Организация продуктивной познавательной деятельности учащихся при обучении решению физических задач
Диссертация
Методологическую основу исследования составили: психолого-педагогическая теория деятельности (М. Вертгеймер, П. Я. Гальперин, З. И. Калмыкова, А. Н. Леонтъев, С. Л. Рубинштейн) — основные принципы, законы и закономерности дидактики (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, Я. А. Коменский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, М.Н. Скат-кин) — идеи личностно-ориентированного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Психодидактические аспекты организации продуктивной познавательной деятельности
- 1. 1. Психологические аспекты организации продуктивной познавательной деятельности учащихся
- 1. 2. Дидактические аспекты организации продуктивной познавательной деятельности
- 1. 3. Социальные аспекты организации продуктивной познавательной деятельности
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. Организация продуктивной познавательной деятельности при решении физических задач в средней школе
- 2. 1. Технология организации продуктивной познавательной деятельности учащихся при обучении решению физических задач
- 2. 2. Отбор учебных физических задач по уровням познавательной деятельности
- 2. 3. Организация и результаты педагогического эксперимента, направленного на организацию продуктивной познавательной деятельности при решении физических задач
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Анастази, А. Тестирование. Текст. / А. Анастази. кн.1, 2. М., 1982.
- Андреев, В.И. Пакет десяти тестов Текст. / В .И. Андреев. Казань, 1992, — 38с.
- Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс творческого саморазвития Текст. / В .И. Андреев. Казань, 2000. — 608 с.
- Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности Текст.: Метод, пособие / В. И. Андреев М.: Высшая школа, 1981.
- Анофрикова, С.В. Применение задач в процессе обучения физике Текст.: Учебное пособие для студентов физических факультетов педагогических институтов / С. В. Анофрикова, Г. П. Степанова. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ имени В. И. Ленина, 1991. — 176 с.
- Антипин, И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6 7 классах. Пособие для учителей. Текст. / И. Г. Антипин. — М., «Просвещение». 1974. 127 с.
- Бабанский, Ю.К. О специфике исследования проблем оптимизации процесса обучения Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Советская педагогика. — № 2, 1980
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1977. 254 с.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. -М.: Педагогика, 1990. 184 с.
- П.Батюшков, Ф. Д. Творчество Текст. / Ф. Д. Батюшков // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1901, 587 с.
- Башкатова, И.С. Решение экспериментальных задач качественного хаiрактера как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся Текст.: дисс.. канд. пед. наук /И.С. Башкатова. Челябинск, 1997. -187 с.
- Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии Текст. / М. Е. Бершадский, В. В Гузеев. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256 с.
- М.Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем Текст. / В. П. Беспалько. Воронеж: ВГУ, 1977.
- Беспалько, В.П. Психологические парадоксы образования Текст. / В. П. Беспалько // Педагогика. 2000. — № 5. — С. 13−20.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
- Библер, B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога) Текст. / B.C. Библер. М., Политиздат, 1975
- Богоявленский, Д.И. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников Текст. / Д. И. Богоявленский // Вопросы психологии. -1969. № 2. — С.23−29
- Бубликов, С.В. Методологические основы решения задач по физике в средней школе Текст. / С. В. Бубликов, А. С. Кондратьев // Учебная физика. -№ 5,6. 1998. — С. 39−77.
- Буров, В.А. Фронтальные экспериментальные задания по физике: 9 кл. дидакт. материалы Текст.: Пособие для учителя / В. А. Буров, А. И. Иванов, В.И. Свиридов- Под ред. В. А. Бурова. -М.: Просвещение, 1986. -48 с.
- Ваганова, В.И. Домашний эксперимент по физике в 9 11 классах Текст.: Пособие для учителей и учащихся / В. И. Ваганова, А. Д. Елизов, J1.B. Скокова, — Улан — Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета. — 2003. — 79 с.
- Важеевская, Н.Е. Гносеологические основы науки в школьном физическом образовании Текст.: автореф. дисс.. докт. пед. наук/Н.Е. Важеевская. -М., 2002. -40 с.
- Вертгеймер, М. Продуктивное мышление Текст.- [пер. с англ.] / М. Вертгеймер. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
- Вилькеев, Д.В. Применение гипотезы познавательной деятельности школьников при проблемном обучении Текст.: Дидактическое пособие / Д. В. Вилькеев. Казань: Казанский пед, институт, 1967. — 67 с.
- Володарский, В.Е. Система задач как средство повышения эффективности обучения физике в средней школе Текст.: дисс.. докт. пед. наук / В. Е. Володарский. М., 1981. — 368 с.
- Выготский, J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте Текст.: Психол. очерк: Кн. ддя учителя / JI.C. Выготский. М.: Просвещение, 1991. -93с.
- Выготский, J1.C. Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский. -М.: АПН СССР 1956. — 379 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л.С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика Пресс, 1999. — 536 с.
- Выготский, Л.С. Сборник научных трудов Текст. / Л. С. Выготский / Сост. и авт. предисловия Леонтьев А. А. М.: Амонашвили, 1996 — 222 с.
- Гальперин, П.Я. Формирование творческого мышления Текст. / П. Я. Гальперин // Деятельность и психологические процессы: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов СССР. М: АПН СССР- АН СССР, 1977. -с.54−55.
- Гаськова, Н.В. Индивидуализация, дифференциация и интеграция в современной школе Текст. / Н. В. Гаськова, Е. А. Генике, Е. О. Иванова Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 1997. — 71 с.
- Гельфгат, И.М. 1001 задача по физике с решениями Текст. / И.М. Гель-гафт, Л. Э. Генденштейн, JI.A. Кирик. Харьков — Москва, 1996. — 592 с.
- Герасимова, B.C. Психологический анализ познавательной функции знаков Текст.: дисс.. .канд. психол. наук / B.C. Герасимова. М., 1978. — 152 с.
- Гладышева, Н.К. Методические вопросы обучения физике Текст. / Н. К. Гладышева, И.И. Нурминский- под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов М.: ИОСО РАО, 2000. — 368 с.
- Горбупшн, Ш. А. Азбука физики. Опорные конспекты для изучения физики за курс средней общеобразовательной школы Текст.: Экспериментальные материалы / Ш. А. Горбушин. Ижевск: Удмуртия, 1992. — 256 с.
- Городецкий, Д.Н. Проверочные работы по физике Текст. / Д. Н. Городецкий, И. А. Пеньков. Минск: «Вышэйшая школа», 1987. -220 с.
- Горский, В.А. Особенности работы с одаренными детьми Текст. / В. А. Горский, В. А. Орлов, В. И. Панов // Теория и практика дополнительного образования, 2007. № 5. — С. 5−12.
- Гринченко, Б.И. Как решать задачи по физике (Школьный курс физики в задачах) Текст. / Б. И. Гринченко. Санкт — Петербург, НПО «Мир и семья -95″ 1998.-784 с.
- Губанов, Б.В. Структура и методика познавательной деятельности учащихся старших классов при усвоении теоретического знания по физике (X-XI классы) Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Б. В. Губанов. Челябинск, 1994.
- Давыдов, В.В. Деятельностный подход психологии: проблемы и перспективы Текст.: Сб. научн. трудов / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии- / Редкол. В. В. Давыдов, Д. А. Леонтьев. М.: АПН СССР. 1990. — 180 с.
- Давыдов, В.В. Организация развивающего обучения в 5−9 классах средней школы Текст.: Рекомендации для учителей, руководителей школ и органовуправления образованием / В. В. Давыдов, В. В. Репкин. -М.: ИНТОР, 1997. 32 с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М., 1996, С.15
- Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование Текст. / В. В. Давыдов, А. У. Вартанян. Ереван: Луйс, 1981.-220 с.
- Дамитров, Б.К. Физические задачи и методы их решения Текст. / Б. К. Дамитров, Л. М. Фридман Алма-Ата: МЕКТЕП, 1987. — 160 с.
- Данилина, Т.П. Создание продукта самостоятельной познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе школы Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Т. П. Данилина. М., 2003. — 150 с.
- Доклад Общественной палаты Российской Федерации „Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?“ Текст.: проект для обсуждения. М., 2007. -64 с.
- Дункер, К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления. Текст. / К. Дункер // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965, С.21−86.
- Дункер, К. Процесс решения задач Текст. / К. Дункер, О. Кречевский // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С.235−242.
- Дункер, К. Психология продуктивного мышления Текст. / К. Дункер // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С.86−234.
- ЕГЭ 2007: Физика: реальные варианты Текст. / авт-сост. А. В. Берков, В. А. Грибов — М.: ACT: Астрель, 2007. — 110, [2] с. — (Федеральный институт педагогических измерений).
- Единый государственный экзамен 2001: Тестовые задания: Физика Текст. / Е. К. Страут и др. М-во образования РФ. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2002. — 80 с.
- Единый государственный экзамен, 2006. ФИЗИКА. Текст.: Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. М.: „Интеллект-Центр“, 2006.-176с.
- Единый государственный экзамен, 2007. ФИЗИКА. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся Текст. / В. А. Орлов [и др.] -М.: „Интеллект-Центр“, 2007. -176 с.
- Единый государственный экзамен. Физика. Варианты контрольных измерительных материалов. Текст. / В. А. Орлов и др.- М.: Центр тестирования Минобразования России, 2002.
- Единый государственный экзамен: физика: контрол. измерит, материалы: 2006 2007 Текст. — М.: Просвещение- СПб.: Просвещение, 2007. — 208 с.
- Игонин, О.И. Педагогические условия формирования готовности старшеклассников к творческой деятельности Текст.: дисс. .канд. пед. наук / О. И. Игонин. Пенза, 2003. — 228 с.
- Казанцева, В.Ю. Решение учебных задач как фактор развития эвристического мышления учащихся Текст.: дисс.. канд. пед. наук / В. Ю. Казанцева. -Улан-Удэ, 2004.-180 с.
- Калмыкова, З.И. Как организовать психолого-педагогический эксперимент в школе (На материале преподавания физики) Текст. / З. И. Калмыкова. -Калинин, 1961
- Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Калмыкова, З.И. Развитие продуктивного мышления школьников Текст.: Автореферат дис. .д-ра психол. наук / З. И. Калмыкова. М., 1975. -40с.
- Калмыкова, З.И. Уровни применения знаний к решению физических задач Текст. / З. И. Калмыкова // Психология применения знаний к решению учебных задач-М., 1958.-С. 130−187.
- Каменецкий, С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе Текст.: Кн. Для учителя. 3-е изд., перераб. / С. Е. Каменецкий, В. П. Орехов. -М.: Просвещение, 1987. — 336с.
- Капица, ПЛ. Физические задачи Текст. / П. Л. Капица. М., Изд. Знание, 1972
- Касаткина, И.Л. Репетитор по физике. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика Текст. / Изд-е 3-е исправленное и переработанное. /И.Л. Касаткина- под ред. Т. В. Шкиль. Ростов н/Д: изд-во „Феникс“, 2003. — 832 с.
- Кларин, М.В. Педагогическая технология Текст. / М. В. Кларин. М., 1989
- Ковалева, С.Я. Методика преодоления психологических затруднений учащихся при решении задач по физике в основной школе Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Я. Ковалева. Москва, 204. — 270 с.
- Коган, Б.Ю. Задачи по физике. Пособие для учителей Текст. / Б. Ю. Коган. -М., „Просвещение“, 1971. 286 с.
- Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность Текст.: учеб. пособие для студентов специальности „Психология“ вузов / В. М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2003. -223 с.
- Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения Текст. / Я. А. Коменский. -М., 1982, — Т.1. 656 е.- Т.2. — 576 с.
- Концепция дифференциации обучения в средней общеобразовательной школе Текст. / Под ред. В. М. Монахова, В. А. Орлова. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1990. — 106 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010: Распоряжение Правительства РФ №−1756-р от 29 декабря 2001 г. Текст. // Народное образование. 2002. — № 4, — С. 254−269.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Текст. М., 2003. — 22 с.
- Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) Текст. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО, 2000. — 368 с.
- Коршунова, JI.H. Молекулярная физика: Основы MKT: Термодинамика Текст.: Пособие по решению задач / JI.H. Коршунова. М.: КОНТУР — М, 2004.-128 с.:илл.
- Косов, Б.Б. Творческое мышление, восприятие и.личность Текст. / Б. Б. Косов. М.: Издательство „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО"МОДЭК», 1997.-47с.
- Краснова, Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов Текст.: дисс. .канд. пед. наук / Е. В. Краснова. Чебоксары, 1997. — 198 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников Текст. / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. Л., 1967.-40с.
- Кумарин, В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы Текст. / В. В. Кумарин. -М.: Народное образование, 2004. 624с.
- Кыверялг, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике Текст. / А. А. Кыверялг. Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
- Ланге, В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. Текст. / В. Н. Ланге. М.: Наука, 1974. — 95 с.
- Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении Текст. / Л. Н. Ланда, — М.: Просвещение, 1966. 523 с.
- Ланда, Л.Н. О соотношении эвристических и алгоритмических процессов Текст. / Л. Н. Ланда // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С. 357−368.
- Лейтес, Н.С. Об умственной одаренности Текст. / Н. С. Лейтес. М.: АПН РСФСР, 1960. — 245 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения Текст.: В 2-х томах / А.Н. Леонтьев- под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1.-392 с.
- Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Смысл- КДУ, 2005, — 511 с.
- Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы деятельности учения Текст. / А.Н. Леонтьев- под общ. ред. А. А. Смирнова / Вопросы психологии понимания. М.-Л.: Изд-воАПН СССР, 1947, — с.3−40
- Лернер, И.Я. Внимание: технологии обучения Текст. / И. Я. Лернер // Советская педагогика. 1990. № 3. С. 13 8
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1980. 96 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические условия методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Лернер, И.Я. Качество знаний учащихся. Каким оно должно быть Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1978. 47 с.
- Лернер, И.Я. О методах обучения Текст. / И. Я. Лернер, М.Н. Скат-кин // Советская педагогика, 1965. № 3. — 106 с.
- Лернер, И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей Текст. / И. Я. Лернер // Научное творчество. М.: Наука, 1969.-С. 413−418.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика Текст. / Б. Т. Лихачев М., 1992.
- Логвинов, И.И. Основы дидактики. Учебно-методическое пособие. Текст. / И. И. Логвинов. М.: Московский психолого-социальный институт. 2005 -144 с.
- Ломоносов, А.С. Экспериментальные задачи физико-технического содержания как средство прикладной направленности школьного курса физики Текст.: дисс.. канд. пед. наук/А.С. Ломоносов. -М., 1986. 178 с.
- Лук, А. Н. Мышление и творчество Текст. / А. Н. Лук. М.: Политиздат, 1976. -144 с.
- Максвелл, Дж. Статьи и речи Текст. / Дж. Максвелл. М.: Наука, 1968
- Мандельштам, Л.И. Полное собрание трудов. АН СССР, т.5 Текст. / Л. И. Мандельштам. М.: 1950, 496 с.
- Матюшкин, А.М. Проблемное обучение Текст. / A.M. Матюшкин. -М., 1975
- Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1972
- Махмутов, М.И. Вопросы организации процесса проблемного обучения. (Метод, пособие) Текст. / М. И. Махмутов. Казань, Изд-во Казанского ун-та, 1971. — 63 с.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст.: Кн. для учителей / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
- Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. Казань: Татарское книжное издагельство, 1972. 551 с.
- Меерович, М.И. Технология творческого мышления Текст.: Практическое пособие / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. Мн.: Харвест, 2003. — 432 с.
- Методика обучения физике 7 кл. Текст. // В. Г. Разумовский [и др.]- под ред. Г. Г. Никифорова. М.: Гуманитар, изд. пентр ВЛАДОС, 2004. — 175 с.
- Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы. 4.1 Текст. / В. П. Орехов, А. В, Усова, И. К. Турышев и др.- под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. М.: Просвещение, 1980. — 320 с.
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования Текст. // Физика в школе. 2004. — № 6. — С. 18−26.
- Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса Текст. / В. М. Монахов. Волгоград, 1995
- Немов, Р.С. Психология Текст.: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений в 3-х кн. -4-е изд. / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2000. — Кн. I: Общие основы психологии. — 688 с.
- Низамов, Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов Текст. / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во КГУ, 1975. — 302 с.
- Никитин, Б.П. Ступеньки творчества Текст. / Б. П. Никитин // Знание, 1976, — № 1.-С.11−15.
- Никифоров, Г. Г. ЕГЭ-2007−2008.ФИЗИКА. Сборник заданий. Текст. / Г. Г. Никифоров, В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов. М.: ЭКСМО, 2007, — 240 с.
- Никифоров, Г. Г. Физика. Единый государственный экзамен. Сборник заданий. Текст. / Г. Г. Никифоров, В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов. -М.: Просвещение, ЭКСМО, 2005. 240 с.
- Никоноров, А.А. Формирование у учащихся обобщенного умения применять средства решения в процессе решения физических задач Текст.: дисс. канд. пед. наук / А. А. Никоноров. Челябинск, 2003. — 161 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф.пед. кадров / Е. С. Полат и др.- под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
- Общая психология: методология, сознание, деятельность Текст.: учебное пособие для студентов для специальности «Психология» вузов / В. М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2003. -223с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М., 1990
- Опросник креативности Д.Джонсона. Текст. СПб: СПб ГУПМ, 1997.-Юс.
- Орлов, В.А. Дифференциация обучения в средней школе. Текст. / В. А. Орлов // Советская педагогика, 1990, № 8, С. 42−47.
- Орлов, В.А. Единый государственный экзамен. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Текст. / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров, Н. К. Ханнанов. -М.: Интеллект-Центр, 2006. 224 с.
- Орлов, В.А. Единый государственный экзамен. ФИЗИКА. Методика подготовки. Текст. / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров М.: Просвещение, ЭКСМО, 2006, — 134 с.
- Орлов, В.А. Концепция дифференциации образования и работы с одаренными детьми Текст. / В. А. Орлов. -М.: ЦРСДОД МО РФ, 1995. 56 с.
- Орлов, В.А. Концепция преподавания физики в старших классах на базовом и профильном уровнях Текст. / В. А. Орлов // Физика в школе, 2005. -№ 8. С.4−13.
- Орлов, В.А. Методы решения физических задач. Текст. / В. А. Орлов, Ю. А. Сауров. М.: Приложение Физика к газете «Первое сентября», 2006. -№ 5. — С.31−36.
- Орлов, В.А. Научно-методическое обоснование концепции дифференцированного обучения Текст. / В. А. Орлов. М.: НИИ СиМО. Гособразование СССР, 1990.-22с.
- Орлов, В.А. Некоторые проблемы содержания и организации дифференцированного обучения Текст. / В. А. Орлов. М.: МП СССР, АПН СССР, 1972.
- Орлов, В.А. Одаренные дети. Текст. / В. А. Орлов, В. А. Горский. -М.: ЦРС ДОД МОиПО РФ, 1997. -32 с.
- Орлов, В.А. Парадокс большого тела Текст. / В. А. Орлов // Квант, 1978, № 3.
- Орлов, В.А. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию Текст. / В. А. Орлов. -М.: «Педагогика», 1996. -№ 5. С.24−26.
- Орлов, В.А. Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе Текст.: кн. «Учителю об одаренных детях» М.: «Молодая гвардия», 1998.
- Орлов, В.А. Тематические и итоговые контрольные работы для подготовки к ЕГЭ, 10 класс Текст. / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров. М.: Образование, 2006. -142 с.
- Орлов, В.А. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. Текст. / В. А. Орлов, Н.К. Хан-нанов, А. А. Фадеева. -М.: Интеллект-Центр, 2003. 176с.
- Орлов, В.А. Физика. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы Текст. / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров. М.: Просвещение, 2005. — 154 с.
- Орлов, В.А. Физика. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы Текст. / В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов -М.: Просвещение, 2003,-224с.
- Орлов, В.А. Физика. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы Текст. / В. А. Орлов, А. А. Фадеева, Н. К. Ханнанов. М.: Просвещение, 2004. — 160с.
- Орлов, В.А. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Текст. / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров, Н. К. Ханнанов.-М.: Интеллект-Центр, 2005. 248 с.
- Орлов, В.А. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Текст. / В. А. Орлов, А. А. Фадеева, Н. К. Ханнанов. -М.: Интеллект-Центр, 2004. 208 с.
- Орлов, В.А. Физические парадоксы важный тип развивающих проблемно-познавательных задач. Часть 1 Текст. / В. А. Орлов. — М.: РАО РИП-КРО, 1992.-31 с.
- Орлов, В.А. Элементы педагогических технологий в системе развивающего образования Текст. В. А. Орлов // Школьное естественно-математическое образование: история и перспективы. М.: АПКиППРО РФ, 2003.-C.3−21
- Орлов, В.А., Одаренные дети: выявление, обучение-развитие" Текст. / В. А. Орлов, В. А Горский // Дополнительное образование (теория и практика), 2006,-№−4.-С. 4−11.
- Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед. вузов Текст. / А.Г. Шмелев- под общ. ред. А. Г. Шмелева. Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.
- Оспенникова, Е.В. Формирование умения школьников анализировать результаты эксперимента и делать выводы Текст. / Е. В. Оспенникова // Физика в школе. № 1. — 2005. — С.24−34.
- Павлуцкая, Н.М. Сборник задач по молекулярной физике. Пособие для учащихся Текст. / Н. М. Павлуцкая. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007.-37 с.
- Павлуцкая, Н.М. Технология продуктивного подхода к обучению решению задач по физике Текст.: Методическое пособие для учителей / Н. М. Павлуцкая, JI.B. Скокова. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2006. — 75с.
- Панов, Н.А. Единый государственный экзамен. Физика. Типовые тестовые задания: Учебно-практическое пособие Текст. / Н. А. Панов, С.А. Шабу-нин, Ф. Ф. Тихонин. М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 56 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640 с.
- Педагогическая психология Текст. / Под ред. В. В. Давыдова, М.: Педагогика, 1991,-480с.
- Педагогическая энциклопедия Текст. / Гл. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров, т.2. М., «Советская энциклопедия», 1965.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся Текст. / П. И. Пидкасистый. -М., «Педагогика», 1972
- Подласый, И.П. Педагогика Текст.: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / И. П. Подласый. М., 1996.
- Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс Текст.: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
- Подласый, И.П. Продуктивная педагогика Текст.: Книга для учителя / И. П. Подласый. -М.: Народное образование, 2003. 496 с.
- Пойа, Д. Как решать задачу Текст. / Д. Пойа. М.: Учпедгиз, 19 961. -207с.
- Пойа, Д. Математика и правдоподобные рассуждения Текст. / Д. Пойа. М., Наука, 1975
- Пойа, Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание Текст.- [пер. с англ. В.В. Бермана] / Д. Пойа. -М.: Наука, 1970.-452 с.
- Политехнический словарь Текст. М., 1989
- Пономарев, Я.А. Исследование проблем психологии творчества Текст. / Я. А. Пономарев. М. — 1983.
- Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления. Текст. / Я. А. Пономарев. М.: изд-во АПН РСФСР, 1960. — 352 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 279с.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества. Текст. / Я. А. Пономарев. -М.: Наука, 1976.-302 с.
- Пономарев, Я.А. Фазы творческого процесса Текст. / Я. А. Пономарев // Исследование проблем психологии творчества: [Сб. ст.] / АН СССР Ин-т психологии- [отв. ред. Я.А. Пономарев]. М.: Наука, 1983. 336 с.
- Потеев, М.И. Практикум по методике обучения во втузах Текст. / М. И. Потеев. М., Высшая школа, 1990. — 88 с.
- Практикум по методике решения физических задач Текст.: Учебное пособие ддя физико-математических факультетов педагогических институтов / В. И. Богдан и др. Минск: Высшая школа, 1983. — 272 с.
- Профильное и предпрофильное обучение в школз. В сб. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Текст. / Орлов, В.А.- под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского М.: ИОСО РАО, 2001, С.328- 334.
- Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования Текст. / Под ред. д-ра ист. наук, проф. А. Ф. Киселева. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 512 с.
- Прояненкова, JT.А. Деятельностный подход в обучении физике Текст. / Л. А. Прояненкова // Физика в школе. № 1. — 2005. — С.34−41.
- Прояненкова, Л.А. Изучение нового материала темы как решение цепочки познавательных задач Текст. / Л. А. Прояненкова, С. В. Лозовенко // Физика в школе, 1995. № 4.
- Психодидактические аспекты развивающего образования Текст. / В. А. Орлов [и др .] // Педагогика, № 6, 1996, с. 25−30
- Психологический словарь Текст. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М., Педагогика — Пресс, 1996. — 440 с.
- Психологический словарь Текст. / редкол. В. В. Давыдов и др. 2 изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 2001. — 438,1. с.
- Психология мышления Текст.: сб. переводов / под ред. М.И. Ма-тюшкина. М., 1965
- Пуанкаре, А. О науке (сборник) Текст.- [пер. с фр.] / А. Пуанкаре. -М.: Наука, 1990.-736 с.
- Пурышева, Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе Текст. / Н. С. Пурышева. М.: Прометей, 1993 — 161 с.
- Пурышева, Н.С. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Текст. / Н. С. Пурышева, Н. В. Шаронова, Д. А. Исаев. // Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Естествознание» М.: Вита-Пресс, 2004. — 159 с.
- Пушкин, В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении Текст. / В. Н. Пушкин. — М.: Политиздат, 1967.
- Разумовский, В.Г. Методы научного познания и качество обучения Текст. / В. Г. Разумовский // Учебная физика. № 1. — 2000. — С.70−77.
- Разумовский, В.Г. Обучение и научное познание Текст. / В. Г. Разумовский // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 7−13.
- Разумовский, В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике Текст.: дисс. д-ра пед. наук / В. Г. Разумовский. -М., -1972.
- Разумовский, В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике Текст.: Пособие для учителей / В. Г. Разумовский. -М., Просвещение, 1975., 44с.
- Разумовский, В.Г. Творческие задачи по физике в средней школе Текст. / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1966. — 155 с.
- Ребер, А. Большой толковый психологический словарь Текст. / А. Ребер- [пер. с англ. Е.Ю. Чеботарева]. -М.: Вече: ACT. -2000.
- Рубинштейн, С. JI. О мышлении и путях его исследования. Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. -556 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1940, — 596 с.
- Рымкевич, А.П. Сборник задач по физике Текст.: Для 9 11 кл. сред, шк. — 14-е изд. / А. П. Рымкевич. — М.: Просвещение, 1992. — 224 с.
- Саранцев, Г. И. Функции задач в процессе обучения электронный ресурс. / Г. И. Саранцев, Е. Ю. Миганова.//Педагогика, С. 19−24 Режим доступа: http://www.ebibIioteka.ru/sources/articIe.jsp?id=19 259
- Сборник задач по физике: для 9−11 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / Сост. Г. Н. Степанова. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1997. — 256 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: Учебное пособие / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. T. l, Т.2 Текст. / Г. К. Селевко. Можайск (Моск. обл.): Можайский полиграфкомбинат, 2006 г.-816 е., 820 с.
- Самойленко, П.И. Интуиция и ее механизмы в дидактике физики при решении творческих задач Текст. / П. И. Самойленко, А. В. Сергеев // Специалист.-1998. -№−10.-С. 11
- Скокова, JI.B. Здоровьесберегающий подход к организации домашней самостоятельной работы учащихся инновационных образовательных учреждений Текст.: дисс.. канд. пед. наук / J1.B. Скокова. Улан-Удэ, 2005. — 135 с.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
- Советский энциклопедический словарь Текст. М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600с.
- Сподарец, В.К. ЕГЭ 2007. Физика. Типовые тестовые задания Текст. / В. К. Сподарец. 2-е изд., стериотип. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. -158, [2] с. (Серия «ЕГЭ 2007. Типовые тестовые задания»)
- Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений- / С.Е. Каме-нецкий [и др.]- под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 368 с.
- Теплов, Б.М. Способности и одаренность Текст. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985
- Тихомиров, O.K. Психология мышления Текст.: Учебное пособие / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 272 с.
- Третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования. Текст. TIMSS. Вып. 2. ИОСО РАО, М., 1996.
- Третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования. Текст. TIMSS. Вып. 4. ИОСО РАО, М., 1996.
- Троицкий, Д.А. Эвристический подход при изучении физики Текст. / Д. А. Троицкий, Р. А. Любавская // Физика в школе. 1998. — № 2. — С. 51−55.
- Трофимова, Т.И. Сборник задач по курсу физики с решениями Текст.: Учеб. Пособие для вузов / Т. И. Трофимова, З. Г. Павлова. 4-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 2003. — 591 с.
- Трофимова, Т.И. Физика в таблицах и формулах Текст. /: учеб. пособие для студентов вузов / Т. И. Трофимова. -М.: Дрофа, 2002. 432 е.: ил.
- Тулькибаева, Н.Н. К понятию творческой задачи Текст. / Н.Н. Туль-кибаева, З. М. Большакова // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Тез. докл. Челябинск, 1995. — ч.1. -С.43−45
- Тулькибаева, Н.Н. Методика обучения учащихся умению решать задачи: Учебное пособие к спецкурсу Текст. / Н. Н. Тулькибаева, А. В. Усова. -Челябинск: ЧПИ, 1981. 87 с.
- Тулькибаева, Н.Н. Методические рекомендации по выделению основных этапов формирования у учащихся умения решать задачи по физике Текст. /Н.Н. Тулькибаева. Челябинск: ЧГПИ, 1985. — 32 с.
- Тулькибаева, Н.Н. Структура учебного алгоритма и деятельности учителя по обучению учащихся умению решать задачи Текст. / Н. Н. Тулькибаева. // Совершенствование процесса обучения физике в ср. школе: Респ. сб. -Челябинск, 1979. Вып.6. — С.77−92.
- Тульчинский, М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике Текст. / М. Е. Тульчинский. -М.: Просвещение, 1971. 160 с.
- Тульчинский, М.Е. Качественные задачи по физике в 6−7-х классах Текст.: Пособие для учителей / М. Е. Тульчинский. М.: Просвещение, 1976. -127 с.
- Тульчинский, М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе Текст.: Пособие для учителей / М. Е. Тульчинский. М.: Просвещение, 1972. -240 с.
- Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса Текст. / Е. Е. Туник. СПб, Иматон, 1998.
- Туник, Е.Е. Креативные тесты Текст. / Е. Е. Туник. СПб: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 2002. — 84 с.
- Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты Текст. / Е. Е. Туник. СПб, СПб ГУМП, 1997.
- Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. -М.: Педагогика, 1990. 188 с.
- Усова, А.В. Изучение причин низкой успеваемости учащихся по физике и условий, способствующих ее повышению Текст. / А. В. Усова, В. В. Завьялов // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. Челябинск: ЧГПИ, 1975, с.3−28
- Усова, А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий (на материале курса физики первой ступени) Текст.: дисс. .д-ра. пед. наук / А. В. Усова. Л., 1970 — 523 с.
- Усова, А.В. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся Издание второе. Текст. / А. В. Усова. Челябинск: Факел, 1997. -16 с.
- Усова, А.В. Практикум по решению физических задач Текст.: для студентов физ.-мат. фак. / А. В. Усова, Н. Н. Тулькибаева. М.: Просвещение, 1992.-207 с.
- Усова, А.В. Практикум по решению физических задач: Для студентов физ.-мат. фак. Текст. / А. В. Усова, Н. Н, Тулькибаева. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 206 с.
- Усова, А.В. Развитие у учащихся в процессе обучения физике интереса к познавательному труду. Текст. / А. В. Усова // Физика в школе. 1963. -№ 4. — С. 45−49.
- Ушинский, К.Д. Собр. соч. в 11 томах. Текст./ К. Д. Ушинский. М. -Л, 1950. Т.2.
- Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике Текст. / А. В. Аганов [и др.], Изд. 3-е, испр. М.: Дом педагогики, 1998. — 336 с.
- Филатов, Ю.И. «Графическая схема для обучения учащихся решению физических и текстовых математических задач» Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Ю. И. Филатов. М., 1985. — 239 с.
- Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. М., 1987
- Фрадкин, Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе Текст. / Ф. А. Фрадкин // История педагогической технологии: Сб. научных трудов.-М., 1992.-С. 12
- Фридман, Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач Текст. / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977
- Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе Текст.: Учителю математики о пед. психологии / Л. М. Фридман. -М.: Просвещение, 1983. 160с.
- Хабибуллин, К .Я. К вопросу о формировании творческих способностей учащихся при решении задач Текст. / К. Я. Хабибуллин // Образование в современной школе. № 6. — 2006. — С. 17−21.
- Хуторской, А.В. Личностно-ориентированное направление модернизации образования в российской школе Текст. / А.В. Хуторской- под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского // Ученик в обновляющейся школе: Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО, 2002. — 488 с.
- Хуторской, А.В. Методологические подходы к проектированию 12-летней школы Текст. / А.В. Хуторской- под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского // На пути к 12-летней школе: Сборник научных тр>дов. М.: ИОСО РАО, 2000. -368 с.
- Черноуцан, А.И. ФИЗИКА. Задачи с ответами и решениями Текст.: Учебное пособие / А. И. Черноуцан. М.: КДУ, Высшая школа, 2003. — 2-е изд., испр. и доп. — 352 е., ил.
- Шабаев, И.Г. К вопросу о понятиях алгоритмической и эвристической познавательной деятельности учащихся Текст. / И. Г. Шабаев // Сов. Педагогика.- 1977, — № 2. С.28−32.
- Шамова, Т.И. Активизации учения школьников Текст./ Т. И. Шамова.- М.: Педагогика, 1982. 208 с.
- Шамова, Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. -М.: МГПИ, 1981. 84 с.
- Шаронова, Н.В. Теоретические основы и реализация методологического компонента методической подготовки учителя физики Текст.: дис.. док. пед. наук / Н. В. Шаронова. М., 1997. — 463 с.
- Шилов, В.Ф. Экспериментальные задания: ученические мини-проекты. 7 класс Текст. / В. Ф. Шилов М.: Чистые пруды, 2006. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 4 (10).
- Шумилин, А. Т. Проблемы теории творчества Текст.: моногр. / А. Т. Шумилин. М.: Высшая школа, 1989. — 143 с.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. Текст. / Под ред. С. Я. Батышева. М., АПО. 1998. — 568 е., ил. Т.1 — А-Л — 1998.
- Эсаулов, А.Ф. Психология решения задач Текст. / А. Ф. Эсаулов. М.: Высшая школа, 1972.
- Allen, A. Scientific creativity, its recognition and development Text. / A. Men, J. Guilford.-New York, Wiley, 1964.-P. 104−108.
- Guilford, J.P. Creative talents: Their nature, uses and development Text. / J. Guilford. -Buffalo, N.Y. Bearly Limited, 1986.
- Электронный ресурс Режим доступа: http: //www .sooro.ru/ clubs/ phesics/