Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профилактика наркомании в территориальной системе общего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической базой исследования являлись: • работы, раскрывающие сущность методологии научных исследований и исследований социальных программ (Дж. Ван Гиг, А. Бандура, Б. Джонсон, Д. Кэмпбелл, С. Ларсен, Э. Роджерс и др.) — работы социологов, психологов, правоведов, педагогов в области профилактики наркозависимости (В.Ананьев, С. Березин, С. Белогуров, В. Гульдан, Е. Казакова, А. Карпов, А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методология исследования профилактики наркозависимости в образовательной среде
    • 1. 1. Выбор методологии анализа факторов, воздействующих на построение территориальных систем профилактики наркомании ^ ^
    • 1. 2. Анализ международной антинаркотической политики
    • 1. 3. Анализ Российской антинаркотической политики 30 1.4. Анализ научных подходов к профилактике наркомании 35 1.5 Восприятие проблемы наркомании в Российском обществе
    • 1. 6. Проблема наркотиков в молодежной субкультуре
    • 1. 7. Анализ наркоситуации в Санкт-Петербурге
    • 1. 8. Анализ факторов, воздействующих на предрасположенность к 57 употреблению наркотиков школьниками ф
  • Выводы
  • Глава 2. Конструирование образовательной профилактической среды
    • 2. 1. Антропологический подход как методология построения программ профилактики
    • 2. 2. Анализ стратегий профилактики употребления ПАВ
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная модель построения среды профилактики в деятельности районного ПМС Центра
    • 2. 4. Модель обучения педагогов на рабочем месте 128 профилактической работе со школьниками
  • Выводы
  • Глава 3. Оценка эффективности системы профилактики наркозависимости
    • 3. 1. Методология оценки профилактических программ и 147 мероприятий
    • 3. 2. Оценка экспериментальной модели образовательной 165 профилактической среды

Профилактика наркомании в территориальной системе общего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Среди негативных явлений современного общества распространение наркомании занимает особое место, так как влечет за собой целый ряд серьезных социальных последствий. В последнее время в России резко возросло количество молодежи, употребляющей наркотические средства и психотропные вещества. В Петербурге, наряду с Калининградом, Краснодаром и Москвой, ситуация с потреблением наркотиков сложилась особо тяжелая. По данным 2002 года Института социологии РАН опыт употребления наркотических или токсических средств имеют до 85% подростков Санкт-Петербурга в возрасте от 14 до 17 лет. Средний возраст первой пробы наркотика — 15 лет, нижняя граница — 11 лет. В городе прослеживается опасная тенденция — подростки начинают первую пробу с тяжелого наркотика (героина).

В городе действует городская целевая программа противодействия распространению наркотиков, реализуется множество реабилитационных и профилактических программ некоммерческих организаций, но, несмотря на это, проблема профилактики ПАВ среди молодежи еще далека от разрешения.

Как показывают последние научные исследования, наркотики стали частью молодежной субкультуры, привычным элементом досуга. Иными словами, современные социальные факторы внесли существенные изменения в российскую наркоситуацию, достаточно широко затронув и систему образования. Ввиду этого важным условием снижения остроты возникшей ситуации может стать система профилактики наркомании в образовании.

Проблема профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) исследовалась в различных аспектах многими учеными, как в зарубежных странах, так и в России. Однако большое количество собранных фактических данных, наличие исследовательских программ и профилактических проектов известных международных организаций, разнообразие подходов к профилактике и психолого-педагогических стратегий — скорее затрудняют определение факторов эффективности принимаемых мер, что, в свою очередь, не позволяет сравнивать и выбирать наиболее успешные ее модели.

Глубокие теоретические исследования в области изучения предупреждения наркозависимости чаще всего ведутся с позиций отдельных наук — медицины, социологии, психологии, культурологии, значительно реже на педагогическом уровне, и крайне редко системно, на методологическом уровне. Для проведения профилактической работы в системе школьного образования необходимы педагогические основания, так как профилактика становится частью педагогического процесса, а при организации профилактических программ и действий на территории требуется проектировка специально-организованной профилактической образовательной среды.

Хотя существуют многочисленные региональные программы противодействия распространению и профилактики употребления наркотиков среди школьников, действуют волонтерские молодежные программы, исследования их эффективности для учащихся различного возраста и условий их успешного распространения не проводились, что объясняется недостаточной разработанностью оснований для проведения подобных исследований. Отсутствие теоретических оснований для обобщения практики не позволяет внедрять наиболее действенные программы и формы организации этой работы со школьниками в образовательную среду. Таким образом, практическая потребность в решении данной проблемы достаточно выражена, и ее разрешение окажет позитивное влияние на повышение результативности профилактических действий.

Данные международных исследований на примерах реализации программ профилактики показывают, что такая работа наиболее эффективна внутри местного сообщества, так как через сети межличностной коммуникации, формальное и неформальное общение, информация воспринимается личностно, а модели поведения принимаются подростками более быстро. Школа традиционно является одним из центров, объединяющих местное сообщество, особенно молодежное, одновременно являясь и зоной риска, поэтому профилактика в школе признана важным звеном в общей системе профилактических действий. Однако своими силами, отдельная школа не может подготовить достаточное количество специалистов и обеспечить качественную профилактическую работу. Встает вопрос о создании территориальных систем профилактики, организуемых специальными центрами или службами. В Санкт-Петербургской системе образования работу по первичной профилактике ведут созданные в последние годы Психолого-медико-социальные (ПМС) центры сопровождения учащихся, которые имеют в своей структуре кабинеты профилактики наркозависимости.

Данные положения определяют актуальность проблемы исследования и позволяют уточнить тему диссертационной работы — «Профилактика наркоманий в территориальной системе общего образования» .

Исследование подходов к проектированию профилактики школьников в территориальных системах образования позволит иначе взглянуть на эту проблему и, будет способствовать выработке конструктивных предложений по превенции наркомании учащихся.

Объектом диссертационного исследования выступает профилактика наркомании школьников в территориальной системе общего образования.

Предметом исследования являются условия и механизмы, определяющие профилактику школьников в территориальной системе общего образования.

Цель исследования: выявить педагогические условия профилактики в территориальной системе общего образования и механизмы реализации профилактических задач.

Гипотеза: Профилактика наркозависимости школьников может рассматриваться как в широком социокультурном контексте, так и в контексте специфики жизнедеятельности школьников на конкретной территории. При рассмотрении объекта исследования «профилактики наркомании в территориальной системе общего образования» необходимо учитывать оба контекста.

1. Исследование взаимозависимостей профилактики в этих контекстах позволит выявить факторы, воздействующие на ее построение. Данные факторы могут быть рассмотрены как внешние (социально-педагогические), так и внутренние (психолого-педагогические).

2. Выявленные и педагогически интерпретированные факторы позволят создать обоснованные образовательные программы профилактики и сконструировать такую профилактическую среду, которая будет обеспечивать их результативность в территориальной системе общего образования.

3. Эффективная образовательная программа профилактики наркозависимости представляет собой стратегию организуемых действий по снижению факторов риска и усилению факторов защиты и, включает в себя:

• комплекс условий, учитывающих специфику возраста;

• механизмы воздействия профилактики на принятие здорового образа жизни;

• способы и формы профилактического образования и сопровождения школьников.

4. Оценка результативности профилактики в территориальной системе образования будет достоверной, если она организуется как исследование объективированных показателей воздействия на мишени профилактики и проводится с использованием рефлексивных методов.

Цель и гипотетические положения, объект и предмет исследования определили необходимость решения следующих задач:

1) на основе обобщения имеющихся теоретических подходов к профилактике и анализа эмпирических данных провести всесторонний анализ основополагающих понятий профилактики;

2) определить методологию анализа факторов, воздействующих на профилактику в образовании;

3) выявить теоретические основания для выбора стратегий профилактики в работе со школьниками;

4) смоделировать систему практических действий для построения среды профилактики в системах образования;

5) обосновать способы оценки и исследования результативности превентивной профилактики в территориальной системе образования.

Методология исследования:

1) Для решения первой и второй задач нами был выбран системный подход, так как профилактика, будучи организуемой стратегией действий, может рассматриваться как социально-педагогическая система.

2) Для решения третьей и четвертой задач выбран антропологический подход. При антропологическом подходе методология выступает посредником преобразований от принципов, моделей, программ, определяющих или воздействующих на развитие человека, к конкретным практикам педагогической деятельности. Определяющей, в данном случае, является идея Человека во взаимосвязи с такой характеристикой личности как здоровье. На его сохранение, ориентацию учащихся на здоровый образ жизни и направлен весь комплекс профилактических действий.

3) Для решения пятой задачи исследования использованы подходы к оценке программ и социальных проектов, разработанные в теориях социально-педагогического проектирования, социальных действий, коммуникации.

Теоретические методы исследования:

• феноменологическое описание наркомании как социального, педагогического и психологического явления;

• системно-функциональный анализ факторов воздействия на территориальную систему профилактики наркозависимости молодежи в современных условиях;

• анализ эмпирических данных исследований по наркозависимости в молодежной среде;

• интент-анализ документального представления имеющихся современных стратегий профилактики с позиций антропологического подхода;

• сопоставительный анализ способов оценки профилактических программ.

Опытно-экспериментальные методы исследования:

• моделирование и проектная апробация разработанных моделей профилактики в практике территориальных систем образования;

• количественные и качественные методы исследования воздействия образовательной среды профилактики;

• психодиагностические методы исследования;

• эвальвация проекта профилактики наркозависимости школьников.

Логика исследования: Исследования проводилось в течение с 1995 по 2002 г.

На первом этапе исследования (1995; 1998) проведен теоретический анализ и обобщена эмпирическая база проблем наркомании и профилактики наркозависимости в различных научных направлениях, разработаны модели профилактической деятельности ПМС центра и образовательных профилактических программ.

На втором этапе (1998 — 2001) выявлены условия построения образовательной среды профилактики школьников, оценки ее эффективности.

На третьем этапе (2001 — 2002) проведена экспертная оценка эффективности разработанных моделей и обоснованы основополагающие условия их успешной реализации в территориальной системе общего образования и методики улучшения качества программ.

На базе выполненных исследований проведено обобщение полученных данных, разработаны практико-ориентированные профилактические программы для школьников и авторские учебно-методические материалы.

Разработка поставленных в диссертации задач проводилась с учетом последних научных исследований по профилактике наркомании в молодежной среде, новых фактов по употреблению наркотиков среди подростков, а также, появляющихся в последние годы, международных и государственных документов по данной социальной проблеме.

Теоретической базой исследования являлись: • работы, раскрывающие сущность методологии научных исследований и исследований социальных программ (Дж. Ван Гиг, А. Бандура, Б. Джонсон, Д. Кэмпбелл, С. Ларсен, Э. Роджерс и др.) — работы социологов, психологов, правоведов, педагогов в области профилактики наркозависимости (В.Ананьев, С. Березин, С. Белогуров, В. Гульдан, Е. Казакова, А. Карпов, А. Личко, Е. Омельченко, М. Позднякова, М. Русакова, Ю. Свеженцева, И. Хажилина, Б. Хасан и др.) — теоретические работы классической антропологии (В. Дильтей, М. Бубер, Э. Кассирер, М. Бахтин, О. Больнов и др.), работы психологов и педагогов, отражающие подходы к антропологическим исследованиям проблем развития, образования, воспитания человека (Б.Ананьев, Б. Бим-Бад, Р. Богданова, Е. Бондаревская, Л. Лузина, А. Мудрик, И. Колесникова, А. Кирьякова, А. Огурцов, В. Слободчиков, К. Ушинский и др.).

• документы международных организаций (конвенции, соглашения, планы совместных действий), проектная и исследовательская документация (ВОЗ, Совета Европы, МБРР, зарубежных и российских неправительственных организаций) по профилактике наркозависимости и программам формирования здорового образа жизни.

Эмпирической базой исследования являлись:

Фактические данные международных и российских центров, осуществляющих исследования ситуации наркомании и отношения общества к этой проблеме, представленные в опубликованных материалах и сети интернет.

Данные опросов учащихся, педагогов, родителей Красносельского района школ Санкт-Петербурга.

Базовой территорией, на которой осуществлялся комплекс исследований, была реализована территориальная опытно-экспериментальная модель профилактики школьников — Красносельский район Санкт-Петербурга.

Сравнительный анализ эффективности программ профилактики и влияние на них компонентов профилактической среды проводился при сравнении школьников, на которых распространялись профилактические действия в районе, со школьниками аналогичных классов, отобранных методом случайной выборки.

Новизна исследования определяется постановкой проблемы, и, полученными с помощью непротиворечивых и согласованных методов исследования фактическими данными, позволяющими выявить факторы, определяющие построение образовательной среды профилактики на конкретных территориях, с учетом возрастной специфики учащихся.

Достоверность полученных результатов определяется методологической обоснованностью исходных положений, комплексом методов и методик исследования, выбранных с учетом степени разработанности различных аспектов данной проблемы, тщательностью и длительностью опытно-экспериментальной работы.

В диссертации осуществлено педагогическое исследование вопросов', связанных: с явлением наркомании, ее предупреждением в современных условиях, методологией построения и оценкой моделей профилактики в территориальных системах образования.

Все это позволило автору сформулировать пакет конкретных предложений в сфере совершенствования профилактики наркомании среди школьников.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. В диссертации разработаны теоретические и практические основания для выбора конкретных мер по совершенствованию профилактических моделей наркозависимости, ориентированных на учащихся Российских школ.

Теоретические выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в последующих научных исследованиях, направленных на дальнейшее совершенствование отдельных положений превентивной профилактики в территориальных системах образования.

Научно-практические результаты — разработанные и апробированные модели профилактической деятельности ПМС центров, ее организационно-педагогическое и учебно-методическое обеспечение, может быть рекомендовано руководителям психолого-педагогических центров и служб, педагогам-психологам для повышения качества их работы.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на Российско-Фламандском практическом семинаре «Организация социально-психолого-педагогической работы на базе ПМС • центра» в 2000 годуна 2-й Международной практической конференции.

Роль социальных институтов в профилактике наркозависимости среди молодежи" в 2000 годуна Российской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка» в 2001 году, на методических объединениях социальных педагогов в ПМС центре Красносельского р-на Санкт-Петербурга.

Структура и объем диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Общий объем составляет 194 страниц, 17. таблиц, 25 рисунков, библиография включает 157 источников, 9 приложений.

Результаты исследования.

Полученные данные показали, что к моменту окончания занятий во всех группах выявлено достоверное по непараметрическому критерию Стьюдента (р< 0,001) улучшение отношений.

Заключение

.

В результате проведенного исследования была определена и сформулирована совокупность научно-практических подходов к созданию территориальной системы профилактики наркомании в структуре образования, определены основные направления возможной дальнейшей работы.

В контексте нашего исследования моделирование рассматривается как метод, как процесс, как особый вид эксперимента, отличающийся тем, что в процесс познания включается «промежуточное звено» — модель, являющаяся одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования. В исследовании моделировалась территориальная система профилактики школьников, которая представляет собой систему образовательных учреждений, служб, ведомств, общественных инициатив, действующую посредством образовательных программ и профилактических действий на конкретной территории, то есть базовыми понятиями для конструирования модели территориальной системы профилактики являются: а) образовательная программа профилактикиб) образовательная среда профилактики.

При этом под профилактикой понимается спланированный комплекс действий, направленных на достижения определенных перемен в поведении школьников относительно своего здоровья. В исследовании выявлены факторы, влияющие на построение территориальной системы профилактики школьников.

Внешние социально-педагогические факторы: международная среда профилактикиполитика государства в области профилактикисовременные подходы и психолого-педагогические стратегии профилактикитрадиции и ценностные факторы, доминирующие в обществехарактеристики молодежных субкультурмнения сообщества на конкретной территории.

• Внутренние психолого-педагогические факторы: система коммуникаций в данном сообществекультура педагогических отношенийособенности риска наркозависимости аудитории, на которую направлено воздействие программ профилактики.

Данные факторы конкретизируются и нормируются в комплекс документов, определяющих миссию, функции, структуру организации, ведущую профилактическую работу со школьниками, содержание и технологии профилактических программ и действий.

Профилактика наркомании школьников должна быть направлена на формирование установки личности на избегание первичного приема наркотиков, решение данной задачи возможно образовательными методами. Образовательные методы являются основой для построения эффективных.

• стратегий профилактики школьников.

Общими принципами проектирования образовательных программ профилактики для школьников являются:

1) направленность программ на мишени профилактики;

2) нацеленность на формирование у школьников здорового стиля жизни и развитие навыков в решения жизненно важных проблем;

3) коммуникативность, что означает необходимость построения образовательных программ на различных диалогических моделях, предполагающих доверительные взаимоотношения и групповое взаимодействие;

4) адаптивность программ (адаптация к особенностям сообщества, класса).

5) «личностный» характер программ, ориентация на приобретение учащимися «опыта здорового стиля жизни», опора на технологии «структурного учения», которые проектируются по следующей дидактической цепочке: восприятие информации — ее обсуждение — размышление — принятия установки ценности здоровья — свободный осознанный выбор поведения в жизненных ситуациях;

6) направленность стратегий профилактики на усилении позитивных ресурсов личности.

Реализация современных стратегий профилактики школьников требует создания специально-организованной образовательной среды.

Образовательную среду профилактики можно определить как социально-психологическое и педагогическое наполнение образовательных ситуаций, выстроенных на определенных ценностно-целевых установках, которые направлены на реверсирование факторов риска употребления наркотиков и усиление факторов, которые понижают вероятность употребления наркотиков (факторов защиты).

Образовательная среда профилактики школьников задается в рамках территориального пространства, что позволяет усиливать профилактическое воздействие средствами межличностной коммуникации. Процесс реализации профилактических воздействий на школьников проектируются с учетом возраста на каждом из этапов общего образования.

Задачи начального образования:

• приобретение детьми представлений о здоровье как об особой форме регулирования отношений в человеческом обществе;

• формирование позитивного отношения к школе и обучению.

Задачи основной школы:

• развитие социальных компетенций, в том числе формирование способности формулировать правила для урегулирования жизненных ситуаций;

• приобретение осознанных знаний о сохранении и укреплении здоровья и выработка «здоровых» привычек;

• получение первичных представлений о вреде употребления табака, наркотиков.

• приобретение базовых навыков успешных действий в реальных отношениях и ситуациях;

• развитие самоэффективности в сохранении здоровья;

• приобретение систематизированных профилактических знаний;

• формирование способности к анализу ситуаций и способности к реальным действиям.

Основная школа составляет образовательное пространство опорного профилактического образования.

Задачи старшей школы:

• выработка способности строить собственное поведение сохранения здоровья в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей;

• получение углубленного уровня профилактических знаний в медицинском, социальном, правовом аспектах;

• развития умения критического анализа информации и жизненных ситуаций;

• наработка навыков реализации своих ценностных позиций в широком жизненном контексте с осознанным свободным выбором своих действий.

Необходимо постоянно проверять действенность территориальной системы профилактики, что требует использования в исследованиях качественных и количественных методов. Исследование характеристик процесса профилактики позволяет оценивать меру приближения результатов к необходимому состоянию (желаемой норме). Одновременно требуется исследование условий эффективного решения профилактических задач.

В ходе исследования выделено три группы условий, воздействующих на изменения отношения к наркотикам у школьников.

Социально-педагогические условия:

1) наличие образовательной среды профилактики, обеспечивающей развитие умений учащихся отстаивать свои права и позиции, делать выбор, участвовать в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе с друзьями и родителями;

2) возможность для школьников реальной пробы себя в активных социальных действиях по пропаганде здорового образа жизни;

3) предоставление помощи в преодолении школьных и жизненных затруднений.

Психолого-педагогические условия:

1) ценностное содержание программ профилактики с ориентацией на принятие здорового образа жизни.

2) доверительные отношения фасилитаторного типа в процессе проведения профилактических занятий;

3) возможность для рефлексии;

4) активизация позитивных ресурсов личности.

Организационно—методические условия:

1) наличие консультативной помощи и индивидуального сопровождения детей группы риска;

2) включение педагогов в исследовательскую деятельность и оценочные действия;

3) организация обучения педагогов на рабочем месте и подготовка лидеров профилактики;

4) учебное и научно-методическое обеспечение программ профилактики с учетом воздействия на самоосуществление учащихся, согласно возрастным аспектам развития личности.

Механизмы решения профилактических задач — педагогические воздействия на восприятие школьниками здорового стиля жизни средствами.

• образовательных ситуаций: ситуации выбора при решении задач сохранения здоровьяситуации выбора при решении жизненно-важных проблемситуации активных социальных действий.

Оценка программ профилактики предполагает проведение исследований с включением в него субъектов образовательного процесса, что позволяет структурировать опыт участников, переводить рефлексивные позиции во внешние действия и повышать эффективность воздействия психолого-педагогических средств на личностные установки школьников.

Таким образом, исследование является самостоятельным и необходимым механизмом совершенствования профилактических действий, необходимых для снижения тенденции роста наркозависимости среди молодежи.

• Теоретические выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в последующих научных исследованиях, направленных на дальнейшее совершенствование отдельных положений профилактики в территориальных системах образования.

В ходе исследования были выявлены проблемы, требующие дальнейшего исследовательского поиска. К этим проблемам модно отнести:

— выявление индикаторов успешной профилактики наркомании школьников, что даст возможность создать унифицированные базы данных в территориальных системах образования;

— определение закономерностей в формировании жизненных навыков учащихся в зависимости от использования тех или иных образовательных методов, что даст возможность создавать вариативные образовательные программы для учащихся различных групп риска.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Г. О проблемах современного человековедения. — М., Наука, 1977.
  2. В.А., Малыхина Я. В., Васильев М. А. Социально-психологический мониторинг школьной среды как элемент первичной профилактики аддиктивного поведения: Монография. СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.- 176с.
  3. Дж. Оценка воздействия проектов на бедность: практическое руководство., Всемирный Банк, 2000.- 23 с.
  4. С. Б. Наркотики и наркомания. — Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997.
  5. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум. 1995.
  6. Л.Н. Депривация в образовательном процессе: Монография. СПб., 1999.
  7. Т.Н. Социальному педагогу о профилактике наркозависимости у детей и подростков. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 62 с.
  8. Т.Н., Корнева Т. В. О психологической подготовке учителей в системе непрерывного образования // В сб. Пути индивидуализации и дифференциации обучения педагогов-руководителей. СПб.: 1992. — с 39−41.
  9. Т.Н., Спирина B.J1. Наркотики болезнь, зависимость -СПб.:-2000.- 16 с.
  10. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. УРАО. М., 1998.-576 с.
  11. B.C. Наркомания у подростков. Киев: Здоровье. 1989.
  12. B.C., Херсонский Б. Г. и др. Наркомании у подростков. Киев: Здоровье, 1989.
  13. Блу Р. Предварительная оценка проекта: Практическое руководство// Семинар по проведению оценки проектов: Москва, 1−15 марта 1997.
  14. Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования: Монография. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 220 с.
  15. Р.У. Теоретико-педагогические основы развитиятворческой индивидуальности субъектов образования: диссертация на соискание уч. степени дпн. СПб., 2000. — 424 с.
  16. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского госуниверситета, 1995. -352 с.
  17. Н.В. Диалектика педагогического исследования. —СПб.: РХГИ, 2001, — 512 с.
  18. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. -М.: Наука, 1994., 270 с.
  19. Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., МГУ, — 1984
  20. Н.В. Семья и проблемы отклоняющегося поведения в современном обществе.// Сборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). -М. 2001. — с. 109−124.
  21. А.А. Наркотики в среде учащейся молодежи // Социологические исследования. № 1. Наш проблемный подросток. СПб.: Союз, 1999.
  22. О.С. обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону, 1993.
  23. Гиг Дж., ван. Прикладная общая теория систем: Пер. с англ. М.: Мир, 1981.-733 с.
  24. В. И. Основы теоретической педагогики. СПб.: С-Пб. Университет 1992.- 149с.
  25. Л.Д. Преобразующий менеджмент, М.: Дело, 1999.- 496 с.
  26. Глобальные проблемы. Электронный журнал Информационного агентства США, том 2, номер 3, июнь 1997 года.
  27. Д. Психология и география: Основы поведенческой географии. -М.: Прогресс, 1990, 304 с.
  28. В. В., Романова О. JL, Дрынков А. В. Психологическое исследование запугивания на установку подростков по отношению к наркотикам // Вопросы наркологии. — 1990. — № 4, С. 45−51.
  29. В. В., Романова О. Д., Сиденко О. К. Представления школьников о наркомании и токсикомании // Социологические исследования. — 1989. — № 3. — с. 66−71.
  30. И. Н. Выводы и рекомендации для программ первичной профилактики. — СПб., 2000, http://www.narcom.ru/ideas/socio/36.html
  31. А.В., Хасан Б. И. Современное «Человековедение» в школе: Учебное пособие для пед. спец. вузов., 2002. -164 с.
  32. Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М.: AcademiA., 1999.
  33. Н. Наркотик, установка и окружение. М.: Изд-во «СПИД Фонд Восток-Запад», 2002. — 232 с.
  34. С.А., Малашенко И. Е., Федорова А. В. Наркомания в России: угроза нации аналитический доклад. Совет по внешней и оборонной политике, М.: 1998.
  35. А. М. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркоманий / Гос. Ком. Респ. Татарстан по делам детей и молодежи, Министерствово здравоохранения Респ Татарстан, Казан, гос. мед. Академия. — Казань: Медицина, 2000. — 36 с.
  36. А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. JL, 1991.
  37. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.- 188 с.
  38. С.Г. Динамика и факторы алкоголизации молодежи // Ежегодник «За здоровый образ жизни (борьба с социальными болезнями)» / Под ред. Б. М. Левина. М. 1993.
  39. И.А. Педагогическая реальность в зеркале международной рефлексии СПб: СПбГУМП, 1999. 242 с.
  40. А.К. Создание в семье психологического климата, препятствующего употреблению ПАВ. Книга для родителей. СПб.: СПбГУПМ, 2001.- 126 с.
  41. Конвенция о наркотических веществах 1961 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР и иностранными государствами. —М., 1970. — С. 105−136.
  42. Концепция профилактической антинаркотической помощи / Т. Н Дудко, Н. В. Вострокнутов, А. А. Гериш, А. М. Басов, Л. Н. Котельникова под рук. Г. Н. Тростнецкой. Разработана МО РФ при поддержке МЗ РФ. — М., 2000.
  43. Е.М., Палей А. И., Беркалиев Т. Н. Борьба с алкоголизмом и наркоманией: психоделическая терапия химических зависимостей. Комплексные исследования ИНИОН АН СССР. М.: 1990. — 25 с.
  44. Е.М., Палей А. И., Беркалиев Т. Н., и др. Психоделическая психотерапия с применением кетамина // Московский Психотерапевтический журнал. 1993. — № 2. — с. 103−130.
  45. А. Фокусные группы. Практическое руководство для прикладного исследования / Пер. с англ. М., 1995-
  46. С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М. 1998.
  47. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Социально-психологический центр. СПб.:• 1996, — 392 с.
  48. С. Установление национальных, региональных и отраслевых контрольных показателей как средство реформирования // Европейский Фонд Обучения., Турин, 23−24 мая 1997. 53 с.
  49. Г. В., Бережная М. А., Речнов Д. Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. — М.: Медицина, 1991.
  50. О.Е., Чепурных Е. Е. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад / Под ред. А. Н. Майорова М.: Интеллект-Центр, 2001. — 102 с.
  51. К. Е. Организация поэтапной профилактики химическихзависимостей в образовательных учреждениях. — Самара, 2000.
  52. Легальные и нелегальные наркотики / Под. ред. В. А. Ананьева. — СПб.: ИМАТОН, 1996.
  53. Л. Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие. — Новосибирск: Новосибирский медицинский институт, 1998. — 48 с.
  54. А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: Руководство. — Л.: Медицина, 1991. —304 с.
  55. А.Е., Попов Ю. В. Саморазрушающее поведение подростков. Л.: Ленингр. НИИ Психоневрологический институт. Медицина, 1991
  56. Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков, 2000.
  57. А.А. Культура, творческая среда: статус, структура, функционирование., Тюмень, 1997.- 66 с. ф 62. Маккена Т. Пища богов: поиск первоначального древа Знания. Пер. с англ. Т. Науменко М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. -260 с.
  58. М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт. 1997.
  59. Э. Б. Ювенальная юстиция. Учебное пособие для студентов юридических высших образовательных учреждений. — М.: Российский Благотворительный Фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), 1999. — 176 с.
  60. Методы системного педагогического исследования, Л.: ЛГУ, 1980. -172 с.
  61. Г. М., Побегайло Е. Ф., Ревин В. П., Цельнинский Б. П. Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом // Наркотизм: профилактика и стратегия борьбы. Москва: ИНИОН РАН. 1999.
  62. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ) / Под ред. В. В. Костюшева. СПб.: Норма. 1999.
  63. А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 1999, — 184 с.
  64. Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы / Под ред. М. Е. Поздняковой. М.: Изд-во «Институт социологии РАН». 1999.
  65. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
  66. А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы //"Человек" N 1, 2002 г. — с. 1−35.
  67. Оздоравливающая школа. Вклад в образование, здоровье и демократию/ Отчет о конференции Европейской сети оздоравливающих школ. Салоники-Халкидики, Греция 1−5 мая 1997. 70 с
  68. Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000
  69. Е. Социокультурные аспекты подростковой девиантности (к вопросу о конструировании отношения к наркотикам в молодежной прессе) // Преступность как угроза национальной безопасности. Ульяновск: УлГУ. 1998.С. 257−275.
  70. ООН, материалы двадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной борьбе с незаконным оборотом и распространением наркотических средств и психотропных веществ. http://www.un.org/russian/conferen/drugs/specsess.htm
  71. ООН. Конференция для принятия Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988, Вена) // Официальные отчеты: 25 ноября-20 декабря 1988 г., Вена.
  72. Т. 2: Краткие отчеты о пленарных заседаниях. Краткие отчеты о заседаниях Комитета I и Комитета II. — Нью-Йорк: ООН, 1991. — 555 с.
  73. ООН. Конференция для принятия Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988, Вена) // Официальные отчеты: 25 ноября-20 декабря 1988 г., Вена.
  74. Паспорт целевой программы «Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге» среди молодежи и подростков на 1999−2001 гг. — СПб., 1999.
  75. Пауэр Колин. Развитие образовательных систем в контексте общечеловеческой культуры // Нац. шк.: концепция и технология развития. М., 1993. С. 13.
  76. В. Е., Соломонидина И. О. Обзор зарубежной антинаркотической политики // Лекции по наркологии. — Издание второе, переработанное и расширенное / Под ред. Н. Н. Иванца. — М.: Нолидж, 2000. — С. 202−221.
  77. X. Глядя на Запад: культурная глобализация и российские молодежные культуры//Другое поле. Социологические практики/ Под ред. Омельченко Е., Перфильева С. Ульяновск: Изд-во «Средневолжский научный центр». 2000. — С. 17−29.
  78. Подростки и наркотики. Опыт исследования проблемы в школах г. Ульяновска. Социологический очерк. / Под ред. Омельченко Е. — Ульяновск: Издательство УлГУ. 1999.
  79. М. Дети подземелья // Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы. М.: Изд-во «Институт социологии РАН». 1999.
  80. В.А. Здоровье как смысл бытия // Международныйпсихолого-педагогический журнал «Magister» № 5. М.: 1997. — с. 1−15. (6)
  81. В.А., Кондратьева О. Ю. Наркотизация в России шаг до национальной катастрофы // Социологические исследования. — 1998. № 8. -С. 65−68.
  82. И.А., Груздов М. Б. Сравнительный анализ результатов социологических исследований проблемы наркомании среди школьников 7−11 классов.// Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы. Выпуск 3. 2001.
  83. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. — 256 с.
  84. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия, социальные проблемы инноватики. -М.: 1989.
  85. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков. — Пер. с англ. — СПб., 2000.
  86. Психология здоровья/ Под ред. Г. С. Никифорова. СПб, 2000, — 504с
  87. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 624 с.
  88. Л. Дафт Менеджмент, СПб.: Питер. — 2000. — с. 832.
  89. Д.Д., Латышев Г. В., Яцышин С. М. с соавт. Шаг за шагом от наркотиков. СПб.: Центр профилактики наркомании, 1999 96 с.
  90. Решение проблемы наркомании и наркотиков в России, http://nodmgs.magelan.ru/welcome.html
  91. Э., Стори Дж. Коммуникационные кампании // Учебное Пособие По Науке О Коммуникации. http://www.adic.org.ua. — 2002.
  92. Роль общественности и средств массовой информации воздоровлении социальной среды, http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html
  93. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. Москва, Госкомстат России (online www.cir.ru).
  94. М.М. Наркотизм в молодежной субкультуре крупного города // СПИД. Секс. Здоровье. № 3. — 1998.
  95. Н. И. Позиция личности и установка: опыт построения структурно-динамической концепции личности. Известия АН ГССР, серия философии и психологии, 1985, № 2, с 81−93.
  96. Ю. А. Социокультурные аспекты приобщения к наркотикам: качественный анализ проблемы // Молодежь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева и И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000. — С. 84−129.
  97. В.В. Качественные методы в социологии // В. А. Ядов. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998. — С. 396−407
  98. Г. Г. Новая наркоситуация в России// Социологические исследования. № 6 и др. 2000
  99. Н. А., Ялтонский В. М., Баушева И. Л., Хажилина И. И., Петунс О. В., Корецкая И. А. Проект первичной профилактики употребления психоактивных веществ в школьной среде. — М., 2000.
  100. В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. /Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: РОСС, 2000.
  101. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  102. В.М. Наркотики и подростковая субкультура// Сборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). -М. 2001. — с.104−106.
  103. Состояние здравоохранения в Европе. Официальный сайт представительства ВОЗ в Европе: The World Health Report, http: // www/who.int/whr/en/.
  104. . E. Анализ состояния обучающих программ «Формирование жизненных навыков» в мире// Вопросы наркологии. — 1994, —№ 1, —С. 82−85.
  105. . Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков// Вопросы наркологии. — 1993. — № 3. — С. 48−53.
  106. В. В. Самосознание личности. М., МГУ, 1983.
  107. Ф. Оценка правового образования. Первые шаги. М.: Издательство «Логос», 1999. — 152 с
  108. Укрепление здоровья молодежи в Европе. Школьный курс здоровогообраза жизни. Методическое пособие для учителей и воспитателей молодежи. Изд-во Департамента просвещения по вопросам здорового образа жизни Шотландии. 1994. — 179с.
  109. Управление проектом и привлечение финансовых ресурсов: Пособие по вопросам управления для Национальных Наблюдательных Центров Тасис., Европейский Фонд Образования, 2000. 198 с.
  110. К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // Антропология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. — М., 1990.
  111. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  112. И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии М., 2002, 278 с.
  113. .И., Сергоманов П. А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие., 2002. 189 с.
  114. Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы наркологии. — 1997. — № 3. — С. 3−73.
  115. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей // Под ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казакова. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2001. — 265 с.
  116. B.C. Философские подходы к педагогической теории // Советская педагогика. — № 2. 1990.
  117. В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 402−408.
  118. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
  119. Becker Н. Outsiders: Studies in the Sociology of Deviance. New York:• Free Press. 1963.
  120. Campbell D.T. The mutual methodological relevance of anthropology and psychology. In: F.L.Hsu (ed.). Psychological Anthropology: Approaches to Culture and Personality. Homewood, III. Dorsey Press, 1961.
  121. Coffield F., Gofton L. Drugs and Young People. London: Institute for Public Policy Research. 1994.
  122. Coggans N., McKellar S. Peer pressure: A convenient explanation // Druglink: The Journal on Drug Misuse in Britain. 9. London: ISDD. 1994.
  123. Fountain J. Understanding and Responding to Drug Use: The Role of Qualitative Research. European Monutoring Centre for Drugs and Drug Addiction, EMCDDA. Lisbon. 1999.
  124. Glaser B.G., Strauss A.L. The Discovery of Grounded Theory. New York:• Aldline Publishing Company. 1967.
  125. Home Office, Advisory Council on the Misuse of Drugs. Drug Misuse and the Environment, HMSO. 1998.
  126. Home Office, Drugs Prevention Initiative. Guidance on good practice, Norwich: HMSO. 1998.
  127. Kandel D.B., Logan J.A. Patterns of Drug Use from Adolescence to Young Adulthood. I. Periods of Risk for Initiation, Continued Use and Discontinuation // American Journal of Public Health, No.74. 1984. P. 660−666.
  128. Knipe, Ed. CULTURE, SOCIETY, AND DRUGS: THE SOCIAL SCIENCE APPROARCH TO DRUG USE. Waveland Press, 3 vols, 1995. 5061. P
  129. Kramer J. Drug abuse in the USSR. //A. Jones W. D. Connor, D. E. Powell. Soviet Social Problems. Boulder: Westview Press, 1991. P. 94−118.
  130. Kramer J. Drug abuse in Central and Eastern Europe //J. Millar and S.• Wolchik (eds). The Social Legacy of Communism. Cambridge and New York:
  131. Woodrow Wilson Center Press and Cambridge University Press. 1994. P.149−177.
  132. Krupitsky E.M., Grinenko A.Ya., Berkaliev T.N., etc. The Combination of Psychedelic and Aversive Approaches in Alcoholism Treatment: The Affective Contra-Attribution Method // Alcoholism Treatment Quarterly vol. 9 N 1 -1992.
  133. T. 1998. Polityka ekstazy. EJB, Krakow. Lee R. Dynamics of the Soviet illicit drug market // Crime, Law and Social Change. 1992. P. 177−234.
  134. McKeganey N., Forsyth F., Barnard M., Hay G. Designer Drinks and Drunkenness amongst a Sample of Scottish School Children // British Medical Journal 313, 17, August. 1996.
  135. Measham F., Newcombe R., Parker, H. The normalization of recreational drug use amongst young people in North-West England', British Journal of Sociology, 45, 2: 1994. P. 287−312.
  136. F., Parker H., Aldridge J. (forthcoming). Dancing with Drugs: Risk, Health and Hedonism in the British Dance Scene // Free Association Books. 1998.
  137. Measham, F., Parker, H, Aldridge, J. Starting, Switching, Slowing and Stopping: Report for the Drugs Prevention Initiative integrative programme, Paper 21. London: Home Office, DPI. 1998.
  138. Monee Project. Young People in Changing Societies: Regional Monitoring Report. No.7. Florence: UNICEF Innocenti Research Centre. 2000.
  139. Parker H., Aldridge J., Measham F. Illegal Leisure. The Normalization of Adolescent Recreational Drug Use. London: Routledge. 1998.
  140. Parker H., Brain K., Bottomley, T. Evolving Crack Cocaine Careers: New Users, Quitters and Long Term Combination Drug Users in N.W. England Home Office Research and Statistics Directirate. 1998.
  141. H., Newcombe R., Вакх К. Living with Heroin: The Impact of a Drug Epidemic on an English Community. Milton Keynes: Open University Press. 1988.
  142. Rhodes T. et. al HIV infection associated with drug injecting in the Newly Independent States // Eastern Europe: the social and economic context of epidemics. 1999. P. 1323−1336.
  143. Rossi, Peter H. and Howard E. Freeman. Evaluation: A Systematic Approach. 1985, p. 378.
  144. Ruggiero V., South N. Eurodrugs: Drug use, markets and trafficking in Europe. London: UCL Press. 1995.
  145. Scriven, Michael. The Logic of Evaluaion. Inverness, CA: Edgepress, 1980, p. 19.
  146. , M. «New Frontiers in Evaluation,» Evaluation Practice, 1986, Number 7, p. 7−44.
  147. Shiner M., Newburn T. Young People, Drugs and Peer Education: An evaluation of the Youth Awareness Programme. Policy Studies Institute, Drugs Prevention Initiative, Home Office, 1996, — p. 13.
  148. Shiner M., Newburn T. Taking tea with Noel: The place and meaning of drug use in everyday life / Drugs: Cultures, Controls and Everyday Life И Ed. By N. South. London: Sage. 1999.
  149. Tackling Drugs to Build a Better Britain: National Drugs Strategy. HMSO. 1998.
  150. Veeken H. Russia: sex, drugs, and AIDS and MSF. BMJ, Vol. 316, No. 10 January. 1998.
Заполнить форму текущей работой