Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характерные особенности развития человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время и в России зафиксировано появление детей-маугли и предпринимаются попытки их очеловечивания. Отмечено, что за годы жизни среди собак, волков, кошек у ребенка вырастает шерсть, обостряется зрение, появляется способность понимать язык животных. Физически эти дети более развиты, чем их сверстники, оказываются очень гибкими, выносливыми и т. д. Возвращение к человеческому образу… Читать ещё >

Характерные особенности развития человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К характерным особенностям развития человека современные антропологические науки относят следующие его свойства: целостность, противоречивость, нефронтальиость, гетерохромность, иеравновесность, обратимость.

Целостность антропогенеза проявляется в следующем.

И индивидуальное развитие человека (онтогенез), и развитие вида (филогенез) — суть комплексное изменение: внешнего вида, физиологических процессов, образа жизни, вида занятий, психологических функций, поведения, духовного мира и пр. Любые изменения, сопровождающие индивидуальное развитие человека или филогенез, не существуют отдельно друг от друга, взаимно представлены, взаимно определяют друг друга.

Не только количественные изменения, происходящие в человеческом организме, вызывают определенные качественные изменения конкретного человека, вида в целом, но и качественный скачок в развитии индивида или группы людей провоцирует изменение «количественных» показателей (рост, вес и пр.) индивидуального организма. В процессе индивидуального развития многочисленные составляющие онтогенеза взаимозависимы, взаимно регулируют друг друга: рост стимулирует определенные формы самоосуществления, социализация в определенной мере зависит от созревания и т. д.

Все факторы и условия развития человека действуют не параллельно, а в сложной взаимной связи друг с другом. Они коррелируют друг друга, каждое из них оказывает большее/меньшее влияние на всего человека. Реальная и потенциальная сферы жизни и деятельности человека в процессе филои онтогенеза тоже взаимопроникают и взаимно обусловливают друг друга.

Противоречивость развития человека обнаруживается в том, что человек и человечество все время меняются и одновременно остаются тождественными самим себе. Она обусловлена сверхсложной, голографической целостностью самого человека. Развитие человека включает в себя процессы двух типов: одновременное комплексное осуществление изначальных возможностей, способностей и приобретение принципиально новых свойств. Эти процессы взаимосвязаны и проявляются в изменениях разного уровня: физических, нейродинамических, физиологических, психологических, социальных и пр.[1]

Например, изначально предкам Homo sapiens как живым существам были свойственны прямохождение, определенное строение мозга, инстинкт продолжения рода и удовлетворения своих витальных потребностей, способности реагировать на внешние и внутренние раздражители, осваивать ареал обитания, воспринимать актуальное биологическое время и пространство, и эти особенности совершенствовались. Со временем развились специфические отделы мозга; усложнилось анатомическое и физиологическое устройство организма; появились новые способности (к изготовлению орудий труда, к общению с помощью слова, к подчинению общепринятым правилам, созданию культов животных и обрядов погребения и др.); возник интерес к «бесполезному» творчеству (украшение тела и одежды, создание игрушек и наскальной живописи); способы удовлетворения витальных потребностей все больше стали опосредоваться нравственными и духовными установками; инстинкт продолжения рода гармонизировался с гедонистической функцией половой любви (она значима для человека не только как условие рождения потомства, но и как духовное взаимодействие людей).

Развитие человека включает противоположные тенденции: дифференциации — интеграции, траты — восстановления, хаоса — гармонии, потерь — приобретений, регрессивных и прогрессивных преобразований. Например, известно: развитие способности различать все больше оттенков цвета (дифференциация) связано с возрастанием способности по одной увиденной детали воссоздать образ целого предмета (интеграция). Для овладения умением читать необходимо научиться одновременно дифференцировать буквы и интегрировать их в слоги, слова, а затем в предложения; дифференцировать печатный и рукописный текст — и интегрировать смысл текста.

Взаимодействие противоречивых тенденций онтогенеза находится в динамическом равновесии. Так, приобретения, как правило, оказываются обусловлены потерями: новые возможности организма, усложнение психических функций, переход способностей и умений в новое качество, изменение антропометрических показателей, упорядочение органических процессов, то есть любая «новизна», как правило, сопровождается более или менее наглядным свертыванием, превращением в рудимент, уходом в «буфер» некоторых прежних возможностей, функций, умений и прочих особенностей, ставших в новом периоде жизни уже не актуальными.

Известен целый ряд наглядных примеров взаимосвязи приобретений и потерь в процессе онтогенеза. Так, взлет лингвистических способностей дошкольников (от трех до пяти лет) подготавливает созревание тех отделов мозга, которые ответственны за способность читать, усваивать письменную культуру, но в то же время овладение (старшим дошкольником, младшим школьником) чтением гасит лингвистическую одаренность детей: их потребность в словотворчестве, особенную отзывчивость на слово и нр.

Созревание коры больших полушарий в младшем школьном возрасте делает поведение ребенка более произвольным, его высказывания — более тактичными, но за счет подавления подкорки теряется непосредственность, искренность младшего школьника. Вследствие созревания коры угасает и непроизвольное, быстрое, универсальное, хотя и «поверхностное» запоминание, но появляется способность запоминать целенаправленно, выборочно, глубоко и на более длительный срок. «Легкое» (по определению К. Д. Ушинского), ничем не ограниченное детское воображение сменяется продуктивным, осмысленным творчеством.

Расширение жизненного опыта ребенка приводит к его «умудренности» — и снижает способность удивляться, восхищаться, гасит любопытство. Потребность в новых впечатлениях, которую ребенок удовлетворяет в любых ситуациях (он умеет получать их, наблюдая за лужей, исследуя тряпку, камешек и ир.[2]), есть потенциал его развития. Та же потребность для взрослого — источник мучительных переживаний, напряжений и пр.

Все то, что теряется по мере развития, не было бесполезным, недостойным человека. (Ведь не зря художники и поэты ищут способы развития у себя детской непосредственности восприятия мира, яркости воображения. Ученые разрабатывают способы быстрого и легкого, как в детстве, овладения информацией. Бизнесмены учатся играть и т. д.) Более того, без такого «уничтожения» ряда прежних свойств невозможно появление новых характеристик, возникновение новых свойств и возможностей, совершенствование имевшихся ранее функций.

Интересно, что иногда в процессе развития то, что было свернуто, отвергнуто, через некоторое время возрождается в виде нового качества. Например, ушедшая в младшем школьном возрасте на второй план подкорка мозга с 12 лет в силу гормонального взрыва снова начинает определять поведение ребенка, делает его опять более непосредственным, излишне эмоциональным, менее волевым и т. п. А с 16 лет кора вновь определяет поведение, внутреннее состояние, произвольность самовыражения и пр.

В том не часто встречающемся случае, когда свертывания особенностей прошлых возрастных этапов не происходит, и они сохраняются в более взрослой жизни, может возникнуть феномен одаренности1. Но сохранившиеся «детские» возможности (доверчивость, непосредственность, некритичность, склонность к игре и др.) могут не только украсить жизнь взрослого. Они, не соответствуя многим требованиям взрослой жизни, часто и осложняют ее. Следовательно, можно говорить о том, что «потери» не только естественны, но и необходимы.

Противоречивость развития обнаруживает себя и в филогенезе: ограничение своих потребностей (например, введение табу, формулирование законов, правил, норм общей жизни) стало основой величия человека.

Современная наука все больше склоняется к тому, что развитие — это диалектическое, противоречивое единство регрессивных и прогрессивных преобразований.

Нефронтальность развития (термин А. А. Бодалева[3][4]) проявляется в том, что темпы биологического, психологического, социального развития человека (и в фило-, и в онтогенезе) не совпадают друг с другом. Так, известно, что разные народы и племена, населяющие в настоящее время Землю, несмотря на информационную революцию, глобализацию и др., все еще находятся на принципиально разных стадиях развития: одни живут в каменном веке, другие — в средневековье, третьи — в постиндустриальном мире и т. д. Известно и другое: темпы изменения разных структур любого человека не одинаковы. Достижение человеком высокого уровня физиологической зрелости происходит не одновременно с достижением зрелости интеллектуальной, волевой, социальной. У младенцев сенсорика опережает моторику, в определенный период — пассивная речь ребенка опережает активную и т.н. Особенно наглядно обнаруживает себя нефронтальность развития в подростковом возрасте, когда в разном темпе растут и изменяются разные системы организма: сосудистая и костная, нервная и мышечная и т. д., что делает этот период жизни довольно трудным. Интересно, что даже так остро проявляющаяся в подростковом возрасте нефронтальность не разрушает целостности процесса онтогенеза, целостности человека.

Гетерохронность — неравномерность распределения во времени изменений, происходящих в ходе филои онтогенеза, — давно осмыслена наукой. Факт гетерохронности подтверждается, в частности, тем, что традиционно выделяемые наукой периоды возрастного развития — это разные по количеству лет отрезки жизни. Например, период грудного детства (по А. Г. Асмолову[5]) равен почти году, первого детства — четырем годам, а новорожденности — вообще десяти дням.

О гетерохронности развития человека говорит и такой факт: переход от детства к юности, от юности к зрелости совершается в каждой культуре в одни и те же календарные сроки (в каждой культуре — в свои), а переход к старости представителей одной и той же культуры очень индивидуализирован. Например, один европеец может считать себя (и фактически быть) стариком уже в 40 лег, а другой — воспринимать себя и идентифицироваться окружающими как молодой человек и в 75.

Неравновесность развития человека обнаруживается в том, что филои онтогенез — процессы немонотонные. Напротив, в каждом из них (согласно синергетическому подходу) обнаруживаются как спокойные периоды, так и скачки, «взрывы» (зоны бифуркации). И если в спокойный период развитие подчиняется определенным законам и его результаты и особенности можно предсказать, то в зоне бифуркации развитие зависит, прежде всего, от случайностей и оказывается непредсказуемым. Существенной особенностью развития человека является, таким образом, рядоположеппость, равнозначность закономерностей и случайностей, а также дискретность, прерывистость процесса.

Онтогенез человека в современной науке рассматривается не как линейный или спиралевидный процесс с элементами повторяемости, цикличности. Он трактуется как волнообразный и колебательный процесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс». Это связано с тем, что колебательный характер имеет природа активности Солнца, определяющего развитие всего живого.

Переход от более спокойных периодов к бифуркации происходит в виде качественного скачка и обусловлен, по версии Л. II. Гумилёва, неравномерным распределением химической энергии во Вселенной, существованием так называемых «волн жизни», вызывающих всплески и падения активности не только природных сил, но и пассиоиарности отдельных людей, популяций, народов[6].

Обратимость. Традиционно и фило-, и онтогенез рассматривались как процессы, направленные в одну сторону — в сторону очеловечивания. Современная наука утверждает: возможно и обратное движение — в сторону расчеловечивания. Обратимость онтогенеза подтверждается, в частности, судьбами детей-маугли, обнаруженных еще в XVII в. в Германии, затем в Индии и т. д. Их возвращение к человеческому образу жизни происходило с большим трудом, они плохо или совсем не научались говорить, стремились ходить на четвереньках, лакать из тарелки, зачастую физически не выживали среди людей. Так, известная Амала прожила лишь четыре года, а ее сестра Камала умерла через два месяца после возвращения из джунглей.

В последнее время и в России зафиксировано появление детей-маугли и предпринимаются попытки их очеловечивания. Отмечено, что за годы жизни среди собак, волков, кошек у ребенка вырастает шерсть, обостряется зрение, появляется способность понимать язык животных. Физически эти дети более развиты, чем их сверстники, оказываются очень гибкими, выносливыми и т. д. Возвращение к человеческому образу жизни стоит такому ребенку и окружающим его взрослым большого труда, но все же поначалу приводит к хорошим результатам. Дети настолько адаптируются, что оказываются способны учиться, некоторые — даже хорошо. Но через некоторое время начинается деградация: они опять начинают лаять, лазать по деревьям, есть траву, зализывать раны. Им становится трудно и неприятно ходить по-человечески, они теряют память, коммуникативные навыки, перестают улыбаться и т. п. Как сложится их дальнейшая судьба, пока не известно.

Открытым остается и вопрос о возможности деградации всего современного человеческого вида, однако представляется, что положительный ответ на него некорректен и не убедителен.

И фило-, и онтогенез являются процессами, как происходящими в настоящее время, гак и бесконечно протяженными в прошлое и будущее, развитие человека в целом — всегда процесс незавершенный.

До последнего времени считалось, что эволюция человека завершена, а эволюционные механизмы уже служат не изменению вида, а лишь его сохранению. Действительно, многочисленные данные подтверждают: морфологическая эволюция человека полностью завершена, организм современного человека в основном таков же, как и 3,5 тыс. лет назад; не меняются его базовые потребности и пр. Однако современная генетика доказывает: в ДНК человека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида, т. е. филогенез — процесс продолжающийся.

Направление эволюции сегодня — создание общечеловеческого мозга, коллективной воли, общечеловеческой социальной памяти, утверждение шкалы общих ценностей, правил ее защиты и сохранения и т. п. Нельзя не признать, что этот процесс уже происходит (в частности, благодаря деятельности ООН, ЮНЕСКО, Римского клуба, всемирных олимпиад, международных космических станций, комитетов и т. д.), но является непростым, колебательным, непоследовательным.

Незавершенность онтогенеза проявляется в том, что каждый человек изменяется внешне и внутренне в течение всей своей жизни. Некоторые из этих изменений очевидны, другие скрыты, в одних преобладают приобретения, в других — разрушения, потери, но они характерны для любого периода жизни человека, развитие которого, таким образом, всегда не завершено. Известно, что даже в старости, когда отмирают многие клетки мозга, образуются новые связи между оставшимися клетками, компенсируя деятельность погибших клеток.

Процессы филои онтогенеза не только имеют сходные глобальные характеристики. Филои онтогенез происходят иод влиянием схожих факторов и условий, их механизмы одинаковы, а результаты во многом совпадают.

  • [1] См.: Волков Ю. Г.} Поликарпов В. С. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты: учеб, пособие. Ростовн/Д, 1994.
  • [2] См.: Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2000.
  • [3] См.: Психология одаренности детей и подростков: учеб, пособие длястуд. высш. и сред, педагог, учеб, заведений / под ред. II. С. Лейтеса. 2-еизд., персраб., доп. М.: ACADEMIA, 2000.
  • [4] См.: Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 1998.
  • [5] См.: Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческоепонимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл; Академия, 2007.
  • [6] См.: Гумилёв Л. II. Этногенез и биосфера Земли. М.: ACT; Астрель, 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой