Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимальное сочетание форм учебной деятельности на уроках музыки как условие развития творческой активности младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с этой моделью оправдала себя последовательность, в которой происходило развитие музыкально-творческой активности младших школьников на уроках музыки: 1) формирование у младших школьников положительного отношения к музыкально-творческой деятельности, музыкально-творческим ситуациям через организацию коллективной творческой деятельноста — ориентадионный этап- 2) формирование умений… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема организации учебной деятельности и развития творческой активности учащихся в педагогической теории и практике
    • 1. 1. Проблема развития творческой активности младших школьников в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы развития творческой активности младших школьников в процессе музыкальной деятельности
    • 1. 3. Проблема использования различных форм учебной деятельности и их целесообразных сочетаний в психолого-педагогической литературе
    • 1. 1 N
  • ГЛАВА 2. Развитие творческой активности младших школьников на уроках музыки на основе сочетания форм учебной деятельности
    • 2. 1. Музыкальная деятельность младших школьников в условиях индивидуальных, групповых и фронтальных форм
    • 2. 2. Педагогический эксперимент по развитию творческой активности младших школьников на уроках музыки на основе сочетания форм учебной деятельности
    • 2. 3. Педагогические условия реализации оптимального сочетания форм учебной деятельности, направленного на развитие творческой активности младших школьников на уроках музыки

Оптимальное сочетание форм учебной деятельности на уроках музыки как условие развития творческой активности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной педагогической науке неуклонно возрастает интерес к проблеме развития творческой активности личности. Это связано с тем, что в новых социально-экономических условиях произошла переоценка представлений о наиболее желательных, социально значимых качествах личности: самостоятельности, инициативе, новаторстве, определяющих движение к прогрессу в жизни общества. Соответственно повышенное внимания к задачам творческого развития личности обрело особое значение и в общеобразовательной школе, где закладывается фундамент общей способности личности к творческому самовыражению. Поэтому задача всестороннего педагогического содействия саморазвитию и творческой самореализации учащихся должна оказаться в центре воспитательно-образовательной деятельности современной школы.

В связи с этим в современной педагогической теории должны происходить существенные изменения в определении условий, содержания и методов работы по активизации творческого потенциала личности младших школьников.

Философские и психолого-педагогические аспекты данной проблемы представлены в исследованиях Н. А. Бердяева, J1.С.Выготского, В. В. Давыдов, М. С. Когана, В.А.Кан-Калика, Я. А. Пономарева, С.JI.Рубинштейн, Г. И. Щукиной, Д. Б. Эльконина и др.

В контексте работ Е. А. Ануфриева, В. Г. Афанасьева, Л. П. Буевой, Г. М. Гака, Б. М. Кедрова, А. Г. Спиркина, Г. Н. Филонова и др. творческая активность выступает как высшая форма проявления активности личности.

Существенное значение для исследования проблемы представляют труды Б. Г. Ананьева, М. С. Бернштейна, Д. Б. Богоявленской, А. В. Брушлинского, П. Я. Гальперина, В. З. Когана, Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, О. К. Тихомирова,.

Т.И.Шамовой, М. Г. Ярошевского и др., в которых раскрыта сущность творческого процесса и установлены возможности развития творческой активности в различных видах деятельности: учебно-познавательной (Ш.А.Амонашвили, Н. А. Половникова, Н. Ф. Талызина, А. П. Тряпицина, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.), художественной (Б.В.Асафьев, Л. А. Баренбойм, Н. А. Ветлугина, Б. М. Неменский, Б. М. Теплов и др.) и т. д. В исследованиях этих авторов особое значение придается активной деятельности, стимулированию способностей личности к творчеству, определяются качества творческой личности и раскрывается механизм творчества.

Развитие творческой активности личности в коллективе и коллективной деятельности изучалось Ю. П. Азаровым, В. А. Караковским, И. Б. Первиным, В. В. Полукаровым и др. Исследователи акцентируют внимание на том, что ориентация коллективной деятельности на интересы, способности и умения каждого члена коллектива способствуют формированию творческой индивидуальности личности.

Анализируя уровень теоретической разработанности проблемы в педагогической теории, нельзя не отметить большие достижения в области познания ее методологических основ. Однако следует согласиться с мнением Н. Б. Берхина, А. Н. Лука, О. В. Лобовой о том, что современные исследования в области творческой активности школьников имеют тенденцию повышенного интереса к формированию данного качества в процессе изучения естественнонаучных дисциплин и значительно меньше — в области музыкального образования.

Проблема развития творческой активности младших школьников на уроках музыки явилась основным объектом внимания в данной диссертации.

Вопросы творческого развития личности, ее музыкально-эстетического воспитания в условиях массового музыкального образования решались на основе анализа научных трудов Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Л. А. Баренбойма, Н. А. Ветлугиной, Н. Л. Гродзенской, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Терентьевой, В. Н. Шацкой, Л. В. Школяр и др. Конкретизируя задачи развития творческой активности учащихся на уроках музыки, авторы указывают на необходимость специального стимулирования у детей ассоциативного мышления, творческой фантазии, стремлений к импровизационной деятельности и продуктивному самовыражению.

Решение этих задач, на наш взгляд, необходимо начинать с младшего школьного возраста, который является наиболее благоприятным для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, активность.

Педагогической теорией и практикой доказано, что в младшем школьном возрасте сильное влияние на формирование личности оказывает музыкальное искусство (Л.В.Горюнова, Д. Б. Кабалевский, Л. В. Школяр и др.). В связи с этим встает задача поиска новых педагогических условий, способствующих развитию творческой активности младших школьников на уроках музыки. Одним из таких условий, на наш взгляд, является оптимальное сочетание форм учебной деятельности учащихся на уроках музыки.

Организационные формы учебной деятельности школьников в их взаимосвязи и взаимозависимости рассмотрены в трудах Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, Х. Й. Лийметса, М. Н. Скаткина и др. Рядом авторов (Т.М.Николаева, В. П. Тарантей, И. М. Чередов и др.) раскрыт механизм взаимодействия форм учебной деятельности на материале учебных предметов 5-х-11-х классов. На примерах начальных классов проблему рассматривают В. А. Выхрущ, Т. В. Кружилина, ИН. Турро, Н. В. Тупарева, Э. А. Фарапонтова и др.

Вместе с тем вопросы сочетания форм учебной деятельности на уроках музыки решаются недостаточно эффективно, без учета индивидуальных музыкально-творческих способностей, интересов и склонностей учащихсянедостаточно исследованы возможности сочетания различных форм учебной деятельности в развитии творческой активности младших школьников на уроках музыки.

Анализ опыта работы учителей музыки г. Пензы и Пензенской области показал, что большинство из них используют на уроках в основном фронтальные и индивидуальные формы учебной деятельности. Многие учителя не могут обосновать выбор и отдать предпочтение той или иной форме обучения. В музыкально-педагогической литературе недостаточно разработаны педагогические возможности форм учебной деятельности и их сочетаний, неясны педагогические условия эффективности развития творческой активности младших школьников на уроках музыки.

Таким образом, назрело противоречие между потребностью школы в усилении развивающейся направленности уроков музыки, потребностью учащихся активно и деятельностно осваивать произведения искусства, с одной стороны, и отсутствием у педагогов навыков организации музыкальной деятельности, способствующей развитию творческой активности младших школьников, с другой стороны.

Актуальность данной проблемы, необходимость ее решения в условиях начальной школы определили выбор темы настоящего исследования: «Оптимальное сочетание форм учебной деятельности на уроках музыки как условие развития творческой активности младших школьников».

Цель исследования состоит в разработке педагогических условий эффективного развития творческой активности младших школьников на уроках музыки на основе сочетания форм учебной деятельности.

Объект исследования: творческая активность младших школьников в педагогически организованной учебной деятельности.

Предмет исследования: процесс развития творческой активности младших школьников на уроках музыки.

Гипотеза исследования: оптимальное сочетание форм учебной деятельности на уроках музыки будет способствовать эффективному развитию творческой активности младших школьников, если:

— выявлены ведущие компоненты, показатели и уровни творческой активности младших школьников;

— реализована педагогическая модель развития творческой активности младших школьников на основе оптимального сочетания форм учебной деятельности, включающая диагностический, организационный и формирующий «блоки» — этапы и обеспечивающая целенаправленную организацию процесса развития творческой активности младших школьников;

— выявлены и охарактеризованы педагогические условия эффективности сочетания различных форм учебно-музыкальной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Осуществить анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Выявить ведущие компоненты, показатели и уровни развития творческой активности младших школьников на уроках музыки.

3. Разработать педагогическую модель развития музыкально-творческой активности младших школьников и определить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.

4. Определить педагогические условия эффективного развития творческой активности на основе оптимального сочетания форм учебной деятельности на уроках музыки.

5. Разработать методические рекомендации для учителей музыки по развитию творческой активности младших школьников на основе оптимального сочетания форм учебной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют: положения современной философии о необходимости гуманизации педагогического процесса, субъектности всех его участников (Е.А.Ануфриев, В. П. Зинченко и др.) — о деятельности как активной форме преобразований и о человеке как субъекте деятельности (Л.С.Выготский, А. НЛеонтьев, А. В. Петровский и др.) — а также положения психологии, педагогики и искусствоведения, раскрывающие закономерности творческой деятельности младших школьников. Принципиальное значение для нашего исследования имели труды в области общей и специальной (музыкальной) психологии по проблеме творческого развития личности (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Г. С. Тарасов, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др.), теории обучения (Ю.К.Бабанский, Л. В. Занков, Х. ИЛийметс и др.), общие и частные вопросы музыкальной педагогики (Э.Б.Абдуллин, Н. А. Ветлугина, Н. А. Терентьева, Л. В. Школяр и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга: анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы и массового педагогического опыта, наблюдение за деятельностью учителей и учащихся на уроках музыки с целью изучения условий и средств развития творческой активности младших школьников в процессе различного сочетания форм учебной деятельности, анкетирование, тестирование, анализ музыкально-творческих работ учащихся, опытно-экспериментальная работа, обобщение собственного опыта работы в качестве учителя музыки и преподавателя вуза, статистическая обработка полученных в ходе эксперимента данных.

Исследование проводилось в течение 1993;2001 г. г. на базе школ № 32, № 72, № 58 г. Пензы и многопрофильной гимназии при ПГПУ им. В .Г. Белинского и включало три этапа:

Первый этап — поисковый (1993;1995г.г.). Изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение основных теоретических положений работы, анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике, определение темы исследования и формулировка научного аппарата, подготовка к проведению формирующего эксперимента.

Второй этап — опытно-экспериментальный (1995;1999г.г.). В ходе опытно-экспериментальной работы определялись содержание, структура, специфика творческой активности младших школьников и особенности ее формирования и развития на уроках музыкипроводился констатирующий эксперимент с целью выявления у детей уровней творческой активности и динамики ее изменения в процессе различного сочетания форм учебной деятельности на уроках музыкипроверялась гипотеза исследования, проводился формирующий эксперимент.

Третий этап — обобщающий (1999;2001 г. г.). Завершение формирующего эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение его результатов, уточнение основных выводов и методических рекомендаций, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: уточнено понятие творческой активности младших школьников в процессе музыкальной деятельностираскрыты основные компоненты, показатели и уровни развития музыкально-творческой активности младших школьников на уроках музыкиразработана и экспериментально проверена педагогическая модель развития творческой музыкальной активности младших школьников на основе оптимального сочетания форм учебной деятельностиопределены педагогические условия реализации оптимального сочетания форм учебной деятельности, направленных на развитие творческой активности младших школьников на уроках музыки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями определены, экспериментально проверены и подтверждены в практике учебно-воспитательной работы педагогические условия развития творческой активности младших школьников на уроках музыки. Исследование сочеталось с разработкой научно-методических рекомендаций для учителей музыки, студентов педагогических вузов по развитию творческой активности младших школьников на уроках музыки. Создана и прошла опытную проверку программа спецкурса, в которой нашли отражение теоретические выводы и рекомендации автора.

Результаты исследования могут быть использованы в курсе теории и методики музыкального образования преподавателями педагогических вузов и колледжей.

Достоверность научных результатов исследования определяется современным методологическим подходом при определении исходных теоретических позицийприменением системы методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его целям, задачам, логике исследованияопытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендацийподтверждением результатов в ходе их апробации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были обсуждены на заседаниях кафедры педагогики и кафедры музыки и методики ее преподавания Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, на научно-практической конференции, посвященной 60-летию Пензенского государственного педагогического университета (1999г), на межвузовской научной конференции, посвященной 25-летию факультета начальных классов 111 НУ им. В. Г. Белинского (2000г.), на Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология XXI века» (С.-Петербург, 2001 г).

Материалы исследования внедрены в практику учебно-воспитательного процесса средних школ № 32, 72, 58 г. Пензы, многопрофильной гимназии при ПГПУ им. В. Г. Белинскогоиспользовались при чтении спецкурса и курса теории и методики музыкального образования на факультете начальных классов ПГПУ им. В. Г. Белинского.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностная характеристика творческой активности младших школьников в процессе музыкальной деятельности.

2. Компоненты, показатели и уровни развития творческой активности младших школьников на основе оптимального сочетания форм учебно-музыкальной деятельности.

3. Педагогическая модель развития творческой активности младших школьников на основе оптимального сочетания форм учебно-музыкальной деятельности.

4. Педагогические условия эффективного развития творческой активности младших школьников на основе оптимального сочетания форм учебно-музыкальной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования по изучению эффективности влияния оптимального сочетания форм учебной деятельности на развитие творческой активности младших школьников на уроках музыки позволили решить поставленные задачи и доказать выдвинутую гипотезу.

Анализ сформированное&tradeу детей младшего школьного возраста творческой активности позволяет констатировать, что дети этого возраста на доступном для них уровне проявляют данное качество.

Вместе с тем результаты проведенного исследования показывают, что музыкально-творческая активность у большинства младших школьников характеризуется относительно низким уровнем ее развития. Это проявляется, в частности, в несформированности эмоционально-положительного отношения к творческой деятельности, недостаточном владении навыками творческой деятельности, отсутствии направленности на собственно-творческую музыкальную деятельность.

В исследовании вместе с тем показано, что существует реальная возможность развития более высокого уровня музыкально-творческой активности у младших школьников. Это положение подтверждается, в частности, выявленным в исследовании целенаправленно повышенным уровнем развития творческой активности у некоторой части детей этого возраста. Об этом же свидетельствуют и результаты других исследований по данной проблеме.

Творческая активность младших школьников в музыкальной деятельности рассматривается в исследовании как качество, присущее самой личности, и как характеристика ее деятельности. Музыкально-творческая активность понимается нами как формирующаяся интегративная деятельная черта личности, характеризующаяся творческими проявлениями и выражающаяся в повышенном эмоциональном интересе к музыкальной деятельности, проявлении художественно-образного воображениястремлении к самостоятельности и поиску нового в решении музыкально-творческих задачв направленности на поиск нового в исполнительской деятельности, в процессе слушания музыкив направленности на собственно-творческую музыкальную деятельность.

Процесс развития музыкально-творческой активности детей в условиях оптимального сочетания форм учебной деятельности характеризуется мотива-ционным и содержательно-операционным компонентами.

Мотивационный компонент включает в себя систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к музыкально-творческой деятельности школьников и предполагает наличие у них направленности на творческую деятельность, которая выражается в любознательности, потребности личности в знаниях, желании овладеть новыми способами деятельности, предпочитаемом виде деятельности, активности, инициативности, самостоятельности при выполнении заданий творческого характера.

Содержательно-операционный компонент призван обеспечить реализацию побуждений к музыкально-творческой деятельности школьников. Если мо-пгивационная сфера личности является своего рода стартовым механизмом музыкально-творческой активности, то ее фундаментом являются творческие способности — комплекс индивидуально-психологических особенностей, которые являются субъективными условиями выполнения творческой деятельности.

Для целенаправленного развития творческой активности младших школьников в процессе организации учебно-музыкальной деятельности в условиях оптимального сочетания ее форм в исследовании выделены показатели проявления названного качества. Это: эмоциональная отзывчивость на музыкухудожественно-образное воображениесамостоятельность в музыкально-поисковой деятельностинаправленность на собственно-творческую деятельность.

Анализ поведения детей по выделенным показателям позволил выявить качественную характеристику музыкально-творческой деятельности детей, имеющих разный уровень творческой активности.

Низкий" уровень музыкально-творческой активности характеризуется неярко выраженным характером эмоциональной отзывчивости и художественно-образного воображения, способностью осуществлять музыкально-поисковую деятельность лишь с активной помощью учителя и отсутствием направленности на собственно-творческую деятельность.

Средний" уровень: у учащихся широкие, но неустойчивые музыкальные интересы, яркий характер эмоциональной отзывчивости и художественно-образного воображения в отдельных видах музыкальной деятельности, способность сравнительно самостоятельно осуществлять музыкально-поисковую деятельность и определенная доля активности в собственно-творческой музыкальной деятельности.

Высокий" уровень музыкально-творческой активности характеризуется высокими показателями по всем выше обозначенным параметрам: у учащихся, обладающих данным уровнем, высоко развито воображение, эмоционально-образное выражение чувств и настроений, проявляется самостоятельность в выполнении заданий, увлеченность творческим процессом и его продуктивностью.

Объединение детей для совместной музыкальной деятельности должно происходить на основе уровня творческой активности. Комплектовать группы следует таким образом, чтобы в них входили дети с различным уровнем творческой активности, но при этом музыкально-творческие умения, которые проявляет ученик более высокого уровня творческой активности, были в зоне ближайшего развития школьника, имеющего более низкий уровень творческой активности. Состав группы не должен быть стабильным, так как у ребят возникает стереотип в отношениях. Если ребенок начинает достигать определенных результатов на каком-то этапе деятельности, то при организации нового творческого задания его следует включать в такую группу, в которой это качество проявится более ярко, ребенок сможет занять новую для него, более активную позицию.

Оптимальное сочетание форм и видов музыкальной деятельности определяется конкретным уровнем общих и музыкальных способностей учащихся, их интересами, потребностями, параметрами нового и известного в содержании урока музыки.

Опытно-экспериментальная работа показала, что помимо традиционных видов музыкальной деятельности, реализуемых в основных формах учебной работы, музыкально-ролевая игра, инсценировка и игра-драматизация, включающие в себя наиболее гибкое сочетание различных форм учебной деятельности, способствуют эффективному проявлению музыкально-творческой активности школьников. Именно в условиях такой организации урока у детей эффективно развивается эмоциональная отзывчивость, художественно-образное воображение, самостоятельность и увлеченность музыкально-творческим процессом.

В результате исследования представлена специально разработанная педагогическая модель, состоящая из трех «блоков"-этапов: диагностического, организационного, формирующего и обеспечивающая практическую реализацию оптимального сочетания форм учебной деятельности на уроках музыки как условия эффективного развития музыкально-творческой активности младших школьников.

В соответствии с этой моделью оправдала себя последовательность, в которой происходило развитие музыкально-творческой активности младших школьников на уроках музыки: 1) формирование у младших школьников положительного отношения к музыкально-творческой деятельности, музыкально-творческим ситуациям через организацию коллективной творческой деятельноста — ориентадионный этап- 2) формирование умений и навыков, необходимых для творческого решения эмоционально-образных проблемных ситуаций, творческих задач, поставленных в процессе музыкальной деятельностиприобретение опыта творческой деятельности через организацию на уроке групповых и индивидуальных форм приобщения детей к музыке — поисковый этап- 3) формирование творческой активности в процессе индивидуальной музыкально-творческой деятельности — творческий этап.

Было выявлено, что при выборе вариантов комбинирования различных форм учебно-музыкальной деятельности на уроке учителю необходимо: знание индивидуальных музыкальных особенностей, музыкального опыта каждого учащегося, их художественных интересов и предпочтенийпонимание специфики учебного, в первую очередь музыкального, материала и направленность его содержания на творческое развитие личности учащегосяучет условий эффективности применения различных форм учебной деятельности в соответствии с художественно-дидактической целью и методами, средствами организации музыкального обучения и воспитания, которые применяются в данном конкретном классе.

В исследовании показано, что положительный педагогический эффект в развитии творческой активности младших школьников в процессе оптимального сочетания различных форм учебно-музыкальной деятельности дает соблюдение следующих педагогических условий:

— направленность содержания музыкальной деятельности на творческое развитие личности младшего школьника, выражающаяся в создании эмоционально-образных ситуаций;

— использование комплекса игровых форм, реализующих личностно-ориентированный подход;

— сочетание форм учебной деятельности, адекватных решению педагогических задач по развитию творческой активности младших школьников на уроках музыки в реальном педагогическом контексте;

— готовность и подготовленность учителей музыки к организации музыкальной деятельности в условиях оптимального сочетания различных форм учебной деятельности.

Вместе с тем в процессе опытно-экспериментальной работы возник ряд вопросов, непосредственно касающихся анализируемой проблемы и требующих дальнейшего изучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М., 1983.-112с.
  2. Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста: Сб. научных трудов /Свердловский педагогический институт. Свердловск, 1984. -18с.
  3. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. -М., 2000. -336с. (Б-ка учителя музыки).
  4. Ю.Б. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. -М.: АПНСССР, 1982. -272с.
  5. Альбуханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии //Психология личности и образ жизни. М., 1987. — С. 10−14.
  6. .Г. Человек как предмет познания . -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. -335с.
  7. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.- Т.1. -320с.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: изд-во Казанского университета, 1988. -238с.
  9. О.А. Музыка в воспитании творческой личности // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1975. Вып. 10, С. 20−26.
  10. О.А. О праве учителя-музыканта на эксперимент // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1978. Вып. 10, С. 66−76.
  11. Л.П. Активность учения школьников. -М.: Просвещение, 1968. -139с.
  12. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. -Л.: Музыка, 1973. -142с.
  13. .В. Музыкальная форма как процесс /Книга первая и вторая/. -2-е изд. Л.: Музыка, 1971. -736с.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. -190с.
  15. В.И. Развитие творческой деятельности младших подростков на занятиях музыкой в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1986. 20 с.
  16. Л.А. Выдающиеся советские музыканты просветители и развитие их традиций // Музыкальное воспитание в современном мире. -М., 1973. -С.150−160.
  17. Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. -Л.: Сов. композитор, 1979. -352с.
  18. З.В. Познавательные игры в коллективе как средство развития творческой активности подростков. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986.- 19с.
  19. Н.Л. Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов в процессе индивидуального обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1985. -22с.
  20. В. Активность народных масс. -Красноярск, 1973. -98с.
  21. В.К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников //Музыкальное восприятие школьников /Под ред. М. А. Румер. -М., 1975. С. 6−35.
  22. Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. -М.: Мысль, 1991.-319с.
  23. Н.А. Смысл истории. -М., 1990. 200 с.
  24. Т.Л. Исполнительское творчество в художественном воспитании детей. -Известия /АПН РСФСР: 1947. Вып.11. — С. 91−96.
  25. М.С. Психология научного творчества //Вопросы психологии. -1965.-№ 3.-С.156−164.
  26. И. В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973. -270с.
  27. М. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостной деятельности головного мозга //Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1976. Вып.11. — С. 22−23.
  28. М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. -J1.: Музыка, 1974. -144с.
  29. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2т.т. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.1. Т.1. 304с. Т.2. — 399с.
  30. В.В. Психология воспитания школьника: Учебное пособие для педагогических институтов /Под ред. Л. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. -164с.
  31. Д.Б. Диагностика становления творческой личности //Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. — 200с.
  32. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. /Отв. ред. Б. М. Кедров. -Ростов на -Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983. -176с.
  33. М.В. Исследования соотношений формально-динамической стороны активности с интегральными ЭЭГ параметрами //Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. -М., 1982. С.57−82.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464с.
  35. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1985.- 150с.
  36. С. Дифференцированное обучение пению в первом классе общеобразовательной школы /Музыкальное воспитание в школе. -М, 1970. -Вып.6.
  37. А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. -192с.
  38. Н.Я. Детское музыкальное творчество //Искусство в школе. 1929. -№ 6−7.- С. 18−25.
  39. Н.Я. Программы и планы //Музыка в школе. -М., 1921. С. 29−31.
  40. А.А. Оптимальное сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на основе учета их познавательных возможностей (на материале обучения гуманитарным предметам в 4 классе): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1978. -17с.
  41. И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении. М., 1975. — С. 32−42.
  42. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990. -187с.
  43. Х.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Киев, 1982, 19с.
  44. Н.А. Диалектика творчества и образования //Философия, социология, педагогика: Материалы науч. конф. /Отв. ред. Д. Ф. Козлов. -М., 1984.-С.91−101.
  45. Н.А. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях // Художественное творчество в саду. -М., 1974. -168с.
  46. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. -М.: Просвещение, 1967. -414с.
  47. Винат. Колгар. Звучание времени и зримое пространство в когнитивных стилях //Когнитивные стили. -Таллин, 1986.
  48. Н.Ф. Развитие творческой активности младших школьников (на материале внеклассных музыкальных занятий в условиях школ полного дня): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1980. 16с.
  49. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1989. -253с.
  50. И.Г. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1990. -159с.
  51. Вопросы методики музыкального воспитания детей. -М.: Музыка, 1975. -128с.
  52. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -93с.
  53. JI.C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. -№ 6. — С.63−64.
  54. JI.C. Психология искусства. -М., 1968. -420с.
  55. В.А. Оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1986. -18с.
  56. И.М. Формирование элементов творческой музыкальной активности у младших школьников: Автореф. дис.. канд пед. наук. -Киев, 1983. -21с.
  57. Г. С. Теоретический анализ проявления интуиции в музыкальном творчестве: Автореф. дис. канд. псих. наук. -Киев, 1985. -15с.
  58. Д. Три стороны интеллекта //Психология мышления. М., 1965. -С.433−456.
  59. Е.Н. Коллективная творческая деятельность как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Автореферат дис. канд. пед. наук. -J1, 1989. -16с.
  60. . Что такое психология: в 2 т. /Пер. с франц. /Под ред. Г. Г. Аракелова. -М.: Мир, 1992. т.1. — 491с.
  61. К.В. Детское музыкальное творчество как метод музыкального воспитания / Известия /АПН РСФСР. Отделение педагогики. 1947. Вып.11. -С.43−53.
  62. Г. Г. Развитие композиторского искусства студентов в процессе дирижекских занятий на музыкально-педагогическом факультете. //Науч. труды. Куйбышев: КГПИ, 1975. — С.18−23. -Вып. 9.
  63. С.С. О природе эстетического творчества. Изд.2. М.: МГУ, 1977. -247с.
  64. С.С. Творчество как философская проблема //Творчество и социальное познание: Сб. ст. /Под ред. А. М. Коршунова, С. С. Гольдентрихта. -М., 1982. С. 48−49.
  65. JI.B. Воспитание музыкального вкуса и развитие восприятия у школьников // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1975.- Вып. 10.-С.16−26.
  66. JI.B. Певческое музицирование как творческая деятельность на уроке музыки //Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1972. -Вып.8. — С.49−59.
  67. Н.Н. Приглашение к творчеству //Проблемы реформы музыкального воспитания в общеобразовательной школе. -Минск, 1990.
  68. H.JI. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. -77с.
  69. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения //Сов. педагогика. -1961. -№ 8.- С.32−42.
  70. М.В. Проблемы теории личности. -М.: Просвещение, 1977. -200с.
  71. Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1982.-319с.
  72. С.В. Формирование творческой активности младших школьников в условиях организации эстетической оценочной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1987.-16с.
  73. Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания //Музыкальное воспитание в школе. М., 1976. — Вып. 11. -С. 71.
  74. Л.Г. Некоторые пути активизации и развития творческих сил учащихся первых вторых классов на уроках музыки. //Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей. -М., 1974. -С.89−118.
  75. Л.Г. Система творческий заданий в музыкальном воспитании младших школьников (на примере 1 кл.): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1979. 19 с.
  76. Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1982. -С. 96−111.- Вып. 15.
  77. О.В. Развитие художественно-творческой активности младших школьников аудиовизуальными средствами: Автореферат дис. канд. пед. наук. Казань, 1998. — 19с.
  78. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.: Педагогика, 1989. -159с.
  79. Т.В. Активизация разносторонней музыкальной деятельности и музыкальное развитие первоклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Одесса, 1978. -17с.
  80. Ермолаева Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. — 1975. -№ 5. — С. 166−170.
  81. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. -М., 1961.
  82. Т. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе. М., 1979. — С. 37−49. — Вып 14.
  83. А.В. Молодой специалист: Путь к творческой зрелости. М.: Молодая гвардия, 1987. — 206с.
  84. Д.В. Формирование музыкально-творческой активности младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано: Авто реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. -16с.
  85. В.В. Способы управления учебной работой школьников в условиях индивидуально -дифференцированного подхода: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1977. 20 с.
  86. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. -М.: Педагогика, 1989. -208с.
  87. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Книга для учителя: Из опыта работы /А.П.Ершова, Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня и др. -М.: Просвещение, 1991. -128с.
  88. Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы //Советская музыка. -1976. -№ 1. -С.26.
  89. Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. -М.: Педагогика, 1986. -192с.
  90. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: МГУ, 1983.- 168с.
  91. З.И. Проблемы индивидуальных различий в обучаемости школьников //Сов. педагогика. -1968. -№ 6. -С. 105−117.
  92. А.П. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1985. -19с.
  93. Л.А. Влияние размера ученической группы на успешность совместной познавательной деятельности //Вопросы психологии. -1984. -№ 1. -С. 71−75.
  94. К.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. -159с.
  95. Н.Н. Творческая активность личности как целостный процесс //Проблемы развития целостной личности /Отв. ред. С. С. Батенин. -Л.: ЛГПИ, 1986. -С.100.
  96. А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: Автореф. дис. докт. пед. наук, Л., 1983. 40с.
  97. Л.А. Развитие творческой активности учащихся //Сов. педагогика. -1981. -№ 7. С.64−67.
  98. Н.И., Лейзеров Н. Л. Эстетическое творчество (о проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе). -М.: Знание, 1984. -96с.
  99. В.З. Понятие активности личности как категории социальной психологии //Некоторые проблемы личности. М., 1977. — 128с.
  100. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников /Под ред. И. Б. Первина. -М.: Педагогика, 1985. (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).
  101. Я.JT. Психология взаимоотношений в маленьких группах. -Минск: Изд-во БГУ, 1976. -136с.
  102. Ю.Л. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации: -Автореф. дис. канд. искусствоведения. -Л., 1970. -18с.
  103. Е.И. Развитие группы как коллектива в условиях совместной деятельности. -Рига: Изд-во МИПКСНХ Латв. ССР, 1984. -47с.
  104. М.А., Штуден Л. Л. Приобщение к творчеству. -Новосибирск: Кн. Издательство, 1987. -125с.
  105. .Д. Формирование музыкальной интонации детей в процессе пения на уроке музыки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1973. -28с.
  106. А.И., Прядин А. П. К вопросу о понятии «активность»// Личность и деятельность: Тезисы докладов к 5 Всесоюзному Съезду психологов СССР. -М., 1977. -С.23−25.
  107. О.Б. Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе: Методика «Детский оперно-хоровой театр»: Автореф. дис.. канд. псих, наук.-М., 1999.-20 с.
  108. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. -М.: Знание, 1987. -37с.
  109. Н.Е. Творческие способности личности. Их структура и диагностика //Творчество, творческие способности т творческие методы в педагогической деятельности. Методическая разработка (Отв. за выпуск Т. В. Удовиченко. -Сумы, 1990. -С. 14−25.
  110. Г. Об утомляемости учащихся на уроках музыки во втором классе // Музыкальное воспитание в школе. 1976. -С.53. Вып. 11.
  111. В.А. Воспитание творчества. -М.: Знание, 1977. -64с.
  112. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1969. -230с.
  113. Н.С. О психофизиологических основах активности //Вопросы психофизиологии, активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1975. -С. 14−36. -Вып. 1.
  114. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -186с.
  115. Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975.
  116. О.С. Педагогические основы индивидуализации музыкального обучения в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 18с.
  117. О.В. Формирование творческой активности младших школьников в процессе музыкально-эстетического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1998. — 20с.
  118. В.И. Познавательная активность школьников: Спецкурс по дидактике: Уч. пособие для пед. ин-тов на укр. языке. Харьков: Основа, 1990. — 89с.
  119. Лук Л. Н. Мышление и творчество. -М.: Политиздат, 1976. -144с.
  120. Н.И. Творческая деятельность в музыкальном воспитании старших школьников //Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1991. — С. 72−77.
  121. Л.О. О природе и средствах музыки. -М.: Музыка, 1983. -72с.
  122. A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении //Проблемы способностей в советской психологии. -М., 1984. -С. 18−24.
  123. В.А. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. 1987. — № 5. -С. 86.
  124. А.В. Общение школьников. -М., 1987.
  125. Музыкальное восприятие школьников./Под ред. М. А. Румер. -М.: Педагогика, 1975. -159с.
  126. А.Ж. Роль психологических факторов при обучении музыке в начальных классах общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. психол. наук, -Тбилиси. 1987. -20 с.
  127. В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи //Проблемы способностей. -М., 1962.
  128. С.И. Индивидуально-психические особенности музыкальности //Вопросы психологии. 1982. -№ 5.
  129. Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1992. -18с.
  130. В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии //Вопросы психологии. 1971. -№ 6. — С.13−26.
  131. Г. Г. Учитель и ученик: Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М., 1982.
  132. В.И. О движущих силах творчества: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1971. -190с.
  133. Т.М. Групповая работа на уроке.//Народное образование. 1970. -№ 12. -С.40−41.
  134. Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. -17с.
  135. Одаренные дети: /Пер. с англ. Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. 376с.
  136. Г. И. Педагогические условия развития творческой активности школьников в процессе групповых форм обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М, 1996. 19 с.
  137. Педагогическая энциклопедия. М., 1964. -Т.1. — С.61.
  138. В.И. Формирование у подростков музыкального творчества на ладогармонической основе: Автореф. дис. канд. пед.наук. -М, 1976. -26с.
  139. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. -М.: Педагогика, 1972. -184с.
  140. А.А. Вопросы музыкального развития учащихся в процессе элементарного музицирования: Автореф. дис.. канд. искусствовед. -Вильнюс, 1973. -27с.
  141. Платон. Федр //Сочинения в 3-х т. -М. 1970. — Т.2. -С. 157−222.
  142. Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. -Волгоград: Перемена, 1995.
  143. Е.С. Учет индивидуальных особенностей учащихся в системе дифференцированного обучения музыке //Дифференциация обучения учащихся в городских школах. -Минск, 1990.
  144. В.В. Теоретические основы организации клубной деятельности: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1994. -76с.
  145. Я.С. Психология творчества и педагогика. М., 1976. — 339с.
  146. А.И., Литвинская И. Г. Об организации коллективных занятий // Начальная школа. -1990. -№ 8. С.38−41.
  147. Э.Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников //Нач. школа. -1992. 11−12. -С.25−29.
  148. Психология процессов художественного творчества. -Л.: Наука, 1980. -285с.
  149. Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 1978. -16с.
  150. Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1989. -50 с.
  151. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991.
  152. Г. Г. Формирование активности младших школьников в познавательно-музыкальной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999.
  153. Г. С. Вокальная импровизация в 1 классе // Музыкальное воспитание в школе. М., 1978. — С.82−91. — Вып. 13.
  154. Г. С. Музыкальное импровизирование как вид самостоятельной деятельности младших школьников. / Эстетическое воспитание в современной школе. -М., 1979. -С.91−98.
  155. Г. С. Уроки музыки в начальных классах. /Под ред. JI.B. Занкова. -М.: Просвещение, 1979. -159с.
  156. C.JI. Основы общей психологии. М., 1940. — 596с.
  157. СЛ. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1976. -416с.
  158. М. Активизация мышления на уроке музыки //Музыкальное воспитание в школе. -М., 1972. С.86−95. — Вып. 8.
  159. Н.А. О некоторых наблюдениях над музыкальной импровизацией младших школьников. // Музыкальное воспитание в школе. М., 1976.- С. 58. -Вып. 11.
  160. В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии //Дошк. восп. 1993. — № 10. — С. 69−72.
  161. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. -М., 1980. С. 14−15.
  162. И. Познай себя в творчестве. -М.: Молодая гвардия, 1982. -175с.
  163. Т.К. Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера: Автореф. дис.. канд. пед.наук. Волгоград, 1994. -17с.
  164. Содружество ученого и учителя: Л. В. Занков. Беседы с учителями- Работаем по системе Л. В. Занкова: Книга для учителя /Сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик. -М.: Просвещение, 1991. 272с.
  165. Л.Н. Жизнь творчество — человек: функции художественной деятельности. -М.: Просвещение, 1985. — 415с.
  166. Г. Ф. Индивидуальный подход к учащимся на уроке //Начальная школа. -1987. -№ 4. -С.54−59.
  167. В. И. Использование музыкальных инструментов на уроке //Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1971. -Вып.7.
  168. В.А. Человек неповторим // Избранные произведения. -Киев, 1960. Т.5. -С.94.
  169. Сэт Э. К. Развитие творческой активности студентов в классе хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета пед. института: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973. -21с.
  170. Г. С. Проблема духовной потребности (На материале музыкального восприятия) М.: Наука, 1979. — 190с.
  171. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие /Л.В.Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др.-2-е изд. -М.: Флинта: Наука, 1999. -336с.
  172. Теория эстетического воспитания /Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. -М.: Искусство, 1979. -255с.
  173. .М. Избранные труды: В 2-х т. М., 1985. — Т.1. — 335 с.
  174. .М. Психологические вопросы художественного воспитания //Вопросы художественного воспитания. -М. -Л., 1947. -С. 16−19.
  175. Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств. М.: Прометей, 1990. — 184с.
  176. O.K. Психологические исследования творческой деятельности. -М.: Наука, 1975. 253с.
  177. Л.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников /Науч. ред. И. Я. Лапина. -Л.: Издательство ЛГПИ, 1989. -92с.
  178. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1990. -192с.
  179. Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л. Ф. Ильчев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. -С.382, 640.
  180. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающим / Пер. с англ. / Общая ред. и предисл. М. С. Мацковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей, — 1992. -511с.
  181. Н.Е. Связь творческого познания с особенностями личности младшего школьника: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 16с.
  182. И.Ф. Педагогика. -М.: Высшая школа, 1990. -576с.
  183. А.И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6−7лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1974. -30с.
  184. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. /Сост. О. А. Апраксина. -М.: Просвещение, 1987. -272с.
  185. Художественное творчество и ребенок /Под общ. ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Педагогика, 1972. -287с.
  186. И.М. О принципе оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках. -Омск, 1973. -136с.
  187. И.М. Система форм организации обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Педагогика, 1987. -152с.
  188. И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -160с.
  189. Н.М. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности // Музыкальное воспитание в школе. -М., 1979. -Вып. 14.
  190. Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982. -208с.
  191. С.Т. Что такое клуб? //Избр. пед. соч. в 2 т.т., T.l. -М., 1980.
  192. В.В. Формирование творческой активности подростков в трудовой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992. 17с.
  193. Г. П. Развитие творчески эстетической активности подростков //Сов. пед. -1985. -№ 2.-С.24−28.
  194. Т.И. Педагогические основы формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1985. -16с.
  195. B.C. Педагогика творчества учащихся //Педагогика и психология. -1988. -№ 8. 80 с. (Сер. «Знание»).
  196. Ю.И. Педагогическое руководство познавательной деятельностью младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1980. -19с.
  197. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Педагогика, 1988. 208с.
  198. Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству /Азбука музыкально-творческого саморазвития/Серия: У тебя получится/.-М.: Аквариум, 1997. -272с.
  199. .Л. Из истории советского музыкального образования: Сб. материалов и документов. 1917−1927г.г. -М., 1969. С. 44.
  200. Яворский Б Л. Статьи, воспоминания, переписка. -М.: Сов. композитор, 1972.-Т.1.-711с.
  201. П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971. -48с.
  202. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. — 64с.
  203. СЛ. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969. -317с.
  204. Л.А. Индивидуально дифференцированный подход в обучении как средство воспитания творческой активности учащихся: Автореф. дис.. канд пед. наук. -Казань, 1981. — 21с.
Заполнить форму текущей работой