Оптимальное сочетание форм учебной деятельности на уроках музыки как условие развития творческой активности младших школьников
Диссертация
В соответствии с этой моделью оправдала себя последовательность, в которой происходило развитие музыкально-творческой активности младших школьников на уроках музыки: 1) формирование у младших школьников положительного отношения к музыкально-творческой деятельности, музыкально-творческим ситуациям через организацию коллективной творческой деятельноста — ориентадионный этап- 2) формирование умений… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Проблема организации учебной деятельности и развития творческой активности учащихся в педагогической теории и практике
- 1. 1. Проблема развития творческой активности младших школьников в психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Психолого-педагогические основы развития творческой активности младших школьников в процессе музыкальной деятельности
- 1. 3. Проблема использования различных форм учебной деятельности и их целесообразных сочетаний в психолого-педагогической литературе
- 1. 1 N
- ГЛАВА 2. Развитие творческой активности младших школьников на уроках музыки на основе сочетания форм учебной деятельности
- 2. 1. Музыкальная деятельность младших школьников в условиях индивидуальных, групповых и фронтальных форм
- 2. 2. Педагогический эксперимент по развитию творческой активности младших школьников на уроках музыки на основе сочетания форм учебной деятельности
- 2. 3. Педагогические условия реализации оптимального сочетания форм учебной деятельности, направленного на развитие творческой активности младших школьников на уроках музыки
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М., 1983.-112с.
- Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста: Сб. научных трудов /Свердловский педагогический институт. Свердловск, 1984. -18с.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. -М., 2000. -336с. (Б-ка учителя музыки).
- Алиев Ю.Б. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. -М.: АПНСССР, 1982. -272с.
- Альбуханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии //Психология личности и образ жизни. М., 1987. — С. 10−14.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания . -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. -335с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.- Т.1. -320с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: изд-во Казанского университета, 1988. -238с.
- Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1975. Вып. 10, С. 20−26.
- Апраксина О.А. О праве учителя-музыканта на эксперимент // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1978. Вып. 10, С. 66−76.
- Аристова Л.П. Активность учения школьников. -М.: Просвещение, 1968. -139с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. -Л.: Музыка, 1973. -142с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс /Книга первая и вторая/. -2-е изд. Л.: Музыка, 1971. -736с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. -190с.
- Бабий В.И. Развитие творческой деятельности младших подростков на занятиях музыкой в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1986. 20 с.
- Баренбойм Л.А. Выдающиеся советские музыканты просветители и развитие их традиций // Музыкальное воспитание в современном мире. -М., 1973. -С.150−160.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. -Л.: Сов. композитор, 1979. -352с.
- Баянкина З.В. Познавательные игры в коллективе как средство развития творческой активности подростков. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986.- 19с.
- Белая Н.Л. Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов в процессе индивидуального обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1985. -22с.
- Беленький В. Активность народных масс. -Красноярск, 1973. -98с.
- Белобородова В.К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников //Музыкальное восприятие школьников /Под ред. М. А. Румер. -М., 1975. С. 6−35.
- Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. -М.: Мысль, 1991.-319с.
- Бердяев Н.А. Смысл истории. -М., 1990. 200 с.
- Беркман Т.Л. Исполнительское творчество в художественном воспитании детей. -Известия /АПН РСФСР: 1947. Вып.11. — С. 91−96.
- Бернштейн М.С. Психология научного творчества //Вопросы психологии. -1965.-№ 3.-С.156−164.
- Блауберг И. В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973. -270с.
- Блинова М. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостной деятельности головного мозга //Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1976. Вып.11. — С. 22−23.
- Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. -J1.: Музыка, 1974. -144с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2т.т. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.1. Т.1. 304с. Т.2. — 399с.
- Богословский В.В. Психология воспитания школьника: Учебное пособие для педагогических институтов /Под ред. Л. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. -164с.
- Богоявленская Д.Б. Диагностика становления творческой личности //Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. — 200с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. /Отв. ред. Б. М. Кедров. -Ростов на -Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983. -176с.
- Бодунов М.В. Исследования соотношений формально-динамической стороны активности с интегральными ЭЭГ параметрами //Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. -М., 1982. С.57−82.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464с.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1985.- 150с.
- Брандель С. Дифференцированное обучение пению в первом классе общеобразовательной школы /Музыкальное воспитание в школе. -М, 1970. -Вып.6.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. -192с.
- Брюсова Н.Я. Детское музыкальное творчество //Искусство в школе. 1929. -№ 6−7.- С. 18−25.
- Брюсова Н.Я. Программы и планы //Музыка в школе. -М., 1921. С. 29−31.
- Будда А.А. Оптимальное сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на основе учета их познавательных возможностей (на материале обучения гуманитарным предметам в 4 классе): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1978. -17с.
- Бутузов И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении. М., 1975. — С. 32−42.
- Вайнцванг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990. -187с.
- Василькевич Х.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Киев, 1982, 19с.
- Венчеренко Н.А. Диалектика творчества и образования //Философия, социология, педагогика: Материалы науч. конф. /Отв. ред. Д. Ф. Козлов. -М., 1984.-С.91−101.
- Ветлугина Н.А. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях // Художественное творчество в саду. -М., 1974. -168с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. -М.: Просвещение, 1967. -414с.
- Винат. Колгар. Звучание времени и зримое пространство в когнитивных стилях //Когнитивные стили. -Таллин, 1986.
- Вишнякова Н.Ф. Развитие творческой активности младших школьников (на материале внеклассных музыкальных занятий в условиях школ полного дня): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1980. 16с.
- Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1989. -253с.
- Волков И.Г. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1990. -159с.
- Вопросы методики музыкального воспитания детей. -М.: Музыка, 1975. -128с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -93с.
- Выготский JI.C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. -№ 6. — С.63−64.
- Выготский JI.C. Психология искусства. -М., 1968. -420с.
- Выхрущ В.А. Оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1986. -18с.
- Гадалова И.М. Формирование элементов творческой музыкальной активности у младших школьников: Автореф. дис.. канд пед. наук. -Киев, 1983. -21с.
- Гаспарян Г. С. Теоретический анализ проявления интуиции в музыкальном творчестве: Автореф. дис. канд. псих. наук. -Киев, 1985. -15с.
- Гилфорд Д. Три стороны интеллекта //Психология мышления. М., 1965. -С.433−456.
- Глубокова Е.Н. Коллективная творческая деятельность как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Автореферат дис. канд. пед. наук. -J1, 1989. -16с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. /Пер. с франц. /Под ред. Г. Г. Аракелова. -М.: Мир, 1992. т.1. — 491с.
- Головекая К.В. Детское музыкальное творчество как метод музыкального воспитания / Известия /АПН РСФСР. Отделение педагогики. 1947. Вып.11. -С.43−53.
- Голык Г. Г. Развитие композиторского искусства студентов в процессе дирижекских занятий на музыкально-педагогическом факультете. //Науч. труды. Куйбышев: КГПИ, 1975. — С.18−23. -Вып. 9.
- Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. Изд.2. М.: МГУ, 1977. -247с.
- Гольдентрихт С.С. Творчество как философская проблема //Творчество и социальное познание: Сб. ст. /Под ред. А. М. Коршунова, С. С. Гольдентрихта. -М., 1982. С. 48−49.
- Горюнова JI.B. Воспитание музыкального вкуса и развитие восприятия у школьников // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1975.- Вып. 10.-С.16−26.
- Горюнова JI.B. Певческое музицирование как творческая деятельность на уроке музыки //Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1972. -Вып.8. — С.49−59.
- Гришанович Н.Н. Приглашение к творчеству //Проблемы реформы музыкального воспитания в общеобразовательной школе. -Минск, 1990.
- Гродзенская H.JI. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. -77с.
- Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения //Сов. педагогика. -1961. -№ 8.- С.32−42.
- Демин М.В. Проблемы теории личности. -М.: Просвещение, 1977. -200с.
- Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1982.-319с.
- Диденко С.В. Формирование творческой активности младших школьников в условиях организации эстетической оценочной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1987.-16с.
- Дмитриева Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания //Музыкальное воспитание в школе. М., 1976. — Вып. 11. -С. 71.
- Дмитриева Л.Г. Некоторые пути активизации и развития творческих сил учащихся первых вторых классов на уроках музыки. //Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей. -М., 1974. -С.89−118.
- Дмитриева Л.Г. Система творческий заданий в музыкальном воспитании младших школьников (на примере 1 кл.): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1979. 19 с.
- Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1982. -С. 96−111.- Вып. 15.
- Добронравова О.В. Развитие художественно-творческой активности младших школьников аудиовизуальными средствами: Автореферат дис. канд. пед. наук. Казань, 1998. — 19с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.: Педагогика, 1989. -159с.
- Дябло Т.В. Активизация разносторонней музыкальной деятельности и музыкальное развитие первоклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Одесса, 1978. -17с.
- Ермолаева Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. — 1975. -№ 5. — С. 166−170.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. -М., 1961.
- Жданова Т. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе. М., 1979. — С. 37−49. — Вып 14.
- Жуганов А.В. Молодой специалист: Путь к творческой зрелости. М.: Молодая гвардия, 1987. — 206с.
- Заринь Д.В. Формирование музыкально-творческой активности младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано: Авто реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. -16с.
- Иванов В.В. Способы управления учебной работой школьников в условиях индивидуально -дифференцированного подхода: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1977. 20 с.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. -М.: Педагогика, 1989. -208с.
- Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Книга для учителя: Из опыта работы /А.П.Ершова, Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня и др. -М.: Просвещение, 1991. -128с.
- Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы //Советская музыка. -1976. -№ 1. -С.26.
- Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. -М.: Педагогика, 1986. -192с.
- Каломина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: МГУ, 1983.- 168с.
- Калмыкова З.И. Проблемы индивидуальных различий в обучаемости школьников //Сов. педагогика. -1968. -№ 6. -С. 105−117.
- Канищенко А.П. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1985. -19с.
- Карпенко Л.А. Влияние размера ученической группы на успешность совместной познавательной деятельности //Вопросы психологии. -1984. -№ 1. -С. 71−75.
- Кириллова К.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. -159с.
- Кириллова Н.Н. Творческая активность личности как целостный процесс //Проблемы развития целостной личности /Отв. ред. С. С. Батенин. -Л.: ЛГПИ, 1986. -С.100.
- Кирсанов А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: Автореф. дис. докт. пед. наук, Л., 1983. 40с.
- Кирсанова Л.А. Развитие творческой активности учащихся //Сов. педагогика. -1981. -№ 7. С.64−67.
- Киященко Н.И., Лейзеров Н. Л. Эстетическое творчество (о проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе). -М.: Знание, 1984. -96с.
- Коган В.З. Понятие активности личности как категории социальной психологии //Некоторые проблемы личности. М., 1977. — 128с.
- Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников /Под ред. И. Б. Первина. -М.: Педагогика, 1985. (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).
- Коломенский Я.JT. Психология взаимоотношений в маленьких группах. -Минск: Изд-во БГУ, 1976. -136с.
- Кончев Ю.Л. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации: -Автореф. дис. канд. искусствоведения. -Л., 1970. -18с.
- Корсакова Е.И. Развитие группы как коллектива в условиях совместной деятельности. -Рига: Изд-во МИПКСНХ Латв. ССР, 1984. -47с.
- Котляровская М.А., Штуден Л. Л. Приобщение к творчеству. -Новосибирск: Кн. Издательство, 1987. -125с.
- Критский Б.Д. Формирование музыкальной интонации детей в процессе пения на уроке музыки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1973. -28с.
- Крупнов А.И., Прядин А. П. К вопросу о понятии «активность»// Личность и деятельность: Тезисы докладов к 5 Всесоюзному Съезду психологов СССР. -М., 1977. -С.23−25.
- Куликовская О.Б. Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе: Методика «Детский оперно-хоровой театр»: Автореф. дис.. канд. псих, наук.-М., 1999.-20 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. -М.: Знание, 1987. -37с.
- Лазарев Н.Е. Творческие способности личности. Их структура и диагностика //Творчество, творческие способности т творческие методы в педагогической деятельности. Методическая разработка (Отв. за выпуск Т. В. Удовиченко. -Сумы, 1990. -С. 14−25.
- Лебедева Г. Об утомляемости учащихся на уроках музыки во втором классе // Музыкальное воспитание в школе. 1976. -С.53. Вып. 11.
- Левин В.А. Воспитание творчества. -М.: Знание, 1977. -64с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1969. -230с.
- Лейтес Н.С. О психофизиологических основах активности //Вопросы психофизиологии, активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1975. -С. 14−36. -Вып. 1.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -186с.
- Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975.
- Литвиненко О.С. Педагогические основы индивидуализации музыкального обучения в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 18с.
- Лобова О.В. Формирование творческой активности младших школьников в процессе музыкально-эстетического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1998. — 20с.
- Лозовая В.И. Познавательная активность школьников: Спецкурс по дидактике: Уч. пособие для пед. ин-тов на укр. языке. Харьков: Основа, 1990. — 89с.
- Лук Л. Н. Мышление и творчество. -М.: Политиздат, 1976. -144с.
- Лысина Н.И. Творческая деятельность в музыкальном воспитании старших школьников //Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1991. — С. 72−77.
- Мадель Л.О. О природе и средствах музыки. -М.: Музыка, 1983. -72с.
- Матюшкин A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении //Проблемы способностей в советской психологии. -М., 1984. -С. 18−24.
- Моляко В.А. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. 1987. — № 5. -С. 86.
- Мудрик А.В. Общение школьников. -М., 1987.
- Музыкальное восприятие школьников./Под ред. М. А. Румер. -М.: Педагогика, 1975. -159с.
- Мырсабеков А.Ж. Роль психологических факторов при обучении музыке в начальных классах общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. психол. наук, -Тбилиси. 1987. -20 с.
- Мясгацев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи //Проблемы способностей. -М., 1962.
- Науменко С.И. Индивидуально-психические особенности музыкальности //Вопросы психологии. 1982. -№ 5.
- Науменко Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1992. -18с.
- Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии //Вопросы психологии. 1971. -№ 6. — С.13−26.
- Нейгауз Г. Г. Учитель и ученик: Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М., 1982.
- Нехаев В.И. О движущих силах творчества: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1971. -190с.
- Николаева Т.М. Групповая работа на уроке.//Народное образование. 1970. -№ 12. -С.40−41.
- Николаева Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. -17с.
- Одаренные дети: /Пер. с англ. Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. 376с.
- Патяко Г. И. Педагогические условия развития творческой активности школьников в процессе групповых форм обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М, 1996. 19 с.
- Педагогическая энциклопедия. М., 1964. -Т.1. — С.61.
- Петрушин В.И. Формирование у подростков музыкального творчества на ладогармонической основе: Автореф. дис. канд. пед.наук. -М, 1976. -26с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. -М.: Педагогика, 1972. -184с.
- Пиличаускас А.А. Вопросы музыкального развития учащихся в процессе элементарного музицирования: Автореф. дис.. канд. искусствовед. -Вильнюс, 1973. -27с.
- Платон. Федр //Сочинения в 3-х т. -М. 1970. — Т.2. -С. 157−222.
- Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. -Волгоград: Перемена, 1995.
- Полякова Е.С. Учет индивидуальных особенностей учащихся в системе дифференцированного обучения музыке //Дифференциация обучения учащихся в городских школах. -Минск, 1990.
- Полукаров В.В. Теоретические основы организации клубной деятельности: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1994. -76с.
- Пономарев Я.С. Психология творчества и педагогика. М., 1976. — 339с.
- Попова А.И., Литвинская И. Г. Об организации коллективных занятий // Начальная школа. -1990. -№ 8. С.38−41.
- Порляумер Э.Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников //Нач. школа. -1992. 11−12. -С.25−29.
- Психология процессов художественного творчества. -Л.: Наука, 1980. -285с.
- Пьянкова Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 1978. -16с.
- Рабунский Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1989. -50 с.
- Развитие творческой активности школьников /Под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991.
- Ракова Г. Г. Формирование активности младших школьников в познавательно-музыкальной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999.
- Ригина Г. С. Вокальная импровизация в 1 классе // Музыкальное воспитание в школе. М., 1978. — С.82−91. — Вып. 13.
- Ригина Г. С. Музыкальное импровизирование как вид самостоятельной деятельности младших школьников. / Эстетическое воспитание в современной школе. -М., 1979. -С.91−98.
- Ригина Г. С. Уроки музыки в начальных классах. /Под ред. JI.B. Занкова. -М.: Просвещение, 1979. -159с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1940. — 596с.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1976. -416с.
- Румер М. Активизация мышления на уроке музыки //Музыкальное воспитание в школе. -М., 1972. С.86−95. — Вып. 8.
- Садоян Н.А. О некоторых наблюдениях над музыкальной импровизацией младших школьников. // Музыкальное воспитание в школе. М., 1976.- С. 58. -Вып. 11.
- Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии //Дошк. восп. 1993. — № 10. — С. 69−72.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. -М., 1980. С. 14−15.
- Смирнов И. Познай себя в творчестве. -М.: Молодая гвардия, 1982. -175с.
- Смыковская Т.К. Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера: Автореф. дис.. канд. пед.наук. Волгоград, 1994. -17с.
- Содружество ученого и учителя: Л. В. Занков. Беседы с учителями- Работаем по системе Л. В. Занкова: Книга для учителя /Сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик. -М.: Просвещение, 1991. 272с.
- Столович Л.Н. Жизнь творчество — человек: функции художественной деятельности. -М.: Просвещение, 1985. — 415с.
- Суворова Г. Ф. Индивидуальный подход к учащимся на уроке //Начальная школа. -1987. -№ 4. -С.54−59.
- Сургаутайте В. И. Использование музыкальных инструментов на уроке //Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1971. -Вып.7.
- Сухомлинский В.А. Человек неповторим // Избранные произведения. -Киев, 1960. Т.5. -С.94.
- Сэт Э. К. Развитие творческой активности студентов в классе хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета пед. института: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973. -21с.
- Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности (На материале музыкального восприятия) М.: Наука, 1979. — 190с.
- Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие /Л.В.Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др.-2-е изд. -М.: Флинта: Наука, 1999. -336с.
- Теория эстетического воспитания /Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. -М.: Искусство, 1979. -255с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М., 1985. — Т.1. — 335 с.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания //Вопросы художественного воспитания. -М. -Л., 1947. -С. 16−19.
- Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств. М.: Прометей, 1990. — 184с.
- Тихомиров O.K. Психологические исследования творческой деятельности. -М.: Наука, 1975. 253с.
- Тряпицина Л.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников /Науч. ред. И. Я. Лапина. -Л.: Издательство ЛГПИ, 1989. -92с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1990. -192с.
- Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л. Ф. Ильчев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. -С.382, 640.
- Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающим / Пер. с англ. / Общая ред. и предисл. М. С. Мацковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей, — 1992. -511с.
- Фоменко Н.Е. Связь творческого познания с особенностями личности младшего школьника: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 16с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. -М.: Высшая школа, 1990. -576с.
- Ходькова А.И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6−7лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1974. -30с.
- Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. /Сост. О. А. Апраксина. -М.: Просвещение, 1987. -272с.
- Художественное творчество и ребенок /Под общ. ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Педагогика, 1972. -287с.
- Чередов И.М. О принципе оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках. -Омск, 1973. -136с.
- Чередов И.М. Система форм организации обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Педагогика, 1987. -152с.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -160с.
- Черноиваненко Н.М. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности // Музыкальное воспитание в школе. -М., 1979. -Вып. 14.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982. -208с.
- Шацкий С.Т. Что такое клуб? //Избр. пед. соч. в 2 т.т., T.l. -М., 1980.
- Штепенко В.В. Формирование творческой активности подростков в трудовой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992. 17с.
- Шевченко Г. П. Развитие творчески эстетической активности подростков //Сов. пед. -1985. -№ 2.-С.24−28.
- Шевченко Т.И. Педагогические основы формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1985. -16с.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся //Педагогика и психология. -1988. -№ 8. 80 с. (Сер. «Знание»).
- Щербаков Ю.И. Педагогическое руководство познавательной деятельностью младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1980. -19с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Педагогика, 1988. 208с.
- Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству /Азбука музыкально-творческого саморазвития/Серия: У тебя получится/.-М.: Аквариум, 1997. -272с.
- Яворский Б.Л. Из истории советского музыкального образования: Сб. материалов и документов. 1917−1927г.г. -М., 1969. С. 44.
- Яворский Б Л. Статьи, воспоминания, переписка. -М.: Сов. композитор, 1972.-Т.1.-711с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971. -48с.
- Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. — 64с.
- Якобсон СЛ. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969. -317с.
- Яцыневич Л.А. Индивидуально дифференцированный подход в обучении как средство воспитания творческой активности учащихся: Автореф. дис.. канд пед. наук. -Казань, 1981. — 21с.