Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование политехнических умений и навыков при изучении курса физики в средней школе (на материале раздела «Электродинамика» в 9 классе)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лабораторные работы по электродинамике в 9 классе не обеспечивают формирования ПУН ни по количеству, ни по качеству. Частота работы с электроизмерительными приборами не превышает 2−3 раза. В проведении работ физического практикума до сих пор встречаются организационные трудности, уровень сформированности ПУН учащихся не отвечают требованиям к их проведению, в результате работы растягиваются свыше… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. ПСИХОЛОГО-1ЩАГОГМЕС1Ш ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
    • 1. 1. Социальные, психологические и педагогические основы формирования политехнических умений и навыков учащихся
    • 1. 2. Анализ исследований проблемы формирования политехнических умений и навыков учащихся при изучении школьных предметов естественно-математического цикла
    • 1. 3. Формирование политехнических умений и навыков учащихся в процессе обучения физике в средней школе
  • Выводы
  • Глава II. АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЛИТЕХНШЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ПО РАЗДЕЛУ «ЭЛЕКТРОДИНАМИКА» В IX КЛАССЕ
    • 2. 1. Анализ учебных программ и учебников по физике в аспекте выработки политехнических умений и навыков у учащихся
    • 2. 2. Формирование политехнических умений и навыков в практике преподавания раздела «Электродинамика» в IX классе средней школы
    • 2. 3. Критерии и уровни сформированийсти у учащихся политехнических умений и навыков
  • Выводы
  • Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
  • И СТРУКТУРЫ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РАЗДЕЛУ «ЭЛЖТРОДИНАМИКА» В IX КЛАССЕ
    • 3. 1. Содержание политехнического материала по разделу «Электродинамика»
    • 3. 2. Структура политехнических умений и навыков по разделу «Электродинамика»
  • Выводы
  • Глава 1. У. МЕТОДИКА ВЫРАБОТКИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ IX КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЭЖКТРОДИНАМИКА»
    • 4. 1. Пути и способы формирования политехнических умений и навыков у учащихся
    • 4. 2. Экспериментальная проверка эффективности формирования политехнических умений и навыков у учащихся .I2I-I
  • Выводы

Формирование политехнических умений и навыков при изучении курса физики в средней школе (на материале раздела «Электродинамика» в 9 классе) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ХХУ и ХХУ1 съезды КПСС поставили новые задачи в области народного образования, связанные с дальнейшим улучшением работы средней школы и повышения ее роли в коммунистическом воспитании школьников.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» от 27 декабря 1977 г. указано: «В современных условиях, когда в стране осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, выпускники средней школы за период учебы должны овладеть глубокими знаниями основ наук и трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве, вплотную подойти к овладению определенной профессией» /15/.

Совершенствование содержания образования предполагает совершенствование и методов обучения. Актуальной задачей является дальнейшее совершенствование политехнического обучения на уроках физики. Раздел «Электродинамика» в 9 классе содержит богатый политехнический материал в ряде отдельных тем данного раздела.

Существующая система политехнической подготовки школьников общеобразовательных средних школ предусматривает вооружение их политехническими знаниями, умениями и навыками в процессе обучения. Имеющиеся недостатки в процессе формирования практических умений и навыков учащихся в значительной мере обусловлены несовершенством методики проведения лабораторного практикума /168,4/. В связи с этим, как указано в работе /168/ «в арсенал средств политехнического обучения должны войти различные методы: объяснение технических устройств на основе физических законов, решение тренировочных задач для формирования умений и навыков, а также использование творческих упражнений дал формирования способностей школьников» /168, 5−6/. Таким образом, методы обучения должны отвечать задачам совершенствования образования, без совершенствования методов обучения мы не сможем решить проблему дальнейшего совершенствования образования.

Проблема, поставленная в диссертационном исследовании, состоит в определении методических приемов формирования политехнических умений и навыков (ПУН-К.К.) при изучении электродинамики в 9 классе. Проблемы политехнического обучения рассматривались во многих работах (Атутов П.Р./20, 21, 22, 23/, Батышев С.Я./26/ Жерехов Г. Н./63/, Зубов В.Г./67, 68/, Карпович А.Б./80/, Крупская Н.К./Ю, II/, Разумовский В. Г. /152, 156, 157/, Скаткин M.H./I65, 166/, Усова А.В./176, 177, 178, 179, 180, 181, 182/, Шабалов С.М./188/, Эпштейн Д.А./137/, Юськович В.Ф./2П, 212/ и др.).

Различные аспекты формирования умений и навыков учащихся при изучении курса физики в средней школе нашли отражение в диссертационных исследованиях (Акопян Г. В., Гурьева Л. В., Картушов К. И., Лукьянов Ю. П., Орехво О. С., Орехова В. П., Салимбаева 0., Савинцева В. Н., Тилтинь Э.Ж.).

Многие исследователи в своих работах ограничились рассмотрением учебной деятельности учащихся в процессе обучения физике, а освещение связи с психологией не идет дальше анализа таких психологических понятий как «умение» и «навык». В разрешении проблемы формирования умений и навыков никто из исследователей, кроме Салимбаева 0./157/, не опираются на известную в психологии теорию поэтапного формирования умений и умственных действий.

Однако теория деятельности не нашла до настоящего времени широкого практического применения в формировании политехнических умении и навыков у учащихся при изучении курса физики в средней школе. А между тем известно, что в основе любого умения и навыка лежит действие, деятельность учащихся.

Наше исследование принципиально отличается от работ вышеуказанных авторов тем, что в разработке методики формирования политехнических умений и навыков при изучении раздела «Электродинамика» в 9 классе мы опирались на теорию деятельности с использованием схем ориентировочной основы действий /102,190/.

Анализ преподавания физики в школе, а также многолетний личный опыт работы учителем убеждают в том, что до сих пор не уделяется должного внимания формированию у учащихся ПУН. Выполнение работ школьного физического эксперимента решает в основном две задачи: открытие" ранее открытых в физике законов * явлений, то есть ограничивается констатацией фактов и выполнение программы по физике. При этом процесс формирования умений и навыков не ставится в качестве методической задачи при выполнении лаборатрно-практических работ. Анализ учебной программы по физике /146,147/ показал, что перечень умений и требований к ним до сих пор слабо разработан и обоснован, о навыках не говорится совсем. Сегодняшние выпускники средних школ — это будущие специалисты современного многоотраслевого народного хозяйства, основанного на сплошной электрификации. Именно они — основной резерв массовых рабочих профессий.

В материалах ХХУ1 съезда КПСС перед школой поставлена задача не только повышения качества знаний учащихся и развития их мышления, но и усиление политехнической направленности обучения. Одним из компонентов политехнического образования является формирование политехнических умений и навыков, умения применять знания на практике .

Поэтому, наряду с совершенствованием методов сообщения учащимся новых знаний, требует дальнейшего совершенствования методика формирования у них этих умений и навыков, так как процесс учебного познания не может быть успешным без вооружения учащихся системой умений и навыков учебного труда.

Процесс овладения знаниями неразрывно связан с овладением умениями и навыками политехнического характера: вычисления, измерения, экспериментирования. Поэтому формированию умений в настоящее время придается важное значение.

Наряду с повышением теоретического уровня преподавания основ наук, все большее внимание уделяется различным видам эксперимента. Но эксперимент включает в себя измерения, вычисления, графические построения, анализ полученных данных и т. д. Следовательно, необходимо формировать и данные умения и навыки.

Исследуя вопросы формирования умений и навыков в массовой школе по физике Усова А. В. отмечает, что деятельность ученика носит репродуктивный характер, учащиеся, выполнив в процессе изучения несколько сотен опытов по физике, химии к моменту окончания средней школы не могут. выделить в нем основные операции. /176, с.200/.

В свете злободневного социального заказа общества, который поставлен перед общеобразовательной средней школой, необходима целенаправленная работа педагогических коллективов, в первую очередь, учителей физики, химии и трудового обучения, которые должны внести существенный вклад в решение этих важных задач, обеспечив формирование у учащихся необходимых политехнических знаний, умений и навыков.

Формирование ПУН — важная задача в реализации политехнического принципа в обучении физике. В исследованиях последних лет /67,.

68- 79- 83 — 86- 101- III- 126- 137- 150- 152- 156- 157- 161- 168- 174- 176- 177- 182- 186- 187- 207- 208 и др./, посвященных данному вопросу, убедительно раскрывается актуальность проблемы формирования умений и навыков в свете осуществления политехнического принципа в процессе обучения физике.

Таким образом, все вышеизложенное подчеркивает, что проблема формирования ПУН является актуальной для методики преподавания физики в средней школе.

Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной и педагогически целесообразной методической системы, обеспечивающей формирование у учащихся политехнических умений и навыков /ПУН/ в процессе изучения «Электродинамики» в 9 классе.

Объектом исследования выступает учебно-практическая деятельность учащихся при изучении раздела «Электродинамика» в 9 классе, а предметом исследования является процесс формирования ПУН у учащихся.

При этом в качестве рабочей гипотезы были выдвинуты следующие предположения:

— использование достижений психологической науки, в частности, теории деятельности в качестве психологической основы нашего исследования даст возможность успешно решить методическую проблему формирования ПУН;

— выявление структурных компонентов ПУН по разделу «Электродинамика» в 9 классе на уровне действий, операций, позволит разработать методику целенаправленного формирования ПУН;

— разработка критериев, уровней сформированности ПУН по разделу «Электродинамика» в 9 классе позволит определить эффективные пути формирования и оценивания ПУН учащихся;

— формирование прочных ПУН по разделу «Электродинамика» способствует решению следующих задач воспитания и обучения: развитие творческих способностей учащихся, активизация познавательного процесса, развитие интереса к предмету, а также профессиональную ориентацию школьников в сферу техники и производства.

Гипотеза и цель исследования определили следующие задачи исследования:

— изучить современное состояние разработки проблемы формирования ПУН в психолого-педагогической, методической литературе;

— изучить состояние формирования ПУН в црактике преподавания в общеобразовательной средней школе;

— выявить возможности учебных программ, учебных пособий, а также различных видов учебной деятельности в формировании ПУН;

— определить структурные компоненты ПУН по разделу «Электродинамика» в 9 классе;

— разработать критерии сформированности и дать характеристики различным уровням сформированности ПУН по разделу «Электродинамика», на этой основе определить эффективность предлагаемой методики формирования ПУН;

— разработать методику формирования ПУН при изучении «Электродинамики» в 9 классе;

— проверить результаты исследования в практике работы школ;

— разработать методические рекомендации в помощь учителям физики по проблеме формирования ПУН.

В ходе решения задач исследования применялись следующие методы:

— изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, документов партии и правительства по вопросам дальнейшего совершенствования народного образования;

— анализ философской, психолого-педагогической, учебной и.

— ТО методической литературы, а также диссертационных работ, связанных с темой исследования;

— анализ учебных программ, учебных пособий по физике и изучению передового опыта преподавания физики в школе, с последующим обобщением этого опыта;

— анкетирование и беседы о учителями, учащимися IX классов городских и сельских школ;

— наблюдение учебного процесса;

— анализ личного опыта преподавания в школе;

— проведение многоэтапного педагогического эксперимента;

— обработка результатов педагогического эксперимента;

— обработка результатов педагогического эксперимента с помощью методов математической статистики;

— обсуждение результатов исследования на курсах повышения квалификации учителей физики при ИУУ, на методических секциях учителей физики школ, на педчтениях.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— предложено формирование политехнических умений и навыков в виде этапов отдельных последовательных выделенных действий, полное овладение которыми обеспечивает успешное выполнение учебных программ;

— определены критерии и уровни сформированности политехнических умений и навыков;

— предложена методика оценивания умений и навыков учащихся на основе учета полноты и быстроты выполнения практических действий,.

— разработана система заданий новых кратковременных фронтальных лабораторных работ, работ физического практикума, и методика их проведения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что система дидактических материалов, составленных с полным охватом всех компонентов ПУН в результате обучающего эксперимента, привела к повышению уровня еформированности ПУН.

Именно формирование ПУН позволяет формировать умения целенаправленно, с учетом межпредметных связей. Формирование ПУН отвечает идее генерализации, позволяет уменьшить перегрузки — в этом практическая ценность настоящего исследования.

Основная идея формирования ПУН, основанная на теории деятельности, может быть использована учителями химии, математики, биологии, географии и других предметов. Выступления по проблеме исследования перед учителями физики Кокчетавской области, Алма-Атинской области, на ХХП республиканских педагогических чтениях нашли поддержку и одобрение учителей-практиков.

Некоторые положения диссертации внедрены в практику работы школ путем публикации и выпуском методической рекомендации для учителей.

В настоящем исследовании защищаются следующие положения:

— идея формирования политехнических умений и навыков по разделу «Электродинамика» на основе поэтапного овладения действиями, (Психологически опирается на теорию деятельности и поэтапного формирования умственных действий);

— система фронтальных кратковременных лабораторных работ, заданий, работ физического практикума, охватывающих все компоненты структуры ПУН;

— методика формирования экспериментальных, электроизмерительных, графических и расчетных умений и навыков в системе школьного физического эксперимента;

— разработанная градация уровней сформированности ПУН и методика оценивания умений и навыков.

Апробация исследования. Результаты исследования проверялись, уточнялись и корректировались в результате опытно-экспериментальной работы /1979;1983 г. г./ в СШ Л 25, «33, Л 35 г. Алма-Аты, в СШ № 2, $ 5, Л 6, № 8 г. Кокчетава, а также в ряде сельских школ Кокчетавской области и отражены в 5 статьях /более 3 п.л./.

Основные результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались:

— на ХХП Республиканских педчтениях в г. Павлодаре, КССР /июль, 1981 г./;

— на областных педчтениях в г. Кокчетаве, КССР /февраль, 1981 г./;

— на курсах повышения квалификации учителей физики при Алма-Атинском, Кокчетавском ОблИУУ /июнь, ноябрь, 1981 г./;

— на заседании ученого совета НИИ педагогических наук им. И. Алтынсарина /1980 г./;

— на заседании кафедры методики преподавания физики в ТОО в КазПИ им. Абая /1981 г./;

— на заседании кафедры методики преподавания физики Уральского пединститута им. А. Пушкина /1982 г./;

— на научной конференции молодых ученых в НИИ педнаук игл. И. Алтынсарина /1980 г./;

— на Х1У научно-теоретической конференции профессорско-пре-подавательокого состава, посвященной 165-летию со дня рождения К. Маркса в Кокчетавском пединституте /1983 г./;

— на секции учителей физики г. Алма-Аты на августовском совещании /1982 г./.

Результаты исследования положены в основу «Методической рекомендации» по формированию политехнических умений и навыков по.

разделу «Электродинамика» в 9 классе, которые внедрены в практику ряда школ Казахской ССР.

Диссертация состоит* из введения, четырех глав, заключения, библиографии (214 наименований) и приложения.

ВЫВОДЫ.

I. Выявленные пути формирования политехнических умений и навыков по разделу «Электродинамика» в 9 классе дали определенный эффект в целенаправленном формировании ПУН.

2. Применение методов математической обработки к результатам педагогического эксперимента дало положительные результаты, что свидетельствует об эффективности предложенной нами новой методики на основе структуры ПУН в качестве ориентировочной основы действия. Это видно по коэффициентам эффективности новой методики, которые превышают единицу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации рассматривается актуальная проблема формирования политехнических умений и навыков при изучении раздела «Электродинамика» в 9 классе с целью определения эффективных методов процесса формирования ПУН. В результате выполнения данного исследования нами решены следующие проблемы:

1. Изучение учебного процесса в 9 классах ряда школ показало, что в практике массовой школы на уроках физики по разделу «Электродинамика» не ведется целенаправленное формирование ПУН.

Лабораторные работы по электродинамике в 9 классе не обеспечивают формирования ПУН ни по количеству, ни по качеству. Частота работы с электроизмерительными приборами не превышает 2−3 раза. В проведении работ физического практикума до сих пор встречаются организационные трудности, уровень сформированности ПУН учащихся не отвечают требованиям к их проведению, в результате работы растягиваются свыше 2-х часов, предусмотренных программой. Поэтому выполнение работ не вызывает эффекта научных открытий, так кап учащиеся на ходу овладевают необходимыми умениями и навыками, чтоб в срок выполнить работу.

2. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выяснить природу умений и навыков. В формировании ПУН мы опирались на теоретическую концепцию ведущих психологов: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, на теорию деятельности А. Н. Леонтьева.

Нами были выявлены действия, обеспечивающие формирование ПУН, в соответствии с этими действиями были составлены кратковременные лабораторные работы, задания, задачи для отработки их в умения, а потом в навыки. В ходе исследований экспериментально доказано: чтобы умение перешло в прочный, устойчивый навык, необходимо не менее 7−8 упражнений с каждым видом действия. Это дало возможность обосновать увеличение числа экспериментальных заданий, кратковременных лабораторных работ, работ с карточками.

В результате исследования мы убедились в справедливости следующей схемы формирования ЛУН: знания — умения —* навыки.

S. В ходе работы над исследованием была выявлена структура политехнических умений и навыков. Эти умения и навыки оказались наиболее общими для всех предметов естественно-математического цикла.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов, имеющих практическое значение для совершенствования ПУН по другим предметам естественно-математического цикла.

4. Логика исследования дала возможность разработать критерий, уровни сформированности политехнических умений. Определение уровней сформированности дало возможность оценивать умения и навыки учащихся по пятибальной шкале. В результате исследования учителям массовой школы была предложена методика оценки умений и навыков учащихся по пятибальной шкале.

5. Таким образом, в ходе исследования для решения проблемы формирования ПУН разработана методика формирования политехнических умений и навыков при изучении раздела «Электродинамика» в.

9 классе, которая включает систему кратковременных лабораторных работ, работ физического практикума, заданий, карточек и направленных на поэтапное формирование ПУН по схеме: экспериментальные умения и навыки, электроизмерительные умения и навыки, графические умения и навыки, расчетные умения и навыки.

6. Педагогический эксперимент полностью подтвердил выдвинутую гипотезу, а результаты эксперимента позволили сделать вывод в том, что предложенная система работ, направленных на формирование ЛУН, полностью обеспечивает их эффективное, целенаправленное формирование.

В экспериментальных классах уровень сформированности оказался выше, чем в контрольных классах. Поэтому такая система работ может быть рекомендована для формирования ПУН.

Выявленная структура ПУН, методика ее формирования может служить темой исследования по другим предметам естественно-математического цикла.

В дальнейшем, мы считаем своим долгом разработать эту методику применительно к разделам «Геометрическая оптика», «Атомная и ядерная физика», «Электродинамика» в 10 классе, считаем необходимой разработку учебного пособия для учащихся на печатной основе, а также для учителей.

Данное исследование позволило решить одну из актуальных проблем — проблему формирования ПУН по разделу «Электродинамика» в 9 классе и, конечно, она не претендует на всеобъемлющее решение данной проблемы. Поэтому мы считаем, что нам удалось решить только один из аспектов этой сложной проблемы развития умения и навыков учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с. 7.
  2. К. Капитал, гл.У Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.23, с.188−222.
  3. К. Инструкция делегатам временного центрального совета. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.194−203.
  4. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.322−339.
  5. В.И. Задачи союза молодежи Полн.собр.соч., 5-е изд., т.41, с.298−318.
  6. В.И. Программа ШИ/б/ Полн. собр. соч., 5-е изд., т.38, с.417−446.
  7. В.И. О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны. Полн. собр. соч., 5-е изд., т.42, стр.228−280.
  8. В.И. Доклад о концессиях Полн. собр. соч., 5-е изд., т.42, с.55−79.
  9. В.И. Конспект «Науки логики». Учение о понятии. Полн. собр. соч., 5-е изд., т.29, с.186−218.
  10. Ю.Крупская Н. К. Трудовое и политехническое обучение. Вступит, статья, подготовка текста и примеч. И. ВЛувашова М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, с. 151.
  11. Н.К. Пед. соч., т.4, с. 197.
  12. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976, — 144 с.
  13. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, 256 с.
  14. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 223 с. 15. 0 дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Правда, 1977,29 декабря.
  15. И.Я. Система политехнических знаний и умений и пути ее формирования у учащихся 1У-УШ классов. Дис. канд. пед. наук. — Пенза. 1968. — 285 с.
  16. И.Г. Формирование практических умений приближенных вычислений в условиях взаимосвязи математики и физики. -Дис. канд. пед. наук. Москва, 1979. — 205 с.
  17. К.В. Вопросы изучения физических основ металлообработки в школьном курсе физики. Дис.. канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1976. — 190 с.
  18. Г. В. Развитие исследовательских умений учащихся на уроках физики. Дис.. канд. пед. наук. — Ереван. 1972. -215 с.
  19. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. -М.: Педагогика. 1976. 192 с.
  20. П.Р. Формирование у школьников политехнических знаний и умений в процессе обучения основам науки Указания и материалы по организации и методике исследовательской работы, М.: Просвещение, 1966. 48 с.
  21. П.Р. О дидактических проблемах политехнической подготовки школьников. Советская педагогика, $ 5, 1976.
  22. П.Р. О содержании политехнического образования школьников. Советская педагогика, $ 5, 1976, с. 31.
  23. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидак. аспект. М.: Педагогика, 1977. — 251 с.
  24. Ю.К. Вопросы методики преподавания физики в средней школе. Ростов-на-Дону, 1969, 175 о.
  25. С.Я. Трудовая подготовка в условиях научно-технической революции. М.: Знание, 1974. — 96 с.
  26. З.М. Система проблемных заданий по физике как средство формирования знаний и приемов учебной работы школьников. На примере раздела «Электродинамика» Дис.. канд. пед. наук. — М.: 1977. — 178 с.
  27. М.Г. Самостоятельные исследовательские работы по физике как средство совершенствования знаний и практических умений учащихся старших классов. Дис.. канд. пед. наук.- М., 1978. 206 с.
  28. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знания в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 346 с.
  29. Е.И. Механизмы умственной деятельности /Динамические временные связи/. М.: Педагогика. 1976. 248 с.
  30. Л.А. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений у учащихся в IX-X классе в процессе трудового обучения: /на примере машиностроительного черчения/. -Дис.. канд. пед. наук. М., 1978. — 184 с.
  31. JE.A. Электромагнитное поле в курсе физики 9 класса Дис.. канд. пед. наук. — М., 1976. — 152 с.
  32. А.И. Методика преподавания физики в средней школе. -М.: Просвещение. 1981. 288 с.
  33. .Б., Климонтович Ю. Л., Мякишев Г. Я., Физика. Учебное пособие для 9 класса средней школы. 10-е перераб., изд.- М.: Просвещение, 1980. 254 с.
  34. В.А. и др. Практикум по физик, в средней школе. /Под ред. Покровского А. А. М.: Просвещение, 1973. — 256 е./
  35. В.А. Некоторые итоги работы по новым программам и путисовершенствования обучения физике, Нар.образование, 1972, * 5, с. 37.
  36. В.А. и др. Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе: Пособие для учителей /Под ред. Покровского А. А. М.: Просвещение, 1970. — 216 е./
  37. В.А. и др. Преподавание физики и астрономии в средней школе. /Под ред. Резникова Л. И. М.: Просвещение, 1970. -335 е./
  38. А.А. др. Преподавание физики в 9 классе: Пособие для учителей. Ванеев А. А., Корж Э. Д., Орехов В, П. 2-е изд., пе-рераб. — М.: Просвещение, I960. — 176 с.
  39. А.Б. Графический метод в школьном курсе физики. -Дис.. канд. пед. наук. М., 1959. — 206 с.
  40. Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. М.: Педагогика. 1978. — 175 с.
  41. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М. МГУ, 1965. — 268 с.
  42. Н.К. О формировании умений и навыков у учащихся в У-УП классах. Физика в школе. 1874, № 6, с. 49.
  43. Н.К. Формирование у учащихся умений и навыков работать с измерительными приборами. Физика в школе, 1979,5, с. 42.
  44. А.Т. Изучение вопросов производства, передачи и использования электроэнергии. Физика в школе, 1976, Я? I, с. 5.
  45. А.И. Техника в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1977. 159 с.
  46. Ф.Е. Психология /Учеб. пособие для пед. училищ/. /Под ред. проф. Н. Ф. Добрынина. — М.: Просвещение, 1973. -240 е./
  47. С.У. О политехническом образовании в современных условиях. Физика в школе, № 4, с.З.
  48. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики и педагогических исследований /Непараметрические методы/. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  49. Н.Р. Изучение основных тенденций научно-технического прогресса в курсе физики средней школы в связи с политехническим образованием учащихся. Дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1976. — 171 с.
  50. Л.В. Формирование умений учащихся самостоятельно приобретать знаний при выполнении фронтальных экспериментальных работ на I ступени обучения физике. Дис.. канд. пед. наук. — Л., 1975. — 161 с.
  51. В.И. Определение структуры политехнических знаний и умений в предмете. «Трудовое обучение». Дис.. канд. пед. наук. — М., 1970. — 221 с.
  52. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  53. В. Толковый словарь. М., 1955, т.2, 779 с.
  54. В. Толковый словарь. М., 1955, т.4, 653 с.
  55. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Просвещение, 1975. — 299 с.
  56. В.В. Измерения в курсе физики средней школы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1970. — 192 с.
  57. В.П. Сборник вопросов и задач по физике для средней школы. Изд. 8-е: Просвещение, 1970. 240 с.
  58. В.П., Демкович Л. П. Сборник задач по физике для 8−10 классов средней школы. М.: Просвещение 1971. — 231 с.
  59. Дидактика средней школы. Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. — 503 с.
  60. А.С. и др. Проверка знаний и умений учащихся по физике в 6−7 классах. М.: Просвещение, 1970. 71 с.
  61. В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. М.: Педагогика, 1976. 224 с.
  62. Г. И. Политехническое обучение в демонстрационных опытах. М.: Учпедгиз, 1957. 195 с.
  63. И.Ф. Формирование умения решать физические задачи учащихся 6−7 классов в условиях осуществления межпредметных связей физики с математикой. Дис.. канд. пед. наук., Челябинск, 1980. — 234 с.
  64. А.П. Формирование практических умений учащихся в процессе изучения сельскохозяйственных машин Дис.. канд. пед. наук.- М.: 1970. — 200 с.
  65. П.А. Методика преподавания физики . Л., Учпедгиз, 1954. 551 с.
  66. В.Г. Реализация принципа политехнизма в основных учебных предметах. Физика в школе, 1972, II 5, с.11−13.
  67. В.Г. Формирование практических умений и навыков важная часть политехнического образования. — Физика в школе, 1975,2, с. 7.
  68. Т.А. Научно-техническая революция и всестороннее развитие личности. Советская педагогика, 1971, № 12.
  69. Р.Г. Изучение вопросов электрификации сельского хозяйства в курсе физики IX-X классов средней школы /В связи с профессиональной ориентацией учащихся. Дис.. канд. пед. наук. — Ташкент, 1979. — 148 с.
  70. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  71. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
  72. О.Ф., Кабардина С. И., Шефер Н. И. Факультативный курс физики. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение. 1978. — 224 с.
  73. И.П. Педагогика. Учебник для пед. ин-тов. М.: Учпедгиз, 1956. — 486 с.
  74. Н.М. Лабораторные работы как средство политехнического обучения в средней школе /на материале физики и химии старших классов. Дис.. канд. пед. наук. — Харьков, 1961. — 290 с.
  75. С.Е. Вычисление и оценка погрешностей в лабораторных работах по физике в средней школе. В кн.: Из практики политехнического обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955, с.86−109.
  76. С.Е. Проблемы изучения основ электродинамики в курсе физики средней школы. Дис.. докт. пед. наук. — М.: 1978. — 366 с.
  77. А.Б. Вопросы политехнического обучения в преподавании физики. М. Учпедгиз, 1955. — 95 с.
  78. К.И. Формирование практических умений и навыков в процессе обучения физики в 6−7 классах. Дис.. канд. пед. наук. — М.: 1955. — 376 с.
  79. Т. Проблема формирования у учащихся интереса к техническим профессиям в процессе обучения физике /На примере кинотехники/. Дис.. канд.пед.наук, — Алма-Ата, 1973. — 173с.
  80. К.К. Некоторые пути формирования политехнических умений и навыков при изучении электродинамики в 9 классе. Методические рекомендации. Алма-Ата, 1982. — 25 с. В над-заг.: Алма-Атинский городской ИУУ.
  81. Кенжегалиев К. К, Формирование графических умений и навыков.-Казахстан мектеби, 1981, $ 12, с.45−47.
  82. К.К. О критериях и уровнях сформированности у учащихся политехнических умений и навыков по разделу «Электродинамика» в 9 классе. Казахстан мектеби, 1982, № 12,с. 56−58.
  83. К обсуждению проекта программы по физике. Программы. Физика в школе. 1978, № 5, с.44−45.
  84. К обсуждению проекта программы по физике. Программы. Физика в школе. 1978, № 6, с.28−40.
  85. Т.М. Вопросы методики формирования технологических умений и навыков у учащихся на занятиях в школьных мастерских. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1963. — 229 с.
  86. В.А. Политехнический принцип при изучении физики в IX-X классе. Дис.. канд. пед. наук. — Саранск, 1980. -198 с.
  87. Р.Ф. Поэлементный метод массовой проверки знаний учащихся по физике. Дис.. канд.пед.наук. — М., 1976. -194 с.
  88. В.А. Психология обучения и воспитания школьников.
  89. М.: Просвещение, 1976. 303 с.
  90. A.M. Формирование рационализаторских знаний и умений у учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1966.
  91. М.А. Совершенствование учебного процесса и профессиональная подготовка учителя. Алма-Ата: Мектеп, 1975.-94с.
  92. М.А. Вопросы методики использования ТС в преподавании физики.-Алма-Ата: Ротапринт MB ССО КазССРД970. 50с.
  93. И.Я. Внеклассная работа по физике. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  94. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 263 с.
  95. ЮО.Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемыструктуры. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
  96. B.C. Политехническое образование на современном этапе. Советская педагогика. 1972, $ I.
  97. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  98. .Ф. Формирование графических знаний и навыков учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 270 с.
  99. Ю4.Лошкарева Н. А. Проблема формирования системы учебных уменийи навыков учащихся. Советская педагогика, 1980, $ 3, с. 60.
  100. Ю.И. Формирование умений и навыков у учащихся восьмилетней школы в процессе изучения тепловых явлений. Дис.. канд. пед. наук. — М.: 1968. — 223 с.
  101. Н.И. Роль графического материала в формировании знаний и навыков у учащихся при обучении математике в 1У-УШ классах: Автореф. Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Киев, 1972. — 22 с.
  102. Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе из опыта работы. Пособие для учителей. М. г Просвещение, 1980. — 127 с.
  103. Е.И. Экспериментальные химические задачи в производственном содержании как одно из средств политехнической подготовки учащихся. Дис.. канд. пед. наук. — М.: 1974. — 229 с.
  104. М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение. 1977. — 239 с.
  105. ПО. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин.
  106. Пособие для учителей /Сб.статей/ Под редакцией В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. — 208 с.
  107. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы.41 /В.П.Орехов, А. В. Усова, И. К. Турышев и др./ Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. М.: Просвещение, 1980. — 320 с.
  108. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы.42 /В.П.Орехов, А. В. Усова, С. Е. Каменецкий и др./ Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой. М.: Просвещение, 1980. — 351 с. 4 л. с ил.
  109. Методика обучения физике в школах СССР и 1ДР. /Под ред. В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского, М. Бюншмана, К.Либерса. М.:
  110. Просвещение, Берлин, Фольк унд виссен, 1978.
  111. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, I97S. — 297 с.
  112. Г. Е. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся на уроках труда в школьных учебных мастерских. Дис.канд. пед. наук. М.: 1979. — 170 с.
  113. .М. Проблемы содержания прикладных вопросов физики в разных типах средних учебных заведений. Дис.. докт. пед. наук. — Ташкент, 1980. — 322 с.
  114. Г. М. Проблема формирования умений, связанных с применением математики: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. М., 1978. — 23 с.
  115. В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. 2-е перераб.изд. — М.: Просвещение, 1976.- 158с.
  116. .В. Приближенное вычисление при обработке результатов измерений в школе. Физика в школе, 1966, # 4, с.92−98.
  117. Навык. В кн.: БСЭ, 2-е изд., 1954, т.29, с.25−26.
  118. Навык. В кн.: Педагогическая энциклопедия, т. З, М., 1966, с. 14.
  119. И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: Пособие ддя учащихся /Под ред. А. В. Перышкина, 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  120. Обучение и развитие /Экспериментально-педагогическое исследование/ Под ред. действительного члена АПН СССР Л.Зенкова. М.: Просвещение, 1975. — 440 с.
  121. Общая психология /Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.- Просвещение, 1973. 351 с.
  122. Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. Изд. 2-е, доп. и перераб., М.: Просвещение, 1977. 479 с.
  123. О.С. Проблема проверки уровня экспериментальных навыков у абитуриентов вузов. Дис.. канд. пед. наук. — Горький, — Москва, 1978. — 205 с.
  124. В.П. Методика формирования измерительных умений и навыков на занятиях по физике. Дис.. канд. пед. наук. — Рязань, 1957. — 289 с.
  125. Основы дидактики /Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. — 472 с.
  126. И.П. Избранные труды /Под ред. и со вступит, статьей /8−26/ чл.-кор. Акад. наук СССР Э. А. Асратяна. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951 • - 616 с.
  127. И.П. Соч., т. З, кв. 2. Изд-во АН СССР, 1951. 317 с.
  128. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиол. бесед/ Отв. ред. акад. Л.А.Орбели/-т.1. М.-Л., изд. и 1-я тип. Изд-во АН СССР в Лгр, 1949. 310 с.
  129. Н.И. Система и методика текущего учета и оценка успеваемости учащихся на I отупени обучения физике. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1971. — 228 с.
  130. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  131. А.А., Шпилевая Л. Т. Развитие измерительных навыков в У1-УП классах. Физика в школе. 1976, № 4, с.57−63.
  132. К.К. О знаниях, навыках и умениях. Советская педагогика, 1963, й II, с.98−103.
  133. B.C. Развитие лабораторных навыков по химии как одно из средств подготовки учащихся к практической деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1951. — 24 с.
  134. Преподавание физики и астрономии в средней школе по новым программам. Пособие для учителей / Под ред. Л. И. Резникова, М.: Просвещение. 1970. 336 с.
  135. Применение знаний в учебной практике школьников. Психологические исследования / Под ред. чл.-кор. АПН РСФСР Н.А.Менчин-ской. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961. 373 с.
  136. Программы средней школы. Физика. Дополнительное издание. -М.: Наркомпрос РСФСР. 1938.
  137. Программы средней школы. Физика. Астрономия. М.: Учпедгиз, 1949.
  138. Программы средней школы. Физика. Астрономия. М.: Учпедгиз, 1959.
  139. Программы средней школы. Физика. Астрономия. М.: Просвещение, 1965.
  140. Программы восьмилетней и средней школы. Физика. Астрономия. М.: Просвещение, 1978.
  141. Программы восьмилетней и средней школы. Физика. Астрономия.- М.: Просвещение, 1982.
  142. Проект программы восьмилетней и средней школы. Физика. -Физика в школе, 1978, № 5, с.45−51.
  143. Психологические проблемы неуспеваемости школьников- /Под ред. Н. А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. — 270 с.
  144. В.Г. Основные проблемы совершенствования преподавания физики в школе. Физика в школе. 1972, & 5, с.3−10.
  145. В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. дис.. канд. лед. наук. — М., 1972. — 507 с.
  146. В.Г. Совершенствовать политехническое обучение.- Физика в школе. 1973, $ 6, с. 6.
  147. В.Г. Физика в средней школе США. М.: Педагогика, 1979. 160 с.
  148. В.Г., Митрофанов Н. М. О постановке лабораторных работ исследовательского характера. Физика в школе, 1965, * I, с.63−70.
  149. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
  150. В.Г. Политехнический принцип преподавания физики.- Советская педагогика, 1975, $ 3, с.36−41.
  151. В.Г. Формирование умений и навыков, развитие творческих способностей. В кн.: Совершенствование преподавания физики в средней школе. — М., НИИ СИМО АПН СССР, 1977, с.13−20.
  152. Л.И. Графический метод в преподавании физики. М.: Учпедгиз, I960. 170 с.
  153. Н.А. Теоретические основы методики преподавания физики на первой ступени ее курса в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. 43 с.
  154. С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. Сост. авт. коммент. К.А.Абулиханова-Славская и А. В. Брушлинский. Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Педагогика. 1976. 416 с.
  155. В.Н. Формирование навыков и умений учащихся во фронтальном эксперименте на уроках физики. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1980. — 227 с.
  156. Салимбаев 0. Формирование измерительных умений и навыков учащихся на I ступени обучения физике. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1980. — 181 с.
  157. В.Г. Экскурсии по физике в средней школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1980. — 223 с.
  158. В.Е. Формирование и развитие основных понятий, уменийи навыков по технической графике в школе. Дис.. канд. пед. наук. — Сумы, 1973. — 231 с.
  159. М.Н. Совершенствование обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика. 1971. — 205 с.
  160. М.Н., Ставский П. И. Проблемы теории политехнического обучения на современном этапе. Советская педагогика, 1973, № 2.
  161. А.С. О привитии учащимся средней школы практических навыков и умений на уроке химии. Дис.. канд. пед. наук. — Сыктывкар, 1951. — 238 с.
  162. Совершенствование содержания обучения физике в средней школе /Под ред. В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского, Л. С. Хижняковой. Научн.-исслед. иин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1978. — 176 с.
  163. И.И. Методика преподавания физики в средней школе.- М.: Учпедгиз, 1959. 374 с.
  164. Н.А. Дидактика Учеб. пособие для студентов лед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974. — 222 с.
  165. П.И. Система политехнических электротехническихзнаний, умений в средней школе. М.: Просвещение, 1965.- 80 с.
  166. Н.К. Формирование у школьников политехнических умений и навыков в учебном процессе. В кн.: Педагогика и психология. Вып. XI. Вопросы подготовки учащихся к труду и выбору профессии. Минск, 1977.
  167. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ. 1975. — 348 с.
  168. Умение. В кн.: Педагогическая энциклопедия, т.4. М., 1968, с. 362.
  169. А.В. Формирование у школьников обобщенных умений и навыков при осуществлении межпредметных связей. В кн.: Межпредметные связи естественно-математических дисциплин/ Под редакцией В. Н. Федоровой. — М.: Просвещение. 1980.-208с.
  170. А.В. Формирование обобщенных умений. Народное образование, 1974, № 3.
  171. А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений и навыков. Советская педагогика. 1980. JH2.
  172. А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий /на материале курса физики I ступени/. Дис.. докт. пед. наук. Челябинск, 1969. — 481 с.
  173. А.В., Антропова Н. С. Связь преподавания физики в школе с сельскохозяйственным производством. М.: Просвещение, 1976. — 191 с.
  174. А.В. Вопросы методики и психологии формирования физических понятий. Челябинск, 1970. — 93 с.
  175. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск. 1973. — 92 с.
  176. М.А. Упражнения на составление электрических цепей: Карточки-задания. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — 64 с.
  177. М.А. Раздаточный материал по физике для 7 класса /Наглядные задачи. М.: Просвещение, 1977.
  178. М.А. Роль графики в процессе формирования умений и навыков учащихся средней школы. В кн.: Профессиональная педагогическая подготовка учителя физики. Межвузовский сборник научных трудов. — Ростов-на-Дону, 1979, с.41−45,
  179. В.А. О необходимости повышения престижа прикладных наук в глазах школьников. Физика в школе, 1972, № 5, с.З.
  180. Физика и научно-технический прогресс: Пособие душ учителей / В. Г. Разумовский, А. Т. Глазунов, В. А. Фабрикант и др. Под ред. В. Г. Разумовского и др. М.: Просвещение, 1980. — 159с.
  181. .В. Автоматы служат человеку. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1980. 174 с.
  182. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. Сборник под ред. П.Я.1^льпе-рина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 134 с.
  183. Л.С. Обобщающее повторение в курсе физики средней школы. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1972. — 222 с.
  184. З.И. К вопросу о понятии умений в советской психологии. Вопросы психологии, 1955, $ 3, с.II.
  185. З.И. Проблема навыка в психологии. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1980, с. 92.
  186. В.Д. Влияние межпредметных связей физики и математики на формирование у учащихся некоторых научных понятий, умений и навыков. Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1975. — 155 с.
  187. А.В. Дидактические основы формирования радиотехнических знаний и умений в процессе трудового обучения учащихся общеобразовательной школы. Дис.. канд. пед.наук. — У1 — УШ классы. — Киев, 1976. — 199 с.
  188. А.В. Самостоятельные работы учащихся по физикев 6−7 классах. Дидакт. материал. Пособие для учителей. Изд. 2-е перераб. М.: Просвещение, 1977. — 255 с.
  189. В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1969. — 303 с.
  190. В.В. Методика формирования практических умений и навыков при проведении лабораторных работ с использованием алгоритмов /на материале «Электричества», первая ступень, Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1969. — 215 с.
  191. С.М. Политехническое обучение. М.: Изд-во АПН1. РСФСР, 1956. 728 с.
  192. С.Я. Физический практикум в восьмилетней школе. -М.: Просвещение. 1964. 100 с.
  193. С.Я. Домашние измерительные работы по физике. -М.Просвещение, 1964. 48 с.
  194. С.Я. Политехническое обучение в преподавании электроизмерительной динамики. Физика в школе, 1975, № 6,с.20.
  195. Н.М. Элементарный курс физики. 4.2. Основы молекулярной физики и электродинамики. Экспериментальный учебник для 9 класса средней школы. М.: Просвещение, 1979. -256 с.
  196. Н.М., Каменецкий С. Е. Демонстрационные опыты по электричеству. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1963. — 327 с.
  197. Н.М., Каменецкий С. Е. Демонстрационные опыты по электродинамике. Мзд. 2-е перераб. М.: Просвещение, 1973. — 352 с.
  198. Н.М. Основные демонстрации при изучении электромагнитного поля. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. — 184 с.
  199. Л.П. Пути и средства повышения эффективности формирования графических знаний и умений на уроках технического труда / На примере трудового обучения в 1У- У1 кл. Дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 185 с.
  200. .Н. Формирование умений и навыков в процессе производственного обучения учащихся средних школ по профессиям электромашиностроительного профиля. Дис.. канд. пёд. наун. — М., 1964. — 202 с.
  201. М.Я. Совершенствование процесса формирования общетрудовых умений и навыков у старших школьников / На примере электротехники. Дис.. канд. пед. наук. М., 1977. — 203 с.
  202. З.Е. Активизация учащихся в процессе сообщения им новых знаний по физике. Физика в школе, 1959, № 3, с.32−36.
  203. Э.Е., Шамаш С. Я. Методам преподавания особое внимание. — Физика в школе, 1977, № I, с.3−7.
  204. Е.Ф., Резников Л. И., Енохович А. С. Политехническое обучение в преподавании физики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 328 с.
  205. Е.Ф. и Резников Л.И. Политехническое обучение" в преподавании физики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 200 с.
  206. .М. Основные вопросы современного школьного курса физики. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980, — 318 с.
Заполнить форму текущей работой