Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изложенные проблемы определяют основные компетенции специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде: содержательно-информационную (владение экологическими знаниями в теории гуманитарных, профессиональных и специальных дисциплин, научно обоснованное их применение и широкий перенос в соответствующие проблемные ситуации клиентов социальной работы с учетом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде
    • 1. 1. Необходимость формирования профессиональной компетентности студентов для деятельности в экологически неблагоприятной среде: сущность и содержание. ^
    • 1. 2. Реализация ГОС ВПО по социальной работе в экологически неблагоприятной среде
    • 1. 3. Характеристика профессиональной компетентности студентов для деятельности в экологически неблагоприятной среде как аспекта профессиональной подготовки специалиста социальной работы
  • Выводы по первой главе

Глава II. Обоснование и экспериментальная проверка модели формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде Уральского региона.

2.1. Теоретическая модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде.

2.2. Экспериментальная проверка формирования у студентов профессиональной компетентности для деятельности в условиях экологически неблагоприятной среды.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ.

Выводы по второй главе.

Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Общей глобальной проблемой конца XX начала XXI века является загрязнение окружающей среды и возникновение на этом фоне все большего числа регионов с неблагоприятной экологической средой, зон повышенного экологического риска. Зоны экологического неблагополучия охватывают, по данным исследователей, уже около 15% территории страны, на которой проживает до 60% населения России.

Главнейшим и наиболее распространенным видом отрицательного воздействия человека на биосферу является загрязнение. Большинство острейших экологических проблем в мире, в том числе в России, так или иначе, связаны с загрязнением окружающей природной среды. В. И. Коробкин, JI.B. Передельский под загрязнением понимают поступление в окружающую природную среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий (в виде звуков, шумов, излучений) в количествах вредных для здоровья человека, животных, состояния растений и экосистем. В основу государственной экологической политики в условиях прогрессирующего загрязнения окружающей среды постепенно закладывается концепция экологического риска. В настоящее время понятие экологического риска трактуется неоднозначно. В рамках исследования мы придерживаемся позиции В. В. Меньшикова, который под экологическим риском понимает количественную меру опасности возникновения негативных изменений в природной среде и ухудшения здоровья людей.

Неблагоприятная экологическая обстановка сложившаяся во многих регионах страны, в том числе в Уральском, обусловливает социальные проблемы населения. Все это приводит к острой потребности социума в качественных, эффективных услугах органов социальной защиты, социальных служб, а именно специалистах социальной работы, которые в свой деятельности учитывали бы экологическую составляющую проблем клиентов.

Учитывая важность экологического фактора на подготовку специалистов, отдельные аспекты его получили отражение в исследованиях: социальные последствия экологического кризиса (В.И. Жуков, В. И. Медведев, Н. М. Найбороденко, А. А. Горелов, И. В. Черникова, Н. А. Воронков и др.) — формирование экологически компетентной личности студента, особенно в условиях обозначившейся тенденции взаимосвязи природного и социокультурного развития современной цивилизации (С.Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавтарадзе, Н. М. Мамедов, Е.С. Сластенина) — теоретико-методологической основы проектирования профессиональной деятельности и специальной подготовки специалистов для регионов экологического неблагополучия (С.И. Григорьев, Л.Д. Демина) — формирование и развитие экологической составляющей профессиональной компетентности студентов в вузовской подготовке (И.М. Божьеволина, JI.B. Панфилова, JI.E. Пистунова, Е. Б. Плохотнюк, С. А. Тютиков, А. Ю. Хворостова, Е. А. Шульпина и др.) — проблемы профессиональной подготовки специалистов социальной работы (В.И. Жуков, В. А. Никитин, Л. И. Старовойтова, JI.B. Топчий, а также Е. И. Холостова, Н. Б. Шмелева и др.) и др. В то же время проблема формирования профессиональной компетентности специалиста социальной работы в экологически неблагоприятной среде (ЭНС) не получила проявления в исследованиях.

Изложенное позволило выявить сложившиеся противоречия между: требованиями общества (социальным заказом) на подготовку специалистов для профессиональной деятельности в условиях экологически неблагоприятной среды и недостаточным вниманием к ее реализации в вузеусилением экологического риска населения и недостаточностью учета факторов риска специалистами социальной сферы в своей профессиональной деятельностивостребованностью в образовательной практике научно обоснованной системы формирования у студентов профессиональной компетентности для деятельности в экологически неблагоприятной среде и недостаточной разработанностью научно-педагогической основы обеспечения данного процесса. Представленные противоречия определили проблему исследования: каковы содержание и специфика формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в ЭНС. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде».

Объект исследования — профессиональная подготовка будущих специалистов социальной работы.

Предмет исследования — процесс формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде.

Цель исследования — разработать, обосновать и экспериментально проверить модель формирования в образовательном процессе вуза профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы для деятельности в условиях экологически неблагоприятной среды.

Гипотеза исследования. Сложная экологическая обстановка способствует формированию типичных социальных проблем населения региона с которыми сталкиваются в своей деятельности специалисты социальной работы. Подготовленность специалистов социальной работы к данным социальным проблемам нуждающихся в помощи различных категорий населения свидетельствует об их профессиональной компетентности. Эффективность формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в ЭНС может быть обеспечена в вузе, если:

— профессиональная подготовка студентов наиболее полно отражает требования реальной социальной среды, обусловленной неблагоприятными экологическими условиями;

— обеспечивается мотивированное и поэтапное усвоение студентами основных компетенций, необходимых будущим специалистам для решения профессиональных задач в ЭНС;

— созданы необходимые организационно-педагогические условия, способствующие формированию профессиональной компетентности студентов для деятельности в ЭНС.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой диссертантом решались следующие задачи:

1. Обосновать необходимость, сущность и содержание профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде.

2. Разработать теоретическую модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде.

3. Экспериментально проверить эффективность предложенной модели формирования профессиональной компетентности для деятельности в экологически неблагоприятной среде у студентов вуза.

4. Выявить организационно-педагогические условия эффективного функционирования данной модели.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория профессионального образования и становления специалиста социальной работы (С.И. Григорьев, М. А. Галагузова, В. И. Жуков, И. Г. Зайнышев, JI.B. Мардахаев, В. А. Никитин, П. Д. Павленок, Н. М. Платонова, JI.B. Топчий, М. В. Фирсов, Е. И. Холостова, Б. Ю. Шапиро, Н. Б. Шмелева и др.) — теоретические подходы в обучении: личностно-ориентированный (Н.А. Алексеев, Ш. А. Амонашвили, В.В. Сериков), деятельностный (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, C.JI. Рубенштейн), контекстный (А.А. Вербицкий), компетентностный (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя,) ценностный (Ю.К. Бабанский, М.С. Каган), системный (В.Г. Афанасьев, Г. Н. Сериков) — педагогические концепции: экологизации образования (Н.М. Александрова,.

С.В. Алексеев, С. Д. Дерябо, JI.B. Моисеев, В.А. Левин), экодеятельности (Н.С. Реймерс), теория целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, В.В. Краевский) — теория развивающего обучения (JI.B. Выготский, П. Я. Гальперин, А.В. Петров), модульного обучения (Е.Э. Смирнова, П.А. Юцявичене), игровое моделирование (И.Г. Абрамова, Е.М. Ефимов), педагогическое проектирование (B.C. Безрукова, В.П. Беспалько) — теория и методология научного и научно-педагогического исследования (Н.И. Загузов, В.И. Загвязинский) — философско-методологические положения теории экологического образования (А.А. Горелов, Н. Н. Моисеев, В. И. Панов, Н. Ф. Реймерс, Г. П. Сикорская, А.Д. Урсул) — концепция ноосферного образования (А.Г. Бусыгин, Г. П. Сикорская) — концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъективности человека (С.И. Григорьев, Л.Д. Демина).

Базой исследования выступали Алтайский государственный университет (АГУ), имеющий опыт подготовки социологов, социальных работников для деятельности в регионах экологического неблагополучия, а также факультеты социальной работы Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ), Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ), Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (НТГСПА). Опытно-экспериментальная работа проводилась в Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии факультете социальной работы. К опытно-экспериментальной работе были привлечены: 112 студентов, 7 преподавателей данного факультета, 6 специалистов управления социальной защиты населения г. Нижний Тагил, 60 социальных работниковсотрудников учреждений социального обслуживания населения (участвовавших в социологическом исследовании о потребности экологических знаний в социальной работе), 62 специалиста социальной работы — сотрудники учреждений г. Нижний Тагил.

Методы исследования. Теоретические: теоретический анализ методологической, философской, педагогической, психологической, экологической литературы по проблеме исследованияпедагогическое проектирование, аналогия и моделирование, анализ педагогического опыта, причинно-следственный анализ полученных эмпирических данных, ретроспективный анализ собственной деятельности. Эмпирические: изучение и обобщение передового опыта работы, наблюдение, анкетирование, рейтинг, беседа, интервьюирование, самооценка студентов, экспертная оценка, опытно-экспериментальная педагогическая деятельностьметод математической статистики при обработке результатов.

Этапы исследования. На первом этапе (2000 — 2002 гг.), теоретико-организационном, изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, экологическая, научно-методическая литература, диссертационные материалы и программно-методическая документация по проблеме исследованияизучалась современная теория и практика социальной работы. Была определена тема исследования, цель, поставлены задачи и выбраны методы опытно-экспериментальной работы, отобраны и разработаны диагностические методики, сформулирована гипотеза исследованияс применением методов синтеза, моделирования и проектирования разрабатывалась теоретическая модель формирования у студентов профессиональной компетентности для деятельности в экологически неблагоприятной среде. На втором этапе (2002 — 2004 гг.), опытно-экспериментально проверена модель формирования профессиональной компетентности у студентов для деятельности в ЭНС в образовательном процессе вуза, были выявлены показатели, критерии и уровни сформированности профессиональной компетентности студентов для деятельности в экологически неблагоприятной средеосуществлялась обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы. На третьем этапе (2004 — 2006 гг.), обрабатывались итоговые результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась оценка эффективности разработанной модели формирования профессиональной компетентности будущих специалистов для деятельности в экологически неблагоприятной среде, систематизировались выводы, оформлялась диссертация в целом.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— обоснована необходимость формирования профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде;

— выявлены типичные социальные проблемы населения Уральского региона, с которыми сталкивается специалист социальной работы в своей профессиональной деятельности, обусловленные неблагоприятной экологической обстановкой;

— раскрыты сущность и содержание профессиональной компетентности студентов для деятельности в экологически неблагоприятной среде;

— определены основные компетенции профессиональной подготовки специалистов социальной работы в условиях экологического неблагополучия Уральского региона;

— разработана теоретическая модель формирования профессиональной компетентности студентов для деятельности в экологически неблагоприятной среде;

— определены критерии и показатели оценки профессиональной компетентности будущего специалиста для деятельности в экологически неблагоприятной среде;

— описан процесс формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в ЭНС в условиях вузовской подготовкивыявлен комплекс организационно-педагогических условий необходимых для формирования профессиональной компетентности студентов в соответствии с реальными требованиями экологически неблагоприятной среды, определяющей типичные социальные проблемы населения.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные в ходе его материалы дополняют теорию формирования профессиональной компетентности специалиста социальной работы в вузе в разделе «Требования к профессиональной подготовленности специалиста», развивают концепцию реализации принципа регионализации в подготовке специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной средепредставлено авторское определение понятия «профессиональная компетентность будущего специалиста социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде» и раскрыты теоретические основы ее функционирования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования получили практическое внедрение при подготовке специалистов социальной работы в Уральском регионе с учетом неблагоприятных экологических факторов среды. Выпускники успешно зарекомендовали себя в системе социальных служб, что свидетельствует о целесообразности данной подготовки. Эти материалы изложены в выступлениях автора на международных конференциях: Самара (2001) — Екатеринбург (2002) — Горно-Алтайск (2003) — Москва (2006). Разработанная модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде может быть реализована на факультетах социальной работы. Материалы и выводы исследования использованы в системе переподготовки и повышения квалификации кадров социальной сферы, в деятельности системы социальных служб.

Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положенийвыбором комплекса методов, адекватных цели, предмету и задачам исследованиясочетанием количественных и качественных методов анализа. Достоверность обеспечивается также достаточной длительностью и возможностью повторения педагогического эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под профессиональной компетентностью будущего специалиста социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде следует понимать его интегральную профессионально-личностную характеристику, отражающую теоретическую, практическую подготовленность и психологическую готовность к деятельности направленной на решение социальных проблем населения, как в обычных, так и в экстремальных экологических условиях среды. Неблагоприятные экологические факторы среды: биохимическая нагрузка на население, вызванная металлургическим, химическим, горнодобывающим производствомшумовая нагрузка, связанная с деятельностью ТЭС, тяжелой промышленности и др.- повышенная радиационная нагрузка — последствия радиационного воздействия на территории Южного и Среднего УралаВУРС «Восточно-Уральский радиоактивный след» и др., определяют социальные проблемы различных категорий населения. К таким проблемам относят: общее снижение трудоспособности населения, увеличение детской инвалидности, осложнение в трудоустройстве молодежи из-за низкого уровня показателя физического здоровья, дезадаптивные состояния лиц пожилого возраста, ранний выход на пенсию людей предпенсионного возраста в связи с инвалидностью по состоянию здоровья, профзаболеваний на тяжелом производстве и др.

Изложенные проблемы определяют основные компетенции специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде: содержательно-информационную (владение экологическими знаниями в теории гуманитарных, профессиональных и специальных дисциплин, научно обоснованное их применение и широкий перенос в соответствующие проблемные ситуации клиентов социальной работы с учетом социальной, экономической и культурной среды, знаниями социальных проблем населения, обусловленных неблагоприятными экологическими факторами средыинструментальную (владение предметнопрофессиональными действиями: экотехнологиями (социальными технологиями (общими — социальной реабилитацией, социальной адаптацией, социальной терапией и т. д., частными — направленными на решение проблем отдельных категорий населения) с активным применением природного фактора среды, природных объектов) — организационными технологиями, проектировочными и т. д.- умение эффективно пользоваться письменными и устными средствами коммуникации в экологической, природоохранной деятельности, отстаивании прав и защиты интересов клиента, проживающего на загрязненных территорияхумение действовать во внезапно усложнившихся, непредвиденных ситуациях: в условиях экологической напряженности, экстремальных экологических ситуациях и т. п.) — социально-личностную (эколого-профессиональная направленность, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природыощущение интересов окружающего природного мира, проявляющиеся у будущего специалиста в виде идеалов, мотивов, принципов выбора позитивной экологически безопасной и экологически сообразной линии социального поведения — считает своим профессиональным долгом, формирует экологическую ответственность и т. д.).

Выделяют следующие уровни и сферы проявления компетенций: по отношению к клиенту — индивидуальный и групповойлокальный, региональный, глобальныйпо сфере реализации социальной работы — в обычных и экстремальных условиях.

2. В основе подготовки специалистов социальной работы лежит реализация требования принципа регионализации, сущность которого заключается, с одной стороны, в учете факторов среды и их влияния на формирование типичных социальных проблем населения, с другой стороны, в подготовке специалистов социальной работы успешно решать эти проблемы.

3. Модель формирования профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде включает следующие компоненты: когнитивный, праксиологический, творческий. Каждый компонент реализуется через блок учебных дисциплин, обусловленных ГОС ВПО и учебным процессом. Когнитивный компонент — обеспечивает развитие системы экологических представлений, формирует полидисциплинарные социально-экологические знания, понимание влияния социально-экологического фактора на формирование социальных проблем типичных групп населения и необходимость их разрешения средствами социальной работыпраксиологический — характеризуется овладением умениями и навыками социальной работы, направленной на преодоление социальных последствий вызванных неблагоприятной экологической обстановкойтворческийобеспечивает развитие творческого потенциала студентов в решении частных социальных проблем населения, обусловленных неблагоприятными экологическим факторами среды в период практик в системе социальных служб, подготовку к действиям в экстремальных экологических условиях. Реализация модели предусматривает поэтапное формирование подготовленности студентов к деятельности в экологически неблагоприятной среде, знакомство, овладение компетенциями и их реализацию в данных условиях.

4. Формирование профессиональной компетентности студентов для деятельности в ЭНС обеспечивается совокупностью организационно-педагогических условий, включающих: экологизацию образовательного процессамотивированную познавательную активность будущих специалистов в овладении технологиями социальной работы в экологически неблагоприятной средеподготовленность профессорско-преподавательского состава к реализации экологического компонента в учебных дисциплинахориентированность практической подготовки будущих специалистов на решение типичных социальных проблем различных категорий клиентов в экологически неблагоприятной среде.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования использованы в образовательном процессе Нижнетагильской социально-педагогической академии (НТГСПА), а также в Государственных областных учреждениях социального обслуживания населения г. г. Н. Тагил, Н. Салда, Кушва. Авторские программы были также внедрены в образовательный процесс курсов повышения квалификации социальных работников г. Нижний Тагил.

Результаты исследования представлены в выступлениях на научно-практических конференциях: международных (Екатеринбург-РГПУ, 2002; Горно-Алтайск-АГПУ, 2003; Москва-МГУ, 2006) — Всероссийских (Пермь-ПГПУ, 2002; Екатеринбург-УГЭУ, 2006) — межрегиональных (Самара-СГПУ, 2001; Екатеринбург-РГППУ, 2002; Нижний Тагил-НТГСПА, 2005; Тюмень-ТНУ, 2006).

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (включает 222 наименования), 12 приложений. Текст содержит 10 таблиц, 1 диаграмму и 1 схему. Общий объем работы составляет 228 страниц.

Выводы по второй главе.

Предложенная модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в ЭНС является эффективной и позволяет повысить уровень экологических знаний, сформировать систему экологических умений и мотивационно-ценностную ориентацию на экосообразную деятельность в профессиональном поле социальной работы.

Разработанная система контрольно-диагностического инструментария (анкеты, тесты, рейтинговая оценка) позволила максимально выявить уровень сформированности профессиональной компетентности студентов для деятельности в ЭНС на всем протяжении профессионально-экологической подготовки будущих специалистов в рамках модели формирования профессиональной компетентности для деятельности в ЭНС.

Студенты экспериментальной группы на V курсе обучения в большей степени владеют экологическими знаниями, представлениями, умеют применять данные знания в профессиональной деятельности, а сформированные навыки и умения в области экологии позволят им со всей ответственностью и компетентностью исполнять свои профессиональные обязанности в условиях неблагоприятной экологический среды, умения действовать в экстремальных экологических ситуациях (выполнено и защищено большое количество курсовых и выпускных квалификационных работ, где исследования как теоретического, так и практического характера связаны с экологическими особенностями и проблемами государственных областных учреждений комплексных центров социального обслуживания населения, различных групп клиентов социальной работы, в то время как в контрольной группе данная тематика практически отсутствует).

Осознавая необходимость и важность формирования профессиональной компетентности для деятельности в условиях экологического неблагополучия студенты экспериментальной группы показали хороший уровень мотивации к экодеятельности в области социальной работы, по сравнению с контрольной группой.

В ходе опытно-экспериментальной работы было доказано, что разработанный программно-методический комплекс и выявленные организационно-педагогические условия, сопровождающие образовательный процесс формирования профессиональной компетентности для деятельности в ЭНС в рамках подготовки специалистов социальной работы в вузе, способствовали повышению уровня у студентов экологических знаний, мотивации к эколого-превентивной деятельности, осознанному творческому применению экотехнологий в профессиональной социальной помощи, в решении типичных проблем различных категорий клиентов в условиях экологического неблагополучия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование посвящено одной из проблем профессионального образования, а именно подготовке высококвалифицированных специалистов социальной работы для деятельности в условиях экологического неблагополучия. Проблема была рассмотрена в теоретическом, методологическом и опытно-экспериментальном аспектах.

Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в ЭНС, направленное на подготовку специалистов к решению социальных проблем населения, обусловленных неблагоприятными экологическими факторами, как в обычных условиях, так и в экстремальных экологических ситуациях промышленного региона — актуальная проблема теории и практики социального образования.

Анализ особенностей социальных процессов в регионах с неблагоприятной экологической средой свидетельствует о наличии изменений, трансформаций, происходящих на личностном и социальнопсихологическом уровнях у населения, что является отражением целостной социально-экономико-экологической ситуации. Для Уральского региона характерны типичные социальные проблемы различных возрастных групп населения, с которыми сталкивается специалист социальной работы в своей профессиональной деятельности, обусловленные неблагоприятной экологической обстановкой: для несовершеннолетних — увеличение детской инвалидности, количества детей с задержкой психического развития (ЗПР), снижение общего уровня здоровья (бронхиальные астмы, аллергизация, острые респираторно вирусные инфекции), осложнение в трудоустройстве молодежи из-за низкого уровня показателя физического здоровьятрудоспособного населения — снижение трудоспособности населения, в том числе женщин (больничные листы нетрудоспособности по уходу за детьми, в связи с тяжелыми условиями труда и т. д.), увеличение взрослых с II и III группами инвалидности и др.- старшего поколения — дезадаптивные состояния лиц пожилого возраста, ранний выход на пенсию в связи с инвалидностью по состоянию здоровья, профессиональными заболеваниями и т. д.

Широкий спектр профессиональных функций специалистов социальной работы на территориях с неблагоприятной экологической обстановкой (экспертная, аналитико-гностическая, системно-моделирующая, активизационная, организаторская, прогностическая, правозащитная, предупредительно-профилактическая, психологическая, коммуникативная, рекламно-пропагандистская) определяет его профессиональную компетентность в разрешении социальных проблем населения, обусловленных неблагоприятными экологическими факторами среды.

Профессиональная компетентность специалиста для деятельности в ЭНС формируется в ходе профессионально-экологической подготовки и включает систему ключевых компетенций: содержательно-информационную, инструментальную, социально-личностную. Выше перечисленные компетенции позволяют специалисту быть адекватным в своих профессиональных действиях в условиях экологического неблагополучия.

Для формирования данного вида компетентности была разработана и внедрена в образовательный процесс вузовской подготовки будущих специалистов социальной работы модель формирования профессиональной компетентности для деятельности в ЭНС.

Теоретическая модель формирования профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде включает следующие компоненты: когнитивный, праксиологический, творческий. Каждый компонент реализуется через блок учебных дисциплин, обусловленных учебным процессом и ГОС ВПО. Автором исследования для формирования профессиональной компетентности студентов для деятельности в ЭНС разработаны и включены в модель подготовки будущих специалистов ряд экологических модулей, факультативов и элективных курсов. Опытноэспериментальным путем доказана эффективность функционирования данной модели в образовательном процессе вуза в условиях региона экологического неблагополучия. Результаты итогового этапа исследования показали в экспериментальной группе положительную динамику общего уровня профессионально-экологической подготовки студентов.

Организационно-педагогическими условиями, способствующими успешному формированию профессиональной компетентности студентов для деятельности в ЭНС являются экологизация образовательного процесса, мотивированная познавательная активность будущих специалистов, подготовленность профессорско-преподавательского состава к реализации экологического компонента в учебных дисциплинах, ориентированность практической подготовки будущих специалистов на решение типичных проблем различных категорий клиентов в экологически неблагоприятной среде.

Результаты проведенного исследования не претендуют на исчерпывающую полноту решения обозначенной проблемы, однако являются конкретным шагом в ее педагогическом осмыслении и разрешении выявленных противоречий. Дальнейшие перспективы предполагают повышение экологической компетентности профессорскопреподавательского состава, участвующего в подготовке специалистов социальной сферы в ЭНСповышение профессиональной компетентности специалистов социальной работы в оказании помощи гражданам, страдающих аллергическими заболеваниямиразвитие сотрудничества между образовательными учреждениями, ведущими подготовку специалистов социальной работы с крупными промышленными Центрами в решении проблем граждан, обусловленных спецификой производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.С. Формирование аутокомпетентности студентов в процессе интенсивной групповой подготовки: Дис. .канд. пед. наук / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 142 с.
  2. Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы. Материалы научной конференции. Социально-технический институт МГУС. -М, 2000.-241 с.
  3. С.В., Груздева Н. В., Муравьев А. Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии: Учеб. Пособие. М., 1996. — 42 с.
  4. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 193 с.
  5. А.И. Работа по экологическому образованию студентов // Специалист. 2003. -№ 1, — С. 15−16.
  6. B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург, 1992.-93 с.
  7. С.А. Деловые игры как активный метод обучения социальных работников // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995.-№ 3.-С. 3−10.
  8. А.С. Теория и практика витагенного обучения. Голографический подход // Образование и наука, 1999. № 2. — С. 34−44.
  9. А.П. Интегративно модульная педагогическая система профессионального образования. — СПб.: РАДОМ, 1997. — 226 с.
  10. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / Ин-т проф. образования. М., 1995. — 336 с.
  11. В. Цели экологического образования в рамках стратегии устойчивого коэволюционного развития общества и природы // alma mater. -2004.-№ 3. с. 27−31.
  12. Н.А. Формирование экологического сознания в профессиональном образовании // Специалист. 2004. — № 12. -С. 29−31.
  13. С.А. Проблемы подготовки в России специалистов по социальной работе // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2000. № 3. — С. 3−10.
  14. .Н. Социальный работник: миссия, профессия, должность // Работник социальной службы, 1997. -№ 1/1.
  15. И.М. Эколого-педагогическая подготовка студентов в условиях классического университета: Дис. .канд. пед. наук / Казан.гос.пед. ун-т. Казань, 2002. — 23 0 с.
  16. В.Н. и др. Практикум по региональной экологии. -Екатеринбург: И.Д. «Сократ», 2003. 48 с.
  17. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1997. № 8.
  18. С. В. Влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения города Нижнего Тагила. Нижний Тагил: Нижнетагильский горздравотдел, 1999.-86 с.
  19. Т. В. Модули самообучения // Вестник высшей школы. М., 1988.-Вып. № 6.-С. 23−28.
  20. Вестник Учебно методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы при Минобрнауки РФ. — М.: Изд-во РГСУ, 2006. — № 2 — 152 с.
  21. К.Н. Свободное воспитание / Сб. избранных трудов. М.: А.П.О., 1993.-170 с.
  22. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. — 176 с.
  23. А.А. Основные принципы концепции непрерывного экологического образования // Проблемы и перспективы. Спец. выпуск. -1997.-№ 2(7).-С. 4−5.
  24. В.А. Прикладная экология: Учеб. Пособие. Ростов н/ Д: Феникс, 1996.-512 с.
  25. Высшее профессиональное образование в области социальной работы: нормативно методические материалы. — М.: Изд-во МГСУ, 2002. — 275 с.
  26. И.Т. Непрерывность экологического образования. Монография. -Казань: Изд-во Тан-Заря, 2002. 198 с.
  27. JI.B., Баранова О. В. Психологический портрет социального работника как субъекта социальной деятельности // Детский дом, 2004. № 12.-С. 49.
  28. Государственный Доклад «О состоянии окружающей природной среды Свердловской области в 2004 г.».
  29. Государственный Доклад «О состоянии окружающей природной среды Свердловской области в 2005 г.».
  30. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа». М., 2000.
  31. С.И. Характер и основные направления обновления теоретических оснований эволюции социальной работы на рубеже 20−21 веков // Работник социальной службы. 2002. — № 2. — С. 1218.
  32. С.И., Гуслякова Л. Г. Культуроцентричность университетского образования (стратегические направления модернизации социального образования в системе «школа вуз» современной России): Монография. -Барнаул, 2004. — 146с.
  33. С.И., Демина Л. Д. Социолог в регионе экологического неблагополучия: Концепция, программа, опыт подготовки. Барнаул, 1994. -131 с.
  34. Г. Л. Общая теория статистики: Практикум. М.: ИНФРА-М, 1999.- 139 с.
  35. А.А. Экология: Учеб. Пособие. М.: Центр, 2002. — 240 с.
  36. О. А. Опыт социальной работы за рубежом. М., 1999. — 132 с.
  37. Е.Г. Высшее образование: проблемно-эвристическая концепция // Право и образование. 2003. — № 3. — С. 67−77.
  38. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. -М.: Логос, 2001.-224 с.
  39. Л.Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы: Учеб. пособие. Институт социальной работы. М., 1997. — 187 с.
  40. Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 2001. 23 с.
  41. С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. -М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1999. 310 с.
  42. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов н/ Д: Феникс, 1996. 480 с.
  43. Л.Д. Социальные процессы в регионах экологического неблагополучия как системообразующий фактор проектирования деятельности социологов: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Барнаул, 1997. -57 с.
  44. О.Л. Экологическое право. Учебник. М., 2005. — 116 с.
  45. К.Н., Дончева А. В. Экологическое проектирование и экспертиза. -М., 2002.-384 с.
  46. В.В. Развитие профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения: Дис.. .канд. пед. наук / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. — 242 с.
  47. Ежегодный доклад «О положении детей и молодежи в городе Нижний Тагил» (по итогам 2003 г.) / Под общей ред. Погудина В. В. Нижний Тагил, 2004. — 139 с.
  48. А.А., Романцев Г. М., Ткаченко Е.В.Профессионально-педагогическое образование России: Организация и содержание. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 234 с.
  49. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.-208 с.
  50. В.И. Практическая методология педагогического поиска. -Тюмень, 2005. 72 с.
  51. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001. — 192 с.
  52. Закон Российской Федерации «Об образовании"// Российская газета. 1992.-31 июля.
  53. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» // Российская газета. 1996. 9 авг.
  54. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Российская газета 1994 24 декабря.
  55. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы: Учеб.-методич. пособие. М., 1999. — 264 с.
  56. Г. Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург, 2000. -598 с.
  57. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. Пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  58. Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие для вузов.- Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед. ун-та, 2000. 397 с.
  59. Э.Ф., Гордеева Н. Н. Психология профессионального образования: Схемы, таблицы, комментарии, упражнения: Учеб. Пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 215 с.
  60. Э.Ф., Хасанова И. И. Социально-профессиональное воспитание в вузе. Екатеринбург, 2003. — 158 с.
  61. Е.Ю. Развитие управленческой компетентности будущего педагога профессиональной школы / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 2004. 147 с.
  62. И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. Вып. 2. -М, 1992. С. 18−25.
  63. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
  64. С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 128 с.
  65. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение. М. — Росто-на-Дону: Издат. центр «МарТ», 2004. — 528 с.
  66. В.Г. Экология и экономика природоиспользования. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-508 с.
  67. В.А. Формирование экологической культуры учащихся: Теория и практика: монография / Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998.- 196 с.
  68. Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии, 1999. № 3. — С. 83−88.
  69. Идеи космизма в педагогике и современном образовании: Материалы науч.- пед. конф./ Отв. ред. Б. В. Емельянов, О. А. Уроженке. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2004. — 128 с.
  70. Информационный бюллетень о заболеваемости населения и деятельности учреждений федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на территории Свердловской области за 2005 год. Екатеринбург, 2006. — 48 с.
  71. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Сфера, 2001.-400 с.
  72. Г. С. Экология города: урбоэкология. М., 1997. — 214 с.
  73. Г. Государственный стандарт социальных услуг гарантия их качества // Социальная работа. — 2003. — № 1. — С. 7−8.
  74. С.С., Глазачев С. Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособие для учителя. М.: Горизонт, 2000. — 94 с.
  75. В.А. Экологическая культура и проблемы образования // Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000. — С.42−59.
  76. А.А., Иванова Т. Б. Практикум социального работника. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 320 с.
  77. В.В. Общепрофессиональная компонента подготовки специалиста по социальной работе: возможности и перспективы // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. М., 1997. -С. 13−16.
  78. Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. Т. В. Зозули. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 304 с.
  79. Комплексные экологические исследования родного края / Гор. Упр. Образования Администрации г. Нижнего Тагила- сост. Л. И. Ваваева, Б. П. Шемякин. Нижний Тагил, 2001. — 80 с.
  80. Д.М. Основы теории творчества: Пособие для студентов и учителей. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1993. — 78 с.
  81. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 576 с.
  82. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2002. — № 2. — С. 3−31.
  83. Концепция экологической безопасности // Российская газета. 1995. — № 78.-С. 10.
  84. В.И., Передельский Л. В. Экология. Ростов н/ Д., 2003. — 576 с.
  85. В.Т. Социально медицинские аспекты работы с населением групп риска. -М.: Изд-во «Хризостом», 2000. — 152 с.
  86. И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. -1996.- № 2. -С. 13−18.
  87. Личностно ориентированное профессиональное образование: Материалы II регион. Науч.- практ. конф. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. Ун-т, 2002. 4.2.-196 с.
  88. А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. М., 1998. — 312 с.
  89. В.А. Социальное проектирование: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Ин-т молодежи. — М.: «Социум», 2000. — 224 с.
  90. В.И. Социальная экология: Учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый центр «Маркетинг», 2002. — 260 с.
  91. В. И., Малофеев И. В. Экологическая безопасность и социальная работа. М., 2002. — 77 с.
  92. И.В. Экологическая безопасность Московского региона (социологический анализ): Дисс. .канд. социол. наук / Рос. гос. соц. ун-т. -М., 2004.- 161 с.
  93. В.Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты (Методическая разработка с использованием зарубежного опыта). М., 2000. — 60 с.
  94. Л.В. Основы социально-педагогической технологии. Рязань: Изд-во «Ярмарка», 1999. — 92 с.
  95. Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2001. — 40 с.
  96. В.И., Алдашева А. А. Экологическое сознание: Учеб. пособие. -М., 2001.-376 с.
  97. О., Яковлева А. Модель специалиста // Высшее образование в России. 2000. — № 5 — С. 36−48.
  98. В.В. Концептуальные основы оценки экологического риска: Учеб. пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. — 44 с.
  99. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования: Региональный уровень. Коллективная монография / Под ред. В. И. Загвязинского. -М.: Новая школа, 1997. 167 с.
  100. Методы и технологии мониторинга социальной сферы региона: Учеб.-практическое пособие. М.: Изд-во «Союз», 1999. — 138 с.
  101. В.Ф. Формирование профессиональной компетентности куратора в учреждениях среднего профессионального образования: Дис. .канд. пед. наук/Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. — 157 с.
  102. Модель школы ноосферного образования: Решение заседания бюро УРО РАО 26.0602 № 15 // Образование и наука. 2002. — № 4 (16). — С. 9−12.
  103. Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. — 192 с.
  104. JI.B. Региональное экологическое образование: теория и практика: Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. пед. ун-та, 1997. -187с.
  105. JI.B. Экологическая педагогика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. — 60 с.
  106. Н. М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. 2-е изд., — М., 2003. — 352 с.
  107. А.А. Целеполагание как творчество (некоторые традиционные психологические подходы к изучению творческой личности) // Педагогика. -2002.-№ 4.-С. 15−20.
  108. В.В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность: Учебное пособие. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. — 188 с.
  109. В.А. Концепция развития социального образования в России / В. А. Никитин, Г. П. Медведева. М.: Б.и., 2002. — 56 с.
  110. В.А. Направления и проблемы развития социального обслуживания в современной России / В. А. Никитин, Г. П. Медведева. М.: Б.и., 2003.-32 с.
  111. Образовательно-ориентированный подход к профессиографии / В. В. Бажутин, 3.3. Кирикова, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 165 с.
  112. Обучение практике социальной работы / Пер с англ.- под ред. Б. Ю. Шапиро.-М., 1997.-222 с.
  113. Обучение социальной работе: преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. Пер. с англ. под ред. Б. Ю. Шапиро. — М.: Аспект-Пресс, 1996.- 157 с.
  114. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Г. Д. Бухарова, JI.H. Мазаева, М. В. Полякова. Екатеринбург, 2004. — 298 с.
  115. О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: федеральный закон: от 18 июля 2006 г. № 113-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 30. — Ст. 3289.
  116. Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. СПб.: Изд.-во РАО ИОВ, 1995. — 170 с.
  117. Основы антропоэкологии: Учебн. Пособие / Под ред. д-ра филос. Наук B.JI. Обухова и д-ра биол. Наук В. Б. Сапунова СПб: Химиздат, 2000. — 288 с.
  118. Основы экологии и экологическая безопасность: Учеб. Пособие / Под ред. В. В. Шкарина, И. Ф. Колпашиковой. Н. Новгород, 1998.
  119. Основы социальной работы: Учебник / Отв.ред.П. Д. Павленок.-2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА — М, 2003. — 395 с.
  120. Основы социальной работы: Учеб. пособие для науч. проф. образования / Под ред. Е. В. Ханжина. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. -144 с.
  121. Основы экологии и экологическая безопасность: Учеб. Пособие. / Под ред. В. В. Шкарина, И. Ф. Колпащиковой. Н. Новгород, 1998. — 172 с.
  122. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд. — М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
  123. П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. Пособие. 3-е изд., доп. — М.: Дашков и К, 2005. — 476 с.
  124. В.И. Экопсихология как область психологического исследования // Актуальш проблеми психологи. Зб1рник наукових праць 1нституту психологи 1 м.Г. С. Костюка АПН Укра’ши. / за ред. Максименка С. Д. К.: 2003, т.7, ч.1.-430 с.
  125. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. спец. / Под общ.ред.В. С. Кукушина. Ростов н/ Д: Март, 2002. — 320 с.
  126. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. М.: Изд. дом «Восток», 2003.-274 с.
  127. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред.П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 2001.-640 с.
  128. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983. — 286 с.
  129. О.Г. Экологическая составляющая российского политического процесса (на примере Приморского края): Автореф. дис.. .канд. полит, наук / Читинский гос. ун-т. Чита, 2007. — 23 с.
  130. А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике. Монография. Челябинск, 1997. — 261 с.
  131. К.М. Экология человека и культура: Учеб. пособие. СПб.: Химиздат, 1999.-384 с.
  132. JI.E. Формирование экологической компетентности студентов вуза: Автореф. дис.канд. пед. наук / Кемеровский гос. ун-т. -Кемерово, 2006. 22 с.
  133. Н. М. Дидактика социального образования: особенности обучения социальной работе. СПб., 2001. — 168 с.
  134. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М, 1984.-С. 155.
  135. Е.Б. Развитие экологической ответственности студентов высших учебных заведений: Дис.. канд. пед. наук / Челяб. гос. пед. ун-т. -Челябинск, 2002.-184 с.
  136. И.И. Педагогика: Новый курс: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. — Кн. 1: Процесс обучения. — 576 е.- Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
  137. И.Н. Концептуальные проблемы экологического образования в современной высшей педагогической школе // Экологическое образование: Проблемы и перспективы. Н. Новгород: Н. Новгород, кн. изд-во, 1998.-С. 96−101.
  138. Р.А., Коржуев А. В. «Дидактика высшей школы»: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 136 с.
  139. Проблемы теории и методологии социальной работы. М.: Социально -технический институт МГУС, 2000. — 179 с.
  140. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоц. «Проф. образование», 1997. — 512 с.
  141. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 480 с.
  142. Психология профессиональной подготовки / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб, 1993.-142 с.
  143. В. Инвестиционный потенциал образования // Высшее образование в России. -2001-№ 2. С. 10−17.
  144. Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Россия мол., 1992. — 364 с.
  145. Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Слов.-справ. М.: Просвещение, 1992. — 317 с.
  146. Н.Ф. Природоиспользование: Слов.-справ. М.: Мысль, 1990. — 637 с.
  147. К.А. Модель многоуровнего экологического обучения руководящих работников: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Волжский гос. инж.-пед. ин-т. Екатеринбург, 2000. — 24 с.
  148. Г. М. Теоретические основы рабочего образования. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.-333 с.
  149. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х тт. М., Институт социальной работы, 1997. — Т.1 — 405 с.
  150. Ф., Токмакова В., Попов В., Кравчук Н. Новые тенденции в экологическом образовании // Высшее образование в России, 1998. № 2 — С. 65−67.
  151. Е.П. По окрестностям Нижнего Тагила: Учеб. пособие. -Нижний Тагил, 1990. 40 с.
  152. М.И. Теория нелинейного мышления // Экология и жизнь. -2005.-№ 8.-С. 3−8.
  153. Л.И. Формирование у учащихся представлений об особенностях региональной культуры в процессе естественнонаучного образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. — 22 с.
  154. Е.В. Подготовка студентов педагогического вуза к организации экологической деятельности школьников в городской среде: Дис. .канд. пед. наук / Сургутский гос. пед. ун-т. Сургут, 2007. — 236 с.
  155. Сборник научных трудов аспирантов и соискателей НТГПИ. Выпуск 5. Нижний Тагил, 2003. — 121 с.
  156. Н.А. Качество высшего образования: проблемы, норы и критерии // Вестник Учебно методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы при Минобрнауки РФ. — М.: Изд-во РГСУ, 2007. -№ 1 — С. 55−62.
  157. Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 20−25.
  158. С.Г. Отбор содержания экологического образования в техническом вузе на основе системного подхода. Дисс. .канд. пед. наук., Урал. гос. проф.- пед. Ун-т. Екатеринбург, 1996 — 180 с.
  159. В.Н. Деятельность социального работника: роли, функции и умения. М.:СТИ МГУС, 2000. — С. 79
  160. Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования: Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998.- 197 с.
  161. Сикорская Г. П, Шевцов А. Г. Философские и методические основы экологической деятельности. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1996.-69 с.
  162. A.M. Радиоэкологические аспекты нейтрализации токсичных отходов: научное издание / A.M. Силантьев, О. В. Неганов, Г. Б. Яковенко: Урал. отд. Рос. акад. наук, Ин-т металлургии. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2007. — 198 с.
  163. Системный подход в социальной работе. Методологический семинар / Сост. ред. В. В. Колков. Институт социальной работы. — М, 1997 — 183 с.
  164. В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высш.пед.учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 368 с.
  165. В. А, Пустовойтов В. В. Социальная экология. М.: Академия, 2000. — 280 с.
  166. Сластенин В. А, Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 192 с.
  167. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М.: Русский язык, 1989. — 624 с.
  168. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. — 368 с.
  169. В.И. Общая педагогика: Учебник XXI века, — 2-е изд., перераб, доп. и испр. М.: Логос, 2002. — 304 с.
  170. Смирнов И. П, Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. — 184 с.
  171. Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2 000 240 с.
  172. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. М., 2001. — 386 с.
  173. Социальная работа: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Дону: Феникс, 1999. — 576 с.
  174. Словарь справочник по социальной работе/ Под ред. д-ра ист. наук проф. Е. И. Холостовой. — М.: Юрист, 1997. — 424 с.
  175. А.И. Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке СПб.: — Кострома: Смольный ун-т РАО, КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005.-324 с.
  176. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20−26.
  177. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред. И. Г. Зайнышева. М.:ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  178. И.В. Диалог о гуманитарном образовании: потенциал риторики // Гуманитарное образование в информационном обществе: материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 17−18 декабря 2003 / Мин-во образования РФ и др. Екатеринбург, 2003. — С. 39−48.
  179. Е.В. О проблемных вопросах развития Российского образования на современном этапе // Образование и наука. Изд.Урал. Гос. Науч.-образ.центра РАО, 2000. № (4). — С. 15−25.
  180. JI. В. Кадры социальных служб России. М., 2000. — 220 с.
  181. В.Н. Формирование у студентов профессиональной компетентности в социальной работе с семьей: Дисс. .канд. пед. наук / Урал, гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2005. — 255 с.
  182. С.А., Тютюков B.C. Экологический подход в подготовке студентов профессионально-педагогического вуза. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. Ун-та, 2005. — 167 с.
  183. Урал и экология: учебное пособие. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. — 86 с.
  184. А.Д. О понятии «экологическая деятельность» // Вопросы философии. 1986. № 1. — С. 42.
  185. А.Д., Урсул Т. А. Универсальный эволюционизм: информационно-синергетический подход и общенаучные принципы // Социально-гуманитарные знания, 2006. № 6. — С. 278−295.
  186. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195 ФЗ от 10.12.1995.
  187. Федеральный Закон «Об охране окружающей природной среды в Российской Федерации» № 7 ФЗ от 12.01.2002.
  188. В.А. Профессионально педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. — Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 2001.-320 с.
  189. М. В. Методологические проблемы институционализации социальной работы. М., 2000. — 35 с.
  190. М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: ВЛАДОС, 2000. — 432 с.
  191. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели, содержание, творчество: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. — 224 с.
  192. А.Ю. Подготовка студентов вуза к эколого -правоведческой деятельности: Дис. .канд. пед. наук / РГППУ. -Екатеринбург, 2003. 188 с.
  193. Е.И. Становление теории социальной работы. М., 1999. -58 с.
  194. Ю. JI. Экология и экологическая безопасность: Учеб. Пособие. М.: Академия, 2002. — 478 с.
  195. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос».
  196. А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001.-544 с.
  197. Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 325 с.
  198. Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. Учебное пособие. М., 2002. — 178 с.
  199. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 71 с.
  200. Экологическое состояние территории России: Учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. С. А. Ушакова, Я. Г. Каца. М.: Академия, 2001 — 128 с.
  201. Экология и экологическая безопасность. Учебное пособие. М., 2002.
  202. Экология и нарушение прав человека: Спец. доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации/ Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2002. — 101 с.
  203. Энциклопедия профессионального образования: В Зт. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: РАО- Ассоц. «Проф. Образование», 1999. — Т.1.- 568с.- Т.2 -440с- Т.З. -488с.
  204. Энциклопедия социальной работы. В 3-х тт. / Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. — Т.1. — 446 е.- Т.2 — 441 е.- Т.З. — 498 с.
  205. Т.П. Педагогические основы воспитания студентов педвуза (нравственно экологический аспект): Дис. .д-ра пед. наук / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 1995. — 324 с.
  206. Г., Третьякова JI. Проблемы экологического образования. // Вестник высшей школы. 1999. — № 3. — С. 37−41.
  207. Competence: Inquires into its Meaning and Acquisition in Educational Setting/ Ed. E. C. Short. N. Y, 1984. P. 185
  208. Education Policy and Accredittion Standarts/ Council on Social Work Education, 2001.
  209. Mizrahi, Т., Baskind, F., (2003). Social Work Education and the Future. Inth
  210. R.A. English, ed. in chief, Encyclopedia of Social Work 19 edition, 2003 Supplement, Washington DC: NASW Press, 137−158.
  211. Social Science and Education: Annual collection: M.: Publishing House, 2005- 112 p.
  212. Techniques of Teaching at the University Level. Moscow: RSSU, 2006. -181 p.
Заполнить форму текущей работой