Профилактика наркомании в территориальной системе общего образования
Диссертация
Теоретической базой исследования являлись: • работы, раскрывающие сущность методологии научных исследований и исследований социальных программ (Дж. Ван Гиг, А. Бандура, Б. Джонсон, Д. Кэмпбелл, С. Ларсен, Э. Роджерс и др.) — работы социологов, психологов, правоведов, педагогов в области профилактики наркозависимости (В.Ананьев, С. Березин, С. Белогуров, В. Гульдан, Е. Казакова, А. Карпов, А… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Методология исследования профилактики наркозависимости в образовательной среде
- 1. 1. Выбор методологии анализа факторов, воздействующих на построение территориальных систем профилактики наркомании ^ ^
- 1. 2. Анализ международной антинаркотической политики
- 1. 3. Анализ Российской антинаркотической политики 30 1.4. Анализ научных подходов к профилактике наркомании 35 1.5 Восприятие проблемы наркомании в Российском обществе
- 1. 6. Проблема наркотиков в молодежной субкультуре
- 1. 7. Анализ наркоситуации в Санкт-Петербурге
- 1. 8. Анализ факторов, воздействующих на предрасположенность к 57 употреблению наркотиков школьниками ф
- Выводы
- Глава 2. Конструирование образовательной профилактической среды
- 2. 1. Антропологический подход как методология построения программ профилактики
- 2. 2. Анализ стратегий профилактики употребления ПАВ
- 2. 3. Опытно-экспериментальная модель построения среды профилактики в деятельности районного ПМС Центра
- 2. 4. Модель обучения педагогов на рабочем месте 128 профилактической работе со школьниками
- Выводы
- Глава 3. Оценка эффективности системы профилактики наркозависимости
- 3. 1. Методология оценки профилактических программ и 147 мероприятий
- 3. 2. Оценка экспериментальной модели образовательной 165 профилактической среды
Список литературы
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения. — М., Наука, 1977.
- Ананьев В.А., Малыхина Я. В., Васильев М. А. Социально-психологический мониторинг школьной среды как элемент первичной профилактики аддиктивного поведения: Монография. СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.- 176с.
- Бейкер Дж. Оценка воздействия проектов на бедность: практическое руководство., Всемирный Банк, 2000.- 23 с.
- Белогуров С. Б. Наркотики и наркомания. — Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум. 1995.
- Бережнова Л.Н. Депривация в образовательном процессе: Монография. СПб., 1999.
- Беркалиев Т.Н. Социальному педагогу о профилактике наркозависимости у детей и подростков. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 62 с.
- Беркалиев Т.Н., Корнева Т. В. О психологической подготовке учителей в системе непрерывного образования // В сб. Пути индивидуализации и дифференциации обучения педагогов-руководителей. СПб.: 1992. — с 39−41.
- Беркалиев Т.Н., Спирина B.J1. Наркотики болезнь, зависимость -СПб.:-2000.- 16 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. УРАО. М., 1998.-576 с.
- Битенский B.C. Наркомания у подростков. Киев: Здоровье. 1989.
- Битенский B.C., Херсонский Б. Г. и др. Наркомании у подростков. Киев: Здоровье, 1989.
- Блу Р. Предварительная оценка проекта: Практическое руководство// Семинар по проведению оценки проектов: Москва, 1−15 марта 1997.
- Богданова Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования: Монография. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 220 с.
- Богданова Р.У. Теоретико-педагогические основы развитиятворческой индивидуальности субъектов образования: диссертация на соискание уч. степени дпн. СПб., 2000. — 424 с.
- Бондаревсквя Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского госуниверситета, 1995. -352 с.
- Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. —СПб.: РХГИ, 2001, — 512 с.
- Бурков В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. -М.: Наука, 1994., 270 с.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., МГУ, — 1984
- Вострокнутов Н.В. Семья и проблемы отклоняющегося поведения в современном обществе.// Сборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). -М. 2001. — с. 109−124.
- Габиани А.А. Наркотики в среде учащейся молодежи // Социологические исследования. № 1. Наш проблемный подросток. СПб.: Союз, 1999.
- Газман О.С. обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону, 1993.
- Гиг Дж., ван. Прикладная общая теория систем: Пер. с англ. М.: Мир, 1981.-733 с.
- Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб.: С-Пб. Университет 1992.- 149с.
- Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент, М.: Дело, 1999.- 496 с.
- Глобальные проблемы. Электронный журнал Информационного агентства США, том 2, номер 3, июнь 1997 года.
- Голд Д. Психология и география: Основы поведенческой географии. -М.: Прогресс, 1990, 304 с.
- Гульдан В. В., Романова О. JL, Дрынков А. В. Психологическое исследование запугивания на установку подростков по отношению к наркотикам // Вопросы наркологии. — 1990. — № 4, С. 45−51.
- Гульдан В. В., Романова О. Д., Сиденко О. К. Представления школьников о наркомании и токсикомании // Социологические исследования. — 1989. — № 3. — с. 66−71.
- Гурвич И. Н. Выводы и рекомендации для программ первичной профилактики. — СПб., 2000, http://www.narcom.ru/ideas/socio/36.html
- Дорохова А.В., Хасан Б. И. Современное «Человековедение» в школе: Учебное пособие для пед. спец. вузов., 2002. -164 с.
- Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М.: AcademiA., 1999.
- Зинберг Н. Наркотик, установка и окружение. М.: Изд-во «СПИД Фонд Восток-Запад», 2002. — 232 с.
- Караганова С.А., Малашенко И. Е., Федорова А. В. Наркомания в России: угроза нации аналитический доклад. Совет по внешней и оборонной политике, М.: 1998.
- Карпов А. М. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркоманий / Гос. Ком. Респ. Татарстан по делам детей и молодежи, Министерствово здравоохранения Респ Татарстан, Казан, гос. мед. Академия. — Казань: Медицина, 2000. — 36 с.
- Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. JL, 1991.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.- 188 с.
- Климова С.Г. Динамика и факторы алкоголизации молодежи // Ежегодник «За здоровый образ жизни (борьба с социальными болезнями)» / Под ред. Б. М. Левина. М. 1993.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале международной рефлексии СПб: СПбГУМП, 1999. 242 с.
- Колеченко А.К. Создание в семье психологического климата, препятствующего употреблению ПАВ. Книга для родителей. СПб.: СПбГУПМ, 2001.- 126 с.
- Конвенция о наркотических веществах 1961 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР и иностранными государствами. —М., 1970. — С. 105−136.
- Концепция профилактической антинаркотической помощи / Т. Н Дудко, Н. В. Вострокнутов, А. А. Гериш, А. М. Басов, Л. Н. Котельникова под рук. Г. Н. Тростнецкой. Разработана МО РФ при поддержке МЗ РФ. — М., 2000.
- Крупицкий Е.М., Палей А. И., Беркалиев Т. Н. Борьба с алкоголизмом и наркоманией: психоделическая терапия химических зависимостей. Комплексные исследования ИНИОН АН СССР. М.: 1990. — 25 с.
- Крупицкий Е.М., Палей А. И., Беркалиев Т. Н., и др. Психоделическая психотерапия с применением кетамина // Московский Психотерапевтический журнал. 1993. — № 2. — с. 103−130.
- Крюгер А. Фокусные группы. Практическое руководство для прикладного исследования / Пер. с англ. М., 1995-
- Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М. 1998.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Социально-психологический центр. СПб.:• 1996, — 392 с.
- Лавмен С. Установление национальных, региональных и отраслевых контрольных показателей как средство реформирования // Европейский Фонд Обучения., Турин, 23−24 мая 1997. 53 с.
- Латышев Г. В., Бережная М. А., Речнов Д. Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. — М.: Медицина, 1991.
- Лебедев О.Е., Чепурных Е. Е. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад / Под ред. А. Н. Майорова М.: Интеллект-Центр, 2001. — 102 с.
- Левицкий К. Е. Организация поэтапной профилактики химическихзависимостей в образовательных учреждениях. — Самара, 2000.
- Легальные и нелегальные наркотики / Под. ред. В. А. Ананьева. — СПб.: ИМАТОН, 1996.
- Леонова Л. Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие. — Новосибирск: Новосибирский медицинский институт, 1998. — 48 с.
- Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: Руководство. — Л.: Медицина, 1991. —304 с.
- Личко А.Е., Попов Ю. В. Саморазрушающее поведение подростков. Л.: Ленингр. НИИ Психоневрологический институт. Медицина, 1991
- Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков, 2000.
- Макареня А.А. Культура, творческая среда: статус, структура, функционирование., Тюмень, 1997.- 66 с. ф 62. Маккена Т. Пища богов: поиск первоначального древа Знания. Пер. с англ. Т. Науменко М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. -260 с.
- Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт. 1997.
- Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция. Учебное пособие для студентов юридических высших образовательных учреждений. — М.: Российский Благотворительный Фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), 1999. — 176 с.
- Методы системного педагогического исследования, Л.: ЛГУ, 1980. -172 с.
- Миньковский Г. М., Побегайло Е. Ф., Ревин В. П., Цельнинский Б. П. Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом // Наркотизм: профилактика и стратегия борьбы. Москва: ИНИОН РАН. 1999.
- Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ) / Под ред. В. В. Костюшева. СПб.: Норма. 1999.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 1999, — 184 с.
- Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы / Под ред. М. Е. Поздняковой. М.: Изд-во «Институт социологии РАН». 1999.
- Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
- Огурцов А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы //"Человек" N 1, 2002 г. — с. 1−35.
- Оздоравливающая школа. Вклад в образование, здоровье и демократию/ Отчет о конференции Европейской сети оздоравливающих школ. Салоники-Халкидики, Греция 1−5 мая 1997. 70 с
- Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000
- Омельченко Е. Социокультурные аспекты подростковой девиантности (к вопросу о конструировании отношения к наркотикам в молодежной прессе) // Преступность как угроза национальной безопасности. Ульяновск: УлГУ. 1998.С. 257−275.
- ООН, материалы двадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной борьбе с незаконным оборотом и распространением наркотических средств и психотропных веществ. http://www.un.org/russian/conferen/drugs/specsess.htm
- ООН. Конференция для принятия Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988, Вена) // Официальные отчеты: 25 ноября-20 декабря 1988 г., Вена.
- Т. 2: Краткие отчеты о пленарных заседаниях. Краткие отчеты о заседаниях Комитета I и Комитета II. — Нью-Йорк: ООН, 1991. — 555 с.
- ООН. Конференция для принятия Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988, Вена) // Официальные отчеты: 25 ноября-20 декабря 1988 г., Вена.
- Паспорт целевой программы «Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге» среди молодежи и подростков на 1999−2001 гг. — СПб., 1999.
- Пауэр Колин. Развитие образовательных систем в контексте общечеловеческой культуры // Нац. шк.: концепция и технология развития. М., 1993. С. 13.
- Пелипас В. Е., Соломонидина И. О. Обзор зарубежной антинаркотической политики // Лекции по наркологии. — Издание второе, переработанное и расширенное / Под ред. Н. Н. Иванца. — М.: Нолидж, 2000. — С. 202−221.
- Пилкингтон X. Глядя на Запад: культурная глобализация и российские молодежные культуры//Другое поле. Социологические практики/ Под ред. Омельченко Е., Перфильева С. Ульяновск: Изд-во «Средневолжский научный центр». 2000. — С. 17−29.
- Подростки и наркотики. Опыт исследования проблемы в школах г. Ульяновска. Социологический очерк. / Под ред. Омельченко Е. — Ульяновск: Издательство УлГУ. 1999.
- Позднякова М. Дети подземелья // Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы. М.: Изд-во «Институт социологии РАН». 1999.
- Пономаренко В.А. Здоровье как смысл бытия // Международныйпсихолого-педагогический журнал «Magister» № 5. М.: 1997. — с. 1−15. (6)
- Попов В.А., Кондратьева О. Ю. Наркотизация в России шаг до национальной катастрофы // Социологические исследования. — 1998. № 8. -С. 65−68.
- Попов И.А., Груздов М. Б. Сравнительный анализ результатов социологических исследований проблемы наркомании среди школьников 7−11 классов.// Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы. Выпуск 3. 2001.
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. — 256 с.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия, социальные проблемы инноватики. -М.: 1989.
- Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков. — Пер. с англ. — СПб., 2000.
- Психология здоровья/ Под ред. Г. С. Никифорова. СПб, 2000, — 504с
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 624 с.
- Рачард Л. Дафт Менеджмент, СПб.: Питер. — 2000. — с. 832.
- Речнов Д.Д., Латышев Г. В., Яцышин С. М. с соавт. Шаг за шагом от наркотиков. СПб.: Центр профилактики наркомании, 1999 96 с.
- Решение проблемы наркомании и наркотиков в России, http://nodmgs.magelan.ru/welcome.html
- Роджерс Э., Стори Дж. Коммуникационные кампании // Учебное Пособие По Науке О Коммуникации. http://www.adic.org.ua. — 2002.
- Роль общественности и средств массовой информации воздоровлении социальной среды, http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html
- Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. Москва, Госкомстат России (online www.cir.ru).
- Русакова М.М. Наркотизм в молодежной субкультуре крупного города // СПИД. Секс. Здоровье. № 3. — 1998.
- Сарджвеладзе Н. И. Позиция личности и установка: опыт построения структурно-динамической концепции личности. Известия АН ГССР, серия философии и психологии, 1985, № 2, с 81−93.
- Свеженцева Ю. А. Социокультурные аспекты приобщения к наркотикам: качественный анализ проблемы // Молодежь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева и И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000. — С. 84−129.
- Семенова В.В. Качественные методы в социологии // В. А. Ядов. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998. — С. 396−407
- Силласте Г. Г. Новая наркоситуация в России// Социологические исследования. № 6 и др. 2000
- Сирота Н. А., Ялтонский В. М., Баушева И. Л., Хажилина И. И., Петунс О. В., Корецкая И. А. Проект первичной профилактики употребления психоактивных веществ в школьной среде. — М., 2000.
- Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. /Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: РОСС, 2000.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Сорокин В.М. Наркотики и подростковая субкультура// Сборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). -М. 2001. — с.104−106.
- Состояние здравоохранения в Европе. Официальный сайт представительства ВОЗ в Европе: The World Health Report, http: // www/who.int/whr/en/.
- Спрангер Б. E. Анализ состояния обучающих программ «Формирование жизненных навыков» в мире// Вопросы наркологии. — 1994, —№ 1, —С. 82−85.
- Спрангер Б. Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков// Вопросы наркологии. — 1993. — № 3. — С. 48−53.
- Столин В. В. Самосознание личности. М., МГУ, 1983.
- Тиббитс Ф. Оценка правового образования. Первые шаги. М.: Издательство «Логос», 1999. — 152 с
- Укрепление здоровья молодежи в Европе. Школьный курс здоровогообраза жизни. Методическое пособие для учителей и воспитателей молодежи. Изд-во Департамента просвещения по вопросам здорового образа жизни Шотландии. 1994. — 179с.
- Управление проектом и привлечение финансовых ресурсов: Пособие по вопросам управления для Национальных Наблюдательных Центров Тасис., Европейский Фонд Образования, 2000. 198 с.
- Ушинский К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // Антропология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. — М., 1990.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
- Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии М., 2002, 278 с.
- Хасан Б.И., Сергоманов П. А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие., 2002. 189 с.
- Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы наркологии. — 1997. — № 3. — С. 3−73.
- Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей // Под ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казакова. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2001. — 265 с.
- Шубинский B.C. Философские подходы к педагогической теории // Советская педагогика. — № 2. 1990.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 402−408.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
- Becker Н. Outsiders: Studies in the Sociology of Deviance. New York:• Free Press. 1963.
- Campbell D.T. The mutual methodological relevance of anthropology and psychology. In: F.L.Hsu (ed.). Psychological Anthropology: Approaches to Culture and Personality. Homewood, III. Dorsey Press, 1961.
- Coffield F., Gofton L. Drugs and Young People. London: Institute for Public Policy Research. 1994.
- Coggans N., McKellar S. Peer pressure: A convenient explanation // Druglink: The Journal on Drug Misuse in Britain. 9. London: ISDD. 1994.
- Fountain J. Understanding and Responding to Drug Use: The Role of Qualitative Research. European Monutoring Centre for Drugs and Drug Addiction, EMCDDA. Lisbon. 1999.
- Glaser B.G., Strauss A.L. The Discovery of Grounded Theory. New York:• Aldline Publishing Company. 1967.
- Home Office, Advisory Council on the Misuse of Drugs. Drug Misuse and the Environment, HMSO. 1998.
- Home Office, Drugs Prevention Initiative. Guidance on good practice, Norwich: HMSO. 1998.
- Kandel D.B., Logan J.A. Patterns of Drug Use from Adolescence to Young Adulthood. I. Periods of Risk for Initiation, Continued Use and Discontinuation // American Journal of Public Health, No.74. 1984. P. 660−666.
- Knipe, Ed. CULTURE, SOCIETY, AND DRUGS: THE SOCIAL SCIENCE APPROARCH TO DRUG USE. Waveland Press, 3 vols, 1995. 5061. P
- Kramer J. Drug abuse in the USSR. //A. Jones W. D. Connor, D. E. Powell. Soviet Social Problems. Boulder: Westview Press, 1991. P. 94−118.
- Kramer J. Drug abuse in Central and Eastern Europe //J. Millar and S.• Wolchik (eds). The Social Legacy of Communism. Cambridge and New York:
- Woodrow Wilson Center Press and Cambridge University Press. 1994. P.149−177.
- Krupitsky E.M., Grinenko A.Ya., Berkaliev T.N., etc. The Combination of Psychedelic and Aversive Approaches in Alcoholism Treatment: The Affective Contra-Attribution Method // Alcoholism Treatment Quarterly vol. 9 N 1 -1992.
- Leary T. 1998. Polityka ekstazy. EJB, Krakow. Lee R. Dynamics of the Soviet illicit drug market // Crime, Law and Social Change. 1992. P. 177−234.
- McKeganey N., Forsyth F., Barnard M., Hay G. Designer Drinks and Drunkenness amongst a Sample of Scottish School Children // British Medical Journal 313, 17, August. 1996.
- Measham F., Newcombe R., Parker, H. The normalization of recreational drug use amongst young people in North-West England', British Journal of Sociology, 45, 2: 1994. P. 287−312.
- Measham F., Parker H., Aldridge J. (forthcoming). Dancing with Drugs: Risk, Health and Hedonism in the British Dance Scene // Free Association Books. 1998.
- Measham, F., Parker, H, Aldridge, J. Starting, Switching, Slowing and Stopping: Report for the Drugs Prevention Initiative integrative programme, Paper 21. London: Home Office, DPI. 1998.
- Monee Project. Young People in Changing Societies: Regional Monitoring Report. No.7. Florence: UNICEF Innocenti Research Centre. 2000.
- Parker H., Aldridge J., Measham F. Illegal Leisure. The Normalization of Adolescent Recreational Drug Use. London: Routledge. 1998.
- Parker H., Brain K., Bottomley, T. Evolving Crack Cocaine Careers: New Users, Quitters and Long Term Combination Drug Users in N.W. England Home Office Research and Statistics Directirate. 1998.
- Parker H., Newcombe R., Вакх К. Living with Heroin: The Impact of a Drug Epidemic on an English Community. Milton Keynes: Open University Press. 1988.
- Rhodes T. et. al HIV infection associated with drug injecting in the Newly Independent States // Eastern Europe: the social and economic context of epidemics. 1999. P. 1323−1336.
- Rossi, Peter H. and Howard E. Freeman. Evaluation: A Systematic Approach. 1985, p. 378.
- Ruggiero V., South N. Eurodrugs: Drug use, markets and trafficking in Europe. London: UCL Press. 1995.
- Scriven, Michael. The Logic of Evaluaion. Inverness, CA: Edgepress, 1980, p. 19.
- Scriven, M. «New Frontiers in Evaluation,» Evaluation Practice, 1986, Number 7, p. 7−44.
- Shiner M., Newburn T. Young People, Drugs and Peer Education: An evaluation of the Youth Awareness Programme. Policy Studies Institute, Drugs Prevention Initiative, Home Office, 1996, — p. 13.
- Shiner M., Newburn T. Taking tea with Noel: The place and meaning of drug use in everyday life / Drugs: Cultures, Controls and Everyday Life И Ed. By N. South. London: Sage. 1999.
- Tackling Drugs to Build a Better Britain: National Drugs Strategy. HMSO. 1998.
- Veeken H. Russia: sex, drugs, and AIDS and MSF. BMJ, Vol. 316, No. 10 January. 1998.