Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Музыкальное развитие школьников в региональной системе полихудожественного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация в опытно-экспериментальной работе содержания музыкального развития школьников в системе полихудожественного образования детского образовательного учреждения с учетом культурных и художественных особенностей региона показала, что данная система обеспечивает а) приобретение учащимися знаний умений и навыков в области музыкального и других видов искусстваб) усвоение опыта… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы музыкального развития школьников в системе полихудожественного образования на современном этапе
    • 1. 1. Музыкальное развитие школьников в полихудожественной системе образования: опыт отечественной педагогики
    • 1. 2. Общенаучные аспекты музыкального развития школьников в полихудожественной системе образования
    • 1. 3. Психолого-педагогические основы музыкального развития школьников в полихудожественной системе образования
  • Глава 2. Методические основы музыкального развития школьников в региональной системе полихудожественного образования
    • 2. 1. Современное состояние музыкального развития школьников в региональной системе полихудожественного образования
    • 2. 2. Структура и содержание музыкального развития школьников в региональной системе полихудожественного образования
    • 2. 3. Эффективность эксперимента по музыкальному развитию школьников в региональной системе полихудожественного образования

Музыкальное развитие школьников в региональной системе полихудожественного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема развития творческой личности, способной отказаться от стереотипов мышления и сделать шаг в новое, неизведанное, остро стояла перед обществом во все времена. Именно такие люди, обладающие нестереотипным мышлением, стремящиеся к самообразованию и непрерывному саморазвитию, способны аккумулировать весь объем культурной информации в стремительно меняющейся жизненной ситуации.

Поиски путей оптимального развития творческих способностей личности привели к пониманию того, что наиболее успешно эта проблема решается в процессе занятий искусством, в том числе музыкой.

Становление личности неразрывно связано с конкретной социальной средой и определенным историко-географическим пространством. Решение проблем музыкального развития школьников в системе полихудожественного образования невозможно без учета социальной среды, которая имеет этнокультурную ориентацию и представляет собой сложное, противоречивое, изменчивое и интегрированное явление. Влияние социальной среды в повседневной жизни не очень заметно, но в итоге именно она определяет весь процесс развития личности в целом. Ученые Ф. И. Вейсман, J1.C. Выготский, Г. Гачев утверждали, что каждый человек является продуктом своего времени и своей среды. В этой связи исследования специалистов были направлены на поиск новых подходов к выработке отвечающих современным требованиям стратегических направлений развития содержания художественного образования с учетом региональных особенностей. Возрождение региональных ценностей предполагает выявление и социальное функционирование исторических и духовно-культурных традиций народов Кубани.

Региональные исследования проблем полихудожественного образования позволяют обогатить педагогическую науку новыми научно-теоретическими знаниями и научно-практическим опытом, предлагают методики, способствующие преодолению противоречия между нарастанием объема информации и крайне скудным сопереживанием этой информации человеком.

Широчайшее взаимодействие искусств, возникновение и последующее увеличение его синтетических видов актуализирует проблемы полихудожественного образования, которое способно помочь школьнику лучше ориентироваться в окружающей художественной среде.

Степень научной разработанности проблемы исследования. В педагогической теории и практике накоплен богатый опыт решения проблем образования, воспитания и развития подрастающего поколения с помощью взаимодействия искусств.

Ученые-педагоги С. Т. Шацкий, В. Н. Шацкая, О. А. Апраксина, H.JI. Грод-зенская, Н. А. Ветлугина, Е. И. Иорданская, А. С. Симонович, А. С. Дараган, Н. Д. Лубенец, Н. Н. Лукомская, М. Монтессори, Т. Г. Казакова, И. Л. Дзержинская, основываясь на врожденном стремлении человека к художественному творчеству, выявляли эффективность использования нескольких видов искусства на занятиях художественно-эстетического цикла.

В последней четверти XX в. в разработке проблем взаимодействия искусств в художественном образовании важную роль сыграли исследования Б. П. Юсова, Г. П. Шевченко, Э. Мамбетакунова, Н. П. Коляденко, В. П. Михалева, Л. Г. Арчажниковой, А. А. Музалева, Е. И. Юдиной, Т. И. Рейзенкинд, О.А. Де-ноткиной, Н. И. Наумовой, Г. Н. Дубогрызовой, Е. Н. Зуйковой, О.В. Неперши-ной, Н. Б. Дворцовой и многих других.

На Кубани традиции полихудожественного образования начинают складываться в XIX в. До революции большой вклад в изучение традиционного искусства народов кубанского региона внесли исследователи-краеведы и педагоги-новаторы П. Кириллов, Е. Передельский, П. Короленко, В. Васильчиков, М. Бибик, А. Кошиц, А. Бигдай, Г. Концевич, Ю. Соломко, Я. Тараненко, Н. Яковлев и другие, которые описывали быт, обряды, собирали и обрабатывали народные песни.

Большое влияние на становление музыкального образования Кубани оказали В. П. Гутор, А. Н. Дроздов, М. Ф. Гнесина, считавшие важнейшей своей задачей не только подготовку профессиональных музыкантов, но и широкую просветительскую деятельность, пропаганду традиционного искусства Кубани. Значителен вклад в музыкальную науку, образование и художественное осмысление кубанского фольклора композиторов Г. М. Плотниченко, Г. Ф. Понома-ренко, В. Д. Пономарева, JI.H. Смирнова, В. Г. Комиссинского, В. В. Магдалица, В. И. Малюченко, В. А. Кеворкова, Г. А. Селезнева, П. С. Белого, В. М. Волченко, Б. М. Целковникова. Большую значимость имеют исследования фольклора и традиционной художественной культуры Кубани Захарченко, И. А. Петрусенко, И. Н. Бойко, Н. Н. Гаврюшенко, О. А. Романько С.А. Жигановой, А. Н. Мануйлова, И. Ю. Чмыревой, В. Ю. Креминской, М. В. Семенцова, Е. Г. Вакуленко и др.

В начале 90-х гг. XX в. лабораторией комплексного взаимодействия искусств под руководством Б. П. Юсова был обоснован полихудожественный подход к преподаванию дисциплин художественного цикла, предполагающий не автоматическое смешение искусств, а возможность каждого из них на своем языке рассказать об одном и том же явлении действительности, что развивает умение детей сравнивать и сопоставлять художественные образы на основе вербальных и невербальных форм. Этот подход нашел отражение в программах Е. А. Ермолинской, Е. П. Кабковой, Т. Г. Пеня, Л. Г. Савенковой, Т. И. Суховой.

Анализ современного состояния проблемы музыкального развития школьников в системе полихудожественного образования показал, что она еще не решена на следующих уровнях:

— социальном: выявляется неспособность современной школы в полной мере использовать возможности музыкального искусства при выполнении социального заказа, требующего подготовки людей, которые обладают вариативностью взглядов на окружающую действительность, способны моделировать ситуации и процессы, характеризуются высоким творческим потенциалом;

— теоретическом: проявляется недостаточность теоретической разработанности проблем музыкального развития школьников в современных, стремительно меняющихся условиях жизни страны и региона;

— практическом: существует недостаток эффективных, учитывающих региональные особенности методик по музыкальному развитию учеников средней общеобразовательной школы.

Эти противоречия определили проблему исследования.

Объект исследования — целостный процесс музыкального обучения и воспитания школьников в системе полихудожественного образования.

Предмет исследования — педагогические условия и средства проектирования процесса и содержания музыкального развития школьников в региональной системе полихудожественного образования.

Цель исследования — разработка теоретических основ и методики музыкального развития школьников в региональной системе полихудожественного образования.

Задачи исследования:

— раскрыть сущность, содержание, структуру процесса музыкального развития школьников в региональной системе полихудожественного образования;

— выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие музыкальное развитие школьников в региональной системе полихудожественного образования;

— опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по музыкальному развитию школьников в региональной системе полихудожественного образования.

Сформулированные объект, предмет, цели и задачи, а также практика работы автора в среднем общеобразовательном учреждении позволили выдвинуть следующую гипотезу: эффективность музыкального развития школьников существенно повысится, если.

— в его основе будет находиться учебный процесс, который учитывает региональную специфику и основывается на четком определении и единстве всех структурных компонентов системы полихудожественного образования;

— содержание художественно-дидактического и музыкального материала будет отличать вариативность, проблемность, поэтапное усложнение, личная значимость и эмоциональная привлекательность;

— методы музыкального развития школьников в региональной системе полихудожественного образования будут учитывать причинно-следственные связи в организации учебного процесса и основываться на индивидуально-психологических свойствах личности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические исследования и идеи ученых из различных областей знаний:

— выдающихся философов — Д. Л. Андреева, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева, B.C. Соловьева, П. А. Флоренского;

— психолого-педагогические исследования П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Е. В. Назайкинского, В. Ф. Одоевского, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Петрушина;

— работы музыковедов Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, А. Н. Сохор, В. Н. Холоповой, М. К. Михайлова, М. С. Кагана, Л. А. Мазеля;

— труды педагогов Д. Б. Кабалевского, Б. Т. Лихачева, Е. В. Квятковского, Б. М. Неменского, Б. С. Мейлах, Э. Б. Абдуллина, Б. М. Целковникова Ю.Б. Алиева, Г. Т. Ардашировой, Л. П. Барышниковой, Л. В. Школяр, М.С. Красиль-никовой, Е. Д. Критской, В. О. Усачевой, М. С. Осенневой, Л. А. Безбородовой;

— региональные исследования И. И. Горловой, Н. Р. Туравец, А. И. Манаенкова, Н. Г. Денисова, В. И. Лях, Н. И. Бондаря, А. А. Слепова.

Выбранные теоретико-методологические основы определили методы и ход теоретико-экспериментального исследования проблемы. В работе использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретических — анализ литературы по педагогике, психологии, философии, эстетике, этнографии, истории, краеведениюобобщение опыта работы средних общеобразовательных учебных заведений региона по художественно-эстетическому воспитанию школьников и эмпирических — наблюдение за деятельностью учеников на уроках и во время внеклассных мероприятий, беседы со школьниками и педагогами, тестирование, анкетирование, интервьюирование, экспертная оценка результатов художественной деятельности, психолого-педагогический эксперимент.

Экспериментальная работа осуществлялась поэтапно с 1991 по 2004гг.

Первый этап (1991;1993 гг.) включал изучение проблемы в теории и практике педагогического образованиябыл осуществлен теоретический анализ научно-методической литературы, состояния художественного образования и инновационной практики региональных образовательных системопределены проблема, цель, объект и предмет исследованияразработан научный аппарат и методика опытно-экспериментальной работы.

Была выработана концепция образовательной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения лицей № 90 г. Краснодара в сфере художественного образования и созданы условия проведения экспериментально? о обучения. Проанализированная автором стратегическая и оперативно-тактическая диагностическая информация этого периода включала сведения о состоянии музыкального развития школьников.

Второй этап (1993;2003 гг.) имел целью проведение экспериментального обучения. На этом этапе осуществлялась экспериментальная работа по музыкальному развитию школьников в системе полихудожественного образования МОУ лицей № 90. Выявлялась эффективность педагогической системы, соответствие ее содержания и организационных принципов поставленным целям и задачам.

Разработанная экспериментальная программа полихудожественного образования предусматривала музыкальное развитие школьников на основе полихудожественного подхода, интеграции музыки с другими видами искусства, установления широких межпредметных связей, а также включения в этот процесс различных социально-культурных институтов.

Третий этап (2003 — 2004 гг.) — проверка эффективности разработанных педагогических условий музыкального развития школьников в процессе практической работы и корректировка педагогических воздействийосмысление опытно-экспериментальной работыобобщение полученных результатовпсихолого-педагогический анализ и интерпретация полученных данныхформулирование выводовразработка методических рекомендаций и определение перспектив дальнейшего исследования проблемы.

Опытно-экспериментальной базой является Муниципальное образовательное учреждение лицей № 90 г. Краснодара, который имеет статус федеральной экспериментальной площадки. В эксперименте участвовали 394 ученика лицея (1−11 классов) и 22 преподавателя.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие «полихудожественное образование» и впервые обоснован региональный компонент полихудожественного образования школьников.

2. Определены компоненты музыкального развития школьников в региональной системе полихудожественного образования.

3. Выделены и научно обоснованы познавательные составляющие музыкальной деятельности школьников в рамках целостного педагогического процесса общеобразовательного учреждения.

4. Выявлена структура поэтапного музыкального развития школьников, учитывающая уровни сформированности знаний, умений и навыков обучающихся в контексте взаимодействия искусств.

5. Разработаны педагогические основы и методика музыкального развития школьников, учитывающие структурирование и интеграцию элементов целостного учебного процесса и индивидуальных качеств личности школьника.

Теоретическая значимость исследования. В работе выявлена специфика региональной составляющей в полихудожественном образовании школьников. Раскрыта процессуальная природа музыкального развития школьника, основанная на структурировании элементов целостного учебного процесса, поэтапном развитии музыкальных способностей и формировании знаний, умений и навыков в контексте взаимодействия и синтеза искусств. Данные, полученные в результате исследования, расширяют и дополняют представления о музыкальном развитии школьников, позволяют проектировать процесс музыкального развития в системе полихудожественного образования с учетом регионального компонента.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

— разработана и экспериментально апробирована методика организации процесса музыкального развития школьников среднего общеобразовательного учреждения в условиях региональной системы полихудожественного образования;

— созданы оригинальные авторские программы и методические пособия по предметам эстетического цикла;

— основные положения и результаты исследования могут быть использованы при преподавании дисциплин художественного цикла и в предпрофиль-ной подготовке школьников.

Научная обоснованность и достоверность результатов изыскания обеспечена опорой на научную методологию, учетом достижений современной психолого-педагогической наукииспользованием совокупности методов, адекватных природе исследования, его целям и задачамрепрезентативностью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальное развитие школьника выступает особым показателем полихудожественного образования, интегрирующим в себе: музыкальность, креативность, художественно-образное мышление, творческое воображение, ценностные ориентиры, способность к глубокому переживанию эстетических чувств, наличие вкуса, мотивацию, проявляющуюся в широком интересе к музыкальной и творческой деятельности.

2. Музыкальное развитие школьников общеобразовательного учреждения осуществляется более эффективно, если реализуется в региональной системе полихудожественного образования, представляющего процесс изучения различных видов искусства на основе их интеграции в четко выделенных географических и исторических рамках, учитывающих специфику данного региона в сравнительно-сопоставительном контексте общих процессов образования и культуры. Региональная система полихудожественного образования включает в себя образовательные учреждения различного уровня (общеобразовательные и специализированные школы, лицеи, гимназиицентры детского творчества и художественные студииучилища культуры, педагогические, музыкально-педагогические, художественные, хореографические, музыкальные училищаКГУКИ), осуществляющие полихудожественное образование с учетом региональных особенностей, самобытности и традиций региональной культуры.

3. Структура и содержание музыкального развития школьников в региональной системе полихудожественного образования основывается на вариативности, проблемности, поэтапном усложнении художественно-дидактического и музыкального материала, усилении его личной значимости для обучающихся.

4. Эффективность музыкального развития школьников в региональной системе полихудожественного образования обеспечивается: а) установлением взаимосвязи между структурированием и интеграцией элементов целостного учебного процесса и индивидуальными качествами личности школьникаб) использованием специальных методов: продуцирования полихудожественных свободных ассоциаций, реализуемых через интонационный анализ произведений искусства и переинтонирование художественного образаувеличения емкости и растягивания смыслов и значений на основе знаковой замещаемости одного вида искусства другим, через переинтонирование образа на язык смежного вида искусства, перевода его в другую модальность, через полифонизм деятельности и художественное моделированиеперевода понятийного мышления в образное (вхождение в музыку через внемузыкальные сферы), сопряженное с проведением аналогий, сравнений, возникновением полихудожественных ассоциацийввода элементов зрелищного общения через театрализацию и игру.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения материалов на заседаниях кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного университета культуры и искусствна заседаниях методического объединения художественно-эстетического воспитания лицея № 90- на научно-методической конференции Краснодарского музыкально-педагогического училищана Краснодарской краевой выставке педагогического мастерства «Школа на пороге XXI века» (1999 г.), где работа автора была удостоена диплома лауреатана региональных научно-практических конференциях (2001; 2004 гг.).

Результаты исследования музыкального развития отдельных представителей группы сводились в общую таблицу, отражающую степень музыкального развития каждой группы школьников. В этой таблице отмечался среднеарифметический показатель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ литературы, анализ практики современного образования показывают, что возможности искусства, его потенциал в образовании, воспитании и развитии школьников в полной мере не использованы, и потому исследования в сфере художественного образования не теряет своей актуальности.

Данное исследование является результатом поиска эффективных педагогических условий и методик музыкального развития школьников. Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Музыкальное развитие школьников осуществляется более успешно в системе полихудожественного образования детского образовательного учреждения, включающей интеграцию и взаимодействие музыки с другими искусствами на основе их внутреннего родства, особенностью которой является использование методов.

1) продуцирования полихудожественных свободных ассоциаций;

2) увеличения емкости и растягивания смыслов и значений на основе знаковой замещаемости одного вида искусства другим;

3) перевода понятийного мышления в образное;

4) ввода элементов зрелищного общения;

2. Полихудожественный подход к музыкальному развитию школьников позволяет понять значение музыки в общем поле культуры человека, предусматривает эффективное использование взаимодействия и интеграции искусств на занятиях художественно-эстетического цикла, создает возможности для обогащения школьников жизненными и многообразными художественными впечатлениями, развивает их интерес к окружающей действительности, активизирует художественно-творческую деятельность, способствует накоплению практического полихудожественного опыта, позволяющего, отбросив привычные установки и учитывая альтернативу, создавать принципиально новые подходы при решении проблем, а также видеть необычное в традиционной ситуации.

3. Апробация в опытно-экспериментальной работе содержания музыкального развития школьников в системе полихудожественного образования детского образовательного учреждения с учетом культурных и художественных особенностей региона показала, что данная система обеспечивает а) приобретение учащимися знаний умений и навыков в области музыкального и других видов искусстваб) усвоение опыта полихудожественной творческой деятельностив) формирование личностных качеств, полихудожественного мировоззрения, морально-ценностных ориентацийг) накопление многообразных музыкальных и полихудожественных впечатленийд) владение художественно-образным языком музыки, других искусств и универсальным языком искусства в целоме) приобщение к духовным, историческим и народно-художественным традициям России и Кубаниж) развитие интереса к мировой художественной культуре.

В ходе исследования были решены поставленные задачи: а) раскрыта сущность, содержание, структура процесса музыкального развития школьников в региональной системе полихудожественного образованияб) выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие музыкальное развитие школьников в региональной системе полихудожественного образованияв) опираясь на результаты исследования, разработаны научно-практические рекомендации по музыкальному развитию школьников в региональной системе полихудожественного образования.

Основные научно-методические положения данного исследования апробированы и внедрены в педагогическую практику. Проблемы музыкального развития школьников неоднократно обсуждались на городских, краевых и региональных педагогических конференциях, проводимых Краснодарским государственным университетом культуры и искусств.

Вопросы, которые мы рассмотрели в своем исследовании, целиком не исчерпывают затронутой нами проблемы. Дальнейшая исследовательская работа по музыкальному развитию школьников в системе полихудожественного образования может быть продолжена, углублена и направлена по пути включения в систему полихудожественного образования новых видов искусства и дальнейшей разработки содержания музыкального образования, создания новых интегрированных курсов и программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки Текст. / Э. Б. Абдуллин // Науч.-метод. материалы для слушателей курсов повышения квалификации ин-тов усовершенствования учителей по предмету «Музыка». -М.-МИРОС, 1992.-72 с.
  2. , Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе Текст. / Э. Б. Абдуллин: пособие для учителя. М., 1983. -111с.
  3. , П.В. Философия Текст. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М., 1997.-449 с.
  4. , Д.Л. Собрание сочинений Текст.: в 3 т. / Д.Л. Андреев- сост. А. А. Андреева. М.: Урания, 1997. — 2 т. — 608 с.
  5. , Д.Л. Собрание сочинений Текст.:в 3 т. / Д.Л. Андреев-, сост. и подгот. текста А. А. Андреевой М.: Урания, 1996. — 3 т. — :56 е.: ил.
  6. Античная музыкальная эстетика Текст.: очерк и собрание текстов проф. А. Ф. Лосева. М., 1977.- 304 с.
  7. , О.А. О праве учителя-музыканта на эксперимент Текст. / О. А. Апраксина // Музык. воспитание в школе. М., 1978. — вып. 13. — С. 66−76.
  8. , М. Мышление, зык, семантика Текст. / М. Арановский // Проблемы музык. мышления. М., 1974. — С. 90−128.
  9. , Г. Т. Искусство в процессе формирования личности учителя Текст.: дис. д-ра пед. Наук / Г. Т. Ардаширова.- М., 1994. 467 с.
  10. , А. Введение в культурологию Текст.: учеб. пособие / А. Арнольдов. М.: Народ. Акад. культуры. — 1993. — 352 с.
  11. , Б. Критические статьи и рецензии Текст. / Б. Асафьев Л., 1973 120 с.
  12. , Б. Музыкальная форма как процесс Текст. Кн. 1 и 2 / Б. Асафьев- ред., вступ. статья Е. М. Орловой. -2-е изд. Л.: Музыка, ленингр. отд-ние, 1971. — 376 с.
  13. , Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании Текст. / Б. В. Асафьев. 2-е изд. М., 1973. — 144 с.
  14. , С. Синтез искусств в древнерусской культуре Текст. / С. Барковская // Искусство в школе. 2004, № 2 — С. 13.
  15. , М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук Текст. / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. — 333 с.
  16. , М.М. Эстетическое наследие и современность Текст.: меж-вуз. сб. науч. трудов / М. М. Бахтин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. -ч.1. — 175 с.
  17. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст.: сб. изб. тр. / М.М. Бахтин- примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. -423 с.
  18. , JT.A. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях Текст.: учеб. пособ. для студ. муз. фак. педвузов / JI.A. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 416 с.
  19. , Д.Б. Пути к творчеству Текст. / Д. Б. Богоявленская. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  20. , Н.И. Кубанское казачество: Этнос народ. или. [Текст] / Н. И. Бондарь // Кубанские казачьи ведомости. 1991, № 4. — С. 3 — 16.
  21. , Н.И. Этнокультурная ситуация на Кубани Текст. / Н. И. Бондарь // Материалы науч.-практич. конф.: сб. ст.- Кубань, 1991- С. 23−28.
  22. , Г. Этика Текст. / Г. Бандзеладзе. Тбилиси, 1979. — 124с.
  23. , Н.А. Дух и реальность Текст. / Н.А. Бердяев- вступ. ст. и сост. В. Н. Колюжного. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2003. — 688 с.
  24. , Н.А. Кризис искусства Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Изд. Интерпринт, 1990. — 48 с.
  25. , Н.А. О человеке, его свободе и духовности Текст.: избр. труды / Н.А. Бердяев- ред. сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М.: МПСИ: Флинта, 1999 — 311 с. (Духовное единение: избр. соч. выдающихся мыслителей в 25 томах. Кн. 1.)
  26. , Н.А. Философия творчества, культуры искусства Текст.: В 2-х т. / Н. А. Бердяев. М. — 1994. — 1. т. — 600 е.- 2. т. — 510 с.
  27. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст.: в 2 т. / П.П. Блонский- сост. и авт. вступ. ст. М. Г. Данильченко, А.А. Никольская- под. ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 1 т-304 с.- 2 т.-399 с.
  28. , П.П. Избранные педагогические произведения Текст. / П. П. Блонский — вступ. ст. Ф. Королева, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 695с.
  29. , П.П. Память и мышление Текст. / П. П. Блонский. СПб.: Питер, 2001. — 288 с. -(Психология — классика).
  30. , М.Ш. Введение и музыкознание Текст.: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / М. Ш. Бонфельд. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 224 е.: нот.
  31. , Н.В., Педагогика Текст.: учебник для вузов / Н.В. Бор-довская, А. А. Реан. СПб: Питер, 2001. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»).
  32. , Ю.Б. Эстетика Текст.: учебник / Ю. Б. Борев. М.: Высш. школа., 2002.-511 с.
  33. , Н.Ф. Об основах межпредметных связей Текст. / Н.Ф. Бо-рисенко. М.: Сов. педагогика, 1971. — 30 с.
  34. , Дж. С. Психология познания: за пределами непосредственной информации Текст. / Дж. Брунер- пер. с англ. К.И. Бабицкого- предисл. и общ. ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  35. , Е.Г. О приобщении детей к народному искусству и художественным ремеслам Кубани Текст. / Е. Г. Вакуленко. Краснодар, 1991. — С. 109−111.
  36. , В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства Текст. / В. В. Ванслов. М.: Просвещение, 1966. — 300 с.
  37. , Дж. Избранные письма Текст. / Дж. Верди.- Л., 1973- 205 с.
  38. , Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду Текст. / Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Н. С. Карпинская / Под общ. редакцией Н. А. Ветлугиной. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 372 е.: ил., нот.
  39. , Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду Тест.: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. М.: Просвещение, 1983. -255 с.
  40. , Н.А. Художественное творчество и ребенок Тест. / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В. А. Езикеева и др. М.: Педагогика, 1972. — 287 е.: ил., нот.
  41. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе Текст.: межвуз. сб. науч. трудов. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. 155 с.
  42. , В.К. Психология эмоциональных явлений Текст. / В.К. Ви-люнас. М.: Изд-во МГУ, 1976. -142 с.
  43. , С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика Текст. / С. М. Вишняков. — М.: НПЦСПО, 1999.-538 с.
  44. , П.С. В словах и звуках вечный ключ сердец Текст. / П. С. Волкова // Музыка начинается там, где кончаются слова: Книга для учителя. -Астрахань-М., 1995.-С. 16−30.
  45. Вопросы музыкальной педагогики Текст.- М., 1979.- вып.1.- 159 с.
  46. , JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л. С. Выготский. СПб., 1997. — 92 с.
  47. , JI.C. Психология искусства Текст. / JI.C. Выготский. -Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. 480 с.
  48. , JI. Избранные психологические исследования Текст. / J1. Выготский. М., 1956. — 320 с.
  49. , Н. Традиционная народная культура и музыкальная пропедевтика Текст. Н. Гаврюшенко // Традиционная культура и дети. Краснодар, 1994. — С. 263−269.
  50. Гегель, В.-Г.-Ф. Эстетика Текст.: В 4 т. / В.-Г.-Ф. Гегель. М.: Искусство, 1971. — Т.З. — С. 293.
  51. , И.А. Музыка и духовное творчество Текст. / И. А. Герасимова // Вопросы философии. 1995, № 6. — С. 9−11.
  52. , Л.Я., Самоактуализационный тест Текст. / Л. Я. Гозман, М. В. Крое [и др]. М., 1983. — 26 с.
  53. , В.О. Философия для технических вузов. Текст. / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, B.C. Любченко. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2001. -512с.
  54. , И. Свет культуры в мире информации Текст. / И. Горлова // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 1995. — № 1. — С. 6−8.
  55. , И., Манаенков А., Лях В. Культура кубанских станиц. 17 941 917 Текст.: исторический очерк / И. Горлова, А. Манаенков, В. Лях. Краснодар, 1993.- 130 с.
  56. , И.И. Культурная политика, культурологическое образование: региональный аспект Текст. / И. И. Горлова. Краснодар, 1997. — 179 с.
  57. , А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний Текст.: руководство по театральной психологии / А. Л. Гройсман. М., 1998. — 436 с.
  58. , Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. Текст. / Е. А. Громова. М., 1980. — 181 с.
  59. , Р.И. Всеобщая история музыки Текст.: учеб. пособие для му-зыковедч. отд-ний консерваторий / Р. И. Грубер. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Музгиз, 1960.-ч 1.-488 с.
  60. , JI.H. География этноса в исторический период Текст. / JI.H. Гумилев- АН СССР, Географич. об-во СССР. JL: Наука, Ленинград, отд-ие, 1990.-278 с.
  61. , JI.H. Древние тюрки Текст. / JI.H. Гумилев. М.: Товарищество «Клытников — Комаров и К», 1993. — 543 е.: карт.
  62. , JI.H. Древняя Русь и Великая степь Текст. / JI.H. Гумилев. -М.: ACT, 2000.-846 с.
  63. , JI.H. Из истории Евразии Текст.: очерк / JI.H. Гумилев- пре-дисл. В.Ермолаева. М.: Искусство, 1993. — 78 е.: ил.
  64. , JI.H. Этногенез и биосфера Земли Текст. / JI.H. Гумилев. -М.: ACT, 2002. 660 с. [Классическая мысль].
  65. , Ж. Ритм Текст. / Ж. Далькроз Э. М.: Классика — XXI, 2001.-248 с.
  66. , Н.Г. Художественная культура Кубани Текст. / Н. Г. Денисов, В. И. Лях Краснодар: «Экоинвест», 2000. — 300 с.
  67. , Б.И. Эмоция как ценность Текст. / Б. И. Додонов. М., 1978. — 272 с.
  68. Единая трудовая школа и примерные планы занятий в ней Текст. -Вятка, 1918.- 107 с.
  69. , А.Ф. Происхождение искусства Текст. / А. Ф. Еремеев. М.: «Молодая гвардия», 1970. — 272 е.: ил.
  70. Живой мир искусства Текст.: программа для школьников 1−4 кл. -М., 1998.-40 с.
  71. , В. Аким Дмитриевич Бигдай и его сборник «Песни кубанских казаков» Текст. / В. Захарченко // Песни кубанских казаков. Краснодар, 2002. — С.5−24.
  72. , И. Теория восприятия и этномузыковедческая практика Тект. / И. Земцовский // Сов. музыка. М., 1986, № 3. — С.62−67.
  73. , А.Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы Текст. / А. Я. Зись. М.: Искусство, 1975. — 344 с.
  74. , Е.Н. Взаимодействие искусств в истории дошкольной педагогики в России конец XIX—XX вв.ек Текст. дис. канд. пед. наук / Зуйкова Е. Н. -М., 1996. -176 с.
  75. Искусство, музыкознание, музыкальная педагогика Текст.: Хрестоматия / Сост. Э. Б. Абдуллин, Б. М. Целковников. Вып.1. — 4.2. — М., 1991. -312 с.
  76. , Д.Б. Воспитание ума и сердца Текст.: книга для учителя. / Д. Б. Кабалевский. изд. 2-е, испр. и доп. — М., 1984. — 206 с.
  77. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение Текст. / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  78. , М.С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике Текст. / М. С. Каган.-Л., 1971.-507 с,
  79. , М.С. Музыка в мире искусств Текст. / М. С. Каган // Советская музыка. -М., 1987. № 1. — С. 26−38.
  80. , Г. М. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 176 с.
  81. , Н.П. Взаимодействие искусств в художественномвоспитании Текст.: сб. трудов / Н.П. Коляденко- под ред. М. М. Берменчик // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск, 1989. — 67 с.
  82. , И.В. Самосознание культуры на рубеже тысячелетий Текст. / И. В. Кондаков // Общественные науки и современность. М.: РАН. -2001.-№ 4.-С. 143.
  83. , М. Психология от А-Я Текст.: Словарь-справочник / М. Кордуэлл / пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 448 с.
  84. , В.М. Воспитывающее обучение Текст. / В. М. Коротов. -М.: Просвещение, 1980. 191 с.
  85. , А. О фортепианном искусстве Текст. / А. О. Корто. М., 1965. — 363 с. нот., ил.
  86. , JI.C. Воображение и его роль в сознании Текст. / JI.C. Коршунов. М., 1979. — 145 с.
  87. , А.И. Культурология Текст.: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. М.: Академич. проект, 2001.- 496 с. — (Jandeamus).
  88. , М.С. Методы изучения крупных музыкальных произведений в школе Текст. // Теория и методика музык. образования детей: науч.-метод. пособие / JI.B. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998. — С. 108 — 140.
  89. , В.Г. Философия Текст.: учебник / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Мамджян. М.: ИНФРА — М, 2001. — 519 с.
  90. , Е.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема Текст. // Теория и методика музык. образования детей: науч.-метод. пособие / JI.B. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998.-С. 80- 108.
  91. , Е.Д. Методы интонационно-стилевого постижения музыки Текст. // Теория и методика музык. образования детей: науч.-метод. пособие / JI.B. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998.-С. 108- 140.
  92. , B.C. Этнопедагогика и этнопсихология Текст. / B.C. Кукушкин, Л. Д. Столяренко Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2000. — 448 с.
  93. , П. Г. Влияние межпредметных связей на усвоение програм-ного материала в вечерней школе Текст. дис. .канд. пед. наук / Кулагин П.Г.-М., 1965.-210 с.
  94. , Т. Тауль Хинделит Текст. / Т. Левая, О. Леонтьева. М., 1974. — 279 с.
  95. , B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы Текст. / B.C. Леднев. 2-е изд., перераб. — М.: Высш. школа, 1991. -224 с.
  96. , Р. Музыка Свиридова в малом театре Текст. / Р. Леднев // Сов. музыка. М., 1974, № 9. — С. 84.
  97. , К. Акцентуированные личности Текст. / К. Леонгард, пер. с нем. Лешинской. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. — 448 с.
  98. , И .Я. Дидактическая система методов обучения Текст. / И .Я. Лернер. -М.: Знание, 1976. 170 с.
  99. , А.Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2 т./ А.Н. Леонтьев- под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 2 т. -318с.
  100. , А.Н. Лекции по общей психологии Текст.: учеб. пособие для вузов- под. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000. — 511 с.
  101. , А.Н. Психологические исследования Текст.: сб. ст., ред-кол.: А. Н. Леонтьев и др. М.: Изд. МГУ, 1969. — вып.1. — 172 е.: ил.
  102. , А.Н. Эволюция психики: Избранные психологические труды Текст. / А. Н. Леонтьев, АПСН, МПСИ. М.: МПСИ: Воронеж: Модекс, 1999. — 415 с. — (Психологи Отечества: Избранные труды: в 70-ти т. / гл. ред. Д.И. Фельдштейн).
  103. , Ф. О Ф. Шопене Текст. / Ф. Лист. М., 1958. — 232. с.
  104. , Б.Т. Педагогика: курс лекций Текст.: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК./ Б. Т. Лихачев. -4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2000. — 523 с.
  105. , А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Текст. Психология индивидуальных различий: Тексты. / А. Е. Личко. 2-е изд. доп. перераб. — Л.: Медицина., ленингр. отд-ние, 1983. — 255 е., ил.
  106. , А.Ф. Владимир Соловьев и его время / А. Ф. Лосев. М.: Прогресс, 1990.-119 е.: ил.
  107. , А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / А.Ф. Лосев- сост. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1998. — 750 с.
  108. , Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики Текст. / Ю. Лотман. Таллин, 1973. — 35 с.
  109. Лях, В. И. Инновационные процессы в художественном образовании Текст. / В. И. Лях // Многоур. система профессионал. Художеств, образования: проблемы интеграции и дифференциации, материалы регион, науч.-практич. конф. Краснодар, 2002. — С. 180 — 183.
  110. , A.M. Народные художественные традиции в эстетическом воспитании школьников (на материале Дагестанской АССР) Текст.: дисс. .канд. пед. наук. / Магомедов A.M.- Казань, 1986. 182 с.
  111. , И.В. Эстетическое в системе ценностей Текст. /И.В. Малышев. Ростов н/Д, 1983. — 135 с.
  112. , Э. Дидактические функции межпредметных связей в формировании у учащихся естественных понятий Текст.: дис.. д-ра пед наук / Мамбекатунов Э. — Бишкек, 1991. — 410 с.
  113. , Л. Дидактические условия формирования у учащихся готовности к творческой деятельности Текст.: дисс.канд. пед. наук. Киев, 1997. — 187 с.
  114. , Ф. Кубань колония России или равноправный член Федерации? Текст. / Ф. Мамулов // Кубанские новости. — Краснодар, 1993. — 10 февраля. — С. 2.
  115. , Л.П. Педагогика искусства: теория и практика Текст. / Л. П. Маслова Новосибирск: изд-во НИПК и ПРО, 1997. — 136 е., ил.
  116. , А. Условия творческого труда Текст. / А. Майтенко, пер. с польск. Д.И. Иорданского- под ред. и с послесл. Я. И. Пономарева М.: Мир, 1970.-303 с.
  117. , A.M. Развитие творческой активности школьников Текст. / A.M. Матюшкин, И. С. Аверина, Г. Д. Чистякова и др.- под ред. A.M. Матюшкина- НИИ общ. пед. и психол. АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. -155 с.
  118. , В.В. Духовные акценты в содержании музыкального образования Текст. // Теория и методика музык. образования детей: науч.-метод. пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др.- М.: Флинта: Наука, 1998.- С. 108 140.
  119. , В.В. Человек в зеркале интонационной формы Текст. / В. В. Медушевский // Сов. Музыка. М., 1980. — № 9. — С. 39−48.
  120. , В. Углублять концепцию музыкального обучения Текст. / В. Медушевский // Проблемы музык. обучения и воспитания. М., 1984. -С. 32.
  121. , В.В. О закономкрностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В. Медушевский М., 1973.- 254 с.
  122. Мелик-Пашаев, А. Снова о критериях Текст. / А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе М., 2003. — № 5 2003. — С. 19−23.
  123. Мелик-Пашаев, А. Первый пласт эстетического развития Текст. (По материалам выступления в ИХО РАО, посвященному эстетич. опыту детей) / А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. М., 2003.- № 6. — С.30−32.
  124. Методологическая культура педагога-музыканта Текст.: учеб. пособие. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Винилихина,
  125. Н.В. Морозова, Е. В. Николаева, Б. М. Целковников.- под ред. Э. Б. Абдуллина. -М.: Изд. центр «Академия», 2002. 272 с.
  126. , М.К. Этюды о стиле в музыке Текст.: Статьи и фрагменты / М. К. Михайлов, сост. ред. и примеч. М. Арановского.- Л.: Музыка, 1990. -288 с.
  127. , В.П. Видовая специфика и синтез искусств Текст. / В. П. Михалев. К.: Радяньска школа, 1984. — 61 с.
  128. , В.П. Тайны вокальной речи Текст. / В. П. Морозов. Л.: Наука, ленингр. отд., 1967. — 204 с.
  129. , В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты Текст. / В. П. Морозов // Психолог, журнал. 1993. — № 1. — С. 18−31.
  130. , А.А. Межпредметные связи как средство повышения педагогического мастерства Текст.: дис. .канд. пед. наук / Музалев А. А. К., 1991.- 176 с.
  131. Музыка в школе Текст.: науч.-методич. журн. / Учредитель Н. Ку-шаев. — 1999, декабрь. — Двухмес. — ПИ № 77 — 1332. — М.: Музыка в школе, 2002, № 1 — 6- 2003, № 1 — 6- 2004, № 1−5.
  132. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв.еков Текст.: сб. переводов / сост. текстов и общая втуп. ст. В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1971.-688 с.
  133. Музыкальная эстетика западно-европейского средневековья и Возрождения Текст. / сост. текстов и общ. вступ. ст. В. П. Шестакова. М.: «Музыка», 1966. — 574 с.
  134. Музыкальная эстетика стран Востока Текст.: сб. / общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова. М., 1967. 414 с.
  135. , М.П. Письма Текст. / М. П. Мусоргский. М., 1984. — С. 83, 87, 160.
  136. , В.Н. Психология отношений Текст.: избр. психолог, труды / В.Н. Мясищев- под ред. А.А. Бодалева- Воронеж: Модекс, 1998. 363 с. (Психологи Отечества, избр. психолог, труды: в 70-ти т.).
  137. , Е.В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е. В. Назайкинский. М., 1972. — 383 с.
  138. Образование: Электронный ресурс. М.: MEDIA 2000 (профессиональная библиотека делового человека) вып 1. — 2000. — 1 СД-диск- 12 см (СД 141-эчз).
  139. , К. Психология влечений человека Текст. / К. Обухов-ский- пер. с польск. В.И. Могилева- ред. и послесл. д-ра мед. наук проф. Б. М. Сагала. М.: ПРОГРЕСС, 1972. — 247 с.
  140. , М.С., Безбородова JI.A. Методика музыкального воспитания младших школьников Текст.: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. -М.: Изд. центр «Акадкмия», 2001. 368 с.
  141. , В.Ф. Избранные музыкально-критические статьи Текст. / В.Ф. Одоевский- вступ. ст. В. Протопопова. М. — JL, Музгиз, 1951. — 120 с.
  142. , В.Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / В.Ф. Одоевский- сост., ред. вступ. ст. и прим. В. Я. Струмского. М., Учпедгиз, 1959.367 е.: ил., портр.
  143. Основы эстетического воспитания Текст.: пособие для учителя / Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др.- под ред. Н. А. Кушаева. М.: Просвещение, 1986. — 240 с.
  144. Педагогический вестник Текст.: общероссийская газета для родителей, учеников и учителей / учредитель Л. И. Рувинский. 1994, май. — 2 раза в мес. — 10 000 экз. — М: Медиа-пресса. — 2003. — №№ 1−24- 2004 №№ 1−20.
  145. , Г. И. Искусство музыки Текст. / Г. И. Панкевич. М: Знание, 1987. — 112 с. — (Нар. ун-т, Факультет лит. и искусства).
  146. , В.И. Музыкальная психология Текст. / В. И. Петрушин. -М.: ТОО «Пассим», 1994. 304 с.
  147. , В.И. Моделирование эмоций средствами музыки Текст. / В. И. Петрушин // Вопросы психологии. 1988. — № 5. С. — 6−8.
  148. , В. Музыкальная культура Кубани и ее особая роль в эстетическом воспитании личности Текст./В. Пономарев//Человек в мире искусства: информ. аспекты: тез. докл. Краснодар, 1994. — 42. — С. 376−378.
  149. , В.А. Дидактика высшей школы Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Попков, А. В. Коржу ев. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 136 с.
  150. Программа средней школы: проект для обсуждения Текст. М., 1965. (АПН РСФСР НИИ ХВ) на правах рукописи. Музыкальное искусство.
  151. Проект программы средней школы Текст. АПН РСФСР М.: Просвещение, 1965. — 96 с.
  152. Программы регионального (кубанского) компонента содержания общего среднего образования Текст. Краснодар, 1994. — Вып.2. — 139 с.
  153. , В.А. Эстетический всеобуч. Принципы. Методика. Программное обеспечение Текст.: пособие для работников клуб, учреждений. ВНИЦ и КПР МК СССР. М., 1987. — 233 с.
  154. , Е. С. Современный словарь по педагогике Текст. / сост. Е. С. Рапацевич. Минск.: «Современное слово», 2001.-928 с.
  155. , В.Г. Резервы музыкальной педагогики Текст. / В.Г. Раж-ников. М.: Знание, 1980. — 96 е.: ил.
  156. , В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении Текст. / В. Г. Ражников // Вопросы психологии. 1988, № 1. — С. 33−41.
  157. Ребенок за роялем Тест.: Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике. / пер. с нем. П. Дорохова и Ж. Согомонян- ред. Г. Балтер. М.: Музыка, 1981. — 324 с.
  158. , Т.И. Взаимодействие искусств в подготовке педагогических кадров к художественно-просветительской деятельности Текст.: дис. .д-ра пед наук / Рейзенкинд Т. И. М., 1998. — 416 с.
  159. Рубинштейн, C. J1. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира Текст. / C.JI. Рубинштейн- АН СССР. Ин-т философии. М.: АН СССР, 1957. — 328 с.
  160. Рубинштейн, C. J1. О мышлении и путях его исследования Тукст. / С. Л. Рубинштейн. М.: изд-во АН СССР, 1958. — 157 с.
  161. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: ПИТЕР КОМ, 1999. 720 с. — (Мастера психологии).
  162. , М. Межэтнические отношения в крае Текст. // Международ, жизнь. 1994. — № 7−8. — С. 141−144.
  163. , А.Е. Дидактические условия реализации межпредметных связей в профессиональной подготовке студентов в вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Е. Свитич.-Ташкент., 1989. 201 с.
  164. , В. Методологическая культура учителя Текст. / В. Сла-стенин, В. Тамарин // Сов. педагогика. М., 1990. — № 10. — С. 7−9.
  165. , В. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. Сластенин, Л. Подымова. М., 1997. — 221 с.
  166. В.А. Педагогика Тест.: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. -512 с.
  167. , М.В. Синтез искусств и проблема развития творческих способностей Текст.: традиция музык. восприятия в Древнем Востоке и современность / М. В. Смирнова // Взаимодействие искусств. Астрахань, 1987. — С. 222.
  168. Современные проблемы истории образования и педагогической науки Текст.-М., 1994. Т.1.-4.1.-С. 10.
  169. , JI. Краснодар Текст.: историч. очерк / JL Солодухин, Я. Куценко, Г. Чучмай. Краснодар, 1968. — 342 с.
  170. , В. С. Сочинения Текст.: в 2 т. / сост. общ. ред. и втуп. ст. А. Ф. Лосева и Н.А. Кормина- АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1988. -1 т. — 892 е.- 2 т. — 822 с.
  171. , B.C. Избранные произведения / B.C. Соловьев. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 1998. — 544 с. (Выдающиеся мыслители).
  172. , А.Н. Воспитательная роль музыки Текст. / А. Н. Сохор. -Л.: Музыка, 1975. 64 с.
  173. , А.Н. Музыка как вид искусства Текст. / А. Н. Сохор М.188 с.
  174. Социальные и гуманитарные науки. История, Археология и этнография: библиограф, базы данных: Электронный ресурс.: поступления 1986−2002 гг. / РАН, ин-т науч. информ. по обществ, наукам. М.: ИНИОН РАН, 2003. — 1 СД-диск (12 см) (СД 263-ИБО).
  175. Социальные и гуманитарные науки. Философия и социология: библиограф. базы данных: Электронный ресурс.: поступления 1981−2002 гг. / РАН, ин-т науч. информ. по обществ, наукам. М.: ИНИОН РАН, 2003. — 1 СД-диск (12 см) (СД 259-ИБО).
  176. , В.А. Об эстетическом воспитании Текст. / В.А. Су-хомлинский. М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
  177. , И. Жажда жизни Текст. / И. Стоун М., 1963. — 419 с.
  178. , А.Д. Взаимодействие естественных, общественных и технических наук Текст. / А. Д. Урсул // «Философские науки». 1981. — № 2. — С. ИЗ.
  179. Учительская газета / учредитель журналистский коллектив редакции. — Еженед. — 985 000 экз. — М.: Изд. дом «Учительская газета». — 2003. — №№ 1−52.- 2004. №№ 1−45.
  180. , К.Д. Воспитание человека Текст.: избранное / К.Д. Ушинский- сост., вступ. ст. С. Ф. Егорова. М.: Карапуз, 2000. — 256 с.
  181. , JI.A. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования Текст.: дисс. .доктора пед. наук / Тарасова Л. А. М., 1997. — 352 с.
  182. Теория и методика музыкального образования детей Текст.: науч.-методич. пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Крицкая, и др. М.: Флинта-Наука, 1998. — 336 е.: ил.
  183. Теория и методика обучения игре на фортепиано Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Каузова, А. И. Николаева, Т. Н. Воронова, Р. Н. Гржибовская, К. А. Цатурян. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.-368 с.
  184. , Б.М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов. Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — 336 с.
  185. , Г. А. О профессии режиссера Текст. / Г. А. Товстано-гов. М.: Всероссийское театральное общество, 1965. — С. 231−232.
  186. , Н. Р. Музыкальная культура Кубани Текст.: система регион. непрерывного художеств.-эстетич. образования / Н. Р. Туравец. Краснодар, 1997.-95 с.
  187. , Н.Р. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методика, теория, практика Текст.: монография /Н.Р. Туравец.-Краснодар, 1998. 179 с.
  188. , Н. Стилевой синтез музыкального искусства Кубани Текст. / Н. Туравец // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 1995. -№ 1. — С. 30−32.
  189. , Н.Р. Сравнительно-сопоставительный аспект анализа музыкальных произведений при изучении народной музыки в школе. Текст.: материалы пятых Виноградовских чтений «Дети и народные традиции» / Н. Р. Туравец. Челябинск, 1991. — С. 35−38.
  190. , Н.Р. Всматриваясь в прошлое Текст.: о стилевых поисках в музыкальном искусстве Кубани / Н. Р. Туравец // Юго-Плис. 1994. — № 3. — С. 11−14.
  191. , Ю.Н. О програмности в произведениях Шопена Текст. / Ю. Н. Тюлин. М., 1968. — 17 с.
  192. , А. С регионов возрождается Россия Текст.: материалы Всеросийской науч.-практ. конф. «Региональная политика в современной России» / А. Ушаков // Вольная Кубань. 1995. — 25 ноября — с.З.
  193. , М. Понимание при делании: сознавание через движение Текст.: хрестоматия / М. Фельденкрайз- под ред. В. Ю. Баскакова. М., 1997. — С.51−100.
  194. , М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога Текст.: учеб. пособие для муз. училищ / М. Э. Фейгин. изд. 2-е, перераб. доп. -М.: Музыка, 1975. — 110 с.
  195. Философия образования для XXI века Текст. / под ред. Н.Н. Пахо-мова, Ю. Б. Тупталова. М., 1992. — С. 22−43.
  196. М.М. Бахтина и этика современного мира Текст.: сб. науч. ст. / Редкол. Р. И. Александрова, О. В. Брейкин и др. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. — 112 с.
  197. Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика Текст.: хрестоматия / сост. Э. Б. Абдуллин, Б. М. Целковников. Вып.1. -Ч.1.-М., 1991.-324 с.
  198. , Т.А. Катарсис как осознание Текст. / Т. А. Флоренская // Художественное творчество. Д., 1982. — С. 13−15.
  199. , П.А. Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории философии искусства и археологии / П. А. Флоренский. М.: Мысль, 2000. — 447 е.: ил. — (Философское наследие: т. 131).
  200. , П.А., священник Сочинения Текст.: в 4 т. / П.А. Флоренский- сост. и общ. ред. Игумена Андроника (А.С. Трубачева). М.: Мысль. -1 т. — 1994. — 799 е.- 2 т. — 1996. — 879 е.- 3 т. — 1999. — 622 с.:ил., нот.- 4 т. -1998.-796 с.
  201. Фохт Бабушкин, Ю. У. Искусство и духовный мир человека Текст.: об особенностях воздействия искусства на личность / Ю. У. Фохт — Бабушкин. — М.: Знание, 1982.- 14 с.
  202. , С.Е. Пианизм как искусство Текст. /. С. Е. Фейнберг. М.: Музыка, 1969. — 598 с. нот., ил.
  203. , В.Н. Музыка как вид искусства Текст.: учеб. пособие. -СПб.: Изд-во Лань, 2000. 320 с.
  204. Целевая комплексная программа «Система непрерывного художественно-эстетического воспитания и образования различных групп населения» Текст. Начальная школа. Краснодар, 1989. — 4.2. — 118 с.
  205. , Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла. Исследование Текст./Б.М. Целковников-М., 1999. 367 с.
  206. , Г. М. Обучение игре на фортепиано Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин- тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / Г. М. Цыпин -М.: Просвещение, 1984. 176 с.
  207. , Г. М. Музыкант и его работа Текст.: проблемы психолог, творчества. М., 1988. 384 с.
  208. , П.И. Музыкально-критические статьи Текст. / П. И. Чайковский. М., 1953. — 209 с.
  209. , П.И. Полн. собр. соч. Текст. / П. И. Чайковский. М. -Т. 14.-80 с.
  210. , В.Н. Музыка в школе Текст. / В. Н. Шацкая // Художественное воспитание средствами музыкального искусства. М., 1950. — С. 28.
  211. С. Педагогические сочинения / С. Шацкий. М., 1965. — т. 4. — 328 с.
  212. , Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков Текст.: дис. .д-ра пед. наук / Шевченко Г. П. Ворошиловград, 1986. — 418 с.
  213. , Г. П. Формирование у младших подростков представлений о художественном образе средствами комплексного воздействия искусств Текст.: дис. .канд. пед. наук / Г. М. Шевченко. М., 1973. — 187 с.
  214. , Г. П. Эстетическое воспитание в школе Текст.: учеб.-метод. пособие / Г. П. Шевченко.-Киев: Радяньска школа, 1985.-136 с.
  215. , В.А. Содержательный анализ инструментальных сочинений на уроках музыки в школе Текст. / В. А. Школяр // Теория и методика музык. образования детей: науч.-методич. пособие. М.: Флинта: Наука, 1998. — 336 е.: ил. С. 171 -215.
  216. , JT.B. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике школе Текст. / Л. В. Школяр // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. М.: Флинта: Наука, 1998. — 336 е.: ил. С. 47−80.
  217. , Л. Музыкальное образование культурологическое и развивающее Текст./Л. Школяр //Искусство в школе. -2004.- № 2 — С. 3−10.
  218. , Д.Д. Д. Шостакович о времени и о себе Текст. / Д.Д. Шостакович- сост. предис. М. Яковлева. М.: Сов. композитор, 1980. — 375 с.
  219. , A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека Текст. / A.M. Щетинина // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С.10−12.
  220. , В.А. Регионализация образования Кубани Текст.: дисс. канд. пед. наук / В. А. Штурба. СПб., 1995. — 176 с.
  221. , С.М. Вертикальный монтаж Текст. / С. М. Эйзенштейн //. изб. произв. В 6 т. М., 1967 — Т.2. — С. 241−262.
  222. Эстетика Текст.: учеб. пособие для вузов / Под ред. А. А. Радугина. -М.: Центр, 2000. 240 с.
  223. Эстетическая культура и эстетическое воспитание Текст.: кн. для учителя / сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
  224. , В. Объяснение и понимание в научном познании Текст. В. Юдин // Вопросы философии. 1980. — № 9. С. 53.
  225. , Е.И. Первые уроки музыки и творчества Текст.: попул. б-ка для родителей и педагогов / Е.И. Юдина- худож. Ольга и Алексей Ивановы. -М.- Аквариум ЛТД, 1999 272 с.
  226. , В.Н. Ислам музыкальныя культура и современное образование в России Текст.: Монография / В. Н. Юнусова. — М.: Хронограф- ИНПО- ИБП, 1997.- 152 с.
  227. , Б.П. Предисловие Текст. // Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Б. П. Юсов Луганск, 1990.-С. 3−12.
  228. , Б.П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников: Новая парадигма Текст. // Взаимодействие искусств / Б. П. Юсов. Астрахань, 1997. — 97.с.
  229. Guilford J. Progress in the Discovery of Intellectual Factors // Widenings Horisons in Creativity. Ed. by Calvin Taylor. N. Y., 1964
  230. Torrance E. P. Torrance Tests of Creative Thinking. Princeton, N. Y., 1966.
Заполнить форму текущей работой