Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Компетентностно-ориентированный подход к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в том, что в методике изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» определены основные направления организации и проведения учебно-исследовательской деятельностиуточнен и конкретизирован понятийный аппарат исследования: исследовательское поведение,. учебно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность учащихсявыделены… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
    • 1. 1. Развитие исследовательской деятельности школьников в истории отечественной и зарубежной педагогики
    • 1. 2. Компетентностно-ориентированный подход к учебно-исследовательской деятельности учащихся
    • 1. 3. Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
    • 2. 1. Формирование исследовательских умений в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе компетентностно-ориентированного подхода
    • 2. 2. Возможности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
    • 2. 3. Модель методики организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе компетентностно-ориентированного подхода
  • Выводы по II главе
  • Глава 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
    • 3. 1. Изучение учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях эксперимента
    • 3. 2. Методические условия организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7−8 классах
    • 3. 3. Методика организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 7−8 классов при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе компетентностно-ориентированного подхода

    3.4. Результаты экспериментального исследования методики организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 7−8 классов на основе компетентностно-ориентированного подхода при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

    Выводы по III главе.

Компетентностно-ориентированный подход к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Характерной особенностью школьного образования сегодня является развитие личности, способной творчески мыслить. В связи с этим разрабатываются различные виды технологий, ориентированные на развитие личности, способной к реализации собственной индивидуальности и активизации исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребенка познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического научного мышления.

Необходимо отметить, что учебно-исследовательская деятельность зависит как от деятельности педагога, так и от положительной творческой атмосферы, которую задает педагог во время занятий, тем самым, развивая мотивационный интерес у школьников к изучению данного курса. В данном случае важным воспитательным потенциалом является межличностное взаимодействие ученика и учителя. Оно обеспечивает положительную установку на совместную творческую работу, совместное планирование и анализ результатов деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся представлена разнообразными формами: детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние школы, научные объединения учащихся.

Междисциплинарное и практико-ориентированное содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) располагает возможностями для проведения различных видов учебно-исследовательских работ учащихся на уроках и внеклассных занятиях. При изучении курса ОБЖ учащиеся занимаются различной мыслительной деятельностью: сравнивают, анализируют, обобщают, делают выводы из изучаемого материала. Во время проведения уроков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» очень важно научить школьников доступным приемам учебноисследовательской деятельности и креативности. Развитие компетенций исследовательского характера, формирование исследовательского поведения на уроках являются необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В данном контексте актуализируются проблемы" организации: учебно-исследовательской деятельности учащихся^ на основе компетентностно-ориентированного подхода при* изучении курса ОБЖ. Ведущим видом, учебно-исследовательской деятельности становитсясамостоятельная* работа школьников по выполнению учебно-исследовательских заданий, что способствует развитию мотивации к изучению данного курса в школе и самообразованию.

Исследование проблем организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» позволило выявить ряд противоречий:

— между потребностями практики и новыми задачами* развития творческой личности;

— между инновационными тенденциями в общем среднем образовании и подготовленностью учителей к решению-современных задач по организации учебно-исследовательской деятельности на основе компетентностно-ориентированного подхода;

— между существующими методическими условиями обучения в образовательной школе, потребностями* и возможностями1 учащихсяпо овладениюновыми знаниями, умениями в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему нашего исследования, заключающуюся в выявлении возможностей организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Данная проблема явилась основанием для выбора темы исследования — «Компетентностно-ориентированный подход к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса „Основы безопасности жизнедеятельности“ (7−8 классы)».

Объект исследования: процесс организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7−8 классах на основе компетентностно-ориентированного подхода.

Предмет исследования: методика организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 7−8 классов при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в процессе формирования у школьников компетенций исследовательского характера.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе компетентностно-ориентированного подхода (7−8 классы).

Гипотеза исследования: эффективность организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 7−8 классов при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе компетентностно-ориентированного подхода будет возможна, если: выявлены возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 7−8 классов в формировании и развитии компетенций исследовательского характера;

— обоснована и спроектирована модель методики организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе компетентностно-ориентированного подходаопределены методические условия организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе компетентностно-ориентированного подхода;

— выявлены способы и средства, способствующие организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе компетентностно-ориентированного подхода.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезы, определены следующие задачи исследования'.

1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью определения роли учебно-исследовательской деятельности учащихся в истории отечественного и зарубежного школьного образования.

2. Выявить методические условия. организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе компетентностно-ориентированного подхода в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 7−8 классов.

3. Спроектировать модель методики организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе компетентностно-ориентированного подхода при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

4. Разработать комплекс учебно-исследовательских заданий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», направленных на формирование и развитие у учащихся компетенций исследовательского характера.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной методикиорганизации учебно-исследовательской деятельности учащихся с использованием компетентностно-ориентированного подхода в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

— философия и теория образования (В.И.Байденко, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, В. А. Бордовский, Г. А. Бордовский, В. А. Козырев, В. П. Соломин, А. П. Тряпицына и др.) — исследования, раскрывающие сущность процесса обучения (Ю.К.Бабанский, В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Н. Л. Шубина и др.);

— исследования, посвященные вопросам обучения и стимулирования учебно-исследовательской деятельности в общеобразовательных заведениях.

С.И.Брызгалова, Б. В. Всесвятский, И. А. Зимняя, П. И. Пидкасистый, Е. В. Титов, А. В. Усова, Л. Ф. Фомина и др.);

— исследования, посвященные организации учебно-исследовательской работы в школе (Т.А.Беспамятных, А. В. Кулев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Р. И. Попова, А. И. Савенков, М. В. Степанова, и др.);

— психолого-педагогические теории деятельности и развития личности в обучении (Л.С.Выготский, ПЯ. Гальперин, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.) — теории личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностно-ориентированного подходов в образовании (О.В.Акулова, В. И. Байденко, А. П. Беляева, Н. В. Бордовская, В. А. Бордовский, Г. А. Бордовский, В. И. Загвязинский, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, М. С. Пак, О. Г. Роговая, В. В. Сериков и др.).

Исследованию проблем изучения естественнонаучных дисциплин' в школьном курсе посвящены работы С. В. Алексеева, Н. Е. Кузнецовой, НЛЗ. Мошкина, Е. М. Нестерова, М. С. Пак, Г. Н. Пономарева, В. В. Сапронова, А. Т. Смирнова, В. П. Соломина, П. В. Станкевича, И. К. Топорова, В. П. Царенко, А. Г. Щурова и др.

Для решения поставленных задач и подтверждения исходных предположений были использованы следующие методы исследования:

Теоретические: анализ общенаучной, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследованияанализ нормативной и учебно-методической документации по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью выявления возможностей организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе компетентностно-ориентированного подходаобобщение опыта работы школы по организации учебно-исследовательской деятельности.

Эмпирические-. педагогическое наблюдение и эксперимент, тематическое анкетирование учителей и учащихся, интервьюирование, монографическое исследование результатов деятельности учащихся.

Методы математической обработки данных и результатов педагогического эксперимента, графические и табличные презентации данных.

Исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (2007;2008 гг.) — был проведен анализ педагогической, психологической и методической литературы с целью выявления этапов становления учебно-исследовательской деятельности школьниковвыявлены перспективные направления исследования организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе компетентностно-ориентированного подходаразработан и проведен констатирующий экспериментопределены трудности и недостатки в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе компетентностно-ориентированного подхода при изучении курса ОБЖ.

На втором этапе (2008;2009 гг.) — обоснована методика организации учебно-исследовательской деятельности учащихсявыявлены условия осуществления организации учебно-исследовательской деятельности учащихсяразработан комплекс учебно-исследовательских заданий способствующий формированию у школьников компетенций исследовательского характерапроведен формирующий экспериментобобщены результаты эксперимента.

На третьем этапе (2009;2010 гг.) — осуществлялся качественный и количественный анализ экспериментальных данныхсистематизировались и обобщались результаты теоретического и эмпирического исследованияформулировались выводы.

В экспериментальной проверке разработанной методики организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ на основе компетентностно-ориентированного подхода в общеобразовательных школах № 102, 464, 490, 574 Санкт-Петербурга участвовало более 525 человек.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель методики организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ, состоящая из проектировочного, целевого, содержательного, процессуального и результативного компонентов.

2. Методика организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 7−8 классов в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе компетентностно-ориентированного подхода;

3. Комплекс учебно-исследовательских заданий, обеспечивающих поэтапное формирование и развитие компетенций исследовательского характера учащихся 7−8 классов;

4. Результаты исследования, отражающие эффективность разработанной методики организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ.

Научная новизна исследования заключается в том, что в методике изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» определены основные направления организации и проведения учебно-исследовательской деятельностиуточнен и конкретизирован понятийный аппарат исследования: исследовательское поведение,. учебно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность учащихсявыделены группы компетенций исследовательского характераобоснована и определена методика организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 7−8 классов в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе компетентностно-ориентированного подходавыделены методические условия реализации методики организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ (содержательно-планируемые, процессуально-управленческие и материально-технические).

Теоретическая значимость состоит: в определении принципов к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: научности и посильной трудности в обучении, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и творческой активности в обучении, прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся, положительного эмоционального фона в обучении, опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации, исследовательского, формирования представления об исследовании как стиле жизни, креативностив реализации идей деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностно-ориентированного подходовв определении уровней сформированности исследовательских умений (высокий, средний и низкий).

Практическая значимость состоит в том, что предложена и экспериментально проверена методика организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе компетентностно-ориентированного подхода, составлена классификация учебно-исследовательских заданий по курсу ОБЖ на основе выделенных методических условийразработана система уроков исследовательской направленности, способствующих эффективному формированию и развитию компетенций исследовательского характера.

Разработанная методика может быть использована в процессе методической подготовки студентов, в практике школьного обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в системе повышения квалификации учителей и рекомендована для массового внедрения в общеобразовательные школы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается: реализацией деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностно-ориентированного подходовдоказательством основных теоретических положений в ходе экспериментакачественными и количественными показателями результативности формирования и развития компетенций исследовательского характерарепрезентативностью выборки экспериментом по совокупности всех этапов было охвачено более 500 учащихся).

Апробация и внедрение результатов исследобания. Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре социальной безопасности РГПУ им. А. И. Герцена (2007;2010 гг.), разработанная методика обсуждалась на научно-практических конференциях: XIII научно-практическая конференция «Формирование образовательных программ в свете стандартов третьего поколения (образовательная область „Безопасность жизнедеятельности“)» (Санкт-Петербург, 2009 г.) — I Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные технологии в технике и образовании» (Чита, 2009 г.) — научно-практическая конференция «Продуктивные технологии организации исследовательской деятельности» (Арзамас, 2009 г.) и отражены в публикациях автора. Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс ряда школ Санкт-Петербурга.

Выводы по III главе.

1. Определено, что компетентностно-ориентированный и деятельностный подходы к процессу организации учебно-исследовательской деятельности позволяют осуществить применение взаимосвязанных методов и средств обучения в целях достижения оптимального результата.

2. Выявлены основные методические условия, способствующие реализации компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся: содержательно-планируемые, процессуально-методические и материально-технические.

3. Разработана система учебно-исследовательских заданий по курсу ОБЖ для 7−8 классов, которая способствует эффективному формированию и развитию исследовательских умений.

4. Экспериментальная методика проектировалась в следующей последовательности: определялись цели и задачи учебно-исследовательской деятельностидиагностировались процесс и результатыопределялись основные этапы организации учебно-исследовательской работыдополнительно изучалась логика организации учебно-исследовательской работы в курсе ОБЖ с учащимися 7−8 классов-* осуществлялись анализ и обобщение полученных результатов, и их применение при усвоении теоретических знаний.

5. В процессе исследования достигнуты следующие качественные результаты: повысились интерес к процессу обучения и активность деятельности учащихся, увеличилась самостоятельность при выполнении учебно-исследовательских заданий, в формулировании выводов по результатам работы и оформлении результатов деятельности.

6. Результаты математической обработки фактов позволяют сделать вывод о том, что в экспериментальных классах уровни развития исследовательских умений характера выше, чем в контрольных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полученные результаты проведенного исследования по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 7−8 классов на основе компетентностно-ориентированного подхода при изучении курса ОБЖ подтвердили основные положения гипотезы и позволили сделать следующие выводы.

1. Изучение проблемы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в историческом аспекте показало, что в педагогической науке достаточно подробно исследованы следующие условия: роль учебно-исследовательской деятельности в обучении учащихсяметоды и формы, способствующие ее организациисредства, творческие задания по обоснованию логики проведения исследованийперенос результата исследования на теоретическую деятельность учащихся.

2. Исследование показало, что организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ уделяется недостаточное внимание со стороны учителей, не разработана целостная методика, обеспечивающая поэтапную организацию учебно-исследовательской деятельности, не уделяется необходимого внимания в учебно-познавательном процессе развитию познавательного интереса и компетенций исследовательского характера. Вместе с тем выявлено, что учителя и учащиеся 7−8 классов проявляют интерес к учебно-исследовательской деятельности по курсу ОБЖ.

3. Определено, что курс ОБЖ имеет возможности для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся и овладения школьниками компетенций исследовательского характера. На основе систематизации знаний и умений определены составляющие компетенции исследовательского характера, формируемых в курсе ОБЖ в 7−8 классах.

4. Подтверждено, что организация учебно-исследовательской деятельности учащихся осуществляется на основе принципов и требований, являющихся основой формирования и развития компетенций исследовательского характера.

Основными принципами организации учебно-исследовательской деятельности являются: научности и посильной трудности в обучениисистематичности и последовательностисвязи теории с практикойсознательности, творческой активности в обучениипрочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихсяположительного эмоционального фона в обученииопоры на развитие умений самостоятельного поиска информацииформирования представления об исследовании как стиле жизнипринципа креативностиисследовательский принцип.

5. На основе компетентностно-ориентированного подхода разработана модель методики организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ, которая представляет собой взаимосвязь основных компонентов: проектировочного, целевого, содержательного, процессуального и результативного.

6. Проведена дидактическая обработка учебного материала курса ОБЖ в целях определения структуры и содержания заданий, используемых в, учебно-исследовательской деятельности учащихся. Определено, что наибольшие потенциальные возможности для проявления способностей удовлетворения учащихся представляют учебно-исследовательские задания. Выявлены структура, содержания и виды учебно-исследовательских заданий.

7. Экспериментальное обучение, направленное на проверку гипотезы исследования подтвердило правильность предположение о том, что эффективность организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе компетентностно-ориентированного подхода в процессе изучения курса ОБЖ возрастете при:

— обоснованном отборе содержания курса ОБЖклассификации компетенций исследовательского характера, формируемых и развивающихся в процессе учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖэтапной организации учебно-исследовательской деятельности учащихся;

— повышении познавательного интереса к учебно-исследовательской деятельности учащихся.

8. На основе результатов констатирующего и формирующего эксперимента выявлено развитие у учащихся познавательного интереса к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», отмечено продвижение от выполнения простых умений к сложным, повышение уровней сформированности исследовательских умений. Получили развитие умения и навыки выполнения самостоятельных творческих заданий, с выполнением графических работ с обобщением и представлением результатов по проделанной работе. Необходимо отметить, что в ходе экспериментального обучения усвоение объема знаний в курсе ОБЖ-с использованием учебно-исследовательских заданий, у учащихся экспериментальных классов выше, чем в контрольных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.В. Подготовка учителя к модульному преподаванию экологии Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования: Монография. Текст.: / С. В. Алексеев // Нижний Новгород, СПб: Нижегородский гуманитарный цент, 2002.-160 с.
  2. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности Текст.: / В. И. Андреев М.: ВШ, 1982. -240 с.
  3. Э. Методика творческих работ в курсе ОБЖ Текст.: / Э. Антюхин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 1997. — № 12. — С.27−29.
  4. Ю.К. Избранные педагогические труды Текст.: /Сост. Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  5. Ю.К. Интенсификация процесса обучения Текст.: / Ю. К. Бабанский М., 1987. — 80 с.
  6. JI.B., Индюков Ю. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие Текст.: /
  7. Л.В.Байбородова, Ю. В1 Индюков— М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. -272 с.
  8. Н.Н. Неисчерпаемые возможности- и границы применения- категории5 деятельности / Деятельность: теория- методология^ проблемы, Текст.: / Н. Н. Батищев М.: Политиздат, 1990. — 366 с.
  9. Безопасность человека!. Учебно-методическое пособие: для образовательных учреждений' / под ред. Л. И. Шершнева М.: Фонд национальной и международношбёзопасности, 1994.-472 с.
  10. Г. Э. Социальная компетенция: личности Текст.: / Г. Э Белицкая. //Сознание личности в1Кризисном^обществе. М^, 1995−197 с.
  11. Белозеров. Развитие творческих способностей учащихся" Текст.: / Белозеров7/ ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2006. — № 7. — С. 34−40
  12. И.В. Самоориентация школьников на самопознание как ценности в учебно-исследовательской? деятельности! Текст.: / Н: В. Беляков // Образование и саморазвитие 2009 г. — № 4 (14) — С. 9−15.
  13. М.А. Формирование исследовательских умений: студента в образовательном процессе-вуза Текст.: / М. А. Белялова дисс. кандидата пед. наук: 13.00.01 Краснодар, 2002 — 139 с.
  14. Т.А. Методика учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей биологии Текст.: / Т. А. Беспамятных -дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 СПб, 2002 174 с.
  15. Болотов В- Из побочных — в приоритетных Текст.: / В. Болотов // Учительская газета, 2004, № 14. С. 22−23.
  16. Большой энциклопедический? словарь.—^2-е изд. перераб. и доп. Текст. -М-: Большая^Российская'энциклопедия, 1998- — 1456 с.
  17. А. Тесты по предмету ОБЖ (10 класс) Текст.: / А. Борисенко // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 1999. — № 6. — С. 39−43.
  18. Н.В. Диалектика* педагогического исследования: Логико-методологические проблемы Текст.: / Н. В. Бордовская — СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. -512 с.
  19. А.Д. Организация и методика педагогических исследований Текст.: / А. Д. Ботвинников М., 1981. — С.17.
  20. Н.Б. Исследовательская деятельность учителей и учащихся в школе гуманитарно-филологического профиля. Автореф. дис. канд. пед. наук.- Владикавказ, 2004. 22с.
  21. С.И. Формирование в вузе, готовности учителя к педагогическому исследованию: теория и практика: Монография Текст.: / С. И. Брызгалова Калининград, 2004. — с.
  22. М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации, 2004 Электронный ресурс.: / М. А. Викулина Режим доступа эл ст. www.edulb.ru.
  23. . В. Исследовательский подход к природе и жизни Текст.: / Б. В. Всесвятский. -М., 1926. 186 с.
  24. .В. К практике исследовательского метода Текст.: / Б. В. Всесвятский М., 1925.-81с.
  25. JI.C. Педагогическая психология Текст.: / Под ред. В: В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  26. Габай Т. В'. Учебная1 деятельность и ее средства Текст.: Т.В. Габай-М. Изд-во Московского университета, 1988. — 256 с.
  27. П.Я., Психология как объективная" наука Текст.: / ПЯ. Гальперин М, 1998.
  28. П.Я., Данилова JI.B. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач / П. Я. Гальперин, JI.B. Данилова // Вопросы психологии. 1980. — № 1 — С. 12−17.
  29. М.В., Петрова Е. А., Орлова JI.M. Возрастная и- педагогическая психология: Учебное пособие для" студентов всех специальностей пед. вузов. Текст.: / М. В. Гамезо, Е. А. Петров, JI.M. Орлова М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
  30. .С. Философия- образования* для XXI Текст.: / Б. С. Гершунский -М: Педагогическое общество России, 2002. 508с.
  31. Горбачевская"М.В'. Разработка примерных норм оценки знаний, умений, навыков учащихся профессионально-технических училищ: Метод. Рекомендации" Текст.: / М. В. Горбачевская Mi, 1989. — 107 с.
  32. Давыдов- В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения! учебных предметов Текст.: / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1972−432с.
  33. В.В. Учебная деятельность и моделирование Текст.: / В. В. Давыдов, А. У. Варданян и др Ер.: Луис, 1981. — 220 с.
  34. А.Г. Из опыта проведения мониторинга развития общеучебных умений Текст.: / А. Г. Данилова // Химия в школе. 2002. — № 10. — с.22.
  35. С.П. Сборник ситуационных задач по курсу основ безопасности жизнедеятельности: Учеб.-метод. пособ. / С. П. Данченко. — СПб: СПб Alli Ю, 2004.-184с.
  36. А.Н. Компетенция и компетентность: Сколько их у российского школьника? // Вопросы Интернет образования, http// vio.fio.ru
  37. Дереклеева- Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся Текст.: / Н. И. Дереклеева М.: 5 за знания, 2008. — 224с.
  38. Дидактика средней школы Текст.: / под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975. — 319 с.
  39. Дистервег Ф.А. В. Избранные педагогические сочинения Текст.: / Ф.А. В. Дистервег. -М.: Учпедгиз, 1956. 384 с.
  40. Д. Психология и педагогика мышления Текст.: / Д. Дьюи М., 1999.-С. 23−75
  41. Дж. Демократия и образование Текст.: / Д. Дьюи / Пер. с англ. — Москва: Педагогика-пресс, 2000. -354 с.
  42. В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика • проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие Текст.: / В. М. Евлахов М.: Дрофа, 2009. — 271, 1. с. — (Библиотека учителя).
  43. В.К., Капитонова М. Е. Ваши шансы избежать беды: Учебное пособие /Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» Текст.: / В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова СПб.: «КАРО», 2002. — 240 е., ил.
  44. О.Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя Текст.: / О. Б. Епишева, В. И. Крупич. М:. Просвещение, 1990. — 128 с.
  45. Л.В. Учить самостоятельности. Кн. для учителя. Текст.: / Л. В .Жарова М.: Просвещение, 1993. — 205 с. — ISBN 5−09−00 3662 — 4.
  46. Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход Текст.: / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М., 2005. — С. 44−46.
  47. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Текст.: / И. А. Зимняя М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 20 с.
  48. И.А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности' Текст.: / И. А. Зимняя, Е.А.Шашенкова-Ижевск: ИЦПКПС, 2001.-103 с.
  49. Л.Я. Систематичность качество знаний Текст.: / Л. Я. Зорина — М.: 1976.-48 с.
  50. A.A. Искусство правильно мыслить Текст.: / A.A. Ивин М, Просвещение, 2004. — С. 110−117.
  51. Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы Текст.: / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. 1986, С. 138−147.
  52. Т.А. Педагогика курс лекций Текст.: / Т. А. Ильина М., 2005. -496 с.
  53. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе Текст.: / Авт. сост. Б. А. Татьянкин, О. Ю. Макаренков, Т. В. Иванникова, И. С. Мартынова, Л. В. Зуева / Под ред. Б. А. Татьянкина. — М.: 5 за знания, 2007, — 272 с. — («Электив»).
  54. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение Текст.: / E.H. Кабанова-Меллер -М.: Знание, 1983. 96 с.
  55. Г. Психология развития Текст.: / Г. Кайг СПб.: Питер, 2001. — 992 е.: илл. — (Серия «Мастера психологии»).
  56. E.H. Основы научного образования в современной школе. Круглый стол Текст.: / E.H. Кикоть // Педагогика. М., 2004. — № 4. — С. 3−22.
  57. Э.М., Попова Р. И. Аспекты научно-исследовательской деятельности магистров Текст.: / Э. М. Киселева, Р. И. Попова // Материалы
  58. И.В. Организация* учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики Текст.: /И.В: Клещева — дис. канд. пед. наук: 13.00.02 СПб, 2003: 176 с.
  59. В.В., Хуторской A.B. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах Текст.: / В. В. Краевский, A.B. Хуторской // Педагогика. 2003.- № 2. — С. 3−10.
  60. Г. М. Педагогика в.схемах, таблицах и опорных конспектах Текст.: / Г. М. Коджаспирова. 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 256 с. — (Высшее образование).
  61. В.А., Шубина Н. Л. Высшее- образование в России в зеркале Болонского процесса. Научно-методическое пособие СПб, Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 429с.
  62. Я.А. Великая- дидактика. Текст.: / Я. А. Коменский // Педагогическое наследие. -М., 1989. 138 с.
  63. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная, монография Текст.: / под ред. В. А. Козырева и др. СПб.:. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.-392 с.
  64. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г Текст.: //Вестник образования 2002. — № 6. — С. 31−36.
  65. .И. Учение процесс творческий Текст.: / Б.И., Коротяев — М.: — Просвещение, 1980 — 120 с.
  66. СПб, изд-во русской христианской гуманитарной академии, 2009. — С. 190 198.
  67. А.И., Верцинская H.H. Работа с трудными детьми: Книга для учителя Текст.: / А. И. Кочетов, H.H. Верцинская М.: Просвещение, 1986. -160 с."
  68. В.И., Содержание и структура учебной деятельности в обучении математике Текст.: / В. И. Крупич // Психолого-педагогические основы обучения математике в средней школе. М.: Прометей, 1992. 4:1. — С.24−48.
  69. H.A. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении/ H.A. Крючек, С. К. Миронов, Б. И. Миншн. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007. — 75 с.
  70. B.C. «Основы безопасности v жизнедеятельности: Методика преподавания предмета»: 5−11 классы, 176 с.
  71. Н.Е. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (На примере дисциплин естественнонаучно цикла): Учебное пособие./ Н. Е. Кузнецова, М. А. Шаталов СПб.: Образование, 1998. — 48 с.
  72. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки, специалистов образования Текст.: / Н. В. Кузьмина М., 2001. — 144 с.
  73. И.Ю., Калицкий' В.И. Возрастная психология: Полный, жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст.: / И. Ю. Кулагина, В. И. Калицкий М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. — 464 с.
  74. Кулев А. В: Развитие исследовательских умений у школьников при углубленном изучении биологии Текст.: /A.B. Кулев — дис. канд., пед. наук: 13.00.02 СПб, 1991.- 189 с.
  75. И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к школьным предметам Текст.: / И. Я. Ланина М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  76. В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для" общеобразовательных учреждений. 5−11 кл. / В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008. — 106 с.
  77. В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл.: метод, пособие / В. Н. Латчук, В. В. Марков. М.: Дрофа, 2008. — 106 с.
  78. O.E. Компетентностный подход в образовании Текст.: / О. ЕЛебедев // Школьные технологии. 2004 № 5. С. 3−12.
  79. A.B. Модель организации исследовательской деятельности учащихся Текст.: /A.B. Леонтович // Директор школы. — 2008 г. № 7. — с.69−74.
  80. A.B. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: Автореф. дис. насоиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.13) /3
  81. A.B. Леонтович. М., 2003. — 20 с.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст.: / А. Н. Леонтьев -М., 1975.-304 с.
  83. А.Н. Избранные психологические произведения: В12-х т. Т. 2 Текст.: / А. Н. Леонтьев М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  84. А.Н. Проблемы развития психики Текст.: / А. Н8. Леонтьев Mi: МГУ, 1972−576 с.
  85. И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст.: / И. Я. Лернер М.: Педагогика, 1991.-185с.
  86. Д. Мысли о воспитании // Педагогическое наследие Текст.: / Д. Локк, Ж-ж.Руссо, И. Г. Песталоции. — MI, 1989. С. 155−178.
  87. И. Некоторые аспекты и условия самостоятельности в учебной-деятельности. Теоретические проблемы управления познавательной деятельности человека. Доклады иностранных участников Текст.: / И. Ломпшер М., 1978.-С. 165.
  88. Е.А., Данченко С. П. Сборник вопросов и задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» Текст.: / Е. А. Лукьянов, С. П. Данченко СПб.: СПбГУПМ, 1998. — 137 с.
  89. Малов-Гра А. Г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 8 класс: к учебнику М. П. Фролова, E.H. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» под ред. Ю. Л. Воробьева /
  90. A.Г.Малов-Гра. -М.: ACT: Астрель, 2008. 286 2. е.: ил.
  91. Т.В. Современная школа и педагогика в капиталистических странах: учебное пособие для педагогических институтов Текст.: / Т. В:Малькова.-М.: Просвещение, 1975.-263 с.
  92. А.К. Практика школы и психологическое исследование учебной деятельности Текст.: / А. К. Маркова // Психологические проблемы учебной деятельности. М.: Советская Россия, 1977. — С. 10−14.
  93. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения Текст.: / А.К. Маркова- Т. А. Матис, А. Б. Орлов -М.: 1990. 212 с.
  94. Л.М. Психология профессионального развития учителя Текст.: / JI.M. Митина. М., Флинта, 1998. — 200 с.
  95. Мишин Б-И- Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности 4 изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. -128 с.
  96. В.Н. ОБЖ: Учебное пособие для 5−11 кл., в 3 ч. Текст.: /
  97. B.Н.Мошкин Барнаул, 2005. — 127 с.
  98. Н. Е. Организация исследовательской деятельности в условиях современной гимназии как средство развития личностного потенциала школьников. Белгород, 2007. — 30 с.
  99. Настольная книга классного руководителя: справ. метод, пособ. Текст.: / сост. В. А. Березина, Л.И. Виноградова- под ред. В: А. Березиной. -2-е изд., пересмотренное. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. — 574, [2] с. — (Настольная книга).
  100. Новый англо-русский словарь Текст.: / В .К. Мюллер- В- Л. Дашевская и др. М: Изд-во «Русский язык», 2002. — 880с.
  101. О.Г. Деятельность Текст.: / O.F. Носкова // Знание. Понимание. Умение. 2004.- № 1. -С. 135.
  102. ОБЖ. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Смирнова А. Т. Текст.: / сост. Л. Б. Поддубная. Волгоград: ИТД «Корифей». — 96 с.
  103. О приоритетных направлениях развития -образовательной системы Российской Федерации Текст.|- М.: Мин-во образования и науки РФ, 2005. — 256 с.
  104. A.C. Исследовательская деятельность как, способ формирования мировоззрения^ Текст.: / A.C. Обухов // Народное образование. 1999. — № 10. — С. 158−161.
  105. A.C. Исследовательская позиция- и исследовательская деятельность: что и как развивать? Текст.: / A.C. Обухов // Исследовательская работа школьников.—М-, 2003.-№ 4. —С. 18−23.
  106. A.C. Организация взаимодействия участников юношеской конференции Текст.: / A.C. Обухов // Школьные технологии. М., 2000. — № 3.-С. 109−114.
  107. A.C. Развитие исследовательской деятельности учащихся: В системе профил. обучения. [Текст]: / А. Обухов // Народное образование: Рос. обществ.-пед. журн./ М-во образов. РФ, Рос. акад. образов, и др. М., 2004.-№ 2.-С. 146−148.
  108. Общая методика преподавания обществознания в школе Текст.: / JI.H. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лебедникова и др.- под ред. Л. Н. Боголюбова М.: Дрофа, 2008 — 606, [2]с. — (Российская академия образования учителей).
  109. С.И. толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений Текст.: / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- Российская АН, Российский фонд культуры. 3-е изд., стереотипное. — Mi: АЗЪ, 1995.-928 с.
  110. В. Основы проблемного обучения Текст.: / В. Оконь — М.: Просвещение, 1968. 208 с.
  111. В. Введение в общую дидактику Текст.: М.: Высшая школа, 1990−387 с.
  112. Опыт организации? исследовательской деятельности" школьников: «Малая академия^ наук» Текст.: / авт.-сост. Г. И'. Осипова. Волгоград: Учитель, 2007. — 154 с.
  113. Осмоловская И. М: Ключевые компетенции- и отбор4 содержания образования в школе // Народное образование 2006. -№ 5 — С. 77.
  114. Основы безопасности жизнедеятельности 5−8 классы. Школьный курс в-тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт.-сост. Г. П: Попова -Волгоград: Учитель, 2006. 120 с.
  115. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений Текст.: / С. Н. Вангородский, М-И. Кузнецов,-В.Н. Латчук, В. В. Марков. — 12-е изд., стереотип, доп. М: Дрофа, 2009. — 206, [2] е.: ил.- 16 с. цв. вкл.
  116. Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й. кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений Текст.: / М. П. Фролов, E.H. Литвинов, А. Т. Смирнов и др.- под ред. Ю. Л. Воробьева. 2-е изд., испр. и доп. М.: ACT: Астель, 2010. — 190, [2] е.: ил.
  117. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений Текст.: / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов,
  118. В:Н. Латчук, В. В. Марков. 3-е изд., стереотип, доп. М.: Дрофа, 2009- -256с.: ил.
  119. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений Текст.: / М.П. Фролов- Е. Н: Литвинов, Af.T.CMHpHOB, Hf др.- под ред. Ю. Л. Воробьева. — 2-е изд., испр. и доп. М: ACT: Астель, 2009. 190, [2] е.: ил.
  120. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий" Текст.: / авт.-сост. Л. А. Тетушкина. — Волгоград: Учитель, 2009. -238 с.
  121. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по ОБЖ/ Мин-во образования РФ Текст.: / авт-сост. Колодницкий М.': Дрофа- 2001. -90 с.
  122. Павлов, ИЛ*. Избранные произведения" Текст.: / И. П. Павлов М.: 1951.-509 с.
  123. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В.2 т. Текст.: / И. Г. Песталоцци / Под ред. В. А. Ротенберга, В. М: Кларина. М., 198 Г. — Т. Г. -336 с.
  124. П.И. Самостоятельная- познавательная деятельность школьников в обучении Текст.: / П. И. Пидкасистый М.: 1980. — 165 с.
  125. А.П. Основы методики естествознания Текст.: / А. ПЛинкевич М., 1930. — 272 с.
  126. К.К. Вопросы психологии труда Текст.: / К. К. Платонов -М, 1970−264 с.
  127. К.К. Структура и развитие личности Текст.: / К. К. Платонов -М. 1986−256 с.
  128. К.К., Голубев* Г.Г. Психология Текст.: / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев М., 1977. — С.80−82.
  129. А.Н. Дети как исследователи: (Психол. Аспект) Текст.: / А. Н. Поддьяков // Magister. 1999. — N 1. — с: 85−95.
  130. А.Н. Исследовательское поведение: стратегии* познания, помощь, противодействие, конфликт Текст.: / А. Н. Поддьяков. М.: МГУ, 2000:-266 с.
  131. А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники Текст.: / А. Н. Поддьяков // Исследовательская работа школьников. М., 2003. — № 4. -С. 29−32.
  132. H.H. Творчество и проблемное обучение дошкольников Электронный ресурс. / H.H. Поддьяков // Образование: исследовано-в, мире. Режим доступа: http://www.oim.ru.
  133. И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст.: / И. П. Подласый -М.: Издательство ВЛАДОС — ПРЕСС, 2004: — 368 с.
  134. Подласый И. П: Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. ззаведений: — В" 2″ кн. Текст.: / И.П. Подласый* М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
  135. К.Н. Психологическое сопровождение подросткового возраста Текст.: / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. 1996. № 1, С. 20 -33.
  136. Г. Н. Высшее профессиональное образование в области физической культуры: состояние, предпосылки и направления обновления
  137. Монография Текст.: / Г. Н. Пономарев СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 262 с.
  138. Р.И. Методические основы формирования исследовательских умений учащихся при изучении курса ботаники: дис. канд. пед. наук. Текст.: / Р. И. Попова СПб, 2000. — 199 с.
  139. Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности Текст. М.: Просвещение, 2010. — 40 с. — (Стандарты второго поколения).
  140. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5 — 11 классы. Текст.: / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников- под общ. ред. А. Т. Смирнова М.: Просвещение, 2009. — 80 с.
  141. Профессиональная педагогика: Учебник Текст.: / Под ред. С. Я. Батышева, Новикова A.M. Изд. 3-е перераб. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. — 456 с.
  142. Психология Текст.: / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. С. 1 071 531 Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. Текст.: / Дж. Равен. М., 2002. — 396 с.
  143. Развитие исследовательской деятельности, учащихся. Методический^ сборник Текст.: /-М.: Народное образование, 2001. 272 с.
  144. Развитие творческих исследовательских умений" студентов: Методические рекомендации на материале дисциплин естественнонаучного цикла Текст.: /Сост.: Е. В. Никитина, AXli Тряпицына. Л., 1989″.
  145. .Е. Исследовательский метод в педагогической работе Текст.: / Б. Е. Райков. Л.: Госиздат, 1924. — 356 с.
  146. .Е. Общая методика естествознанияТекст.: /Б.Е. Райков М., Л:. 1947. -300 с.
  147. .Е. Пути и методы нагуралистического просвещения Текст.: / Б. Е. Райков М., 1960 — 485 с.
  148. О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности: теоретический, и методический аспекты Текст.: / О. Г. Роговая — СПб.: Изд-во РГПУ им: А. И. Герцена, 2004. 218 с.
  149. Роджерс* К., Фрейберг. Дж. Свобода, учиться Текст.: / К. Роджерс, Дж. Фрейберг Mi, 2002, с. 57.
  150. Рубинштейн* С. Л. Основы общей психологии Текст.: / С. Л. Рубинштейн.-М., 2001 704 с.
  151. А. Больше творчества! Как, повысить, эффективность обучения школьников* по ОБЖ Текст.: / А. Рудковский //Основы, безопасности жизнедеятельности. — 2000: № 2. — С.37−40:
  152. Руссо Ж.-Ж. Эмиль Текст.: // Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  153. В.А. Методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности. Учеб. пособие по курсу «Методика преподавания школьного курса ОБЖ» для студентов спец. 330 100 Текст.: / A.B. Рыкованов СПб, 2002. — с.
  154. А.И. Традиционное обучение и современное образование Текст.: / А. И: Савенков//Директор школы: — № 6г -2008 — С. 60−66-
  155. В .П. Безопасность, проблемы^ и находки Текст.: /, В.П.Сапронов// ОБЖ. Основы безопасности жизни. 1998: — № 4: — С. 7−10.
  156. И.Ф. Дальтон-план в применении к советской школе Текст.: /И.Ф. Свадковский -М., 1926.- 134 с.
  157. А.Ф. Самоконтроль физкультурника Текст.: / А. Ф- Синяков"1. М: Знание, 1987. 76 с.175: Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 2-е изд., 1984-—. 96 с. (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).
  158. , А.Т. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 2004. 157с.
  159. А.Т. Поурочное планирование программы «ОБЖ» / АТ. Смирнов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 1997. -№ 12. -31 с.
  160. В.П., Станкевич П. В. Формирование содержания специализированных магистерских программ в области экологической безопасности Текст.: / В. П. Соломин, П. В. Станкевич / Вестник Международной Академии Наук, Специальный выпуск, 2009. — С. 218−220.
  161. П.В. Модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров Текст.: / П. В. Станкевич / автореф. доктора пед. наук-СПб, 2010−40 с.
  162. B.П.Соломина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — С.152−156.
  163. С.С. Популярная психологическая энциклопедия Текст.: /
  164. C.С. Степанов М.: Изд-во Эксмо, 2003. 640 е., ил.
  165. M.B. Организация учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в профильной школе Текст.: / М. В. Степанова. СПб, изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005, 71с.
  166. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования Текст. М., 2001 -94с.
  167. М.Б. Педагогические основы формирования у учащихся общеобразовательных школ готовности к безопасной деятельности. Автореф. на соиск. д.п.н. Текст.: / М. Б. Сулла M — 1998. — 44 с.
  168. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы Текст.: / Н. Ф. Талызина М: Изд-во МГУ, 1998 — 344 с.
  169. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся Текст.: / Н.Ф. Талызина-М.: Знание, 1983 76.
  170. М.В. Методологические аспекты повышения эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов при обучении математике Текст.: /М.В.Таранова. — Новосибирск, 2007. 115 с.
  171. JI.A. Раздвигая границы урока ОБЖ Текст.: / Л. А. Тетушкина // ОБЖ. Основы безопасности жизни 2006. — № 6. — С.31−38.
  172. Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии Текст.: / Е. В. Титов // Педагогика. М., 2003. — № 9. — С. 39−45.
  173. C.B., Шабаева Г. И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 176 с.
  174. И.К. Методика преподавания курса «ОБЖ» в общеобразовательных учреждениях: Книга для учителя. М, 2000. — 74с.
  175. И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 8 кл. общеобразоват. учреждений / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2008. — 159с.: ил.
  176. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. — JI.: ЛГПУ им. А. И. Герцена, 1989. 92 с.
  177. A.B. О критериях и уровнях сформированное&trade- познавательных умений у школьников // Советская педагогика, 1980. № 12. — С. 45−48.
  178. A.B., Бобров А.А Формирование учебных умений и навыков на уроках физики. М.6 1998. — 111 с.
  179. A.B., Краевский В. В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. М., 1981. — С. 37−42.
  180. К.Д. Педагогические сочинения: Вбт. М., 1989. — Т.З. -512 с.
  181. Д.И. Психология взросления: Структурно -содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 672с.
  182. Д.И. Проблема возрастной и педагогической психологии. -М. 1995,255 с.
  183. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Т. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. -840с.
  184. Л.Ф. О некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской деятельности школьников: История развития с 1917 года до наших дней. Электронный ресурс. / Л. Ф. Фомина. Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http://www.researcher.ru/development.
  185. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломшиера, А. К. Макаровой: Науч.-исслед. ин-т общейпедагогической психологии акад. пед. Наук ГДР. М.: Педагогика, 1982. -216 с.
  186. Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  187. И.Ф. Педагогика. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва. «Высшая школа». 1990. — С. 148−151.
  188. Хрестоматия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Л. Воробьев, В. В. Иванов, В. П. Шолох. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД». — 1998. — 160с.
  189. Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод, пособие/ Н. И. Хромов. М.: Айрис-пресс, 2008. — 288 с. — (Методика).
  190. A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Электронный ресурс. / A.B. Хуторской. Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http://www.eidos.ru.
  191. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе Текст.: / И. Д. Чечель М.: Сентябрь, 1998. -144 с.
  192. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2х т. Текст.: / Под ред. Н. П. Кузина. М.: Педагогика, 1980. — 656 с.
  193. E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении Текст.: / Е. ШИиянов, И. Б. Котова. М., 1999. — 113 с.
  194. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст.: / Г. И. Щукина.-М., 1979. 160 с.
  195. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Текст.: / Г. ИЛЦукина М.: Просвещение, 2005. — с. 137.
  196. А.Г. Экология. Организм и среда. Учебное пособие Текст.: /
  197. A.Г. Щуров СПб., СПБГУВК, 2009. — 92 с.
  198. Д.Б. Психология обучения младшего школьника Текст.: / Д. Б. Эльконин.- М.: Знание, 1974, — 364 с.
  199. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст.: / И.С. Якиманская- М.: Сентябрь, 1996 96 с.
  200. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст.: / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995, — № 2. — С.13−21.
  201. Eggen, Paul D. Strategies for teachers: In from. Progressing models in the classroom / Paul D. Eggen — Englewood cliffs: Prentice hall, cop. 1979 — XIV, 367p.
  202. Fein G.G. Child development. / G.G. Fein. New Jersey, 1978. — 264 p.
  203. Joyce B. Changing school culture through staff development / Ed. By
  204. B.Joyce Alexandria: ASCD, 1990. — XVIII, 256 p.
  205. Hutmasher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Beme, Switzerland 27−30-March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC)
  206. Human development- the span of life. George Kaluger, Ph.D., Meriem Fair Kaluger, Litt.M., The C.V. Mosby Company, Saint Louis, USA, 1974. P. 150 165.
  207. Kirsehner P., Vilsteren P. V., Hummel H. The Design of study environment for acquiring academic and professional competence // Studies in Higher Education, V 22, November 2,1997. P. 151−163.
Заполнить форму текущей работой