В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих учащихся системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои практические способности.
Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике — развитие практической деятельности учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала. Последнее предполагает широкое применение системы средств обучения в условиях комплектно оборудованного кабинета физики, позволяющего учителю с наименьшей затратой времени и усилий использовать любые средства обучения в комплексе, в системе. [4].
Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению не нова: она была поставлена еще в 40−50-е гг. И. А. Каировым, М. А. Даниловым, Р. Г. Лембер. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов-физиков нашей страны (В.Г. Разумовский, А. В. Усова, Л. С. Хижнякова и др.). Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении физике, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету — это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока.
В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации практической деятельности учащихся при обучении физике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт практической деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому, мы считаем, что проблема активизации практической деятельности будет существовать во все времена.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена перечисленными выше проблемами.
В своей работе мы исходили из предположения, что работа учителя по активизации практической деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие практическую деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес.
Цель работы заключается в разработке методики исследования приемов и средств, активизирующих практическую деятельность школьников на уроках физики.
Объектом исследования является процесс активизации практической деятельности учащихся при изучении физики.
Предмет исследования составляют приемы и средства активизации практической деятельности, развивающие познавательный интерес школьников.
В работе поставлены задачи:
- 1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике школьного обучения.
- 2. Выявить приемы и средства, активизирующие практическую деятельность учащихся посредством развития их познавательного интереса.
- 3. Рассмотреть основные формы организации практической деятельности.