Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование культуры речи у будущих специалистов в области физической культуры и спорта на этапе довузовской подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования. Предполагается, что должная речевая подготовка слушателей подготовительного отделения будет способствовать более успешному прохождению испытаний на вступительных экзаменах, речевой адаптации личности к условиям образовательного процесса высшего учебного заведения. Эффективность формирования культуры речи у абитуриентов факультета довузовской подготовки в значительной мере… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Культура речи как педагогическая проблема
    • 1. 1. Концептуальные подходы к исследованию культуры речи и методикам ее формирования
    • 1. 2. Критерии культуры речи и концепция речевой деятельности в современных условиях
    • 1. 3. Довузовская подготовка в системе непрерывного профессионального физкультурного образования
    • 1. 4. Роль формирования культуры речи на этапе довузовской подготовки

Формирование культуры речи у будущих специалистов в области физической культуры и спорта на этапе довузовской подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процесс гуманитаризации, пронизывающий все звенья профессионального образования, ставит перед вузами физкультурного профиля новые задачи. Функции высшего образования в сфере физической культуры и спорта сегодня не ограничиваются вооружением будущих спортивных педагогов суммой профессиональных знаний, умений, и навыков, а сопряжны с задачей воспитания всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей интеллектуальность, нравственность и физическую активность, способной изменять, совершенствовать и преобразовывать жизнь (В.К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, В. И. Маслов, H.H. Зволин-ская, М. Я. Виленский, С. Д. Неверкович, В. И. Столяров, И. М. Быховская, H.H. Чесноков и др.). Специальное образование того, кто работает в системе «человек — человек», должно быть направлено на развитие его личности, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способностей к самоанализу и самосовершенствованию, постижение им себя в мире и мира вокруг себя, выработку стиля взаимоотношений с людьми, на формирование его общей культуры (Т.Г. Браже).

Сегодняшний рынок труда диктует все более высокие требования к качеству подготовки и уровню квалификации специалиста. В современных условиях возрастают требования и к культуре его речи как к важному, интегра-тивному показателю общей и профессиональной культуры человека и общества. В эпоху новейших технологий, всеобщей компьютеризации высокая степень владения языком как важнейшим средством человеческого общения, усвоения новой информации, орудием формирования и выражения мыслей и чувств обязательна для образованного человека.

Культура речиэто владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления), а также умение использовать выразительные средства языка в разных условиях общения в соответствии с целями содержания речи, то есть культура речи дает человеку знания и навыки, обеспечивающие целесообразное и незатруднительное применение языка в разных условиях общения и в соответствии с поставленными целями.

Речевая культура — одна из составных частей общей культуры человека, она отражает культуру мышления, культуру поведения, во многом характеризует духовный и нравственный облик личности, влияет на эффективность ее коммуникативной деятельности, а для людей, чья деятельность непосредственно связана с речевым общением, является немаловажным условием их профессионального успеха. Е. Д. Никитина справедливо отмечает, что, к какой бы сфере деятельности ни готовились выпускники физкультурного вуза, им предстоит работа с людьми — будь то специалисты лечебной физкультуры, физической реабилитации, оздоровительной физической культуры, спортивного менеджмента или преподаватели в системе среднего и высшего образования, тренеры по виду спорта. Вот почему их профессиональный труд не должен сводиться к ремеслу, как бы это ни было важно, и определяться только базовыми научными знаниями и методической подготовкой. Речевая подготовка должна стоять в одном ряду с теоретическими и методическими курсами, так как является одним из важнейших элементов общей профессиональной компетентности, позволяющей вооружить будущего специалиста в области физической культуры и спорта практическими умениями речевого общения.

Профессиональная деятельность специалиста в области физической культуры и спорта во многом определяется знаниями и умениями коммуникативного характера, связанными с организацией и осуществлением педагогического, делового и межличностного общения, поэтому проблема формирования у студентов коммуникативной компетентности имеет для институтов физической культуры, как педагогических вузов, особую значимость.

Проблема формирования коммуникативных умений у специалистов разного профиля, в том числе и будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта, привлекала внимание многих исследователей: С.Л. Брат-ченко, А. А. Бодалева, В.А. Как-Калика, Н. В. Кузьминой, В. К. Елмановой, Г. И. Михалевской, Л. А. Петровской, В. А. Сластенина, В. А. Якунина и др.

Исследованию развития коммуникативных умений будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта посвятили свои работы И. Н. Решетень, И. Х. Кобер, М. В. Прохорова, Н. В. Киршева, И. П. Андриади, И. В. Дятловская, В. П. Косихин, Т. А. Маркина, И. Ю. Люлевич, Е. П. Ильин и др. Исследования в этой области научного знания ведутся сравнительно недавно, но уже накоплен обширный фактический материал, имеются определенные теоретические разработки, оригинальные коммуникативные курсы и тренинги. Авторы едины в том, что коммуникативный компонент наиболее значим в педагогической деятельности, но работа по развитию культуры речи, предполагающая формирование умения правильно, точно, четко и выразительно передавать свои мысли средствами языка и обеспечивающая в лучшей форме процесс общения, в составе коммуникативных умений в явном виде ими не обозначена. Так как ведущим компонентом педагогического общения является звучащая речь, необходимо не только привлечь внимание будущих студентов к тем сторонам педагогического общения, которые тесно связаны со звуковой стороной оформления речи, но и целенаправленно формировать культуру речи в качестве одного из профессионально важных умений.

Анализ педагогической деятельности показывает, что занятия, не сопровождающиеся яркой и образной речью, не реализуют полностью обучаю-ще-воспитывающие возможности. При проведении учебно-тренировочных занятий и воспитательной работы основным средством воздействия педагога на обучаемых служит живая речь. С помощью слова преподаватель-тренер управляет учебным процессом, руководит практическими действиями, передает занимающимся необходимые знания, прививает навыки правильного поведения и бережного отношения к собственности. Культура речи тренера и преподавателя физической культуры связана с речедвигательной координацией, под которой понимают умение одновременно показывать и объяснять упражнение, не нарушая ни качество его исполнения, ни правильность, точность и выразительность речи.

Развитие речевой культуры педагога необходимо в интересах оптимизации обучения и усиления воспитательных воздействий. Преподаватель должен иметь хорошую вербальную память, правильно выбирать языковые средства, логично излагать мысли, уметь ориентировать речь на собеседника, а также уметь предвидеть результаты воздействия словом. Спортивный педагог должен владеть нормами устного и письменного литературного языка, т. е. правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления, добиваться улучшения таких коммуникативных качеств, как правильность, чистота, точность, логичность и др. (144).

Речь для выпускника физкультурного вуза является не только средством контакта в педагогическом процессе, постановки и достижения целей воспитания и обучения, но и образцом литературной речи для учащихся.

Следует отметить, что профессиональная подготовка в институтах физической культуры все более усложняется. За последние годы в сфере физического образования появились тесно связанные с творческой работой специализации и специальности, которые предъявляют качественно новые требования к речевой подготовке как абитуриентов, так и студентов: спортивная режиссура, спортивная анимация, спортивная журналистика, связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта. Это диктует острую необходимость соответствующего профилирования и подготовки абитуриентов и предполагает усложнение структуры языковой подготовки будущих специалистов в области физкультурного образования.

Формирование культуры речи будущих специалистов в области физической культуры и спорта — комплексная и многоплановая задача, успех решения которой зависит от организации, содержания и качества всей учебновоспитательной работы в области русского языка и культуры речи в вузе, которую, по нашему мнению, целесообразно начать уже на этапе довузовской подготовки, являющемся одним из важнейших звеньев в многоуровневой системе подготовки кадров, обеспечивающем необходимую связь между этапом формирования контингента абитуриентов и этапом непосредственной подготовки специалистов в вузе.

С нашей точки зрения, невозможно осуществить полноценное усвоение знаний, развитие умений и навыков по различным дисциплинам, преподаваемым в вузе, если будущий студент не владеет необходимым уровнем речевой подготовки, понимания речи в устной и письменной форме.

Речевые навыки, необходимые для обучения и профессионального становления будущего специалиста в области физической культуры и спорта, способствуют не только успешному прохождению испытаний на вступительных экзаменах, но и речевой адаптации личности к условиям образовательного процесса в вузе, обеспечивают объективность и достоверность получаемой информации по специальным и гуманитарным дисциплинам, а в дальнейшем ее воспроизводствооблегчают восприятие речи будущих специалистов в области физической культуры и спорта, позволяют установить живой психологический контакт, вызвать довериеспособствуют четкости и ясности мышления, активизации участия в учебном процессе.

Как следует из обзора существующей литературы, степень научной разработанности проблемы формирования культуры речи у абитуриентов факультета довузовской подготовки явно недостаточна, нечетко выражены особенности и условия организации данного процесса в общей системе довузовской подготовки учащихся, слабо представлены педагогические технологии ее решения.

Анализ содержания действующих программ и учебных пособий по культуре речи (Б.Н. Головин, JI.A. Введенская, Л. Г. Павлова, А. Н. Васильева, H.A. Ипполитова, Т. А. Ладыженская и др.), а также существующих исследований, посвященных формированию коммуникативно-речевых умений (А.И.

Капская, A.B. Коренева, Н. М. Косова, В. Ю. Липатова, В. Н. Малиновская, Г. С. Трофимова, О. В. Шмайлова, В. Г. Гончарова, В. А. Григорьева — Голубева и др.) позволил сделать вывод о том, что нет достаточно полного учебника, соответствующего всем требованиям вузовской методики, а программы требуют доработок с учётом специфики вуза.

За годы учебы в вузе физкультурного профиля студенты приобретают некоторые знания, умения и навыки по соблюдению требований речевой культуры, но такая подготовка не обеспечивает формирование культуры речи как профессионально важного качества будущих специалистов в области физической культуры и спорта, что противоречит возрастающим требованиям современной действительности.

Таким образом, разработка специальной педагогической системы формирования культуры речи у слушателей факультета довузовской подготовки, предполагающей повышение уровня практического владения современным русским литературным языком, формирование и развитие умения пользоваться речью как средством общения и передачи информации, то есть подготовка коммуникативно грамотного специалиста, является не только одной из важнейших проблем современного высшего физкультурного образования, но и актуальной задачей дальнейшего научного познания в данной области.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются научные идеи известных отечественных и зарубежных педагогов, философов, лингвистов, психологов по различным аспектам культуры и искусства речи (Б.И. Головин, К. С. Горбачевич, В. Г. Костомаров, С. И. Ожегов, Л. И. Скворцов и др.), системный и личностно-деятельностный подход к обучению (A.A. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), психологическая теория деятельности, в том числе и речевой (Л.С. Выготский, A.A. Леонтьев, H.H. Жинкин), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), психологическая концепция структуры педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина), исследования профессиональной деятельности и профессионального образования спортивно-педагогических кадров (Н.В. Киршева, И.Х. Ко-бер, И. Ю. Люлевич, Т. А. Маркина, В. И. Маслов, С. Д. Неверкович, М. В. Прохорова, И. Н. Решетень, О. П. Топышев, H.H. Чесноков и др.).

Объектом исследования является процесс формирования культуры речи у абитуриентов факультета довузовской подготовки высших учебных заведений физкультурно-спортивного профиля.

Предмет исследования — организация, содержание и система методического обеспечения процесса формирования культуры речи у слушателей факультета довузовской подготовки в высших учебных заведениях физкультурно-спортивного профиля.

Цель исследования: теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование педагогической системы повышения эффективности процесса формирования культуры речи у будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать состояние изученности проблемы формирования культуры речи в теории и практике профессионального образования.

2. Выявить факторы, обусловливающие высокий уровень сформированное&tradeкультуры речи у абитуриентов, ориентированных на обучение в вузе физкультурно-спортивного профиля.

3. Определить и проанализировать исходный уровень сформированно-сти культуры речи у учащихся факультета довузовской подготовки физкультурного вузаразработать критерии оценки уровня речевой культуры.

4. Разработать педагогическую систему формирования культуры речи, проверить ее эффективность в процессе обучения.

5. Разработать методические рекомендации по формированию культуры речи у слушателей факультета довузовской подготовки высших учебных заведений физкультурно — спортивного профиля.

Гипотеза исследования. Предполагается, что должная речевая подготовка слушателей подготовительного отделения будет способствовать более успешному прохождению испытаний на вступительных экзаменах, речевой адаптации личности к условиям образовательного процесса высшего учебного заведения. Эффективность формирования культуры речи у абитуриентов факультета довузовской подготовки в значительной мере зависит от повышения статуса речевой культуры в учебно — воспитательном процессе высшего учебного заведения фкзкультурно — спортивного профиля, от осознания учащимися значимости высокой речевой культуры в учебно-профессиональной деятельности. Процесс формирования речевой культуры станет более эффективным при условии построения педагогической системы ее формирования.

Научная новизна работы: Впервые объектом педагогического исследования явился процесс формирования культуры речи у слушателей факультета довузовской подготовки, ориентированных на обучение в вузе физкультурно-спортивного профиля. Уточнено понятие речевой культуры у будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Разработаны и апробированы критерии оценок уровней речевой культуры учащихся факультета довузовской подготовки. Выявлены условия и факторы, влияющие на повышение уровня речевой культуры слушателей подготовительного отделения. Выстроена целостная педагогическая система профильного формирования культуры речи у абитуриентов ИФК.

Теоретическая значимость работы состоит в обосновании целесообразности формирования речевой культуры уже на этапе довузовской подготовки, который, реализуя компенсаторную, адаптационную и развивающую функции, предполагает овладение абитуриентами двумя уровнями литературного языка: нормативным и коммуникативно-целесообразным, что объясняется контингентом учащихся, имеющих нередко опыт профессиональной деятельности и осознающих зависимость успешной учебно-профессиональной деятельности от уровня сформированности коммуникативных умений.

Практическая значимость исследования состоит в его направленности на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спортав разработке и внедрении в практику обучения педагогической системы формирования культуры речи у абитуриентов, обучающихся на факультете довузовской подготовки ф из культурно-спортивного вуза. Материалы исследования могут быть использованы при разработке аналогичного курса в качестве методического руководства для преподавателей вузов физкулыурно-спортивного профиля.

На защиту выносятся следующие положения:

— Культура речи будущего специалиста в области физической культуры и спорта играет важную роль в его работе, предполагающей эффективную речевую деятельность, и именно поэтому нам представляется целесообразным учитывать культуру речи в качестве одного из профессионально значимых умений.

— Формирование культуры речи целесообразно начать на этапе довузовской подготовки, который является одним из важнейших звеньев в многоуровневой системе подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта.

— Необходимым условием формирования речевой культуры является разработка системы критериев оценки уровней сформированности культуры речи, которые позволяют на всех этапах исследования определять уровень знаний и наблюдать динамику формирования культуры речи.

— Выявление факторов, обусловливающих высокий уровень формирования культуры речи у абитуриентов, ориентированных на обучение в вузах физкультурно-спортивного профиля, развитие мотивов овладения ею способствуют решению проблемы повышения качества подготовки выпускаемых специалистов в сфере физической культуры и спорта.

— Педагогическая система формирования культуры речи на факультете довузовской подготовки должна носить коммуникативно-ориентированный и профессионально направленный характер. Уровень приобретенной будущими специалистами профессионально ориентированной коммуникативной компетенции позволяет использовать речевые умения и навыки в практике учебно-профессиональной деятельности.

Достоверность и обоснованность выводов обеспечены опорой на достижения современной лингвистики, лингводидактики, методики, совокупностью использованных методов исследования, положительными результатами экспериментальной работы и их внедрением в практику преподавания культуры речи на факультете довузовской подготовки.

Структура работы: диссертация состоит из введения, 4 глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы, содержащего 174 источника, и приложений. Содержание работы изложено на 149 страницах машинописного текста, включая 8 таблиц и 1 рисунок.

выводы.

1. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что в ряду актуальных проблем, поставленных в наше время перед высшим физкультурным образованием, находится и проблема повышения уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов по физической культуре и спорту, формирование умения пользоваться речью как средством общения и передачи информации, то есть подготовка коммуникативно грамотного специалиста.

2. Культура речи будущего специалиста в области физической культуры и спорта играет важную роль в его работе, предполагающей эффективную речевую деятельность, и поэтому целесообразно учитывать культуру речи в качестве одного из профессионально важных умений.

3. Необходимость целенаправленной, систематической работы по формированию культуры речи, поиска более эффективных средств обучения подтверждают результаты пилотажного исследования, которые свидетельствуют о низком уровне владения речью будущими специалистами в области физической культуры и спорта, а также то, что успешность будущей профессиональной деятельности во многом определяется коммуникативной культурой личности, составной частью которой является культура речи.

4. Реализуемая в настоящее время концепция непрерывного профессионального образования позволяет часть учебно-воспитательных задач вуза перенести на этап довузовской подготовки, т. е. готовить будущего студента к учебно-профессиональной речевой деятельности необходимо уже на этапе довузовской подготовки.

5. Развитие речевых коммуникативных умений абитуриентов, ориентированных на обучение в вузе физкультурного профиля, уже на этапе довузовской подготовки способствует успешной сдаче вступительных экзаменов, речевой адаптации личности к условиям образовательного процесса высшего учебного заведения, обеспечивает объективность и достоверность получаемой информации по специальным и гуманитарным дисциплинам, способствует четкости и ясности мышления, активизации участия в учебном процессе.

6. Созданная нами система формирования культуры речи, реализуя компенсаторную, адаптационную и развивающую функции, предполагает усвоение двух уровней речевой культуры: уровня нормы и уровня коммуникативной целесообразности, то есть интеграцию этих уровней в единый вузовский, необходимый для обучения и профессионального становления будущего специалиста в области физической культуры и спорта.

7. Экспериментально установлено, что основными факторами, обусловливающими высокий уровень формирования культуры речи, является обучение по специально организованной системе, развитие мотивационной основы обучения, самосовершенствование речевой культуры абитуриентами факультета довузовской подготовки.

8. В ходе диссертационного исследования в качестве ведущих признаков коммуникативно-целесообразной речи выделены точность, правильность и эстетичность, на основании установленных критериев для определения уровня культуры речи (фонетических, грамматических, лексических) были разработаны шкалы оценок показателей речевой культуры и определены уровни ее развития (высокий, средний, низкий, очень низкий).

9. Система формирования культуры речи состоит из 2 этапов. Задача 1 этапа — поднять речь на уровень общепринятой языковой нормы, поэтому преобладали языковые упражнения, которые проводились вне речевой ситуации. Задача 2 этапа — творческое применение норм в различных ситуациях в зависимости от целей, задач и условий общения.

10. Предлагаемое содержание курса способствовало приобретению будущими специалистами профессионально ориентированной коммуникативной компетенции.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Формирование культуры речи должно носить развивающий характер, ориентированный на условия учебного процесса вуза, коммуникативные потребности личности и будущую профессиональную деятельность.

2. Необходимо обратить внимание абитуриентов на особую значимость усвоения учебного материала в плане качества их профессиональной подготовки.

3. Обязательным перед началом обучения является диагностирование исходного уровня сформированности культуры речи.

4. В процессе осуществления начального этапа обучения необходимо определить объем и содержание учебного материала с учетом индивидуальных различий обучающихся, степени их самостоятельности и потенциальных речевых возможностей.

5. В процессе обучения культуре речи должна осуществляться коррекция учебного процесса в зависимости от уровня языковой подготовки абитуриентов.

6. Коммуникативно-деятельностный подход является одним из условий эффективного формирования культуры речи на этапе довузовской подготовки.

7. Формирование речевой культуры абитуриентов факультета довузовской подготовки должно проходить поэтапно, по мере усвоения личностью языковых и речевых умений, от репродуктивного уровня к продуктивному и творческому, то есть способности решать языковыми средствами конкретные коммуникативные задачи в конкретных сферах и ситуациях общения.

8. Курс обучения должен быть построен таким образом, чтобы сформированные в процессе обучения навыки и умения переносились в учебную профессионально ориентированную деятельность при изучении специальных и гуманитарных дисциплин.

9. Дополнительные трудности для преподавателя связаны с тем, что формирование культуры речи — процесс длительный, а количество учебных часов ограничено учебным планом. В связи с этим необходимо осуществлять правильное руководство самостоятельной работой абитуриентов, учитывая возможность самоконтроля и самокоррекции.

10. Важно также учитывать, что формирование культуры речи — проблема межпредметного характера, поэтому становление речевых умений абитуриентов должно осуществляться не только на занятиях по русскому языку, литературе и культуре речи, но и в процессе всей учебной деятельности, при изучении других предметов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. — М.: Наука, 1989. — 167 с.
  2. B.C. Формы тестовых заданий: Учебное пособие. М.: Наука, 1991.-34 с.
  3. В.У. Методология и организационно-педагогические факторы совершенствования системы управления физической культуры в современном социальном обществе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук в форме научи. доклада. М., 1986. — 55 с.
  4. Актуальные проблемы культуры речи (Под редакцией В. Г. Костомарова и М.И. Скворцова). М.: Наука, 1970. — 407 с.
  5. H.H. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. -М.: Изд. АНН РСФСР, 1962. 120 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1963.339 с.
  7. И.П. Воспитание личности и особенности ее формирования в процессе занятий физической культурой и спортом: методические разработки. М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 18 с.
  8. А.Г. Высшее физкультурное образование. Проблемы и решения. РГАФК, «Фон», 1995. — 146 с.
  9. Ю.Барабанов А. Г. Новые условия новые кадры физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 12. — С. 2−4.
  10. П.Барблан А. Иерархия знания // «Alma Mater». 1994. — № 3. — С. 3031.
  11. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций / Московский психолого-социальный институт. М., Воронеж, 1996, часть 1. — 318 с.
  12. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997.-304 с.
  13. A.A. Восприятие человека человеком. Л.: Изд ЛГУ, 1995. -123 с.
  14. A.A. Личность и общение // Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  15. Бодуэн де Куртене И. А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2-х томах. М.: Прогресс, 1963. — Т.1 — 385 с, т. 2 — 391 с.
  16. Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. 1993.-№ 1.- С. 70−75.
  17. С.А. Развитие у студентов направленности на диалогическое обучение в условиях групповой формы обучения: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Л: ЛГУ им. A.A. Жданова, 1987. — 17с.
  18. И.М. Физическая культура и спорт в России // Тенденции социокультурного развития России 1960−1990 гг. — М.: РИК, 1996. — С.407−421
  19. А.Н. Основы культуры речи. М.: Русский язык, 1990.247 с.
  20. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для институтов физической культуры (под общей редакцией Л.П. Матвеева). М.: ФиС, 1983.- 128 с.
  21. Введение. Совершенствование содержания физкультурного образования важный компонент качества подготовки кадров // Проблемы совершенствования системы высшего физкультурного образования: Сборник научных трудов МОГИФК. Малаховка: МОГИФК, 1988. — С. 1−2.
  22. Л.А. Культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.448 с.
  23. Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 576 с.
  24. A.A., Агапова О. И. Содержание непрерывного образования: проблемы и перспективы //Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования: Сборник научных трудов. М.: НИИОП, 1987. — С. 22−30.
  25. М.Я. Антропологический подход как фактор повышения качества профессионального образования специалистов физической культуры: Тезисы докладов 2 научно-практической конференции (1−3 марта 2001 года). -М., 2001.-С 15−17.
  26. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1995. — № 1. — С. 27−32.
  27. Г. О. Из бесед о культуре речи // Русская речь. 1967. — № 3.1. С. 10.
  28. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. М.: Институт общеобразовательной школы, 1993.
  29. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  30. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Рабочий документ ЮНЕСКО. Париж, 5−9 сентября 1988. 93 с.
  31. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий. М., 1965.
  32. П.Я. Управление процессом учения //Новые исследования в педагогических науках. М., 1965. — № 4.
  33. .С. Философия образования. М.: МПСИ, Флинта, 1998.-432 с.
  34. .С. Перспективы развития профессионального образования // Перспективы развития системы непрерывного образования / Под редакцией Б. С, Гершунского. -М.: Педагогика, 1990. С. 66−81.
  35. .Н. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1977.311 с.
  36. .Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре речи. -М.: Высшая школа, 1988. 160 с.
  37. .Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1980.-335с.
  38. В.В. Характеристика модели выпускника педагогического факультета института физической культуры // Теория и практика физической культуры. -1994. № 12. — С.42.
  39. В.Г. Формирование основ профессиональной культуры речи учащихся коммерческого института на этапе довузовской подготовки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Красноярск, 1995 — 25 с.
  40. К.С. Вариантность слова и языковая норма. Л.: Наука, 1978.-238 с.
  41. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Издание официальное. — М.: Государственный комитет по высшему образованию, 1995. 383 с,
  42. JI.K. Вопросы нормализации русского языка: Грамматика и варианты. М.: Наука, 1980. — 288 с.
  43. Григорьева-Голубева В. А. Формирование культуры речи у студентов педагогического колледжа: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. СПб, 1996. -16 с.
  44. Гумбольдт Вильгельм фон. Избранные труды по языкознанию /Пер. с нем. Языка под ред. Г. В. Рамишвили/. М.: Прогресс, 1984. — 398 с.
  45. A.B. Непрерывное образование // Советская педагогика. -1975. № 1. — С.16−23.
  46. Довузовская подготовка в системе непрерывного физкультурного образования: Тезисы Международной научно-практической конференции. -М., 1999.-185 с.
  47. Довузовская подготовка в системе непрерывного физкультурного образования: Тезисы докладов 2 научно-практической конференции (1−3 марта 2001 г.). М., 2001.- 145 с.
  48. Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасли «Физическая культура и спорт»: Сборник научных трудов. — М., 2001.-227 с.
  49. Довузовское образование проблемы и перспективы развития // Материалы научно-практической конференции по проблемам довузовского образования и подготовки абитуриентов. Москва. 15−19 сентября 1997 г. — М.: Уникум Центр, 1997. — 140 с.
  50. Довузовское образование — проблемы и перспективы развития. Материалы 2 Международной научной конференции по проблемам довузовского образования и подготовки абитуриентов. Сочи. 11−16 октября 1988 г. М.: Уникум-Центр, 1998. — 156 с.
  51. Довузовское образование проблемы и перспективы развития. Материал 3 Всероссийской научно-практической конференции по проблемам довузовского образования и подготовки абитуриентов. Сочи. 7−10 октября 1999 г. — М.: Уникум-Центр, 1999. — 164 с.
  52. Довузовское образование проблемы и перспективы развития. Материалы 4 Всероссийской научно-практической конференции по проблемам довузовского образования и подготовки абитуриентов. Сочи. 14−17 октября 2000 г. — М.: Уникум-Центр, 2000. — 168 с.
  53. И.В. Средства и методы в организации познавательной деятельности студентов МФК: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Минск, 1991.-23 с.
  54. ЕлмановаВ.К. Формирование гностических умений педагогов: Дисс.. канд. пед. наук. Д., 1973. — 179 с.
  55. В.К., Страздас H.H. Формирование у студентов готовности к педагогической деятельности /Психология и педагогика реформа школы.-Л., 1986.-С 50−60.
  56. Н.И. Психологические основы развития мышления и речи // Русский язык в школе. 1985. -№ 1. -С. 16−18.
  57. Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987.-287 с.
  58. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения: Материалы лекций. М.: Знание, 1972. — Вып. 1. — 88 с.
  59. М.Н. Основы культуры речи. Киев — Одесса, 1984. — 187 с.
  60. В.А. Очерки синтаксической нормы. М.: Наука, 1982.199 с.
  61. A.B. Культура русского слова. М.: Наука, 1984. — 304 с.
  62. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  63. В.И. Методика развития речи на уроках русского языка. -М.: Просвещение, 1980. 240 с.
  64. А.И. Формирование готовности студентов педвуза к испол-нительско-речевой деятельности в системе профессиональной подготовки: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Киев, 1989. — 36 с.
  65. Е.П., Слободян А. П. Содержание непрерывного физкультурного образования. Хабаровск-Москва: Просвещение, 1991. — 74 с.
  66. H.B. Активизация процесса обучения в ИФК посредством дидактических игр: Автореф дисс.. канд. пед. наук. М., 1990. 27 с.
  67. Н.В., Маркина Т. А. Основы педагогического мастерства специалиста по физической культуре и спорту: Методическое пособие преподавателей, аспирантов, слушателей ФПК и Высшей школы тренеров, студентов РГАФК. М., 1994. — 31 с.
  68. И.Х. Коммуникативная компетентность тренера и ее формирование у студентов институтов физической культуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва — Малаховка, 1987. — 22с.
  69. В.В. Культура речи культура поведения. — Л.: Лениздат, 1988.-271 с.
  70. В.Ю. Социальная эффективность подготовительных отделений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1979. 19 с.
  71. H.A. Основные вопросы русского языка: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 326 с.
  72. A.B. Коммуникативно-ситуативные задачи как средство обучения речевому общению: Автореф. дисс.. канд. пед наук. — М., 1994. — 17 с.
  73. В.П. Формирование педагогической готовности будущих учителей-предметников к организации физкультурно-оздоровительной работы в вузе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1995. 28 с.
  74. Н.М. Формирование коммуникативной активности будущего учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1989. 15 с.
  75. Н.М. Проблемное обучение как метод формирования профессиональных умений студентов ИФК: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Л., 1980.-23 с.
  76. В.Г., Леонтьев A.A. Некоторые теоретические вопросы культуры речи // Вопросы языкознания. 1966. — № 5.- С. 5−6.
  77. H.H., Розенталь Д. Э. Популярная стилистика русского языка. М.: Русский язык, 1984. — 192 с.
  78. Л.П. Язык в современном обществе. М.: Просвещение, 1997.-191 с.
  79. В.В. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России // Теория и практика физической культуры. -1996.-№ 9.-С. 55−58.
  80. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд. ЛГУ, 1980.-172 с.
  81. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащегося. // Вопросы психологии. 1984, — № 1. — С. 20 -26.
  82. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя. М.: Высшая школа, 1989. — 168 с.
  83. Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996. -439 с. 95 .Культура русской речи. Учебник для вузов. /Под ред. Проф. Л. К. Граудиной и проф. E.H. Ширяева/. — М.: Норма Инфра, 1998. — 560 с.
  84. Культура, человек и картина мира: Сборник статей АН СССР (отв. ред. Арнольдов А. И., Кругликов В.А.).- М.: Наука, 1987. 347 с.
  85. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. -М.: Высшая школа, 1988. 282 с.
  86. A.A. Общественные функции языка и его функциональные эквиваленты: Язык и общество. М.: Наука, 1968. — 255 с.
  87. A.A. Педагогическое общение: Книга для учителя. М: Знание, 1979.-47 с.
  88. A.A. Психологические основы массовой коммуникации. -М.: Наука, 1974.-136 с.
  89. A.A. Язык, речь и речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-304 с.
  90. Ю2.Липатова В. Ю. Развитие коммуникативно-речевых умений на основе знаний по риторике: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1993. — 16 с.
  91. .Ф. Проблема общения в психологии. В книге: Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С 3−23.
  92. И.Ю. Дидактические игры на занятиях по русскому языку как средство формирования коммуникативных умений иностранных учащихся ИФК в учебно-профессиональной сфере: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998.-26 с.
  93. О.В. Формирование устойчивой профессионально-педагогической ориентации у абитуриентов физкультурного вуза: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1999. — 165с.
  94. В.Н. Формирование основ педагогического мастерства в структуре профессиональной подготовки учителя: Автореф. дисс. док. пед. наук. М., 1994. — 30 с.
  95. Т.А. Формирование профессиональной компетентности студентов института физкультуры в процессе изучения педагогических дисциплин (на примере базового факультета): Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1994.-23 с.
  96. Ю9.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1991. — 543 с.
  97. О.Михайлов П. А. Преемственность в учебной работе на подготовительном отделении и младших курсах вуза как дидактическое условие повышения эффективности обучения: Автореф. дисс. канд. пед наук. Челябинск, 1982.-20 с.
  98. Г. И. Профессионализм общения. Учащимся о коммуникативных умениях. СПб., 1993. — 56 с.
  99. .С. Человек и текст. Основы культуры письменной речи — М.: Наука, 1985.-252с.
  100. ИЗ.Неверкович С. Д. Игровые методы подготовки кадров: Учебное пособие /под ред. В.В. Давыдова/. М: Высшая школа, 1995. — 207 с.
  101. С.Д., Киршева Н. В., Ашрапова Г. А. Дидактические и учебно-ролевые игры в подготовке физкультурных кадров: Методические рекомендации для студентов и преподавателей ГЦОЛИФК. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1990.-36 с.
  102. Основы педагогики и психологии высшей школы /под ред. A.B. Петровского/. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 303 с.
  103. В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащегося в учебной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1984. -19 с.
  104. Перспективы развития образования и педагогической науки: Межвузовский сборник научных трудов /Ред. колл.: A.M. Гелдин (отв. ред.), H.A. Игнатов, J1.H. Рачкова/. Красноярск: Красноярский ГПИ, 1987. — С. 3−13.
  105. Перспективы развития системы довузовского образования в условиях проведения Единого государственного экзамена //Материалы 5 Всероссийской научно-практической конференции (9−12 марта 2001 г.). М., 2001. — 205 с.
  106. Перспективы развития системы непрерывного образования /Под ред. Б.С. Гершунского/. -М.: Педагогика, 1990. 223 с.
  107. JI.A. Компетентность в общении. М: Просвещение, 1989.-186 с.
  108. А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10−11 классов. -М.: Флинта, Наука, 1998. 256 с.
  109. H.A. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка. JI.: Наука, 1964. — 145 с.
  110. Проблемы высшего физкультурного образования. Сборник научных работ. М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 100 с.
  111. Проблемы подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту в свете перестройки высшей школы: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции (Москва, 20−22 декабря 1988 г.). М., 1988, 232 с.
  112. Jl.В. Активизация самостоятельной работы слушателей подготовительного отделения технического вуза (на материале изучения математики: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Минск, 1986. — 16 с.
  113. Профессиональная подготовка педагогов-специалистов в области физической культуры и спорта: Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (22−23 апреля 1999 г.). М. — Малаховка, 1999.-352 с.
  114. Ш. Прохорова М. В. Особенности коммуникативной деятельности тренера ДЮСШ: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., ГЦОЛИФК, 1974. -19с.
  115. М.В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетентности специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. СПб., 1993. — 43 с.
  116. П.С., Сенкевич М. П. Пособие по развитию речи. М.: Просвещение, 1976. — 287с.
  117. Н.В. Преемственность в обучении слушателей подготовительного отделения и студентов вуза. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Минск, 1987. 18 с.
  118. H.H., Кобер И. Х., Прохорова М. В. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие. Малаховка, 1986. — 56 с.
  119. Н.И. Научно-педагогические основы физкультурного воспитания в советской школе: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. -М., 1973, 55с.
  120. Риторика. Культура речи учителя (педагогическая риторика). Сборник программ учебных курсов. М.: Наука, 1998. — 160 с.
  121. Д.Э. Культура речи. -М.: Университет, 1960. 127 с.
  122. C.JI. Основы общей психологии. М.: Высшая школа, 1973.-589 с.
  123. A.A., Прохорова М. В., Синюхин Б. Д. Педагогика: Учебник для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине «Физическая культура». М.: Терра-Спорт, 2000. — 272 с.
  124. Л.И. Основы культуры речи: Хрестоматия: Учебное пособие. -М: Высшая школа, 1984. 312 с.
  125. Л.И. Теоретические основы культуры речи. — М.: Наука, 1980.-352 с.
  126. В.А. Формирование социально активной личности учителя // Советская педагогика. 1981. — № 4.- С. 76 — 84.
  127. А.П., Каргополов Е. П. Содержание непрерывного физкультурного образования. Хабаровск- Москва, 19/91.-74 с.
  128. В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.-191 с.
  129. Соссюр Фердинанд де. Труды по языкознанию / Пер. с франц. Языка под ред. A.A. Холодовича/. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
  130. Спорт Духовность — Культура: Проекты, программы, технологии (отечественный и зарубежный опыт). — Москва- Смоленск, 1997. Часть 1. — С. 128−163
  131. O.A. Лингвистические знания и умения курсантов как фактор повышения эффективности подготовки специалистов в высших военных учебных заведениях МВД России: Дисс.. канд. пед. наук. Спб, 1997. -167 с.
  132. Е.Ф. Письменный текст как превращенная форма речевого общения: Материалы Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. -М., 1975. С. 38−41.
  133. C.B. Педагогические условия формирования речевой культуры у слушателей подготовительного отделения в вузе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 25 с.
  134. Н.М. Искусство делового общения. Харьков: РИП «Оригинал», 1992. — 176 с.
  135. Г. С. Формирование коммуникативной компетентности у будущих учителей в условиях педагогической практики в университете: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1990. — 16 с.
  136. Ю.В. Язык и речь. Новосибирское изд. АН СССР, 1990. -246 с.
  137. Н.Д. Довузовская подготовка в многоуровневой структуре физкультурного образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 1997.-24 с.
  138. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988. — 166 с.
  139. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Просвещение, 1982. -117 с.
  140. В.Д. Специальные разделы высшего физкультурного образования // Проблемы совершенствования системы высшего физкультурного образования: Сб. науч. трудов МОГИФК. Малаховка: МОГИФК, 1988. — С. 21−24.
  141. H.H. Довузовская подготовка в системе непрерывного физкультурного образования: Дисс. док. пед. наук. -М., 1998. 257 с.
  142. H.H. Довузовская подготовка как этап непрерывного физкультурного образования. М., 1997. — 126 с.
  143. В.П. Лекторское красноречие русских ученых 19 века. -М.: Знание, 1987.-96 с.
  144. В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования: Автореф. дисс.. док. пед. наук. -М., 1995. 51 с.
  145. С.Ф. Проблема единства аспектов в организации языкового материала и его тренировка // Русский язык за рубежом. 1984.- № 4.- С.7−9.
  146. О.В. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Сургут, 1997.- 18 с.
  147. Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. -М.: Наука, 1977.-168 с.
  148. Л.В. Избранные работы по русскому языку. — М.: Учпедгиз, 1957.- 188 с.
  149. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — М.: Высшая школа, 1974. 386 с. 172.1Дербаков И. Н. Физкультурному образованию непрерывный характер // Теория и практика физической культуры и спорта. — 1990. — № 7. — С. 7−9.
  150. В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988. — 160 с.
  151. В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов. Л., 1986. — 43 с.
Заполнить форму текущей работой