Формирование готовности социального педагога к диагностике коммуникативной культуры подростков
Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении технологии формирования диагностических умений в процесс профессионального образования студентов. На ее основе разработаны методические рекомендации, способствующие повышению профессиональной компетенции социального педагога. Предложенное. исследование формирования готовности социального педагога ¦ к диагностике… Читать ещё >
Содержание
Глава 1. Формирование готовности социального педагога к диагностике коммуникативной культуры подростков как психолого-педагогическая проблема. 1.1. Сущность профессиональной деятельности социального педагога.
1.2. Особенности коммуникативной культуры подростков.
1.3. Основные характеристики диагностических умений социального педагога.
Глава 2. Технология формирования готовности социальных педагогов к диагностике коммуникативной культуры подростков. 2.1. Диагностика коммуникативной культуры подростков как составляющая профессиональной готовности социального педагога.
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию диагностических умений социальных педагогов.
2.3. Психолого-педагогические условия формирования готовности социального педагога к диагностике.
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Для педагогических высших специальных учебных заведений. 2-е изд.- перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990.- 141 с.
- Абдульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М., 1982.-245 с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать детей. М.: Просвещение, 1979.255 с.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии, 1996, № 6
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: издат-во Ленинградского ун-та, 1968.- 27 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: издат-во МГУ, 1998.- 432 с.
- Антология социальной работы: в 5 томах. Т. 2. Феноменология социальной патологии // Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварочъ — НТВ СПТ, 1995, — 238 с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974.-383 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методологические основы).-М.: Просвещение, 1982. -192 с.
- Ю.Басов А. В. К вопросу о предметности социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. -М.: Тула, 1993.- 80 с. 11 .Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.- 114 с.
- Беличева С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Сред.-Урал. кн. издат-во, 1984.- 128 с.
- Березкин Ю.К., Сидоров В. Н. Социальный педагог. Некоторые подходы к его подготовке // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.: Тула, 1993.- Т. 2.- 280 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
- Битинас Б.П. Краткий словарь терминов по социальной работе // Школа социальных педагогов и социальных работников. М., 1991.- Вып. 158 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.- 272 с
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.- 118 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.- 163 с.
- Вульфов Б.З. Три парадокса методики воспитания // Магистр, 1993, № 2, с. 2−8.
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. соч. в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. Т. 5. — М.: Педагогика, 1987.- 244 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под редакцией В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.- 347 с.
- ГильбухЮ.З. Психодиагностика в школе. -М.: Знание, 1989. -79 с.
- Голубев Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.- 160 с.
- Гуревич К.Н. Что такое психологическая диагностика. М.: Знание, 1985.-64 с.
- Гуров В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа. Учеб. пособие. Ставрополь, 1993.- 52 с.
- Давыдов В. Воспитание молодежи в новых экономических условиях // Советская педагогика, 1991, № 7, с. 3−14.
- Деятельность: тории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990.336 с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 1987.- 200 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое общение. JL, 1985.-74 с.
- Жуков Ю.М., Петровская JI.A., Расстенников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. -М.: МГУ, 1990.- 104 с.
- Журавлев В.И. Методы наблюдения в исследованиях проблем воспитания и дидактики // Методы педагогических исследований. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1979.
- Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа, 1992, Вып. 2.- 15 с.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990.- 143 с.
- Иващенко А.В. О некоторых вопросах подготовки специалистов по социальной работе // Социальная работа, 1992.- Вып. 1 172 с.
- ИльинЕ.М. Искусство общения. -М., 1982.- 110 с.
- Ингекамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.- 184 с.
- Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Уч. пособ. Грозный, 1981.- 198 е.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. -256 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 141 с.
- Капустина А.Н. Профессия и личность, в кн. Социально-психологические характеристики профессиональных качеств личности. -Л.: Знание, 1987.- 16 с.
- Караковский В.А. Школа в свободном плавании // Знание сила, 1994, № 10, с. 90−93.
- Катаева Л. И, Социальная среда и развитие ценностных отношений школьников // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Тула, 1993.- Т. 1.- 383 с.
- Киселева Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы менеджмента в социально-культурной среде // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Тула, 1993, — Т. 2.- 390 с.
- Ковальчук М.А. Проблема гуманизации обучения в контексте подготовки социальных работников // Социальная работа. М., 1992.-Вып. 1- 37 с.
- Кон И. С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967.- 230 с.
- Коротов В.М. Самоуправление школьников. Изд-е 3-е перераб., доп. -М.: Просвещение, 1981.- 208 с.
- Крутецкий В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. Учеб. пособие МПГУ. М.: Прометей, 1991.- 47 с.
- Кузьмина Е.Б. Социализация личности учителя. Липецк, 1993.- 31 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., издат-во ЛГУ, 1970.- 114 с.
- Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. Л.: ЛГУ, 1969.- 316 с.
- Кулюткин Ю.Н. Педагогическая задача // Творческая направленность деятельности педагогов. Л., 1978.- 100 с.
- Лебединский В.В. Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе. -М., 1982.- 432 с.
- Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. -М., 1993.- 151 с.
- Леванова Е.А. Практическая подготовка студентов к воспитательной работе // Проблемы летней педагогической практики: творчество, поиск, опыт. М., 1991.- 80 с.
- Леванова Е.А. Практическая подготовка студентов к педагогической деятельности // Формирование профессиональной готовности студентов-педагогов к творческому взаимодействию с воспитанниками. Под. ред Е. А. Левановой и А. Ю. Гончарука. -М., 1993.- 84 с.
- Леванова Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеурочной деятельности: Автореф. докт. дисс. -М., 1995.- 29 с.
- Леви В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1981.- 207 с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учебное пособие для педагогических институтов. 3 изд-е испр. и доп. М.: Просвещение, 1964.- 478 с.
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М., 1989.-322 с.
- Леонтьев А.Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методиках психологического исследования школьников // Советская педагогика,!968.- Т. 7.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. -М.: Прометей, 1993.- 526 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-240 с.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М., 1981.
- Луганский В.Д., Оганян К. М. К' проблеме подготовки социального работника и формирования профессиональной компетентности // Теория и практика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1991.- 62 с.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. -М.: Просвещение 1981.- 206 с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Просвещение, 1988.- 125 с.
- Макаренко А.С. Собр. соч. в 8-ми т., 1987.
- Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 1995.- 152 с.
- Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка: Сб. научн. трудов. М., 1975.- 86 с.
- Мир детства. Подросток. М., 1989.- 344 с.
- Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общей педагогической подготовки учителя. / Под ред. Ю. А. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981.- 120 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Уч. пособие. Ч. 1. — Пенза, 1994.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.- 112 с.
- Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983.- 96 с.
- Мудрик А.В. Педагогическое влияние на процесс общения школьников: Метод, рекомендации для студентов Mill У. М., 1987.90 с.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. — М.: Знание, 1990.-40 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика как наука и учебный предмет // Материалы науч.-практич. конференции «Педагогическое образование для XXI века». М., 1994.- 164−166.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебная программа. М., 1992.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. -М., 1986.-160 с.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал, 1980.- № 5, с. 43−54.
- Наумов В.П. Формирование готовности будущих учителей к общению с подростками. Автореф. канд. дис. -М., 1989.- 15 с.
- Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя // Советская педагогика, 1982.- № 2.- с. 90−92.
- Никитина Л.И. Высшая социальная ценность // Народное образование, 1994.-№ 5.-с. 7−10.
- Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для спец. высших учебных заведений. / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.- 302 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.- 375 с.
- Педагогическая диагностика в школе / под ред. А. И. Кочетова. -Минск: Нар. асвета, 1987.- 223 с.
- Педагогическая практика. Методические рекомендации / Н. Д. Царева, М. Я. Виленский и др. М., МГПИ, 1989.
- Пискунов А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя // Советская педагогика, 1985, № 12, с. 42−47
- Программа подготовки студентов педагогических вузов к летней педагогической практике в инструктивно-методическом лагере. Авторская программа Левановой Е. А. М.: Mill У, 1992.- 30 с.
- Профессионально-этические нормы социальной работы. М., 1993.- 32 с.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. -М., 1991.- 12 с.
- Рамон III., Шанин Т. Милосердие и умение: социальный работник как профессия //Вестник высшей школы, 1991.- № 1.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1989.- Т.2.- 323 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. -М.: Прогресс, 1993.- 368 с.
- Симонян Е.А. Единство теории и практики. -М., 1980.- 240 с.
- Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр, 1984.- № 6, — с. 2−7.
- Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр, 1991.-№ 1.-3−8.
- Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Тула, 1993.- Т. 2.- 383 с
- Сластенин В.А. Социальный работник: готовность к профессиональной деятельности // Научн. тр. MiJLi У им. В. И. Ленина. -М.: Прометей, 1995.
- Сластенин В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: Прометей, 1991.
- Социальная работа и проблемы подготовки кадров / отв. ред. И. А. Зимняя -М., 1992.
- Спирина Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль, 1976.- 82 с.
- Теоретические основы подготовки социальных работников / отв. ред. И. А. Зимняя М., 1992.
- Теория и методика социальной работы / Под ред. В. И. Жуков, Н. Г. Зайнышев, Е. И. Холостова. В 2-х т. -М., издат-во «Союз», 1994.
- Теория и практика воспитательных систем. / Ред. колл. Л. И. Новикова (отв. ред.) и другие. В 2-х кн. Кн. 2. М.: Изд. ИТПи МИО РАО, 1993.-207 с.
- Ушинский К. Д. Материалы к 3 тому «Педагогической антропологии». Собр. соч. в 11-ит: Т. 10. -М.-Л., 1948−1951.
- Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. М., 1989.- 204 с.
- Фельдштейн Д.И., Бочарова В. Г. Кодекс этики социального педагога и работника // Программа высших учебных заведений для специальности 03.11.00. «Социальная педагогика». М., 1991.- 37 с.
- Фирсов М.В., Шапиро Б. Ю. Профессионально-образовательная программа подготовки социального работника. М., 1992.- 10 с.
- Харчев А.Г. Социология воспитания. М., 1990.- 220 с.
- Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. -М., 1993.- с.
- Холостова Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы // Теоретические основы подготовки социальных работников / отв. ред. И. А. Зимняя М., 1992.- 47 с.
- Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики // Социальная работа. Вып. 2,1992.- с. 77−82.
- Щербаков А.И. Совершенствование системы образования будущего учителя // Вопросы психологии, 1981.- № 5.- с 13−21.
- Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности. Педагогические методики.-М., 1982.
- Щуркова Н.Е. Некоторые методы изучения воспитанности школьников. -М., 1990.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.