Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование у старшеклассников социальной установки правового поведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система формирования социальной установки правового поведения у старшеклассников включала в себя: разработанный диагностический инструментарий (эмоциональная, когнитивная и поведенческая составляющие социальной установки, социальной активности личности) — комплексную программу формирования социальной установки правового поведения старшеклассников, основная цель которой осуществляется благодаря… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Социальная установка как психолого-педагогический феномен
    • 1. 2. Особенности формирования социальных установок в старшем школьном возрасте
    • 1. 3. Формирование адекватной установки к закону и правовому поведению старшеклассников в системе образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 2. 1. Методическое обеспечение исследования и особенности его проведения
    • 2. 2. Теоретическое обоснование и реализация системы формирования социальной установки к правовому поведению у старшеклассников
    • 2. 3. Экспериментальная проверка педагогических условий эффективного формирования социальной установки правового поведения у старшеклассников
  • Выводы по второй главе

Формирование у старшеклассников социальной установки правового поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Эффективное формирование правового поведения старшеклассников — одна из острейших проблем сегодняшнего дня. Преступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями формирования личности несовершеннолетних правонарушителейс недостатками в нравственном и трудовом воспитании старших школьников и плохой организации их досугаошибками и упущениями в деятельности государственных органов, учебных коллективов и общественных организаций в борьбе с противоправными действиями старшеклассников. Весьма четко прослеживается в генезисе преступного поведения отрицательная значимость таких признаков, характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровень учащихся — правонарушителей. Все эти факторы оказывают значительное влияние на формирование социальной установки к закону и правовому поведению среди старшеклассников.

Социальные установки помогают старшеклассникам устанавливать и поддерживать социальную идентичность, организуют его представления об окружающем мире, позволяют реализовать себя, поскольку активно задействованы как в процессе регуляции социального поведения, так и в процессе социального познания старшего школьника. С социальной установкой оказывается связанным целый ряд психических свойств и процессов, таких как восприятие, понимание, мотивация, принятие решений, действия, социальное поведение.

В старшем школьном возрасте происходит формирование и принятие новой социальной роли в соответствии с правовым статусом и требованиями закона, гражданское самоопределение в целом, развитие социальных представлений о гражданстве, законопослушном гражданине.

Социальная ситуация развития старшеклассников подразумевает признание за ними дополнительных гражданских прав и обязанностей, а также наступление определенных мер ответственности за противоправные деяния. В этот период старший школьник вступает в новые отношения с обществом, с массой социальных институтов. Немаловажным является и тот факт, что в данный период старшеклассниками часто совершаются противоправные действия, связанные с употреблением, хранением или распространением наркотиков, вождением автомобиля в нетрезвом виде или без прав, хулиганством, воровством и т. п. Отчасти, вероятно, это связано с диффузностыо, несформированностью и неадекватностью понимания своей новой социально-правовой роли.

Социальные установки в старшем школьном возрасте проявляются не только как осознание себя во взрослом статусе, но и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, формирование социальной позиции личности, установок правового поведения, т. е. они связаны с приобщением личности к правовой культуре или правовой социализации личности. Успешная социализация в процессе развития и становления личности предопределяется наличием достаточно прочных социальных «тормозов» и внутреннего контроля, таким образом она способствует правовому поведению.

Современному подходу к определению социальной установки посвящены исследования А. Г. Асмолова, С. Г. Губиной, О. А. Гулевич, А. А. Девяткина, B.C. Магун, П. Н. Шихирева, В. А. Ядова и др. Очевидный интерес представляют результаты, полученные зарубежными авторами (Дж. Дэвис, Р. С. Крачфильд, Д. Крем, Ш. А. Надирашвили, Г. Олпорт, Р. Нисбетт, А. С. Прангишвили, JI. Росс, Н. И. Сарджвеладзе, Д. Н. Узнадзе, М. Фишбайн и.

ДР-).

Проблема правового поведения и его формирования в старшем школьном возрасте рассматривается специалистами в таких аспектах как: правовая культура и правовая социализация личности (Г.А. Аванесов, В.Г.

Бочарова, Я. И. Гилинский, Г. Х. Ефремова, Е. В. Змановская, В. И. Каминская, В. Д. Менделевич, А. Г. Сапрунов и др.) — различные аспекты правового поведения (А.П. Горбачева, И. А. Ильин, А. Р. Ратинов, В. Н. Кудрявцев, JI.A. Погосян и др.)> особенности формирования социальных установок правового поведения в старшем школьном возрасте (В.В. Абраменкова, М. Р. Битянова, В. Г. Боброва, Т. В. Драгунова, С. В. Кривцова, Е. А. Леванова, К. Н. Поливанова, JI.A. Регуш и др.).

Рассматриваются также различные аспекты психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, имеющих различные девиации (Э.М. Александровская, JI.H. Бережнова, Д. Д. Еникеева, Ю. А. Клейберг, Н. И. Кокуркина, C.JI. Сибиряков и др.), а также вопросы профессиональной подготовки педагогов к работе с девиантными старшеклассниками (Р.У. Арифуллина, В. Ю. Бабайцева, И. А. Ершова, Л. П. Жадейкайте, Е. В. Зеркина, А. Б. Серых, П. А. Шацков и др.).

Однако анализ педагогических исследований показал, что в сложившейся педагогической практике до сих пор проблема формирования у старших школьников социальной установки на правовое поведение не исследовалась, что приводит к отсутствию системы целенаправленного формирования данного вида установки, не в полной мере изучены педагогические условия, способствующие эффективному формированию социальной установки правового поведения у старшеклассников.

Между тем социальная установка правового поведения, являясь в старшем школьном возрасте одной из значимых, не будучи целенаправленно формируема, существенно затрудняет социальную адаптацию старшеклассника в среде сверстников и социуме в целом.

Таким образом, в современном состоянии вопроса сложилось противоречие: между реальной необходимостью сформированности социальной установки правового поведения старшеклассников и неразработанностью в педагогической науке целостного представления о процессе формирования социальной установки правового поведения у старших школьников.

Выявленное противоречие очерчивает особое проблемное поле, связанное с изучением принципиальных подходов к формированию у старшеклассников социальной установки правового поведения, разработкой его концептуальных основ.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования «Формирование у старшеклассников социальной установки правового поведения», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия эффективного формирования социальной установки правового поведения у старшеклассников?

Цель исследования — выявить и теоретически обосновать педагогические условия эффективного формирования социальной установки правового поведения у старшеклассников.

Объект исследования — формирование социальной установки правового поведения старшеклассников.

Предмет исследования — педагогические условия формирования социальной установки правового поведения у старшеклассников.

В основу проводимого исследования положена гипотеза: эффективность формирования социальной установки правового поведения у старшеклассников обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий:

— социальная установка правового поведения старшеклассников будет представлено в качестве педагогической целиформирование социальной установки правового поведения у старшеклассников будет организовано в условиях совместной деятельности участников воспитательной системы школы, родительской общественности и межведомственных и общественных организаций с учетом включения старших школьников в различные формы ознакомления с правовыми знаниямиотработки технологий взаимодействия в различных ситуациях социального взаимодействияповышения самостоятельности в освоении правовых навыков, развития социальной установки к закону;

— создание системы формирования социальной установки правового поведения старшеклассников и внедрение её в педагогический процесс учебного заведения, а также разработка диагностического инструментария, способного обеспечить контроль за ее развитием с целью коррекции.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Дать содержательную характеристику процесса формирования социальной установки правового поведения старшеклассников.

2. Разработать систему формирования социальной установки правового поведения старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

3. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования социальной установки правового поведения старшеклассников.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности, системные представления о личности как субъекте отношения и высшей ценности, ее деятельностной сущноститеории деятельности и системного подхода (К.А. Абульханова, JI.C. Выготский, В. П. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейном-, В. Н. Садовский, Э.Г. Юдин) — целостный подход к изучению педагогических явлений (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин) — концептуальные положения теорий социальной установки и поведения личности (А.Г. Асмолов, Л. И. Божович, Я. И. Гилинский, С. Г. Губина, О. А. Гулевич, А. А. Девяткин, Д. Н. Узнадзе, П. Н. Шихирев, В.А. Ядов).

Работа опирается на методологию педагогических исследований (М.А. Данилов, Н. И. Загузов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. Д. Никандров, A.M. Новиков, В. М. Полонский, М. Н. Скаткин и др.).

Теоретической основой исследования являются: теория развития ребенка (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн), положение о становлении соподчинения мотивов в деятельности школьника (А.Н. Леонтьев), положение о воспитании как одном из важнейших факторов социальной детерминации индивидуального сознания (Б.Г. Ананьев, А.С. Макаренко), положение о социальной природе воспитательного процесса (B.C. Селиванов), теория периодизации психического развития детей (Л.С. Выготский), психологическая теория деятельности (К.А. Абульханова, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), а также положений теории общения, его генезиса и отношений межличностного взаимодействия (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, В.Н. Мясищев) — теории социальной установки (А.Г. Асмолов, С. Г. Губина, О. А. Гулевич, Дж. Дэвис, А. А. Девяткин, B.C. Магун, Г. Олпорт, Д. Н. Узнадзе, М. Фишбайн, П. Н. Шихирев, В.А. Ядов) — исследование правовой культуры и правовой социализации личности (Г.А. Аванесов, В. Г. Бочарова, Я. И. Гилинский, Г. Х. Ефремова, Е. В. Змановская, В. И. Каминская, В. Д. Менделевич, А. Г. Сапрунов и др.) — различные аспекты правового поведения (А.П. Горбачева, И. А. Ильин, А. Р. Ратинов, В. Н. Кудрявцев, Л. А. Погосян и др.), особенности формирования социальных установок правового поведения в старшем школьном возрасте (В.В. Абраменкова, М. Р. Битянова, В. Г. Боброва, Т. В. Драгунова, С. В. Кривцова, Е. А. Леванова, К. Н. Поливанова, Л. А. Регуш и др.).

Рассматриваются также современные подходы и концепции в области девиантологии (Б.Н. Алмазов, Я. И. Гилинский, Л. А. Грищенко, Е. В. Змановская, Ю. А. Клейберг, В. Д. Менделевич, П. С. Самыгин, А. Б. Фомина, Т.А. Шилова) — различные аспекты психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, имеющих различные девиации (Э.М.Александровская, Л. Н. Бережнова, Д. Д. Еникеева, Ю. А. Клейберг, Н. И. Кокуркина, С. Л. Сибиряков и др.), а также методы, формы, подходы, технологии формирования готовности педагогов к работе с девиантными старшеклассниками (Р.У. Арифуллина, В. Ю. Бабайцева, И. А. Ершова, Л. П. Жадейкайте, Е. В. Зеркина, А. Б. Серых, П. А. Шацков и др.) — теория и методология организации тренинга как средства формирования правового поведения и профилактики противоправных действий (В.Ю. Большаков, И. В. Вачков, Г. И. Марасанов, JI.A. Петровская, А. С. Прутченков и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений нами был использован комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: теоретический, сравнительно-сопоставительный анализизучение и обобщение эффективного психолого-педагогического опытапедагогический экспериментанкетированиеанализ учебно-методической документации и продуктов деятельности старшеклассниковколичественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.

База и организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования служили общеобразовательные школы № 462, 1477, 1547 г. Москвы. Исследованием было охвачено 160 старшеклассников 9−10 классов в возрасте 15−16 лет, родители, педагогический коллектив образовательных учреждений, работники межведомственных и общественных организаций.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2005;2006) — поисково-аналитический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, проделан анализ психолого-педагогической литературы, нормативной, программно-методической документации образовательных учреждений. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, границы, гипотеза, методология и методы, сформулирован понятийный аппарат.

Второй этап (2006;2008) — опытно-экспериментальный. На этом этапе была подвергнуты эмпирической проверке система формирования социальной установки правового поведения старшеклассников в педагогическом процессе школы, методические материалы, разработанные программы, формы и методы работы по формированию социальной установки правового поведения старших школьников, которые ежегодно проходили апробацию, корректировались и совершенствовались в учебном процессе школы, а также диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за развитием данного процесса с целью его коррекции.

Третий этап (2008;2009) — обобщающий. Он связан с коррекцией выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой результатов исследования, их апробацией, внедрением и публикацией, литературным оформлением диссертации.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

— охарактеризована сущность процесса формирования социальной установки правового поведения у старшеклассников;

— разработан диагностический инструментарий, направленный на выявление сформированности различных аспектов (эмоционального, когнитивного и поведенческого) социальной установки правового поведения у старшеклассников;

— разработана и внедрена система работы по формированию социальной установки правового поведения у старших школьников в педагогическом процессе школы;

— обоснованы педагогические условия эффективности процесса формирования социальной установки правового поведения у старшеклассников.

Теоретическая значимость работы. В ходе теоретического анализа проблемы выявлены и педагогически обоснованы сущностные и структурно-содержательные характеристики социальной установки правового поведения у старшеклассниковобоснована педагогическа система работы по формированию социальной установки правового поведенияопределен комплекс педагогических условий эффективности процесса формирования социальной установки правового поведения у старшеклассников.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что: и.

— реализована система мер по формированию социальной установки правового поведения у старшеклассников;

— разработан диагностический инструментарий, направленный на выявление уровня сформированности различных аспектов (эмоционального, когнитивного и поведенческого) социальной установки правового поведения у старшеклассников;

— разработана программа занятий, определены формы и методы работы педагогического коллектива школ, межведомственных и общественных организаций, родителей по формированию социальной установки правового поведения старших школьников с учетом педагогических условий развития данного процесса.

Результаты исследования позволяют расширить спектр педагогических средств, способствующих повышению эффективности процесса формирования социальной установки правового поведения старшеклассников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы нашли отражение при построении педагогической работы в 9−10 классах общеобразовательных школ № 462,, 1477, 1547 г. Москвы. Были озвучены лично соискателем и получили одобрение на научно-методических семинарах, научных конференциях, семинарах, чтениях в Московском педагогическом государственном университете (ежегодно), Московском государственном гуманитарном университете им. М. А. Шолохова (ежегодно) и др.

По результатам работы автором опубликованы научные статьи по проблеме исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на основные методологические позиции, современные научные концепции, категориальный аппарат педагогической наукиприменением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, объекту, предмету, гипотезе и задачамсочетанием количественной обработки данных и их качественного анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование социальных установок старшеклассников на правовое поведение представляется как процесс усвоения научных знаний о законопослушности поведения, практических умений и технологий бесконфликтного взаимодействия с другими индивидами, обществом и государством, мировоззренческих, нравственно-этических идей, способствующих развитию положительного отношения к праву и внутреннего понимания необходимости соблюдать правовые и социальные нормы.

2. Система формирования социальной установки правового поведения у старшеклассников включает в себя: разработанный диагностический инструментарий (эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющих социальной установки, социальной активности личности) — комплексную программу формирования социальной установки правового поведения старших школьников, основная цель которой — формирование социальной установки правового поведения старшеклассников осуществляется благодаря решению комплекса задач различной направленности: повышение правовой компетентности, формирование навыков законопослушного поведения, а также усиление социальных установок, направленных на позитивное отношение к закону и правового поведению с использованием личностно отдельно-ориентированных, групповых, коллективных, коррекционных, интегративных, интерактивных технологийа также целенаправленное взаимодействие с педагогическим коллективом школ, межведомственных и общественных организаций, родителями по формированию социальной установки правового поведения старшеклассников.

3. Эффективное формирование социальной установки правового поведения у старшеклассников обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий:

— социальная установка правового поведения у старшеклассников представлена в качестве педагогической целиформирование социальной установки правового поведения у старшеклассников организуется в условиях совместной деятельности участников воспитательной системы школы, родительской общественности и межведомственных и общественных организаций с учетом включения старших школьников в различные формы ознакомления с правовыми знаниямиотработки технологий взаимодействия в различных ситуациях социального взаимодействияповышения самостоятельности в освоении правовых навыков, развития социальной установки к закону;

— создание системы формирования социальной установки правового поведения у старшеклассников и внедрение ее в педагогический процесс учебного заведения, а также разработка диагностического инструментария, способного обеспечить контроль за её развитием с целью коррекции.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Результаты анализа первого (диагностического) этапа работы с использованием комплекса диагностических методик, с помощью которого можно • исследовать различные составляющие социальной установки правового поведения, позволили нам сделать выводы о том, что: особенностями установки к правовому поведению у старшеклассников является отсутствие ярко выраженного волевого компонента правового поведенияэмоциональное отношение старшеклассников к правовому поведению также можно охарактеризовать, как слабо выраженное. Причина этого — несформированность представлений о правовом поведении в среде старших школьников;

— старшеклассники имеют представление о нормах и правилах поведения, а также последствиях их нарушения, что составляет основу правового поведения и формирует социальные установки. Вместе с тем ярко выраженным остается недостаточное понимание истинного смысла правомерного поведения и его задач;

— основным средством выражения правового поведения остается соблюдение большинства правовых и иных социальных норм без внутреннего понимания необходимости их соблюдать.

Следовательно, особенностями установки правового поведения у старшеклассников можно считать несформированность представлений о правовом поведении, низкая правовая активность. Правовое поведение в среде старших школьников представляется зачастую как отвлеченная категория, именно поэтому поведенческий компонент установки на правомерное поведение непостоянен или слабо выражен.

Диагностика сформированнности социальной установки правового поведения старшеклассников позволила исследователю осознанно разработать систему формирования социальной установки правового поведения старшеклассников.

Система формирования социальной установки правового поведения у старшеклассников включала: разработанный диагностический инструментарий (эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие социальной установки, социальной активности личности) — комплексную программу формирования социальной установки правового поведения старшеклассников, основная цель которой осуществляется благодаря решению комплекса задач различной направленности: повышение правовой компетентности, формирование навыков законопослушного поведения, а также усиление социальных установок, направленных на позитивное отношение к закону и законопослушному поведению с использованием личностно ориентированных, групповых, коллективных, коррекционных, интегративных, интерактивных технологийа также целенаправленное взаимодействие с педагогическим коллективом школ, межведомственных и общественных организаций, родителями по формированию социальной установки правового поведения старшеклассников.

Работа по формированию социальной установки к правовому поведению старшеклассников включала следующие разделы: работа с учащимисявзаимодействие с родительской общественностьюработа с педагогическим коллективом школысотрудничество с межведомственными и общественными организациями.

Для достижения положительного результата действия системы работы по формированию социальной установки к правовому поведению старшеклассников нами использовались следующие технологии: личностно ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.

Данные технологии реализовывались в диспутах, лекциях, семинарах, тренингах, круглых столах, педсоветах, конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих делах, соревнованиях и других формах работы.

С целью развития личностных ресурсов личности старшеклассников и формирования социальной установки правового поведения нами проводился социально-психологический тренинг, основными задачами которого являлось повышение правовой компетентности, формирование навыков законопослушного поведения, а также усиление социальных установок, направленных на позитивное отношение к закону и правовому поведению.

В ходе проведения тренинга нами использовались такие формы работы как: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь и т. п.

Таким образом, система работы по формированию социальной установки правового поведения у старшеклассников должна включать различные диагностические, консультативные, тренинговые, игровые методы, релаксационные курсы и другие формы работы. Комплексное сопровождение старшеклассников отвечает задаче мобилизации внутренних и внешних ресурсов с целью гармоничной реализации роли гражданина.

Результаты повторного анализа, проведенного после формирующего эксперимента, диагностического этапа работы с использованием комплекса диагностических методик, с помощью которого можно исследовать различные составляющие социальной установки законопослушного поведения, позволили нам сделать выводы о том, что: старшеклассники экспериментальной группы имеют более выраженную социальную активность, а контрольной — низкую социальную активность;

— старшеклассникам экспериментальной и контрольной групп присуще сильно выраженное положительное отношение к правовому поведению, но экспериментальная группа превосходит контрольную по уровню выраженности положительного отношения к правовому поведениюстаршеклассники экспериментальной группы превосходят контрольную группу по уровню выраженности поведенческой составляющей социальной установки к правовому поведению;

— старшеклассники экспериментальной группы отличаются большей глубиной знаний категорий, связанных с содержанием законов;

— в экспериментальных группах практически по всем параметрам поведения: социальная активность, поведенческая составляющие. отмечаются значительные изменения социальной установки правового эмоциональная, когнитивная и.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования социальной установки правового поведения старшеклассников периодически оказывается в центре внимания отечественных и зарубежных ученых, но все еще остается актуальной и недостаточно исследованной.

Под социальной установкой понимается состояние сознания и нервной системы, она оказывает направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов, к которым она имеет отношение.

Социальные установки задают направление мыслям и действиям людей по отношению к конкретному объекту или ситуации, они помогают человеку устанавливать и поддерживать социальную идентичность, организуют представления человека об окружающем мире, позволяют ему реализовать себя, поскольку активно задействованы как в процессе регуляции социального поведения, так и в процессе социального познания.

В структуру социальной установки входят три компонента: когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объектеэмоциональный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объектуповеденческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Через изменение «старых» установок возможно принятие новой информации, которая, в свою очередь, будет способствовать формированию аттитюдов, согласующихся с ней.

Социальная установка имеет четыре основные функции: инструментальная функция выражает приспособительные тенденции поведения человекафункция выражения ценностей предоставляет возможность передать то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образомэгозащитная функция способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектахфункция организации знаний основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. Социальная установка, выполняя все перечисленные функции, адаптирует человека к окружающей социальной среде и защищает его от негативных воздействий или неопределенности.

Формирование личности, ее установок и ориентаций происходит в процессе социализации, начиная с детского воспитания в семье и затем под влиянием самого широко спектра обстоятельств — этнической и социальной среды, политической системы, этнической политики государства, влияния мезосреды, т. е. обстановки в городах, селах и в других территориальных локальностях, наконец, микросреды трудовых коллективов и неформального общения.

Старшеклассники — это особая социальная общность со своеобразным полем социальной коммуникации. Следовательно, в среде старших школьников формируются специфические социальные установки.

Формирование социальных установок старшеклассников имеет свою специфику в рамках данной возрастной группы, достаточно автономной в отношении других групп, имеющей свое особое пространство социальной коммуникации, которая проявляется в зависимости от способов соотнесения индивида с социальными отношениями (социальная роль, идентичность, принадлежность к социальной группе), а также позиции социальной группы, к которой принадлежит субъект, в обществе.

Главной особенностью формирования социальных установок старшеклассников является их относительная однородность в рамках единой социальной группы, имеющей свои социально-психологические особенности. Старшеклассники активно участвуют в неформальных объединениях и представляют собой основных пользователей Интернета, то есть в среде старших школьников существует тесное единое пространство социальной коммуникации, подразумевающее единые нормативные и понятийные системы и установки.

Процесс формирования социальных установок старшеклассников протекает в три этапа: зацепление, объективация, натурализация. В основе выделения этих процессов лежит убеждение в стремлении личности избегать неизвестности и конструировать внутренне непротиворечивую систему знаний и убеждений.

Социальные установки в старшем школьном возрасте проявляются не только как осознание себя во взрослом статусе, но и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, формирование социальной позиции личности, установок правового поведения, т. е. они связаны с приобщением личности к правовой культуре или правовой социализации личности.

Правовое поведение личности — это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Подобное поведение преобладает в структуре правомерного поведения.

Необходимость правового поведения содержится в нормах права, прежде всего, в запрещающих и обязывающих, а желательность поведения отражается как в управомочивающих, так и поощрительных, рекомендательных, по той причине, что государство заинтересовано в таком варианте поведения членов общества и старается его поддерживать. Что касается форм правового поведения, то они связаны с формами реализации права, и в той или иной мере могут с ними совпадать.

Наибольшее распространение получила классификация типов правового поведения в зависимости от его мотивации. По этому критерию принято выделять четыре типа правового поведения: маргинальное, конформистское, стереотипное (привычное), социально-активное.

Правовое поведение можно классифицировать и по иным основаниям: по объективной стороне (активные действия и бездействие), по форме реализации норм права (соблюдение, исполнение и использование), по субъектам (индивидуальное и групповое), в зависимости от сферы осуществления правомерных деяний (политические, экономические, социальные и др.), в зависимости от принадлежности к различным отраслям права, на основе которых совершаются правомерные деяния (гражданско-правовые, административно-правовые, трудовые и др.).

Наибольший интерес с точки зрения формирования правового поведения представляют старшеклассники, поскольку именно в этом периоде формируются социальные установки, которые впоследствии меняются с большим трудом.

Опыт, накопленный нами в ходе исследования, позволяет сделать вывод, что огромное значение имеет уровень сформированности правового сознания и правового поведения старшеклассников. Низкий уровень развития правового сознания и правового поведения обуславливает психологические препятствия в освоении материала, а в дальнейшем — в использовании полученных знаний, умений и навыков. Одним из направлений решения этой проблемы является оптимизация системы формирования установки правового поведения в средней школе.

Обобщение этих положений позволяет определить содержание образования, направленного на формирование социальной установки правового поведения, а также категории педагогики, которые могут быть использованы при обосновании педагогических условий формирования отдельных структурных компонентов социальной установки: когнитивного-«обучение" — практического — «развитие», перцептивно-аффективного и поступочного — «воспитание». Как следствие, в качестве показателей эффективности образовательного процесса при формировании этих компонентов могут использоваться: уровень приобретенных знанийстепень освоения навыков и уменийхарактеристики личности и особенности правовой культуры человека.

В ходе анализа практики правового образования мы рассматривали как его организационные формы, так и содержание. Следует учитывать, что старший школьный возраст — время приобретения правовой ответственности, включение во все виды социальной и общественной жизни страны. Учебная деятельность и межличностное общение также занимают важное место в жизни старшеклассника.

В целом формирование социальных установок старшеклассников к правовому поведению представляется как процесс усвоения научных знаний о правомерности поведения, практических умений и технологий бесконфликтного взаимодействия с другими индивидами, обществом и государством, мировоззренческих, нравственно-этических идей, способствующих развитию положительного отношения к праву и внутреннего понимания необходимости соблюдать правовые и социальные нормы.

Именно в этом контексте, на наш взгляд, должен осуществляться правовой аспект содержания образования на всех его ступенях, что является условием формирования социальных установок старшеклассников к правовому поведению.

Повышение уровня сформированности социальных установок правового поведения у старшеклассников может быть достигнуто через реализацию системы правового образовательного пространства, интеграцию институциональной и неинституциональной правообразовательной практики, взаимодействия школы и общественных организаций.

Теоретический анализ проблемы исследования, изучение ситуации в образовательном процессе школы позволили обосновать необходимость и возможность рассмотрения в качестве цели — формирование социальной установки правового поведения у старшеклассниковраскрытие содержательной и процессуальной сторон (методы, приемы, формы), возможность целенаправленного влияния педагогического окружения на формирование социальной установки правового поведения у старшеклассников.

Главной целью экспериментальной части исследования явилась проверка педагогических условий, которые, как было установлено при теоретическом анализе проблемы, в наибольшей степени способствуют эффективному формированию социальной установки правового поведения у старшеклассников.

На первом (диагностическом) этапе работы на основании рассмотренных теоретических источников для исследования сформированности социальной установки правового поведения у старшеклассников было проведено исследование с использованием комплекса диагностических методик, с помощью которого можно исследовать различные составляющие (эмоциональную, когнитивную, поведенческую) социальной установки правового поведения.

Результаты анализа первого (диагностического) этапа работы с использованием комплекса диагностических методик, с помощью которого можно исследовать различные составляющие социальной установки правового поведения, позволили нам сделать выводы о том, что:

— особенностями установки правового поведения у старшеклассников является отсутствие ярко выраженного волевого компонента правового поведенияэмоциональное отношение старшеклассников к правовому поведению также можно характеризовать, как слабо выраженноепричина этого — несформированность представлений о правовом поведении в среде старших школьников;

— старшеклассники имеют представление о нормах и правилах поведения, а также последствиях их нарушения, что составляет основу правового поведения и формирует социальные установкиВместе с тем ярко выраженным остается недостаточное понимание истинного смысла правомерного поведения и его задач;

— основным средством выражения правового поведения остается соблюдение большинства правовых и иных социальных норм без внутреннего понимания необходимости их соблюдать.

Следовательно, особенностями установки правового поведения у старшеклассников можно считать несформированность представлений о правовом поведении, низкая правовая активность. Правовое поведение в среде старших школьников представляется зачастую как отвлеченная категория, именно поэтому поведенческий компонент установки на правомерное поведение непостоянен или слабо выражен.

Следующим этапом экспериментальной работы (формирующим) явилось определение системы работы по формированию социальной установки правового поведения старшеклассников: задачи формулировались в соответствии с поставленными целями, аналогично были представлены по всем составляющим социальной установки и включали ознакомление старшеклассников различные формы с правовых знанийотработку технологий взаимодействия в различных социальных ситуацияхповышение самостоятельности в освоении правовых навыков, развитие социальной установки к закону.

В ходе экспериментальной работы в нашем исследовании для разработки целей формирования социальной установки правового поведения старшеклассников мы опирались на следующие научные и методологические принципы: дифференцированность, аксиологичность, многоаспектность, последовательность (этапность), преемственность, законность, партнерство, целостность, саморазвитие. Реализация данных принципов предусматривает комплексную разработку системы работы по формированию социальной установки правового поведения старшеклассников.

Система формирования социальной установки правового поведения у старшеклассников включала в себя: разработанный диагностический инструментарий (эмоциональная, когнитивная и поведенческая составляющие социальной установки, социальной активности личности) — комплексную программу формирования социальной установки правового поведения старшеклассников, основная цель которой осуществляется благодаря решению комплекса задач различной направленности: повышение правовой компетентности, формирование навыков законопослушного поведения, а также усиление социальных установок, направленных на позитивное отношение к закону и законопослушному поведению с использованием личностно ориентированных, групповых, коллективных, коррекционных, интегративных, интерактивных технологийа также целенаправленное взаимодействие с педагогическим коллективом школ, межведомственных и общественных организаций, родителями по формированию социальной установки правового поведения старшеклассников.

Работа по формированию социальной установки к правовому поведению старшеклассников осуществлялась по следующим направлениям: работа с учащимисявзаимодействие с родительской общественностьюработа с педагогическим коллективом школысотрудничество с межведомственными и общественными организациями.

Для достижения положительного результата действия системы работы по формированию социальной установки к правовому поведению старшеклассников нами использовались следующие технологии: личностно ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.

Данные технологии реализовывались в диспутах, лекциях, семинарах, тренингах, круглых столах, педсоветах, конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих делах, соревнованиях и других формах работы.

Реализация системы работы по формированию социальной установки к правовому поведению старшеклассников предполагает достижение следующих результатов: создание системы профилактической работы в школеразработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школыповышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихсяповышение медико-психологической компетентности педагогического коллективауменьшение числа «трудных школьников» в школеактивное и результативное участие школьников в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованияхформирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения школьниковсоздание здоровой и безопасной среды в школе.

С целью развития личностных ресурсов старшеклассника и формирования социальной установки к закону и законопослушному поведению нами проводился социально-психологический тренинг, основными задачами которого является повышение правовой компетентности, формирование навыков правового поведения, а также усиление социальных установок, направленных на позитивное отношение к закону и правовому поведению.

В ходе проведения тренинга нами использовались такие формы работы как: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь и т. п.

Важным моментом также является развитие социальной среды: включение модулей для родителей, воспитателей, учителей, в соответствующие по тематике программы, для инициации внутрисемейного обсуждения и выработки четкой внутрисемейной политики.

Таким образом, система работы по формированию социальной установки правового поведения у старшеклассников должна включать различные диагностические, консультативные, тренинговые, игровые методы, релаксационные курсы и другие формы работы. Комплексное сопровождение старшеклассников должно отвечать задаче мобилизации внутренних и внешних ресурсов с целью гармоничной реализации роли гражданина.

Результаты повторного анализа, проведенного после формирующего эксперимента, диагностического этапа работы с использованием комплекса диагностических методик, с помощью которого можно исследовать различные составляющие социальной установки законопослушного поведения, позволили нам сделать выводы о том, что: старшеклассники экспериментальной группы имеют более выраженную социальную активность, а контрольной — низкую социальную активность;

— старшеклассникам экспериментальной и контрольной групп присуще сильно выраженное положительное отношение к правовому поведению, но экспериментальная группа превосходит контрольную по уровню выраженности положительного отношения к правовому поведениюстаршеклассники экспериментальной группы превосходят контрольную группу по уровню выраженности поведенческой составляющей социальной установки к правовому поведению;

— старшеклассники экспериментальной группы отличаются большей глубиной знаний категорий, связанных с содержанием законов;

— в экспериментальных группах отмечаются значительные изменения практически по всем параметрам социальной установки правового поведения: социальная активность, эмоциональная, когнитивная и поведенческая составляющие.

Таким образом, можно считать доказанным, что эффективное формирование социальной установки правового поведения у старшеклассников обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий:

— социальная установка правового поведения старшеклассников представлена в качестве педагогической цели;

— формирование социальной установки правового поведения у старшеклассников организуется в условиях совместной деятельности участников воспитательной системы школы, родительской общественности и межведомственных и общественных организаций с учетом включения старших школьников в различные формы ознакомления с правовыми знаниямиотработки технологий взаимодействия в различных ситуациях социального взаимодействияповышения самостоятельности в освоении правовых навыков, развития социальной установки к закону;

— создание системы формирования социальной установки правового поведения у старшеклассников и внедрение ее в педагогический процесс учебного заведения, а также разработка диагностического инструментария, способного обеспечить контроль за ее развитием с целью коррекции.

Выполненное исследование дает основание считать, что разработанные в нем теоретические и практические аспекты формирования социальной установки правового поведения старшеклассников открывают новое направление научно-педагогических исследований, в русле которого необходимо решить целый ряд проблем, в частности, в более детальном исследовании нуждается разработка различных компонентов социальной установки правового поведения (эмоционального, когнитивного, поведенческого), выявление дидактических возможностей социально-психологического тренинга как средства формирования правового поведения и профилактики противоправных действий и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. МА. Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе: Автореф. дис.канд. пед. наук. -Уфа, 2001.
  2. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.- Воронеж, 2000.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  4. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. A.JI. Свенцицкого. СПб., 2000.
  5. Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
  6. Э.М., Кокуркина Н. И. Психологическое сопровождение подростков в школе: Метод, реком. по организации групповой работы. М., 2000.
  7. З.А. Взаимосвязь направленности личности и межличностных отношении старшеклассников: Автореф. дис.канд. психолог, наук. М., 2001.
  8. .Г. Человек как предмет познания. JL, 1968.
  9. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская А. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. М. 2001.
  10. Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
  11. Р.У. Профессиональная подготовка социальных педагогов к работе с детьми девиантного поведения: Автореф. дис. канд.пед. наук. Нижний Новгород, 2007.
  12. Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения в социуме. СПб., 2002.
  13. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
  14. А.Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.
  15. В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процесс подготовки студентов к воспитательной работе с трудными детьми: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997.
  16. А.Н. Правовые ценности (вопросы теории): Монография. -М., 2001.
  17. А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. -М., 2000.
  18. П.П. Вопросы типологии российской правовой культуры// Право и культура: проблемы взаимодействия. Ростов н /Д, 1996.
  19. В.Н. Подготовка учителя начальных классов к работе с педагогически запущенными детьми: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996.
  20. Е.П. Социальная психология личности — М., 2001.
  21. Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: Дис. канд. пед. наук. -М., 2000.
  22. JI.H. Предупреждение депривации в образовательном процессе. СПб., 2000.
  23. В. А. Психология формирования политического пространства Санкт-Петербурга: Дис. к.псх. наук. СПб., 2006.
  24. М.Р. Психология личностного роста. М.- 1996.
  25. М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей. М., 2001.
  26. В.Г. Общая характеристика развития личности подростка. Ростов н/Д, 1966.
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1969.
  28. JI., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением. Социальная психология за рубежом. // Вып. I //- М., 1974,.
  29. Большой толковый психологический словарь / Пер. с англ. Т.1. -М., 2001.
  30. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дис. д-ра.пед.наук. М., 1991.
  31. Л. Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / — СПб., 2004.
  32. Е.Н. Подготовка студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения: Дис. канд. пед. наук. Горно-Алтайск, 2005.
  33. Вачков И. В-Основы технологии группового тренинга. М., 1999.
  34. .С. Психологические особенности подросткового возраста. М., 1993.
  35. Л.С. Социальная ситуация развития // Психология социальных ситуаций / Под ред. Н. В. Гришиной. СПб., 2001.
  36. Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля. Социология в России /Под ред. В. А. Ядова. М., 1998.
  37. А.П. Социальный контроль и его личностная локализация у подростков с асоциальной и просоциальной направленностью: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1992.
  38. С.Г. Динамика социальных представлений учащейся молодежи в условиях социально-экономического кризиса (на примере курсантов летного училища): Автореф. дис. канд. психол. наук. — Самара, 2000.
  39. О. А. Структура и содержание социальных представлений людей о праве. МГУ им. М. В. Ломоносова // http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/gm.htm
  40. А.А. Явление социальной установки в психологии XX века. Калиниград, 1999.
  41. М.Н. Коррекция девиантного поведения подростков в условиях оздоровительно-образовательных центров: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Ярославль, 2008.
  42. Т.В. Подросток. М., 1976.
  43. В. Явление анкеровки // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1.
  44. И.В., Круглов Б. С. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет —М., 1988.
  45. Дж. Социальная установка // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. /Пер. с англ. —М., 1972.
  46. Э. Представления индивидуальные и представления коллективные // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. -М., 1995.
  47. Т.П. Социальное представление понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. № 6.
  48. Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учеб. пособие. -М., 1999.
  49. И.А. Подготовка педагога к профилактике девиантного поведения подростков в отечественном и зарубежном социально-педагогическом опыте: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2005.
  50. Г. Х. Правовая культура и поведение. Юридическая психология / Под общ. ред. Т. Н. Курбатовой. СПб., 2001.
  51. Л.П. Подготовка будущих педагогов к общению с деликвентными подростками: Автореф. дис. канд. пед. наук. Вильнюс, 1990.
  52. Е.Н. Формирование деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения: Автореф. дис. .канд. пед наук. Караганда, 2007.
  53. О.Н. Ценностные основания девиантного поведения подростков: Автореф. дис. канд. философ, наук. — Саранск, 2004.
  54. Е.В. Подготовка будущих учителей к превенции девиантного поведения школьников в сфере информационно-коммуникативных технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук — Магнитогорск, 2007.
  55. Ф. Социальное влияние. —СПб., 2000.
  56. Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М., 2006.
  57. С.П. Социализация молодежи в современных условиях: Автореф. дис. д-ра философ, наук. -М., 1999.
  58. А.Н. Педагогическая поддержка учебной активности школьников младшего подросткового возраста с девиантным поведением социально-пассивного типа: Дис. канд.пед. наук. Омск, 2004.
  59. И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
  60. Исследование феномена молодежи в отечественной социологии: ретроспективный анализ концепций // http://www.djoen.ru/hr/issledovanie-fenomena-molodezhi-v-otechestvennoj-sociologii-%E2%80%94-retrospektivnyj-analiz-koncepcij .html
  61. О.Н., Эксакусто Т. В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов -Ростов н/Д, 2007.
  62. .В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте // Мир психологии. 2002. № 2.
  63. В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры: Правовая культура и вопросы правового воспитания. -М., 1974.
  64. О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2006.
  65. Ю.А. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в. сфере досуга: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1995.
  66. В.Е. Коммуникативная среда как фактор становления ментального пространства человека // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / Под ред. В. И. Кабрина и О. И. Муравьевой. — Томск, 2004.
  67. А.В. Проблема личности в психологии в контексте понимания человека как открытой системы: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Барнаул, 2001.
  68. В.В., Полякова Н. Е. Патологические формы девиантного поведения у подростков. М., 1983.
  69. Кон И. С. Молодежь как социальная категория. М., 1970.
  70. Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб., 2005.
  71. С.В. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками: Практич. рук-во для шк. психолога. М., 1997.
  72. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  73. В.Н. Право и поведение. М., 1998.
  74. В.Н. Право как элемент культуры // Право и Власть. М, 1999.
  75. О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 2.
  76. И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). — М., 1998.
  77. Е.Н. Теоретико- методологические и технологические основы социальной диагностики девиантного поведения подростков: Дис. канд. социолог, наук. -М., 1998.
  78. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994.
  79. Е.А. Готовясь работать с подростками. М., 1993.
  80. Лейенс Ж.-Ф., Дарден Б. Основные концепции и подходы в социальном познании// Перспективы социальной психологии. — М.: 2001.
  81. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность -М., 1975.
  82. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
  83. О. А. Психолого-педагогические социального и личностного развития юношей и подростков с девиантными формами поведения, обучающихся в профессиональных лицеях и школах: Дис. канд. психолог, наук. Калуга, 2001.
  84. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности.-Л., 1983.
  85. Д. Социальная психология. СПб., 2002.
  86. О. Влияние ценностных ориентаций на асоциальное поведение подростков : Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992.
  87. Е.Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2001.
  88. В.Д. Психология девиантного поведения. СПб., 2005.
  89. С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии 1992. № 2.
  90. С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995.- Т. 16. № 1.№ 2.
  91. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество — М., 1998.
  92. B.C. Психология детства и отрочества. М., 1998.
  93. В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды. М., Воронеж, 1995.
  94. Ш. А. Закономерности формирования и действия установки различных уровней. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.1. -Тбилиси, 1978.
  95. А. Б. Право и политика. М., 1995.
  96. Л. П., Колесов Д. В. Уроки профилактики наркомании в школе. М.- Воронеж, 2000.
  97. JI.A. Влияние склонности к девиантным формам поведения на мотивацию учения в подростковом возрасте: Дис. канд. психолог, наук. -М., 2004.
  98. С.И. Словарь русского языка. -М., 1990.
  99. Г. Становление личности: Избранные труды. — М., 2001.
  100. Г. И. Социализация молодежи в современной России // Социальная политика и социология М., 1999. № 2.
  101. Е.А. Теория и методика обучения праву. — М., 2003.
  102. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М.Бим-Бада. М., 2003.
  103. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: На материале политического менталитета. — М., 1997.
  104. JI.A. Делинквентное поведение молодежи в России: социологический анализ: Дис. канд. социолог, наук. Ростов н/ Д, 2002.
  105. К.Н. Психология возратных кризисов. — М., 2000.
  106. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность // http://shpora.net/index.cgi?act=view&id=9154
  107. А. С. Исследования по психологии установки. -Тбилиси, 1967.
  108. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества /Под ред. Д. И. Фельдштейн. М., 1990.
  109. Психология подростка/ Под ред. А. А. Реана. СПб., 2003.
  110. А.А. Социальная психология. М., 2006.
  111. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб., 2000.
  112. А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1981.
  113. Л.А. Наш проблемный подросток. СПб., 1998.
  114. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
  115. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология.-JI., 1990.
  116. Е.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения подростков старшего возраста: На материале профилактики правонарушений подростков в средней школе: Дис. канд. психолог, наук. -Тверь, 1998.
  117. А.Г. Теория и методология исследования проблем профилактики социальных отклонений несовершеннолетних. М., 2001.
  118. Н.И. Исследование связи между социальным сходством и притяжением в зарубежной социальной психологии //Известия АН ГССР 1982. Т. 3. № 2.
  119. Н.И. Позиция личности и установка: опыт построения структурно-динамической концепции личности. //Известия АН ГССР. Серия философии и психологии. 1985. № 2.
  120. A.JI. Социальная психология. М., 2003.
  121. А.В. Социальные представления как способ познания// Актуальные проблемы психологии и педагогики: Межвуз. сб. науч. Работ: В 2 ч./ Отв. ред. Г. М. Коджаспирова. М., 2005.4.1.
  122. В.В. Правовая социализация подростков в условиях обострения криминогенной ситуации в современном российском обществе: Дис. канд. социолог, наук. Ставрополь, 1997.
  123. А.Б. Формирование готовности педагога к работе с виктимными детьми. Калининград, — 2000.
  124. C.JI. Предупреждение девиантного поведения молодежи. Волгоград, 1998.
  125. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2001.
  126. Н.А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. — М., 2003.
  127. А.Н. Интерпретация как механизм правовых представлений личности в российском обществе (опыт психосоциального исследования) //Психологический журнал. 1998. № 2.
  128. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // http://www.voppsy.ru/issues/1991/912/912 037.htm
  129. Т.И. Правовая социализация личности. Мурманск. Тезисы доклада. // http://www.mstu.edu.ru/publish/ conf/1 lntk/sectionl /section 13 .html
  130. Ш. Социальная психология. СПб., 2004.
  131. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В. К. Бабаева. -М., 2006.
  132. О.Е. Правовая социализация молодежи в современном российском обществе: Дис. канд. юрид.наук. — Ростов-н /Д, 2003.
  133. Д.И. Основные положения теории установки. Труды. Т.6. Тбилиси, 1977.
  134. Д. И. Психология установки. СПб., 2001.
  135. Д.И. Экспериментальные основы исследования установки // Психологические исследования. М., 1966.
  136. Е.В. Обыденное сознание в картине мира личности (Психосемантический подход): Дис. д-ра психолог, наук. Ставрополь, 1999.
  137. И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. -М., 1963.
  138. JI. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.
  139. И.А. Социально-психологические проблемы поведения: Курс лекций. Мн., 2001.
  140. JI.B. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. Томск, 2005.
  141. П.А. Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот: Автореф. Дис. канд. пед. наук. Саратов, 2008.
  142. ., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения // Психологический журнал. 1993. Т. 1. № 1.
  143. П.Н. Современная социальная психология. М.- Екатеринбург, 2000.
  144. П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
  145. П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  146. Е.В. Представления о педагогическом общении у разных групп учителей: Дис. канд. психолог, наук. М., 1996.
  147. Г. Г. Психология социального бытия. -М.- Воронеж, 1996.
  148. С.Н. Детство как социальный универсум //"Российское общество XX века: социальные вызовы и альтернативы Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе: в 3 т. Т. З- М.
  149. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  150. Agressiou and Antisocial Behavior in Childhood and Adolescence / Ed. By L.A. Hersov, M. Berger Repr. — Oxford etc., 1978.
  151. Bandura A. Social-learning Theory of Identificatory Processes // Handbook of Sociolization Theory a. Reseach. Chicago, 1969.
  152. Botvin G.J. Substance Abuse Prevention. Research: Recent developments and future directions. //Journal of school Health. (1986).
  153. Development of Antisocial and Prosocial Behavior / Ed. by D. Olweus, Jack Block. N.Y.- London, 1986.
  154. Eldefonso E. Law Enforcement and the Youthful Offenders: Delinqency and Juvenile Justice. N.Y., 1983.
  155. Newcomb M.D., Bentler P.M. Consequences of Adolescent Drug Use: Impact on the Lives of Young Adults. -Newbury Park 1988.
  156. Willard B.I. Methods to Combat Juvenile Crime // Police Chief. 1971. V.38, JST2 11.
Заполнить форму текущей работой