Формирование словообразовательной компетенции филолога-русиста (русский язык как иностранный)
Теоретическая значимость работы заключается в том, что определено своеобразие словообразовательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции, описан словообразовательный фрагмент коммуникативно-когнитивной лингводидактической модели русского языка, а также разработана концепция лингвометодической модели обучения русскому словообразованию иностранных учащихся-филологов. В работе решен ряд… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ОПИСАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Раздел
- 1. 1. Структурный анализ коммуникативной компетенции иностранных учащихся-филологов
- 1. 1. 1. Описание современного контингента иностранных учащихся-филологов
- 1. 1. 2. Сферы и подсферы общения, актуальные для иностранных учащихся-филологов
- 1. 1. 3. Компонентный состав коммуникативной компетенции иностранных учащихсяфилологов
- 1. 1. Структурный анализ коммуникативной компетенции иностранных учащихся-филологов
- 1. 2. Специфика словообразовательного компонента языковой коммуникативной компетенции иностранных учащихся-филологов
- 1. 2. 1. Место словообразования в системе русского языка
- 1. 2. 2. Русская словообразовательная система в свете функциональной когнитивно-коммуникативной лингводидактической модели языка
- 1. 2. 2. 1. Русское словообразование как объект лингвистических и лингводидактических исследований
- 1. 2. 2. 2. Ономасиологический и семасиологический подходы к представлению словообразования в аспекте РКИ
- 1. 2. 2. 3. Определение словообразования в аспекте РКИ и лингводидактический потенциал деривационных единиц
- 1. 2. 2. 4. Направления функционального когнитивно-коммуникативного описания русского словообразования: в границах производного слова и в границах предложения/высказывания, в тексте/дискурсе
- 1. 2. 3. Критерии отбора словообразовательного минимума с учетом сертификационных уровней владения русским языком как иностранным
- 2. 1. Лингвометодическая специфика производных транспозиционной области словообразования
- 2. 1. 1. Формальные и семантические особенности функционирования суффиксов в производных существительных со значением отвлеченного действия
- 2. 1. 2. Формальные и семантические особенности функционирования суффиксов в производных существительных со значением отвлеченного качества и состояния
- 2. 1. 3. Морфолого-семантические особенности употребления производных со значением отвлеченного действия, качества и состояния
- 2. 1. 3. 1. Особенности числовой парадигмы и семантики суффиксальных существительных со значением действия
- 2. 1. 3. 2. Особенности числовой парадигмы и семантики суффиксальных существительных со значением качества и состояния
- 2. 1. 4. Когнитивно-коммуникативные особенности функционирования производных со значением отвлеченного действия, качества и состояния
- 2. 1. 5. Стилевые особенности функционирования отвлеченных дериватов
- 2. 2. Лингвометодическая специфика производных модификационной области словообразования
- 2. 2. 1. Формальные и семантические особенности функционирования суффиксов субъективной оценки в производных
- 2. 2. 2. Морфологические и семантико-коммуникативные особенности функционирования производных с суффиксами субъективной оценки
- 2. 2. 3. Когнитивно-культурологические особенности функционирования производных с суффиксами субъективной оценки
2.2.4. Производные со значением женскости, невзрослости, единичности, множества, стилистическим значением разговорности: словообразовательные модели и когнитивнокоммуникативные особенности функционирования дериватов.
Раздел
2.3. Лингвометодическая специфика моделей суффиксальных существительных мутационной области словообразования.
2.3.1. Формальные и семантические особенности функционирования суффиксов в существительных со значением лица и со значением неодушевленного предмета (артефакт и натурфакт).
2.3.1.1. Словообразовательные модели девербативов со значением лица.
2.3.1.2. Словообразовательные модели девербативов со значением неодушевленного предмета.
2.3.1.3. Словообразовательные модели десубстантивов со значением лица.
2.3.1.4. Словообразовательные модели десубстантивов со значением неодушевленного предмета.
2.3.1.5. Словообразовательные модели деадъективов со значением лица.
2.3.1.6. Словообразовательные модели деадъективов со значением неодушевленного предмета.
2.3.2. Основные когнитивно-семантические структуры производных слов словообразовательных категорий лица и неодушевленного предмета (орудия действия, вещества, места).
2.3.3. Морфолого-семантические особенности употребления производных со значением лица и неодушевленного предмета.
2.3.4. Особенности когнитивно-коммуникативного функционирования производных со значением лица и неодушевленного предмета.
2.3.5. Когнитивно-культурологические особенности функционирования мутационных производных.
2.3.5.1. Особенности отражения реального мира в производных на примере дериватов, мотивированных именами собственными.
2.3.5.2. Комплексные единицы словообразования как носители информации о русском взгляде на окружающий мир.
Раздел
2.4. Эстетическая функция русского словообразования в аспекте РКИ.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II.
ГЛАВА III. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ-ФИЛОЛОГОВ Раздел
3.1. Представление русского словообразования в учебно-методической литературе для иностранных учащихся-филологов.
Раздел
3.2. Методическая организация работы над суффиксальными существительными в практическом курсе русского языка для иностранных учащихся-филологов (общее владение).
3.2.1. Роль словообразовательного компонента языковой компетенции в развитии рецептивных (чтение, аудирование) и продуктивных (говорение, письмо) видов речевой деятельности.
3.2.2. Методический аспект работы над транспозиционными моделями и соответствующими производными.
3.2.3. Методический аспект работы над модификационными моделями и соответствующими производными.
3.2.4. Методический аспект работы над мутационными моделями и соответствующими производными.
Раздел
3.3. Методическая организация работы над суффиксальными существительными в практическом курсе русского языка для иностранных учащихся филологического профиля язык специальности).-.
3.3.1. Абстрактные и отвлеченные субстантивные производные в лингвистической и литературоведческой терминологии.
3.3.2. Обучение отвлеченной и абстрактной лексике на материале текстов филологической тематики.
Раздел
3.4. Результаты опытного обучения.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III.
Список литературы
- Авакян Н.Г. Обучение русскому словообразованию в нерусских высших учебных заведениях с использованием наглядности и технических средств. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979.
- Авдеева И.Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты (теория и методика обучения русскому языку как иностранному). М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. 368 с.
- Авдеева И.Б., Васильева Т. В. Основания для выделения в лингводидактических целях учащихся инженерного профиля как самостоятельного контингента при обучении РКИ // Мир русского слова. 2002. № 2. С.35−40.
- Аверьянова А.П. Омонимия суффиксов имен существительных в современном русском языке // Некоторые вопросы сочетания слов и словообразования в современном русском языке. Вып.1. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1965. С.3−18.
- Адоньева С.Б. Прагматика фольклора: частушки, заговор, причет (Белозерская традиция XX века). Автореф. дисс.. д-ра филол. наук. СПб., 2004. 41 с.
- Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 3 (уроки 18−22) / Под ред. Р. А. Кульковой. СПб: Златоуст, 2001. 304 с.
- Алпатов В.М. Предварительные итоги лингвистики XX века // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1995. № 5. С.84−92.
- Амиантова Э.И. К вопросу о функционально и коммуникативно значимом описании словообразования (на материале внутриглагольного префиксального словообразования) // Слово. Грамматика. Речь. Вып.1. М.: ПАИМС, 1999. С. 16−22.
- И. Амиантова Э. И. Место словообразования в практическом курсе русского языка для иностранцев-филологов // Теория и практика обучения русскому языку иностранных студентов-филологов: Сб. ст. М.: Русский язык, 1984. С.38−47.
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка). М.: Наука, 1974. 367 с.
- Араева JI.А. Словообразовательный тип как семантическая микросистема. Суффиксальные субстантивы (на материале русских говоров). Кемерово: Кузбассвуз Издат 1994. 223 с.
- Артемова O.A. и др. Некоторые научные направления специальности русский язык как иностранный // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология 2004 № 6 С.43−59
- Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. М.: Наука, 1976. 383 с.
- Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988.341 с.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд. М.: Яз. рус. культуры, 1999.895 с.
- Арутюнова Н.Д. Язык цели // Логический анализ языка. Модели действия. М.: Наука, 1992. С. 14−23.
- Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии (учеб. пособие). М.: МГУП, 2000. 164 с.
- Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку: Научное издание. М.: Изд-во МГУП, 2000а. 400 с.
- Балыхина Т.М., Красильникова Л. В. Научно-методическое описание третьего уровня коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения (филология) и характеристика модульного теста // Преподаватель. 1998. Вып.4(6). С.53−59.
- Белова Н.В. Словообразовательная транспозиционная парадигма русских прилагательных и ее семантико-коммуникативный потенциал (на материале прилагательных со значением цвета и интенсивности). Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2007. 25 с.
- Белякова Г. В. Словообразовательная категория суффиксальных локативных существительных в современном русском языке. Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Волгоград, 2008. 38 с.
- Бесценная Е.Д. Существительные с суффиксами -щик и -ник в современном русском языке (к проблеме синонимичных словообразовательных типов). Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1980. 19 с.
- Бовтенко М.А. Структура и содержание информационно-коммуникационной компетенции преподавателя русского языка как иностранного. Автореф. дис.. д-ра педаг. наук. М., 2006. 46 с.
- Богданова Л.И. Зависимость формы актантов от семантических свойств русских глаголов. Автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1999. 45 с.
- Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Л., 1984.
- Большакова Н.Г. Упражнения для языковой догадки при чтении текстов // Русский язык за рубежом. 1977. № 1. С.41−44.
- Бондарко A.B. Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. Д.: Наука, 1987. 348 с.
- Борисова Т.Г. Когнитивные механизмы деривации: деривационная категория вещественности в современном русском языке. Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Краснодар, 2009. 49 с.
- Буи Тхи Тхань Ван. Морфемное и словообразовательное строение существительных на -К (А) в современном русском языке. Дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 1984. 189 с.
- Васильева В.Ф. Семантическая характерология в контексте сопоставительного изучения языков (на материале чешского и русского языка) // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2003. № 2. С.7−17.
- Васильева Т.В. Лингводидактическая концепция обучения русскому языку студентов-иностранцев первого курса со слабой языковой и предметной подготовкой в вузах инженерного профиля. Дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. 232 с.
- Васильева Т.В. Лингводидактическое описание синтаксических и глагольных доминант подъязыков дисциплин инженерного профиля. Автореф. дисс.. док. педаг. наук. М., 2006. 47 с.
- Васильева Т.В. Словарь глаголов русского языка на материале дисциплин инженерного профиля. М.: МГТУ «Станкин», 2005. 188 с.
- Вежбицкая А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Bbin.XVI. М.: Прогресс, 1985. С.251−276.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Рус. словари, 1996. 416 с.
- Величко A.B. Когнитивный подход к языку и практика преподавания русского языка как иностранного // Язык и социум. Материалы VII Междунар. науч. конф., 1−2 декабря, Минск, 2006 г. В двух частях. 4.1. Минск: РИВШ, 2007. С.127−130.
- Вендина Т.Н. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). М.: Индрик, 1998. 236 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 233 с.
- Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования //
- B.В.Виноградов. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975.1. C.155−165.
- Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове. М.-Л: Учпедгиз, 1947. 784 с.
- Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. М.: Наука, 1984. 184 с.
- Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Г. О. Винокур. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. С.419−442.
- Владимирова Т.Е., Красильникова Л. В. Лингвометодическое обоснование модульного теста для абитуриентов-филологов // Преподаватель. 1998. Вып.4(6). С.37−40.
- Владимирова Т.Е., Красильникова Л. В. Филология: вводный курс для иностранных студентов (учеб. пособие). М.: Изд-во Моск. ун-та, ЦМО, 2006. 259 с.
- Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985. 228 с.
- Всеволодова М.В. Словообразование, лексика, синтаксис // Русский язык: исторические судьбы и современность: Междунар. конгресс исследователей русского языка:
- Тр. и материалы / Под общ. ред. М. Л. Ремневой и А. А. Поликарпова. М.: Изд-во Моск. унта, 2001. С. 181.
- Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка: Учебник. М.: Изд-во Моек ун-та 2000. 502 с.
- Гак В.Г. К проблеме семантической синтагматики // Проблемы структурной лингвистики 1971. М.: Наука, 1972. С.367−395.
- Гак В.Г. К типологии лингвистических номинаций // Языковая номинация (Общие вопросы) / Отв. ред. Б. А. Серебренников, А. А. Уфимцева М.: Наука, 1977. С.230−294.
- Гак В.Г. К типологии функциональных подходов к изучению языка // Проблемы функциональной грамматики / Отв. ред. В. Н. Ярцева. М.: Наука, 1985. С.5−15.
- Гак В. Г. Номинация действия // Логический анализ языка. Модели действия. М.: Наука, 1992. С.77−84.
- Гак В. Г. Проблема преподавания русского языка как иностранного филологам-русистам // Русский язык за рубежом. 1977. № 2. С.60−66.
- Гинзбург Б.М. Словообразовании как основа формирования потенциального словарного запаса // Словообразование и его место в курсе преподавания иностранного языка. Владивосток, 1973. Вып.2. С.12−21.
- Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис. М.: Наука, 1979. 264 с.
- Глухов Б.А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1993. 370 с.
- Голанова Е.И. Пути и перспективы изучения словообразования в функционально-стилистическом аспекте // Грамматические исследования: функционально-стилистический аспект. Морфология. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука, 1991а. С.93−102.
- Голанова Е.И. Словообразовательные средства, выражающие категорию отвлеченности в разных типах речи // Грамматические исследования: функционально-стилистический аспект. Морфология. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука, 19 916. С.102−131.
- Голев Н.Д. Деривация и мотивация как формы оязыковленной детерминации: инварианты и варианты // Очерки по лингвистической детерминологии и дериватологии русского языка / Под ред. Н. Д. Голева. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. С.65−84.
- Голев Н.Д. Динамический аспект лексической мотивации. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989. 252 с.
- Гореликова М.И., Магомедова Д. М. Лингвистиченский анализ художественного текста. 2-е изд., испр. доп. М.: Русский язык, 1989. 152 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 520 300 Филология. Степень — бакалавр филологии. М., 2000.
- Государственный образовательный высшего профессионального образования. Направление 520 300 Филология. Степень — магистр филологии. М., 2000.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Профессиональные модули. Первый уровень. Второй уровень /Н.П.Андрюшина, Т. Е. Владимирова, Л. П. Клобукова и др. М.-СПб.: Златоуст, 2000.56 с.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Третий сертификационный уровень. Профессиональный модуль «Филология» /Э.И.Амиантова, Т. М. Балыхина, А. В. Величко и др. М.-СПб.: Златоуст, 1999.52 с.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение / Г. А. Битехтина, Л. П. Клобукова, Л. В. Красильниковаи др. М.-СПб.: Златоуст, 1999. 36 с.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение / Т. А. Иванова, Т. И. Попова, К. А. Рогова и др.- Редкол.: A.B. Голубева (гл. ред.) и др. М.-СПб: Златоуст, 1999. 40 с.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Третий сертификационный уровень. Общее владение / Т. А. Иванова, Т. И. Попова, К. А. Рогова и др.- Редкол.: A.B. Голубева (гл. ред.) и др. М.-СПб.: Златоуст, 1999. 44 с.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Четвертый сертификационный уровень. Общее владение. М.-СПб, 2001. 44 с.
- Грекова O.K., Кузьминова Е. А. Русский язык как иностранный. Обсуждаем, пишем диссертацию, автореферат: Учеб. пособие / Под ред. О. К. Грековой. М.: Флинта, 2003. 296 с.
- Даниленко В.П. Русская терминология: Опыт лингвистического описания. М.: Наука, 1977. 246 с.
- Дунаева Л.А. Дидактическая интегрированная информационная среда для иностранных учащихся гуманитарных специальностей, изучающих русский язык как средство научного общения. Дисс.. д-ра педагог, наук. М., 2006. 380 с.
- Дунаева Л.А. Средства информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранных учащихся гуманитарных специальностей научному общению. М.: МАКС Пресс, 2006. 292 с.
- Ермакова О.П. Лексические значения производных слов в русском языке. М.: Русский язык, 1984. 151 с.
- Жданова Л.А., Ревзина О. Г. «Культурное слово» милосердие // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. С.56−61.
- Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005. 544 с.
- Зверев А.Д. Словообразование в современных восточнославянских языках: Учеб. пособие для студ. филол. спец. ун-тов. M.: Высшая школа, 1981. 206 с.
- Земская Е.А. Словообразование // Современный русский язык. Учебник для филол. спец. высших учебных заведений / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др. / Под ред. В. А. Белошапковой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Азбуковник, 1997. 926 с.
- Земская Е.А. Словообразование как деятельность. Изд. 3-е. M.: ЛКИ, 2007. 221с.
- Земская Е.А. Современный русский язык: Словообразование. М.: Просвещение, 1973. 304 с.
- Земская Е.А., Китайгородская М. В., Розанова H.H. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. С.90−136.
- Земская Е.А., Китайгородская М. В., Ширяев E.H. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука, 1981. 276 с.
- Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. № 5. С.17−21.
- Золотова Г. А. Как быть вежливым? // Русская речь. 1985. № 5. С.21−25.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982.368 с.
- Иевлева З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1981. 144 с.
- Калинина Л.В. Лексико-грамматические разряды имен существительных как пересекающиеся классы слов (когнитивно-семасиологический анализ). Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. 225 с.
- Канза Роже. Описательный способ выражения семантического предиката в русском языке (предикат со значением состояния человека). Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 1991. 20 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 264 с.
- Катлинская Л.П. Функциональное словообразование (активные процессы словопроизводства в русском языке). Дисс.. д-ра филол. наук. М., 1986. 440 с.
- Керимова З.Л. Транспозиция на уровне лексико-грамматических разрядов в современном русском языке. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Ташкент, 1986. 18 с.
- Керо Хервилья Э. Ф. Сопоставительное изучение неопределенных местоимений-прилагательных в русском и испанском языках в рамках референциального подхода // Русский язык в научном освещении. 2001. № 1. С.180−195.
- Кибрик A.A. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. 1994. № 5. С.126−139.
- Кибрик А.Е. Лингвистические предпосылки моделирования языковой деятельности//Моделирование языковой деятельности. М.: Наука, 1987. С.33−51.
- Клобукова Л.П. Обучение языку специальности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.80 с.
- Клобукова Л.П. Структура словообразовательных парадигм русских имен прилагательных. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1982. 22 с.
- Клобукова Л.П. Структура языковой личности на разных этапах ее становления // Язык. Сознание. Коммуникация: Сб. ст. / Ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. Вып.1. М.: Филология, 1997. С.25−31.
- Клобукова Л.П. Феномен языковой личности в свете лингводидактики // Язык. Сознание. Коммуникация: Сб. ст. / Ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. Вып.2. М.: Филология, 1997. С.70−77.
- Клобукова Л.П. Структурный анализ коммуникативной компетенции с учетом особенностей реальной коммуникации // Проблемы когнитивного и функционального описания русского и болгарского языков: Сб. ст. Шумен (Болгария): Епископ Константин Преславски, 2002.
- Клобукова Л.П., Красильникова Л. В., Матюшенко А. Г. Специфика контингента иностранных учащихся-филологов в системе современной российской высшей школы // Мир русского слова. 2009. № 4. С.91−98.
- Книга о грамматике: Материалы к курсу «Русский язык как иностранный» (научное издание). Изд. 3, доп. и испр. / Л. В. Красильникова, И. В. Одинцова, И. П. Слесарева и др. / Под ред. А. В. Величко. М., Изд-во Московского университета, 2009. 645 с.
- Кожевников А.Ю., Кожевникова Л. П. От корня к слову: Учеб. пособие по лексике и словообразованию для иностранцев, изучающих русский язык. СПб.: Сага, 2004. 191 с.
- Кожин А.Н., Крылова O.A., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. М.: Высшая школа, 1982. 223 с.
- Козловская Т.Л. Общественно-групповая оценка употребления уменьшительно-ласкательных образований в речи носителей современного русского языка // Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996. С.425−436.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984. 175 с.
- Коробова JI.C. Словообразовательный анализ и его роль в процессе обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Словообразование и его место в курсе преподавания иностранных языков. Вып.1. Владивосток, 1973. С.27−45.
- Коряковцева Е.И. Имена действия в русском языке: история, словообразовательная семантика. М.: Институт рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН, 1998. 220 с.
- Костадинова И. Ономасиологический аспект словообразования и вопросы обучения лексике русского языка Электронный ресурс. http://www.russian.slavica.org/articlel018.html (01.06.06)
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавания русского языка иностранцам. 3-е издание. М.: Изд-во Моск. гос. утн-та, 1984. 165 с.
- Костомаров В.Т. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб.: Златоуст, 1999. 320 с.
- Красильникова Е.В. Имя существительное в русской разговорной речи. Функциональный аспект. Научный доклад, представленный в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1999. 52 с.
- Красильникова Е.В. Словотворчество в языке поэзии // Современный русский язык. Словообразование. М., 1989. С. 186−189.
- Красильникова Л.В. Системность как принцип организации семинара по словообразованию для иностранных филологов // РКИ. Исследования и практика перевода // Сб. ст. М.: Диалог-МГУ, 1999. С. 31−37.
- Красильникова Л.В. Обучение русскому языку иностранных филологов: вчера, сегодня, завтра // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2001. № 6. — С. 233−244.
- Красильникова Л.В. Словообразование в аспекте РКИ // Труды и материалы. Русский язык: исторические судьбы и современность. Международный конгресс. М, МГУ, 13−16 марта 2001 г. — С. 353−354.
- Красильникова Л.В. Уроки по русскому словообразованию для иностранных учащихся: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. 55 с.
- Красильникова Л.В. Русское словообразование в иностранной аудитории // Journal of Institute for Russian Studies. № 4. Изд-во: Chungbuk National Universiti CBNU, 2007. C. 21−34.
- Красильникова Л.В. Особенности функционирования отвлеченных имен в высказывании и в тексте // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2008. № 4. С. 84−88.
- Красильникова Л.В. Единицы описания и обучения русскому словообразованию в аспекте РКИ // Язык. Культура. Человек: Сб. ст. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 197−204.
- Красильникова Л.В. Конкретные значения отглагольных существительных // Структура. Семантика. Коммуникация: Сб. ст. / Под ред. О. М. Чупашевой, А. В. Бурцевой. -Мурманск, 2009. С. 49−56.
- Красильникова Л.В. Лингвистическая специфика дериватов с суффиксами субъективной оценки в методическом аспекте // Слово. Грамматика. Речь: сборник научно-методических статей / Отв. ред. О. В. Чагина. М.: МАКС Пресс, 2009. Вып. 11. С. 3−10.
- Красильникова Л.В. Особенности работы с отглагольными дериватами на занятиях с иностранными филологами // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2010. № 1. С. 32−37.
- Красильникова Л.В. Национально-культурный компонент семантики производного слова в аспекте РКИ // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2010. № 3. С. 34−38. 0,45 п.л.
- Красильникова Л.В. Русское словообразование в аспекте РКИ: определение, основные единицы и направления описания // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2010. № 3−4. С. 29−33.
- Красильникова Л.В. Русские антропонимы и их эмоциональные дериваты в аспекте РКИ // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2011. № 2. С. 110−116.
- Красильникова Л.В. Производные со значением качества в функционально-коммуникативном аспекте // Грамматика разноструктурных языков: сб. научных статей кюбилею профессора В. Ю. Копрова. Воронеж: Изд-во «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2011. С. 189−197.
- Красильникова Л.В. Словообразовательный компонент коммуникативной компетенции иностранных учащихся-филологов М., МАКС Пресс, 2011. — 360 с.
- Кубрякова Е.С. Безаффиксальная транспозиция и ее концептуальный анализ // Явление вариативности в языке. Тез. докл. конф. / Отв. ред. Л. А. Араева. Кемерово: Кузбассвуз Издат, 1994. С.7−9.
- Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика -психология когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С.34−46.
- Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика. T.l. М., 2001. С.72−81.
- Кубрякова Е.С. Об основной единице словообразовательной системы языка // Актуальные проблемы русского словообразования: Тез. докл. III Респ. науч. конф. 21−23 сентября 1978 г. Ташкент: Изд-во ТГПИ, 1978. С.36−39.
- Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др. М.: Наука, 1988. С.141−172.
- Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. Изд. 2-ое, доп. М.: ЛКИ, 2008. 208 с.
- Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. М.: Институт языкознания РАН, 1997. 327 с.
- Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. М.: Наука, 1965. 78 с.
- Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
- Кузнецова Г. А., Сиверина Е. Г. Лексические указатели процессуального значения отглагольных существительных в современном русском языке // Лексическая семантика и словообразование в русском языке: Сб. ст. Вып.1. Куйбышев: КГПИ, 1979. С.64−70.
- Кузьменкова В.А. Диминутив как средство выражения имплицитных смыслов высказывания // Язык. Сознание. Коммуникация: Сб. ст. Вып.¾ / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2007.
- Кузьменкова В.А. Типология описательных предикатов и их аналогов в современном русском языке. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 2000. 22 с.
- Курилович Е. Деривация лексическая и деривация синтаксическая: к теории частей речи (1936) // Е.Курилович. Очерки по лингвистике. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. С. 57−70.
- Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе. М.: Высшая школа, 1986. 144 с.
- Лариохина Н.М. Обучение грамматике научной речи и виды упражнений научный стиль. М.: Русский язык, 1989. 160 с.
- Левина Г. М. Обучение иностранцев русскому инженерному дискурсу. Монография. М.: Янус-К, 2003. 204 с.
- Левина Л.Б. Вопросы развития языковой догадки на основе анализа словообразовательных элементов производных слов // Повышение эффективности обучения чтению на иностранном языке. Вып.2. Саратов, 1975.
- Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / Н. П. Андрюшина, И. Н. Афанасьева, Г. А. Битехтина и др. СПб.: Златоуст, 2009. 164 с.
- Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение / Н. П. Андрюшина, И. Н. Афанасьева, Г. А. Битехтина и др. 3-е изд., испр. М.-СПб.: ЦМО МГУ-Златоуст, 2005. 200 с.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
- Леонтьев A.A. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997.351 с.
- Лобанова H.A., Слесарева И. П. Содержание практического курса русского языка для филологов // Русский язык за рубежом. 1979. № 1. С.72−77.
- Лобанова H.A., Слесарева И. П. Содержание практического курса русского языка для филологов и его отражение в учебнике // Русский язык за рубежом. 1981. № 3. С.51−55.
- Лобанова H.A., Слесарева И. П. Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов. Систематизирующий курс (третий год обучения) / Под ред. В. Г. Гака. 2-е изд. М.: Русский язык, 1984. 368 с.
- Лобанова H.A., Слесарева H.A., Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов. Систематизирующий курс (четвертый-пятый годы обучения) / Под ред. В. Г. Гака. М.: Русский язык, 1980а. 231 с.
- Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: проблемы и принципы описания. М.: Наука, 1977. 315 с.
- Лопатин В.В. Словообразование как объект грамматического описания // Грамматическое описание славянских языков. Концепции и методы / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1974. С.47−60.
- Лопатин В.В., Улуханов И. С. Словообразование: Основные понятия // Русская грамматика / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. T.l. М.: Наука, 1980.
- Максименко М.С. Потенциал русских словообразовательных средств системное моделирование и системный анализ. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Краснодар, 1999. 23 с.
- Манучарян P.C. Проблемы исследования словообразовательных значений и средств из выражения. Автореф. дисс.. д-ра филол. наук. Ереван, 1975. 54 с.
- Марсакова Т.Т. Некоторые вопросы словообразования современного русского языка // Русский язык как иностранный: актуальные вопросы описания и методики преподавания. М.: Русский язык, 1982. С.71−87.
- Матюшенко А.Г. Читаем классику. Вып.1. Лирика А. С. Пушкина: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 38 с.
- И. А. Мельчук. Русский язык в модели Смысл-Текст. Москва-Вена, 1995.
- Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов (включенное обучение) / Под ред. А. Н. Щукина. М.: Русский язык, 1990. 231 с.
- Мещанинов И.И. Общее языкознание. К проблеме стадиальности в развитии слова и предложения. Л.: Учпедгиз, 1940. 260 с.
- Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 296 с.
- Милославский И.Г. Краткая грамматика русского языка М.: Русский язык, 1987. 284 с.
- Милославский И.Г. Принципы описания словообразования в грамматике русского языка для иностранцев // Русский язык за рубежом. 1985. № 6(98). С.55−59.
- Митев Д., Митева Ц. Грамматика русского языка в образцах и справочных перечнях (Морфология). 2-е изд., испр. и доп. Шумен (Болгария): Епископ Константин Преславски, 2000. 256 с.
- Молчановский В.В., Шипелевич Л. Преподаватель русского языка как иностранного. Введение в специальность. М.: Русский язык. Курсы, 2002. 320 с.
- Морозова Т.С. Структура словообразовательных парадигм глагола и ступенчатый характер русского словообразования // Проблемы структурной лингвистика 1978. М.: Наука, 1981. С. 162−174.
- Морозова Т.С. Структура словообразовательных парадигм русского глагола. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 1980. 20 с.
- Москвин Г. В. Смысл романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М.: МАКС Пресс, 2007. 204 с.
- Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. 2-е изд., испр. М.: Рус. язык, 1988. 176 с.
- Нагель О.В. Русские именные словообразовательные типы синкретичной семантики (когнитивно-функциональный аспект). Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Томск, 2005. 18 с.
- Нахабина М.М. Разработка системы модульных тестов по русскому языку как иностранному с учетом профессиональной ориентации иностранных граждан, поступающих в вузы России // Преподаватель. 1998. № 4(6). С.34−36.
- Нгуен Чонг Зо. Теория учебника практического курса русского языка для студентов-филологов: предметный компонент. М.: Творчество, 1998. 144 с.
- Образовательная программа по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень / З. И. Есина, Г. И. Кутузова, М. М. Нахабина и др. М.: Изд-во РУДН, 2001. 134 с.
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. Департамент по языковой политике, Страсбург. Русская версия. М.: МГЛУ, 2003. 256 с.
- Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью (Референциальные аспекты семантики местоимений). Изд. 4-е, стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2004. 288 с.
- Панков Ф.И. Опыт функционально-коммуникативного анализа русского наречия. Москва: МАКС Пресс, 2008. 448 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: Концепция развития индивидуальности в контексте диалога культур. Липецк: Изд-во ЛГПИ, 1999. 158 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 245 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.
- Пеньковский А.Б. Очерки по русской семантике. М.: Языки славянской культуры, 2004. 464 с.
- Плотникова Г. Н. Лингвометодические основы обучения русскому словообразованию. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. 144 с.
- Порядина Р.Н. Функции деминутивного суффикса (к вопросу о функциональном варьировании) // Явление вариативности в языке. Тез. докл. конф. / Отв. ред. Л. А. Араева. Кемерово: Кузбассвуз Издат, 1994. С. 148−150.
- Пособие по обучению профессиональной научной речи / Л. П. Булгакова, О. Н. Башлакова, Л. В. Красильникова, Л. А. Нестерская. М., МГУ, 1991, 176 с.
- Программа «Русский язык для иностранцев, обучающихся на филологических факультетах вузов СССР» / Г. Н. Аверьянова, С. И. Андреева, Н. П. Кочеткова и др. Изд. 2-е, испр. М.: Русский язык, 1976. 177 с.
- Программа «Русский язык для студентов-иностранцев, обучающихся на филологических факультетах вузов СССР» / Составители: Э. И. Амиантова, Н. Д. Бурвикова, А. Н. Васильева и др. Изд. 2-е, перераб. М.: Русский язык, 1988. 55 с.
- Программа по русскому языку для иностранных граждан. Первый сертификационный уровень. Общее владение / Г. А. Битехтина, Л. П. Клобукова, Л. В. Красильникова и др. Отв. ред. Л. П. Клобукова и В. А. Степаненко. СПб.: Златоуст, 2001. 176 с.
- Программа по русскому языку (практичесий курс) для иностранных студентов-филологов / А. В. Величко, Л. В. Красильникова, В. А. Маркова и др. / Отв. ред В. А. Маркова. М., Макс Пресс, 2011, 140 с.
- Протасова Е. Роль диминутивов в современном русском языке / Тр. по русской и славянской филологии. Лингвистика. Новая серия V. Тарту, 2001. С.72−88.
- Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 216 с.
- Ревзина О.Г. Структура словообразовательных полей в славянских языках. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 156 с.
- Резанова З.И. Функциональный аспект словообразования. Русское производное слово. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1996. 218 с.
- Рожкова Г. И. Основы практической грамматики русского языка как иностранного. Авторефер. дисс.. д-ра филол. наук. М., 1981. 44 с.
- Рожкова Г. И. Очерки практической грамматики. М.: Высшая школа, 1987. 160с.
- Ружицкий И.В. Лингводидактические аспекты концепции языковой личности // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «Словесник. Учитель. Личность», 29 ноября 2009 г. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2010. С. 12−18.
- Румянцева А.В. Комплексный анализ способов выражения множеств лиц в современном русском языке. Дисс.. канд. филол. наук. М., 2009. 238 с.
- Русская грамматика. В 2-х томах. М.: Наука, 1980. Т.1. 783 с. Т.2. 710 с.
- Русская грамматика. Прага: Academia, 1979. 1144 с.
- Русская разговорная речь. Тексты / Г. А. Баринова, Е. А. Земская, Л. А. Капаназе и др. М.: Наука, 1978. 307 с.
- Сахарный Л.В. Психологические аспекты теории словообразования: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 97 с.
- Сиротинина О.Б. Разговорная речь и ее место в системе функциональных стилей русского языка // Проблемы лингвистической стилистики. М.: Изд-во Моск. гос. пед. ин-та иностр. яз. им. М. Тореза, 1969. 94с.
- Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М.: Русский язык, 1980. 182 с.
- Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. М.: Изд-во лит. на ин. яз-х, 1956. 260 с.
- Соболева П.А. Аппликативная грамматика и моделирование словообразования. М., 1970. 130 с.
- Соболева П.А. Моделирование словообразования // Проблемы структурной лингвистики 1971. М.: Наука, 1972. С.65−212.
- Соболева П.А. Структура словообразовательного значения // Проблемы структурной лингвистики 1980 / Отв. ред. В. П. Григорьев. М.: Наука, 1982. С.116−132.
- Современная русская проза XXI век: хрестоматия: для изучающих русский язык как иностранный / под общ. ред. Е. А. Кузьминовой, И. В. Ружицкого. М.: Русский язык. Курсы, 2009. 375 с.
- Соколов О.М. Основы имплицитной морфологии русского языка. М.: Изд-во РУДН, 1997. 202 с.
- Соломонова A.A. Лингводидактическое описание ключевых компетенций иностранного студента-филолога. Автореф. дисс.. канд. педаг. наук. М., 2010. 24 с.
- Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.
- Степанова М.Д. Методы синхронного анализа лексики (на материале современного немецкого языка). М.: Высшая школа, 1968. 200 с.
- Степанова М.Д. Словообразование, ориентированное на содержание, и некоторые вопросы анализа лексики // Вопросы языкознания. 1966. № 6. С.48−55.
- Суржикова Н.Я. Как делаются слова. М.: Русский язык, 1988. 160 с.
- Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000. 230 с.
- Ташлыкова М.Б. О качествах и свойствах имен качеств и свойств // Словарь, грамматика, текст в свете антропоцентрической лингвистики: сборник статей. Вып. 2.— Иркутск: ИГУ, 2003. С. 174 — 189.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Психологические основы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 198 с.
- Телия В.Н. К проблеме связанного значения слова: гипотезы, факты, перспективы // Язык система. Язык — текст. Язык — способность: Сб. ст. Институт русского языка РАН. М.: Институт русского языка РАН, 1995. С.25−37.
- Теория функциональной грамматики. Качественность. Количественность. / Под ред. Бондарко A.B. Спб.: Наука. 1996. 264 с.
- Типовые тесты по РКИ. 1 сертификационный уровень. Общее владение / Г. А. Битехтина, Л. П. Клобукова, Л. В. Красильникова и др. М.-СПб.: ЦМО МГУ-Златоуст 1999.79 с.
- Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Профессиональный модуль «Филология» / Т. Е. Владимирова, Л. В. Красильникова. СПб.: Златоуст, 2000. 48 с.
- Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Третий сертификационный уровень. Профессиональный модуль «Филология» / Э. И. Амиантова, А. В. Величко, Л. В. Красильникова и др. СПб.: Златоуст, 1999. 92 с.
- Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Четвертый сертификационный уровень. Общее владение / Г. Н. Аверьянова, Л. Г. Беликова, И. Н. Ерофеева и др. СПб: Златоуст, 2000. 108 с.
- Требования по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение. Профессиональный модуль. / Н. П. Андрюшина, Г. А. Битехтина, Т. Е. Владимирова и др. Спб.: Златоуст, 2011. 64 с.
- Требования к Первому сертификационному уровню владения русским языком как иностранным. Общее владение. Профессиональный модуль / Л. П. Клобукова, М. М. Нахабина, В. А. Степаненко и др. СПб.: Златоуст, 2011. 64 с.
- Требования к проведению государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку. Мир русского слова. № 3. СПб.: Златоуст, 2008. С.4−10.
- Трушина Л.Б. Обучение русскому словообразованию иностранных учащихся с целью создания потенциального словарного запаса при чтении. Дисс.. канд. филол. наук. М., 1977.205 с.
- Тугуз А.Е. Словообразовательный аспект в обучении чтению иностранных студентов подготовительного факультета. Автореф. дисс. канд. педагог, наук. Л., 1990. 17 с.
- Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексические реализации. М.: Наука, 1996. 221 с.
- Улуханов И.С. Мотивация в словообразовательной системе русского языка. М.: Азбуковик, 2005. 314 с.
- Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М.: Наука, 1977. 256 с.
- Университет. Ступень I. Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов. Первый год обучения (науч. рук. Л. В. Красильникова, В.А.Маркова) / Л. В. Красильникова, В. А. Маркова, Е. В. Балдина и др. М.: МАКС Пресс, 2010. 347 с.
- Усенко И.Ю. Коррекция грамматических навыков формирования коммуникативной компетенции в области говорения у иностранных учащихся. Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. СПб., 2009.
- Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов. Основной курс (первый год обучения) / Е. И. Войнова, В. М. Матвеева, Г. Н. Аверьянова М.: Русский язык, 1981. 311 с.
- Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов. Основной курс (второй год обучения) / Е. И. Войнова, В. М. Матвеева, Г. Н. Аверьянова и др. М.: Русский язык, 1982. 240 с.
- Учебник русского языка для лиц, говорящих на немецком языке / Е.Б.Захава-Некрасова, О. П. Рассудова, Г. И. Рожкова и др. М.: Высшая школа, 1975. 576 с.
- Фатхутдинова В.Г. Комплексные единицы словообразования в русском и татарском языках. Автореф. дисс.. д-ра филол. наук. Казань, 2006. 49 с.
- Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.XXIII. М.: Прогресс, 1988. С.52−93.
- Формановская Н.И. Русский языковой этикет: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1982. 126 с.
- Фэн Бо Система упражнений для обучения китайских студентов-филологов аудированию лекций по специальности: первый курс российского вуза. Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. М., 2008. 19 с.
- Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык система. Язык — текст. Язык — способность: Сб. ст. Институт русского языка РАН. М.: Институт русского языка РАН, 1995. С.277−285.
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М.: Высшая школа, 1989. 240 с.
- Хохлачева В.Н. Словообразование имен существительных в русском языке: опыт системного исследования. Автореф. дисс.. д-ра филол. наук. М., 1976. 48 с.
- Чернейко JI.O. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. 320 с.
- Чурганова В.Г. Очерк русской морфонологии. М.: Наука, 1973. 239 с.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе М.: Просвещение, 1986. 223 с.
- Шатуновский И.Б. Проблемы словообразовательной транспозиции. Дисс.. канд. филол. наук. Ташкент, 1982. 209 с.
- Шатуновский И.Б. Словообразование и синтаксис // Современный русский язык. Словообразование: проблемы и методы исследования / Под ред. акад. Д. Н. Шмелева. М.: Ин-т русского языка РАН, 1988. С.32−62.
- Шахнарович А. М. Языковая личность и языковая способность // Язык -система. Язык текст. Язык — способность // Сб. статей/ Институт русского языка РАН. М., 1995. С. 213−223.
- Шекихачева М.Ш. Русское слово. Учебник для 6−7 классов школ с русским (неродным) языком обучения. Изд. 2-е, испр. Нальчик: Эль-фа, 2000. 271 с.
- Шекихачева М.Ш. Содержание и приемы обучения русскому словообразованию: выход в лексику, грамматику и орфографию. Нальчик: Эльбрус, 1987. 283 с.
- Шекихачева М.Ш. Формула «Инвариант CT». Основа комплексно-процессуального изучения языков на примере русского. Нальчик: Эль-Фа, 2003. 469 с.
- Шекихачева М.Ш., Бочоришвили Н. В., Варкасова Р. Х. Модели и схемы словообразовательных типов русского языка Под ред. М. Ш. Шекихачевой. М.: Высшая школа, 1993. 495 с.
- Из лингвистического наследства J1. В. Щербы: О задачах лингвистики- Что такое словообразование? (Тезисы доклада) — О дальше неделимых единицах языка // Вопросы языкознания, 1962, № 2.
- Шкварцова Т. В. Словообразовательные категории существительных и прилагательных в устной научной речи. Дисс. канд. филол. наук. М., 1993. 339 с.
- Шкуропацкая М.Г. Деривационная системность лексики (на материале русского языка). Дисс.. д-ра филол. наук. Кемерово, 2004. 442 с.
- Шмелев А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность Языки славянской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. 492 с.
- Шмелева Е.Я. Названия производителя действия в современном русском языке (словообразовательно-семантический анализ). Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 1984. 19 с.
- Щерба Л.В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики. М.: Академия/Асас1егша, 2002. 160 с.
- Щерба JI.B. Языковая система и речевая деятельность. Д.: Наука, 1974. 427 с.
- Щукин А.Н. Аспектно-комплексный принцип в обучении филологов-русистов // Русский язык за рубежом. 1984. № 4. С.71−75.
- Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2003. 224 с.
- Язык система. Язык — текст. Язык — способность: Сб. ст. к 60-летию чл.-корр. РАН Юрия Николаевича Караулова. М.: ИРЯ РАН, 1995. 286 с.
- Языковая личность: текст, словарь, образ мира. К 70-летию чл.-корр. РАН Юрия Николаевича Караулова: Сб. ст. М.: Изд-во РУДН, 2006. 588 с.
- Яковлева И.Н. Семантическая категория состояния и средства ее реализации (на материале русского и английского языков). Дисс.. канд. филол. наук. Воронеж, 2003. 170 с.
- Янко-Триницкая H.A. Словообразование в современном русском языке. М.: Индрик, 2001. 504 с.
- Янко-Триницкая H.A. Членимость слов ножка, ручка II Развитие современного русского языка, 1972. Словообразование. Членимость слова. М.: Наука, 1975. С.175−185.
- Янценевская М.Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск: Изд-во Томского университета, 1979. 242 с.
- А. Иванов «Географ глобус пропил». СПб.: Азбука-классика, 2006.
- Т.Толстая «Кысь». М.: Подкова, 2001.
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб., 1999. 472 с.
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятй (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
- Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2009.1536 с.
- Ефремова Т.Ф. Новый русского языка: Толково-словообразовательный словарь. М.: Русский язык, 2000. 1233 с.
- Кубрякова Е.С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г. и др. Краткий словарь когнитивных терминов /Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. 245 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.
- Обратный словарь русского языка (около 99 430 слов) // http://dictionnaire.narod.ru/reverse.htm
- Петровский H.A. Словарь русских личных имен: более 3000 единиц. М.: Русские словари, Астрель, 2000. 477 с.
- Советский энциклопедический словарь. 3-е изд. / Ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1987. 1600 с.
- Стилистический энциклопедический словарь русского языка /Под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта, Наука, 2003. 696 с.
- Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. М.: Русский язык, 1985. Т.1. 856 с. Т.2. 888 с.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл." — ОГИЗ- Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935−1940. / ushakovdictionary.ru
- Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
- Химик В.В. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи.Спб.: Норминт. 2004. 708 с.
- Химик В.В. Словарь русских эмоционально экспрессивных преобразований Краткий словарь справочник. СПбГУ, 2007. 428 с.