Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе внеурочной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование убедило нас в том, что одна из главных задач педагога — сознательное и целенаправленное формирование взаимоотношений детей в процессе деятельности. Их нравственное развитие во многом зависит от того, как складываются эти взаимоотношения именно в школе. Проведенная нами работа, нацеленная на развитие духовных потенций подростков, оказала существенное влияние на школьников… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ПОДРОСТКОВ
    • 1. 1. Сущность духовно-нравственных ценностей в истории российского образования
    • 1. 20. собенности формирования духовно-нравственных ценностей в подростковом возрасте
    • 1. 3. Внеурочная деятельность как средство формирования у подростков духовно-нравственных ценностей
  • Выводы по 1 главе
  • Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Анализ и характеристика состояния проблемы формирования духовно — нравственных ценностей подростков
    • 2. 2. Условия организации педагогического процесса по формированию духовно-нравственных ценностей подростков во внеурочной деятельности
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию духовно — нравственных ценностей подростков
  • Выводы по второй главе

Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе внеурочной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ходе происходящих социально-экономических изменений в стране, в результате кризиса социальных институтов развития личности, важнейшим из которых является институт образования, существенно деформировалась система духовных ценностей общества.

Осмысление противоречивого опыта реформ в России приводит к необходимости нового подхода к воспитанию подрастающего поколения, формированию основ гуманизма, нравственности, трудолюбия, ответственности, физического, социально-культурного развития, их целостного интегративного проявления.

Использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов.

Проблема восстановления ценностей традиционной культуры в духовно-нравственном оздоровлении общества является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только масштабными действиями.

В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.

Развитие нравственной и духовной культуры как одного из атрибутов общественного бытия предполагает осмысление различных аспектов духовного потенциала, то есть тех социальных и духовных источников, возможностей, резервов и средств деятельности, которые обеспечивают прогресс личности и общества. Смысл и цели общественного развития, в конечнбм счете, состоят в расширении возможностей каждого человека реализовать свои устремления и вести здоровую, полноценную, творческую жизнь. При таком подходе человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и как главный субъект, пользующийся его результатами.

Очевидно, что такие социальные институты, как семья, школа, колледж, вуз помогают человеку определить свой жизненный путь, сформировать богатый духовный мир. Большая роль в решении данной задачи отводится педагогу. Эффективность решения всех этих проблем кроется, на наш взгляд, не столько в содержании обучения, сколько в качественном воспитании, ядром которого должны стать духовно-нравственные ценности.

Проблема заключается в том, что в обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых молодежью принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смыслообразующие ориентиры. Это вызывает необходимость переосмыслить деятельность, отношения, имеющиеся* образцы и нравственные нормы поведения современного школьников, в связи с чем, появляется необходимость ориентации подростка еще в условиях школы на развитие нравственных качеств в сфере его учебной деятельности.

Поскольку фундаментом становления личности современного молодого человека является его духовно-нравственная зрелость, то основанием моделирования учебно-воспитательного процесса в школе должна стать активизация школьников на выявление и развитие их духовно-нравственного потенциала.

Тема выявления, развития и реализации духовного потенциала является крайне важной в практическом и идейно-теоретическом отношениях. Человеческий потенциал только отчасти представляет собой нечто данное человеку от рождения — в значительной мере он развивается в процессах социализации личности.

Обращение к опыту духовно-нравственного воспитания не является новым для педагогической науки. Проблема духовности во всем ее многообразии имеет давнюю традицию. Значительный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций внесли психологи Л. С. Выготский [30], Б. Р. Ананьев [8], В. В. Давыдов [38], В.Н.

Мясшцев' [92], C.JI. Рубинштейн [111], А. Н. Леонтьев [73], Д. Б. Эльконин [172] и другие. Идея развития личности в духовно-нравственном плане рассматривалась в классических трудах теоретиков и практиков отечественной педагогики К. Д. Ушинского [134], A.C. Макаренко [84], В. А. Сухомлинского [119], С. Т. Шацкого [157], а также в исследованиях зарубежных ученых (В. Франк [142], Э. Фромм [148]) и других.

Проблеме нравственного воспитания посвящены исследования Б. Ш. Алиевой [7], В. А. Блюмкина [23], Н. П. Буевой [27], В. П. Зинченко [48], Д. М. Маллаева [83], А. М. Магомедова [82], Ш. А. Мирзоева [87], A.B. Мудрик [89], А. Н. Нюдюрмагомедова [103], И. Ф. Харламова [150], Г. Н. Филонова [138], А. И. Шемшуриной [159], Л. Д. Кудрявцева [68], В. Н. Цатурова и других.

Мы опирались также на исследования, в которых рассматривались морально-философские (О.Г. Дробницкий [43], В. И: Мурашов [91], В. Ф. Шаповалов [156], Е. М. Махаров [85], H.H. Кожевников [63]), социо-культурные (Т.Н. Заславская [46], В. К. Левашов [70], В. И. Пантин [105]), психологопедагогические (В.М. Коротов [64], Б. Т. Лихачев [78], Л. И. Новикова [102]- В. А. Сластенин [115], Н. Е. Щуркова [165]) аспекты проблемы.

В Дагестане о важности традиций в духовно-нравственном воспитании ребенка писали А. К. Алиев, М. А. Асельдеров, P.M. Магомедов, З. М. Магомедова, А. М. Магомедов, Ш. А. Мирзоев, З. Я. Якубов и др.

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в современном теоретическом осмыслении ее методологических основ, разработке целостного подхода к ним, оно вскрывает новые противоречия между:

— ориентацией общества на нравственно активную и устойчивую личность и ростом проявлений аморализма в социальной среде;

— объективной потребностью динамично изменяющегося общества в нравственно воспитанных людях и неразработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по эффективной организации нравственного воспитания учащихся подросткового возраста- ' ' ' 6 ¦ •. .

— потребностью общества в духовном оздоровлении на основе укрепленияпреемственности поколений в традиционных ценностях и утратой школьным образованием функции духовно-культурного просвещения;

-. растущей потребностью образовательно-воспитательнойпрактики в новых подходах к проблемам духовно-нравственного развития и ограниченностью круга последних взначительно изменившихся^социальных условиях. ¦ Таким, образом, социальная и педагогическая значимость поиска путей духовно-нравственного воспитания подростков во внеучебное: время, направленная на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей, духовно-нравственного потенциала очевидны.

Ознакомление с теорией и практикой нравственного воспитания, особенно в период изменяющихся условий, показывает, что имеются пробелы в поиске конкретных путей, форм и методов духовно-нравственного воспитания школьников, с учетом их психолого-педагогических возрастных особенностей. Это и определило выбор темы диссертационного исследования: «Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе внеурочной деятельности».

Объект исследования, — процесс формирования духовнонравственных ценностей подростков в общеобразовательной школе. .

Предмет исследованиявнеурочная деятельность-как педагогическое условие, обеспечивающая эффективность развития духовнонравственных качеств подростков.

Цель исследования — обоснование и реализация комплекса педагогических условий деятельности образовательного учреждения по формированию духовно-нравственных ценностей подростков во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования основана на том, что формирование духовнонравственных ценностей подростков в новых социальных условиях будет более успешным, если:

— усилить индивидуализацию и дифференциацию воспитания, обеспечивающего достаточно высокий уровень готовности к усвоению моральных норм и опыта нравственного поведения;

— организация воспитательной среды образовательного учреждения по формированию духовно-нравственных ценностей, способствует развитию этической рефлексии подростков и, как следствие этого, развивает их коммуникативные навыки;

— организация данного процесса в образовательном социуме современного образовательного учреждения построена на обоснованной научнотеоретической базе, раскрывающей сущность духовно-нравственных ценностей как психолого-педагогического феномена;

— определены в комплексе условия, формы и содержание модели организации воспитательной среды, имеющей комплексный характер, способствующей активизации в обучении и воспитании подростков процессов самосовершенствования и самоуправления как проявление потребности в самовыражении.

Для достижения поставленной цели диссертационного исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

— проанализировать сущность духовно-нравственных ценностей как психолого-педагогического феномена выявить специфику его проявления в поведении подростков;

— разработать и обосновать содержание и технологию взаимодействия педагога с подростками по формированию духовно-нравственных ценностей во внеурочной деятельности на базе общеобразовательной школы;

— выявить и теоретически обосновать необходимые условия для формирования духовно-нравственных ценностей подростков во внеурочной деятельности;

— определить качественные и количественные показатели, позволяющие диагностировать динамику духовно-нравственного воспитания, а также усвоение правил нравственного поведения, эффективных форм взаимодействия в среде подростков;

— обосновать и апробировать на практике модель организации воспитательного пространства школы, направленную на многоаспектное взаимодействие множества воспитательных программ, с целью, формирования нравственных норм поведения подростков.

Методологическую основу исследования составили концепции духовно-нравственного развития детей исторически сложившихся систем воспитания личности (A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) — общетеоретические основы формирования личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Бо-, жович, Л. С. Выготский и др.) — положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — личностно-ориентированные технологии воспитания (Е.В. Бондаревская, Д. М. Гришин, В. В. Сериков, Л. Ю. Сироткин, И. С. Якиманская,) — идеи саморазвития личности, (В.И. Андреев, Л. Н. Куликова, Б. М. Мастеров, Г. А. Цукерман) — основные идеи теории нравственного воспитания (О.С. Богданова, В. А. Блюмкин, В. П. Зинченко, А. М. Магомедов, Д.М. Мал-лаев, Ш. А. Мирзоев, A.B. Мудрик, А. Н. Нюдюрмагомедов, И. Ф. Харламов и другие) — философские идеи о роли духовно-ценностного потенциала человека в его личностиом развитии (И.А. Ильин, B.C. Соловьев, И. А. Сорокин, Э. Фромм), созвучные идеям о социальном преобразовании российского общества.

Методы — исследования: анализ философской, социологической, пси-холого-педагогической литературыобобщение опыта педагогической деятельностинаблюдениебеседаанкетированиепедагогический эксперимент, тренинги личностного ростаанализ деятельности школьников с диагностической направленностью.

Экспериментальная база исследования — МОУ гимназии № 1, МОУ СШ № 40 г. Махачкалы. В ходе педагогического эксперимента было охвачено 212 учащихся седьмых, восьмых и девятых классов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2006;2007 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, проводилось изучение и обобщение массового и передового опыта, выявлялись социально-педагогические противоречия в морали и нравственном воспитании учащихся подросткового возраста. Определялась рабочая гипотеза.

На втором этапе (2007;2010 гг.) разрабатывалась программа и конкретизировалась гипотеза исследования, реализовался экспериментальнопрограммный материал, проверялись и уточнялись педагогические условия эффективной организации работы по выявлению и развитию духовнонравственных ценностей подростков.

На третьем этапе (2010;2011 гг.) осуществлялись обработка и обобщение результатов эксперимента, формулировались и проверялись выводы и результаты исследованияуточнялись отдельные теоретические положения, оформлялась диссертация, внедрялись в практику результаты и рекомендации исследования.

Научная новизна исследования:

— предпринята попытка осмысления основ духовно-нравственного воспитания с позиции изменившейся социокультурной ситуации, в результате чего обоснован характер педагогической деятельности школы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков;

— обоснован комплексный подход к организации воспитательного пространства школы, способствующей духовно-нравственному развитию школьников;

— обогащено методическими рекомендациями и разработками содержание воспитательной работы школы в плане формирования духовнонравственных ценностей подростков во внеурочной деятельности;

— разработана и апробирована авторская модель организации воспитательного пространства школы и программа дискуссионного клуба «Уроки морали» по формированию духовно-нравственных ценностей подростков.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— обоснованы педагогические условия развития духовно-нравственных ценностей подростков с учетом особенностей российской общественной ре формы, что создает предпосылки для расширения научного знания;

— поставлены и решены задачи, направленные на разработку программ по формированию духовно-нравственных ценностей подростков, не нашедших полного освещения в педагогической теории.

Практическая значимость исследования заключается в апробации условий формирования духовно-нравственных ценностей подростков во внеурочной деятельностипрактической реализации авторской модели организации воспитательного пространства школы. Разработанная авторская программа «Уроки морали» по формированию духовно-нравственных ценностей подростков представляет интерес для учителей, классных руководителей, и позволят оптимизации внеурочной работы с подростками по формированиюдуховно-нравственных ценностей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются теоретическим анализом научной проблемы, а также особенностей общественного развития, выделением приоритетных подходов в развитии духовно-нравственных ценностей подростков, опытно-экспериментальной проверкой, анализом и обобщением полученных показателей и итогов работы, использованием адекватных содержанию и характеру исследования научных методов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей подростков в свете реформации образования, активизирующие позитивно-оценочный моральный выбор, направленные на действенное применение нравственных знаний и убеждений и укрепляющие эмоциональноволевую сферу.

2. Комплексная модель организации воспитательной среды, где базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности, а пронизывают, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность подростка.

3. Содержание, формы и методы духовно-нравственного развития и воспитания подростков, нашедшие отражение во внеурочных формах их взаимодействия, неформального общения, общности увлечений и творчества (диалог, дискуссия, проектирование и т. д.) и выступающие важнейшим фактором познания подростками себя, социума и окружающего мира.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в МОУ гимназии № 1 и МОУ СШ № 40 Махачкалы (с охватом 212 детей).

Основные выводы и результаты исследования периодически рассматривались на заседаниях кафедр общей и теоретической педагогики ДГПУ, дошкольного воспитания ДИПКПК, освещались на международных («Личность в меняющемся мире» — Махачкала: 17 февраля 2011 г, «Проблемы и перспективы развития образования в России» — Екатеринбург 15 апреля 2011 г.), всероссийских («Традиции и тенденции развития национальноориентированного образования», 28−29 октября 20Юг, «Педагогика и психология высшей школы» — Махачкала: 20 января 2011 г), и региональных («Современные тенденции профессионального образования XXI в» — Мурманск: 30 марта 2011 г) научнопрактических конференциях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений. Общий объем диссертации составляет 157 с.

Выводы по второй главе:

Педагогическая работа по развитию духовности и нравственности школьников — процесс сложный, многоаспектный и многокомпонентный. С учетом этого, исследование духовно-нравственных показателей проводилось методом наблюдения, бесед, интервью, диспутов. Кроме того, применялась методика неоконченных предложений, методики — «Счастье», «Выбор, «Пять качеств» и другие.

2. Названные методики позволили оценить следующие содержательные характеристики компонентов духовно-нравственной деятельности:

• духовно-нравственные целеполагания, ценности, убеждения, мотивы и смыслы, которыми руководствуются учащиеся;

• этические знания, умения, способности, связанные с усвоением и применением нравственных норм;

• самопознание и осознание (контроль и оценка) своих и чужих нравственных действий, поступков;

• коррекция своих действий и поступков;

• прогнозирование своих и чужих последствий нравственных действий и поступков, нравственного выбора.

Окончательные суждения об уровне развития духовно-нравственного потенциала личности и ее составляющих было сделано путем сопоставления данных по всем имеющимся в нашем распоряжении методикам.

3. Воспитательный процесс в рамках нашего эксперимента представлял собой включение подростка в адекватную целостную духовно-нравственную деятельность, в которой происходило определение нравственных форм, принципов и правилрегулирование духовно-нравственных взаимоотношенийрефлексия своих нравственных достоинств и недостатковкоррекция своих действий, эмоциональных переживаний, личностных особенностей.

4. Данный педагогический процесс немыслим без создания адекватной системы контроля и оценки качества духовно-нравственного развития учащихся, позволяющей судить о развивающем эффекте воспитательного эксперимента. Методика контроля и оценки уровня духовно-нравственного развития базировалась на системе духовно-нравственных заданий, а способ решений этих (духовно-нравственных) заданий указывал на уровень сформированное&tradeтого или иного компонента нравственного развития личности подростка. Результаты эксперимента показали, что такой контроль позволяет не только прослеживать наращивание духовно-нравственных знаний, но и фиксировать развитие способов духовно-нравственной работы, структуры ее отдельных компонентов и деятельности в целом.

5. Анализ особенностей выполнения учащимися специально разработанной системы заданий (задач) привел к выводу о влиянии экспериментальной программы на духовно-нравственное мировоззрение детей младшего подросткового возраста. Данные изменения обнаруживали себя: в повышении уровня нравственных знаний учащихся, в утверждении у школьников позитивной нравственной направленности и моральной осознанности. В результате наших занятий у подростков наблюдаются позитивные изменения в развитии коммуникативных навыков, средств эмоционального самовыражения, повышаются показатели творческой активности, учащиеся проявляют самостоятельность на пути решения нравственных проблем, устойчивость этической рефлексии.

Таким образом, во второй главе, согласно целям и задачам диссертационного исследования, нами были раскрыты возможности педагогической работы по развитию духовно-нравственного потенциала школьников подросткового возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России: Развитие духовнонравственного потенциала личности способствует становлению ценностносмысловой сферы сознания человека. Оно предполагает внутренние изменения в личности: её ценностей, потребностей, мотивов, интересов, установок, позиций, смыслов. Формируется позитивная «Я-концепция», устанавливаются интегративные связи между основными личностными сферами: ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой и деятельностно-поведенческой. В результате этого, человек обретает целостность, способность к осознанному выбору, становится самостоятельным, устойчивым по отношению к негативным влияниям. Иными словами, благодаря развитию духовнонравственного потенциала, складываются личностные структуры сознания воспитанника, в результате чего у него изменяются^ не объективные условия жизни, а субъективное переживание этой жизни, а значит — изменяется его жизнь. Для подростков чрезвычайно значимым является их ощущение жизни, собственный внутренний мир интимных переживаний и его выражение в общении со сверстниками. При этом надо помнить, что подростки самолюбивы и обидчивы, не всегда умеют сдерживатьсяМалейшая несправедливость к ним может вызвать протест в форме грубости, резкости, дерзости. Все это, конечно, в какой-то мере затрудняет педагогическую работу по развитию нравственности и духовности школьника. Но с другой стороны, именно в этом возрасте появляются более благоприятные условия для педагогической работы с подростками, так как у них формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу, складываются основы нравственности. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию — это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Именно поэтому у подростков значительно расширяется круг общения с людьми, они включаются в работу различных кружков, секций, вступая в более тесные и многочисленные контакты. Часто, не признавая необходимости нравственного саморазвития, подростки в то же время проявляют повышенное внимание к этому вопросу: у них появляется интерес к своему внутреннему миру, растет самосознание, возникает стремление к самооценке. Все это способствует успешному формированию нравственных понятий, выработке моральной направленности, повышению уровня моральной осознанности, на критериях которых и основывается духовнонравственное развитие личности подростка.

В основе развития духовно-нравственного потенциала личности лежит принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, с использованием принципов развивающего обучения. Роль учителя в развитии духовного потенциала личности школьника отличается от традиционной роли педагога как носителя знаний. Перед ним стоит иная задача: не передать знания, а раскрыть собственные возможности ученика. Учитель, помогая подростку проявлять свою уникальность в школьной жизни, способствует тому, что жизнь ученика благодаря этому наполняется новым смыслом.

Основными линиями работы по развитию духовно-нравственного потенциала личности с подростками является расширение репертуара средств эмоционального самовыражения, овладение коммуникативными навыками и умением ставить и решать проблемы. Освоение коммуникативных умений и навыков осуществляется на основе эмоциональной поддержки другого человека, на основе построения помогающих отношений. Педагог, ведущий занятия по развитию духовных потенций школьников, выступает как носитель определенных ценностей — ценностей психологической безопасности и поддержки в общении. Эти ценности усваиваются детьми и становятся их собственными ценностями.

В этом возрасте по-прежнему богатые возможности для личностного развития детей несет в себе игра. Однако здесь речь уже идет не об играхразвлечениях, а о ролевых играх. Такие игры необходимо включать в учебновоспитательный процесс в школе наряду с обычными занятиями.

Определенный вклад в развитии духовно-нравственного потенциала личности вносит педагогическая деятельность, в ходе которой воспитуемый оказывается в ситуации нравственного выбора. Нравственный конфликт подразумевает выбор между двумя дилеммами: долг и безответственность, добро и зло, сострадание и черствость, участие и безразличие, идейность и пустота души и т. д. У человека всегда есть выбор, и задача образования заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Способность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях является одной из основ нравственного развития личности подростка. Истинная педагогика начинается с помощи человеку в разрешении трудностей: не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие.

Проведенное исследование убедило нас в том, что одна из главных задач педагога — сознательное и целенаправленное формирование взаимоотношений детей в процессе деятельности. Их нравственное развитие во многом зависит от того, как складываются эти взаимоотношения именно в школе. Проведенная нами работа, нацеленная на развитие духовных потенций подростков, оказала существенное влияние на школьников 7 — 9х классов. Наши занятия способствовали постепенному накоплению школьниками опыта нравственных взаимоотношений, формированию у них привычки морального самоконтроля в общении, выработке этической культуры. После проведенной нами серии мероприятий, которые включали в себя и ролевые игры, и ситуации, и беседы и мини-конкурсы, школьники осознали необходимость приобщения к нравственной культуре. В разработанной нами программе «Уроки морали» основной акцент был сделан на создание гуманного стиля взаимоотношений педагогов, детей, родителей. Опытно-экспериментальным путем была доказана выдвинутая нами на начало эксперимента гипотеза.

Итак, результаты проведенного исследования, позволяют сформулиро.

124 вать ряд научных положений:

1. Анализ современного состояния формирования духовнонравственных ценностей подростков позволил установить многоаспектность влияний и воздействий, которые в совокупности и взаимосвязи определяют его результативность.

2. Выявлены негативные факторы, влияющие на отношение подростков к духовно-нравственным ценностям: снижение роли общества в воспитании подрастающего поколенияухудшение нравственно-психологической атмосферы в самом обществеослабление функций школы в ее воспитательном влиянии на детейпагубное влияние на сознание подростков средств массовой информациирост криминализации социума и т. д.

3. Специально организованное воспитательное пространство в образо < вательном учреждении позволил выделить духовно-нравственный потенциал четырех компонентов этого пространства (урочная деятельность, внеурочная, деятельность, внешкольная деятельность и семейное воспитание) и установить динамические связи между социальными знаниями, ценностными отношениями и опытом социального поведения школьников '.

— 4. Модельное представление объекта исследования позволило выйти на комплексный подход, к разработке программы формирования духовнонравственных ценностей подростков, охватывающий: социальное, духовное, педагогическое и психологическое влияние.

5. Выявлено исходное состояние опыта формирования духовнонравственных ценностей в современных условиях школ, разработаны методики ценностных ориентаций М. Рокича и методики «Выбор», «Пять качеств» и «Незаконченные предложения» и средства организации внеурочной деятельности подростков, эффективно влияющие на духовно-нравственные ценности.

6. Обоснованы педагогические условия эффективного использования внеурочной деятельности школьников в формировании у них духовнонравственных ценностей:

— развитие коммуникативных навыков школьников;

— вовлечение подростков в социально-ориентированные игры с нравственной направленностью;

— постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями.

7. Экспериментально установлено, что в целенаправленной организованной внеурочной деятельности со школьниками у подростков проявляется большая самостоятельность при решении нравственных проблем, отмечено стремление к нравственно-ориентированной самореализации, к этической рефлексии, к духовному личностному развитию.

Обобщая результаты проведенного нами исследования, следует еще раз подчеркнуть необходимость целостного рассмотрения проблемы духовнонравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях российского общества. В центре наших исследований была личность под.

— ростка и методы её развития средствами психолого-педагогических воздействий. Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты имеющихся педагогических аспектов рассмотрения неоднозначной, многогранной и сложной проблемы духовно-нравственного воспитания подростков среднего школьного возраста. Полученные нами в ходе работы выводы и результаты свидетельствуют о необходимости в дальнейшем разработки педагогических основ развития духовно-нравственного потенциала школьников подросткового возраста, создания педагогических условий для актуализации нравственного опыта учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М., Валиахметов Х. Х. Духовно-нравственное развитие личности в учебно-событийной деятельности. Казань: Карпол, 2002. -230 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личность в условиях дефицита общения//Воспитание школьников. 2000. — № 10. — С.4−8. .
  3. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1999. — 365 с.
  4. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М: Просвещение, 1995. — 227 с.
  5. Актуальные проблемы нравственного воспитания. Новосибирск: Наука, 1998.-С. 235.
  6. М.Н. Педагогические основы физического воспитания ослабленных детей в санаторном детском саду: Дис. д-ра пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1995. 320 с.
  7. . Ш. Этнопед агогика. дагестанской семьи: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 Пятигорск, 2006 375 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. 3-е- изд. — СПб.: Питер, 2001.-282 с.
  9. , С.Ф. Ценности реальные и мнимые / С. Ф. Ангисимов.1. М.: Мысль, 1999.-182 с. '
  10. Антология гуманной педагогики. М: Педагогика, 1997. — 165 с.
  11. , М.М. Индивидуализация обучения как один из путей активизации познавательной деятельности учащихся / М. М. Анцибор, Б. В. Матаева. Тула, 2000. — 177 с. .
  12. , Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта / Р. Г. Апресян // Вопросы философии. 1993. — № 8. — С. 32−43.
  13. Аристотель. Этика / пер. Э. Л. Раднова. СПб., 1998. — 271 с.
  14. , Т. Этика / под ред. П. И. Броунова и В.А. Фаусека- пер. с 3- 127го нем. издания И. А. Давыдова. СПб., 1906. — С. 109.
  15. H.A. Философия нравственности / Сост. предисл. и примеч. JI.B. Полякова. М.: ИМА-пресс, 1990. — 288 с.
  16. , В.А. Духовная культура личности / В. А. Бачинин // Философские очерки.- М.: Прогресс, 1986. 111 с.
  17. , В.Г. Полное собрание сочинений. В 13 т. / В. Г. Белинский.- М, 1953 1959. — Т. 12. — С. 67- Т. 13. — С. 66.
  18. A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для ст-тов высших пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
  19. Е.П. Культурно-образовательная среда провинциального города // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С.75−81.
  20. B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о жизненных проблемах). М., 1990. — 75 с.
  21. П.П. Возрастная педология. M.-JL: Работник просвещения, 1930. -С. 7.
  22. В.А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (Философско-этические основы). — Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 1990.-141 с.
  23. Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. — М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 285 с.
  24. О.С., Катаева Л. И., Шемшурина А. И. О нравственном воспитании подростков: В помощь классным руководителям IV-VIII кл. -М.: Просвещение, 1979.-111 с.
  25. А.Б. Феномен духовности и высшее образование // Высшее образование в России. 2004. — № 5. — С. 157−161.
  26. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во1. МГУ, 1968.-268 с.
  27. E.A., Чурина JI.A. Концепция духовно-нравственного развития школьника // Классный руководитель. — 1999. — № 6., — С. 73−85-.
  28. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. 5−8 классы: науч.-метод. пособие для пед. институтов и. учителей школ — под ред. Ш. И. Ганелина. Л., 1973. — 135 с.
  29. Л.С. Педагогическая психология- примеч. и послесл.
  30. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 533 с.
  31. Н.Г. Школьные традиции как средство нравственного воспитания подростков в условиях обновления общего образования: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 19 с.
  32. Г. М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. Текст. /Г.М.Гаджиев. -Махачкала, 2002.
  33. P.C. Нравственное воспитание подростков в детских творческих объединениях: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2003. -247 с.
  34. B.C. Менталитет и образование. М.: Институт практической психологии, 1996. — 144 с.
  35. В.В. Проблема субъекта в педагогике. — Л., 1991. — 78с.
  36. , Н.К. Основы педагогики / Н. К. Гончаров. — М.: Учпедгиз, 1947.-408 с.
  37. С. Духовный кризис: Статьи и исследования / Пер. с англ. Д. М. Прошуниной. М.: МТМ, 1995. — 256 с.
  38. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М: Педагогика, 1986.-56 с.
  39. , М.И. Курс педагогики Ч. 2: Теория и практика воспитания / М. И. Демков. М- Петроград, 1914 -1915- С. 282−285.
  40. , H.A. Избранные философские произведения. В 2 т. Т.1./ H.A. Добролюбов. М.: Прогресс, 1948. — С. 54−60.
  41. , В.И. Теоретико-методологические основы духовнонравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX- начала XX веков / В. И. Додонов. М.: РАО, 1999. — 139 с.
  42. , О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк /
  43. О.Г. Дробницкий. М.: Наука, 1974. — 388 с.
  44. О.Г. Моральная философия: Избр. тр. / О. Г. Дробницкий. М.: Гардарики, 2002. — 520 с.
  45. JI.B. Дидактика и жизнь. Избр. пед. труды. М.: Педагогика, 1990.-С. 22−82.
  46. Л.И. Диалог культур. СПб., 1994. — 86 с.
  47. Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. — 568 с.
  48. , В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 1. / В. В. Зеньковский.- Л.: МП «Эго», 1991. С. 96−104.
  49. В.П. Деятельность. Знание. Духовность/ЛЗысшее образование в России. -2003. -№ 5. -С. 81.
  50. A.B. Критерии моральной воспитанности // Вестник московского ун-та.- Серия «Психология». 1992. — № 2. — С. 67−74.
  51. В.Г. История этики Древнего мира. — Л., 1990. — 143 с.
  52. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  53. И.А. Путь духовного обновления. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — С. 285−300.
  54. , И.А. Педагогика: учебное пособие для педвузов / И.А. Ка-иров.-М.: Учпедгиз, 1948.-318 с. .
  55. В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. -М.: Новая школа, 1998. — 128 с.
  56. A.B. Формирование нравственности как актуальная проблема современного воспитания / Керимова A.B.//Актуальные проблемы специального образования. Махачкала. ДГПУ, 2004. С.56−62.
  57. A.B. Семейное воспитание нравственных ценностей какпредмет педагогического анализа / Керимова A.B.// Личность в условиях интенсификации интеграционных процессов: теоретические и прикладные проблемы. Махачкала. ДГПУ, 2008. С.51−62.
  58. A.B. Семейное воспитание нравственных как фактор становления нравственной основы личности / Керимова A.B.// Серия естественных наук. Известия педагогического университета № 2. АГПУ, Баку, 2008. С.172 179.
  59. A.B. Ориентация личности в мире ценностей // Магистр.- 1998. -№ 4.-С.37−51.
  60. A.B. Ориентация школьников на социально значимые ценности (Теория и диагностика). Л., 1991.-84 с.
  61. Л.Н. Вечность: Преходящее и непреходящее в жизни человека. — Екатеринбург, 1994. 168 с.
  62. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. М.: Академия, 2002. — 28 с.
  63. Коротаева Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия.-Екатеринобург, Изд. УГПУ, 2000, 134 с.
  64. H.H. Смысл жизни и духовность // Вестник академии духовности PC (Я). № 1(3). -Якутск: Полиграфист, 1997. — С. 4−9.
  65. В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений: Кн. Для учителя. Самара: Самар, ун-т, 1994. -103 с.
  66. Г. И., Батку И. Г. Молодежь: морально-правовой потенциал личности/ Под. ред. В. М. Иванова. Кишинев: Каптя Молдовеняскэ, 1989.223 с.
  67. А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1975. — 271 с.
  68. JI.Д. Современное общество и нравственность. — М.: Наука, 2000. 64 с.
  69. К. О предопределённости / К. О. Лейбниц. М.: Просвещение, 1992.-С.32−36.
  70. В.К. Устойчивое развитие общества: Парадигма, модели, стратегия / Рос. акад. наук, Ин-т соц.-полит. исслед. М.: Academia, 2001. -176 с.
  71. В.А. Духовность и рациональность// Вопросы философии. 1996.-№ 2.-С. 31−35.
  72. В.Н., Мурзина О. В. Развитие духовного мира школьника // Классный руководитель. 2000. — № 1. — С. 34−37.
  73. А.Н. Проблемы развития психики: Для психологов. — 3-е изд. -М.: Изд-во МГУ, 1972. 574 с.
  74. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей// Психологический журнал. 1992. — № 2. — С. 13.
  75. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. — 1999. —№ 6. — Серия «Психология». — С. 35−44.
  76. Х.И. Как воспитывает процесс обучения? М.:&lsquo- Знание, 1982.— 92 с.
  77. А.Е. Воспитание и духовность //Педагогика. — 2001. -№ 3. — с.33−36.
  78. .Т. Основные критерии педагогики // Педагогика, 1999.1.-С. 10−19.
  79. В.К. Сверстник как образец для подростка/ЛЗопросы психологии.-Д977.-№ 2.-С. 131−134.
  80. А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию: в 6 кн. Кн.2. М.: Рус раритет, 1997. — 398 с.
  81. , М.В. Полное собрание сочинений / М. В. Ломоносов / Гл. ред. С. И. Вавилов // Труды по филологии. М. Изд-во АН СССР, 1952.1. Т.7.-996С.
  82. А.М. Этнопедагогическая культура Дагестана (монография) Махачкала: «Народы Дагестана», 2007- 255 с.
  83. Д.М. Культура образование — духовность. // «Поиск истины — Дагестан», № 11−12, 2004
  84. A.C. Пед. соч. / Сост. Л. Ю. Гордин, A.A. Фролов. М.: Педагогика, 1984. — 512 с.
  85. Махаров Е. М: Духовная ситуация времени и толерантность. — Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 1995-— С. 13.
  86. Н.П., Неганова О. В., Пестрякова И. В. Об одной важной дискуссии Духовно-нравственное воспитание учащихся. II Школа духовности. 1999.-№ 1.- С. 52−53.
  87. Ш. А. Духовно-нравственное воспитание школьников наэтнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова. Известия
  88. Дагестанского государственного педагогического университета (Психологопедагогические науки) 2008, № 4 С. 23−33.
  89. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1989.318 с.
  90. A.B. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Классный руководитель. 2000. -№ 3. -С 34−39.
  91. В.И. Воспитание духовности российских школьников: Программа курса для учителей,// Вопросы философии. 1996.: — № 2.-С. 4761.
  92. В.И. Идея духовности. Фундаментальный принцип практического мировоззрения и государственной политики нового столетия. -М.: Логос, 2002 -180 с.
  93. Мясищев В. Н- Психология отношений / Под ред. A.A. Бодалева. -Воронеж: Модэк, 1995. 356 с.
  94. В.В. В поисках новых смыслов. — М., 1993. — 190 с.
  95. В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку (философское эссе). М., 1994. — 132 с.
  96. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. — 1998. № 4. — С. 3−8.
  97. Н.Д. Нравственные уроки православия // Педагогика. — 1997. -№ 3.-С, 3−9.
  98. Н.Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее. -М., 2001. 180 с.
  99. Н.Д. Проблемы ценностей в современном обществе. — СПб., 1998.-190 с.
  100. H.H. Воспитание как взращивание духовного опыта человека // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания.1. Волгоград, 2004. С.74−80.
  101. А.Д. О национальном характере образования // Народноеобразование. 2001.-№ 4. — С. 67−76. ~
  102. Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. — № 6.-С. 28−35.
  103. Нюдюрмагомедов А. Н. Синтез нравственных ценностей в многокультурной среде Махачкала, ИПЦ ДГУ — 2005
  104. Н.М. Формирование духовно-нравственных ценностей в философии и педагогике. / Омарова Н. М. // Вестник университета № 6. ГОУ ВПО"ГУУ". М, 2011. С.70−72.
  105. В.И. Волны и циклы социального развития, цивилизационная динамика и процессы модернизации. — М.: Наука, 2004. 245 с.
  106. A.B. Духовное воспитание в свете современного естествознания // Педагогика. 2000. — № 7. — С.23−29.
  107. Петровский А. В, Ярошевский М. Г. Теоретическая психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Academia, 2003. — 495 с.
  108. Педагогика российского зарубежья / сост. Е. Г. Осовский, O.E. Осовский. М.: Просвещение, 1996. — 65−68 с.
  109. А.М. Избр. тр. / Сост. И. А. Василенко, И. Р. Палей. -М.: Учпедгиз, 1959. 252 с
  110. .Я. Обыденное знание: опыт философского осмысления. —Л.: ЛГУ, 1997.-152 с.
  111. А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии Издательство: Классика КнигаФонда, 2009 г.
  112. , М.М. Война и идеал воспитания (К вопросу о национализме в педагогике) / М. М. Рубинштейн // Вестник воспитания. -1986.-№ 3,-С.63−67.
  113. С. Подросток глазами социолога //Народное образование. -2001.-№ 4.-С. 175−177.'
  114. Ю.А., Левитов Н. Д., Божович Л. И., Драгунова Т. В., Лукин Н. С., Крутецкий В. А., Сухомлинский В. А. Подростковый возраст // Педагогическая энциклопедия. М., 1966. — Т.З. — С. 424−427.
  115. В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. 2-изд., стереотип. — М.: Академия, 2003. — 576 с.
  116. Л.Б. Духовность как интегративная сила воспитания // Школа духовности. 2001. -№ 1. — С. 41−46.
  117. B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. — 479 с.
  118. П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. — 1054 с.
  119. В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М: Учпедгиз, 1961. — 224 с.
  120. В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981. -189 с.
  121. В.А. О воспитании / Сост. и. автор вступ. очерков
  122. С.Л. Соловейчик. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975. — 272 с.
  123. , Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования / Л. В. Тодоров // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 3−10.
  124. Л.Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. М.: Педагогика, 1989. — 543 с.
  125. Е.Д. Идеал культуры слова //Школа духовности. 2001. — № 2. -С.83.
  126. В.О. На путях к духовным источникам: созидающее чтение // Воспитание школьников. 1998. — № 6. — С. 20.
  127. В.О. О духовной сущности слова и языковом образовании школьников // Воспитание школьников. 1998. — № 4. — С. 11−17.
  128. В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998. — № 2. — С.3−7.
  129. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. — 91 с.
  130. В.П. О ценностях жизни и культуры. —Л., 1960. — 157с.131. 187. Управление процессом нравственного воспитания. М. Изд-во Моск. унив-та, 1979.-140 с.
  131. К.Д. Три элемента школы / В кн. Проблемы педагогики.
  132. М.: Изд-во УРАО, 2002. 592 с. — С.32−50.
  133. К.Д. Модель духовности: интеграл целостности и алгоритм гармонии / Отв. ред. Б.Н. Попов- Якут. гос. с.-х. акад., Центр духовности «Туласа». — Якутск, 2002. 56 с.
  134. К.Д. Избр. пед. произведения. М.: Просвещение, 1968. -557 с.
  135. В.А. Духовное образование в русской православной церкви в XIX в. // Педагогика. 2000. — № 5. — С.75−83.
  136. Д.И. Психология становления личности. М.: Меж-дунар. педагог. Академия, 1991. — 192 с.
  137. Философия: Учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. — 2-е изд., перераб. / Под ред. проф. Г. В. Стельмашука. СПб: Химиздат, 2001. — 320 с.
  138. Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков. Социальная психология личности / Отв. ред. М. Н. Бобиева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — С. 114−137.
  139. Философский энциклопедический словарь. — М., 1997. — 579 с.
  140. Философско-педагогические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: «Интор», 1991. — 128 с. Сер.: Теория и практика развивающего обучения. 192 с.
  141. Т. Мир дому твоему // Воспитание школьников.1999.-№ 1. —С.34−39. .
  142. С.Л. Смысл жизни- под ред. Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993.-С. 489−583.
  143. С.Л. Духовные ценности общества. М, 1992. — 295″ с.
  144. С.Л. Предмет знания. Душа человека. М., 2000. — 992 с.
  145. Л. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — 309 с.
  146. Э. Бегство от свободы. -М., 1990. 189 с.
  147. Э. Душа человека / Сост. П. С. Гуревич, С. Я. Левит. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. 664 с- (Классики зарубежной психологии).
  148. Э. Человеческая ситуация / Пер. с англ.- под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1994. — 238 с.
  149. Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  150. И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классного руководителя. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  151. И. Исследование ценностных ориентации учащихся средних и старших классов/ Воспитание школьников. 2001. — № 8. — С. 7.
  152. С.Д. Фундаментальная сущность эволюции // Вопросы философии. -2001.-№ 2.-С.152−166.
  153. В.Н. Формирование нравственной позиции у старших подростков в полиэтнической среде (на материале Республики Дагестан): Автореф. дис.. кад. пед. наук: 13.00.01. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999.-23с.
  154. Человек как философская проблема: Восток Запад: сб. ст./Отв. ред. Н. С. Кирабаев, М.:УДН5 1991.-279 с.
  155. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода- под. ред. И. Т. Фролова. -М.: Эдиториал УРСС, 1999. 176 с.
  156. В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX века: Курс лекций для гуманит. специальностей вузов. М.: Наука, 1998. -271 с.
  157. Т.С. Избр. пед. соч.: в 2 т: т.1. М.: Педагогика. — 304 с.
  158. К.А. Проблемы нравственного воспитания: В поиске решений. -М.: Знание, 1988. 64 с.
  159. А.И. Основы этической культуры: Книга для-учителя. — М.: ВЛАДОС, 1999. 112 с.
  160. Н.Л. Преподаватель колледжа: кто он? // Педагогика.2000. -№ 10-С.65−70.
  161. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М., 1990.
  162. А.Н. Социокультурные основания образования // Материалы международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 1997. 168 с.
  163. Л.М., Воронкова А. П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: Детство — пресс, 1998. — 384 с.
  164. Н.Е. Культура современного урока. 2-е изд., перераб. -М.: Пед. общ-во России, 2000. — 112 с.
  165. Н.Е. Научись быть человеком. М.: Знание, 1979. — 95 с.
  166. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. Пед. Общество России, 1998.-250 с.
  167. Н.Е. Программа воспитания школьников. — М., 1998. —45 с.
  168. Н.Е. Противоречия школьного воспитания: семь проблем, семь решений. -М., 1996. 95 с.
  169. Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников.- 1999. -№ 3.-С.17−22.
  170. Н.Е., Павлова Е. П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — 160 с.
  171. Д.Б. Избр. пед. труды. -М., 1991.
  172. Д.Б. Избр. псих. тр. Проблемы возрастной и педагогической психологии /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Межд. пед .акад., 1995.224 с.
  173. Э.Г. Детство и общество/ Пер. и науч. ред. A.A. Алексеева. -2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Лет. сад, 2000. — 415 с.
  174. Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1998. — 202 с.
  175. СМ. Особенности проявления самооценки учащихся подростков // Вопросы психологии. 1966. — № 4. — С. 87−92.
  176. Юнг К.Г. О становлении личности // Сборник сочинений. Конфликты детской души / Пер с нем. М., 1994. — 190 с.
  177. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, вып. 2. — 1996. — 96 с. — (Библиотека журнала «Директор школы»).
  178. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. -М.: Знание, 1973. С. 40.
  179. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  180. М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания/Вят. Гос. пед. ун-т. Киров, 1991. — 93 с.
  181. М.Г. Этические игры как метод нравственного воспитания учащихся средней школы // Классный руководитель. 1999. — № 6. — С. 73−85.182. 212. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Человек и его ценности. 4.1. М., 1988, — С.61−89.
Заполнить форму текущей работой