Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в процессе развития двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижных игр
Диссертация
В ходе опытно-поисковой работы нами была проверена эффективность развития двигательных способностей детей 3−4 лет средствами подвижных игр на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Тестирование физических качеств и оцененивание уровня сформированности в умении выполнять основные виды движений свидетельствуют о явном преимуществе индивидуально-дифференцированного подхода. Нами также… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научно-методические основы развития двигательных способностей детей 3−4 лет средствами подвижных игр
- 1. 1. Подвижная игра как средство развития ребенка 3—4 лет
- 1. 2. Подвижные игры, как средство физического воспитания детей четвертого года жизни
- 1. 3. Особенности развития детей 3−4 лет
- 1. 3. 1. Психическое развитие детей 3−4 лет
- 1. 3. 2. Анатомо-физиологическое развитие детей 3−4 лет
- 1. АРазвитие двигательных способностей детей 3−4 лет
- 1. 5. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе развития детей 3−4 лет
- 2. Л. Организация и основные этапы исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Методика реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе развития двигательных способностей детей 3лет средствами подвижных игр на занятиях по физической культуре в
- 3. 1. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы
- 3. 1. 1. Показатели заболеваемости и физического развития детей
- 3. 1. 2. Развитие двигательных способностей детей 3—4 лет на этапе констатирующего исследования
- 3. 1. 3. Показатели плотности занятия по физической культуре у детей
- 3. 1. 4. Физиологическая характеристика нагрузки на организм ребенка занятия по физической культуре у детей 3—4 лет в ДОУ на этапе констатирующего исследования
- 3. 2. Результаты формирующего этапа опытно-поисковой работы
- 3. 2. 1. Показатели заболеваемости и физического развития детей
- 3. 2. 2. Развитие двигательных способностей детей 3—4 лет на этапе формирующего исследования
- 3. 2. 3. Показатели плотности занятия по физической культуре у детей
- 1. ozr
- 3. 2. 4. Физиологическая характеристика нагрузки на организм ребенка занятия по физической культуре у детей 3−4 лет в ДОУ на этапе формирующего исследования
- 3. 3. Анализ результатов опытно-поисковой работы
Список литературы
- Адашкявичене, Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду Текст. / Э. Й. Адашкявичене. М.: Просвещение, 1992. — 159 с.
- Аксенова, 3. Ф. Спортивные праздники в детском саду: пособие для раб. дошк. учрежд. Текст. / 3. Ф. Аксенова. М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 64 с.
- Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка Текст. /
- B. Г. Алямовская. М.: Linka-press, 1993. — С. 109.
- Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001 — 227 с.
- Анохин, П. К. Теория функциональных систем Текст. / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — С. 134.
- Антонов, А. А. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / А. А. Антонов. СПб., 1997 — 19 с.
- Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы Текст. / Е. А. Аркин- под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968. — 445 с.
- Аркин, Е. А. Дошкольный возраст Текст. / Е. А. Аркин. М.: Учпедгиз. — 1948. — 335 с.
- Артамонова, Т. В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Артамонова. — Волгоград, 1996.-22 с.
- Аршавский, И. А. Очерки по возрастной физиологии Текст. / И. А. Аршавский. М.: Медицина, 1997. — С. 440−446.
- Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития Текст. / И. А. Аршавский. М.: Наука, 1982.1. C. 42−168.
- Асмолов, А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов — М.: Просвещение, 1990.-С. 11−13.
- Бальсевич, В. К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет Текст.: теория и практика физической культуры / В. К. Бальсевич, М. Н. Королева, Л. Т. Майорова. 1986. — С. 22.
- Бальсевич, В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека : (методологический, экологический и организационный аспекты) Текст. / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 1999. № 1. С. 22—26.
- Барабаш, В. Г. Имитационно-игровые упражнения как средство развития двигательной деятельности дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Г. Барабаш. Екатеринбург, 1999. — 17с.
- Безруких, М. М. Возрастная физиология : (физиология развития ребенка) Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Изд. центр «Академия», 2002.-416 с.
- Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений Текст. / В. Г. Белинский.-М., 1956. Т.10. — С. 136−141.
- Белкин, А. С. Педагогика детства: основы возрастной педагогики Текст. / А. С. Белкин. Екатеринбург: Сократ, 1995. — 152 с.
- Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиология активности Текст. /Н. А. Бернштейн. -М.: Медицина, 1966. — 349 с.
- Бернштейн, Н. А. Ловкость и ее развитие Текст. / Н. А. Бернштейн. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
- Бланин, А. А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности соматотипа Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Бланин. Малаховка, 2000. — 20 с.
- Боген, М. М. Обучение двигательным действиям Текст.: М. М. Боген М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 192.
- Богоуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста Текст.: кн. для воспитателя дет. сада / 3. М. Богоуславская, Е. О. Смирнова. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
- Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного подхода Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика 1995. -№ 5.
- Бондаревский, Е. Я. Оценка физической подготовленности Текст. / Е. Я. Бондаревский. М.: Физкультура и спорт, 1976. — С. 31.
- Бондаревский, Е. Я. Структура физической подготовленности дошкольников : проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников Текст. / Е. Я. Бондаревский, Ю. В. Демяненко // Сб. науч. тр./ВНИИ ФиС. / 1993. С10−11.
- Бондаренко, Е. А. О психологическом развитии ребенка : (дошк. возраст) Текст. / Е. А. Бондаренко. — Минск: «Нар. асвета», 1974. С. 107.
- Бруннер, Д. Процесс обучения Текст. / Д. Бруннер — пер. с англ. М., 1962.- 120 с.
- Бубэ, К. Тесты в спортивной практике Текст. / К. Бубэ, Г. Фек, X. Штюблер, Ф. Трогаш. М.: Физкультура и спорт, 1968. — С. 239.
- Буре, Ф. С. Когда обучение воспитывает Текст.: метод, пособие / Ф. С. Буре. СПб.: Детство-пресс, 2002. — 112 с.
- Бутин, И. М. Развитие физических способностей детей Текст. / И. М. Бутин, А. Д. Викулов. М.: Владос-пресс, 2002. — С. 69.
- Буцинская, П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду Текст. / П. П. Буцинская, В. И. Васюкова, Г. П. Лескова. М.: Просвещение, 1990. — С. 5.
- Быкова, А. И. Основные средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста в свете принципа всесторонности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Быкова. -М., 1949. 26 с.
- Быкова, А. И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям Текст. / А. И. Быкова. М.: Учпедгиз. — 1961. — С. 40−68.
- Былеева, JI. В. Подвижные игры Текст. / JI. В. Былеева, И. М. Коротков. -М.: Физкультура и спорт, 1982. 224 с.
- Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость Текст.: пособие для воспитателя дет. сада / Е. Н. Вавилова. -М.: Просвещение,. 1983. 96 с.
- Венгер, JI. А. Педагогика способностей Текст. / Л. А. Венгер. М.: Знание, 1973.- С. 21.
- Венгер, Л. А. Психология Текст. / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
- Вильчковский, Э. С. Развитие двигательной функции у детей Текст. / Э. С. Вильчковский. Киев: Здоровье, 1983. — С. 127.
- Вильчковский, Э. С. Методика физического воспитания в детском саду Текст. / Э. С. Вильчковский. — Киев: Рад. шк., 1979. С. 69−203.
- Вильчковский, Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста Текст. / Э. С. Вильчковский. — Киев: Рад. шк., 1979. — С. 69−303.
- Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания дошкольного возраста Текст. / Е. Н. Водовозова. СПб.: Тип. А. Ф. Дресслера, 1913. — С. 36.
- Возрастная морфология и физиология Текст. / под. ред. чл.-кор. АПН РСФСР А. А. Маркосяна. М.- АПН РСФСР. — 1959. — С. 368.
- Волков, В. М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей Текст. / В. М. Волков // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5−6. — С. 21.
- Волков, Л. В. Физические способности детей и подростков Текст. / Л. В. Волков. — Киев: Здоровья, 1981. С. 117.
- Волошина, JI. Н. Игры с элементами спорта для детей 3−4 лет Текст.: программа «Играйте на здоровье» и технология ее применения в ДОУ / Л. Н. Волошина, Т. В. Курилова. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2004. — 112 с.
- Волошина, Л. Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. кан. пед. наук / Л. Н. Волошина. Екатеринбург, -2001 -22 с.
- Воспитание детей в игре Текст.: пособие для воспитателя дет. сада /сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
- Воспитание детей во второй младшей группе детского сада Текст.: пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др. — сост. Г. М. Лямина. -М.: Просвещение, 1981. -256 с.
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии Текст. / Л. С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 1997. — С. 27,196.
- Выготский, Л. С. Детская психология Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. 479 с.
- Газман, О. С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Текст. / О. С. Газман // Учительская газ. 13 мая. — 1997.
- Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет Текст.: пособие для работников дошк. образ, учрежд. и родителей / А. С. Галанов. М.: АРКТИ, 2002. — 96 с.
- Гальперин, С. И. Физиологические особенности детей Текст. / С. И. Гальперин. М.: Просвещение, 1965. — С. 140−151.
- Гасанова, Д. И. Психотехнические игры как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. И. Гасанова. — Махачкала, 2000. — 26 с.
- Гебель, В. Ребенок : От младенчества к совершеннолетию Текст.: кн. для родителей, педагогов и врачей / В. Гебель, М. Глекер — под ред. Н. Федоровой — пер. с нем. М.: Энигма: ООО «Фирма»: Изд-во ACT, 1998. — 592 с.
- Геллер, Е. М. Наш друг игра Текст. / Е. М. Геллер — Минск: Нар. асвета, 1979. — 96 с.
- Гельфан, Е. М. Игры и упражнения для маленьких и больших Текст.: воспитание детей в игре / Е. М. Гельфан, Б. С. Рябинин. — М.: «Просвещение», 1969.-С. 5.
- Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет Текст.: Кн. для работников дошк. учреждений / Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова, JI. Я. Каневская, В. И. Телинчи — сост. В. И. Телинчи. М.: Просвещение, 1987.- 143 с.
- Глазырина, JT. Д. Физическая культура дошкольникам : младший возраст Текст. / Л. Д. Глазырина. — М.: Владос. — С. 7−12.
- Глазырина, JI. Д. Физическая культура — дошкольникам Текст.: прогр. и прогр. требования / JI. Д. Глазырина. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.-144 с.
- Голицина, Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении Текст. / Н. С. Голицина. — М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2004. 72 с.
- Гориневский, В. В. Избранные произведения Текст. / В. В. Гориневский. JI.: Физкультура и спорт, 1951. — Т. 1.
- Гориневский, В. В. Совместные игры мальчиков и девочек Текст. /
- B. В. Гориневский. М.: Мол. гвардия, 1930. — С. 222.
- Горький, А. М. О молодежи Текст. / А. М. Горький. М., 1949.1. C. 71.
- Гребешева, И. И. Ваш ребенок Текст. / И. И. Гребешева, Н. А. Ананьева, С. Г. Грнбакнн, JI. В. Дружинина и др. — М.: Медицина, 1990.-350 с.
- Гришин, В. Г. Игры с мячом и ракеткой Текст. / В. Г. Гришин. — М.: Просвещение, 1982. С. 3−12.
- Губа, В. П. Что может ребенок Текст. / В. П. Губа М.: Сов. спорт, 1991.-С. 10.
- Губа, В. П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике Текст.: уч. пособие для ВУЗов физ. культуры / В. П. Губа, М. П. Шестаков, Н. В. Бубнов, М. П. Борисенков. М.: Спорт: Академия-пресс, 2002.-211 с.
- Гужаловский, А. А. Итоги и перспективы изучения закономерности онтогенеза физических способностей человека Текст. / А. А. Гужаловский // Теория и практика физ. культуры. — 1987. № 12. — С. 31−34.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М.: Просвещение, 1986. С. 36−39.
- Детские подвижные игры народов СССР Текст.: пособие для воспитателя дет. сада / сост. А. В. Кенеман — под ред. Т. И. Осокиной. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
- Детство Текст.: прогр. развития и воспитания детей в дет. саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. — под ред. Т. И. Бабаевой. СПб.: Акцидент, 1995. — С. 169−191.
- Дмитренко, Т. И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста Текст. / Т. И. Дмитренко. Киев: Рад. шк., 1973.-С. 52−116.
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста Текст. / А. И. Булычева, И. А. Бурлакова и др. — под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой // Международный образовательный и психологический колледж. 1996. Вып. 2.
- Добролюбов, Н. А. Собрание сочинений Текст. / Н. А. Добролюбов. М.- Л., 1962, Т. 2. С. 430,435−442.
- Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным Текст.: / Г. и Д. Доман, Б. Хаги — пер. с англ. М.: Аквариум, 2000 — 336 с. — (Мамы и хотят, и могут учиться).
- Дороненко, А. С. Методика оценки физического развития и физической подготовленности дошкольников Текст.: метод, пособие / под. ред. Г. А. Решетниковой. Хабаровск, 2000. — 24 с.
- Доскин, В. А. Растем здоровыми Текст.: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А Доскин, Л. Г. Голубева. — М.: Просвещение, 2002. — 110 с.
- Дошкольная педагогика. Текст.: учебное пособие для учащихся пед. уч-щ / под ред. В. И. Дцешко, Ф. А. Сохина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986.-415 с.
- Ермак, Н. Н. Физкультурные занятия в детском саду : творч. шк. для дошколят Текст.: Серия «Мир вашего ребенка» / Н. Н. Ермак. Д?: «Феникс», 2004. — 288 с.
- Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология Текст. / Ю. А. Ермолаев -М.: Высш. шк., 1985. 384 с.
- Ефименко, Н. Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст. / Н. Н. Ефименко. — М.: Линка-пресс, 1999. С. 5−7.
- Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в ФК и спорте Текст. / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. М.: АСАДЕМ, 2001. -264 с.
- Жуков, М. Н. Подвижные игры Текст.: учеб. для студентов пед. ВУЗов / М. Н. Жуков. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 160 с.
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. / А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. — Т. 2. — С. 166.
- Запорожец, А. В. Психология Текст.: учеб. пособие для дошк. пед. уч-щ / А. В. Запорожец. — М.: Гос. учеб.-пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1953.- 188 с.
- Зациорский, JI. П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека Текст. / JI. П. Зациорский // Теория и практика физ. культуры. 1975. — № 6. — С. 23−27.
- Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации Текст.: материалы Всерос. совещ. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2002. — 320 с.
- Здоровьеформирующее физическое развитие: развивающие двигательные прогр. для детей 5—6 лет Текст.: пособие для педагогов дошк. учрежд. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. — 336с. — (Здоровье сберегающая педагогика).
- Здоровый малыш Текст.: прогр. оздоровления детей в ДОУ / под ред. 3. И. Берселевой. М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 32 с.
- Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми Текст. / Ю. Ф. Змановский. М.: Просвещение, 1989. — С. 4−6.
- Игнатьев, В. Е. Гимнастика, спорт, подвижные игры Текст.: Физическое воспитание / В. Е. Игнатьев. М.: Польза, 1912. — 207 с.
- Игра дошкольника Текст. / Л. А. Абромян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. — под ред. С. Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989.-286 с.
- Игры с правилами в детском саду Текст.: сб. дидакт. и подвиж. игр к «Программе воспитания в детском саду». — 2-е изд., испр. и доп. — М.: «Просвещение», 1970.— С. 74−91.
- Игры в детском саду Текст.: для дошк. возраста. — Минск: Карвест- М.: Изд-во ACT, 2000. 96 с.
- Игры детей мира Текст.: попул. пособие для родителей и педагогов / сост. Т. И. Линго. — Ярославль: Академия развития, 1998. — 176 с.: ил. -(Серия: «Потехе час»).
- Игры народов СССР Текст. / сост. Л. В. Былеева, В. М. Григорьев. -М.: Физкультура и спорт, 1985. 269 с.: ил.
- Изаак, С. И. Статические модели дифференцированной оценки двигательных возможностей детей и молодежи Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. И. Изаак. М., 1997. — 23 с.
- Ильин, Е. П. Одаренность, способности качества — синонимы или разные понятия? Текст. / Е. П. Ильин // Теория и практика физического воспитания. 1981. — № 9. — С. 49−50.
- Инструктивно-методическое письмо о гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах Текст. // Обруч. 2000. — С. 1−50.
- Истоки: базисная прогр. развития дошкольников Текст.: / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. М.: Карапуз, 1997. -С. 224−245.
- Каптерев, П. Ф. О детских играх и развлечениях Текст. / П. Ф. Каптерев. -М.: Энциклопедия, 1898. С. 13.
- Карманова, Л. В. Диагностика физического развития дошкольников Текст.: метод, рекомендации / Л. В. Карманова, В. Н. Щебеко, Т. Ю. Логвина — БГИФК. Минск, 1992. — 33 с.
- Карманова, Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада Текст. / Л. В. Карманова. Минск: Нар. асвета, 1980. -С. 27−30.
- Карманова, Л. В. Индивидуальный подход к старшим дошкольникам при обучении движениям Текст. / Л. В. Карманова // Проблемы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. — Минск: Полымя, 1978.-С. 81−87.
- Карпеев, А. Г. Направление и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений Текст. / А. Г. Карпеев // Теория и практика физ. воспитания. — 1995. — № 9. — С. 5−7.
- Касаткина, Г. М. Влияние физических упражнений разной направленности на развитие движений и психики детей 3—7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. М. Касаткина. М., 1982. — 24 с.
- Каштанова, Г. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении Текст.: практ. пособие / Г. В. Каштанова. -М.: Аркти, 2002. 120 с. (Метод, б-ка)
- Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста- Текст. / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. М.: Просвещение, 1985. —271 с.
- Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Текст.: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. -М.: «Просвещение», 1972.-271 с.
- Кильпио, Н. Н. 80, игр воспитателю детского сада Текст. / Н. Н. Кильпио. 3-е изд., испр. и доп. М.: «Просвещение», 1973. — G. 3−9.
- Кильпио, Н. Н. Занятия гимнастикой и подвижными играми в детском саду Текст. / Н. Н. Кильпио — под ред. А. И. Быковой. М.: Просвещение, 1954. — 88 с.
- Ковалев, А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1965. — 254 с.
- Ковалев, А. Г. Психические особенности человека Текст. / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Л., 1957 — Т. 1. — С. 188.
- Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка Текст.: пособие для воспитателя дет. сада / Я. И. Ковальчук. — М.: Просвещение, 1981. 127 с.
- Кожевникова, Н. Г. Спортивные развлечения и игры Текст. / Н. Г. Кожевникова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1961. — 111 с.
- Кожухова, Н. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : схемы и табл. Текст. / Н. Н. Кожухова, J1. А. Рыжкова, М. М. Борисова. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. -192 с.
- Козак, О. И. Зимние игры для больших и маленьких Текст. / О. И. Козак. СПб.: СОЮЗ, 1999. — 96 с.
- Козырева, О. В. Игры, которые нравятся дошкольникам Текст.: авт. прогр. оздоровительно-развивающих игр для детей дошк. возраста / О. В. Козырева. М., 2002. — 40 с.
- Козырева, О. В. Спортивное воспитание детей дошкольного возраста в системе гуманистического воспитания Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Козырева. М., 2002.
- Кокорева, О. И. Развитие точности движений у детей шестого года жизни в играх-эстафетах Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. И. Кокорева. -М., 1997. 16 с.
- Конторович, М. М. Зимние игры и развлечения дошкольников Текст.: пособие для воспитателей дошк. учреждений / М. М. Конторович, Л. И. Михайлова. 2-е изд., переработ, и доп. — М.: Физкультура и спорт. -1946.- 104 с.
- Контроль за физической подготовленностью дошкольников Текст.: метод, рекомендации / О. А. Сиротин, С. Б. Шарманова, Л. В. Пименова- УГИФК. Челябинск, 1995. — 20 с.
- Концепция дошкольного воспитания Текст. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова // Дошкольная педагогика. М., 2000. — С. 389−399.
- Концепция содержания непрерывного образования. Дошкольное и начальное звено: Проект // Народное образование. 2001. — № 1. -С. 305−312.
- Коротков, И. М. Подвижные игры в пионерском лагере Текст. / И. М. Коротков. М.: Мол. гвардия, 1984. — С. 7.
- Котелевская, Н. Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом возрастной эволюции Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. М. Котелевская. СПб., 2000. — 24 с.
- Крестовников, А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений Текст. / А. Н. Крестовников. — М.: Физкультура и спорт, 1951. — С. 531.
- Крупская, Н. К. Дети наше будущее Текст. / Н. К. Крупская. — М., 1975.-С. 216−221.
- Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании Текст. / Н. К. Крупская. -М.: Просвещение, 1967.-С. 146,210−211.
- Крупская, Н. К. Педагогические сочинения Текст. / Н. К. Крупская. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. Т. 5.
- Крутецкий, А. А. Проблема способностей в психологии Текст. /
- A. А. Крутецкий. М.: Знание, 1971. — С. 164.
- Крутетский, В. А. Психология Текст.: учеб. для учащихся пед. уч-щ. / В. А. Крутетский. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. -336 с.
- Кудрявцев, В. Т. Развивающая педагогика оздоровления: дошкольный возраст Текст.: прогр.-метод. пособие / В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. — М.: Линка-пресс, 2000. — С. 3−8.
- Кудрявцев, В. Т. От педагогики повседневности — к педагогике развития: психолого-пед. основы развивающего дошк. образования Текст. /
- B. Т. Кудрявцев. Екатеринбург: Изд. дом Аква-пресс, 2005. — 44 с.
- Кудрявцев, В. Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками Текст. / В. Т. Кудрявцев // Начальная школа: плюс-минус. — 2000. — № 7.
- Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты Текст.: практ. пособие для аспирантов и соискателей учен, степени / Ф. А. Кузин. 2-е изд. — Ось, 1998.-С. 12−17.
- Кузнецова, М. Н. Неспецифическая профилактика респираторных заболеваний у детей Текст.: пособие для мед. и пед. работников дошк. учрежд. / М. Н. Кузнецова. М.: АРКТИ, 2003. — 88 с.
- Кузнецова, М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях Текст.: практ. пособие / М. Н. Кузнецова. М.: АРКТИ, 2002. — 64 с. — (Развитие и воспитание дошкольника).
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека Текст.: пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: ТЦ «Сфера», 2004. — 464 с.
- Лайзане, С. Я. Физическая культура для малышей Текст.: кн. для воспитателя дет. сада. / С. Я. Лайзане. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1987.- 160 с.: ил.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. Т.1.
- Леонтьев, А. Н. О формировании способностей Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопр. психологии. 1960. — № 1 — С. 7−11.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 356 с.
- Ленерт, Г. Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста Текст. / Г. Ленерт, И. Лахман — пер. с нем. М.: Физкультура и спорт, 1973.
- Лесгафт, П. Ф. Избранные труды Текст. / П. Ф. Лесгафт. М.: Физкультура и спорт, 1987 — С. 175, 273, 281.
- Лескова, Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду Текст. / Г. П. Лескова, П. П. Буцинская, В. И. Васюкова — под ред. Г. П. Лесковой. -М.: Просвещение, 1981 160 с.
- Лопатин, В. В. Малый толковый словарь русского языка Текст. /
- B. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.: Рус. яз., 1993. — 704 с. — с. 116.
- Луконина, Н. Н. Физкультурные праздники в детском саду Текст. / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. М.: Айрис-пресс, 2003. — 128с.: ил., ноты. — (Внимание — дети!).
- Лурия, А. Р. Мозг человека или психические процессы Текст. / А. Р. Лурия. М, 1963. — С. 132.
- Луури, Ю. Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста Текст. / Ю. Ф. Луури. М.: Просвещение, 1991. — С. 19.
- Люблинская, А. А. Воспитателю о развитии ребенка Текст. / А. А. Люблинская. -М.: Просвещение, 1972. С. 77−96.
- Люблинская, А. А. Детская психология Текст.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
- Любицина, М. И. В. А. Сухомлинский о воспитании детей Текст. / М. И. Любицина. Л.: Знание, 1974. — 32 с.
- Лямираль, С. Растите детей здоровыми : от 0 до 15 лет: Все, что должна знать мать, чтобы ее ребенок рос крепким и здоровым Текст. /
- C. Лямираль, К. Рипо, Л. Казанцевой- пер. с фр. 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 150 с.: ил. — (Физкультура и спорт).
- Лях, В. И. Двигательные способности: общая характеристика и основы теории и методики их развития в практике физического воспитания Текст. / В. И. Лях // Физ. культура в шк. № 2. — 1996. — С. 14−16.
- Лях, В. И. Исследование ловкости детей и подростков в подвижныхиграх Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Лях. -М., 1976. 21 с.
- Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников Текст.: пособие для учителя / В. И. Лях. М.: Изд-во ACT, 1998. — 272 с. 50: ил.
- Майнберг, Э. Основные проблемы педагогики спорта : вводный курс Текст. / Э. Майнберг — под ред. М. Я. Виленского, О. С. Метлушко — пер. с нем. М.: Аспект-пресс, 1995. — 318 с. — (Программа: Обновление гуманитарного образования в России).
- Майорова, Л. Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Т. Майорова. Омск, 1988. — 24 с.
- Макаренко, А. С. Сочинения Текст. / А. С. Макаренко. М., 1957. -Т. 4.-С. 358, 375.
- Макаренко, А. С. Сочинения Текст. / А. С. Макаренко. М., 1958. -Т.7.-С. 299−300, 461.
- Максаков, А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом Текст.: пособие для воспитателя дет. сада. / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. 2-е изд., испр. доп. — М.: Просвещение, 1983. — 144с.: ил.
- Маркосян, А. А. Вопросы возрастной психологии и физиологии Текст. / А. А. Маркосян. М.: Просвещение, 1974. — С. 271.
- Масальгин, Н. А. Математико-статистические методы в спорте Текст. / Н. А. Масальгин. М.: Физкультура и спорт, 1974. — С. 149.
- Матвеев, А. П. Теория и методика физического воспитания Текст. / А. П. Матвеев — под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990.
- Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры Текст. / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. — С. 158−283.
- Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка Текст.: пособие для практикующих работников дошк. учреждений / М. Д. Маханева. М.: АРКТИ, 1997.-88 с.
- Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре Текст.: пособие для воспитателя дет. сада / Д. В. Менджерицкая — под ред. Г. J1. Марковой. -М.: Просвещение, 1982. 128 с.
- Методика обучения двигательным действиям Текст.: метод, рекомендации. ГДОЛИФК. — Л., 1990. — 27 с.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Текст. / сост. Л. В. Русскова. — М.: Просвещение, 1986. -400 с.
- Миронников, А. А. Влияние занятий различной направленности на двигательно-координационные способности мальчиков 3—6 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Миронников. М., 2000. — 24 с.
- Миронов, А. И. Критические периоды детства Текст. / А. И. Миронов. -М.: Знание, 1979. С. 19,25.
- Михайлов, Г. Н. Развитие координационных движений у детей 6−7 лет как основа повышения их физической подготовленности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Михайлов. Л., 1990. — 21 с.
- Михайлович, Г. Н. Двигательное развитие детей 5−6 лет в связи с ориентацией к сложнокоординационной спортивной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Михайлович. М., 1992. — 19 с.
- Моисеев, И. М. Основы обучения физическим упражнениям Текст.: метод, рекомендации / И. М. Моисеев, О. И. Титорова. СПб., 1997. — 49 с.
- Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому Текст. / М. Монтессори — сост. вступ. ст. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.: Изд. дом «Карапуз», 2000 — 272 с.
- Муравьев, В. А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста Текст.: метод, пособие / В. А. Муравьев, Н. Н. Назарова. -М.: Айрис-пресс, 2004. 112 с.
- Мухина, В. С. Детская психология Текст.: учебник для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина — под ред. JI. А. Венгер. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
- Мясищев, В. Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
- Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений Текст. / Л. Д. Назаренко. М.: Владос-пресс, 2002. — 240 с. — (Б-ка учителя физ. культуры).
- Найн, А. Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам Текст. / А. Я. Найн. Челябинск, 2000. — 187 с.
- Научно-методические основы развивающей педагогики оздоровления Текст.: метод, материалы для участников семинара УрО РАО. — Екатеринбург, 2005. 14 с.
- Наш «взрослый» детский сад: из опыта работы Текст. / К. П. Изергина, Л. С. Преснякова, Т. В. Иншакова и др. М.: Просвещение, 1991.-С. 21.
- Недоспасова, В. А. Растем играя: сред, и ст. дошк. возраст Текст.: пособие для воспитателей и родителей / В. А. Недоспасова. — 2-е изд. М.: Просвещение, 2003. — 94 с.
- Немеровский, В. М. Развитие физической культуры дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. М. Немеровский. СПб., 2000. — 21 с.
- Немов, Р. С. Психология Текст.: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. 4-е изд. — М.: Психология образования. — 608 с.
- Никитин, В. И. Пути повышения двигательной активности слепых младших школьников в подвижных играх Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Никитин. М., 1989. — 22 с.
- Никитин, В. И. Содержание и методика применения подвижных игр в младших классах школы слепых и слабовидящих Текст. / В. И. Никитин, Т. Ф. Попкова. Свердловск, 1983. — 24с.
- Никитюк, Б. А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. / Б. А. Никитюк // Теория и практика физ. культуры 1994-№ 7. — С. 5−7.
- Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. / авт.-сост. Р. И. Амарян, В. А. Муравьев. -М.: Айрис-пресс, 2004. 128 с.
- Ноткина, Н. А. Влияние физических упражнений разной направленности на формирование двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. наук / Н. А. Ноткина. Л., 1980.- 23 с.
- Ноткина, Н. А. Воспитывать физические качества Текст. / Н. А. Ноткина // Дошкольное воспитание. 1980. № 12. — С. 36−38.
- О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения Текст.: письмо М-ва образования Российской Федерации от 14.03.2000 г. № 65/23 16 // Вестн. образования. — № 11. — С. 27—35.
- О федеральных компонентах государственных образовательных стандартов дошкольного образования: Приказ Мин. Образования Российской Федерации от 5.05 2000. № 1304 // Вестник образования. 2000. — № 11. -С.60.
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования: Письмо Министерства общего ипроффесионалыюго образования РФ от 7. 01. 99. № 70 / 23−16 // Образование в документах. — 1999. — № 9. — С. 36 -42.
- Об утверждении «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» Текст. // Дошкольное воспитание. 1995. -№ 10.-С. 2.
- Осокина, Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе Текст. / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, JI. С. Фурмина. 2-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 1983. — 224 с. — (Б-ка воспитателя дет. сада).
- Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду Текст. / Т. И. Осокина. М.: Просвещение, 1986. — 304 с.
- Осокина, Т. И. Физические упражнения для дошкольников Текст. / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева. — М.: Просвещение, 1996. — С. 70−75.
- Осокина, Т. И. Подвижные игры для малышей Текст. / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева. — М.: Просвещение, 1965. — 79 с.
- Основы морфологии и физиологии и организма детей и подростков Текст. / под ред. А. А. Маркосяна. М., 1969. — 572 с.
- Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста Текст. / сост. Н. А. Ноткина, JI. И. Кузьмина, Н. Н. Бойнович. СПб.: Детство-пресс, 2003. — 32 с.: ил.
- Панов, В. А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / В. А. Панов. М., 1996. — 23 с.
- Панфилова, Н. В. Развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям детей 4−6 лет в связи с особенностями двигательной ассиметрии Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Панфилова. М., 1992. — 19 с.
- Педагогические идеи К. Д. Ушинского Текст. М.: Знание, 1971. -80 с. — (Серия «Народный университет»). Педагогический университет.
- Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
- Пензулаева, JT. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3−7лет) Текст. / JI. И. Пензулаева. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. 128 с.
- Пензулаева, J1. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3—5 лет Текст. / JI. И. Пензулаева. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.- 112 с.
- Пензулаева, JI. И. Физкультурные занятия с детьми 3−4 лет Текст. / JI. И. Пензулаева. -М.: Просвещение, 1988 95с.
- Пензулаева, JI. И. Физкультурные занятия во второй младшей группе Текст. / JI. И. Пензулаева // Дошкольное воспитание. 1989. — № 6. — С. 22 — 27- № 7. — С. 19−25- № 8. — С. 27−32.
- Пименова, Е. А. Содержание и методика физического воспитания детей 5—7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Пименова. — М., 1990.-23 с.
- Погадаев, Г. И. Физкульт Ура! Физическая культура дошкольников Текст.: пособие для родителей и воспитателей / Г. И. Погадаев. — М.: Школьная пресса, 2003. — 96 с.
- Подвижные игры Текст.: практ. материал: учеб. пособие для студентов ВУЗов и ССУЗов физ. культуры / И. М. Коротков, JI. В. Былеева, Р. В. Клиникова и др. — М.: Спортивная академия-пресс, 2002. — 279 с.
- Подвижные игры Текст.: учеб. пособие для студентов ВУЗов и ССУЗов физ. культуры / И. М. Коротков, JI. В. Былеева, Р. В. Клишкова и др. М.: Спортивная академия-пресс, 2002. — 229 с.
- Пономарев, С. А. Для самых маленьких Текст. / С. А. Пономарев. -М.: Знание, 1988.-94 с.
- Проблемы и пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях Текст.: материалы
- Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Т. П. Завьяловой. Тюмень: Вектор Бук, 2003.-212 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду Текст. / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2004 — 208 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду Текст. / под ред. М. А. Васильевой.-М., 1987.-С. 132,165.
- Прокопенко, В.И. Этнопедагогические основы физического воспитания народов Севера Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Прокопенко. М., 1994. — С. 42−44.
- Полтавцева, Н. О. О программе знаний физической культуры для дошкольников Текст. / Н. О. Полтавцева // Дошкольное воспитание. — 1997. -№ 5.-С. 14.
- Психология Текст. / под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002. — 656 с.
- Психология индивидуальных различий Текст.: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 320 с.
- Пусть ребенок растет здоровым! Текст.: пособие для воспитателя /
- B. Г. Кисляковская, С. Г. Мамедова, JI. С. Скрипченко и др.- под ред. JI. Ф.Островский. 2-е изд. доп. — М.: Просвещение, 1979. — 80 с.: ил.
- Развивающее дошкольное образование: принципы и основные направления работы Текст.: метод, материалы для участников семинара УрО РАО. Екатеринбург, 2005. — 28 с.
- Развитие движений ребенка-дошкольника Текст. / под ред. М. И. Фонарева. -М.: Просвещение, 1975. 239 с.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии Текст. /
- C. JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
- Руденко, С. А. Развитие способности к равновесию у детей 6−7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Руденко. СПб., 1999. -26 с.
- Рудик, П. А. Игры детей и их педагогическое значение Текст. / П. А. Рудик. М.- -Л., 1948 — С. 64.
- Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду Текст.: пособие для педагогов дошк. учреждений, преп. и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова. М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 256 с.
- Савельева, Н. Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях Текст. / Н. Ю. Савельева. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 464 с. — (Серия «Сердце отдаю детям»).
- Сагайдачная, Е. П. Воспитание волевых качеств у старших дошкольников при выполнении физических упражнений Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. П. Сагайдачная. М., 1988. — 23 с.
- Сальников, В. А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сензитивных и критических периодов развития Текст. / В. А. Сальников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 4. — С. 8−12.
- Синкевич, Е. А. Физкультура для малышей Текст.: метод, пособие для воспитателей / Е. А. Синкевич, Т. В. Болбшева. — СПб.: Детство-пресс, 2002. — 48 с. — (Б-ка программы «Детство»).
- Сказочный театр физической культуры: (физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) Текст. / авт.-сост. И. А. Фомина и др. Волгоград: Учитель, 2003. — 96 с.
- Скворчук, Е. П. Практикум по курсу «Спортивная метрология» Текст.: Учеб.-метод. пособие для студентов высш. учеб. заведений физ. культуры / Е. П. Скворчук. Екатеринбург, 2005. — 64 с.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений Текст.: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т. И. Ерофеевой. 2-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 344 с.
- Соколовой, И. Пути повышения моторной плотности физкультурных занятий Текст. / И. Соколовой // Дошкольное воспитание. — 1980. № 6. — С. 12−14.
- Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф. Змановского: здоровый дошкольник Текст. / Авт.-сост. Ю. Е. Антонов, М. М. Кузнецова, Т. И. Марченко, Е. И. Пронина. М.: АРКТИ, 2001.-208 с.
- Способности ваших детей Текст. / сост. Н. П. Линькова и Е. А. Шумилин. -М.: Просвещение, 1969. С. 6.
- Степаненкова, Э. Я. Использование подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста Текст.: пед. практика студентов по курсу «Теория и методика физ. воспитания детей дошк. возраста» / Э. Я. Степаненкова. М.: Просвещение, 1984. — С. 4−6.
- Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. 368 с.
- Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду Текст.: прогр, и метод, рекомендации / Э. Я. Степаненкова. М.: Мозаика-синтез, 2005.-96 с.
- Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. — М.: ТЦ «Сфера», 2003.-С. 118−124.
- Сраковская, В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет Текст. / В. Л. Сраковская. М.: Новая шк., 1994. — 228 с.
- Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения Текст. / В. А. Сухомлинский. М, 1979. — Т. 1. — С. 104.
- Сухомлинский, В. А. О воспитании Текст. / В. А. Сухомлинский. -М., 1973.-С. 12,21,60,88−96.
- Сухомлинский, В. А. Павлышевская средняя школа Текст. / В. А. Сухомлинский. М., 1969. — С .35.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям Текст. /
- B. А. Сухомлинский. 3-е изд. — Киев: Рад. шк., 1973. — С. 9,26,29,97.
- Тарасова, Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста Текст.: метод, рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. -М.: ТЦ «Сфера», 2005. С. 95, 96, 102.
- Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов — Рос. акад. наук — Ин-т психологии. М.: Наука, 2003. — 377 с.
- Теплов, Б. М. Способности и одаренность : психология индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. М.: Изд-во МГУ, 1982.1. C. 129−139.
- Теплюк, С. Н. Занятия на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста Текст. / С. Н. Теплюк. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. -160 с.
- Тимофеева, Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста Текст.: кн. для воспитателя дет. сада / Е. А. Тимофеева. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1986. — 79 с.
- Тимофеева, Е. А. Развитие основных движений детей младшего дошкольного возраста в подвижных играх Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Тимофеева. М., 1976. — С. 7,8.
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду Текст. / под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. По дьякова. — М.: Просвещение, 1984. -С. 156.
- Токаева, Т. Э. Педагогические условия воспитания самостоятельности детей 4—5 лет Текст.: на материале физ. упражнений / Т. Э. Токаева. СПб., 1994 — 84 с.
- Тонкова-Ямпольская, Р. В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста: (от рождения до 7 лет) Текст. / Р. В. Тонкова-Ямпольская, Т. Я. Черток. М.: Просвещение, 1987. — 224 с. — (Б-ка воспитателя дет. сада.).
- Тюмасева, 3. И. Эколого-валеологические основы дошкольно-школьного образования, или Умножим личность на время и время на личность: учителю — о современных проблемах школьного образования Текст. / 3. И. Тюмасева, В. А. Мошевич. — Челябинск, ?
- Умом и сердцем: мысли о воспитании Текст. М.: Политиздат, 1980.-383 с.
- Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. — М.: Педагогика. 192 с.
- Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии Текст.: пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. К. Афонькина. М.: АСАДЕМА, 2000. — С. 247, 249, 250.
- Усаков, В. И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольника Текст. / В. И. Усаков. — Краснолесье, 1989.-47 с.
- Ушинский, К. Д. Собрание сочинений Текст.: Т. 8. / К. Д. Ушинский. — М., 1950. — С. 23.
- Фарбер, Д. А. Методологические аспекты изучения физиологического развития ребенка Текст. / Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. -М., 2001.-Т. 27.-№ 5.-С. 8−16.
- Фарфель, В. С. Двигательные способности Текст. / В. С. Фарфель // Теория и практика физической культуры. 1977. — № 12. — С. 28 — 30.
- Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте Текст. / В. С. Фарфель. М.: Физкультура и спорт, 1975. — С. 208.
- Физическое воспитание детей дошкольного возраста: из опыта работы Текст. / сост. JI. И. Баканенкова, JI. В. Руслова — под ред.
- A. И. Шустова. -М.: Просвещение, 1982. 159 с.
- Фетисов, А. А. Региональные подвижные игры как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям Восточного Забайкалья Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/ А. А. Фетисов. Улан-Удэ, 2002. — 23 с.
- Физическое воспитание Текст.: учеб. / под ред. В. А. Головина,
- B. А. Маслякова, Н. В. Коробкова и др. -М.: Высш. шк., 1983. — 391 с.
- Филиппова, С. О. Мир движений мальчиков и девочек Текст.: метод, пособие для руководителей физ. воспитания дошк. учреждений /
- C. О. Филиппова. — СПб.: Детство-пресс, 2001. — 96с. — (Серия «Из опыта педагога»).
- Фирилева, Ж. Е. «Са — Фи — Дансе» : танцевально-игровая гимнастика для детей Текст.: Учеб.-метод. пособие для педагогов дошк. и шк. учреждений / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. СПб.: Детство-пресс, 2003. -352 с.: ил.
- Философский словарь Текст. / под ред. И. Г. Фролова. М.: Полит, лит., 1996.-589 с.
- Фонарев, А. М. Ребенок и среда Текст. / А. М. Фонарев. — М.: Знание, 1974. С. 53−54.
- Хрестоматия по возрастной физиологии Текст.: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / сост. М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 288 с.
- Хризман, Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка Текст. / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Д. Лоскутова. — М.: Педагогика, 1991. -232 с.
- Хрущев, С. В. Физическая культура ребенка (от 1 года до 3 лет) Текст. / С. В. Хрущев. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 56 е., ил.
- Хухлаева, Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Текст.: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Д. В. Хухлаева. -М.: «Просвещение», 1971 364 с.
- Цаплева, Т. Е. Комплексное развитие физических качеств девочек 3−7 лет методами художественной гимнастики Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Е. Цаплева. М. 2001. — 22 с.
- Чабовская, А. П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста Текст. / А. П. Чабовская. М.: Просвещение, 1980. — С. 47−49.
- Чернышевский, Н. Г. Полное собрание сочинений Текст. / Н. Г. Чернышевский М., 1950. — Т. 7. — С. 444−446.
- Шабунин, Р. А. Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма дошкольников и младших школьников Текст.: Учеб. пособие / Р. А. Шабунин. Свердловск, 1981. — С. 15.
- Шарманова, С. Б. «Морское царство» Текст.: применение сюжет, занятий на основе гимнастики в физ. воспитании детей дошк. возраста // учеб. пособие / С. Б. Шарманова. Челябинск, 1996. — 89 с.
- Шебеко, В. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях Текст.: практикум для сред. пед. учеб. заведений / В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак. -М.: Академия, 1997. 176 с.
- Шебеко, В. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях Текст. / В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак. Минск: Ушверспэцкае, 1998. — 184 с.
- Шебеко, В. Н. Занятия по физической культуре в детском саду: обучение и творчество Текст. / В. Н. Шебеко. Минск: Университетское, 2001.-88 с.
- Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников Текст.: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / В. И. Шебеко, Н. И. Ермак, В. В. Шишкина. 4-е изд., испр. — М.: Изд. центр «Академия», 2000.- 176 с.
- Шишкина, В. А. Движение + движение Текст.: кн. для воспитателя дет. сада / В. А. Шишкина. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.
- Щербакова, Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3−5 лет в игре Текст.: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. 2110 / Е. И. Щербакова. М.: Просвещение, 1984. — 80 с.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические произведения Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 554 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.
- Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду Текст.: пособие для воспитателей дошк. образ, учреждений / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. -М.: Просвещение, 2002. 144 с.
- Юрко, Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Текст. / Г. П. Юрко, В. П. Спирина, Р. Г. Сорочек, 3. С. Уварова. -М.: Просвещение, 1978. С. 24−28.
- Юрко, Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Текст. / Г. П. Юрко. М., 1978.
- Яковлев, В. Г. Подвижные игры Текст. / В. Г. Яковлев, Л. В. Былеева. М.: Физкультура и спорт, 1965. — 192 с.
- Яковлев, В. Г Игры для детей Текст. / В. Г Яковлев. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 158 с.
- Яковлев, В. И. Организация научно-практического поиска в дошкольном учреждении Текст. / В. И. Яковлев. Екатеринбург, 1985.- 16 с.
- Яковлев, В. П. Игры для детей Текст. / В. П. Яковлев. М.: Физкультура и спорт, 1975. — С. 6−8.
- Янкелевич, Е. И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет Текст. / Е. И. Янкелевич. М.: Физкультура и спорт, 1999. — 206 с.