Роль этнопсихологических факторов в обучении британских студентов русскому языку
Диссертация
На основе рассмотренных принципов был произведен отбор методов и приемов, способствующих реализации этнопсихологических факторов в опытно-экспериментальном обучении. К числу наиболее эффективных методов следует отнести: эвристическую и ассоциативную беседу, зрительно-ассоциативный прием, дидактическую и ролевую игру, учебную дискуссию, метод «культурной капсулы». Особенно важным в решении задач… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
- 1. 1. Понятие «этнопсихологические факторы» в категориальном аппарате этнопсихологии
- 1. 1. 1. Понятие и признаки этноса
- 1. 1. 1. 1. Этническая идентичность и национальное самосознание
- 1. 1. 1. 1. 1. Влияние культурного шока на межкультурную коммуникацию
- 1. 1. 2. Менталитет как ценностно-нормативная ориентация этноса
- 1. 1. 3. Роль этнического стереотипа в межкультурной коммуникации
- 1. 1. 1. Понятие и признаки этноса
- 1. 2. Лингвострановедческая триада «язык — культура — этнос» как связующее звено между этнопсихологией и лингводидактикой
- 1. 2. 1. Роль лингвострановедения в выделении национально-культурной составляющей в языке
- 1. 2. 2. Учет языковой картины мира в национально-ориентированном обучении русскому языку как иностранному
- 1. 2. 3. Лакунизированный характер этнических культур и его преломление в языке
- 1. 2. 4. Построение «концептосферы языка» как способ выявления этнопсихологических особенностей лингвокультурной общности средствами когнитивной лингвистики
- 1. 1. Понятие «этнопсихологические факторы» в категориальном аппарате этнопсихологии
- 2. 1. Понятие «национальный характер» как основная этнопсихологическая категория,
- 2. 2. Методология рассмотрения категории «национальный характер»
- 2. 3. Сопоставительное рассмотрение этнопсихологических особенностей русского и английского национального характера по многоуровневой методике
- 2. 3. 1. «Материальный» уровень сопоставительного рассмотрения этнопсихологических особенностей русского и английского национального характера: географическая среда и климат
- 2. 3. 2. «Душевно-духовный» уровень сопоставительного рассмотрения этнопсихологических особенностей русского и английского национального характера: религия, язык, искусство
- 2. 3. 2. 1. Отражение особенностей национального характера русских и к англичан в системе верований
- 2. 3. 2. 2. Отражение особенностей русского и английского национального характера через призму языка
- 2. 3. 2. 3. Отражение особенностей русского и английского национального характера через артефакты
- 2. 3. 3. «Духовно-материальный» уровень сопоставительного рассмотрения этнопсихологических особенностей русского и английского национального характера
- 3. 1. Констатирующий эксперимент: программа и анализ результатов
- 3. 2. Система опытно-экспериментального обучения русскому языку как иностранному с опорой на этнопсихологическую составляющую
- 3. 2. 1. Общедидактические и частнометодические принципы в разработке теоретических основ опытно-экспериментального обучения
- 3. 2. 2. Методы и приемы, используемые при построении опытно-экспериментального обучения
- 3. 2. 3. Система индикаторных упражнений с учетом этнопсихологических факторов в обучении русскому языку как иностранному на продвинутом этапе
- 3. 2. 4. Анализ результатов опытно-экспериментального обучения
Список литературы
- Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: В 2 ч. Ставрополь: СГУ, 1996.-4.1 — 153 с. 4.2−168 с.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социал.-психол. проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 239 с.
- Азнаворианц-Азнавуров Ф. М. Мысли очевидца об Англии. СПб, тип. Ю. Мансфельд, 1905. — 8 с.
- Акипшна A.A., Кано X., Акишина Т. Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М.: Русский язык, 1991. -144 с.
- Алхазов Л.Д., Кройгеску Л. И. В Королевстве, где говорят по-английски. -Кишинев: ШтиинцаД989. 224 с.
- Англия: Путеводитель. М.: Дубль В, 1994. — 64 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 1998. 375 с.
- Анерт А., Майпшер Т., Шмидт А., Доскин В. А. Кросскультурное исследование взаимодействия с детьми русских и немецких матерей// Вопросы психологии. -1978. № 5. — С.20−31.
- Ю.Антипов Г. А., Донских O.A., Марковина И. Ю., Сорокин Ю. А. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, 1989. -197 с.
- П.Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания//Вопросы языкознания, 1995. — № 1. — С.37−67.
- Арутюнова Н.Д. Образ (опыт концептуального анализа)// Референция и проблемы текстообразования. -М., 1988. С. 117−129.
- Арутюнян С.А., Дробижева Л. М., Сусоколов A.A. Этносоциолошя. М.: Аспект Пресс, 1998. — 271 с.
- Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад. Краснодар, 1966. — 271 с.
- Аршавская Е.А. Вопросы специфики и адаптации к иноязычной культуре в работах американских студентов// Этнопсихологические проблемы семантики. -М., 1978. С. 54−70.
- Аршавская Е.А. Проблемы адаптации к иноязычной культуре и личность мигранта // Язык. Сознание. Этнос. Культура. М.: ЙЯ РАН, 1994. — С.156−157.
- Аршавская Е.А. Экстралингвистические детерминанты формирования коммуникативной способности: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1983. — 25 с.
- Аскольдов-Алексеев С. А. Концепт и слово// Русская речь. Новая серия. Л., 1982. — С.28−44.
- Аутлева Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русской ментальности: социально-философский анализ: Автореф. дис .канд. филос. наук. М., 1996. -23 с.
- Ахиезер А. С. Россия как большое общество// Вопросы философии. 1993. -№ 1. — С.3−19.
- Аэм А. Англосаксонская раса. Государства народов англосаксонской расы в настоящем и будущем. 4.1−2. М., т-во тип. А. И. Мамонтова, 1906. — 380 с.
- Бабаков В.Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура: (Методол. проблемы). М.: ИФРАН, 1996. — 70 с.
- Бабанский Ю.К. Классификация методов обучения и критерии их оптимального выбора// Выбор методов обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1981. — С.15−47.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения// Педагогика: Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов/Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.- Педагогика, 1983. С. 177−210.
- Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: Автореф. дис. докт. филол. наук. Воронеж, 1998. — 41 с.
- Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». -М.: Наука, 1973. 15 с.
- Баграмов Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология (Критика новейших полит.-социол. концепций). -М.: «Мысль», 1966. 327 с.
- Бархударов JI.C. Язык и перевод. М., 1975. — 239 с.
- Белянин В.П. Автор художественного текста как языковая личность// Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание: Тез. докл. X Всесоюз. симпозиума по психолингвистике и теории и коммуникации 3−6 июня 1991. -М.: ИЯ АН СССР, 1991. С.34−35.
- Белянин В.П. Паремии и языковое сознание// Язык. Сознание. Этнос. Культура. М.: ИЯ РАН, 1994. — С.65−66.
- Белянин В.П. Универсальное и национальное в художественных моделях мира// Тез. докл. и сообщ. IV Междунар. Симпозиума по лингвострановедению. Москва, 31 янв.- 4 февр. 1994 г. М.: ИРЯим. A.C. Пушкина, 1994. — С.22−23.
- Белянко O.E., Трушина Л. Б. Русские с первого взгляда. Что принято и что не принято у русских. Книга для чтения и тренировки в коммуникации. М.: Русский язык, 1994, — 80 с.
- Бердяев H.A. Азиатская и европейская душа// Судьба России. М.: Сов. писатель, 1990. — 346 с.
- Бердяев H.A. Душа России// Русская идея. М.: Республика, 1992. С.295−312.
- Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. — 220 с.
- Бердяев H.A. О «вечнобабьем» в русской душе//Бердяев H.A. Судьба России. -М&bdquo- 1918. С.30−42.
- Бердяев H.A. Русская идея// О России и русской философской культуре: Философы рус. послеокт. зарубежья: Сборник. -М.: Наука, 1990. 528 с. — С.43−271.
- Бердяев H.A. Судьба России. М., 1918. 240 с.
- Библер B.C. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы. Кемерово: АЛЕФ, 1993. — 415 с.
- Бобрышева И.Е. Лакуны в спектре межкультурного общения// Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание: Тез. докл. X Всесоюз. симпозиума по психолингвистике и теории и коммуникации 3−6 июня 1991 г. -М.: ИЯ АН СССР, 1991. С.35−36.
- Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис. докт. филол. наук. Л., 1984. — 31 с.
- БогомоловаН.Н., Стефаненко Т. Г. Образы американца и советского человека в восприятии московских студентов и на страницах молодежной прессы// Вестник МГУ. -1991. № 3. — С.3−11.
- Бодалев A.A. Восприятие человека человеком. М.: Просвещение, 1982. -282 с.
- Бороноев А.О., Павленко В. Н. Основы этнической психологии. СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. — 168 с.
- Бороноев А.О., Смирнов П. И. Россия и русские: Характер народа и судьбы страны. СПб: Лениздат, 1992. — 144 с.
- Брагина A.A. История слов в жизни народа. М.: Русский язык, 1989. — 213 с. ЗЗ. Бромлей Ю. В, Опыт типологизации этнических общностей// Советская этнография. -1972. — № 5. — С.61−81.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412 с.
- БромлейЮ.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. — 283 с.
- БрутянГ.А. Гипотеза Сепира-Уорфа. Ереван: «Луйс», 1968.- 66 с.
- Брутян Г. А. Язык. Картина мира//НДВШ, Философ, науки. -1973. № 1. — С. 23−28.
- Будагов P.A. Филология и культура. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 304 с.
- Булгаков С.Н. Христианский социализм: Сборник. Новосибирск: Наука, 1991.-349 с.
- Буробин A.B. Национально-культурная специфика анималистической фразеологии русского языка: Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1995. 14 с.
- Вагнер В.Н. Методика преподавания: русского языка англоговорящим и франкоговорящим (фонетика, графика, части речи): Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1995. — 41 с. 65 .Вагнер В. Н. Русский язык для англоговорящих. М.: Русский язык, 1983. -621 с.
- Вайсбурд М. JI. Цели обучения иностранным языкам и журнал «Иностранные языки в школе»// Иностранные языки в школе. -1994. N 6. — С.6−13.
- Варга А.Я. О некоторых особенностях российской ментальности и их проявлениях в процессе семейной терапии// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -1996. -№ 3. -С.68−76.
- Вежбицкая А. Культурно-обусловленные сценарии и их когнитивный статус// Язык и структура знаний. М.: ИЯ АН СССР, 1990. — С.63−85.
- Вежбицкая А. Семантика грамматики. -М.:ИНИОНД992. -31 с.
- Вежбицкая А. Судьба и предопределение// Путь. Междунар. философ, журн. 1994.-№ 5.-С.82−150.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. — 416 с.
- Великобритания: Лингвострановедческий словарь. М., 1978. — 480 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановеденйя: концепция речеповеденческих тактик. М., 1999. — 84 с.
- ВерещагинЕ.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык, 1980. — 320 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Национально-культурная семантика русских фразеологизмов// Словари и лингвострановедение. М.: Русский язык, 1982. — С. 89−97.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Об учебном лингвострановедческом словаре безэквивалентной лексики// Лингвострановедческий аспект преподавания русского языка иностранцам. М.: Изд-во МГУ, 1974. — С.79−109.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного, 4-е изд., пер. и доп. М., 1990. -246 с.
- Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск, Вост.-Сибирск. отд. Русск. география, о-ва, 1926. — 30 с.
- Вишняков А.Г., Шатилов С. Ф. Предварительные условия эксперимента в методических целях//РЯЗР. -1989. № 2. — С 53−58.
- Влахов С., Флорин С. Непереводимое в переводе. М.: Международные отношения, 1980. — 342 с.
- Водовозов В.В. Как люди на белом свете живут. Англичане. СПб, тип. т-ва «Общественная польза», 1914. — 29 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, Чуваш, кн. изд-во, 1975. — 376 с.
- Воркачев С.Г. Национально-культурная специфика концепта любви в русской и испанской пареомиологии// Филол. науки. 1995. — № 3. — С.56−66.
- Воробьев В.В. К понятию поля в лингвокультурологии (Общие принципы)// РЯЗР. -1991. № 5. — С.101−106.
- Воробьев В.В. Лингвокультурема как единица поля// РЯЗР. 1994. — № 4. -С.75−81.
- Воробьев В, В. Лингвокультурология. Теория и методы. М., 1997. — 332 с.
- Воробьев B.B. О межкультурной языковой коммуникации в лингвокультурологии// Степановекие чтения. Проблемы межкультурной языковой коммуникации. Межд. конф., тез. докл. и сообщ. М.: Изд-во Рос. Унта дружбы народов, 1998. — С.19−20.
- Воробьев В.В. Основы лингвокультурологического описания языка// Лингвистические и лингводидактические основы обучения русскому языку как иностранному: Сб. ст. -М.: Изд-во РУДН, 1997. С.106−114.
- Воробьев В.В. Теоретические и прикладные аспекты лингвокультурологии: Автореф. дис. докт. филол. наук. М., 1996. — 40 с.
- Воронцов Д.Д., Маслов А. П. Русское искусство (в вопросах и ответах). Учебное пособие. СПб.: СПб гос. ун-т пед. мастерства, 1997. — 272 с.
- Выготский Л. С, Мышление и речь. М.-Л., 1934. — 324 с.
- Гачев Г. Д. Европейские образы Пространства и Времени// Культура, человек и картина мира. -М.: Наука, 1987. С.198−227.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс. Культура, 1994. — 480 с.
- Гачев Г. Д. Русский эрос. М.: Интерпринт, 1994. — 278 с.
- Герд A.C. Введение в этнолингвистику. СПб: Языковой центр СПбГУ, 1995. -92 с.
- Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1955. — Т, 6. — 550 с, -С. 187−223.
- ЮО.Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1956. — Т.7. — 467 с. — С.24−39.
- Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — Т.13. — 676 с. — С.243−328.
- Ю4.Глухов Б. А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1993. — 371 с.
- Ю5.Гнатенко П. И. Национальный характер: мифы и реальность. Киев: Вшца школа, 1984. -150 с.
- Юб.Гончаров И. А. Англичане и русские. СПб., тип. Б. Евдокимова, 1891. — 32 с.
- Горький A.M. Две души// Летопись. -1913. № 1. — С.123−135.
- Ю.Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. — 192 с.
- Ш. Гридина Т. А. Актуализация этнических стереотипов в процессах языковой игры//Язык. Сознание. Этнос. Культура. -М.: ИЯРАН, 1994. С.180−181.
- Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии//Вопросы философии. -1994. № 1. — С.54−61.
- Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. — М.: Музыка, 1965. — 484 с.
- Гумбольдг В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. — 397 с.
- Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнич. истории. М.: Прогресс, 1992. — 335 с.
- Пб.Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. -526 с.
- Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология// Вопросы философии, -1988. № 1. — С.56−70.
- Гуревич А.Я. Ментальность. 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989. — 176 с.
- ГуревичП.С. Культурология. -М.: Знание, 1996. 287 с.
- Даль В.Й. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб.: Литера, 1996. — 477 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб.: ТОО «Диамант», 1996.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. — 574 с.
- Дао Тхи Минь Хыонг. Социальная адаптация этнических групп к иной социокультурной среде: Автореф. дис. канд. соц. наук. М., 1996. — 24 с.
- Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку: «Элм», 1976. — 226 с.
- Дешериева Ю.Ю. Проблемы интерференции и языкового дефицита (на материале русской речи носителей английского языка): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1976. -15 с.
- Дешериева Ю.Ю. Учебник русского языка как модель межкультурной коммуникации// РЯЗР. -1984. № 1. — С.71−74.
- Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата: Казахстан, 1971.-304 с.
- Ш. Дмитриев A.B. Социология политического юмора. М.: РОССПЕН, 1998. -332 с.
- Донских O.A. Методологический анализ понятия языковой картины мира// Методологические проблемы научного исследования: Сборник. Новосибирск: Наука, 1984. — 316 с.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание соч.: В 30-ти т. Л.: Наука, 1972−1988. -Т.21. — 1980. — 551 с.
- Ш. Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980. -224 с.
- Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР: Ист.-социол. очерк межнац. отношений. М.: Мысль, 1981. — 263 с.
- Друзь А.В. Учет национальных методических традиций в практике преподавания русского языка как иностранного в условиях русской языковой среды: Автореф. дис. канд. пед. наук. М. Д992. — 23 с.
- Елистратов B.C. О евразийском бытовании русского языка и культуры// Россия и Запад: диалог культур. Вып.З.- М.: МГУ, 1996. С.37−54.
- Елистратов B.C. Россия как миф// Россия Запад: диалог культур. Вып.1,-М.: МГУ, 1994. — С.6−18.
- Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 1992. — 63 с.
- Ермолаев Б.А. Общение взаимодействию культур как средство развития учащихся//Язык. Сознание. Этнос. Культура. -М.: ИЯРАН, 1994. С.123−124.
- Ерофеев Н.Л. Туманный Альбион: Англия и англичане глазами русских, 1825 -1853 гг. -М.: Наука, 1982. 320 с.
- Жельвис В.И. К вопросу о характере русских и английских лакун// Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977. -352 с. — С. 136−147.
- Жельвис В.И. О некоторых национальных особенностях взаимоотношения языка и мышления// Сб. научн. тр. ЯШИ. Вып. 146. Ярославль, 1976. — С.3−37.
- Иванов Вяч. Вс. О языке как модели мира// Интеллектуальные процессы и их моделирование. -М., 1987. С.406−419.
- Иванов Вяч.И. По звездам. Статьи и афоризмы. СПб.: «Оры», 1909. — 438 с.
- Илыша Н.А. Загадка и национальное самосознание// Россия и Запад: диалог культур. Вып.З.- М.: МГУ, 1996. С.203−212.
- Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. — 278 с.
- История ментальностей, историческая антропология: Зарубеж. исслед. в обзорах и реф. М.: Б.и., 1996. — 254 с.
- Кабакчи В.В. Внепшекультурная коммуникация (Проблема номинации на материале англоязычного описания советской культуры): Автореф. дис. докт. филол. наук. Л., 1987. — 43 с.
- Кабакчи В.В. Об адекватности англоязычного описания русской культуры// Актуальные вопросы семантики и синтаксиса. Л., 1977. — С.115−123.
- Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Ст. по философии рус. истории и культуры. М.: Правда, 1989. — 654 с.
- Казакова А.Ю. Русские глазами русских: ассоциативный портрет// Язык. Сознание. Этнос. Культура. -М.: ИЯРАН, 1994. С.72−73.
- Калмыкова З.М. Психологические принципы развивающего обучения. Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология, № 5. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Канкаансюрья Р., Турунен Н., Харченкова Л. Изучение коммуникативного поведения как средство повышения компетенции межкультурного общения // Лингводидактические проблемы межкультурной коммуникации. СПб., 1994. -С. 37−44.
- Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы"// Вопросы философии. -1994. № 5. — С.27−46.
- Капитонова Т.И., Щукин А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. М.: Русский язык, 1987. — 230 с.
- Каражаев Ю.Д. Прототипическое, этническое, надэтническое в языках, менталитетах и фольклоре// Язык. Сознание. Этнос. Культура. М.- ИЯ РАН, 1994. — С.129−130.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. — 261 с.
- Карбо Д. «Душа» и «Я» : разговор советской и американской культур// Россия и Запад: диалог культур. Вып.З. М.: МГУ, 1996. — С.165−183.
- Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея// Русская идея/ Сост. и авт. вступ. статьиМ.А. Маслин. М.: Республика, 1992. — 496 с. — С.313−323.
- Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994. — 367 с.
- Ке Ян. Лингвостилистический и лингвострановедческий анализ русских народных волшебных сказок: Автореф. канд. дис. пед. наук. Казань, 1995. — 19 с.
- Клименко А.П. Психолингвистика: Учеб. пособие. Минск: Мин. гос. пед. ин-т иностр. яз., 1982. — 99 с.
- Ключевский В.О. Сочинения. В 8-ми т. М.: Госполитиздат, 1956. — Т.1. -427 с.
- Кобозева И.М. Немец, англичанин, француз и русский: выявление стереотипов национального характера через анализ коннотаций этнонимов// Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1995. — № 3. — С.102−117.
- Ковнацкая Л.Г. Английская музыка XX века: истоки и этапы развития. М.: Сов, композитор, 1986. — 213 с.
- КовшоваМ.Л. Концепт судьбы. Фольклор и фразеология// Понятие судьбы в контекстах разных культур. М.: Наука, 1994. 318 с.
- Ковшова М.Л. Культурно-национальная специфика фразеологических единиц: (когнитивные аспекты):: Автореф. канд. дис. филол. наук. М., 1996. -22 с.
- Когнитивная лингвистика конца XX века: Материалы междунар. науч. конф. 7−9 октября 1997 г. Минск: Изд-во Минского гос. лингв, ун-та, 1997. -4.1.-227 е.- 4.2.-195 с.
- Кокорев A.A. Психология межнационального общения. -М., 1992. -234 с.
- Колесов В.В. Концепты культуры// Вестн. СПбУ. Сер.2. Вып. 4. 1994. -С.30−39.
- Колесов В.В. Ментальные характеристики русского слова в языке и философской интуиции// Язык и этнический менталитет. Сб. науч. тр. -Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. С.13−24.
- Колесов В.В. Отражение русского менталитета в слове// Человек в зеркале наук.-Л., 1991.-С.106.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М: Наука, 1985. — 175 с.
- Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. -108 с.
- КолшанскийГ.В. Паралингвистика. -М.: Наука, 1974. 81 с.
- Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.: Наука, 1975. — 231 с.
- Комлев Н.Г. Слово, денотация и картина мира// Вопросы философии. -1991.-Ш1.-С.25−37.
- Кон И. С. К проблеме национального характера// История и психология. -М.: Наука, 1971. С.122−158.
- КонИ.С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967. 383 с.
- Корнилов O.A. «Языковые модели мира». Уровни значения, обозначения и смысла// Россия и Запад: диалог культур. Вып.З.- М.: МГУ, 1996.- С.231−239.
- Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в трудах зарубежных авторов. М., 1970.-117 с.
- Кортунов C.B. Россия: национальная идентичность на рубеже веков. М.: МНФ, 1997. -120 с.
- Косова JI. Дженни и Стив. Портрет в интерьере// Русский Журнал. 19.11.1997. http://www.russ.ru/jonnial/odna8/97-l 1−19/kosoval .htm.
- Костомаров В.Г. Роль русского языка в диалоге культур// РЯЗР. 1994. -№№ 5−6. -С.9−11.
- Костомаров В.Г., Прохоров Ю. Е., Чернявская Т. Н. Язык культура: Новое в теории и практике лингвострановедения. Доклад на VTH конгрессе МАПРЯЛ. ФРГ, Регенсбург, 1994 г. — М., 1994. — 48 с.
- Косянова О.М. Формирование этнокультуроведческой компетенции студентов национальных групп педвузов при обучении неродному языку: Автореф. дис. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1995. — 20 с.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психологический очерк. М.: Прогресс, 1977. — 261 с.
- Крюков А.Н. Фоновые знания и языковая компетенция// Этнопсихолингвистика. -М., 1988. С. 19−34.
- Кузьмин С.С., Шадрин Н. Л. Русско-английский словарь пословиц и поговорок. М.: Русский язьж, 1989. — 353 с.
- Кукушкин В.И. Понятие и структура национальной психологии: Лзтореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1974. — 22 с.
- Кулешова Г. П. Роль этнокультуры в развитии наций и межнациональных отношений: Автореф. дис. канд. социол. наук. Саранск, 1995. — 20 с.
- Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. — 347 с.
- Кунин A.B. Англо-русский фразеологический словарь. М.: Рус. яз., 1984. -944 с.
- Кунин A.B. Курс фразеологии современного английского языка: Учеб. для ин-тов и фак. иностр. яз. М.: Высшая школа, 1986. — 336 с.
- Купалова А.Ю. Задачи совершенствования методов обучения русскому языку// Совершенствование обучения русскому языку. Сб. ст. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — С.5−13.
- Кустова JI.C. Проблемы изучения национального характера// РЯЗР. 1998. -№ 3. — С. 102−107.
- Кцоева (Солдатова) Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов//Психологический журнал. 1986. — Т.7. — № 2. — С.41−50.
- Кэй С. Э. Преподавание иностранных языков в Великобритании: методические и политические дебаты// Иностранные языки в школе. -1996. № 2. — С.61−66.
- ЛабунскаяВ.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986. — 135 с.
- Лапшина М.Н. Семантическая эволюция английского слова (изучение лексики в когнитивном аспекте). СПБ.: СПбГУ, 1998. — 160 с.
- Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. — 311 с.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994. — 603 с.
- Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. — 384 с.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. -М.: Наука, 1985. 535 с.
- Левкович В.П., Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен. На материале исследования этнических групп Узбекистана//Психол. Журн. 1995. — Т.16. № 2. — С.70−81.
- Леонтьев A.A. Национальная психология и этнопсихология// Советская этнография. -1983. № 2. — С.80−84.
- Леонтьев A.A. Национальные особенности коммуникации как междисциплинарная проблема. Объем, задачи и методы этнопсихолингвистики// Национально-культурная специфика речевого поведения. -М.: Наука, 1977. С.5−14.
- Леонтьев A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. М.: Изд-во МГУ, 1970. — 88 с.
- Леонтьев A.A. Понятие аспекта и комплексности в свете современной методики преподавания русского языка как иностранного// Русский язык за рубежом. 1984. — № 4. — С.57−59.
- Леонтьев A.A. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967. — 118 с.
- Леонтьев A.A. Психология общения. Тарту: Тарт. ун-т, 1974. — 219 с.
- Леонтьев A.A. Язык не должен быть «чужим»// Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. -М., 1996. С. 44.
- Лернер И.Я. Система методов обучения (дидактический аспект)// Совершенствование методов обучения русскому языку. Пос. для учит. М.: Просвещение, 1981. — С. 14−27.
- Лесная Л.В. Менталитет россиян: история и современность// Вестник МГУ. Социология и политология. -1996. № 1. — С.103 — 106.
- Лингвистические и лингводидактические основы обучения русскому языку как иностранному: Сб. ст. -М.: Изд-во РУДН, 1997. -122 с.
- Лисицын А.Г. Концепт Свобода Воля — Вольность в русском языке: Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1996. -16 с.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском. Новый мир. — 1980. — № 3. — С. 10−38.
- Лихачев Д.С. Концептоефера русского языка// Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1993.-№ 1.-С.З-9.
- Лихачев Д.С. О национальном характере русских// Вопросы философии. -1990.-№ 4.-С.З-6.
- Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991. — 287 с.
- Логический анализ языка: Культурные концепты. М.: Наука, 1991. — 203 с.
- Логический анализ языка: Ментальные действия. М.: Наука, 1993. — 176 с.
- Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке. М.: ИНДРИК, 1999. — 424 с.
- Лосский Н.О. «Характер русского народа». Диалог времен и народов. М. Знание, 1991. — 64 с.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции рус. Дворянства (ХУЛ нач. XIX в.). — СПб.: Искусство, 1994. — 399 с.
- Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка: Учеб. пособие. М.: МГПИ, 1983. — 88 с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пос. для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
- Люшер М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. -160 с.
- Ляхович Е.С. Гуманизация высшего образования: социально-философский аспект проблемы// Современ. высш. шк. -1991. № 3. — С. 16−34.
- Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Гуманитар.-изд. центр «Владос», 1996. — 415 с.
- Малеева В.Е. Социально-культурный компонент семантики терминологической лексики: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1992. — 23 с.
- Малинаускас К.К. Национальная психология и ее место в духовной жизни социалистических наций: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1975. — 24 с.
- Мамбеева A.C. Изучение русской этнической самоидентичности: Автореф. канд. дне. психол. наук. М., 1995. — 16 с.
- Манлинкова М.Х. Русский язык и русская культура: этнокультуроведческий словарь. Бишкек, 1998. — 500 с.
- Марковина И.Ю. Культурный шок это хорошо или плохо?// Язык. Сознание. Этнос. Культура. -М.: ИЯРАН, 1994. — С.133−134.
- Маслова В.А. Языковая картина мира и культура// Когнитивная лингвистика конца XX века. 4.1. Минск, 1997. — С.59−64.
- Менгалитет: широкий и узкий план рассмотрения: Сб. науч. тр./ Удм. Гос. ун-т, Ин-т человека, каф. философии. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. -125 с.
- Методика/ Под ред. A.A. Леонтьева, Т. А. Королевой. М.: Рус.яз., 1982. -111 с.
- Методика обучения русскому языку как иностранному: Курс лекций. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 224 с.
- Методика преподавания русского языка иностранцам/ Под ред. С. Г. Бархударова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — 302 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. — 268 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов/Под ред. А. Н. Щукина. -М.: Русский язык, 1990. 231 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе/ Дергачева Г. И., Кузина О. С., Малашенко Н. М. и др. 3-е изд., испр. М.: Русский язык, 1989. — 248 с.
- Методологические проблемы научного исследования: Сборник. Новосибирск: Наука, 1984. 316 с.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пос. для студ. гум. вузов и уч-ся лицеев. 2-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 207 с.
- МиракьянИ.Г. Лингвистический анализ фразеологизмов, представленных в учебниках русского языка для иностранных учащихся: (Нач. этап): Автореф. дис. канд. филол. наук. Одесса, 1985. -16 с.
- Мокаева М.А. Этнопсихологические особенности в управлении многонациональном педагогическим коллективом. Дис. канд. психол. наук. -СПб., 1995. -176 с.
- Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. М.: Высшая школа, 1990. -160 с.
- Мокиенко В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические и этнолингвистические очерки фразеологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 280 с.
- Московкин Л.В. Теоретические основы выбора оптимального метода обучения (РКИ, начальный этап). СПб.: СМИО Пресс, 1999. -160 с.
- Мостовая И. В, Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальности//Полис: Полит, исследования. -1995. № 4. — С.69−76.
- Муканов М.М. Психологическое исследование рассудка в историко-этническом аспекте: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1980. — 42 с.
- Муравьев В.Л. Лексические лакуны. Владимир, 1975. — 96 с.
- Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее// Психологический журнал. -1994. № 13. — Т.15. — С.42−49.
- Мухтасипова Э.М. Влияние протестантизма на формирование американского характера: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995. — 24 с.
- Набоков В.В. Лолита. Роман. М.: Известия, 1989. — 366 с.
- Национальная культура и общение: Материалы конф. М., 1977. — 96 с.
- Национальная психология: анализ проблем и противоречий. Методика изучения спецкурса/ Сост. П. И. Гнатенко, Л. О. Кострикова. Киев: УМСВО, 1990. — 79 с.
- Национальная специфика языка и ее отражение в нормативном словаре. -М.: Наука, 1988. 172 с.
- Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977. — 352 с.
- Национально-культурный компонент в тексте и языке: Тез. докл. Междунар. науч. конф., 5−7 окт.: В 2 ч. Минск: Ушверсггэцкае, 1994. — 4.1. — 233 е.- 4.2. -159 с.
- Овчинников В.В. Ветка сакуры. Корни дуба. Горячий пепел: Повести. М.: Советский писатель, 1988. — 608 с.
- Павловская A.B. Стереотипы восприятия русских и России на Западе// Россия и Запад: диалог культур. М.: МГУ, 1994. — С.19−30.
- Павловская Л. Фразеологизмы как средство формирования положительной мотивации при обучении РКИ// Теория и практика русистики в мировом контексте: Сб. тез. междунар. конф. М.: Икар, 1997. — С. 159−160.
- Паламарчук В.Ф. Логические методы и приемы обучения. Условия их эффективного применения// Выборы методов обучения в средней школе/ Подред. Ю. К. Бабанского. М.: ПедагогикаД981. — С.97−118.
- Панарин A.C. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизациониые ответы//Вопросы философии. -1994. № 12. — С. 19−31.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк, 1999. — 159 с.
- Педагогика: Уч. пос. для студ. пед. ин-тов/ Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
- Петраков A.A., Разин A.A. Менталитет: благо или наказание// Менталитет: широкий и узкий план рассмотрения: Сб. науч. тр./ Удм. Гос. ун-т, Ин-т человека, каф. философии. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. — 125 с. — С.5−20.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. -М.: МГУ, 1997. 398 с.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988. — 49 с.
- Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. — 328 с.
- Петрова A.C. Феномен общения с точки зрения этнопсихологии (к постановке проблемы)// Советская этнография. -1987. № 3. — С. 12−23.
- Платонов Ю.П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология. СПб.: СПбГУ, 1993. — 109 с.
- Позднякова H.A. Некоторые особенности вербального и невербального поведения в Англии// Язык. Сознание. Этнос. Культура. М.: ИЯ РАН, 1994. -С. 197−198.
- Понятие судьбы в контексте разных культур: Сб. ст. М.: Наука, 1994. — 318 с.
- Поплинский Ю.К. К истории возникновения термина этнос// Советская этнография. -1973. № 1. — С.128−134.
- Пороговый уровень. Русский язык. Т.1. Повседневное общение/ Под ред. О. Д. Митрофановой. М.: Совет Европы Пресс, 1996. — 261 с.
- Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека// Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — С.8−60.
- Потебня A.A. Из записок по русской грамматике. М.: Учпедгиз, 1958. — Т. 1−2. — 536 с.
- Потебня A.A. Мысль и язык. Харьков, 1913. — 225 с.
- Потебня A.A. Эстетика и поэтика. -М., 1976. 614 с.
- Практикум по методике преподавания иностранных языков: Учеб. пособие/ Под общ. ред. К. И. Саломатова и С. Ф. Шатилова. М.: Просвещение, 1985. -234 с.
- Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе: Сб. статей/Под ред. Ю. К Бабанского и др. М.: Педагогика, 1980. — 224 с.
- Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем: Тез. докл. I конференции по исторической психологии российского сознания, Самара, 4−6 июля. Самара: Самарский гос. пед. ин-т, 1994. -198 с.
- Прохоров Ю.Е. Лингвострановедение страноведение — культуроведение (спорные размышления по спорным вопросам)// Русский язык за рубежом. -1990.-№ 3.-С.76−83.
- Ю.Прохоров Ю. Е. Лингвострановедение. Культуроведение. Страноведение. Теория и практика обучения русскому языку как иностранному. Метод, пос. для студентов-русистов и преподавателей русского языка как иностранного. М., 1995. — 93 с.
- Прохоров Ю.Е. Лингвострановедческое описание русской афористики в учебных целях: Автореф. дис. канд. фююл. наук. М., 1977. — 22 с.
- Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в преподавании русского языка как иностранного: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1996. — 38 с.
- Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. -М., 1998. 225 с.
- Прохоров Ю.Е., Чернявская Т. Н. Лингвострановедение сегодня: от итогов симпозиума к перспективам конгресса//РЯЗР. 1994. — № 3. — С. 111−114.
- Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание: Тез. докл. X Всесоюз. симпозиума по психолингвистике и теории и коммуникации. Москва, 3−6 июня 1991 г. М.: ИЯ АН СССР, 1991. — 349 с.
- Психолингвистика: Сб. ст. М.: Прогресс, 1984. — 367 с.
- Пупьгкович Ф.Ф. Англичане. Чтение для народа. СПб, 1905. — 24 с.
- Пшеничникова И.И. Роль антропологических знаний в теории и практике преподавания русского языка// Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Межвуз. сб. Вып. 2. СПб: Сударыня, 1999. — С. 147 160.
- Разин A.A. Иррациональная и рациональная ментальность// Менталитет: широкий и узкий план рассмотрения: Сб. науч. тр./ У дм. Гос. ун-т, Ин-т человека, каф. философии. Ижевск: Изд-во У дм. ун-та, 1994. — 125 с. — С.21−30.
- Размьнш-ения о России и русских: Штрихи к истории рус. нац. характера: Сборник. М.: Прогресс. Культура, 1994. — 463 с.
- Ранкур-Лаферьерр Д. Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культа страдания. М.: Арт-Бизнес-Ценгр, 1996. — 302 с.
- Раушенбах В.Э. Краткий обзор основных методов преподавания иностранных языков с I по XX век. -М.: Высш. школа, 1971. 112 с.
- Реан A.A. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990. — 80 с.
- Рейфилд Д. «Заметки об Англии». Любовь у англичан// http://www.inftech.ru/voyager/ С1Р/Сlp00034.htm Fri, 21 Feb 1997 13:07:02 GMT -3869 bytes (windows-1251).
- Риддел П. Десятилетие Тэтчер. Как изменилась Великобритания в 80-е годы. -М.: ИНИОН, 1990. 33 с.
- Рогозная Н.Н. Интонация как объект интерференции языков разного типа// Язык. Сознание. Этнос. Культура. -М.: ИЯРАН, 1994.- С.47−48.
- Ройтер Т. Силуэт России: визуальные стереотипы и их методическое использование// Тез. докл. и сообщ. IV Междунар. симпозиума по лингвострановедению. Москва, 31 янв. 4 фев. 1994 г. — М.: Рус. язык, 1994. -С. 179.
- Роль человеческого фактора с языке. Язык и картина мира/ Отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1988. — 212 с.
- Российскаяментальность//Вопросы философии. 1994. — № 1. — С.27.
- Российское сознание: психология, феноменология, культура. Межвуз. сб. научных трудов. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 296 с.
- Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев/ Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб.: Наука. — 368 с.
- Россия и Запад: взаимодействие культур// Вопросы философии. 1992. — № 6. — С.3−49.
- Россия и Запад. Из истории лит. Отношений: Сб. статей. Л.: Наука, 1973. -340 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
- Рузвельт Ф.Д., Черчилль У. Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны. М.: Изд. центр «Терра», 1995. — 800 с.
- Русинка И.И. Лексика русского языка с этнокультурным компонентом и своеобразие ее семантизации в иностранной аудитории: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1994. -16 с.
- Русская идея/ Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. — 496 с.
- Русская идея. Барнаул: Изд-во Алтайск. гос. ун-та, 1992. — 182 с.
- Русские: этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992. — 461 с.
- Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика: Межвуз. сб. Вып. 1. СПб.: Сударыня, 1998. -188 с.
- Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика: Межвуз. сб. Вып. 2. СПб.: Сударыня, 1999. -170 с.
- Русский язык как иностранный и методика его преподавания: Межвуз. сб. -Л.: ЛГУ, 1983. -189 с.
- Саакян C.B. Этническое мифосознание как феномен культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук. * М., 1995. 18 с.
- Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994. — 217 с.
- Саракуев Э.А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. М.: ИПП, 1996. — 344 с.
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1993. — 47 с.
- Свентицкая Ю.А. Невербальное поведение. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. -28 с.
- Селиванова С.И. Обучение пониманию художественных произведений с учетом национальной культуры учащихся (на материалах русских сказок): Дис. канд. пед. наук. М., 1993.- 241с.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. -656 с.
- Серебренников Б.А. Как происходит отражение картины мира в языке?// Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира/ Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др. -М.: Наука, 1988. С.87−107.
- Серебрякова Ю.А. Национальное самосознание и национальная культура: сущность, специфика, взаимодействие (социально-философский аспект): Автореф. дис. докт. филос. наук. Иркутск, 1997. — 39 с.
- Сивоконь П.Е. Русский характер: истоки народного оптимизма (опыт философско-исторической характеристики). М.: Изд-во «Унив-ский гум-ный лицей», 1995. -178 с.
- Сикевич З.В. Национальное самосознание русских: (Социол. очерк). М.: АОЗТ «Механик», 1996. — 204 с.
- Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 203 с.
- Синявский А.Д. Очерки русской культуры. Париж: Синтаксис, 1991. — 423 с.
- Словари и лингвострановедение: Сб. ст. М., 1992. — 184 с.
- Словарь образных выражений русского языка/ Под ред. В. Н. Телия. М.: Отечество, 1995.- 368 с.
- Словарь социально-психологических понятий. Коллектив. Личность. Общество. Л: Лениздат, 1987. -143 с.
- Смирнов Ю.Б. Эволюция и особенности ценностно-нормативных ориентаций западно-европейской и российской ментальности: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995. — 25 с.
- Сно Б. Э. Англия. Этногр. очерк. СПб.: О. Н. Попова, 1906. — 72 с.
- Советские писатели об Англии. Л.: Лениздат, 1984. — 560 с.
- Современная зарубежная культура в обучении иностранным языкам: Сб. мат. научно-практ. конф./Науч. ред. Ж. Л. Витлин. СПб.: РАО, 1993. — 138 с.
- Современная зарубежная этнопсихология: Реф. сб. М.: ИНИОН, 1979. -253 с.
- Соколов А.Б. Навстречу друг другу: Россия и Англия в XVI XVffl вв. -Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1992. — 303 с.
- Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: СПбГУП, 1996. — 320 с.
- Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии// О России и русской философской культуре: Философы рус. послеокт. зарубежья: Сборник. М.: Наука, 1990. — 528 с. — С.463−489.
- Сорокин Ю.А. Исследование внеязыковой обусловленности психолингвистических явлений// Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — 368 с. — С.220−232.
- Сорокин Ю.А. Лакуны и процесс моделирования образа этнической культуры и психологии// Язык. Сознание. Этнос. Культура. М.: ИЯ РАН, 1994. -С. 146−148.
- Сороквн Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985. — 168 с.
- Сорокин Ю.А. Роль этнопсихолингвистических факторов в процессе перевода// Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977.-352 с. — С. 166−174.
- Соссюр Ф. де Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 696 с.
- Социально-психологические проблемы ментальности. Методологические и теоретические проблемы ментальности и менталитета: Материалы 2-й Всерос. науч. конф. по пробл. ментальности и менталитета. Смоленск: Изд-вО СГПИ, 1996. 350 с.
- Старовойтова Г. В. Этническая группа в современном советском городе: Социол. очерки. Л.: Наука, 1987. 174 с.
- Старовойтова Г. В. Этнические особенности поведения и внешности (восприятие горожан)// Этнические стереотипы поведения: Сб. ст. / Под ред. А. К. Байбурина. Л.: Наука, 1985. — 325 с.
- Старченко H.H. Мир, интуиция и человек в философии Н.О. Лосского «Характер русского народа». Диалог времен и народов. М.: Знание, 1991. — 64 с.
- Степанов Ю.С. Французская стилистика. М., 1965. — 356 с.
- Степанов Ю.С. Язык и метод: К современной философии языка. М.: Яз. рус. культуры, 1998. — 779 с.
- Стернин И.А. О некоторых особенностях русского общения// Болгарская русистика. -1992. № 2. — С.23−27.
- Стернин И.А. Общие особенности коммуникативного поведения народа: реальность или фикция?// Язык. Сознание. Этнос. Культура. М.: ИЯ РАН, 1994. — С.94−95,
- Стернин И.А. Улыбка в русском общении//РЯЗР. 1992. — № 2. — С.54−57.
- Стефаненко Т.Г. и др. Методы этнопсихологического исследования: Спецпрактикум по социал. психологии. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 79 с.
- Струве П.Б. Избр. соч. М.: РОССПЭН, 1999. — 472 с.
- Суворова Д.Г. Критика этнопсихологических концепций современной буржуазной социологии: Автореф. дис. канд. психол. наук. Алма-Ата, 1971. -16 с.
- Сумерки богов/ Сост., общ. ред. A.A. Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1989. — 398 с.
- Сухарев В.А., Сухарев М. В. Психология народов и наций. Донецк: Стажер, 1997. — 409 с.
- Тарасов Е.Ф. Язык м культура: методологические проблемы// Язык -культура этнос/ С. А. Арутюнов и др. — М.: Наука, 1994. — С. 105−112.
- Тарасов Е.Ф., Сорокин Ю. А. Национально-культурная специфика речевого и неречевого поведения// Национально-культурная специфика речевого поведения. -М.: Наука, 1977. 352 с. — С.14−38.
- Тезисы докладов и сообщений IV Международного Симпозиума по лингвострановедению. Москва, 31 янв, — 4 февр. 1994 г. М.: ИРЯ им. A.C. Пушкина, 1994. — 266 с.
- Телия В.Н. Русская фразеология: Семант., прагмат. и лингвокультурол. аспекты. М.: Шк. «Языки рус. культуры», 1996. 286 с.
- Теория и практика русистики в мировом контексте. Тез. междунар. конф. «Лингвострановедческий (культуроведческий) аспект в изучении и преподавании русского языка». 28−30 окт. 1997 г. М.: ИРЯ им. A.C. Пушкина, 1997. — 239 с.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986. — 576
- Толстой А.Н. Русский характер// Повести и рассказы в двух томах. М., 1972.-Т. 2.-С.535−546.
- Толстой Н.И. О предмете этнолингвистики и ее роли в изучении языка и этноса// Ареальные исследования в языкознании и этнографии: (Язык и этнос) Сб. науч. тр. Л.: НаукаД983. — 250 с. — С.181−190.
- Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Изд-во «Индрик», 1995. — 512 с.
- Томахнн Г. Д. Америка через американизмы. М.: Высшая школа, 1982. -256 с.
- Томахин Т.Д. От страноведения к фоновым знаниям носителей языка и национально-культурной семантике языковых единиц в их языковом сознании// РЯЗР. 1995. — № 1. — С.54−65.
- Томахин Г. Д. Теоретические основы лингвострановедения (на материале лексических американизмов английского языка): Автореф. дис. докт. филол. наук.-М., 1984.-32 с.
- Трубецкой Н.С. К проблеме русского самосознания: Собрание статей. -Париж-Берлин: Евразийское кн-во, 1927. 94 с.
- Тунси М. Лингвострановедческий анализ русских соматических фразеологизмов: Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1984. 23 с.
- Турунен Н., Харченкова Л. И. Дидактическая адаптация иностранных студентов к обучению в языковой среде// Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика: межвуз. сб. Вып. 2. СПб.: Сударыня, 1999. -С.48−53.
- Уайтсайд Р. О чем говорят лица. СПб., 1996. 152 с.
- Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 26 с.
- Уфимцева Н.В. Этнические ритмы и стереотипы культуры// Язык. Сознание. Этнос. Культура. М.: ИЯ РАН, 1994. — С.97−98.
- Уфимцева Н.В., Сорокин Ю. А. «Культурный знак» Л.С. Выготского и гипотеза Сепира-Уорфа// Национальная культура и общение: Материалы конф. -М., 1977.-96 с. С.81−84.
- Фаст Д. Язык тела. Как понять иностранца без слов. -М., 1995. 429 с.
- Федотов Г. П. Судьба и грехи России: Избр. ст. по философии рус. истории и культуры. В 2 т. СПб.: София, 1991. — Т. 1 — 351 е.- Т. 2 — 349 с.
- Фелицина В.П., Мокиенко В. М. Русские фразеологизмы: Лингвострановедческий словарь. -М.: Русский язык, 1990. 222 с.
- Флорин С. Муки переводческие: Практика перевода. М.: Высшая школа, 1983. -184 с.
- Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1987. -156 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. — 447 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 271 с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
- Фромм Э. Психоанализ и религия// Сумерки богов/ Сост., общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1989. — 398. с. — С. 143−221.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания русского и иностранных языков: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1994. — 58 с.
- Харченкова Л.И. Диалог культур в обучении русскому языку как иностранному. СПб.: Сударыня, 1994. — 142 с.
- Харченкова Л.И. Диалог культур на продвинутых этапах обучения русскому языку как иностранному// Современная зарубежная культура в обучении иностранным языкам. СПб, 1993. — С.44−49.
- Харченкова Л.И. К проблеме национально-ориентированной вариативности методики обучения РКИ// Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Межвуз.сб. СПб: Сударыня, 1998. — С.91−94.
- Харченкова Л.И. Национальный характер и факторы, его определяющие// Аспект. 1996. — № 1. — С.40−41.
- Харченкова Л.И. Отбор культурной информации в условиях аспектного преподавания РКИ// Тез. докл. и сообщ. IV Междунар. Симпозиума по лингвострановедению. Москва, 31 янв.- 4 февр. 1994 г. М.: ИРЯ им. A.C. Пушкина, 1994. — С.236−237.
- Харченкова Л.И. Этнокультурные и социолингвистические факторы в обучении русскому языку как иностранному: Автореф. дис. докт. пед. наук. -СПб., 1997. 350 с.
- Харченкова Л.И., Шашков Ю. А. Облик человека в зеркале русского и испанского языков// Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. -М.: Изд-во «ИНДРИК», 1999. С.312−320.
- Хозяев М.А. Филологическое образование в школах Англии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1969. — 25 с.
- Хоссейн Мохаммед Аквар. Национально-культурные особенности соматических фразеологизмов русского языка: Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1994.-16 с.
- Цырлнна T.B. Критический анализ буржуазных концепций «ценностного воспитания» в современной педагогике США: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1984. 20 с.
- Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис./Отв. ред. Т. В. Булыгина. М.: Наука, 1992. — 281 с.
- Шаклеин В.М. Лингвокультурологическая теория в преподавании русского как иностранного//РЯЗР. 1998. -№ 3. — С, 97−101.
- Шатилов С.Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985, — 56 с.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Л.: Просвещение, 1986. — 222 с.
- Шатилов С.Ф. Некоторые принципы создания системы упражнений для обучения иностранному языку// Система упражнений при обучении иностранному языку в школе и вузе: Межвуз. сб. научн. тр. Л.: ЛГПИ, 1978. -С.3−12.
- Шатилов С.Ф. Проблема единства аспектов в организации языкового материала и его тренировке// Русский язык за рубежом. -1984. № 4. — С.59−63.
- Шатилов С.Ф., Горбунов Б. П. Место и роль эксперимента в методике обучения иностранному языку// Русский язык как иностранный и методика его преподавания: Межвуз. сб. Л.: ЛГУ, 1983. -189 с. — С. 116−125.
- Шафаревич И. Русофобия//Наш современник. 1989. — № 6. — С. 167−192- № 11. — С.162−171.
- Швейцер А.Д. Опыт контрастивно-стилистического анализа: язык русских и англо-американских средств массовой информации// Филологические науки. -1994. -№ 1. -С.103−109.
- Шестаков В.П. Англия глазами русских (Восприятие английской культуры в России)// Россия и Запад: диалог культур. Вып. 3. М.: МГУ, 1996. — С. 109 137.
- Шиянов E.H., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Ростов-на-Дону: АО «Цв.печать», 1995. 310 с.
- Школа диалога культур: идеи, опыт, перспективы: Сб. ст./ Под ред. B.C. Библера. Кемерово: АЛСФ, 1993. — 414 с.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Изд. дом «ПЭТ», 1996. — 155 с.
- Штейнгаль Г., Лацарус М. Мысли о народной психологии// Филол. зап. Вып. 1, 3, 5. Воронеж, 1864. — С.3−270
- Штульман Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1976. -156 с.
- Штульман Э.А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1971. — 144 с.
- Шульщдин П.П. Национальная психология. Сущность, структура, социальная роль: Автореф. дис. канд. психол. наук. Горький, 1986. — 16 с.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. М.: Высшая школа, 1974. -112 с.
- Щукин А.Н. Методика краткосрочного обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык, 1984. -126 с.
- Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной .»: Система пейзаж, образов в рус. поэзии. М.: Высшая школа, 1990. — 33 с.
- Энциклопедический словарь/Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., Типолитография И. А. Ефрона, 1897. — Т.20а. — 960 с.
- Этническая педагогика. Астрахань: Изд-во Астрах, пед. ин-та, 1995. — 475 с.
- Этнические стереотипы мужского и женского поведения: Сб. ст./ Отв. ред. А. К. Байбурин, Й. Кон. СПб.: Наука, 1991. — 318 с.
- Этнические стереотипы поведения: Сб. ст. / Под ред. А. К. Байбурина. Л.: Наука, 1985. — 325 с.
- Этнические факторы в жизни общества: Сб. ст. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1991. — 218 с.
- Этнографическое изучение знаковых средств культуры: Сб. ст. Л.: Наука, 1989. — 300 с.
- Этнопсихолингвистика/ Отв. ред. Ю. А. Сорокин. -М.: Наука, 1988. 192 с.
- Этнопсихологические проблемы развития личности (Темат. сб. науч. тр.)/ Отв. ред. А. С. Байрамов. Баку: АзГУ, 1985. -140 с.
- Юм Д. О национальных характерах. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1966. — Т.2. -С.703−721.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Renaissance, 1991. — 299 с.
- Язык, дискурс и личность: Межвуз. сб. науч. тр.- Тверь: ТГУ, 1990. -134 с.
- Язык и культура. Материалы Первой междунар. конф. Киев, 1982. — 240 с.
- Язык и культура: Докл. третьей междунар. конф. Киев, 1994. — 307 с.
- Язык и культура: Сб. обзоров/ Отв. ред. Ф. М. Березин. М.: ИНИОН, 1987. -208 с.
- Язык и культура: Тез. докл. второй междунар. конф. Киев, 1993. — 4.1 -223 е., 4.2 -153 с.
- Язык и личность: Сб. ст. М.: Наука, 1989. — 214 с.
- Язык и наука конца 20 века: Сб. ст. М.: Изд. центр РГГУ, 1995. — 420 с.
- Язык и человек. Сб. ст. памяти проф. JI.C. Кузнецова (1899−1968). М.: Изд-воМГУ, 1970.-290 с.
- Язык и человек: Сб. ст./Под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов: Гос. УНО «Колледж», 1996. -103 с.
- Язык. Культура, Когнитивные науки: Конф. молод, научн. сотрудников и аспирантов. М.: ИЯ РАН, 1996. — 240 с.
- Язык. Сознание. Этнос. Культура. -М.: ИЯРАН, 1994. 214 с.
- Язык: этнокультурный и прагматический аспекты: Сб. науч. тр. -Днепропетровск: ДГУ, 1988. -110 с.
- Якобсон Р. Да и нет в мимике// Язык и человек. Сб. ст. памяти проф. JI.C. Кузнецова (1899−1968). М.: Изд-во МГУ, 1970. — 290 с. — С.284−289.
- Яковлева Е.С. К описанию русской языковой картины мира// РЯЗР. 1996. -№№ 1−3. — С.47−56.
- Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994. — 334 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Республика, 1994. 528 с.
- The American image of Russia. 1775−1917. Ed. By E. Anscnel. New York, 1974.-232 p.
- Bailey R. W. Images of English: A Cultural history of the language. Ann Arbor: Univ. of Michigan press, 1991. — 329 p.
- Baring M. The Russian people. London, 1911. — 365 p.
- Bell R., Grant N. A Mythology of British education. Suffolk, 1974. — 275 p.
- Berlin I. Russian thinkers. Harmondsworth (Mx): Penguin books, 1982. — 312 p.
- Beveridge A.J. The Russian advance. New York: Praeger, 1970. — 486 p.
- Bock Ph.K. Handbook of psychological anthropology. Westport (Conn.) — London, 1994.
- Brown E.J. Russian literature since the revolution. Cambridge (Mass.) — London: Harvard university press, 1982. — 413 p.
- Cherniavsky M. Tsar and People: Studies in Russian myths. New Haven: Yale University Press, 1961. — 305 p.
- ClarkM. Cross-cultural awareness. London, 1988. — 246 p.
- Cox G. «Can a literature be neurotic?» or literary self and authority structures in Russian cultural development. Amsterdam: John Benjamins, 1989. — 298 p.
- Cross-cultural topics in psychology/Ed. by Adler Z.Z. Westport (Conn.) — London: Praeger, 1994. — 253 p.
- Culture shock. A reader in modern cultural anthropology/ Ed. by Bock Ph.K. -New York, 1970. 111 p.
- Dabars Z.D., Morris G.W., Stramnova T.V. Мир русских. Dubuque, Iowa, 1997.-484 p.
- Dicks H.V. Some notes on the Russian national character. The transformation of Russian society. Cambridge: Harvard university press, 1966. -123 p.
- Dreizin F. The Russian soul and the Jew: Essay in literature. Ethnocriticism. -Lanham, Maryland: University Press of America, 1990, 406 p.
- Duijker H., Frijda N. National character and national stereotypes. Amsterdam, 1960.-238 p.
- Edwards H.S. The Russian people at home and the Russians abroad. London, 1879. -145 p.
- The English World: History, character and people. London: Thames a. Hudson, 1982, — 267 p.
- Ethnic identity in society/Ed. by Dashefsky A. Chicago: Rand McNally college publ. co., 1976. — 252 p.
- Fedotov G.P. The Russian// Russian review. 1954. — № 3. — P.3−17.
- Foster G. Cross-cultural communication. London, 1989. — 54 p.
- Glazov Y. The Russian mind since Stalin’s death. Dordrecht: D. Reidel Publishing Company, 1985. — 235 p.
- Gorer G. Exploring English character.- London: Cresset press, 1955. 328 p.
- Gorer G., Rickman J. The people of great Russia: A psychological study. -London: Cresset press, 1949. 236 p.
- Grant N. Soviet Education. Harmondsworth (Mx): Penguin books, 1970. — 192 P
- Hall E. Time models in different cultures// Cross-cultural communication, -London, 1984. 24−66 p.
- Hartley D. The land of England: English country customs through the ages. -London: Book club associates, 1979. 374 p.
- Hedt B. Terrible perfection: women and Russian literature. Bloomington: Indiana University Press, 1987. — 278 p.
- Heller M. Logs in the wheel: the formation of soviet man, New York: A.A.Kropf, 1988. — 154 p.
- Hingley R. The Russian mind, New York: Charles Scribreris Sons, 1977. — 387
- Hole Ch. A Dictionary of British folk customs. London: Paladin: Cranada, 1979.-349 p.
- Holliday A. Appropriate methodology and social context. -Cambridge: Cambridge university press, 1987. 237 p.
- Hubbs J. Mother Russia: the feminine myth in Russian culture. Bloomington: Indiana University Press, 1988. -132 p.
- Ideology in Russian literature. London: McMillian, 1989. — 269 p.523 .Interactive language teaching/ Ed. By W.M. Rivers. Cambridge: Cambridgeuniversity press, 1987. 228 p.
- Jackson L. Methods of effective communication teaching. New York, 1981. -174 p.
- Kohler F. Understanding the Russians. New York, 1970. — 445 p.
- Kollman N.Sh. Women’s honor in early horden Russia. Russia’s women: accomodation, resistance, transformation. Berkeley: University of California Press, 1991.-189 p.
- Lynn R. Personality and national character. Oxford, 1971. — 201 p.
- Mamonova T. Russian women’s studies: essay on sexism in soviet culture. New York: Pergamon, 1989. — 213 p.
- Masaryk Th.G. The spirit of Russia: studies in history, literature and philosophy. -London: Allen and Unwin- New York: Macmillan, 1968. Vol. 1. — 480 p.
- Miller Wr. Russians as people. New York: Dutton and co, 1961. — 205 p.
- Nostrand H.L. Research on language teaching. Seattle-London: Univ. of Washington press, 1965. — 373 p.
- The People of Great Russia. A psychological study. London: The GRESSET PRESS MSMXLIX, 1949. — 235 p.
- Quine W.O. From a logical point of view. Boston: Mass, 1961. -106 p.
- Rice J.L. Russian stereotypes in the Freud-Jung correspondence// Slavic Review. 1982. № 41. — P.19−34.
- Rivers W.M. Communicating naturally in a second language: theory and practice in language teaching. Cambridge: Cambridge university press, 1986. — 243 p.
- Roberts E. The Xenophobe’s guide to Russians. London, 1993. — 72 p. 537. Schweder R.A. Thinking through cultures: expeditions in cultural psychology. -London: Harvard university press, 1991. — 404 p.
- Segal B.M. The drunken society: alcohol abuse and alcoholism in the Soviet
- Union. A comparative study. New York: Hippocrenebooks, 1990. — 146 p.
- Sex and Russian society/ Ed. by I. Kon and J. Riordan. Bloomington:1.dianapolis: Indiana university press, 1993. -168 p.
- Smith H. The new Russians. New York: Random House, 1990. — 622 p.
- Smith H. The Russians. New York: Ballantine books, 1977. — 706 p.
- Stein H. Russian nationalism and the divided soul of the Westernizers and Slavophiles//Ethos. -1976. -№ 4. -P.403−438.
- Szamuely T. The Russian tradition. London: Seeker and Warburg, 1974. — 180 P
- Tan T. Cultural shock ! Britain. London: Kuperard Ltd., 1992. — 279 p.
- Thompson E. Understanding Russia: The Holy Fool in Russian Culture. -Lanhom: University press of America, 1987. 348 p.
- Triandis H.C. Cross-cultural studies of Individualism and Collectivism// Nebraska Symposium on Motivation. -1990. № 37. — P.41−133.
- Vakar N. The taproot of Soviet society. New York: Harper and br., 1962. — 204 P
- Wierzbicka A. Semantics, Culture and Cognition. New York, Oxford: Oxford university press, 1992. — 487 p.
- Wierzbicka A. Soul and Mind: Linguistic Evidence for Ethnopsychology and Cultural History// American Anthropology. 1989. — № 91. -P.41−58.
- Williams R. The Russian Soul: A Study in European Thought and Non-European Nationalism// Journal of the History of Ideas. 1970. — № 31. — P.573−588.