Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация продуктивной познавательной деятельности учащихся при обучении решению физических задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили: психолого-педагогическая теория деятельности (М. Вертгеймер, П. Я. Гальперин, З. И. Калмыкова, А. Н. Леонтъев, С. Л. Рубинштейн) — основные принципы, законы и закономерности дидактики (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, Я. А. Коменский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, М.Н. Скат-кин) — идеи личностно-ориентированного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Психодидактические аспекты организации продуктивной познавательной деятельности
    • 1. 1. Психологические аспекты организации продуктивной познавательной деятельности учащихся
    • 1. 2. Дидактические аспекты организации продуктивной познавательной деятельности
    • 1. 3. Социальные аспекты организации продуктивной познавательной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Организация продуктивной познавательной деятельности при решении физических задач в средней школе
    • 2. 1. Технология организации продуктивной познавательной деятельности учащихся при обучении решению физических задач
    • 2. 2. Отбор учебных физических задач по уровням познавательной деятельности
    • 2. 3. Организация и результаты педагогического эксперимента, направленного на организацию продуктивной познавательной деятельности при решении физических задач
  • Выводы по второй главе

Организация продуктивной познавательной деятельности учащихся при обучении решению физических задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Образование во всем мире переходит от знаниевой к компетентностной парадигме. Это означает, что вместе с современными знаниями у выпускников школы должны быть сформированы способности анализа ситуации, понимания проблем, решения различного рода задач, умения делать выводы и умозаключения.

Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [81] отмечено, что в современном обществе ценится не столько владение большим объемом информации, сколько умение продуктивно действовать, умение самостоятельно добывать и применять имеющиеся знания на практике, умение развивать и обогащать свой опыт, а также, при необходимости, переучиваться.

Исследование, проведенное в 2003 г. в соответствии с «Программой международной оценки учащихся: мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии» (PISA), показало, что наши школьники, имея достаточно высокий уровень предметных знаний, значительно отстают от своих сверстников из многих стран в умении применять эти знания на практике, работать с различными источниками информации, а также выражать и обосновывать свою точку зрения. Поэтому остро встает задача развития личности учащихся и их продуктивных способностей с помощью продуктивной познавательной деятельности.

Под продуктивной познавательной деятельностью мы понимаем особый вид учебной деятельности, направленный на создание субъективно нового знания, для которого характерны следующие свойства: осознание как способа получения нестандартного решения проблемы, так и самого оригинального продуктавозможность переноса имеющихся знаний в незнакомые, нестандартные ситуации и их трансформация применительно к новым условиямв выход за рамки, созданные предшествующей деятельностью, ранее полученными знаниями, отказ от привычных действийдостаточная самостоятельность при создании нового продукта.

Современная школа философами называется «капканом, выставленным человечеством у себя на пути». Знания, преподносимые учителями, устанавливают определенные рамки, навязывают стереотипы мышления, за которые ученикам очень трудно бывает впоследствии выйти. А современное состояние общества диктует все новые условия в подготовке креативных людей. Социум все чаще сталкивается с новыми проблемами, которые требуют своего оригинального разрешения через использование творческого потенциала людей. Таким образом, разработка продуктивных технологий становится объективной необходимостью, которая обуславливается современным уровнем развития науки и техники и стремительно меняющимся окружающим миром. Эти технологии должны обеспечивать формирование продуктивных способностей учащихся, которое будет происходить через формирование конкретных умений.

Вопросы развития творческих способностей учащихся в процессе решения задач освещены в работах Ю. Н. Кулюткина, И. Я. Лернера, В. Г. Разумовского, М. Н. Скаткина и др. [87, 88,105,106,195,197,48]. Основные положения продуктивной педагогики проанализированы в работах И.П. Подласого[168,169].

Однако специфика предмета «Физика» такова, что ученику требуется усвоить большой объем теоретического материала, без которого невозможно решать задачи. Решение задач — одно из важнейших средств развития познавательных способностей учащихся, при помощи которого могут создаваться проблемные ситуации, способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся. Кроме того, уровень знаний учащихся можно проверить по применению знаний и умений, как в стандартных, так и в видоизмененных задачных ситуациях.

Исследованию учебных задач, их классификации и изучению их роли в развитии мышления посвящены работы В. И. Андреева, Г. А. Балла, Д. Пойа, O.K. Тихомирова, Л. М. Фридмана и др. [5,10,170,172,215,243].

Под физической учебной задачей мы понимаем ситуацию, требующую от учащихся мыслительных и практических действий на основе использования законов и методов физики, направленную на: S овладение знаниями по физикеS формирование умения применять их на практике- ^ развитие мышления школьников.

Как отмечается в работах Ю. К. Бабанского, С. Е. Каменецкого, Н.С. Пуры-шевой [9, 72, 190,220], физическая задача любого вида есть средство формирования большого числа общеучебных умений и углубления теоретических знаний учащихся.

В работах В. Е. Володарского [96] рассматривается применение физических задач для повышения эффективности изучения физикиС.В. Анофриковой и Г. П. Стефановой [6] предложены обобщенные методы обучения решению физических задачJI.A. Прояненковой [183, 184] рассматривается деятельностный подход в обучении физике, а также изучение теоретического материла как решение цепочки познавательных задачС.Я. Ковалевой [76] разработаны пути преодоления психологических затруднений школьников в процессе решения задачС.В. Бубликовым, А. А. Регелем, Р. Б. Чернышевым [19, 20] предложено изучение курса физики на основе «задачецентризма».

Решение задач, вместе с тем, является наиболее сложным видом деятельности. В ряде исследований (С.Е. Каменецкий, В. П. Орехов, Н. Н. Тулькибаева, А. В. Усова, JI.M. Фридман и др. [72, 221, 232, 243]) обосновано, что неумение учащихся самостоятельно решать задачи, представляет собой серьезную проблему при изучении физики.

Это подтверждают и результаты опроса учащихся, проведенного в ходе констатирующего эксперимента. Выявлено, что примерно у 75% из них процесс решения физических задач вызывает серьезные трудности.

Одна из причин, объясняющих трудности, возникающие у школьников при решении задач, состоит в том, что задачи часто служат лишь средством усвоения и запоминания основных формул. Поэтому одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применять их на практике и является результатом репродуктивного характера процесса передачи знаний. Следовательно, необходимо обучать школьников различным методам решения задач, используя всевозможные технологии и приемы, начиная с алгоритмов решения типовых задач и заканчивая формированием умения самостоятельно находить эти методы, что возможно путем организации продуктивной познавательной деятельности учащихся при решении физических задач.

Таким образом, можно говорить о существовании ряда противоречий:

1) между невозможностью качественного обучения физике без решения задач и трудностями, которые испытывают учащиеся при их решении;

2) между необходимостью формирования умения выходить за рамки шаблонов и алгоритмов при решении творческих задач и существующим репродуктивным характером обучения;

3) между необходимостью формирования умения применять теоретические знания для анализа и решения практических ситуаций, и недостаточной разработанностью технологий, направленных на развитие продуктивных способностей учащихся через соответствующие умения.

Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске ответа на вопрос: каким образом можно вовлечь учащихся в продуктивную познавательную деятельность при решении задач по физике, в том числе, как научить школьников методам решения нестандартных задач.

Объект исследования: процесс обучения учащихся решению физических задач в средней школе.

Предмет исследования: технология организации продуктивной познавательной деятельности учащихся в процессе решения задач по физике в средней школе.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка технологии организации продуктивной познавательной деятельности учащихся средней школы при решении физических задач.

Гипотеза исследования.

Если будет организована продуктивная познавательная деятельность учащихся на основе технологии, направленной на формирование продуктивных способностей и умений при решении физических задач, и разработана соответствующая система задач для реализации данной технологии, то повысятся уровни мотивации учащихся и усвоения знаний, будут развиваться продуктивные способности через соответствующие продуктивные умения.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической, научно-методической литературы и нормативных документов обосновать значимость и необходимость организации продуктивной познавательной деятельности.

2. Определить теоретические основы технологии организации продуктивной познавательной деятельности учащихся при решении физических задач.

3. Построить модель и разработать технологию организации продуктивной познавательной деятельности при решении качественных и количественных задач по физике.

4. Разработать систему задач, которая должна быть направлена на организацию продуктивной познавательной деятельности, обеспечивать системный подход, содержать ключевые задачи (задачи на основные физические законы, явления, понятия и способы умственных действий), а также способствовать усилению положительной мотивации учащихся.

5. Разработать дидактическое пособие для учителей, описывающее технологию вовлечения учащихся в продуктивную познавательную деятельность при решении физических задач.

6. Провести педагогический эксперимент с целью подтверждения гипотезы исследования, проверив эффективность разработанной технологии в процессе организации продуктивной познавательной деятельности учащихся.

Методологическую основу исследования составили: психолого-педагогическая теория деятельности (М. Вертгеймер [24], П. Я. Гальперин [31], З. И. Калмыкова [70, 71], А.Н. Леонтъев[96, 97, 98], С. Л. Рубинштейн [200, 201]) — основные принципы, законы и закономерности дидактики (Ю.К. Бабанский [9], В. И. Загвязинский [62], Я. А. Коменский [79], И. Я. Лернер [101, 102, 103], М. И. Махмутов [115, 118], П. И. Пидкасистый [166], И. П. Подласый [167], М.Н. Скат-кин [48]) — идеи личностно-ориентированного обучения, лежащие в основе современной концепции модернизации образованияконцепция физического образования, разработанная в лаборатории физического образования ИСМО РАО (Ю.И. Дик [49], В. Г. Разумовский [197,198], В. А. Орлов [144, 145], И.И. Нурмин-ский [35] и др.) — идеи дифференцированного обучения (Н.С. Пурышева [190]) — основы развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин [44], Л. В. Занков [64]) — основные принципы проблемного обучения (И.Я. Лернер [105, 106], М. И. Махмутов [116,117]) — психологические принципы развития продуктивного мышления (К. Дункер [51,53], З. И. Калмыкова [69, 70, 71], В. Я. Ляудис [208]) — дидактические принципы продуктивного обучения (И.П. Подласый [169], Н.Р. Сенато-рова [208]) — идеи гносеологического (Н.Е. Важеевская [23]) и методологического (С.В. Бубликов [19], В. Г. Разумовский [193, 194], Н. В. Шаронова [252]) подходов в школьном физическом образованииметодика обучения решению физических задач (С.Е. Каменецкий, В. П. Орехов [72], В. А. Орлов [138,154], Н.Н. Тулькибае-ва [222, 223, 224], А. В. Усова [237]) — труды по методологии педагогических исследований (О.Ю. Ермолаев [61], А. А. Кыверялг [91]).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования и виды деятельности:

1. Теоретические методы — анализ научной, учебно-методической литературы и диссертационных работ по проблеме исследованияизучение документов, посвященных стратегии развития образования в современном обществепроектирование и моделирование учебного процессасистемный подход.

2. Экспериментальные методы — изучение опыта работы учителей по обучению решению физических задач в различных школахличное преподавание, констатирующий, поисковый, и обучающий педагогические эксперименты в практике преподаваниянаблюдение учебного процессабеседы, анкетирование учителей, абитуриентов и учащихсятестирование студентов и учащихсястатистические методы обработки результатов педагогического эксперимента.

Научная новизна результатов исследования: теоретически обосновано положение о значимости и необходимости организации продуктивной познавательной деятельности учащихся в средней школе при решении физических задач в условиях модернизации образования, уточнено и конкретизировано понятие продуктивной познавательной деятельности, а также выделены продуктивные способности учащихся и соответствующие им продуктивные умения, которыми должен обладать выпускник средней школытеоретически обоснована и разработана технология организации продуктивной познавательной деятельности учащихся при обучении решению физических задач, целями которой являются глубокое и прочное усвоение изучаемого материала и способов умственных действийразвитие потенциальных способностей ребенкадостижение целостности физических знаний, как основы продуктивной познавательной деятельностиразвитие познавательных интересов учащихсясозданы локальные технологии:

1) обучения решению качественных задач на основе одновременного анализа большой группы задач;

2) организации деятельности учащихся при решении экспериментальных задач по физике, способствующая оптимизации процесса обученияи разработана система физических задач по теме «Основы MKT», позволяющая организовать продуктивную деятельность учащихся на основе репродуктивной.

Теоретическая значимость исследования состоит том, что:

— уточнено и конкретизировано понятие продуктивной познавательней деятельности учащихся, а также определена ее структура;

— определена взаимосвязь между развитием продуктивных способностей учащихся и соответствующих им продуктивных умений, которыми должен обладать выпускник средней школы;

Практическая значимость работы состоит в следующем: н создана, апробирована и внедрена в курс физики средней школы технология организации продуктивной познавательной деятельности учащихся при решении физических задач, включающая структурированность теоретического материала, пошаговые действия и диагностические мероприятия, которая может быть адаптирована для различных профилей обучения;

0 созданы и апробированы локальные технологии (решения качественных задач на основе одновременного анализа большой группы задач и организации продуктивной деятельности учашихся при решении экспериментальных задач по физике), которые могут быть реализованы как в рамках технологии организации продуктивной познавательной деятельности учащихся при решении физических задач, так и самостоятельноп разработано и внедрено дидактическое пособие для учителей, описывающее организацию продуктивной познавательной деятельности учащихся при обучении решению задач, которое может быть внедрено в практику преподавания средней школыи разработано и опубликовано пособие для учащихся по теме «Основы MKT», включающее в себя качественные, расчетные, графические, экспериментальные задачи, задачи-таблицы, логические цепочки, а также задания уровней.

В" и «С» ЕГЭ прошлых лет, которое может использоваться как на уроках физики, так и во внеурочной деятельности для обучения решению физических задач.

На защиту выносятся следующие положенит.

1. Необходимость развития продуктивных способностей учащихся предопределяет организацию продуктивной познавательной деятельности учащихся при решении физических задач, направленную на глубокое и прочное усвоение изучаемого материала и способов умственных действийразвитие потенциальных способностей ребенкадостижение целостности физических знанийразвитие познавательных интересов учащихся.

2. Развитие продуктивной познавательной деятельности учащихся должно исходить из принципа «задачецентризма», т. е. базироваться на системе задач различных видов, которая, для обеспечения оптимального результата: н выстроена в определенной последовательности по степени возрастания трудностисодержит ключевые задачи на основные физические законы, явления и понятия, а также способы умственных действийдает возможность использования как репродуктивного, так и продуктивного видов деятельности.

3. Технология организации продуктивной познавательной деятельности включающая структурированность теоретического материала, пошаговые действия и диагностические мероприятия, направленные на формирование продуктивных способностей и умений при решении физических задач.

4. Реализация разработанной технологии, которая обеспечивается: осуществлением личностного, дифференцированного и деятельностного подходов в обученииоптимальным сочетанием коллективной, индивидуальной и групповой форм работысозданием «ситуации успеха» и уверенности в своих силах.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения и результаты работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на: всероссийских научно-методических конференциях Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники «Современное образование: ресурсы и технологии инновационного развития (январь 2005 г., г. Томск) и «Современное образование: традиции и новации» (февраль 2006 г., г. Томск) — двенадцатой Всероссийской научно-практической конференции «Учебный физический эксперимент: Актуальные проблемы. Современные решения» (январь 2007, г. Глазов) — международной конференции, посвященной 210-летию РПГУ им. А. И. Герцена (май 2007 г., г. Санкт-Петербург) — курсах повышения квалификации учителей физики республики Бурятия при БИПКи-ПРОметодических объединениях учителей физики г. Улан-Удэ.

Результаты работы внедрены в учебный процесс школ г. Улан-Удэ (гимназия № 33, МОУ средняя школа № 42) и на вечерних подготовительных курсах Восточно-Сибирского государственного технологического университета.

Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, состоящей из 259 наименований и 8 приложений. Общий объем диссертации составляет 222 страницы: 179 страниц основного текста, 35 таблиц, 10 схем, 34 рисунка.

Выводы по второй главе.

Изучение опыта по организации продуктивной познавательной деятельности учащихся при решении физических задач свидетельствует о том, что процессу организации продуктивной познавательной деятельности уделяется недостаточное внимание. Для большинства учителей современной школы продуктивная деятельность учащихся пока не стала приоритетным направлением в работе. А отсутствие методических разработок по данной проблеме вызывает определенные трудности при организации подобной деятельности на уроках.

Выявлено, что подбор задач часто служит лишь средством усвоения и запоминания основных формул, поэтому одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Как следствие, у учащихся формируется негативное отношение к решению физических задач, и к предмету «Физика» в целом.

Рациональная организация продуктивной познавательной деятельности учащихся требует целенаправленного подхода со стороны учителя, и должна опираться на продуктивную технологию.

При использовании предложенной нами технологии организации продуктивной познавательной деятельности учащихся при решении задач по физике, преподаватель наиболее эффективно использует учебное время, что немаловажно в условиях «гуманизации образования» и сокращения часов, выделяемых на изучение физики. Целесообразность и эффективность организации продуктивной познавательной деятельности учащихся в значительной степени обуславливается правильной организацией труда учителя, смещением акцентов с заучивания огромных массивов учебной информации на обучение способов получения такой информации и ее применения, рационального распределения учебного времени при реализации принципа «задачецентризма».

С целью исследования эффективности и научного обоснования технологии организации продуктивной познавательной деятельности учащихся при обучении решению физических задач был организован и проведен педагогический эксперимент в 10-х классах гимназии № 33 и средней школы № 42 г. Улан-Удэ, а также на вечерних подготовительных курсах Восточно-Сибирского государственного технологического университета. Полученные данные позволили сделать обоснованный вывод о том, что данная технология целесообразна и эффективна.

Анализ результатов обучающего эксперимента показал следующее: во всех экспериментальных группах наблюдался значительный рост среднего балла и количество учащихся, приступивших к выполнению задний части «С» возросло в несколько разв контрольных группах средние показатели остались практически без изменения, а число учащихся, приступивших к выполнению заданий с развернутым ответом значительно уменьшилось.

При подготовке и проведении обучающего эксперимента возникали и были преодолены следующие трудности: изыскание средств для обеспечения учителей и учащихся, участвующих в педагогическом эксперименте, необходимыми методическими пособиямисинхронизация учебного времени, отведенного на изучение темы, и способов подачи и отработки учебного материала.

После обучающего эксперимента учителями-экспериментаторами были сделаны следующие предложения и выделены недостатки: использование данной технологии по организации продуктивной познавательной деятельности учащихся требует специальной подготовки учителей и определенных материальных затрат для обеспечения всех участников дидактическими материаламидля успешной организации продуктивной познавательной деятельности по предложенной технологии необходимо обучать учащихся эвристическим приемам решения задач и вырабатывать навыки их применениядля того, чтобы данную технологию молено было использовать для подготовки к Единому Государственному экзамену, необходима разработка системы задач по всему курсу физики средней школы, включающей в себя задания уровне «В» и «С» прошлых лет, а также составление методического пособия с контрольными работами по всем изучаемым темам в предложенном формате.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе наблюдений за работой учителей, анализа нормативных документов, научно-методической литературы и диссертационных исследований мы выявили, что проблема продуктивности не нова.

Наиболее серьезными по данной проблеме являются психологические исследования, которые освещали вопросы развития продуктивного мышления учащихся. Однако необходимо исходить из того, что физика является одним из наиболее сложных школьных предметов, освоение и глубокое понимание, которого невозможно без решения физических задач. За время обучения в школе учащиеся прорешивают тысячи задач, тем не менее, большинство учащихся не усваивает способы их решения, о чем красноречиво свидетельствуют результаты, проводимого в последние годы, ЕГЭ и вступительных экзаменов в вузы. Более того, бессистемное решение такого количества задач, направленных на усвоение и запоминание основных формул учащимися, а также отрыв заученных теоретических положений от умения применить их на практике, создает перегрузку учащихся, порождает неверие в свои силы и отталкивает от предмета. Усугубляет положение вещей и тот факт, что количество часов, выделяемое на изучение физики, сокращается. А от выпускников требуется не только и не столько наличие достаточно большого объема знаний, а умения добывать самостоятельно информацию, трансформировать уже имеющиеся знания, применительно к поставленной задаче, а также применять знания, умения и навыки для решения нестандартных проблем. Именно поэтому, организация познавательной деятельности должна осуществляться таким образом, чтобы она обеспечивала прочное усвоение и применение уже имеющихся знаний, а также способствовала получению новых знаний и выработке способов умственных действий, то есть была продуктивной.

Итак, в нашем исследовании были получены следующие результаты:

1. Исследованы психолого-педагогические и социальные аспекты, на основе которых обоснована значимость и необходимость организации продуктивной познавательной деятельности. Выявлено, что продуктивная познавательная деятельность — важнейшее, объективно необходимое средство формирования и развития продуктивных способностей учащихся, которое обеспечивает развитие умений работы с различного рода учебными, познавательными и жизненными задачами, овладение различными способами получения, обработки, трансформации и использования любой информации, а также осуществляет адаптацию школьников к быстро изменяющимся общественным условиям.

2. Определены теоретические основы технологии организации продуктивной познавательной деятельности учащихся при решении физических задач, а именно, уточнено понятие продуктивной познавательной деятельности, выявлены дидактические цели, особенности технологии и сформулированы требования к системе задач, обеспечивающих реализацию разработанной технологии. Уточнены и конкретизированы продуктивные способности и продуктивные умения.

3. Построена модель и разработана технология организации продуктивной познавательной деятельности учащихся, обеспечивающая прочное усвоение и применение уже имеющихся знаний, а также способствующая получению субъективно новых знаний и выработке способов умственных действий. Технология включает в себя структурированность теоретического материала, пошаговые действия и диагностические мероприятия, направленные на формирование продуктивных способностей и умений при решении физических задач.

4. Разработан сборник задач, включающий в себя качественные, расчетные, графические, экспериментальные задачи, задачи-таблицы, логические цепочки, а также задания уровней «В» и «С» ЕГЭ прошлых лет — задачи на все изучаемые законы, явления и понятия темы «Основы MKT», которые обеспечивают изучение фактов или способов деятельности, применяемых при решении других задач и имеющих принципиальное значение для усвоения предметного содержания и способствующие усилению положительной мотивации учащихся.

Причем, подбор задач соответствует структуре курса физики и сочетается с любым учебно-методическим комплектом, обеспечивает возможность использования как репродуктивного, так и продуктивного видов деятельности.

5. В результате проведенного диссертационного исследования разработано, издано и внедрено дидактическое пособие для учителей, описывающее технологию организации продуктивной познавательной деятельности учащихся при решении задач по физике и включающее систему задач различных видов и уровней сложности, а также задания Единого государственного экзамена прошлых лет.

6. Результаты теоретического и экспериментального исследования дают основание, с достаточно высокой степенью вероятности, утверждать, что повышение мотивации учащихся, повышение уровня усвоения учебного материала, а также развитие продуктивных умений учащихся может быть достигнуто при соблюдении следующих педагогических условий: использование разработанной технологии организации продуктивной познавательной деятельности при обучении решению физических задачобучение эвристическим приемам решения задачв организация познавательной деятельности учащихся при обучении решению физических задач должна основываться на принципе «задачецентризма», что обеспечивает интеллектуальное и личностное развитие учащихся.

С помощью статистических методов обработки результатов педагогических исследований проверена и доказана гипотеза исследования, то есть с достаточно высокой степенью вероятности можно утверждать, что применение разработанной технологии оказывает устойчивое влияние на повышение мотивации, повышение уровня усвоения знаний и развитие продуктивных способностей учащихся через соответствующие им продуктивные умения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Тестирование. Текст. / А. Анастази. кн.1, 2. М., 1982.
  2. , В.И. Пакет десяти тестов Текст. / В .И. Андреев. Казань, 1992, — 38с.
  3. , В.И. Педагогика: Учебный курс творческого саморазвития Текст. / В .И. Андреев. Казань, 2000. — 608 с.
  4. , В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности Текст.: Метод, пособие / В. И. Андреев М.: Высшая школа, 1981.
  5. , С.В. Применение задач в процессе обучения физике Текст.: Учебное пособие для студентов физических факультетов педагогических институтов / С. В. Анофрикова, Г. П. Степанова. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ имени В. И. Ленина, 1991. — 176 с.
  6. , И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6 7 классах. Пособие для учителей. Текст. / И. Г. Антипин. — М., «Просвещение». 1974. 127 с.
  7. , Ю.К. О специфике исследования проблем оптимизации процесса обучения Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Советская педагогика. — № 2, 1980
  8. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  9. , Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. -М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  10. П.Батюшков, Ф. Д. Творчество Текст. / Ф. Д. Батюшков // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1901, 587 с.
  11. , И.С. Решение экспериментальных задач качественного хаiрактера как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся Текст.: дисс.. канд. пед. наук /И.С. Башкатова. Челябинск, 1997. -187 с.
  12. , М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии Текст. / М. Е. Бершадский, В. В Гузеев. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256 с.
  13. М.Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем Текст. / В. П. Беспалько. Воронеж: ВГУ, 1977.
  14. , В.П. Психологические парадоксы образования Текст. / В. П. Беспалько // Педагогика. 2000. — № 5. — С. 13−20.
  15. , В.П. Слагаемые педагогической технологии. Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  16. , B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога) Текст. / B.C. Библер. М., Политиздат, 1975
  17. , Д.И. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников Текст. / Д. И. Богоявленский // Вопросы психологии. -1969. № 2. — С.23−29
  18. , С.В. Методологические основы решения задач по физике в средней школе Текст. / С. В. Бубликов, А. С. Кондратьев // Учебная физика. -№ 5,6. 1998. — С. 39−77.
  19. , В.А. Фронтальные экспериментальные задания по физике: 9 кл. дидакт. материалы Текст.: Пособие для учителя / В. А. Буров, А. И. Иванов, В.И. Свиридов- Под ред. В. А. Бурова. -М.: Просвещение, 1986. -48 с.
  20. , В.И. Домашний эксперимент по физике в 9 11 классах Текст.: Пособие для учителей и учащихся / В. И. Ваганова, А. Д. Елизов, J1.B. Скокова, — Улан — Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета. — 2003. — 79 с.
  21. , Н.Е. Гносеологические основы науки в школьном физическом образовании Текст.: автореф. дисс.. докт. пед. наук/Н.Е. Важеевская. -М., 2002. -40 с.
  22. , М. Продуктивное мышление Текст.- [пер. с англ.] / М. Вертгеймер. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
  23. , Д.В. Применение гипотезы познавательной деятельности школьников при проблемном обучении Текст.: Дидактическое пособие / Д. В. Вилькеев. Казань: Казанский пед, институт, 1967. — 67 с.
  24. , В.Е. Система задач как средство повышения эффективности обучения физике в средней школе Текст.: дисс.. докт. пед. наук / В. Е. Володарский. М., 1981. — 368 с.
  25. Выготский, J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте Текст.: Психол. очерк: Кн. ддя учителя / JI.C. Выготский. М.: Просвещение, 1991. -93с.
  26. Выготский, J1.C. Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский. -М.: АПН СССР 1956. — 379 с.
  27. , Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л.С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика Пресс, 1999. — 536 с.
  28. , Л.С. Сборник научных трудов Текст. / Л. С. Выготский / Сост. и авт. предисловия Леонтьев А. А. М.: Амонашвили, 1996 — 222 с.
  29. , П.Я. Формирование творческого мышления Текст. / П. Я. Гальперин // Деятельность и психологические процессы: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов СССР. М: АПН СССР- АН СССР, 1977. -с.54−55.
  30. , Н.В. Индивидуализация, дифференциация и интеграция в современной школе Текст. / Н. В. Гаськова, Е. А. Генике, Е. О. Иванова Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 1997. — 71 с.
  31. , И.М. 1001 задача по физике с решениями Текст. / И.М. Гель-гафт, Л. Э. Генденштейн, JI.A. Кирик. Харьков — Москва, 1996. — 592 с.
  32. , B.C. Психологический анализ познавательной функции знаков Текст.: дисс.. .канд. психол. наук / B.C. Герасимова. М., 1978. — 152 с.
  33. , Н.К. Методические вопросы обучения физике Текст. / Н. К. Гладышева, И.И. Нурминский- под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов М.: ИОСО РАО, 2000. — 368 с.
  34. , Ш. А. Азбука физики. Опорные конспекты для изучения физики за курс средней общеобразовательной школы Текст.: Экспериментальные материалы / Ш. А. Горбушин. Ижевск: Удмуртия, 1992. — 256 с.
  35. , Д.Н. Проверочные работы по физике Текст. / Д. Н. Городецкий, И. А. Пеньков. Минск: «Вышэйшая школа», 1987. -220 с.
  36. , В.А. Особенности работы с одаренными детьми Текст. / В. А. Горский, В. А. Орлов, В. И. Панов // Теория и практика дополнительного образования, 2007. № 5. — С. 5−12.
  37. , Б.И. Как решать задачи по физике (Школьный курс физики в задачах) Текст. / Б. И. Гринченко. Санкт — Петербург, НПО «Мир и семья -95″ 1998.-784 с.
  38. , Б.В. Структура и методика познавательной деятельности учащихся старших классов при усвоении теоретического знания по физике (X-XI классы) Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Б. В. Губанов. Челябинск, 1994.
  39. , В.В. Деятельностный подход психологии: проблемы и перспективы Текст.: Сб. научн. трудов / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии- / Редкол. В. В. Давыдов, Д. А. Леонтьев. М.: АПН СССР. 1990. — 180 с.
  40. , В.В. Организация развивающего обучения в 5−9 классах средней школы Текст.: Рекомендации для учителей, руководителей школ и органовуправления образованием / В. В. Давыдов, В. В. Репкин. -М.: ИНТОР, 1997. 32 с.
  41. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  42. , В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М., 1996, С.15
  43. , В.В. Учебная деятельность и моделирование Текст. / В. В. Давыдов, А. У. Вартанян. Ереван: Луйс, 1981.-220 с.
  44. , Б.К. Физические задачи и методы их решения Текст. / Б. К. Дамитров, Л. М. Фридман Алма-Ата: МЕКТЕП, 1987. — 160 с.
  45. , Т.П. Создание продукта самостоятельной познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе школы Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Т. П. Данилина. М., 2003. — 150 с.
  46. Доклад Общественной палаты Российской Федерации „Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?“ Текст.: проект для обсуждения. М., 2007. -64 с.
  47. , К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления. Текст. / К. Дункер // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965, С.21−86.
  48. , К. Процесс решения задач Текст. / К. Дункер, О. Кречевский // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С.235−242.
  49. , К. Психология продуктивного мышления Текст. / К. Дункер // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С.86−234.
  50. ЕГЭ 2007: Физика: реальные варианты Текст. / авт-сост. А. В. Берков, В. А. Грибов — М.: ACT: Астрель, 2007. — 110, [2] с. — (Федеральный институт педагогических измерений).
  51. Единый государственный экзамен 2001: Тестовые задания: Физика Текст. / Е. К. Страут и др. М-во образования РФ. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2002. — 80 с.
  52. Единый государственный экзамен, 2006. ФИЗИКА. Текст.: Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. М.: „Интеллект-Центр“, 2006.-176с.
  53. Единый государственный экзамен, 2007. ФИЗИКА. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся Текст. / В. А. Орлов [и др.] -М.: „Интеллект-Центр“, 2007. -176 с.
  54. Единый государственный экзамен. Физика. Варианты контрольных измерительных материалов. Текст. / В. А. Орлов и др.- М.: Центр тестирования Минобразования России, 2002.
  55. Единый государственный экзамен: физика: контрол. измерит, материалы: 2006 2007 Текст. — М.: Просвещение- СПб.: Просвещение, 2007. — 208 с.
  56. , О.И. Педагогические условия формирования готовности старшеклассников к творческой деятельности Текст.: дисс. .канд. пед. наук / О. И. Игонин. Пенза, 2003. — 228 с.
  57. , В.Ю. Решение учебных задач как фактор развития эвристического мышления учащихся Текст.: дисс.. канд. пед. наук / В. Ю. Казанцева. -Улан-Удэ, 2004.-180 с.
  58. , З.И. Как организовать психолого-педагогический эксперимент в школе (На материале преподавания физики) Текст. / З. И. Калмыкова. -Калинин, 1961
  59. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  60. , З.И. Развитие продуктивного мышления школьников Текст.: Автореферат дис. .д-ра психол. наук / З. И. Калмыкова. М., 1975. -40с.
  61. , З.И. Уровни применения знаний к решению физических задач Текст. / З. И. Калмыкова // Психология применения знаний к решению учебных задач-М., 1958.-С. 130−187.
  62. , С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе Текст.: Кн. Для учителя. 3-е изд., перераб. / С. Е. Каменецкий, В. П. Орехов. -М.: Просвещение, 1987. — 336с.
  63. , ПЛ. Физические задачи Текст. / П. Л. Капица. М., Изд. Знание, 1972
  64. , И.Л. Репетитор по физике. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика Текст. / Изд-е 3-е исправленное и переработанное. /И.Л. Касаткина- под ред. Т. В. Шкиль. Ростов н/Д: изд-во „Феникс“, 2003. — 832 с.
  65. , М.В. Педагогическая технология Текст. / М. В. Кларин. М., 1989
  66. , С.Я. Методика преодоления психологических затруднений учащихся при решении задач по физике в основной школе Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Я. Ковалева. Москва, 204. — 270 с.
  67. , Б.Ю. Задачи по физике. Пособие для учителей Текст. / Б. Ю. Коган. -М., „Просвещение“, 1971. 286 с.
  68. , В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность Текст.: учеб. пособие для студентов специальности „Психология“ вузов / В. М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2003. -223 с.
  69. , Я.А. Избранные педагогические сочинения Текст. / Я. А. Коменский. -М., 1982, — Т.1. 656 е.- Т.2. — 576 с.
  70. Концепция дифференциации обучения в средней общеобразовательной школе Текст. / Под ред. В. М. Монахова, В. А. Орлова. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1990. — 106 с.
  71. Концепция модернизации российского образования на период до 2010: Распоряжение Правительства РФ №−1756-р от 29 декабря 2001 г. Текст. // Народное образование. 2002. — № 4, — С. 254−269.
  72. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Текст. М., 2003. — 22 с.
  73. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) Текст. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО, 2000. — 368 с.
  74. , JI.H. Молекулярная физика: Основы MKT: Термодинамика Текст.: Пособие по решению задач / JI.H. Коршунова. М.: КОНТУР — М, 2004.-128 с.:илл.
  75. , Б.Б. Творческое мышление, восприятие и.личность Текст. / Б. Б. Косов. М.: Издательство „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО"МОДЭК», 1997.-47с.
  76. , Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов Текст.: дисс. .канд. пед. наук / Е. В. Краснова. Чебоксары, 1997. — 198 с.
  77. , Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
  78. , Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников Текст. / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. Л., 1967.-40с.
  79. , В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы Текст. / В. В. Кумарин. -М.: Народное образование, 2004. 624с.
  80. , А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике Текст. / А. А. Кыверялг. Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
  81. , В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. Текст. / В. Н. Ланге. М.: Наука, 1974. — 95 с.
  82. , Л.Н. Алгоритмизация в обучении Текст. / Л. Н. Ланда, — М.: Просвещение, 1966. 523 с.
  83. , Л.Н. О соотношении эвристических и алгоритмических процессов Текст. / Л. Н. Ланда // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С. 357−368.
  84. , Н.С. Об умственной одаренности Текст. / Н. С. Лейтес. М.: АПН РСФСР, 1960. — 245 с.
  85. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975.
  86. , А.Н. Избранные психологические произведения Текст.: В 2-х томах / А.Н. Леонтьев- под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1.-392 с.
  87. , А.Н. Лекции по общей психологии Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Смысл- КДУ, 2005, — 511 с.
  88. , А.Н. Психологические вопросы деятельности учения Текст. / А.Н. Леонтьев- под общ. ред. А. А. Смирнова / Вопросы психологии понимания. М.-Л.: Изд-воАПН СССР, 1947, — с.3−40
  89. , И.Я. Внимание: технологии обучения Текст. / И. Я. Лернер // Советская педагогика. 1990. № 3. С. 13 8
  90. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1980. 96 с.
  91. , И.Я. Дидактические условия методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  92. , И.Я. Качество знаний учащихся. Каким оно должно быть Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1978. 47 с.
  93. , И.Я. О методах обучения Текст. / И. Я. Лернер, М.Н. Скат-кин // Советская педагогика, 1965. № 3. — 106 с.
  94. , И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей Текст. / И. Я. Лернер // Научное творчество. М.: Наука, 1969.-С. 413−418.
  95. , Б.Т. Педагогика Текст. / Б. Т. Лихачев М., 1992.
  96. , И.И. Основы дидактики. Учебно-методическое пособие. Текст. / И. И. Логвинов. М.: Московский психолого-социальный институт. 2005 -144 с.
  97. , А.С. Экспериментальные задачи физико-технического содержания как средство прикладной направленности школьного курса физики Текст.: дисс.. канд. пед. наук/А.С. Ломоносов. -М., 1986. 178 с.
  98. Лук, А. Н. Мышление и творчество Текст. / А. Н. Лук. М.: Политиздат, 1976. -144 с.
  99. , Дж. Статьи и речи Текст. / Дж. Максвелл. М.: Наука, 1968
  100. , Л.И. Полное собрание трудов. АН СССР, т.5 Текст. / Л. И. Мандельштам. М.: 1950, 496 с.
  101. , А.М. Проблемное обучение Текст. / A.M. Матюшкин. -М., 1975
  102. , А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1972
  103. , М.И. Вопросы организации процесса проблемного обучения. (Метод, пособие) Текст. / М. И. Махмутов. Казань, Изд-во Казанского ун-та, 1971. — 63 с.
  104. , М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст.: Кн. для учителей / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  105. , М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  106. , М.И. Теория и практика проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. Казань: Татарское книжное издагельство, 1972. 551 с.
  107. , М.И. Технология творческого мышления Текст.: Практическое пособие / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. Мн.: Харвест, 2003. — 432 с.
  108. Методика обучения физике 7 кл. Текст. // В. Г. Разумовский [и др.]- под ред. Г. Г. Никифорова. М.: Гуманитар, изд. пентр ВЛАДОС, 2004. — 175 с.
  109. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы. 4.1 Текст. / В. П. Орехов, А. В, Усова, И. К. Турышев и др.- под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. М.: Просвещение, 1980. — 320 с.
  110. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования Текст. // Физика в школе. 2004. — № 6. — С. 18−26.
  111. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса Текст. / В. М. Монахов. Волгоград, 1995
  112. , Р.С. Психология Текст.: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений в 3-х кн. -4-е изд. / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2000. — Кн. I: Общие основы психологии. — 688 с.
  113. , Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов Текст. / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во КГУ, 1975. — 302 с.
  114. , Б.П. Ступеньки творчества Текст. / Б. П. Никитин // Знание, 1976, — № 1.-С.11−15.
  115. , Г. Г. ЕГЭ-2007−2008.ФИЗИКА. Сборник заданий. Текст. / Г. Г. Никифоров, В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов. М.: ЭКСМО, 2007, — 240 с.
  116. , Г. Г. Физика. Единый государственный экзамен. Сборник заданий. Текст. / Г. Г. Никифоров, В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов. -М.: Просвещение, ЭКСМО, 2005. 240 с.
  117. , А.А. Формирование у учащихся обобщенного умения применять средства решения в процессе решения физических задач Текст.: дисс. канд. пед. наук / А. А. Никоноров. Челябинск, 2003. — 161 с.
  118. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф.пед. кадров / Е. С. Полат и др.- под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  119. Общая психология: методология, сознание, деятельность Текст.: учебное пособие для студентов для специальности «Психология» вузов / В. М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2003. -223с.
  120. Ожегов, С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М., 1990
  121. Опросник креативности Д.Джонсона. Текст. СПб: СПб ГУПМ, 1997.-Юс.
  122. , В.А. Дифференциация обучения в средней школе. Текст. / В. А. Орлов // Советская педагогика, 1990, № 8, С. 42−47.
  123. , В.А. Единый государственный экзамен. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Текст. / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров, Н. К. Ханнанов. -М.: Интеллект-Центр, 2006. 224 с.
  124. , В.А. Единый государственный экзамен. ФИЗИКА. Методика подготовки. Текст. / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров М.: Просвещение, ЭКСМО, 2006, — 134 с.
  125. , В.А. Концепция дифференциации образования и работы с одаренными детьми Текст. / В. А. Орлов. -М.: ЦРСДОД МО РФ, 1995. 56 с.
  126. , В.А. Концепция преподавания физики в старших классах на базовом и профильном уровнях Текст. / В. А. Орлов // Физика в школе, 2005. -№ 8. С.4−13.
  127. , В.А. Методы решения физических задач. Текст. / В. А. Орлов, Ю. А. Сауров. М.: Приложение Физика к газете «Первое сентября», 2006. -№ 5. — С.31−36.
  128. , В.А. Научно-методическое обоснование концепции дифференцированного обучения Текст. / В. А. Орлов. М.: НИИ СиМО. Гособразование СССР, 1990.-22с.
  129. , В.А. Некоторые проблемы содержания и организации дифференцированного обучения Текст. / В. А. Орлов. М.: МП СССР, АПН СССР, 1972.
  130. , В.А. Одаренные дети. Текст. / В. А. Орлов, В. А. Горский. -М.: ЦРС ДОД МОиПО РФ, 1997. -32 с.
  131. , В.А. Парадокс большого тела Текст. / В. А. Орлов // Квант, 1978, № 3.
  132. , В.А. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию Текст. / В. А. Орлов. -М.: «Педагогика», 1996. -№ 5. С.24−26.
  133. , В.А. Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе Текст.: кн. «Учителю об одаренных детях» М.: «Молодая гвардия», 1998.
  134. , В.А. Тематические и итоговые контрольные работы для подготовки к ЕГЭ, 10 класс Текст. / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров. М.: Образование, 2006. -142 с.
  135. , В.А. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. Текст. / В. А. Орлов, Н.К. Хан-нанов, А. А. Фадеева. -М.: Интеллект-Центр, 2003. 176с.
  136. , В.А. Физика. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы Текст. / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров. М.: Просвещение, 2005. — 154 с.
  137. , В.А. Физика. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы Текст. / В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов -М.: Просвещение, 2003,-224с.
  138. , В.А. Физика. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы Текст. / В. А. Орлов, А. А. Фадеева, Н. К. Ханнанов. М.: Просвещение, 2004. — 160с.
  139. , В.А. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Текст. / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров, Н. К. Ханнанов.-М.: Интеллект-Центр, 2005. 248 с.
  140. , В.А. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Текст. / В. А. Орлов, А. А. Фадеева, Н. К. Ханнанов. -М.: Интеллект-Центр, 2004. 208 с.
  141. , В.А. Физические парадоксы важный тип развивающих проблемно-познавательных задач. Часть 1 Текст. / В. А. Орлов. — М.: РАО РИП-КРО, 1992.-31 с.
  142. , В.А. Элементы педагогических технологий в системе развивающего образования Текст. В. А. Орлов // Школьное естественно-математическое образование: история и перспективы. М.: АПКиППРО РФ, 2003.-C.3−21
  143. , В.А., Одаренные дети: выявление, обучение-развитие" Текст. / В. А. Орлов, В. А Горский // Дополнительное образование (теория и практика), 2006,-№−4.-С. 4−11.
  144. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед. вузов Текст. / А.Г. Шмелев- под общ. ред. А. Г. Шмелева. Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.
  145. , Е.В. Формирование умения школьников анализировать результаты эксперимента и делать выводы Текст. / Е. В. Оспенникова // Физика в школе. № 1. — 2005. — С.24−34.
  146. , Н.М. Сборник задач по молекулярной физике. Пособие для учащихся Текст. / Н. М. Павлуцкая. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007.-37 с.
  147. , Н.М. Технология продуктивного подхода к обучению решению задач по физике Текст.: Методическое пособие для учителей / Н. М. Павлуцкая, JI.B. Скокова. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2006. — 75с.
  148. , Н.А. Единый государственный экзамен. Физика. Типовые тестовые задания: Учебно-практическое пособие Текст. / Н. А. Панов, С.А. Шабу-нин, Ф. Ф. Тихонин. М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 56 с.
  149. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640 с.
  150. Педагогическая психология Текст. / Под ред. В. В. Давыдова, М.: Педагогика, 1991,-480с.
  151. Педагогическая энциклопедия Текст. / Гл. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров, т.2. М., «Советская энциклопедия», 1965.
  152. , П.И. Самостоятельная деятельность учащихся Текст. / П. И. Пидкасистый. -М., «Педагогика», 1972
  153. , И.П. Педагогика Текст.: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / И. П. Подласый. М., 1996.
  154. , И.П. Педагогика. Новый курс Текст.: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  155. , И.П. Продуктивная педагогика Текст.: Книга для учителя / И. П. Подласый. -М.: Народное образование, 2003. 496 с.
  156. , Д. Как решать задачу Текст. / Д. Пойа. М.: Учпедгиз, 19 961. -207с.
  157. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения Текст. / Д. Пойа. М., Наука, 1975
  158. , Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание Текст.- [пер. с англ. В.В. Бермана] / Д. Пойа. -М.: Наука, 1970.-452 с.
  159. Политехнический словарь Текст. М., 1989
  160. , Я.А. Исследование проблем психологии творчества Текст. / Я. А. Пономарев. М. — 1983.
  161. , Я.А. Психология творческого мышления. Текст. / Я. А. Пономарев. М.: изд-во АПН РСФСР, 1960. — 352 с.
  162. , Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 279с.
  163. , Я.А. Психология творчества. Текст. / Я. А. Пономарев. -М.: Наука, 1976.-302 с.
  164. , Я.А. Фазы творческого процесса Текст. / Я. А. Пономарев // Исследование проблем психологии творчества: [Сб. ст.] / АН СССР Ин-т психологии- [отв. ред. Я.А. Пономарев]. М.: Наука, 1983. 336 с.
  165. , М.И. Практикум по методике обучения во втузах Текст. / М. И. Потеев. М., Высшая школа, 1990. — 88 с.
  166. Практикум по методике решения физических задач Текст.: Учебное пособие ддя физико-математических факультетов педагогических институтов / В. И. Богдан и др. Минск: Высшая школа, 1983. — 272 с.
  167. Профильное и предпрофильное обучение в школз. В сб. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Текст. / Орлов, В.А.- под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского М.: ИОСО РАО, 2001, С.328- 334.
  168. Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования Текст. / Под ред. д-ра ист. наук, проф. А. Ф. Киселева. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 512 с.
  169. , JT.А. Деятельностный подход в обучении физике Текст. / Л. А. Прояненкова // Физика в школе. № 1. — 2005. — С.34−41.
  170. , Л.А. Изучение нового материала темы как решение цепочки познавательных задач Текст. / Л. А. Прояненкова, С. В. Лозовенко // Физика в школе, 1995. № 4.
  171. Психодидактические аспекты развивающего образования Текст. / В. А. Орлов [и др .] // Педагогика, № 6, 1996, с. 25−30
  172. Психологический словарь Текст. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М., Педагогика — Пресс, 1996. — 440 с.
  173. Психологический словарь Текст. / редкол. В. В. Давыдов и др. 2 изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 2001. — 438,1. с.
  174. Психология мышления Текст.: сб. переводов / под ред. М.И. Ма-тюшкина. М., 1965
  175. , А. О науке (сборник) Текст.- [пер. с фр.] / А. Пуанкаре. -М.: Наука, 1990.-736 с.
  176. , Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе Текст. / Н. С. Пурышева. М.: Прометей, 1993 — 161 с.
  177. , Н.С. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Текст. / Н. С. Пурышева, Н. В. Шаронова, Д. А. Исаев. // Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Естествознание» М.: Вита-Пресс, 2004. — 159 с.
  178. , В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении Текст. / В. Н. Пушкин. — М.: Политиздат, 1967.
  179. , В.Г. Методы научного познания и качество обучения Текст. / В. Г. Разумовский // Учебная физика. № 1. — 2000. — С.70−77.
  180. , В.Г. Обучение и научное познание Текст. / В. Г. Разумовский // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 7−13.
  181. , В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике Текст.: дисс. д-ра пед. наук / В. Г. Разумовский. -М., -1972.
  182. , В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике Текст.: Пособие для учителей / В. Г. Разумовский. -М., Просвещение, 1975., 44с.
  183. , В.Г. Творческие задачи по физике в средней школе Текст. / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1966. — 155 с.
  184. , А. Большой толковый психологический словарь Текст. / А. Ребер- [пер. с англ. Е.Ю. Чеботарева]. -М.: Вече: ACT. -2000.
  185. , С. JI. О мышлении и путях его исследования. Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. -556 с.
  186. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1940, — 596 с.
  187. , А.П. Сборник задач по физике Текст.: Для 9 11 кл. сред, шк. — 14-е изд. / А. П. Рымкевич. — М.: Просвещение, 1992. — 224 с.
  188. , Г. И. Функции задач в процессе обучения электронный ресурс. / Г. И. Саранцев, Е. Ю. Миганова.//Педагогика, С. 19−24 Режим доступа: http://www.ebibIioteka.ru/sources/articIe.jsp?id=19 259
  189. Сборник задач по физике: для 9−11 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / Сост. Г. Н. Степанова. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1997. — 256 с.
  190. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: Учебное пособие / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  191. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. T. l, Т.2 Текст. / Г. К. Селевко. Можайск (Моск. обл.): Можайский полиграфкомбинат, 2006 г.-816 е., 820 с.
  192. , П.И. Интуиция и ее механизмы в дидактике физики при решении творческих задач Текст. / П. И. Самойленко, А. В. Сергеев // Специалист.-1998. -№−10.-С. 11
  193. , JI.B. Здоровьесберегающий подход к организации домашней самостоятельной работы учащихся инновационных образовательных учреждений Текст.: дисс.. канд. пед. наук / J1.B. Скокова. Улан-Удэ, 2005. — 135 с.
  194. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
  195. Советский энциклопедический словарь Текст. М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600с.
  196. , В.К. ЕГЭ 2007. Физика. Типовые тестовые задания Текст. / В. К. Сподарец. 2-е изд., стериотип. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. -158, [2] с. (Серия «ЕГЭ 2007. Типовые тестовые задания»)
  197. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений- / С.Е. Каме-нецкий [и др.]- под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 368 с.
  198. , Б.М. Способности и одаренность Текст. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985
  199. , O.K. Психология мышления Текст.: Учебное пособие / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 272 с.
  200. Третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования. Текст. TIMSS. Вып. 2. ИОСО РАО, М., 1996.
  201. Третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования. Текст. TIMSS. Вып. 4. ИОСО РАО, М., 1996.
  202. , Д.А. Эвристический подход при изучении физики Текст. / Д. А. Троицкий, Р. А. Любавская // Физика в школе. 1998. — № 2. — С. 51−55.
  203. , Т.И. Сборник задач по курсу физики с решениями Текст.: Учеб. Пособие для вузов / Т. И. Трофимова, З. Г. Павлова. 4-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 2003. — 591 с.
  204. , Т.И. Физика в таблицах и формулах Текст. /: учеб. пособие для студентов вузов / Т. И. Трофимова. -М.: Дрофа, 2002. 432 е.: ил.
  205. , Н.Н. К понятию творческой задачи Текст. / Н.Н. Туль-кибаева, З. М. Большакова // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Тез. докл. Челябинск, 1995. — ч.1. -С.43−45
  206. , Н.Н. Методика обучения учащихся умению решать задачи: Учебное пособие к спецкурсу Текст. / Н. Н. Тулькибаева, А. В. Усова. -Челябинск: ЧПИ, 1981. 87 с.
  207. , Н.Н. Методические рекомендации по выделению основных этапов формирования у учащихся умения решать задачи по физике Текст. /Н.Н. Тулькибаева. Челябинск: ЧГПИ, 1985. — 32 с.
  208. , Н.Н. Структура учебного алгоритма и деятельности учителя по обучению учащихся умению решать задачи Текст. / Н. Н. Тулькибаева. // Совершенствование процесса обучения физике в ср. школе: Респ. сб. -Челябинск, 1979. Вып.6. — С.77−92.
  209. , М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике Текст. / М. Е. Тульчинский. -М.: Просвещение, 1971. 160 с.
  210. , М.Е. Качественные задачи по физике в 6−7-х классах Текст.: Пособие для учителей / М. Е. Тульчинский. М.: Просвещение, 1976. -127 с.
  211. , М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе Текст.: Пособие для учителей / М. Е. Тульчинский. М.: Просвещение, 1972. -240 с.
  212. , Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса Текст. / Е. Е. Туник. СПб, Иматон, 1998.
  213. , Е.Е. Креативные тесты Текст. / Е. Е. Туник. СПб: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 2002. — 84 с.
  214. , Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты Текст. / Е. Е. Туник. СПб, СПб ГУМП, 1997.
  215. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. -М.: Педагогика, 1990. 188 с.
  216. , А.В. Изучение причин низкой успеваемости учащихся по физике и условий, способствующих ее повышению Текст. / А. В. Усова, В. В. Завьялов // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. Челябинск: ЧГПИ, 1975, с.3−28
  217. , А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий (на материале курса физики первой ступени) Текст.: дисс. .д-ра. пед. наук / А. В. Усова. Л., 1970 — 523 с.
  218. , А.В. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся Издание второе. Текст. / А. В. Усова. Челябинск: Факел, 1997. -16 с.
  219. , А.В. Практикум по решению физических задач Текст.: для студентов физ.-мат. фак. / А. В. Усова, Н. Н. Тулькибаева. М.: Просвещение, 1992.-207 с.
  220. , А.В. Практикум по решению физических задач: Для студентов физ.-мат. фак. Текст. / А. В. Усова, Н. Н, Тулькибаева. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 206 с.
  221. , А.В. Развитие у учащихся в процессе обучения физике интереса к познавательному труду. Текст. / А. В. Усова // Физика в школе. 1963. -№ 4. — С. 45−49.
  222. , К.Д. Собр. соч. в 11 томах. Текст./ К. Д. Ушинский. М. -Л, 1950. Т.2.
  223. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике Текст. / А. В. Аганов [и др.], Изд. 3-е, испр. М.: Дом педагогики, 1998. — 336 с.
  224. , Ю.И. «Графическая схема для обучения учащихся решению физических и текстовых математических задач» Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Ю. И. Филатов. М., 1985. — 239 с.
  225. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. М., 1987
  226. , Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе Текст. / Ф. А. Фрадкин // История педагогической технологии: Сб. научных трудов.-М., 1992.-С. 12
  227. , Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач Текст. / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977
  228. , Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе Текст.: Учителю математики о пед. психологии / Л. М. Фридман. -М.: Просвещение, 1983. 160с.
  229. , К .Я. К вопросу о формировании творческих способностей учащихся при решении задач Текст. / К. Я. Хабибуллин // Образование в современной школе. № 6. — 2006. — С. 17−21.
  230. , А.В. Личностно-ориентированное направление модернизации образования в российской школе Текст. / А.В. Хуторской- под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского // Ученик в обновляющейся школе: Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО, 2002. — 488 с.
  231. , А.В. Методологические подходы к проектированию 12-летней школы Текст. / А.В. Хуторской- под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского // На пути к 12-летней школе: Сборник научных тр>дов. М.: ИОСО РАО, 2000. -368 с.
  232. , А.И. ФИЗИКА. Задачи с ответами и решениями Текст.: Учебное пособие / А. И. Черноуцан. М.: КДУ, Высшая школа, 2003. — 2-е изд., испр. и доп. — 352 е., ил.
  233. , И.Г. К вопросу о понятиях алгоритмической и эвристической познавательной деятельности учащихся Текст. / И. Г. Шабаев // Сов. Педагогика.- 1977, — № 2. С.28−32.
  234. , Т.И. Активизации учения школьников Текст./ Т. И. Шамова.- М.: Педагогика, 1982. 208 с.
  235. , Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. -М.: МГПИ, 1981. 84 с.
  236. , Н.В. Теоретические основы и реализация методологического компонента методической подготовки учителя физики Текст.: дис.. док. пед. наук / Н. В. Шаронова. М., 1997. — 463 с.
  237. , В.Ф. Экспериментальные задания: ученические мини-проекты. 7 класс Текст. / В. Ф. Шилов М.: Чистые пруды, 2006. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 4 (10).
  238. , А. Т. Проблемы теории творчества Текст.: моногр. / А. Т. Шумилин. М.: Высшая школа, 1989. — 143 с.
  239. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. Текст. / Под ред. С. Я. Батышева. М., АПО. 1998. — 568 е., ил. Т.1 — А-Л — 1998.
  240. , А.Ф. Психология решения задач Текст. / А. Ф. Эсаулов. М.: Высшая школа, 1972.
  241. Allen, A. Scientific creativity, its recognition and development Text. / A. Men, J. Guilford.-New York, Wiley, 1964.-P. 104−108.
  242. Guilford, J.P. Creative talents: Their nature, uses and development Text. / J. Guilford. -Buffalo, N.Y. Bearly Limited, 1986.
  243. Электронный ресурс Режим доступа: http: //www .sooro.ru/ clubs/ phesics/
Заполнить форму текущей работой