Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы, применяемые при обучении английскому языку

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как известно, все методы, применяемые при обучении иностранным языкам, обусловлены выбранным подходом к обучению. Под методом подразумевается способ обучения языку, который основывается на систематических принципах и процедурах, т. е. на представлении того, как эффективнее обучать языку. Иными словами, метод — это способ достижения цели занятия. В настоящем подразделе рассмотрим некоторые методы… Читать ещё >

Методы, применяемые при обучении английскому языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как известно, все методы, применяемые при обучении иностранным языкам, обусловлены выбранным подходом к обучению. Под методом подразумевается способ обучения языку, который основывается на систематических принципах и процедурах, т. е. на представлении того, как эффективнее обучать языку [33, с.363]. Иными словами, метод — это способ достижения цели занятия. В настоящем подразделе рассмотрим некоторые методы в отдельности, а именно аудиовизуальный метод, коммуникативный метод и метод проектов.

Аудиовизуальный метод — «это метод обучения языку в сжатые сроки на определенном лексико-грамматическом материале, который характерен для сферы обиходно-бытового общения, в большей степени в устной форме при активном использовании средств зрительной и слуховой наглядности» [1, с.22]. Этот метод был обоснован в 50-ые годы ХХ века во Франции. Реализация аудиовизуального метода подразумевает организацию обучения языку, которая основывается на постоянном «восприятии на слух, многократных повторах и имитации готовых образцов до тех пор, пока не сформируется навык использования структур в ситуации, создаваемой звуко-зрительным синтезом» [5, с.159]. Данный метод в основном используется на начальном этапе обучения. Особое значение этот метод может иметь в вузах при обучении английскому языку студентов, которые сдавали другие иностранные языки во время вступительных экзаменов. Поскольку благодаря сжатому сроку обучения можно быстро обучить их основному лексическому и грамматическому материалу.

Коммуникативный метод — «метод обучения, основанный на обучении реальной коммуникации. В рамках данного метода обучение общению является и целью, и средством обучения» [25, с.147]. Реализация этого метода предполагает субъектно-субъектные отношения между преподавателями и учащимися. Преподаватель выступает в качестве фасилитатора, который управляет учебным процессом, направляет учащихся. Данный метод актуален для студентов, которые изучают иностранный (английский) язык на продвинутом уровне. Это связано с тем, что у них имеется определенный лексический и грамматический минимум, позволяющий им выражать свое мнение относительно какой-либо проблемы/темы, поддерживать дискуссию, понимать речь и т. д. Особенностью коммуникативного метода является речевая направленность деятельности, учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, ситуативность, функциональность. При данном методе отбираются такие речевые интенции, темы и ситуации, которые отражают интересы и потребности учащихся.

Метод проектов также активно применяется в настоящее время. Как отмечает Е. С. Полат, под понятием «метод проектов» подразумевается «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом» [14, с.71]. Данный метод предполагает решение конкретной проблемы. Следует отметить, что важным фактором является самостоятельность выполнения проекта студентами. Применение метода проектов на занятиях является показателем высокой квалификации преподавателя, поскольку данный метод проверяет также умения преподавателя адаптироваться к различным ситуациям. Выделяют следующие виды проектов (Полат, 2009): доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.; предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект; характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта); характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира); количество участников проекта; продолжительность выполнения проекта. Использование данного метода позволяет расширить знания по специальности, закрепить изученный материал, сформировать языковые навыки и речевые умения. Метод проектов также выполняет и другие не менее важные функции: информационную, коммуникативную, организаторскую, рефлексивную. Информационная функция развивает в студентах навыки поиска информации, как профессиональной, так и социальной. Коммуникативная функция способствует параллельному развитию видов речевой деятельности. Наличие речевых умений позволяет обеспечить успешность профессионального общения. Рефлексивная функция направлена на осмысление действий на иностранном языке в процессе выполнения проекта. Преподаватель, используя индивидуально-личностный подход, организует работу над проектами, а студент, в свою очередь, определяет свой уровень знаний. Это мотивирует студентов и способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей. Необходимо подчеркнуть, что работа над проектами требует постоянного контроля преподавателя и самооценки, самоанализа полученных результатов студента. Организаторская функция обеспечивает работу в коллективе. Как отмечает В. А. Петровский, «люди постигают предмет только в процессе взаимодействия друг с другом», т. е. данная функция способствует развитию навыков работы в группе; именно работая в группе, студент понимает степень правильности или неправильности выполнения задания, так как у него есть возможность сравнить свой вариант с вариантами других участников группы [15, с.45].

Исходя из рассмотренного, необходимо отметить, что на данном этапе развития методики преподавания иностранных языков основное внимание уделяется как обучению иностранному языку, так и формированию и развитию личности каждого студента. Занятие строится с учетом их интеллектуальных способностей, интересов. Преподаватель выступает для студентов в качестве фасилитатора — управляющего учебным процессом. Это объясняется потребностью и целью развития автономии студентов, совершенствования их умений самостоятельной работы, работы в группе, что необходимо им в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности. В настоящем исследовании при отборе практического материала и разработке системы заданий учитывались особенности коммуникативного метода: отбирался коммуникативно-направленный языковой материал, аутентичный материал, соответствующий потребностям студентов. Информация из языкового материала и лексические единицы в дальнейшем могут быть использованы студентами в практических и профессиональных целях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой