Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе внеурочной деятельности
Диссертация
Проведенное исследование убедило нас в том, что одна из главных задач педагога — сознательное и целенаправленное формирование взаимоотношений детей в процессе деятельности. Их нравственное развитие во многом зависит от того, как складываются эти взаимоотношения именно в школе. Проведенная нами работа, нацеленная на развитие духовных потенций подростков, оказала существенное влияние на школьников… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ПОДРОСТКОВ
- 1. 1. Сущность духовно-нравственных ценностей в истории российского образования
- 1. 20. собенности формирования духовно-нравственных ценностей в подростковом возрасте
- 1. 3. Внеурочная деятельность как средство формирования у подростков духовно-нравственных ценностей
- Выводы по 1 главе
- Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Анализ и характеристика состояния проблемы формирования духовно — нравственных ценностей подростков
- 2. 2. Условия организации педагогического процесса по формированию духовно-нравственных ценностей подростков во внеурочной деятельности
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию духовно — нравственных ценностей подростков
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Аболин Л.М., Валиахметов Х. Х. Духовно-нравственное развитие личности в учебно-событийной деятельности. Казань: Карпол, 2002. -230 с.
- Абульханова-Славская К. А. Личность в условиях дефицита общения//Воспитание школьников. 2000. — № 10. — С.4−8. .
- Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1999. — 365 с.
- Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М: Просвещение, 1995. — 227 с.
- Актуальные проблемы нравственного воспитания. Новосибирск: Наука, 1998.-С. 235.
- Алиев М.Н. Педагогические основы физического воспитания ослабленных детей в санаторном детском саду: Дис. д-ра пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1995. 320 с.
- Алиева Б. Ш. Этнопед агогика. дагестанской семьи: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 Пятигорск, 2006 375 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е- изд. — СПб.: Питер, 2001.-282 с.
- Анисимов, С.Ф. Ценности реальные и мнимые / С. Ф. Ангисимов.1. М.: Мысль, 1999.-182 с. '
- Антология гуманной педагогики. М: Педагогика, 1997. — 165 с.
- Анцибор, М.М. Индивидуализация обучения как один из путей активизации познавательной деятельности учащихся / М. М. Анцибор, Б. В. Матаева. Тула, 2000. — 177 с. .
- Апресян, Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта / Р. Г. Апресян // Вопросы философии. 1993. — № 8. — С. 32−43.
- Аристотель. Этика / пер. Э. Л. Раднова. СПб., 1998. — 271 с.
- Ахелис, Т. Этика / под ред. П. И. Броунова и В.А. Фаусека- пер. с 3- 127го нем. издания И. А. Давыдова. СПб., 1906. — С. 109.
- Бердяев H.A. Философия нравственности / Сост. предисл. и примеч. JI.B. Полякова. М.: ИМА-пресс, 1990. — 288 с.
- Бачинин, В.А. Духовная культура личности / В. А. Бачинин // Философские очерки.- М.: Прогресс, 1986. 111 с.
- Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений. В 13 т. / В. Г. Белинский.- М, 1953 1959. — Т. 12. — С. 67- Т. 13. — С. 66.
- Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для ст-тов высших пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
- Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная среда провинциального города // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С.75−81.
- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о жизненных проблемах). М., 1990. — 75 с.
- Блонский П.П. Возрастная педология. M.-JL: Работник просвещения, 1930. -С. 7.
- Блюмкин В.А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (Философско-этические основы). — Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 1990.-141 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. — М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 285 с.
- Богданова О.С., Катаева Л. И., Шемшурина А. И. О нравственном воспитании подростков: В помощь классным руководителям IV-VIII кл. -М.: Просвещение, 1979.-111 с.
- Ботвинова А.Б. Феномен духовности и высшее образование // Высшее образование в России. 2004. — № 5. — С. 157−161.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во1. МГУ, 1968.-268 с.
- Бушмелева E.A., Чурина JI.A. Концепция духовно-нравственного развития школьника // Классный руководитель. — 1999. — № 6., — С. 73−85-.
- Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. 5−8 классы: науч.-метод. пособие для пед. институтов и. учителей школ — под ред. Ш. И. Ганелина. Л., 1973. — 135 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология- примеч. и послесл.
- В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 533 с.
- Габдрахманов Н.Г. Школьные традиции как средство нравственного воспитания подростков в условиях обновления общего образования: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 19 с.
- Гаджиев Г. М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. Текст. /Г.М.Гаджиев. -Махачкала, 2002.
- Гарифуллина P.C. Нравственное воспитание подростков в детских творческих объединениях: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2003. -247 с.
- Гершунский B.C. Менталитет и образование. М.: Институт практической психологии, 1996. — 144 с.
- Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике. — Л., 1991. — 78с.
- Гончаров, Н.К. Основы педагогики / Н. К. Гончаров. — М.: Учпедгиз, 1947.-408 с.
- Гроф С. Духовный кризис: Статьи и исследования / Пер. с англ. Д. М. Прошуниной. М.: МТМ, 1995. — 256 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М: Педагогика, 1986.-56 с.
- Демков, М.И. Курс педагогики Ч. 2: Теория и практика воспитания / М. И. Демков. М- Петроград, 1914 -1915- С. 282−285.
- Добролюбов, H.A. Избранные философские произведения. В 2 т. Т.1./ H.A. Добролюбов. М.: Прогресс, 1948. — С. 54−60.
- Додонов, В.И. Теоретико-методологические основы духовнонравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX- начала XX веков / В. И. Додонов. М.: РАО, 1999. — 139 с.
- Дробницьсий, О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк /
- О.Г. Дробницкий. М.: Наука, 1974. — 388 с.
- Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. тр. / О. Г. Дробницкий. М.: Гардарики, 2002. — 520 с.
- Занков JI.B. Дидактика и жизнь. Избр. пед. труды. М.: Педагогика, 1990.-С. 22−82.
- Зарченкова Л.И. Диалог культур. СПб., 1994. — 86 с.
- Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. — 568 с.
- Зеньковский, В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 1. / В. В. Зеньковский.- Л.: МП «Эго», 1991. С. 96−104.
- Зинченко В.П. Деятельность. Знание. Духовность/ЛЗысшее образование в России. -2003. -№ 5. -С. 81.
- Зосимовский A.B. Критерии моральной воспитанности // Вестник московского ун-та.- Серия «Психология». 1992. — № 2. — С. 67−74.
- Иванов В.Г. История этики Древнего мира. — Л., 1990. — 143 с.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — С. 285−300.
- Каиров, И.А. Педагогика: учебное пособие для педвузов / И.А. Ка-иров.-М.: Учпедгиз, 1948.-318 с. .
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. -М.: Новая школа, 1998. — 128 с.
- Керимова A.B. Формирование нравственности как актуальная проблема современного воспитания / Керимова A.B.//Актуальные проблемы специального образования. Махачкала. ДГПУ, 2004. С.56−62.
- Керимова A.B. Семейное воспитание нравственных ценностей какпредмет педагогического анализа / Керимова A.B.// Личность в условиях интенсификации интеграционных процессов: теоретические и прикладные проблемы. Махачкала. ДГПУ, 2008. С.51−62.
- Керимова A.B. Семейное воспитание нравственных как фактор становления нравственной основы личности / Керимова A.B.// Серия естественных наук. Известия педагогического университета № 2. АГПУ, Баку, 2008. С.172 179.
- Кирьякова A.B. Ориентация личности в мире ценностей // Магистр.- 1998. -№ 4.-С.37−51.
- Кирьякова A.B. Ориентация школьников на социально значимые ценности (Теория и диагностика). Л., 1991.-84 с.
- Коган Л.Н. Вечность: Преходящее и непреходящее в жизни человека. — Екатеринбург, 1994. 168 с.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. М.: Академия, 2002. — 28 с.
- Коротаева Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия.-Екатеринобург, Изд. УГПУ, 2000, 134 с.
- Кожевников H.H. Смысл жизни и духовность // Вестник академии духовности PC (Я). № 1(3). -Якутск: Полиграфист, 1997. — С. 4−9.
- Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений: Кн. Для учителя. Самара: Самар, ун-т, 1994. -103 с.
- Костаки Г. И., Батку И. Г. Молодежь: морально-правовой потенциал личности/ Под. ред. В. М. Иванова. Кишинев: Каптя Молдовеняскэ, 1989.223 с.
- Краковский А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1975. — 271 с.
- Кудрявцев JI.Д. Современное общество и нравственность. — М.: Наука, 2000. 64 с.
- Лейбниц К. О предопределённости / К. О. Лейбниц. М.: Просвещение, 1992.-С.32−36.
- Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: Парадигма, модели, стратегия / Рос. акад. наук, Ин-т соц.-полит. исслед. М.: Academia, 2001. -176 с.
- Лекторский В.А. Духовность и рациональность// Вопросы философии. 1996.-№ 2.-С. 31−35.
- Лукина В.Н., Мурзина О. В. Развитие духовного мира школьника // Классный руководитель. 2000. — № 1. — С. 34−37.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: Для психологов. — 3-е изд. -М.: Изд-во МГУ, 1972. 574 с.
- Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей// Психологический журнал. 1992. — № 2. — С. 13.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. — 1999. —№ 6. — Серия «Психология». — С. 35−44.
- Лийметс Х.И. Как воспитывает процесс обучения? М.:&lsquo- Знание, 1982.— 92 с.
- Лихачев А.Е. Воспитание и духовность //Педагогика. — 2001. -№ 3. — с.33−36.
- Лихачев Б.Т. Основные критерии педагогики // Педагогика, 1999.1.-С. 10−19.
- Лозовцева В.К. Сверстник как образец для подростка/ЛЗопросы психологии.-Д977.-№ 2.-С. 131−134.
- Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию: в 6 кн. Кн.2. М.: Рус раритет, 1997. — 398 с.
- Ломоносов, М.В. Полное собрание сочинений / М. В. Ломоносов / Гл. ред. С. И. Вавилов // Труды по филологии. М. Изд-во АН СССР, 1952.1. Т.7.-996С.
- Магомедов А.М. Этнопедагогическая культура Дагестана (монография) Махачкала: «Народы Дагестана», 2007- 255 с.
- Маллаев Д.М. Культура образование — духовность. // «Поиск истины — Дагестан», № 11−12, 2004
- Макаренко A.C. Пед. соч. / Сост. Л. Ю. Гордин, A.A. Фролов. М.: Педагогика, 1984. — 512 с.
- Махаров Е. М: Духовная ситуация времени и толерантность. — Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 1995-— С. 13.
- Махмутова Н.П., Неганова О. В., Пестрякова И. В. Об одной важной дискуссии Духовно-нравственное воспитание учащихся. II Школа духовности. 1999.-№ 1.- С. 52−53.
- Мирзоев Ш. А. Духовно-нравственное воспитание школьников наэтнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова. Известия
- Дагестанского государственного педагогического университета (Психологопедагогические науки) 2008, № 4 С. 23−33.
- Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1989.318 с.
- Мудрик A.B. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Классный руководитель. 2000. -№ 3. -С 34−39.
- Мурашов В.И. Воспитание духовности российских школьников: Программа курса для учителей,// Вопросы философии. 1996.: — № 2.-С. 4761.
- Мурашов В.И. Идея духовности. Фундаментальный принцип практического мировоззрения и государственной политики нового столетия. -М.: Логос, 2002 -180 с.
- Мясищев В. Н- Психология отношений / Под ред. A.A. Бодалева. -Воронеж: Модэк, 1995. 356 с.
- Налимов В.В. В поисках новых смыслов. — М., 1993. — 190 с.
- Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку (философское эссе). М., 1994. — 132 с.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. — 1998. № 4. — С. 3−8.
- Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия // Педагогика. — 1997. -№ 3.-С, 3−9.
- Никандров Н.Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее. -М., 2001. 180 с.
- Никандров Н.Д. Проблемы ценностей в современном обществе. — СПб., 1998.-190 с.
- Никитина H.H. Воспитание как взращивание духовного опыта человека // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания.1. Волгоград, 2004. С.74−80.
- Новиков А.Д. О национальном характере образования // Народноеобразование. 2001.-№ 4. — С. 67−76. ~
- Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. — № 6.-С. 28−35.
- Нюдюрмагомедов А. Н. Синтез нравственных ценностей в многокультурной среде Махачкала, ИПЦ ДГУ — 2005
- Омарова Н.М. Формирование духовно-нравственных ценностей в философии и педагогике. / Омарова Н. М. // Вестник университета № 6. ГОУ ВПО"ГУУ". М, 2011. С.70−72.
- Пантин В.И. Волны и циклы социального развития, цивилизационная динамика и процессы модернизации. — М.: Наука, 2004. 245 с.
- Панкратов A.B. Духовное воспитание в свете современного естествознания // Педагогика. 2000. — № 7. — С.23−29.
- Петровский А. В, Ярошевский М. Г. Теоретическая психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Academia, 2003. — 495 с.
- Педагогика российского зарубежья / сост. Е. Г. Осовский, O.E. Осовский. М.: Просвещение, 1996. — 65−68 с.
- Пешковский А.М. Избр. тр. / Сост. И. А. Василенко, И. Р. Палей. -М.: Учпедгиз, 1959. 252 с
- Пукшанский Б.Я. Обыденное знание: опыт философского осмысления. —Л.: ЛГУ, 1997.-152 с.
- Радищев А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии Издательство: Классика КнигаФонда, 2009 г.
- Рубинштейн, М.М. Война и идеал воспитания (К вопросу о национализме в педагогике) / М. М. Рубинштейн // Вестник воспитания. -1986.-№ 3,-С.63−67.
- Рыбаков С. Подросток глазами социолога //Народное образование. -2001.-№ 4.-С. 175−177.'
- Самарин Ю.А., Левитов Н. Д., Божович Л. И., Драгунова Т. В., Лукин Н. С., Крутецкий В. А., Сухомлинский В. А. Подростковый возраст // Педагогическая энциклопедия. М., 1966. — Т.З. — С. 424−427.
- Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. 2-изд., стереотип. — М.: Академия, 2003. — 576 с.
- Соколова Л.Б. Духовность как интегративная сила воспитания // Школа духовности. 2001. -№ 1. — С. 41−46.
- Соловьев B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. — 479 с.
- Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. — 1054 с.
- Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М: Учпедгиз, 1961. — 224 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981. -189 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и. автор вступ. очерков
- С.Л. Соловейчик. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975. — 272 с.
- Тодоров, Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования / Л. В. Тодоров // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 3−10.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. М.: Педагогика, 1989. — 543 с.
- Тощев Е.Д. Идеал культуры слова //Школа духовности. 2001. — № 2. -С.83.
- Троицкий В.О. На путях к духовным источникам: созидающее чтение // Воспитание школьников. 1998. — № 6. — С. 20.
- Троицкий В.О. О духовной сущности слова и языковом образовании школьников // Воспитание школьников. 1998. — № 4. — С. 11−17.
- Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998. — № 2. — С.3−7.
- Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. — 91 с.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. —Л., 1960. — 157с.131. 187. Управление процессом нравственного воспитания. М. Изд-во Моск. унив-та, 1979.-140 с.
- Ушинский К.Д. Три элемента школы / В кн. Проблемы педагогики.
- М.: Изд-во УРАО, 2002. 592 с. — С.32−50.
- Уткин К.Д. Модель духовности: интеграл целостности и алгоритм гармонии / Отв. ред. Б.Н. Попов- Якут. гос. с.-х. акад., Центр духовности «Туласа». — Якутск, 2002. 56 с.
- Ушинский К.Д. Избр. пед. произведения. М.: Просвещение, 1968. -557 с.
- Федоров В.А. Духовное образование в русской православной церкви в XIX в. // Педагогика. 2000. — № 5. — С.75−83.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Меж-дунар. педагог. Академия, 1991. — 192 с.
- Философия: Учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. — 2-е изд., перераб. / Под ред. проф. Г. В. Стельмашука. СПб: Химиздат, 2001. — 320 с.
- Филонов Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков. Социальная психология личности / Отв. ред. М. Н. Бобиева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — С. 114−137.
- Философский энциклопедический словарь. — М., 1997. — 579 с.
- Философско-педагогические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: «Интор», 1991. — 128 с. Сер.: Теория и практика развивающего обучения. 192 с.
- Флоренская Т. Мир дому твоему // Воспитание школьников.1999.-№ 1. —С.34−39. .
- Франк С.Л. Смысл жизни- под ред. Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993.-С. 489−583.
- Франк С.Л. Духовные ценности общества. М, 1992. — 295″ с.
- Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. М., 2000. — 992 с.
- Франкл Л. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — 309 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. -М., 1990. 189 с.
- Фромм Э. Душа человека / Сост. П. С. Гуревич, С. Я. Левит. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. 664 с- (Классики зарубежной психологии).
- Фромм Э. Человеческая ситуация / Пер. с англ.- под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1994. — 238 с.
- Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классного руководителя. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
- Хмелев И. Исследование ценностных ориентации учащихся средних и старших классов/ Воспитание школьников. 2001. — № 8. — С. 7.
- Хайтун С.Д. Фундаментальная сущность эволюции // Вопросы философии. -2001.-№ 2.-С.152−166.
- Цатуров В.Н. Формирование нравственной позиции у старших подростков в полиэтнической среде (на материале Республики Дагестан): Автореф. дис.. кад. пед. наук: 13.00.01. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999.-23с.
- Человек как философская проблема: Восток Запад: сб. ст./Отв. ред. Н. С. Кирабаев, М.:УДН5 1991.-279 с.
- Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода- под. ред. И. Т. Фролова. -М.: Эдиториал УРСС, 1999. 176 с.
- Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX века: Курс лекций для гуманит. специальностей вузов. М.: Наука, 1998. -271 с.
- Шацкий Т.С. Избр. пед. соч.: в 2 т: т.1. М.: Педагогика. — 304 с.
- Шварцман К.А. Проблемы нравственного воспитания: В поиске решений. -М.: Знание, 1988. 64 с.
- Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для-учителя. — М.: ВЛАДОС, 1999. 112 с.
- Шеховская Н.Л. Преподаватель колледжа: кто он? // Педагогика.2000. -№ 10-С.65−70.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М., 1990.
- Шимина А.Н. Социокультурные основания образования // Материалы международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 1997. 168 с.
- Шипицина Л.М., Воронкова А. П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: Детство — пресс, 1998. — 384 с.
- Щуркова Н.Е. Культура современного урока. 2-е изд., перераб. -М.: Пед. общ-во России, 2000. — 112 с.
- Щуркова Н.Е. Научись быть человеком. М.: Знание, 1979. — 95 с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. Пед. Общество России, 1998.-250 с.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. — М., 1998. —45 с.
- Щуркова Н.Е. Противоречия школьного воспитания: семь проблем, семь решений. -М., 1996. 95 с.
- Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников.- 1999. -№ 3.-С.17−22.
- Щуркова Н.Е., Павлова Е. П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — 160 с.
- Эльконин Д.Б. Избр. пед. труды. -М., 1991.
- Эльконин Д.Б. Избр. псих. тр. Проблемы возрастной и педагогической психологии /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Межд. пед .акад., 1995.224 с.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество/ Пер. и науч. ред. A.A. Алексеева. -2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Лет. сад, 2000. — 415 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1998. — 202 с.
- Юлдашева СМ. Особенности проявления самооценки учащихся подростков // Вопросы психологии. 1966. — № 4. — С. 87−92.
- Юнг К.Г. О становлении личности // Сборник сочинений. Конфликты детской души / Пер с нем. М., 1994. — 190 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, вып. 2. — 1996. — 96 с. — (Библиотека журнала «Директор школы»).
- Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. -М.: Знание, 1973. С. 40.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
- Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания/Вят. Гос. пед. ун-т. Киров, 1991. — 93 с.
- Яновская М.Г. Этические игры как метод нравственного воспитания учащихся средней школы // Классный руководитель. 1999. — № 6. — С. 73−85.182. 212. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Человек и его ценности. 4.1. М., 1988, — С.61−89.