Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучение учащихся 9-ых классов критическому аудированию устных развернутых ответов на лингвистическую тему на уроках русского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проанализировав психологическую, лингвистическую, лингводидактическую литературу, выявить теоретические основы обучения школьников 9-ых классов критическому аудированию устных разверйутых ответов на лингвистическую тему в русле компетентностного подхода в обучении русскому языкут4 2) проанализировать вариант государственного образовательного стандарта по русскому языку (2004 г.), программы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КРИТИЧЕСКОМУ АУДИРОВАНИЮ УСТНЫХ РАЗВЕРНУТЫХ ОТВЕТОВ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
    • 1. Субъект учения в аспекте критического аудирования
      • 1. 1. Понятие субъекта учения
      • 1. 2. Критическое мышление как составляющая субъекта учения
      • 1. 3. Рефлексия как составляющая субъекта учения
  • 2- Критическое аудирование в системе компетенций
    • 2. 1. Понятие аудирования и его видов в методике обучения языку
    • 2. 2. Компетенции в системе целеполагания обучения русскому языку
    • 2. 3. Критическое аудирование как компонент компетенций
    • 3. Устный развернутый ответ на лингвистическую тему как средство развития умений критического аудирования
    • 3. 1. Устный развернутый ответ как жанр учебно-научной речи
    • 3. 2. Возможности устного развернутого ответа в обучении критическому аудированию и анализу собственной аудитивной деятельности.¿.51,
  • Выводы по главе
    • Глава II. СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ КРИТИЧЕСКОМУ АУДИРОВАНИЮ УСТНЫХ РАЗВЕРНУТЫХ ОТВЕТОВ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ на уроках русского языка. .-/-.-:-:-: :58'
  • 1- Анализ программно-методических комплексов по русскому языку.¿
  • М'-1 Анализ стандартов по русскому языку.-."
  • Л :2- Анализ программ по русскому языку."
    • 1. ?3- Анализ учебных комплексов по русскому языку.¿. ?. .73./
  • 2-: Состояние разработки методики обучения критическому а^йрованию.. ?
    • 2. 1. История разработки теории и практики обучения аудированйк) в лингводидактике
    • 2. 2. Коммуникативный подход как стратегия обучения аудированию
    • 2. 3. Содержание обучения аудированию
    • 2. 4. Методы и приёмы обучения аудированию
    • 2. 5. Организация аудитивной деятельности школьников и средства обучения аудированию
    • 2. 6. Условия и факторы успешности/неуспешности аудирования
    • 3. Описание и анализ констатирующего эксперимента
    • 3. ? Г. Описание и анализ анкетирования учителей.-Y.'.ll
    • 3. 2- Описание и анализ анкетирования и диагностических срезов учащихся
  • Выводы по главе
  • ГлЫа? III. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ 1ЖОЛБНИКОВ КРИТИЧЕСКОМУ Аудированию при слушании устных развернутых ответов
  • НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУХ ТЕМУ. i I
    • 1. i Содержание опытного обучения. Л
    • 1. 1. Формирование у школьников знаний, умений и способов действия критически осмыслять воспринимаемую на слух информацию усТйого звернутого ответа на лингвистическую тему.i. Л
    • 1. 2V Формирование у школьников знаний, умений и способов действия критически осмыслять собственную аудитивную деятельность
    • 2. Описание организации и методики обучения критическому аудиройанию устного развернутого ответа на лингвистическую тему на уроках русского языка. V
    • 3. Описание и анализ результатов опытного обучения.
    • 6. Е>1В0ДЫ'ПО ГДЕ66 t .(i

Обучение учащихся 9-ых классов критическому аудированию устных развернутых ответов на лингвистическую тему на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1 -Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию, < 1 образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы I, -.г «' | знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Для реализации задач профильного обучения необходимо, * чтобы к профильному этапу обучения (10−11 классы) ученик мог самостоятельно осуществлять учебно-познавательную деятельностьсоотносить содержание конкретной образовательной области с собственным 4. 1 * ^.

• Г опытом, накопленным как в процессе предшествующего обучения, так и в результате жизненной практикирегулировать (контролировать и корректировать) не только результаты, но и процесс своей познавательной.

— - деятельности. Таким образом, продуктом современной системы образования * * должна быть не унифицированная личность, а личность, обладающая индивидуальностью, способная к непрерывному образованию на протяжении всей жизни, умеющая менять способы деятельности в зависимости от коккретной ситуации, располагающая к общению, т. е. субъект учения.

Критическое мышление и рефлексия являются обязательными компонентами субъекта учения. Знания, умения и способы деятельности, которые помогают осуществлять процесс критического осмысления, «являются необходимой составляющей субъекта учения, т.к. они позволяют школьнику использовать полученные знания в новой ситуации, соотносить их с действительностью, с собственной деятельностью, контролировать и корректировать их. Обучение учащихся видам речевой деятельности, в том числе критическому аудированию, способствует формированию и разййтию ученика как субъекта учения. Одним из многих условий, необходимых для этого, является сформированное умение критически воспринимать г -. информацию на слух и владеть способами действия такой деятельности. Следовательно, необходимо развивать у учащихся умейие критического аудирования, которые являются общепредметными и входят в общепредметную составляющую когнитивного, регуляторного, личностно-смыслового компонентов коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций, составляющих систему целеполагания обучения русскому языку.

Устный развернутый ответ на лингвистическую тему на уроке русского языка может стать не только средством контроля и определения уровня знаний и умений учащегося, но и одним из эффективных средств обучения критическому аудированию в двух аспектах: критическое осмысление воспринимаемой на слух информации и критическое осмысление собственной аудитивной деятельности.

Критическому аудированию надо обучать ребенка целенаправленно, а не «попутно». Необходимо учить слушать осознанно, критй^ёЬкй перерабатывать информацию и анализировать собственную аудитивную деятельность. Обучение критическому аудированию устных развернутых бтветов на лингвистическую тему является важнейшим средством формирования ученика как субъекта учения.

В этом заключается актуальность исследуемой темы. Объектом исследования является процесс овладения критическим аудированием как видом речевой деятельности.

Предметом исследования — методика обучения учащихся критическому аудированию устных развернутых ответов на лйнгвйстическую тему на уроках русского языка.

Цель исследования — разработать систему обучения школьнйков критическому аудированию устных развернутых ответов — на Лингвистическую тему на уроках русского языка, основанную на понимании критического аудирования как такого вида аудитивной деятельности, при котором реципиент осуществляет осмысление как воспринятой на слух информации (с точки зрения истинности/ложности, новизны/известйости, согласия/несогласия), так и собственной аудитивной деятельности (с точки зрения ее успешности/неуспешности, большей/меньшей способности к аудированию, ее оценивания).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировав психологическую, лингвистическую, лингводидактическую литературу, выявить теоретические основы обучения школьников 9-ых классов критическому аудированию устных разверйутых ответов на лингвистическую тему в русле компетентностного подхода в обучении русскому языкут4 2) проанализировать вариант государственного образовательного стандарта по русскому языку (2004 г.), программы к действующим учебным комплексам, примерную программу по русскому языку и УМК по русскому язьйсу для 5−9 классов с точки зрения того, какими возможностями обладают УМК для обучения учащихся критическому аудированию, в том числе аудированию устных развернутых ответов на лингвистическую тему- •5 3) охарактеризовать современное состояние (теорию и практику) ббучения школьников критическому аудированию в 5−9 классах, в ток числе устных развернутых ответов на лингвистическую тему;

4) разработать диагностические задания для учащихся, позволяющие бпределить сформированность критического аудирования устных развернутых ответов на лингвистическую тему (умений, навыков и способов действия, связанных с критическим осмыслением как содержанйя, структуры, языковых и внеязыковых средств устного развернутого ответа на лингвистическую тему, так и собственной аудитивной деятельности);

5) разработать методику обучения учащихся 9-ых классов критическому аудированию устных развернутых ответов нё лингвистическую тему;

6) проверить в опытном обучении эффективность разработанной методики обучения учащихся 9-ых классов критическому аудирова1ни1о устных развернутых ответов на лингвистическую тему и описать его результаты.

В соответствии с поставленной целью была сформулирована следующая гипотеза исследования: эффективность целенаправленной, систематической и последовательной работы по обучению школьников критическому аудированию устных развернутых ответов на лингвистическую тему можно обеспечить, если:

1) взаимосвязанно развивать умения, навыки и способы действия критического аудирования, направленные на осмысление: а) лингвистической информации, структуры, речевого оформления устного развернутого ответаб) собственной аудитивной деятельности;

2) опираться на речеведческие знания о критическом аудирований, его целях, этапах, об устном развернутом ответе как жанре научной речй, его структуре, языковом оформлении как на ориентировочную осЙЬву аудитивной деятельности;

3) обеспечить осознанную деятельность критического аудирования школьников системой специальных заданий.

Цель и задачи исследования

определили выбор следующих ме+Одов исследования: — анализ и синтез психологической, лингвистической и лингводидактической литературы по теме исследования- - анализ школьных образовательных стандартов, программ и УМК, определяющих содержание обучения русскому языку в общеобразовательной йколе-'.

— анкетирование учителей и учащихся;

— л~ - наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с учащимися;

— моделирование элементов учебного процесса;

• педагогический эксперимент;

— статистическая обработка полученных результатов и их анализ.

Теоретико-методологическои основой исследования являются:

— теория РД, аудирования как рецептивного вида РД (В .А. Артёмов,.

Si < !

Балабардина, Л. Н. Боженко, Н. В. Елухина, Н. И. Жинкин, И.А. ЗиМняя, А-И. Кохановская, А. А. Леонтьев, Е. В. Морозова, И. Ю. Меняйло, И. Б. Смирнов и др.);

— теория речевых жанров, устного развернутого ответа на лингвистическую тему как жанра учебно-научной речи (В .Г. Адмонй^ Л. Г. Антонова, И. Р. Гальперин, И. Б. Голуб, Н. В. Елухина, Л. А. Зайцева, М. Н. Кожина, Т. С. Кудрявцева, А. Е. Мельник, Е. В. Мусницкая, Т. М. Пахйова, Л-В. Салькова, В. Ф. Сатинова, Л. П. Семененко, Т. А. Снегурова, Т. Я. Солганик, Д. Н. Шмелев и др.) — с г!:. >1), — I 1 компетентностный подход в современном обучении русскЬйу родному языку (Е.А. Быстрова, В .И. Капинос, С. И. Львова, Л. В Черепанова £др]) — ;

— деятельностный подход в обучении, в том числе развитии речи (Е.С. Антонова, Е. А. Быстрова, В. И. Капинос, B.A. Кудряшова, Л. Г. Ларионова, СЙрЛьвова, Л. В. Черепанова и др.). ' ¦

Коч. — Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: -, U. h 1) выявлены теоретические основы обучения школьников 9-ых классов критическому аудированию устных развернутых ответов на. лингвистическую темуp’LY Н 2) обогащен понятийный аппарат методики за счет конкретйзаций понятия «критическое аудирование» и теоретически обосновано обучение критическому аудированию как обучение критическому осмыслению: а) устных—развернутых ответов на лингвистическую тему с точкизрения содержания, структуры, языкового оформленияб) собственной аудитивной деятельности- '•••' • ' ¦¦ '.

3) разработаны методические приемы критического осмысленйя: а) устных «развёрнутых ответов на лингвистическую тему с точки з?>енйя содержания^ структуры, языкового оформленияб) собственной аудитивной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1) обосновано обучение критическому аудированию устных развернутых ответов на лингвистическую тему как задача обучения в контексте модернизации российского школьного образования;

2) определены аспекты обучения критическому аудированию устных развернутых ответов на лингвистическую тему;

3) определены методы и приемы обучения критическому Аудированию устных развернутых ответов на лингвистическую тему-! 1.

4'. разработаны критерии оценивания устного развернутого ответа на лингвистическую тему- 5) доказана в ходе экспериментального обуч’енйя эффективность разработанной методики.: :. —,. — : — ^ ¦ ¦

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

1) разработана и практически апробирована система обучения критическому аудированию устного монологического ответа на лингвистическую темуаУ’п-У2) результаты исследования могут быть использованы в процессе преподаванияметодики обучения русскому языку, в лекциях и на курсах повышения квалификации учителей русского языка, а также в практй^ёЬкой деятельности учителей общеобразовательных школ при обучении учащихся р^сЬкому языку;

3): разработана шкала оценивания устных развернутых^ ответов на лингвистическую тему, которую можно использовать в практике обучения критическому аудированию.. —. — Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических йбзйцйй: на? основе всестороннего' анализа исследуемой проблемы;

3|?!Г комплексным-, использованием теоретических и эмпирических методов ||-Ц^р1||||р^сследования, адекватных его цели, задачам, предмету и объекту- ^-цЙ1||Й1ЙЙЦ^енаправленным анализом и обобщением результатов эксперикейта;

— получением. позитивной динамики формирования у учащихся умения Мч-!критически воспринимать устный развернутый ответ на лингвистическую. 1, тему. Результаты исследования подтверждаются практической работой •¦-" V — автора в системе среднего полного образования в течение 12 лет.

Апробация и внедрение разработанной методики осуществлялйЬь в ' -Шг^ -ходе опытно-экспериментальной работы в 9-ых классах лицея ЗабГГПУ им.

НЙЕпЧернышевского-'и МОУ СОШ № 9 г. Читы. Основные положёййя й.

Mi-Урё^ШБ/геты?*диссертационного' исследования были обсужденыHa.

—'^-гМёя^^народных?конференциях в г. Чите (2007 — 2010гг.), Улан-Удэ .(2dU?'n)j i-.'— • ¦. :. , fl^^^Тамбовег-СЗООв" - г.), 1 Уссурийске- (2008 — 2009 гг.), Томске (2008 г.), Хёйларё ч/, j^'tliu ljv (КИР!" 2009 г.) — Российских (межрегиональных) конферёнц]^ вт. Иёнзё (2007 — -?-2008 ге), Чите (2007;2010 гп), Красноярске (2008 п) — региональных научйё^ / v Г^" пршайческих и научно-методических конференциях в г. Чите (2005;2010 гг.) — IX — X Иннокентьевских чтениях в г. Чите (2006 — 2007 гг.). Xi.UK' Основные положения и выводы по результатам исследования обсуждались на методических объединениях учителей русского языка лйцея ЗабРРПУь им. H.F. Чёрнышевского (2006;2010 гг.), на семинарахнаучно^ йсследовательской !'Е лаборатории «Лингводидактические инноваций» ^ -Л: V— i'.

3 к" ! «''1 Базой исследования стали школы Забайкальского краялицей-ЗйбКГПУ им. Н. Г. Чернышевского г. Читы (где автор работает учителем русскЬго языка). — - - <<�•-};

1: Основные этапы исследования:

Исследование проходило в три взаимосвязанных этапа. — - 1: На первом этапе (2006;2008 гг.) изучалась. й. анализировалась псйхолого-педагогическая и лингводидактическая литература по: теме исследования, обобщался практический опыт учебной работы. На основе этого формулировались основные положения и гипотеза исследования, разрабатывалась программа экспериментальной работы, накапливался практический материал.

На втором этапе (2008;2009 гг.) с целью проверки выдвинутой гипотезы осуществлялся эксперимент по внедрению методики обучения критическому аудированию устных развернутых ответов на лингвистическую тему на уроках русского языка.

На третьем этапе (2009;2010 гг.) анализировались и обобщались результаты экспериментальной работы, оформлялся диссертационный материал.

Р1 1 — Положения, выносимые на защиту:

1 11) для обучения школьников критическому аудированию устйых развернутых ответов на лингвистическую тему необходима специальйая методическая система, учитывающая следующее: а) объектами критического осмысления являются как содержание, структура, языковое офорМЛёйиб ответа, так и собственная аудитивная деятельность, действия школьникаб) обучение должно учитывать фазы аудирования как вида РДпсихофизиологические механизмы, обеспечивающие аудитивную деятельность, направленную на критическое осмысление как устных развернутых ответов на лингвистическую тему, так и собственной аудитивной деятельности, и опираться на речеведческие знаниялгк 2) методическая система обучения школьников критическому аудированию устных развернутых ответов на лингвистическую ±-ему Включает специальные задания, обучающие школьников осозйанной аудитивной деятельности, направленной на критическое осмысление как устных развернутых ответов на лингвистическую тему, так и собственной аудитивной деятельности.

3) методическая система обучения школьников критическому аудированию устных развернутых ответов на лингвистическую тему обеспечивает развитие умений, навыков и способов дейртвия аудитивной деятельности общепредметной составляющей когнитивного, регуляторного и личностно-смыслового компонентов всех видов компетенций (коммуникативной, лингвистической, языковой, культуроведческой), входящих в систему целеполагания обучения русскому родному языку.

Структура диссертации определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по главе.

Описание и анализ результатов опытного обучения дает возможность сделать следующие выводы.

При критическом аудировании в нашем исследовании деятельность школьника направлена на критическое осмысление, во-первых, воспринимаемого текста, во-вторых, собственной аудитивной деятельности, поэтому разработанное нами содержание обучения критическому аудированию в рамках компетентностного и деятельностного подходов включает:

1) знания, умения, навыки, связанные с критическим пониманием речи (текста);

1'- 2) знания, умения, навыки, связанные с критическим осмыслением собственной аудитивной деятельности. Описанная нами организация и методика обучения критического восприятия устного монологического ответа позволила реализовать разработанное нами содержание обучения и достичь определенных результатов учащиеся, участвовавшие в опытном обучении: «знают, что такое аудирование как вид РД и критическое аудирование как особый вид аудитивной деятельности- ¦ ¦ - осознают и понимают необходимость и важность умения критически слушать для современного человека, которого окружают различные •информационные потоки;

— знают структуру устного монологического ответа, критерии его оценивания, а также этапы критического аудированияг — г •.

• - умеют оценивать на основе. критериев устные развернутые '' монологические ответы на лингвистическую тему й демонстрируют i сформированное на должном уровне умение критически воспринимать устный монологический ответ на лингвистическую тему- - умеют оценить собственную аудитивную деятельность и демонстрируют сформированное умение анализировать собственную аудитивную деятельность.

заключение

.

Основной задачей современной школы в соответствии с модернизацией образования является формирование школьника как субъекта учения.

Необходимая составляющей субъекта учения — знания, умения и способы деятельности критического осмысления информации и собственной деятельности. Они позволяют школьнику использовать полученные знания в новой ситуации, соотносить их с действительностью, с собственной деятельностью, контролировать и корректировать их. Эти умения являются общепредметными, входящими в структуру лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций, составляющих цели обучения русскому языку, а также в ключевые компетенции, представляющие собой результат обучения в общеобразовательной школе.

Учебный предмет «Русский язык» обладает особым потенциалом в обучении школьников критическому аудированию. Однако нормативные документы, регламентирующие цели, задачи, содержание курса и требования к ' уровню подготовки школьников, не отражают в полной мерё ни содержания обучения, ни требований к развитию аудитивной деятельности. * Идея важности обучения аудированию зародилась в трудах методистов прошлого столетия и на протяжении длительного времени активно разрабатывалась преимущественно в методике иностранных языков. 5! В методике обучения русскому родному языку общепринятой была точка зрения на слушание как на средство обучения, способствующее формированию других умений и способов деятельности. Началом интереса к обучению аудированию можно считать работу А. П. Болтунова «Слушание и чтение в процессе обучения». Впоследствии в методике обучения русскому родному языку интерес исследований фиксировался на следующих аспектах обучения аудированию: коммуникативном подходе как ведущем в обучений аудированиювзаимосвязанном обучении видам РДвыявлении базовых умений аудированияопределении типологии аудитивных упражнений в системе обучения школьников аудированиюсредствах обучения аудированию, в том числе ТСОфакторах и условиях успешного и неуспешного аудированиятрудностях в аудитивной деятельности. Однако в методике обучения русскому родному языку в целом отсутствует целостная система обучения аудированию (за исключением факультативного курса, разработанного коллективом авторов под руководством Т. А. Ладыженской «Школьная риторика») и критическому аудированию как его виду.

Исследование состояния обучения критическому аудированию показало, что: 1) учителя русского языка осознают необходимость и важность обучения учащихся критическому восприятию информации: Однако их знания как об аудировании как виде РД (в том числе о критическом аудировании как его особом виде), так и об умениях критического аудирования и приёмах, позволяющих формировать и развивать их, в большей степени недостаточны, бессистемны- 2) школьники также осознают, что сегодня необходимо уметь критически воспринимать потоки информации, окружающие человека XXI века. Однако у учащихся недостаточно сформировано умение критически слушать, в частности устный монологический ответ на лингвистическую тему.

Анализ нормативных документов и УМК по русскому языку показал, что они не содержат ни четко очерченного содержания обучения, ни конкретных требований к уровню подготовки школьников в аспекте аудирования, а значит, не могут в полной мере реализовать обучение в данном направлении.

Под критическим аудированием мы понимаем такой вид аудитивной деятельности, при котором реципиент осуществляет. осмысление как воспринятой на слух информации (с точки зрения истинности/ложности, новизны/известности, согласия/несогласия), так и собственной аудитивной деятельности (с точки зрения ее успешности/неуспешностй, большей/меньшей способности к аудированию, оценивания)., > 4.

Такое понимание обусловливает уточнение содержания обучения критическому аудированию, которое должно проводиться в двух взаимосвязанных направлениях: 1) формирование знаний, умений и способов деятельности, связанных с критическим осмыслением содержания воспринятой на слух информации- 2) формирование знаний, умений и способов деятельности, связанных с критическим осмыслением собственной аудитивной деятельности.

Одним из эффективных средств обучения критическому аудированию является ведущий в учебной деятельности жанр учебно-научной речиустный развернутый ответ на лингвистическую тему. Занимаясь аудитивной деятельностью при прослушивании ответа, школьники имеют возможность критически воспринимать и оценивать с точки зрения истинности/ложности, полноты/неполноты, новизны/известности, согласия/несогласия лингвистическую информацию, а также собственные действия по восприятию, пониманию и критическому осмыслению высказывания в учебно-научном подстиле. В результате такой деятельности у школьников формируется критическое мышление, рефлексия, являющиеся важнейшими составляющими ученика как субъекта учения.

Результаты, полученные после опытного обучения, данные сопоставительного анализа результатов контрольных срезов до и после опытного обучения подтверждают эффективность разработанной методики обучения критическому аудированию устного развернутого ответа на лингвистическую тему. г Однако это не исчерпывает данную проблему. Представляется, что в аспекте обучения критическому аудированию перспективными могут быть следующие направления исследований: — выявление уровней и критериев определения уровней развитости критического мышления- - разработка методов развития критического мышления школьников в аудитивной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Г. Система форм речевого высказывания Текст.: монография / В. Г. Адмони. СПб.: Наука, 1994. — 154с.
  2. , А.Е. А ведь всё начинается с .Текст. / А. Е. Азаровская // Коммуникативная методика. 2003. — № 4 [10]. — С. 22−25.
  3. , Э.Л. «Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков)» Текст. / Э. Л. Азимов, А. И. Щукин. [Электронный ресурс]. — [Режим доступа]: http// www.gramota.ru] (дата обращения: 05.10.2006).
  4. , Е.С. Знать или понимать? Текст. / Е. С. Антонова // РЯШ. -1999. № 3. — С.10−18.
  5. , Л.Г. Обучение старшеклассников жанровым формам речи Текст. / Л. Г. Антонова // РЯШ. 1994. — № 6. — С.3−6.
  6. , Л.И. Обучение пониманию иноязычной речи на слух (начальный этап языкового вуза) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. И. Апатова. М.: МГПИИЯ, 1971. — 24с.
  7. , Л.И. О некоторых факторах, обусловливающих понимание иноязычной речи на слух Текст. / Л. И. Апатова // Проблемы активногометода обучения иностранным языкам. Минск: «Вышэйшая школа», 1970. — С.112−119.
  8. , В.А. Психология обучения иностранным языкам Текст.: монография / В. А. Артёмов. М.: Просвещение, 1969. — 279с.
  9. , Е.В. Теория принципов речевого развития учащихся и обучение культуре речи Текст. / Е. В. Архипова // Русская словесность. -2004.-№ 4. -С. 50−55.
  10. , Т.В. Методика обучения слушанию на уроках русского языка (При подготовке к написанию изложения) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Атапина. М.: МПГУ, 1994. — 14с.
  11. , Э.Б. Обучение аудированию в русле коммуникативно ориентированной методики Текст.: учеб. пособие / Э. Б. Атрошина. Ростов н/Д: Изд. центр ДГТУ, 2007. — 76с.
  12. , В.В. Русский язык: Теория. 5−9 кл. Текст. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова // Учеб. для общеобразоват. учреждений. 10-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2001. — 336 с.
  13. , М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка Текст. / М. В. Бабкина // РЯШ. 2004. -№ 2. — С.3−6.
  14. , Г. И. Обучение аудированию на первом этапе ускоренного курса французского языка для взрослых Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. И. Бакушева. М.: МГПИИЯ, 1981. — 23с.
  15. , М.С. Некоторые психологические наблюдения над восприятием речевой информации при отборе текстов для аудирования Текст. / М. С. Балабайко // ИЯШ. 1983. — № 2. — С. 27−30.
  16. , Ю.Н. Зачем мы слушаем? Текст. / Ю. Н. Балабардина // Коммуникативная методика. 2003. — № 2 [8]. — С. 22−25.
  17. , H.B. Методика обучения аудированию французской научной речи в условиях ускоренного курса Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Балкевич. М.: МГПИИЯ, 1980. — 22с.
  18. , В.А. Системность. Восприятие. Общение. Текст.: монография / В. А. Барабанщиков, В. Н. Носуленко. М.: Институт психологии РАН, 2004. — 480 с.
  19. , А.П. Слушание и чтение в процессе обучения Текст.: уч.-метод, пособие / А. П. Болтунов. JL: Ленингр. городской ин-тi *усовершенствования учителей, 1945. 65с.
  20. Боно, Эдвард де. Шесть шляп мышления Текст.: монография / Э. Боно. СПб.: ПИТЕР, 1997. — 244 с.
  21. , З.И. Взаимосвязь видов РД при аудировании Текст. / З.И. I- Боровко // В помощь преподавателям иностранных языков. Новосибирск:
  22. Изд-во «Наука» Сибирское отделение, 1975. Вып.6. — С.97−105.
  23. , З.И. О понимании устных сообщений на английском языке, содержащих неизученную лексику Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / З. И. Боровко. -М.: АПН СССР, 1971. 22с.
  24. , И.Ю. Методика обучения аудированию аутентичной спонтанной речи, отмеченной неполным типом произнесения (нем. яз., языковой вуз) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Ю. Борозинец. -М.: МГПИИЯ, 1991. 22с.
  25. , K.M. Методика обучения аудированию полемических текстов студентов старших курсов языкового педагогического вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / K.M. Бржозовская. М.: Mill У, 2003. -17с.
  26. , A.A. Понимание как философско-психологическая проблема Текст. / A.A. Брудный // Вопросы философии. 1975. — № 10. — С. 109−117.
  27. , A.B. Критическое мышление: метод, теория, практика Текст.: учеб.-метод, пособие / A.B. Бутенко, Е. А. Ходос. М.: МИРОС, 2002. — 176с.
  28. , Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного ' «языка Текст. / Е. А. Быстрова // РЯШ. 1996. — № 1. — С.3−8.
  29. , Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках Текст. / Е. А. Быстрова // Русская словесность. 2003. — № 1. — С.35−40.
  30. , Г. А. О формировании процессов саморегуляции в учебной работе школьника Текст. / Г. А. Вайзер [и др.] // Проблемы программированного обучения: сб. науч. тр. Владимир, 1981. — С. 48−53.-
  31. , М.Л. Обучение пониманию иностранной речи на слух Текст.: учеб.-метод, пособие / М. Л. Вайсбурд. М.: Просвещение, 1965. -79с.
  32. , Б.М. Психология восприятия Текст.: учеб. пособие / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. -246с.
  33. , Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения Текст.: монография / Т. Г. Винокур. М.: Наука, 1993. — 172 с.
  34. , Е.Е. Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Текст. / Е. Е. Вишнякова // Русский язык. -2004. № 15. — С.10−17.
  35. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: КомКнига, 2007. 144с. — : —
  36. , И.К. Обучение аудированию Текст.: учеб. пособие / И. К. Гапочка. М.: УДН, 1980. — 90с. — -
  37. , JI.А. Рецензирование развернутых устных ответов на уроках русского языка Текст. / Л. А. Гдалевич // РЯШ. 1984. — № 3. — С.22−25.
  38. Гез, Н.И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи Текст. / Н. И. Гез // ИЯШ, 1977. № 5. — G.32−42.
  39. Гез, Н. И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению Текст. / Н. И. Гез // ИЯШ. 1981. — № 5. — С.32−39.
  40. Гез, Н. И. Типология упражнений и организация обучения аудированию в школе с преподаванием ряда предметов на иностранном языке Текст. / Н. И. Гез // ИЯШ. -1985. № 6. — С. 19−24.
  41. , Б.А. Термины методики преподавания русского языка как иностранного Текст. / Б. А. Глухов, А. Н. Щукин. М.:1993. — 371с.
  42. , И.Б. Стилистика русского языка Текст.: учеб. пособие / И. Б. Голуб. М.: 2006. — 264с.
  43. , Н.М. Структурная организация и предметное содержание РД Текст. / Н. М. Голушкова // ИЯШ. 2006. — № 8. — С. 19−25.
  44. , М.М. Учебные умения: их сущность, специфика и требования к ним Текст. / М. М. Гохлернер, И. А. Рапопорт // ИЯШ. 1979. -№ 2. — С.13−19.
  45. , Г. О некоторых приемах работы по развитию аудирования Текст. / Г. Джержинская // ПС English. 2005. — № 16. — С.13−14.
  46. , Л.П. Вопросы психологии понимания учебного текста Текст.: монография. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1965. — 92с.
  47. Дьюи, Джон Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольской Текст.: монография / Дж. Дьюи. М.: Лабиринт, 1999. -192с.
  48. , Н.В. Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе Текст. / Н. В. Елухина // ИЯШ. 1986. — № 5. — С. 15−20.
  49. , Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно ориентированной методики Текст. / Н. В. Елухина // ИЯШ. 1989. — № 2. -С.28−36.
  50. , Н.В. Обучение аудированию в школе с преподаванием ряда предметов на французском языке Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Елухина. М.: МГПИИЯД970. — 23с.
  51. , Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи Текст. / Н. В. Елухина // ИЯШ. 1996. — № 5. — С.20−22.
  52. Г. Еремеева, А. П. Формирование РД учащихся в процессе изучения русского (родного) языка Текст.: автореф. дис.. докт. пед. наук / А. П. Еремеева. М.: МПГУ, 1991. — 44с.
  53. , A.M. Пути формирования словаря для аудирования при обучении второму иностр. языку Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. М. Есютина. — М.: МГПИИЯ, 1973. — 22с.
  54. , A.M. Понимает ли слушающий слова, усвоенные им в чтении? Текст. / А. М. Есютина, Б. А. Лапидус // ИЯШ. 1972. -№ 4. — С.54−63.
  55. , Т.Ф. Толково-словообразовательный словарь. -Электронный ресурс. [Режим доступа]: http// www.gramota.ru] (дата обращения: 05.10.2006).
  56. , Н.И. Механизмы речи. М.: 1958. — 370с.
  57. Н.И. Речь как проводник информации. М. 1982. — 156с.
  58. , Г. А. Использование графических опор в процессе обучения аудированию английской речи (англ. яз. как второй иностранный) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/Г.А. Жустеева. -М.: Mill У, 1991. -16с.
  59. , JI.A. К проблеме обучения аудированию в старших классах средней школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.A. Зайцева. -М.: АПН СССР, 1974.-24с.
  60. , JI.A. Требования к аудитивному материалу, содержащему неизученную лексику Текст. / JI.A. Зайцева // ИЯШ. 1975. -№ 6. — С.44−54.
  61. , СЛ. Обучение аудированию фабульных текстов на английском языке в V-VI классах общеобразовательной школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / СЛ. Захарова. Киев: КГПИИЯ, 1983. -24с.
  62. , A.C. Обучение аудированию радиопередач на немецком языке студентов III курса языковых факультетов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. С. Зверева. М.: МГПИ, 1968. — 20с.
  63. , H.H. Использование материалов учебных радиопередач на уроках русского языка Текст. H.H. Зволинская // РЯШ. 1983. — № 3. — С.50−52.
  64. , JI.M. Использование звукозаписи на уроках русского языка и развития речи в VI классе Текст. / JI.M. Зельманова, П. Ф. Ивченков // РЯШ. 1980. -№ 5. — С. 17−22.
  65. , JI.M. Работа по развитию связной речи на основе стабильных учебников Текст. / JI.M. Зельманова // РЯШ. 1994. -№ 2. -С.З-8.
  66. , И.А. К вопросу о восприятии речи Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук (по психологии) / И. А. Зимняя. М.: АПН СССР, 1961. — 22с.
  67. , И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов РД Текст. / И. А. Зимняя // ИЯШ. 1973. — № 4. — С.66−72.
  68. , И.А. Психология слушания и говорения Текст.: автореф. дис.. доктора психол. наук / И. А. Зимняя. М.: МГПИИЯ, 1973. -32с.
  69. , А.Ю. Экспериментальное исследование эффективности методических приемов обучения аудированию лекций на неродном языке Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Ю. Иванова. М.: ИРЯП, 1982. -25с.
  70. И.М. Методика обучения студентов-иностранцев аудированию специальных текстов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. М. Иванова. М.: МПГУ, 1992. — 15с. 71
  71. , С.Ф. Опыт работы по развитию речевого слуха у пятиклассников Текст. / С. Ф. Иванова // РЯШ. 1965. — № 3. — С.30−41.
  72. , Е. Слушать и понимать Текст. / Е. Ильченко // ПС English / -2002. № 10.-С.5.
  73. , Е. Слушать и понимать Текст. / Е. Ильченко // ПС English / -2002. № 11. — С.5.
  74. , Е. Слушать и понимать Текст. / Е. Ильченко // ПС English / -2002. № 13. — С.5.
  75. , H.A. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению Текст. / H.A. Ипполитова // РЯШ. 1997. — № 1. — С.11−19.
  76. , H.A. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка Текст. / H.A. Ипполитова // РЯШ. -1995. -№ 3. С. З-8.
  77. , Е.И. Механизмы речевого слуха и обучение восприятию иноязычной речи Текст. / Е. И. Исенина // ИЯШ. 1985. -№ 6. — С.35−41.
  78. , Ф.Ф. Обучение слушанию как виду РД учащихся начальных классов национальной школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ф. Ф. Исхакова. М.: НИИ содержания и методов обучения АН СССР, 1986. — 17с.
  79. В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности Текст. / В. И. Капинос // РЯШ. -1978. -№ 4. С.58−66.
  80. , В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл. Текст.: кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1991.-342с.
  81. , Т.В. Методика управления актами аудирования при обучении английскому языку в VII-X классах средней школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Карих. М.: НИИ содержания и методов обучения АН СССР, 1983.-19с.
  82. , A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности Текст.: монография. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. -424с.
  83. , С.И. Развитие памяти, мышления, воображения на уроках русского языка Текст. / С. И. Карпова // РЯШ. -1995. -№ 4. С.42−44.
  84. , Н.Ю. Обучение аудированию публицистических текстов на основе аудиовизуальных источников информации (языковой вуз) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Ю. Кириллина. М.: ООО «Медицина-Принт», 2006. — 24с.
  85. , М.С. Речеведческие основы аудирования учебных лекций языкового профиля Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. С. Киронова. Самара: СГПУ, 2002. — 20с.
  86. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1983. -223с.
  87. , А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. Спб.: КАРО, 2001. — с.25
  88. , Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения Текст. / Г. В. Колшанский // ИЯШ. 1985. -№ 1. — С.10−14.
  89. , H.H. Методические основы обучения аудированию деловых людей в сфере профессионального общения (в условиях ограниченного использования русской речевой среды) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Конева. М.: ГосИРЯП, 2001. — 24с.
  90. , М.Н. Обучение иностранных учащихся аудированию публицистических телепередач общественно-политического характера Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Н. Коношонок. Л.: ЛГУ, 1990. -16с. «
  91. , А.И. Формирование умений аудирования на основе комплексного использования средств обучения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Кохановская. М.: АПН СССР, 1989. — 18с.
  92. , З.А. Аудирование: что это такое? Текст. / З. А. Кочкина // ИЯШ. 1964. — № 5. -С.14−18.
  93. , Т.С. Современные подходы к обучению речи Текст. / Т. С. Кудрявцева // РЯШ. 1996. — № 3. — С.3−7.
  94. , Т.С. Учебный текст как объект лингводидактического описания языка: функции, типология, принципы оценки Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. С. Кудрявцева. М.: НИИШОТСО АПН СССР, 1985. — 16с.
  95. , В.А. Совершенствование читательской деятельности учащихся на уроках русского языка: Реферативное чтение. 5-й класс. Орск, 1998.-48с.
  96. , О.С. Обучение студентов-иностранцев аудированию учебных лекций по специальности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. С. Кузина. М.: МГПИИЯ, 1977. — 23с.
  97. , О.С. Пособие по обучению аудированию учебных лекций Текст.: учеб. Пособие / О. С. Кузина. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 67с.
  98. , О.С. Уровень аудирования лекторской речи студентами-иностранцами по окончании подготовительного факультета МГУ и УДН Текст. / О. С. Кузина // Актуальные вопросы обучения основным видам РД: сб.тр. М.: МГПИИЯ, 1975. — С.45−70.
  99. , JI.C. Умственная работоспособность студентов при слушании учебных текстов и лекций Текст. / JI.C. Кузьмина // Вопросы психологии. 1976. — № 5. — С.128−133.
  100. , С.К. Понимание связного текста при аудировании Текст. / С. К. Кукушкина // ИЯШ. 1979. — № 2. — С.30−33. • .
  101. , Л.Ю. Психолингвистические аспекты восприятия устной речи (зависимость восприятия от речевых характеристик говорящего) Текст.: автореф. дис. д. фил. наук / Л. Ю. Кулиш. Киев: РИО ИК АН УССР, 1984. -•48с.
  102. , Е.А. Использование тестовой методики для контроля аудирования на начальном этапе обучения в языковом вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Кунина. М.: МГПИ, 1980. — 13с.
  103. , Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения Текст.: учебное пособие / Т. А. Ладыженская. М.: Флинта: Наука, 1998. -136 с.
  104. , B.C. К рефлексии психологической теории мышления Текст. / В. СЛазарев // Вопросы психологии. 2005. — № 4. — С.41−51.
  105. , A.A. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи Текст. / A.A. Леонтьев // Вопросы психологии. 1974. — № 5. -С.53−61.
  106. , А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности Текст.: учеб. пособие / А. И. Липкина, Л. А. Рыбак. М.: Просвещение, 1968: — 141с. ' '
  107. , Б.И. Обучение аудированию диалогической речи на английском языке в языковом вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Б. Й. Лихобабин. М.: МГПИИЯ, 1975. — 31с.
  108. , Т.В. Обучение аудированию английской речи во 2-ом классе школы с преподаванием ряда предметов на английском языке Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Лотарева. М.: АПИ СССР, 1973. -25с. 1 '
  109. , Е.А. Обучение слушанию русской речи и говорению на русском языке коми учащихся как взаимосвязанный процесс Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Лушкова. М.: Mill У, 2001 i — 1"6с.
  110. , С.И. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5−11 классы. Текст.: М.: Мнемозина, 2006. 136с.
  111. , С.И. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения Текст. / С. И. Львова, О. М. Александрова, Л. М Рыбченкова // РЯШ. 2003. — № 4. — С.3−8.
  112. , С.И. Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания Текст. / С. И. Львова // Русская словесность. 2004. — № 3. — С. 46−50.
  113. , С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч. 4.1: учеб. для общеобразоват. учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. 3-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2007. — 216 с.
  114. , С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч. 4.2: учеб. т для общеобразоват. учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. 3-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2007. — 173 с.
  115. , С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч. Ч. З: справочные материалы: приложение к учебнику / С. И. Львова, В. В. Львов. 3-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2007. — 48 с.
  116. , С.Й. Русский язык. 6 класс. В 3 ч. 4.1: учёб- для общеобразоват. учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. 3-е изд., стёр- - М.: Мнемозина, 2008. — 208 с.
  117. , С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 ч. 4.2: учеб. для общеобразоват. учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. — 3-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2007. 207 с.
  118. , С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 ч. Ч. З: справочные материалы: приложение к учебнику / С. И. Львова, В. В. Львов. 3-е изд., стер. — Mi.: Мнемозина, 2008. — 78, 24. с.
  119. , С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 ч. 4.1: учеб. для общеобразоват. учреждений / С. И. Львова, В. В- Львов. 2-е изд., стёр- - М.: Мнемозина, 2007.-191 с.
  120. , С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 ч. 4.2: учеб. для общеобразоват. учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. 2-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2007. — 206 с.
  121. , С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 ч. Ч. З: справочные материалы: приложение к учебнику / С. И. Львова, В. В. Львов. 2-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2007. -80с. 32. с.
  122. , С.И. Русский язык. 8 класс. В 2 ч. 4.1: учеб. для общеобразоват. учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. 2-е изд., испр. — М.: Мнемозина, 2008. — 311 с.
  123. , С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч. 4.2: справочные материалы: приложение к учебнику / С. И. Львова, В. В. Львов. 2-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2008.-110, 24. с.
  124. , С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч. 4.1: учеб. для общеобразоват. учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. М.: Мнемозина- 2008.-359 с.
  125. , С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч. 4.2: справочные материалы: приложение к учебнику / С. И. Львова, В. В. Львов. М.: Мнемозина, 2008. -96, 24. с.
  126. , С.И. Усиление внимания к смысловой стороне речи условие — эффективности обучения Текст. / С. И. Львова. // РЯШ. — 1988. — № 5. — С.2529.
  127. , М.Р. Вопросы теории РД Текст. / М. Р. Львов // ИЯШ. 1985. -№ 6. — С.83−33.
  128. , М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка Текст.: учеб.-метод- пособие / М. Р. Львов. М.: Академия, Высшая школа, 1999.-272с. : — л
  129. , М.В. О некоторых психолингвистических предпосылках использования звукозаписи в обучении иностранным языкам Текст. / М.В.
  130. Ляховицкий // Современные направления в методике обучения иностранным языкам: сб.ст. Минск: Изд-во «Вышэйшая школа», 1970. — С.106−120.
  131. , В.Н. Интенсификация обучения аудированию в гимназическом классе Текст. / В. Н. Маханчеева // Языковая политика и современные технологии в обучении: материалы международной научно-практич. конференции Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002. — С.191−193.
  132. , А.Е. Монологическое высказывание как форма речевого общения и как объект обучения (на 1-ом курсе яз. фак-та) .Текст] / А. Е. Мельник // Актуальные вопросы обучения основным видам РД: сб. тр. М.: МГПИИЯ, 1975. — С.96−120.
  133. , O.A. Соотношение устных и письменных форм работы при обучении аудированию и чтению в языковом вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / O.A. Мельникова. -М.: МГПИИЯ, 1982. -22с.
  134. , H.A. Проблемы учения и развития Текст. / H.A. Менчинская [и др.] // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии: учебное пособие. М.: 1978.-С.253−268.
  135. , И.Ю. О коммуникативно направленном преподавании русского языка в VIII классе Текст. / И. Ю. Меняйло // РЯШ. 1997. — № 4.-С.3−9.
  136. , Р.П. Компетентность в изучении языка Текст. / Р.П. Мильруд//ИЯШ. 2004. — № 7. — с.30−36.
  137. , Р.П., Кондакова, H.H. Подходы к описанию и предупреждению ошибок в иноязычной речи Текст. / Р. П. Мильруд, H.H. Кондакова // ИЯШ. 2007. — № 1. — С.12=17.
  138. , Л.В. Что способствует лучшему пониманию английского текста Текст. / Л. В. Минаева // ИЯШ. 1989. — № 6. — С.35−39. :
  139. , Н.Я. Теле- и кинофильм как источник «информации при обучении аудированию Текст. / Н. Я. Миронова // Актуальные вопросы обучения основным видам РД: сб. тр. М.: МГПИИЯ, 1975. — С/ 121−139.
  140. , JI.Д. Аудирование на уроках русского языка в начальных классах школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения Текст.: учеб. метод, пособие / Л. Д. Митюшина. — М.: Дрофа, 2006. — 110,2.с.
  141. , И.Д. Обучение аудированию Текст.: текст лекции / И. Д. Морозова. Иваново: ИГУ, 1993. — 17с.
  142. , Р.П. Методика взаимосвязанного обучения видам РД на начальном этапе языкового вуза (русский как иностранный) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. П. Неманова. М.: МГПИИЯ, 1981. — 20с.
  143. , Н.В. Обучение слушанию как виду речевой и учебной деятельности учащихся старших классов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Нефедова. Екатеринбург: УГПУ, 2004. — 22с.
  144. Новиков, М.Ю. DVD как средство обучения аудированию Текст. / М. Ю. Новиков // ИЯШ. 2007. — № 1. — С. 18−21.
  145. , Е.И. Русская речь. Развитие речи. 5 кн.: учеб. для общеобразоват. учреждений. 14-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2005. —172} 4. с.
  146. , Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. 13-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 160 с.
  147. , Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. 14-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2005. — 157,3. с.
  148. , Е.И. Русская речь: Развитие речи. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. 9-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2004. — 224 е.
  149. , Е.И. Русская речь: Развитие речи. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. 8-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2004. — 256 с.
  150. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку Текст. / М. Т. Баранов [и др.] // Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5−9 классы. М.: Просвещение, 2007. — 48с.
  151. , O.A. Аудирование как средство обучения иноязычному общению студентов естественнонаучных факультетов на начальном этапе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / O.A. Обдалова. Томск: ООО «Милон», 2001. — 18с.
  152. Образовательная программа «Школа 2100» // Школа 2100 / Под ред. A.A. Леонтьева. -М., 1999. Вып. 3. — С. 7−71.
  153. , Н.С. Методика обучения восприятию русской речи Текст.: уч.-метод, пособие / Н. С. Ожегова. М.: Изд-во «Русский язык», 1978. — 56с.
  154. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку / Н. М. Шанский, М. Т. Баранов, В. И. Капинос идр. М.: Дрофа, 2004. — 80с.
  155. , Л.П. Методика обучения аудированию в старших классах средней школы (на материале нем. яз.) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Л. П. Павлова. -М.: МГПИ, 1983. 16с. •
  156. , H.A. Развитие аудитивных умений иностранных студентов-нефилологов I курса в учебно-профессиональной сфере общения (на материале текстов по геологии) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / H.A. Павлова.- Л.: ЛГИ, 1991. 16с.
  157. , Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды Текст. / Т. М. Пахнова // РЯШ. 2000. — № 4. -С.3−11.
  158. , П.И. Опрос как средство обучения Текст.: монография / П. Й. Пидкасистый, М. Л. Портнов. М.: Педагогическое общество России- 1999.-155с.
  159. , H.A. Уроки рассказывания Текст. / H.A. Пленкин // РЯШ. -1978. 33. — с.35−37. —. v
  160. , H.A. Уроки развития речи: 5−9 кл. Текст.: кН. для учителя: из опыта работы / H.A. Пленкин / 2-е изд. М.: Просвещение, 1996. — 224с. ! ?
  161. , С.А. Обучение аудированию общественно-политической информации иностранных учащихся инженерно-технических вузов (основной этап) Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук/С.А. Подопригора. -СПб: СПГУ, 1991.-15с.
  162. , И.В. Взаимосвязанное обучение аудированию и говорению на основе использования средств массовой информации Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Пономарева. М.: МГПИИЯ, 1984. -22с.
  163. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский ' язык Текст. -М.: Просвещение, 1992. -94с.
  164. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения Текст.: под ред. Е. Д. Божович. М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
  165. , E.H. Проблема развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку: Материалы к спецкурсу. М., 1996. — 144 с.
  166. , E.H. Развитие языковой способности при обучении русскому языку в средней школе: Текст. / E.H. Пузанкова // Автореф. дис.. д-ра пед. наук. M., 1997. — 41 с.
  167. , E.H. Формирование языковой способности при обучении русскому языку Текст. / E.H. Пузанкова // Образование и общество. 2001. -3 (9).-С.11−15.
  168. , E.H. Языковое развитие учащихся при обучении русскому языку // РЯШ, 1992, № 2. С.4−8.
  169. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности Текст.: научное издание / В. В. Давыдов [и др.]- под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск: Психологический институт, РАО, 1995. — 227с.
  170. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования Текст. Е. Д. Божович [и др.]. М.: ПЕРСЭ, 2005. — 400с.
  171. Риторика: учебник / под ред. H.A. Ипполитовой. M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 448с. С. 389−396
  172. , Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1987.
  173. , В.К. Трудности обучения аудированию и пути их преодоления Текст. / В. К. Рознюк // Функциональные стили. Лингвометодические аспекты: сб. тр. -М.: Наука, 1985. с.224−232.
  174. Роль «Языкового портфеля» в формировании лингвистической компетенции школьников Текст. / Л. В. Черепанова // РЯШ. 2004. — № 5. -С. 41−44.
  175. , С. Л. Основы общей психологии. СПб.: 2002 720с.
  176. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 14-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007. — 286, 2. с.
  177. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 12-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008. — 363, 5. с.
  178. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- под ред. М. М. Разумовской, П: А. Леканта. 12-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008. — 316, 4. с.
  179. Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М- Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов и др.- под ред. М. М- Разумовской, П. А. Леканта. 10-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2007. — 269, 3. с.
  180. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов и др.- под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 9-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2007. — 269, 3. с.
  181. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т-А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 24-е изд. — М.: Просвещение, 1998. — 319 с.
  182. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений 7 М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 26-е изд. — М.: Просвещение, 1998. — 224 с.
  183. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т- Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 24-е изд. — М.: Просвещение, 2002.-221 с.
  184. Русский язык: Учеб- для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. 20-е изд. — М.: Просвещение, 1998. — 191 с.
  185. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. 20-е изд. — М.: Просвещение, 1998. — 144 с.
  186. Русский язык: Практика. 5 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.- Под ред. А. Ю. Купаловой. 6-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 2000. — 368 с.
  187. Русский язык: Практика. 6 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Г. К. Лидман-Орлова, А. Ю. Купалова, С. Н. Молодцова и др.- Под ред. Г. К. Лидман-Орловой. 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. -288 с. / г
  188. Русский язык: Практика. 7 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / С. Н. Пименова, А. П. Еремеева, А. Ю .Купалова и др.- Под ред. С. Н. Пименовой. 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 240 с.
  189. Русский язык: Практика. 8 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.- Под ред. Ю. С. Пичугова. 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 272 с.
  190. Русский язык: Практика. 9 кл.: Пособие для общеобразоват! учреждений / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.- Под ред. Ю. С. Пичугова. 6-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2000. — 208 с.
  191. , М.Д. Обучение аудированию в средней школе на начальной ступени Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Д. Рыбаков. М.: МГПИ, 1984. — 16с.
  192. , И.Н. Психолингвистическое исследование особенностей устного монологического текста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Н- Рыбка. Уфа: БГУ, 2007. — 22с.
  193. , A.B. Теоретические и практические аспекты интенсификации обучения рецептивным видам РД Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /А.В. Рябоконь. М.: ИРЯП, 1992. — 23с.
  194. , Н.М. Использование радиопередач на уроке и во внеурочное время для развития связной речи учащихся Текст. / н.М. Сажина // РЯШ. -1987. № 1. — с.7−11.
  195. , JI.B. Методика обучения учащихся и студентов созданию устных развернутых высказываний на лингвистические темы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Л. В. Салькова. -М.: Mill У, 1991. 15с.
  196. , O.A. Обучение рецензированию как способу выражения аргументированной оценки Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / O.A. Сальникова. М.: МПГУ, 1998. — 16с.
  197. , В.Ф. Монологическая речь как объект аудирования Текст. / В. Ф. Сатинова // Проблемы активного метода обучения иностранным языкам. -Минск: «Вышэйшая школа», 1970. С. 130−145.
  198. , В.Ф. Обучение аудированию монологической речи во взаимосвязи с говорением (творческий этап) Текст. / В. Ф. Сатинова // ИЯП1 -1978.-№ 2.-С. 53−58.
  199. , В.Ф. О психолингвистических основах обучения аудированию монологической речи Текст. / В. Ф. Сатинова // Проблемы активного метода обучения иностранным языкам. Минск: «Вышэйшая школа», 1970. — С. 120−129.
  200. , В.Ф. Проблемы обучения аудированию- монологической речи на творческом этапе Текст.: автореф: дис.. канд. пед. наук / В. Ф. Сатинова.-Минск: ГПИ, 1971.-32с.. '<
  201. , В.В. Спорные вопросы создания материалов для контроля умений аудировать на иностранном языке Текст. / В. В. Сафонова //
  202. Современные теории и методики обучения иностранным языкам / Под общей ред. Л. М. Федоровой, Т. И. Рязанцевой. М.: Экзамен, 2004. — 320с.
  203. , Т.Д. Обучение слушанию как виду РД в 5−6 классах Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Д. Сегова. Екатеринбург: УГЛУ, 2006. -19с.
  204. , Л.П. Аспекты лингвистической теории монолога Текст.: монография. М.: Моск. гос. лингвистический ун-т, 1996. — 323с.
  205. , Т.К. Аудирование для школьников: 5−6 классы Текст.: уч. пособие / Т. К. Сигал. М.: Айрис-пресс, 2004. — 128с.
  206. Сигал, Т, К. Аудирование для школьников: 7 класс Текст.: уч. пособие / Т. К. Сигал. М.: Айрис-пресс, 2005. — 128с.
  207. , Т.К. Аудирование для школьников: 8 класс Текст.: уч. пособие / Т. К. Сигал. М.: Айрис-пресс, 2005. — 128с.
  208. , В.А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроке русского языка Текст. / В. А. Сидоренков // РЯШ. 1997. — № 2. — С.8−14.
  209. , В.А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования Текст. / В. А. Сидоренков // РЯШ. -1997. № 6. — С.3−8.
  210. , Б.П. Обучение аудированию иноязычной речи в средней школе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Б. Н. Следников. М.: МГПИИЯ, 1973.-25с.
  211. , Т.А. Развитие речевой деятельности студентов в учебном процессе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. А. Слухай. Оренбург: ОГПУ, 1998.-20с.
  212. , И.Б. К вопросу о разграничении методических понятий «антиципация» и «прогнозирование» Текст. / И. Б. Смирнов // ИЯШ. 2006. -№ 1.-С.З-6.
  213. , Л.П. Уровни понимания иноязычных речевых сообщений на слух и способы контроля их сформированности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. П. Смирнова. М.: МГПИИЯ, 1982. — 24с.
  214. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) Текст.: учебник / И. А. Зимняя [и др.]. М.: Наука, 1976. -263с.
  215. , Т.А. Коммуникативный контроль устного монологического высказывания в социально-культурной сфере общения Текст.: автореф- дис.. .канд. пед. наук / Т. А. Снегурова. М.: ИРЯП, 1992. — 15с.
  216. Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. 2-е изд., испр. — М.:2004
  217. , E.H. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. Лекция 1. Задачи языкового образования в русле глобальных проблем Текст. / E.H. Соловова, В. Г. Апальков // ПС English. -2005. № 17. — С.48−56.
  218. , E.H. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. Лекция 5. Контроль рецептивных умений: традиции или новации? Текст. / E.H. Соловова, В. Г. Апальков // ПС English. —2005. -№ 21. -С.35−40.
  219. , И.А. Формирование речевого самоконтроля Текст. / И.А. Сотова//РЯШ. 2003. — № 1. — С.3−11.
  220. , В.И. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности Текст. / В.И. Стативка// РЯШ. 2004. — № 5. — С.3−7.
  221. Стратегия модернизации российского школьного образования Текст. -М.: ООО «Мир Книги», 2001.
  222. , Е.П. Обучение восприятию и созданию текста единый творческий процесс Текст. / Е. П. Суворова // РЯШ. — 2001. — № 6. — С. 3−10.
  223. , А.И. Изложение и обучение слушанию Текст. / А.И. Суворова//РЯШ. 2001. — № 6. — С.35−39.
  224. , Е.С. Формирование умений аудирования лекций медико-биологического профиля при обучении студентов-иностранцев на среднем этапе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. С. Суздалева. -М.: ИРЯП, 1998.-23с. «
  225. , JI.B. Некоторые приемы формирования критического мьппления на уроках французского языка Текст. / Л. В. Сухова // ИЯШ. -2006. № 1. — С.30−33. .
  226. , Л.П. Речь начинается с образов (Психолингвистические подсказки учителю) Текст. / Л. П. Сычугова // РЯШ. 2004. — № 4. — С.3−5.
  227. , C.B. Методика обучения иностранных студентов аудированию на материале языка специальности (на этапе вводно-предметного курса) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / C.B. Тимина. Нижний Новгород: НГПУ, 2003.-24с.
  228. , Л.Е. Учимся слушать Текст. / Л. Е. Тумина // РЯШ. 1993. № 1. — с.70−72. : — И-^-'''
  229. , О.В. Методическая организация обучения аудированию в условиях индивидуализации Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Тунина. М.: МГУ, 2004. — 24с.
  230. , JI.B. Тестирование как один из приемов контроля навыков аудирования французской речи на начальном этапе обучения в вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/ JI.B. Туркина. -м.: Mili У, 1996. 16с.
  231. , Д.В. Методика развития интеллектуальной рефлексии у школьников Текст.: уч.-метод, пособие / Д. В. Тырсиков. Ставрополь: ИРО, 1999.-32с.
  232. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования Текст. / Сборник нормативных документов. Русский язык. / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. -М.: Дрофа, 2004. 96 с.
  233. , Д. Психология критического мышления Текст.: СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
  234. , Н.С. Использование тестовых заданий в зарубежной методике Текст. / Н. С. Харламова // Современные направления в зарубежной методике преподавания ин. яз.: сб. научн. тр. М.: Моск.. ин-т ин. яз. им. М. Тореза, 1989. — Вып. 324. — С.80−87.
  235. , Н.С. Методика формирования прогностических умений при обучении аудированию Текст.- автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. С. Харламова. М.: МГПИИЯ, 1982. — 24 с.
  236. , Н. Язык и мышление: Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики: В 2 т. -М.: 1972. 122с.: v =
  237. , Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку Текст.: монография. Новосибирск: Наука, 2006- -324с. ¦¦» .¦:¦'/ :
  238. , Л.В. Формирование рефлексии при обучении русскому языку Текст.: учеб.-метод, пособие, А Л. В. Черепанова. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004.-91с. ' - v
  239. Что такое критическое мышление? Текст. / Дэвид Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности: сб. ст. М.: П^Л, 2005- -. 80c.-C.5−13.: -'^Vv.'
  240. , В. А. Развитие критического мышления младших «школьников (на материале сравнения традиционной и развивающейся технологийобучения) Те:<�ст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. А. Шамис. -Казань: ОмГПУ, 2005. 22с.
  241. , Г. П. Совершенствование аудитивных умений студентов старшего этапа обучения в яз. пед. вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. П. Шарапкина. JI.: ПГП ИИЯ, 1984. — 16с.
  242. , A.C. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия Текст.: монография. Омск: ОГПУ, 2000. — 358 с.
  243. , JI.B. Обучение аудированию на материале радиопередач Текст. / JI.B. Шилкина // Иностранный язык для научных работников. Теория и практика преподавания. М.: Наука, 1978. — с.143−153.
  244. , С.Е. Школа: мониторинг качества образования Текст.: монография / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Пед. общество России, 2000. -320 с.
  245. , Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия Текст. / Г. П. Щедровицкий. М.: Наследие ММК, 2005. — 800 с.
  246. , Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях Текст. I Д. Н. Шмелев. М.: Просвещение, 1977. — 176 с.
  247. Яковлева, T. J1. Развитие прогностических умений иностранных студентов в условиях аудирования диалогической речи Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Д. Яковлева. СПб.: СПГУ, 1999. — 21с.
  248. , П.С. Проблемность в обучении пониманию речи Текст. / П. С. Яхно // ИЯШ. 1976. — № 5. — с.43−49.
  249. , П.С. Слуховая память в механизме понимания текста Текст. / П. С. Яхно // ИЯШ. 1978. — № 6. — С.25−35.
Заполнить форму текущей работой