Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фольклор как средство ухода за ребенком

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересно, что колыбельные подобного рода присутствуют во всем мировом фольклоре. Как считают исследователи, они имеют оберегающую защитную функцию. Такие тексты практически смыкаются с заговорами, поскольку очень напоминают детские обряды, которые проводились в случае болезни ребенка. Форма их могла быть разной: перемена имени, символическая продажа и снова покупка. У русских был известен обряд… Читать ещё >

Фольклор как средство ухода за ребенком (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С первых дней жизни ребенка уход за ним сопровождался пением матерью или другими членами семьи песен, обычно называемых колыбельными. Чаще всего пение сопровождало покачивание колыбели с целью усыпить ребенка, поэтому можно предположить, что песня была в первую очередь направлена на ребенка. Однако это было не совсем так. Песни были важнейшим коммуникативным актом баяльщикам не только с ребенком, но с сакральными силами. К последним исполнитель колыбельной обращался, чтобы защитить ребенка от многочисленных опасностей, с одной стороны, и призвать позитивную судьбу — с другой.

Действительно, колыбельную песню можно сравнить с заговором. Есть мнение, что она и произошла от заговора. Такая точка зрения основывается на общности роли заговора и колыбельной песни, которые являются средством воздействия на ребенка. Однако есть и различия. Заговор воздействует прямо, призван изменить негативную ситуацию, а колыбельная песня — опосредованно, поскольку она стимулирует развитие позитивного начала в ребенке. У колыбельной нет четких правил исполнения, в отличие от заговора она более вариативна. Кроме того, колыбельная песня не является тайным сакральным знанием, известным только специально обученным людям.

Таким образом, колыбельная действительно близка к заговорам, но имеет свою природу и функции. По сути, она является своеобразным оберегом, т. е. выполняет функцию защиты ребенка, который является еще недооформленным существом. Оберегался как сам ребенок, так и его сон, поскольку хороший сон считался важнейшим показателем здоровья ребенка.

Обычно выделяют следующие варианты текстов колыбельных.

1. Песни, в которых баяльщик прямо хочет усыпить ребенка. Для этого он может призывать сон или просить ребенка успокоиться.

Спи, мой хороший, усни, Хотя наши родители и были бедны, Мы с тобой тоже не очень богаты, По мы с тобой молоды и здоровы, Так давай же будем веселиться, А иногда можно и поплакать[1].

(Кхмерская) Дитя мое, альди (баюшки), не плачь!

Не причиняй забот родителям.

Дитя, мое, альди, беленький младенец, В белой колыбели лежи, младенец.

Трехгодовалого барашка зарежь, младенец.

Съешь его курдюк, младенец.

Перестань плакать, младенец…[2]

(Киргизская) Спи, спи, мое дитятко, Сии, сии, мое сердечко!

Баюшки, баю, Люлюшки, люлю…[3]

(Русская) Усни, усни и вырасти, Нужен будешь мне, Нужен, выгонишь в поле гусей, Прогонишь гусениц, Придешь за теленком…[4]

  • (Польская)
  • 2. Песни, в которых баяльщик просит кого-то принести сон.

Уж ты, Дремушка, дрема, Приди к Ване в голова…[5]

  • (Русская)
  • 3. Песни, в которых баяльщик прогоняет силы, мешающие уснуть ребенку.

Я качаю день и ночь, Отойди, бессонье прочь!

Отойди да отвались, В темном лесе заблудись, В темном лесе, во кустах, Во малиновых листах[6].

  • (Русская)
  • 4. Песни, в которых встречаются животные. (Когда-то животные оберегали и защищали ребенка от злых сил.)

А баю, баю, баю, Спать укладываю, Приговариваю, Не ходи ты, коток, По чужим, но дворам;

Нс качай ты, коток, чужих деточек, Чужих деточек, Малолеточек.

Приди, Котик, ночевать, Нашу Машу покачать.

Уж как я тебе, коту, За работу заплачу:

Дам кувшин молока И кусок пирога, Ушки вызолочу, Лапки высереблю[7].

  • (Русская)
  • 5. Песни, которые накликали опасности и даже смерть ребенка (особый вид).

Придет серенький Волчок И вдруг схватит за бочок.

(Русская) Седни (сегодня) умрешь, Завтра выхолонешь, А на улушке мороз.

Повезем тя (тебя) на погост, Хоронить тебя добро[8].

(Русская) Интересно, что колыбельные подобного рода присутствуют во всем мировом фольклоре. Как считают исследователи, они имеют оберегающую защитную функцию. Такие тексты практически смыкаются с заговорами, поскольку очень напоминают детские обряды, которые проводились в случае болезни ребенка. Форма их могла быть разной: перемена имени, символическая продажа и снова покупка. У русских был известен обряд перепекания ребенка, когда его трижды на большой лопате помещали в печь. Как можно увидеть, и в текстах колыбельных, и в этих обрядах присутствовала символика смерти.

6. Песни, в которых присутствует позитивное программирование ребенка в форме предсказания его благоприятной судьбы.

Бай, побаюшки, Спи-тко, теплая сугрева, Отцу-матери замена;

Вырастешь большой —.

Будешь хороший да баской…

Станешь в людушки ходить, Станешь денежки носить, Станешь работку работать, Станешь пашенку пахать[9].

(Русская) Приманишь ворону, бай, бай!

Птичку приманишь, бай, бай!

Засни, бай, бай!

Спи, чтобы маме поработать, бай, бай!

Отец твой за лесом пошел, бай, бай!

Хлопот будет много, бай, бай!

Скорее засыпай, бай, бай!

Прилетит сова-игрушка, бай, бай!

Может нас обидеть, бай, бай!

Плакать нс нужно, бай, бай!

Косточками рыси стуча, я тебя качаю, бай бай!

Кетовой кожей покрыв, рыбьей кожей завязав, я тебя качаю, бай, бай!

А ты, став большим, бай, бай!

Ловить станешь рыбу, бай бай!

Лосей добывать будешь, бай бай!

Скорее вырастай, говорю я, бай, бай![10]

(Орочская) Нииа-нии, колыбель устлана сеном, Ты вырастешь с отцом и матерью!

Нина-нин, колыбель устлана дубовыми листьями, Ты сыграешь свадьбу со ста поезжанами!

Нина-нин, о белый голубок, Ты возьмешь невесту с звездой в лбу!

Нина-нин, колыбель из камня, Ты будешь храбрым, как байрам Пури.

Нина-нин, моя белолицая девочка!

Ты выйдешь замуж за прекрасного юношу, Твое лицо будет сиять, как луна, На свадьбу явятся сто поезжан, Счастлива будет мать твоим счастьем[11].

(Албанская) Что же давала ребенку и матери или баяльщику колыбельная песня? Следует отметить, что при исполнении колыбельной взрослый входил с ребенком в глубокий эмоциональный контакт. Этому способствовало и ритмичное покачивание малыша. Такое состояние было необходимо для его успокоения, расслабления, появления чувства безопасности и комфорта. Вспомним, что общение со взрослыми является ведущей деятельностью младенца, и наличие эмоционального контакта с ним необходимо для его полноценного развития. Можно сказать, что колыбельные помогали матери лучше почувствовать своего ребенка, а ребенку — слиться с матерью, т. е. эти песни позитивно влияли па его общее развитие.

Нужно также отметить, что младенчество — период для развития предречевых вокализаций. К концу первого года жизни у ребенка должен появиться лепет — ритмично организованные слоги. Для этого ему необходима речевая среда. Очевидно, что регулярное прослушивание колыбельных песен способствовало развитию вокализаций.

Однако колыбельные песни были нужны не только ребенку, но и взрослым. Произнося формулы-обереги, родители и близкие сами становились спокойными за здоровье ребенка. Сегодня проводится немало исследований о влиянии тревоги матери на развитие личности младенца. В традиционной культуре, как можно предположить, тревога матери во многом снималась через колыбельные песни. Важно, что в последних, как и во многих других детских обрядах, присутствовало положительное программирование судьбы ребенка, что давало ему возможность начинать свою жизнь в атмосфере оптимизма.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Каково психологическое значение обрядов первого года жизни?
  • 2. Чем похожи обряды первого года жизни и чем различаются?
  • 3. Как отражается отсутствие большинства обрядов на современном ребенке?
  • 4. Как отражается отсутствие большинства обрядов на семье ребенка?
  • 5. Какие обряды и в какой форме вы бы предложили современным родителям?
  • 6. Перечислите основные эмоциональные проблемы современной матери.
  • 7. Как предоставить детям возможность для освоения предметного мира в нашей культуре?
  • 8. Какую роль играет современный отец в жизни младенца?
  • 9. Разработайте формы коллективного воспитания, приемлемые для вашей местности.
  • 10. Вспомните колыбельные песни, которые вы знаете.
  • 11. Составьте текст обращения к молодой матери, который убедит ее в необходимости петь своему ребенку колыбельные песни.
  • 12. Что общего между колыбельными песнями и заговором?
  • [1] Этнография детства: традиционные методы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983. С. 140.
  • [2] Фиельструп Ф. А. Из обрядовой жизни киргизов начала XX века.С. 267.
  • [3] Никитина А. В. Русская традиционная культура. СПб., 2002. С. 8.
  • [4] Дети в обычаях и обрядах народов Зарубежной Европы. М., 1985.С. 32. Т. 1.
  • [5] Никитина Л. В. Русская традиционная культура. С. 10.
  • [6] Там же. С. 9.
  • [7] Там же. С. 12.
  • [8] Аникин В. П. Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество.Л., 1987. С. 353.
  • [9] Никитина А. В. Русская традиционная культура. С. 8.
  • [10] История и культура орочей. СПб., 2001. С. 123.
  • [11] Дети в обычаях и обрядах народов Зарубежной Европы. М., 1985.Т. 1. С. 303.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой