Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде
Изложенные проблемы определяют основные компетенции специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде: содержательно-информационную (владение экологическими знаниями в теории гуманитарных, профессиональных и специальных дисциплин, научно обоснованное их применение и широкий перенос в соответствующие проблемные ситуации клиентов социальной работы с учетом… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде
- 1. 1. Необходимость формирования профессиональной компетентности студентов для деятельности в экологически неблагоприятной среде: сущность и содержание. ^
- 1. 2. Реализация ГОС ВПО по социальной работе в экологически неблагоприятной среде
- 1. 3. Характеристика профессиональной компетентности студентов для деятельности в экологически неблагоприятной среде как аспекта профессиональной подготовки специалиста социальной работы
- Выводы по первой главе
Глава II. Обоснование и экспериментальная проверка модели формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде Уральского региона.
2.1. Теоретическая модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде.
2.2. Экспериментальная проверка формирования у студентов профессиональной компетентности для деятельности в условиях экологически неблагоприятной среды.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ.
Выводы по второй главе.
Список литературы
- Аболина Н.С. Формирование аутокомпетентности студентов в процессе интенсивной групповой подготовки: Дис. .канд. пед. наук / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 142 с.
- Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы. Материалы научной конференции. Социально-технический институт МГУС. -М, 2000.-241 с.
- Алексеев С.В., Груздева Н. В., Муравьев А. Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии: Учеб. Пособие. М., 1996. — 42 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 193 с.
- Бахтин А.И. Работа по экологическому образованию студентов // Специалист. 2003. -№ 1, — С. 15−16.
- Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург, 1992.-93 с.
- Беличева С.А. Деловые игры как активный метод обучения социальных работников // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995.-№ 3.-С. 3−10.
- Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения. Голографический подход // Образование и наука, 1999. № 2. — С. 34−44.
- Беляева А.П. Интегративно модульная педагогическая система профессионального образования. — СПб.: РАДОМ, 1997. — 226 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / Ин-т проф. образования. М., 1995. — 336 с.
- Блинников В. Цели экологического образования в рамках стратегии устойчивого коэволюционного развития общества и природы // alma mater. -2004.-№ 3. с. 27−31.
- Бирюкова Н.А. Формирование экологического сознания в профессиональном образовании // Специалист. 2004. — № 12. -С. 29−31.
- Бличева С.А. Проблемы подготовки в России специалистов по социальной работе // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2000. № 3. — С. 3−10.
- Боденко Б.Н. Социальный работник: миссия, профессия, должность // Работник социальной службы, 1997. -№ 1/1.
- Божьеволина И.М. Эколого-педагогическая подготовка студентов в условиях классического университета: Дис. .канд. пед. наук / Казан.гос.пед. ун-т. Казань, 2002. — 23 0 с.
- Большаков В.Н. и др. Практикум по региональной экологии. -Екатеринбург: И.Д. «Сократ», 2003. 48 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1997. № 8.
- Брезгина С. В. Влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения города Нижнего Тагила. Нижний Тагил: Нижнетагильский горздравотдел, 1999.-86 с.
- Васильева Т. В. Модули самообучения // Вестник высшей школы. М., 1988.-Вып. № 6.-С. 23−28.
- Вестник Учебно методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы при Минобрнауки РФ. — М.: Изд-во РГСУ, 2006. — № 2 — 152 с.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание / Сб. избранных трудов. М.: А.П.О., 1993.-170 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. — 176 с.
- Вербицкий А.А. Основные принципы концепции непрерывного экологического образования // Проблемы и перспективы. Спец. выпуск. -1997.-№ 2(7).-С. 4−5.
- Вронский В.А. Прикладная экология: Учеб. Пособие. Ростов н/ Д: Феникс, 1996.-512 с.
- Высшее профессиональное образование в области социальной работы: нормативно методические материалы. — М.: Изд-во МГСУ, 2002. — 275 с.
- Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования. Монография. -Казань: Изд-во Тан-Заря, 2002. 198 с.
- Гаращенко JI.B., Баранова О. В. Психологический портрет социального работника как субъекта социальной деятельности // Детский дом, 2004. № 12.-С. 49.
- Государственный Доклад «О состоянии окружающей природной среды Свердловской области в 2004 г.».
- Государственный Доклад «О состоянии окружающей природной среды Свердловской области в 2005 г.».
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа». М., 2000.
- Григорьев С.И. Характер и основные направления обновления теоретических оснований эволюции социальной работы на рубеже 20−21 веков // Работник социальной службы. 2002. — № 2. — С. 1218.
- Григорьев С.И., Гуслякова Л. Г. Культуроцентричность университетского образования (стратегические направления модернизации социального образования в системе «школа вуз» современной России): Монография. -Барнаул, 2004. — 146с.
- Григорьев С.И., Демина Л. Д. Социолог в регионе экологического неблагополучия: Концепция, программа, опыт подготовки. Барнаул, 1994. -131 с.
- Громыко Г. Л. Общая теория статистики: Практикум. М.: ИНФРА-М, 1999.- 139 с.
- Горелов А.А. Экология: Учеб. Пособие. М.: Центр, 2002. — 240 с.
- Горшкова О. А. Опыт социальной работы за рубежом. М., 1999. — 132 с.
- Гусева Е.Г. Высшее образование: проблемно-эвристическая концепция // Право и образование. 2003. — № 3. — С. 67−77.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. -М.: Логос, 2001.-224 с.
- Гуслякова Л.Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы: Учеб. пособие. Институт социальной работы. М., 1997. — 187 с.
- Гущина Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 2001. 23 с.
- Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. -М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1999. 310 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов н/ Д: Феникс, 1996. 480 с.
- Демина Л.Д. Социальные процессы в регионах экологического неблагополучия как системообразующий фактор проектирования деятельности социологов: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Барнаул, 1997. -57 с.
- Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник. М., 2005. — 116 с.
- Дьяков К.Н., Дончева А. В. Экологическое проектирование и экспертиза. -М., 2002.-384 с.
- Евдокимов В.В. Развитие профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения: Дис.. .канд. пед. наук / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. — 242 с.
- Ежегодный доклад «О положении детей и молодежи в городе Нижний Тагил» (по итогам 2003 г.) / Под общей ред. Погудина В. В. Нижний Тагил, 2004. — 139 с.
- Жученко А.А., Романцев Г. М., Ткаченко Е.В.Профессионально-педагогическое образование России: Организация и содержание. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 234 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.-208 с.
- Загвязинский В.И. Практическая методология педагогического поиска. -Тюмень, 2005. 72 с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001. — 192 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании"// Российская газета. 1992.-31 июля.
- Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» // Российская газета. 1996. 9 авг.
- Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Российская газета 1994 24 декабря.
- Зарубежный и отечественный опыт социальной работы: Учеб.-методич. пособие. М., 1999. — 264 с.
- Зборовский Г. Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург, 2000. -598 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. Пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие для вузов.- Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед. ун-та, 2000. 397 с.
- Зеер Э.Ф., Гордеева Н. Н. Психология профессионального образования: Схемы, таблицы, комментарии, упражнения: Учеб. Пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 215 с.
- Зеер Э.Ф., Хасанова И. И. Социально-профессиональное воспитание в вузе. Екатеринбург, 2003. — 158 с.
- Зимина Е.Ю. Развитие управленческой компетентности будущего педагога профессиональной школы / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 2004. 147 с.
- Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. Вып. 2. -М, 1992. С. 18−25.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
- Зисеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 128 с.
- Игнатов В.Г., Бутов В. И. Регионоведение. М. — Росто-на-Дону: Издат. центр «МарТ», 2004. — 528 с.
- Игнатов В.Г. Экология и экономика природоиспользования. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-508 с.
- Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: Теория и практика: монография / Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998.- 196 с.
- Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии, 1999. № 3. — С. 83−88.
- Идеи космизма в педагогике и современном образовании: Материалы науч.- пед. конф./ Отв. ред. Б. В. Емельянов, О. А. Уроженке. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2004. — 128 с.
- Информационный бюллетень о заболеваемости населения и деятельности учреждений федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на территории Свердловской области за 2005 год. Екатеринбург, 2006. — 48 с.
- История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Сфера, 2001.-400 с.
- Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкология. М., 1997. — 214 с.
- Карелова Г. Государственный стандарт социальных услуг гарантия их качества // Социальная работа. — 2003. — № 1. — С. 7−8.
- Кашлев С.С., Глазачев С. Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособие для учителя. М.: Горизонт, 2000. — 94 с.
- Кобылянский В.А. Экологическая культура и проблемы образования // Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000. — С.42−59.
- Козлов А.А., Иванова Т. Б. Практикум социального работника. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 320 с.
- Козлов В.В. Общепрофессиональная компонента подготовки специалиста по социальной работе: возможности и перспективы // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. М., 1997. -С. 13−16.
- Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. Т. В. Зозули. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 304 с.
- Комплексные экологические исследования родного края / Гор. Упр. Образования Администрации г. Нижнего Тагила- сост. Л. И. Ваваева, Б. П. Шемякин. Нижний Тагил, 2001. — 80 с.
- Комский Д.М. Основы теории творчества: Пособие для студентов и учителей. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1993. — 78 с.
- Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 576 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2002. — № 2. — С. 3−31.
- Концепция экологической безопасности // Российская газета. 1995. — № 78.-С. 10.
- Коробкин В.И., Передельский Л. В. Экология. Ростов н/ Д., 2003. — 576 с.
- Кургузов В.Т. Социально медицинские аспекты работы с населением групп риска. -М.: Изд-во «Хризостом», 2000. — 152 с.
- Лавриенко И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. -1996.- № 2. -С. 13−18.
- Личностно ориентированное профессиональное образование: Материалы II регион. Науч.- практ. конф. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. Ун-т, 2002. 4.2.-196 с.
- Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. М., 1998. — 312 с.
- Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Ин-т молодежи. — М.: «Социум», 2000. — 224 с.
- Малофеев В.И. Социальная экология: Учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый центр «Маркетинг», 2002. — 260 с.
- Малофеев В. И., Малофеев И. В. Экологическая безопасность и социальная работа. М., 2002. — 77 с.
- Малофеев И.В. Экологическая безопасность Московского региона (социологический анализ): Дисс. .канд. социол. наук / Рос. гос. соц. ун-т. -М., 2004.- 161 с.
- Малых В.Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты (Методическая разработка с использованием зарубежного опыта). М., 2000. — 60 с.
- Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии. Рязань: Изд-во «Ярмарка», 1999. — 92 с.
- Мардахаев Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2001. — 40 с.
- Медведев В.И., Алдашева А. А. Экологическое сознание: Учеб. пособие. -М., 2001.-376 с.
- Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста // Высшее образование в России. 2000. — № 5 — С. 36−48.
- Меньшиков В.В. Концептуальные основы оценки экологического риска: Учеб. пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. — 44 с.
- Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования: Региональный уровень. Коллективная монография / Под ред. В. И. Загвязинского. -М.: Новая школа, 1997. 167 с.
- Методы и технологии мониторинга социальной сферы региона: Учеб.-практическое пособие. М.: Изд-во «Союз», 1999. — 138 с.
- Мильцова В.Ф. Формирование профессиональной компетентности куратора в учреждениях среднего профессионального образования: Дис. .канд. пед. наук/Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. — 157 с.
- Модель школы ноосферного образования: Решение заседания бюро УРО РАО 26.0602 № 15 // Образование и наука. 2002. — № 4 (16). — С. 9−12.
- Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. — 192 с.
- Моисеева JI.B. Региональное экологическое образование: теория и практика: Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. пед. ун-та, 1997. -187с.
- Моисеева JI.B. Экологическая педагогика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. — 60 с.
- Найбороденко Н. М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. 2-е изд., — М., 2003. — 352 с.
- Немцов А.А. Целеполагание как творчество (некоторые традиционные психологические подходы к изучению творческой личности) // Педагогика. -2002.-№ 4.-С. 15−20.
- Нестеров В.В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность: Учебное пособие. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. — 188 с.
- Никитин В.А. Концепция развития социального образования в России / В. А. Никитин, Г. П. Медведева. М.: Б.и., 2002. — 56 с.
- Никитин В.А. Направления и проблемы развития социального обслуживания в современной России / В. А. Никитин, Г. П. Медведева. М.: Б.и., 2003.-32 с.
- Образовательно-ориентированный подход к профессиографии / В. В. Бажутин, 3.3. Кирикова, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 165 с.
- Обучение практике социальной работы / Пер с англ.- под ред. Б. Ю. Шапиро.-М., 1997.-222 с.
- Обучение социальной работе: преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. Пер. с англ. под ред. Б. Ю. Шапиро. — М.: Аспект-Пресс, 1996.- 157 с.
- Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Г. Д. Бухарова, JI.H. Мазаева, М. В. Полякова. Екатеринбург, 2004. — 298 с.
- О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: федеральный закон: от 18 июля 2006 г. № 113-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 30. — Ст. 3289.
- Огарев Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. СПб.: Изд.-во РАО ИОВ, 1995. — 170 с.
- Основы антропоэкологии: Учебн. Пособие / Под ред. д-ра филос. Наук B.JI. Обухова и д-ра биол. Наук В. Б. Сапунова СПб: Химиздат, 2000. — 288 с.
- Основы экологии и экологическая безопасность: Учеб. Пособие / Под ред. В. В. Шкарина, И. Ф. Колпашиковой. Н. Новгород, 1998.
- Основы социальной работы: Учебник / Отв.ред.П. Д. Павленок.-2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА — М, 2003. — 395 с.
- Основы социальной работы: Учеб. пособие для науч. проф. образования / Под ред. Е. В. Ханжина. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. -144 с.
- Основы экологии и экологическая безопасность: Учеб. Пособие. / Под ред. В. В. Шкарина, И. Ф. Колпащиковой. Н. Новгород, 1998. — 172 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд. — М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
- Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. Пособие. 3-е изд., доп. — М.: Дашков и К, 2005. — 476 с.
- Панов В.И. Экопсихология как область психологического исследования // Актуальш проблеми психологи. Зб1рник наукових праць 1нституту психологи 1 м.Г. С. Костюка АПН Укра’ши. / за ред. Максименка С. Д. К.: 2003, т.7, ч.1.-430 с.
- Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. спец. / Под общ.ред.В. С. Кукушина. Ростов н/ Д: Март, 2002. — 320 с.
- Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. М.: Изд. дом «Восток», 2003.-274 с.
- Педагогика: Учеб. пособие / Под ред.П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 2001.-640 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983. — 286 с.
- Пермякова О.Г. Экологическая составляющая российского политического процесса (на примере Приморского края): Автореф. дис.. .канд. полит, наук / Читинский гос. ун-т. Чита, 2007. — 23 с.
- Петров А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике. Монография. Челябинск, 1997. — 261 с.
- Петров К.М. Экология человека и культура: Учеб. пособие. СПб.: Химиздат, 1999.-384 с.
- Пистуиова JI.E. Формирование экологической компетентности студентов вуза: Автореф. дис.канд. пед. наук / Кемеровский гос. ун-т. -Кемерово, 2006. 22 с.
- Платонова Н. М. Дидактика социального образования: особенности обучения социальной работе. СПб., 2001. — 168 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М, 1984.-С. 155.
- Плохотнюк Е.Б. Развитие экологической ответственности студентов высших учебных заведений: Дис.. канд. пед. наук / Челяб. гос. пед. ун-т. -Челябинск, 2002.-184 с.
- Подласый И.И. Педагогика: Новый курс: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. — Кн. 1: Процесс обучения. — 576 е.- Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
- Пономарева И.Н. Концептуальные проблемы экологического образования в современной высшей педагогической школе // Экологическое образование: Проблемы и перспективы. Н. Новгород: Н. Новгород, кн. изд-во, 1998.-С. 96−101.
- Попков Р.А., Коржуев А. В. «Дидактика высшей школы»: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 136 с.
- Проблемы теории и методологии социальной работы. М.: Социально -технический институт МГУС, 2000. — 179 с.
- Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоц. «Проф. образование», 1997. — 512 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 480 с.
- Психология профессиональной подготовки / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб, 1993.-142 с.
- Пузиков В. Инвестиционный потенциал образования // Высшее образование в России. -2001-№ 2. С. 10−17.
- Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Россия мол., 1992. — 364 с.
- Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Слов.-справ. М.: Просвещение, 1992. — 317 с.
- Реймерс Н.Ф. Природоиспользование: Слов.-справ. М.: Мысль, 1990. — 637 с.
- Романова К.А. Модель многоуровнего экологического обучения руководящих работников: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Волжский гос. инж.-пед. ин-т. Екатеринбург, 2000. — 24 с.
- Романцев Г. М. Теоретические основы рабочего образования. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.-333 с.
- Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х тт. М., Институт социальной работы, 1997. — Т.1 — 405 с.
- Рыжков Ф., Токмакова В., Попов В., Кравчук Н. Новые тенденции в экологическом образовании // Высшее образование в России, 1998. № 2 — С. 65−67.
- Рыжова Е.П. По окрестностям Нижнего Тагила: Учеб. пособие. -Нижний Тагил, 1990. 40 с.
- Рыскин М.И. Теория нелинейного мышления // Экология и жизнь. -2005.-№ 8.-С. 3−8.
- Саубанова Л.И. Формирование у учащихся представлений об особенностях региональной культуры в процессе естественнонаучного образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. — 22 с.
- Сапоговская Е.В. Подготовка студентов педагогического вуза к организации экологической деятельности школьников в городской среде: Дис. .канд. пед. наук / Сургутский гос. пед. ун-т. Сургут, 2007. — 236 с.
- Сборник научных трудов аспирантов и соискателей НТГПИ. Выпуск 5. Нижний Тагил, 2003. — 121 с.
- Селезнева Н.А. Качество высшего образования: проблемы, норы и критерии // Вестник Учебно методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы при Минобрнауки РФ. — М.: Изд-во РГСУ, 2007. -№ 1 — С. 55−62.
- Семин Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 20−25.
- Сериков С.Г. Отбор содержания экологического образования в техническом вузе на основе системного подхода. Дисс. .канд. пед. наук., Урал. гос. проф.- пед. Ун-т. Екатеринбург, 1996 — 180 с.
- Сидоров В.Н. Деятельность социального работника: роли, функции и умения. М.:СТИ МГУС, 2000. — С. 79
- Сикорская Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования: Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998.- 197 с.
- Сикорская Г. П, Шевцов А. Г. Философские и методические основы экологической деятельности. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1996.-69 с.
- Силантьев A.M. Радиоэкологические аспекты нейтрализации токсичных отходов: научное издание / A.M. Силантьев, О. В. Неганов, Г. Б. Яковенко: Урал. отд. Рос. акад. наук, Ин-т металлургии. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2007. — 198 с.
- Системный подход в социальной работе. Методологический семинар / Сост. ред. В. В. Колков. Институт социальной работы. — М, 1997 — 183 с.
- Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высш.пед.учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 368 с.
- Ситаров В. А, Пустовойтов В. В. Социальная экология. М.: Академия, 2000. — 280 с.
- Сластенин В. А, Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 192 с.
- Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М.: Русский язык, 1989. — 624 с.
- Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. — 368 с.
- Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебник XXI века, — 2-е изд., перераб, доп. и испр. М.: Логос, 2002. — 304 с.
- Смирнов И. П, Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. — 184 с.
- Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2 000 240 с.
- Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. М., 2001. — 386 с.
- Социальная работа: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Дону: Феникс, 1999. — 576 с.
- Словарь справочник по социальной работе/ Под ред. д-ра ист. наук проф. Е. И. Холостовой. — М.: Юрист, 1997. — 424 с.
- Субетто А.И. Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке СПб.: — Кострома: Смольный ун-т РАО, КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005.-324 с.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20−26.
- Технология социальной работы: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред. И. Г. Зайнышева. М.:ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
- Тимонина И.В. Диалог о гуманитарном образовании: потенциал риторики // Гуманитарное образование в информационном обществе: материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 17−18 декабря 2003 / Мин-во образования РФ и др. Екатеринбург, 2003. — С. 39−48.
- Ткаченко Е.В. О проблемных вопросах развития Российского образования на современном этапе // Образование и наука. Изд.Урал. Гос. Науч.-образ.центра РАО, 2000. № (4). — С. 15−25.
- Топчий JI. В. Кадры социальных служб России. М., 2000. — 220 с.
- Турчанинова В.Н. Формирование у студентов профессиональной компетентности в социальной работе с семьей: Дисс. .канд. пед. наук / Урал, гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2005. — 255 с.
- Тютюков С.А., Тютюков B.C. Экологический подход в подготовке студентов профессионально-педагогического вуза. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. Ун-та, 2005. — 167 с.
- Урал и экология: учебное пособие. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. — 86 с.
- Урсул А.Д. О понятии «экологическая деятельность» // Вопросы философии. 1986. № 1. — С. 42.
- Урсул А.Д., Урсул Т. А. Универсальный эволюционизм: информационно-синергетический подход и общенаучные принципы // Социально-гуманитарные знания, 2006. № 6. — С. 278−295.
- Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195 ФЗ от 10.12.1995.
- Федеральный Закон «Об охране окружающей природной среды в Российской Федерации» № 7 ФЗ от 12.01.2002.
- Федоров В.А. Профессионально педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. — Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 2001.-320 с.
- Фирсов М. В. Методологические проблемы институционализации социальной работы. М., 2000. — 35 с.
- Фирсов М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: ВЛАДОС, 2000. — 432 с.
- Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели, содержание, творчество: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. — 224 с.
- Хворостов А.Ю. Подготовка студентов вуза к эколого -правоведческой деятельности: Дис. .канд. пед. наук / РГППУ. -Екатеринбург, 2003. 188 с.
- Холостова Е.И. Становление теории социальной работы. М., 1999. -58 с.
- Хотунцев Ю. JI. Экология и экологическая безопасность: Учеб. Пособие. М.: Академия, 2002. — 478 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос».
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001.-544 с.
- Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 325 с.
- Чернышевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. Учебное пособие. М., 2002. — 178 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 71 с.
- Экологическое состояние территории России: Учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. С. А. Ушакова, Я. Г. Каца. М.: Академия, 2001 — 128 с.
- Экология и экологическая безопасность. Учебное пособие. М., 2002.
- Экология и нарушение прав человека: Спец. доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации/ Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2002. — 101 с.
- Энциклопедия профессионального образования: В Зт. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: РАО- Ассоц. «Проф. Образование», 1999. — Т.1.- 568с.- Т.2 -440с- Т.З. -488с.
- Энциклопедия социальной работы. В 3-х тт. / Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. — Т.1. — 446 е.- Т.2 — 441 е.- Т.З. — 498 с.
- Южакова Т.П. Педагогические основы воспитания студентов педвуза (нравственно экологический аспект): Дис. .д-ра пед. наук / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 1995. — 324 с.
- Ягунин Г., Третьякова JI. Проблемы экологического образования. // Вестник высшей школы. 1999. — № 3. — С. 37−41.
- Competence: Inquires into its Meaning and Acquisition in Educational Setting/ Ed. E. C. Short. N. Y, 1984. P. 185
- Education Policy and Accredittion Standarts/ Council on Social Work Education, 2001.
- Mizrahi, Т., Baskind, F., (2003). Social Work Education and the Future. Inth
- R.A. English, ed. in chief, Encyclopedia of Social Work 19 edition, 2003 Supplement, Washington DC: NASW Press, 137−158.
- Social Science and Education: Annual collection: M.: Publishing House, 2005- 112 p.
- Techniques of Teaching at the University Level. Moscow: RSSU, 2006. -181 p.