результат произведенных ребенком преобразований в виде рисунка, изображающего форму и положение каждой фигурки на основании. (Основание… Читать ещё >

Игра — эффективное средство развития разносторонней личности дошкольника: экспериментальная часть (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выявление уровня умственного развития в игровой деятельности

У нас поставлены задачи для реализации опытно-экспериментальной деятельности. Следовало выявить уровень сформированности познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста. Поэтому на первом констатирующем этапе мы использовали методики для выявления уровня развития психических процессов: внимания, мышления, памяти. Эти методики носят преимущественно игровой характер и описаны в книгах «Диагностика и коррекция психического развития дошкольника» под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько [8] и «Развиваем в игре: пособие для педагогов и практических психологов» О. А. Анищенко [6]. Исследование проводилось на подгруппе детей из 10 человек.

Сначала мы изучили уровень развития внимания. Для получения более точных сведений проводилась 1 методика на исследование каждого психического процесса.

Базой, на основе которой строилась вся работа, был «Ясли сад г. Гродно № 88.» Контрольной группой являлась группа № 8, где находились дети среднего дошкольного возраста (см. Приложение 2). С данной группой и проводился эксперимент и вся работа, направленная на умственное развитие детей дошкольного возраста.

Задание 1.«Недостающие детали».

Цель: выявить объем произвольного внимания Материал: картинки с недорисованными фрагментами Ход исследования: Тест содержит 10 рисунков предметов, где у каждого предмета недостает какой-либо детали. Ребенок за 15 секунд должен заметить, какого элемента не хватает. Максимальное количество баллов 10. Результаты зафиксированы в таблице 1 (приложение 1).

Таким образом, мы выявили, что средний балл по группе составляет — 7,5. Этот показатель выше среднего. Средний уровень объема произвольного внимания выявлен у 3-х детей (30%), выше среднего у 3-х (30%) и высокий у 4-х (40%).

Задание 2.

Цель: выявить устойчивость произвольного внимания Материал: сказка, бумага, карандаш Ход исследования: ребенку читается сказка «Гуси — Лебеди». Темп чтения обычный. Ребенок должен черточкой на бумаге отмечать слово «Гуси-Лебеди». Каждое отмеченное слово — 1 балл, максимальное количество — 5/5. Ошибки в первой части говорят об отвлечении, не сосредоточенности внимания, а во второй части — характеризуют неустойчивость внимания. Результаты исследования в таблице 2 (приложение 1).

Мы получили балл по группе -4. Это уровень выше среднего. При этом средний уровень у 3-х детей (30%), выше среднего у 5-ти (50%) и высокий у 2-х (20%).

Так же следующим исследовался уровень развития мышления.

Задание 3.«Четвертый лишний».

Цель: изучение сформированности обобщения как мыслительной операции.

Материал: картинки, где присутствует лишний предмет.

Ход исследования: Ребенку предъявляется карточка с изображением четырех предметов, три из которых относятся к определенному классу, а четвертый не относится. За каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл. Максимальное количество — 6. Результаты содержатся в таблице 3 (приложение 1).

По группе можно определить балл 4,0, что соответствует среднему уровню. Иногда дети спешили с ответом и ошибались, потому 6 баллов никто не получил, но к высокому уровню можно отнести 4-х детей (40%), а остальных 6 к среднему (60%).

Задание 4.

Методика 1.

Цель:

  • 1) уровень развития способности ребенка вычленять формы объекта;
  • 2) умение составлять заданную фигуру из деталей;
  • 3) сформированность как действий логического мышления, так и предпосылок логического мышления.

Материал: Для каждого ребенка: лист картона (40*25 см), доска прямоугольной формы (20*10 см, толщина 0,5 см) с закругленными углами; 8 видов плоских геометрических фигурок (4*4 см той же толщины и того же цвета): квадрат, пятиугольник, равнобедренная трапеция, полукруг, сектор, равносторонний треугольник, прямоугольная трапеция, треугольник — по 15 штук каждого вида.

Инструкция к проведению. Перед началом работы педагог сначала дает ребенку возможность ознакомиться со всеми элементами, из которых складывается сложная фигура. Делается это для того, чтобы он мог произвести ряд необходимых для дальнейшей работы операций: приставить одну — две фигурки к граням основы, поменять их местами, изменить ракурс асимметричной фигурки. Затем кладет на стол лист картона с выложенной на нём фигурой (рис. 2б) — фигуру ребенок должен перестроить в соответствии с образцом. Образец устанавливается на столе слева (рис. 2а); фигурки, необходимые для выполнения задания, справа (рис. 2в).

Задание. Посмотри внимательно на обе фигуры. Ты должен изменить свою фигуру так, чтобы она стала точно такой, как эта. (Показ). Откладывать в сторону можно лишь те фигурки, которые надо заменить. Остальные можно только переставлять. В протокол заносится конечный результат произведенных ребенком преобразований в виде рисунка, изображающего форму и положение каждой фигурки на основании. (Основание фигуры условно обозначается чертой.) Если задание выполнено, в такой зарисовке нет необходимости, и результат отмечается знаком «+». Всего дается 10 заданий по убывающей трудности. Наблюдая за ходом работы, педагог должен иметь в виду что в заданиях 1−4 дети должны сделать 8 преобразований; в остальных — по 4.

Оценка результатов. Каждое выполненное преобразование оценивается в 1 балл. За решение первых 4 задач дети могут получить от 0 до 8 баллов за каждую; всего 32 балла. За решение остальных 6 задач — от 0 до 4 баллов. Итого: максимальное число баллов — 56 минимальное — 0. Изменения фигуры, не предусмотренные заданием, используются только при качественном анализе результатов. В количественной оценке они не учитываются.

Игра — эффективное средство развития разносторонней личности дошкольника: экспериментальная часть.

Диаграмма 1. Результаты исследования.

Таким образом, при проведении констатирующего эксперимента мы выявили имеющийся уровень развития психических процессов. Результаты первого и второго задания при исследовании одного психического процесса имели небольшие различия. На результатах сказывались ещё и интерес ребенка к заданию, его общее состояние, настроении. В целом в группе развитие психических процессов находится на среднем уровне. Это нормальные показатели для детей среднего дошкольного возраста. Отдельные дети показали высокий, а некоторые и низкий уровень. Так можно наметить дифференцированную работу на формирующем этапе опытно-экспериментальной деятельности. Дети с низким уровнем развития психических процессов нуждаются больше в индивидуальной работе. Также работа будет проводиться с ребятами со средним и высоким уровнем для получения лучших результатов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой