Формирование политехнических умений и навыков при изучении курса физики в средней школе (на материале раздела «Электродинамика» в 9 классе)
Диссертация
Лабораторные работы по электродинамике в 9 классе не обеспечивают формирования ПУН ни по количеству, ни по качеству. Частота работы с электроизмерительными приборами не превышает 2−3 раза. В проведении работ физического практикума до сих пор встречаются организационные трудности, уровень сформированности ПУН учащихся не отвечают требованиям к их проведению, в результате работы растягиваются свыше… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. ПСИХОЛОГО-1ЩАГОГМЕС1Ш ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- 1. 1. Социальные, психологические и педагогические основы формирования политехнических умений и навыков учащихся
- 1. 2. Анализ исследований проблемы формирования политехнических умений и навыков учащихся при изучении школьных предметов естественно-математического цикла
- 1. 3. Формирование политехнических умений и навыков учащихся в процессе обучения физике в средней школе
- Выводы
- Глава II. АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЛИТЕХНШЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ПО РАЗДЕЛУ «ЭЛЕКТРОДИНАМИКА» В IX КЛАССЕ
- 2. 1. Анализ учебных программ и учебников по физике в аспекте выработки политехнических умений и навыков у учащихся
- 2. 2. Формирование политехнических умений и навыков в практике преподавания раздела «Электродинамика» в IX классе средней школы
- 2. 3. Критерии и уровни сформированийсти у учащихся политехнических умений и навыков
- Выводы
- Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
- И СТРУКТУРЫ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РАЗДЕЛУ «ЭЛЖТРОДИНАМИКА» В IX КЛАССЕ
- 3. 1. Содержание политехнического материала по разделу «Электродинамика»
- 3. 2. Структура политехнических умений и навыков по разделу «Электродинамика»
- Выводы
- Глава 1. У. МЕТОДИКА ВЫРАБОТКИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ IX КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЭЖКТРОДИНАМИКА»
- 4. 1. Пути и способы формирования политехнических умений и навыков у учащихся
- 4. 2. Экспериментальная проверка эффективности формирования политехнических умений и навыков у учащихся .I2I-I
- Выводы
Список литературы
- Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с. 7.
- Маркс К. Капитал, гл.У Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.23, с.188−222.
- Маркс К. Инструкция делегатам временного центрального совета. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.194−203.
- Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.322−339.
- Ленин В.И. Задачи союза молодежи Полн.собр.соч., 5-е изд., т.41, с.298−318.
- Ленин В.И. Программа ШИ/б/ Полн. собр. соч., 5-е изд., т.38, с.417−446.
- Ленин В.И. О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны. Полн. собр. соч., 5-е изд., т.42, стр.228−280.
- Ленин В.И. Доклад о концессиях Полн. собр. соч., 5-е изд., т.42, с.55−79.
- Ленин В.И. Конспект «Науки логики». Учение о понятии. Полн. собр. соч., 5-е изд., т.29, с.186−218.
- Ю.Крупская Н. К. Трудовое и политехническое обучение. Вступит, статья, подготовка текста и примеч. И. ВЛувашова М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, с. 151.
- Крупская Н.К. Пед. соч., т.4, с. 197.
- Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976, — 144 с.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, 256 с.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 223 с. 15. 0 дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Правда, 1977,29 декабря.
- Абаринов И.Я. Система политехнических знаний и умений и пути ее формирования у учащихся 1У-УШ классов. Дис. канд. пед. наук. — Пенза. 1968. — 285 с.
- Адишев И.Г. Формирование практических умений приближенных вычислений в условиях взаимосвязи математики и физики. -Дис. канд. пед. наук. Москва, 1979. — 205 с.
- Азибаева К.В. Вопросы изучения физических основ металлообработки в школьном курсе физики. Дис.. канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1976. — 190 с.
- Акопян Г. В. Развитие исследовательских умений учащихся на уроках физики. Дис.. канд. пед. наук. — Ереван. 1972. -215 с.
- Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. -М.: Педагогика. 1976. 192 с.
- Атутов П.Р. Формирование у школьников политехнических знаний и умений в процессе обучения основам науки Указания и материалы по организации и методике исследовательской работы, М.: Просвещение, 1966. 48 с.
- Атутов П.Р. О дидактических проблемах политехнической подготовки школьников. Советская педагогика, $ 5, 1976.
- Атутов П.Р. О содержании политехнического образования школьников. Советская педагогика, $ 5, 1976, с. 31.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидак. аспект. М.: Педагогика, 1977. — 251 с.
- Бабанский Ю.К. Вопросы методики преподавания физики в средней школе. Ростов-на-Дону, 1969, 175 о.
- Батышев С.Я. Трудовая подготовка в условиях научно-технической революции. М.: Знание, 1974. — 96 с.
- Беджанова З.М. Система проблемных заданий по физике как средство формирования знаний и приемов учебной работы школьников. На примере раздела «Электродинамика» Дис.. канд. пед. наук. — М.: 1977. — 178 с.
- Беккер М.Г. Самостоятельные исследовательские работы по физике как средство совершенствования знаний и практических умений учащихся старших классов. Дис.. канд. пед. наук.- М., 1978. 206 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знания в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 346 с.
- Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности /Динамические временные связи/. М.: Педагогика. 1976. 248 с.
- Болотина Л.А. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений у учащихся в IX-X классе в процессе трудового обучения: /на примере машиностроительного черчения/. -Дис.. канд. пед. наук. М., 1978. — 184 с.
- Бордонская JE.A. Электромагнитное поле в курсе физики 9 класса Дис.. канд. пед. наук. — М., 1976. — 152 с.
- Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. -М.: Просвещение. 1981. 288 с.
- Буховцев Б.Б., Климонтович Ю. Л., Мякишев Г. Я., Физика. Учебное пособие для 9 класса средней школы. 10-е перераб., изд.- М.: Просвещение, 1980. 254 с.
- Буров В.А. и др. Практикум по физик, в средней школе. /Под ред. Покровского А. А. М.: Просвещение, 1973. — 256 е./
- Буров В.А. Некоторые итоги работы по новым программам и путисовершенствования обучения физике, Нар.образование, 1972, * 5, с. 37.
- Буров В.А. и др. Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе: Пособие для учителей /Под ред. Покровского А. А. М.: Просвещение, 1970. — 216 е./
- Буров В.А. и др. Преподавание физики и астрономии в средней школе. /Под ред. Резникова Л. И. М.: Просвещение, 1970. -335 е./
- Ванеев А.А. др. Преподавание физики в 9 классе: Пособие для учителей. Ванеев А. А., Корж Э. Д., Орехов В, П. 2-е изд., пе-рераб. — М.: Просвещение, I960. — 176 с.
- Варнавских А.Б. Графический метод в школьном курсе физики. -Дис.. канд. пед. наук. М., 1959. — 206 с.
- Васильев Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. М.: Педагогика. 1978. — 175 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М. МГУ, 1965. — 268 с.
- Гладышева Н.К. О формировании умений и навыков у учащихся в У-УП классах. Физика в школе. 1874, № 6, с. 49.
- Гладышева Н.К. Формирование у учащихся умений и навыков работать с измерительными приборами. Физика в школе, 1979,5, с. 42.
- Глазунов А.Т. Изучение вопросов производства, передачи и использования электроэнергии. Физика в школе, 1976, Я? I, с. 5.
- Глазунов А.И. Техника в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1977. 159 с.
- Гоноболин Ф.Е. Психология /Учеб. пособие для пед. училищ/. /Под ред. проф. Н. Ф. Добрынина. — М.: Просвещение, 1973. -240 е./
- Гончаренко С.У. О политехническом образовании в современных условиях. Физика в школе, № 4, с.З.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики и педагогических исследований /Непараметрические методы/. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Гулькаров Н.Р. Изучение основных тенденций научно-технического прогресса в курсе физики средней школы в связи с политехническим образованием учащихся. Дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1976. — 171 с.
- Гурьева Л.В. Формирование умений учащихся самостоятельно приобретать знаний при выполнении фронтальных экспериментальных работ на I ступени обучения физике. Дис.. канд. пед. наук. — Л., 1975. — 161 с.
- Гусев В.И. Определение структуры политехнических знаний и умений в предмете. «Трудовое обучение». Дис.. канд. пед. наук. — М., 1970. — 221 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
- Даль В. Толковый словарь. М., 1955, т.2, 779 с.
- Даль В. Толковый словарь. М., 1955, т.4, 653 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Просвещение, 1975. — 299 с.
- Демкович В.В. Измерения в курсе физики средней школы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1970. — 192 с.
- Демкович В.П. Сборник вопросов и задач по физике для средней школы. Изд. 8-е: Просвещение, 1970. 240 с.
- Демкович В.П., Демкович Л. П. Сборник задач по физике для 8−10 классов средней школы. М.: Просвещение 1971. — 231 с.
- Дидактика средней школы. Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. — 503 с.
- Енохович А.С. и др. Проверка знаний и умений учащихся по физике в 6−7 классах. М.: Просвещение, 1970. 71 с.
- Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. М.: Педагогика, 1976. 224 с.
- Жерехов Г. И. Политехническое обучение в демонстрационных опытах. М.: Учпедгиз, 1957. 195 с.
- Жураховский И.Ф. Формирование умения решать физические задачи учащихся 6−7 классов в условиях осуществления межпредметных связей физики с математикой. Дис.. канд. пед. наук., Челябинск, 1980. — 234 с.
- Зайцевский А.П. Формирование практических умений учащихся в процессе изучения сельскохозяйственных машин Дис.. канд. пед. наук.- М.: 1970. — 200 с.
- Знаменский П.А. Методика преподавания физики . Л., Учпедгиз, 1954. 551 с.
- Зубов В.Г. Реализация принципа политехнизма в основных учебных предметах. Физика в школе, 1972, II 5, с.11−13.
- Зубов В.Г. Формирование практических умений и навыков важная часть политехнического образования. — Физика в школе, 1975,2, с. 7.
- Ильина Т.А. Научно-техническая революция и всестороннее развитие личности. Советская педагогика, 1971, № 12.
- Исянов Р.Г. Изучение вопросов электрификации сельского хозяйства в курсе физики IX-X классов средней школы /В связи с профессиональной ориентацией учащихся. Дис.. канд. пед. наук. — Ташкент, 1979. — 148 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
- Кабардин О.Ф., Кабардина С. И., Шефер Н. И. Факультативный курс физики. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение. 1978. — 224 с.
- Каиров И.П. Педагогика. Учебник для пед. ин-тов. М.: Учпедгиз, 1956. — 486 с.
- Кайрод Н.М. Лабораторные работы как средство политехнического обучения в средней школе /на материале физики и химии старших классов. Дис.. канд. пед. наук. — Харьков, 1961. — 290 с.
- Каменецкий С.Е. Вычисление и оценка погрешностей в лабораторных работах по физике в средней школе. В кн.: Из практики политехнического обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955, с.86−109.
- Каменецкий С.Е. Проблемы изучения основ электродинамики в курсе физики средней школы. Дис.. докт. пед. наук. — М.: 1978. — 366 с.
- Карпович А.Б. Вопросы политехнического обучения в преподавании физики. М. Учпедгиз, 1955. — 95 с.
- Картушов К.И. Формирование практических умений и навыков в процессе обучения физики в 6−7 классах. Дис.. канд. пед. наук. — М.: 1955. — 376 с.
- Кенжебаев Т. Проблема формирования у учащихся интереса к техническим профессиям в процессе обучения физике /На примере кинотехники/. Дис.. канд.пед.наук, — Алма-Ата, 1973. — 173с.
- Кенжегалиев К.К. Некоторые пути формирования политехнических умений и навыков при изучении электродинамики в 9 классе. Методические рекомендации. Алма-Ата, 1982. — 25 с. В над-заг.: Алма-Атинский городской ИУУ.
- Кенжегалиев К. К, Формирование графических умений и навыков.-Казахстан мектеби, 1981, $ 12, с.45−47.
- Кенжегалиев К.К. О критериях и уровнях сформированности у учащихся политехнических умений и навыков по разделу «Электродинамика» в 9 классе. Казахстан мектеби, 1982, № 12,с. 56−58.
- К обсуждению проекта программы по физике. Программы. Физика в школе. 1978, № 5, с.44−45.
- К обсуждению проекта программы по физике. Программы. Физика в школе. 1978, № 6, с.28−40.
- Корляков Т.М. Вопросы методики формирования технологических умений и навыков у учащихся на занятиях в школьных мастерских. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1963. — 229 с.
- Кочетова В.А. Политехнический принцип при изучении физики в IX-X классе. Дис.. канд. пед. наук. — Саранск, 1980. -198 с.
- Кривошапова Р.Ф. Поэлементный метод массовой проверки знаний учащихся по физике. Дис.. канд.пед.наук. — М., 1976. -194 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.
- М.: Просвещение, 1976. 303 с.
- Кувырталов A.M. Формирование рационализаторских знаний и умений у учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1966.
- Кудайкулов М.А. Совершенствование учебного процесса и профессиональная подготовка учителя. Алма-Ата: Мектеп, 1975.-94с.
- Кудайкулов М.А. Вопросы методики использования ТС в преподавании физики.-Алма-Ата: Ротапринт MB ССО КазССРД970. 50с.
- Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
- Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 263 с.
- ЮО.Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемыструктуры. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
- Леднев B.C. Политехническое образование на современном этапе. Советская педагогика. 1972, $ I.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 270 с.
- Ю4.Лошкарева Н. А. Проблема формирования системы учебных уменийи навыков учащихся. Советская педагогика, 1980, $ 3, с. 60.
- Лукьянов Ю.И. Формирование умений и навыков у учащихся восьмилетней школы в процессе изучения тепловых явлений. Дис.. канд. пед. наук. — М.: 1968. — 223 с.
- Лысенко Н.И. Роль графического материала в формировании знаний и навыков у учащихся при обучении математике в 1У-УШ классах: Автореф. Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Киев, 1972. — 22 с.
- Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе из опыта работы. Пособие для учителей. М. г Просвещение, 1980. — 127 с.
- Малолеткова Е.И. Экспериментальные химические задачи в производственном содержании как одно из средств политехнической подготовки учащихся. Дис.. канд. пед. наук. — М.: 1974. — 229 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение. 1977. — 239 с.
- ПО. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин.
- Пособие для учителей /Сб.статей/ Под редакцией В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. — 208 с.
- Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы.41 /В.П.Орехов, А. В. Усова, И. К. Турышев и др./ Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. М.: Просвещение, 1980. — 320 с.
- Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы.42 /В.П.Орехов, А. В. Усова, С. Е. Каменецкий и др./ Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой. М.: Просвещение, 1980. — 351 с. 4 л. с ил.
- Методика обучения физике в школах СССР и 1ДР. /Под ред. В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского, М. Бюншмана, К.Либерса. М.:
- Просвещение, Берлин, Фольк унд виссен, 1978.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, I97S. — 297 с.
- Минин Г. Е. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся на уроках труда в школьных учебных мастерских. Дис.канд. пед. наук. М.: 1979. — 170 с.
- Мирзахметов Б.М. Проблемы содержания прикладных вопросов физики в разных типах средних учебных заведений. Дис.. докт. пед. наук. — Ташкент, 1980. — 322 с.
- Морозов Г. М. Проблема формирования умений, связанных с применением математики: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. М., 1978. — 23 с.
- Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. 2-е перераб.изд. — М.: Просвещение, 1976.- 158с.
- Мултановский Б.В. Приближенное вычисление при обработке результатов измерений в школе. Физика в школе, 1966, # 4, с.92−98.
- Навык. В кн.: БСЭ, 2-е изд., 1954, т.29, с.25−26.
- Навык. В кн.: Педагогическая энциклопедия, т. З, М., 1966, с. 14.
- Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: Пособие ддя учащихся /Под ред. А. В. Перышкина, 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
- Обучение и развитие /Экспериментально-педагогическое исследование/ Под ред. действительного члена АПН СССР Л.Зенкова. М.: Просвещение, 1975. — 440 с.
- Общая психология /Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.- Просвещение, 1973. 351 с.
- Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. Изд. 2-е, доп. и перераб., М.: Просвещение, 1977. 479 с.
- Орехво О.С. Проблема проверки уровня экспериментальных навыков у абитуриентов вузов. Дис.. канд. пед. наук. — Горький, — Москва, 1978. — 205 с.
- Орехов В.П. Методика формирования измерительных умений и навыков на занятиях по физике. Дис.. канд. пед. наук. — Рязань, 1957. — 289 с.
- Основы дидактики /Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. — 472 с.
- Павлов И.П. Избранные труды /Под ред. и со вступит, статьей /8−26/ чл.-кор. Акад. наук СССР Э. А. Асратяна. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951 • - 616 с.
- Павлов И.П. Соч., т. З, кв. 2. Изд-во АН СССР, 1951. 317 с.
- Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиол. бесед/ Отв. ред. акад. Л.А.Орбели/-т.1. М.-Л., изд. и 1-я тип. Изд-во АН СССР в Лгр, 1949. 310 с.
- Петрушенко Н.И. Система и методика текущего учета и оценка успеваемости учащихся на I отупени обучения физике. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1971. — 228 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
- Пинский А.А., Шпилевая Л. Т. Развитие измерительных навыков в У1-УП классах. Физика в школе. 1976, № 4, с.57−63.
- Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях. Советская педагогика, 1963, й II, с.98−103.
- Полосин B.C. Развитие лабораторных навыков по химии как одно из средств подготовки учащихся к практической деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1951. — 24 с.
- Преподавание физики и астрономии в средней школе по новым программам. Пособие для учителей / Под ред. Л. И. Резникова, М.: Просвещение. 1970. 336 с.
- Применение знаний в учебной практике школьников. Психологические исследования / Под ред. чл.-кор. АПН РСФСР Н.А.Менчин-ской. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961. 373 с.
- Программы средней школы. Физика. Дополнительное издание. -М.: Наркомпрос РСФСР. 1938.
- Программы средней школы. Физика. Астрономия. М.: Учпедгиз, 1949.
- Программы средней школы. Физика. Астрономия. М.: Учпедгиз, 1959.
- Программы средней школы. Физика. Астрономия. М.: Просвещение, 1965.
- Программы восьмилетней и средней школы. Физика. Астрономия. М.: Просвещение, 1978.
- Программы восьмилетней и средней школы. Физика. Астрономия.- М.: Просвещение, 1982.
- Проект программы восьмилетней и средней школы. Физика. -Физика в школе, 1978, № 5, с.45−51.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников- /Под ред. Н. А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. — 270 с.
- Разумовский В.Г. Основные проблемы совершенствования преподавания физики в школе. Физика в школе. 1972, & 5, с.3−10.
- Разумовский В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. дис.. канд. лед. наук. — М., 1972. — 507 с.
- Разумовский В.Г. Совершенствовать политехническое обучение.- Физика в школе. 1973, $ 6, с. 6.
- Разумовский В.Г. Физика в средней школе США. М.: Педагогика, 1979. 160 с.
- Разумовский В.Г., Митрофанов Н. М. О постановке лабораторных работ исследовательского характера. Физика в школе, 1965, * I, с.63−70.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
- Разумовский В.Г. Политехнический принцип преподавания физики.- Советская педагогика, 1975, $ 3, с.36−41.
- Разумовский В.Г. Формирование умений и навыков, развитие творческих способностей. В кн.: Совершенствование преподавания физики в средней школе. — М., НИИ СИМО АПН СССР, 1977, с.13−20.
- Резников Л.И. Графический метод в преподавании физики. М.: Учпедгиз, I960. 170 с.
- Родина Н.А. Теоретические основы методики преподавания физики на первой ступени ее курса в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. 43 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. Сост. авт. коммент. К.А.Абулиханова-Славская и А. В. Брушлинский. Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Педагогика. 1976. 416 с.
- Савинцев В.Н. Формирование навыков и умений учащихся во фронтальном эксперименте на уроках физики. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1980. — 227 с.
- Салимбаев 0. Формирование измерительных умений и навыков учащихся на I ступени обучения физике. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1980. — 181 с.
- Сердинский В.Г. Экскурсии по физике в средней школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1980. — 223 с.
- Сердюк В.Е. Формирование и развитие основных понятий, уменийи навыков по технической графике в школе. Дис.. канд. пед. наук. — Сумы, 1973. — 231 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика. 1971. — 205 с.
- Скаткин М.Н., Ставский П. И. Проблемы теории политехнического обучения на современном этапе. Советская педагогика, 1973, № 2.
- Сивков А.С. О привитии учащимся средней школы практических навыков и умений на уроке химии. Дис.. канд. пед. наук. — Сыктывкар, 1951. — 238 с.
- Совершенствование содержания обучения физике в средней школе /Под ред. В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского, Л. С. Хижняковой. Научн.-исслед. иин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1978. — 176 с.
- Соколов И.И. Методика преподавания физики в средней школе.- М.: Учпедгиз, 1959. 374 с.
- Сорокин Н.А. Дидактика Учеб. пособие для студентов лед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974. — 222 с.
- Ставский П.И. Система политехнических электротехническихзнаний, умений в средней школе. М.: Просвещение, 1965.- 80 с.
- Степаненков Н.К. Формирование у школьников политехнических умений и навыков в учебном процессе. В кн.: Педагогика и психология. Вып. XI. Вопросы подготовки учащихся к труду и выбору профессии. Минск, 1977.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ. 1975. — 348 с.
- Умение. В кн.: Педагогическая энциклопедия, т.4. М., 1968, с. 362.
- Усова А.В. Формирование у школьников обобщенных умений и навыков при осуществлении межпредметных связей. В кн.: Межпредметные связи естественно-математических дисциплин/ Под редакцией В. Н. Федоровой. — М.: Просвещение. 1980.-208с.
- Усова А.В. Формирование обобщенных умений. Народное образование, 1974, № 3.
- Усова А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений и навыков. Советская педагогика. 1980. JH2.
- Усова А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий /на материале курса физики I ступени/. Дис.. докт. пед. наук. Челябинск, 1969. — 481 с.
- Усова А.В., Антропова Н. С. Связь преподавания физики в школе с сельскохозяйственным производством. М.: Просвещение, 1976. — 191 с.
- Усова А.В. Вопросы методики и психологии формирования физических понятий. Челябинск, 1970. — 93 с.
- Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск. 1973. — 92 с.
- Ушаков М.А. Упражнения на составление электрических цепей: Карточки-задания. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — 64 с.
- Ушаков М.А. Раздаточный материал по физике для 7 класса /Наглядные задачи. М.: Просвещение, 1977.
- Ушаков М.А. Роль графики в процессе формирования умений и навыков учащихся средней школы. В кн.: Профессиональная педагогическая подготовка учителя физики. Межвузовский сборник научных трудов. — Ростов-на-Дону, 1979, с.41−45,
- Фабрикант В.А. О необходимости повышения престижа прикладных наук в глазах школьников. Физика в школе, 1972, № 5, с.З.
- Физика и научно-технический прогресс: Пособие душ учителей / В. Г. Разумовский, А. Т. Глазунов, В. А. Фабрикант и др. Под ред. В. Г. Разумовского и др. М.: Просвещение, 1980. — 159с.
- Фомин Б.В. Автоматы служат человеку. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1980. 174 с.
- Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. Сборник под ред. П.Я.1^льпе-рина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 134 с.
- Хижнякова Л.С. Обобщающее повторение в курсе физики средней школы. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1972. — 222 с.
- Ходжава З.И. К вопросу о понятии умений в советской психологии. Вопросы психологии, 1955, $ 3, с.II.
- Ходжава З.И. Проблема навыка в психологии. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1980, с. 92.
- Хомутсйий В.Д. Влияние межпредметных связей физики и математики на формирование у учащихся некоторых научных понятий, умений и навыков. Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1975. — 155 с.
- Хрущак А.В. Дидактические основы формирования радиотехнических знаний и умений в процессе трудового обучения учащихся общеобразовательной школы. Дис.. канд. пед.наук. — У1 — УШ классы. — Киев, 1976. — 199 с.
- Чеботарева А.В. Самостоятельные работы учащихся по физикев 6−7 классах. Дидакт. материал. Пособие для учителей. Изд. 2-е перераб. М.: Просвещение, 1977. — 255 с.
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1969. — 303 с.
- Чижик В.В. Методика формирования практических умений и навыков при проведении лабораторных работ с использованием алгоритмов /на материале «Электричества», первая ступень, Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1969. — 215 с.
- Шабалов С.М. Политехническое обучение. М.: Изд-во АПН1. РСФСР, 1956. 728 с.
- Шамаш С.Я. Физический практикум в восьмилетней школе. -М.: Просвещение. 1964. 100 с.
- Шамаш С.Я. Домашние измерительные работы по физике. -М.Просвещение, 1964. 48 с.
- Шамаш С.Я. Политехническое обучение в преподавании электроизмерительной динамики. Физика в школе, 1975, № 6,с.20.
- Шахмаев Н.М. Элементарный курс физики. 4.2. Основы молекулярной физики и электродинамики. Экспериментальный учебник для 9 класса средней школы. М.: Просвещение, 1979. -256 с.
- Шахмаев Н.М., Каменецкий С. Е. Демонстрационные опыты по электричеству. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1963. — 327 с.
- Шахмаев Н.М., Каменецкий С. Е. Демонстрационные опыты по электродинамике. Мзд. 2-е перераб. М.: Просвещение, 1973. — 352 с.
- Шахмаев Н.М. Основные демонстрации при изучении электромагнитного поля. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. — 184 с.
- Щербакова Л.П. Пути и средства повышения эффективности формирования графических знаний и умений на уроках технического труда / На примере трудового обучения в 1У- У1 кл. Дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 185 с.
- Шеренков Б.Н. Формирование умений и навыков в процессе производственного обучения учащихся средних школ по профессиям электромашиностроительного профиля. Дис.. канд. пёд. наун. — М., 1964. — 202 с.
- Шнейдерман М.Я. Совершенствование процесса формирования общетрудовых умений и навыков у старших школьников / На примере электротехники. Дис.. канд. пед. наук. М., 1977. — 203 с.
- Эвенчик З.Е. Активизация учащихся в процессе сообщения им новых знаний по физике. Физика в школе, 1959, № 3, с.32−36.
- Эвенчик Э.Е., Шамаш С. Я. Методам преподавания особое внимание. — Физика в школе, 1977, № I, с.3−7.
- Юськович Е.Ф., Резников Л. И., Енохович А. С. Политехническое обучение в преподавании физики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 328 с.
- Юськович Е.Ф. и Резников Л.И. Политехническое обучение" в преподавании физики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 200 с.
- Яворский Б.М. Основные вопросы современного школьного курса физики. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980, — 318 с.