Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности социального педагога к диагностике коммуникативной культуры подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении технологии формирования диагностических умений в процесс профессионального образования студентов. На ее основе разработаны методические рекомендации, способствующие повышению профессиональной компетенции социального педагога. Предложенное. исследование формирования готовности социального педагога ¦ к диагностике… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. Формирование готовности социального педагога к диагностике коммуникативной культуры подростков как психолого-педагогическая проблема. 1.1. Сущность профессиональной деятельности социального педагога.

1.2. Особенности коммуникативной культуры подростков.

1.3. Основные характеристики диагностических умений социального педагога.

Глава 2. Технология формирования готовности социальных педагогов к диагностике коммуникативной культуры подростков. 2.1. Диагностика коммуникативной культуры подростков как составляющая профессиональной готовности социального педагога.

2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию диагностических умений социальных педагогов.

2.3. Психолого-педагогические условия формирования готовности социального педагога к диагностике.

Формирование готовности социального педагога к диагностике коммуникативной культуры подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стремление к демократическому обновлению в обществе связано с актуализацией проблемы развития и формирования личности. При такой тенденции педагогической науки и практики приоритетным становится личностный подход, усиливающий значение профессиональной подготовки социального педагога и реализуемый на практике социальными педагогами. Важным составляющим профессиональной готовности социального педагога является овладение им диагностическими умениями, как особым видом педагогической деятельности, позволяющей ему своевременно осуществить коррекцию и творческое преобразование педагогической реальности, прогнозировать качество результатов его профессиональной деятельности.

Сегодня профессиональная деятельность социальных педагогов происходит в сложных условиях.

Историческая эпоха, в которую вступает наше общество, коренным образом отличается от предшествующей всей системой ценностей — социальных, моральных, производственных, идеологических. В этом ряду весьма существенное место отводиться ценностям коммуникативного типа. Налицо необходимость переосмысления ценностей общения и способов приобщения к ним, статуса личности как субъекта коммуникативной культуры. Можно, предполагая новый статус коммуникативной культуры, пассивно ожидать ее прихода, анализируя различные варианты и их жизненную эффективность. Но можно и активно включаться в этот процесс, готовиться к предстоящему образу жизни, общению в новых условиях. Именно этот, второй путь и следует принять как основу подготовки подростков к самостоятельной жизни в качестве граждан, тружеников, творцов, субъектов коммуникативной культуры. Условия, в которых молодежи предстоит развиваться и наиболее полно проявить свои духовные, профессиональные, социальные качества, заявляют о себе уже сегодня. Это разворачивающиеся рыночные отношения, преодолевающие обывательские представления о них. Это интенсивное врастание в мировое сообщество на уровне экономических, политических, культурных связей, принимающих характер взаимной заинтересованности, взаимной обусловленности, наконец, взаимной зависимости. Это государственный демократизм, утверждающий свои права над тоталитаризмом. Это интерес к личности каждого человека, наделенной неповторимой индивидуальностью и испытывающей желание ее реализовать как для себя, так и для других людей.

Поэтому возникла необходимость в другом стереотипе взаимных социальных связей, в определении всего комплекса социальных норм, определяющих характер общения, а так же способов их реализации в межличностных отношениях, в выявлении степени овладения людьми навыками общения, формирующимися в новых условиях развития нашего общества. Возникла необходимость в создании новых мер социальнопсихологической защиты детей, особенно подростков, что, в свою очередь, требует перехода от эпизодических мероприятий к налаживанию систематической социальной работы, совершенствование которой связано не только с обеспечением системного характера, но и с высоким уровнем профессионализма.

Это особенно важно сейчас в сложившейся атмосфере непрестижности знаний, образованности, дефицита профессиональной компетентности и подлинной культуры. Формирование профессионализма во всех сферах деятельности приобретает особую остроту и значимость. Тем более в профессиях, связанных с человеческим фактором, таких, как — социальный работник, социальный педагог.

Несомненно, насущные проблемы современной школы способен решить лишь педагог, обладающий творческим стилем мышления, умеющий анализировать педагогические явления, ставить педагогически обоснованные цели, отбирать эффективные средства их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности на основе диагностики педагогического процесса и обеспечения коррекционной работы.

Однако опыт школьной практики показывает: учителя пытаются диагностировать педагогические явления, но испытывают при этом значительные затруднения и нуждаются в квалифицированной помощи со стороны науки.

На наш взгляд, причиной этого является отсутствие у них умений, которые обеспечили бы возможность осуществить процесс диагностики. Отсюда вытекает острая необходимость формирования у педагогов системы умений и навыков педагогической диагностики.

Особенно сложной для социального педагога является диагностика коммуникативной культуры подростков, так как именно особенности подросткового возраста (неадекватность восприятия окружающей среды, поиск объектов общения, закрытость в общении, стремление «быть как все», потеря ценностных ориентаций) определяют ее опосредованный характер.

В свете изложенных представлений становиться очевидной необходимость разработки научно-педагогических основ формирования у социальных педагогов диагностических умений по выявлению уровня коммуникативной культуры подростков.

Фундаментальные предпосылки исследования создают труды, раскрывающие философию и методологию образования (В.Г. Афанасьев, Б. З. Вульфов, В. В. Краевский, В. В. Лебединский, Б. Т. Лихачев, З. И. Равкин, Г. Н. Филонов, Т.И. Шамова) — общие закономерности развития высшей школы (О.С. Анисимов, С. И. Архангельский, В.П. -Беспалько, Н. Ф. Талызина, В. Н. Турченко, Ф.Р. Филиппов).

Общетеоретический подход к содержанию и технологии профессиональной подготовки учителя-воспитателя заложен в трудах А. М. Арсеньева, Е. П. Белозерцева, Н. И. Болдырева, B.C. Ильина, В.А. Кан-Калика,

И.А. Колесниковой, Е. А. Левановой, М. М. Левиной, А. И. Мищенко, А. В. Мудрика, В. А. Сластенина, Н. Е. Щурковой и др.

Выполнен ряд исследований, в которых рассматриваются цели и задачи педагогической диагностики, ее структура как отрасли науки (А.И. Кочетов), описываются функции, уровни и методы (Н.К. Голубев, Б.П. Битинас), раскрываются аспекты и современные направления дальнейшего развития (К. Ингенкамп), представлены разработки частных вопросов диагностики: воспитанности учащихся (З.В. Васильева, М.И. Шилова) — нравственного развития школьников (А.С. Белкин, В. М. Обухов, Л. Г. Кирилюк, Т. Н. Курилова, И.П. Юнгер) — личности ученика в процессе обучения (Н.В. Бочкина, А.Т. Тряпицина) — в системе оптимизации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Б. П. Блинов, В.П. Симонов). '

Подготовка педагога является актуальной на всех ступенях развития высшего образования. Об этом свидетельствует анализ литературы по исследуемой проблеме, позволивший выявить фундаментальные. работы, посвященные изучению различных групп педагогических умений: общепедагогических (О.А. Абдуллина, А. П. Акимова, С. И. Кисельгоф, А.И. Пискунов) — анализа педагогических ситуаций (Ю.Н. Кулюткин, Л. Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин) — исследовательских (Н.М. Яковлева) — гностических (Н.В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. И. Щербаков, Т.С. Полякова) — прогностических (И.Т. Пукова).

Значимость исследований по вышеназванным направлениям велика и по другой причине: в них четко прослеживается мысль о том, что профессиональное овладение этими умениями способствует развитию творческой личности педагога.

Профессиональная готовность к предстоящей деятельности важна для педагога, но особенно это важно для социального педагога, так как именно он, в отличие от школьного учителя, осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности вне школы, «на улице».

Проблема разработки технологий подготовки социальных педагогов к диагностике и определение системы умений, которыми студентам необходимо овладеть в период профессиональной подготовки в вузе, является сравнительно новой.

В ряде исследований посвященных проблеме формирования педагогических умений, рассматривается подготовка будущих учителей трудового обучения (Б.О. Мурий), начальных классов (Н.А. Кузьмина), учителей-воспитатечей (Е.В. Трофимова). В этих работах прослеживается мысль о том, что формирование творческой личности учителя предполагает вооружение студентов педагогических вузов диагностическими умениями в области воспитательной работы.

Вместе с тем, в научно-педагогической литературе до настоящего времени не исследована проблема формирования профессиональной готовности социальных педагогов к диагностике коммуникативной культуры подростков.

Слабая теоретическая разработанность проблемы в этом плане во многом объясняет причину недостаточной подготовленности социальных педагогов строить свою профессиональную деятельность на диагностической основе.

Возникает противоречие между объективно существующим требованиям к диагностической культуре педагога и недостаточным уровнем профессиональной готовности социального педагога к диагностической деятельностимежду потребностью в диагностике коммуникативной культуры подростков и реально существующими трудностями ее изучения, связанного с социальной обстановкой общества и особенностями подросткового возрастаi между потребностями социальных педагогов-практиков в умениях, обеспечивающих реализацию педагогической диагностики и отсутствии технологии таковой подготовки.

Социальные и личностные потребности социальных педагогов, практическая значимость и недостаточная разработанность в педагогической науке интересующей нас проблемы, ее актуальность на современном этапе развития высшего педагогического образования определили тему данного исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности социальных педагогов к диагностике коммуникативной культуры подростков.

Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования — профессиональная подготовка социальных педагогов.

Предмет исследования — процесс формирования профессиональной готовности социальных педагогов к диагностике коммуникативной культуры подростков.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом, целью исследования решались следующие задачи:

1. Выявить сущность и содержание профессиональной готовности социального педагога к диагностике коммуникативной культуры подростков.

2. Раскрыть особенности диагностики коммуникативной культуры подростков и определить совокупность диагностических умений социального педагога.

3. Разработать и апробировать технологию формирования готовности социальных педагогов к диагностике коммуникативной культуры подростков.

4. Обосновать психолого-педагогические условия эффективности формирования готовности социальных педагогов к диагностике коммуникативной культуры подростков.

Исследование опирается на предположение о том, что процесс подготовки социальных педагогов к диагностике коммуникативной культуры подростков будет более результативным и обеспечит необходимый уровень готовности студентов к осуществлению этого вида педагогической деятельности, если:

— при проектировании профессионального образования содержание и структура педагогической диагностики будут рассматриваться, как составляющая педагогической деятельности социальных педагогов;

— процесс формирования готовности социального педагога будет переведён на технологический уровень, обеспечивающий диагностируемый и гарантированный результат в изменяющихся условиях;

— профессиональная подготовка к диагностической деятельности будет сориентирована на возрастные и психологические особенности коммуникативной культуры подростков;

— ориентировочной основой формирования готовности к, диагностике у студентов будет выступать поэтапное овладение диагностическими умениями.

Методологической основой нашего исследования являются основополагающие идеи философской и педагогической антропологии о человеке и его воспитании, о природе и сущности человеческой деятельности, её целесообразном и творческом характере.

Теоретической основой исследования стали представленные в психолого-педагогической науке: структурно-функциональный анализ профессионально-педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, Е. А. Леванова, Л. Ф. Спирин и др.) — анализ психологических факторов оптимизации педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский, А. А. Дергач, В. М. Коротов, М. М. Поташник и др.) — структура психологии профессионального становления (Е.С. Романов) — разработанные в психологии системный, комплексный подход к изучению личности в профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л.И. Божович) — положения теории познания и общей методологии процесса диагностики (С.П. Боткин, С. А. Гиляровский, Т. Котарбинский, Л. Б. Ластед, Г. А. Рейнберг, Е. К. Тарасов, Г. И. Царегородцев и др.) — идеи психодиагностики

Л.С. Выготский, Ю. З. Гильбух, К.М. Гуревич) — концептуальные положения $ педагогической диагностики (А.С. Белкин, П. П. Блонский, Б. П. Битинас, Н.К. Голубев).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, моделирование, интервьюирование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились факультеты: педагогики и психологии, исторический, индустриально-педагогический, иностранных языков, социологический, филологический, физический (всего 7 факультетов) MlJLL У. Исследованием были охвачены учителя школы № 9 и № 137 г. Москвы, педагогические коллективы детских оздоровительных лагерей «Молния», «Слава», «Метеор», «Артек» (всего свыше тысячи человек).

Исследование проводились в несколько этапов.

Первый этап (1990;1992гг) — поисково-теоретический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, сделан анализ педагогической, психологической, философской литературы по проблемам •профессиональной подготовки социальных педагогов, педагогической диагностики, коммуникативной культуры подростков. В результате были определены исходные параметры исследования: его предмет, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.

Второй этап (1992;1995гг) — опытно-экспериметальный. Данный этап предусматривал экспериментальную проверку разработанных теоретических. положений и технологий, внедрение полученных результатов в практику.

Третий этап (1995;1997ггУ заключительно-обобщающий. Он связан с анализом результатов исследования, выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой материалов диссертации, её литературным оформлением.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены существенные характеристики процесса формирования готовности социального педагога к диагностике коммуникативной культуры подростков как компонента целостной педагогической деятельности, результаты и выводы исследования вносят вклад в формирование целостного представления о содержательном и процессуальном компонентах профессионального педагогического образования. Совокупность теоретических положений и выводов, содержащихся в диссертации, позволяет усовершенствовать систему подготовки профессионально компетентных социальных педагогов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении технологии формирования диагностических умений в процесс профессионального образования студентов. На ее основе разработаны методические рекомендации, способствующие повышению профессиональной компетенции социального педагога. Предложенное. исследование формирования готовности социального педагога ¦ к диагностике i коммуникативной культуры подростков может быть использовано для совершенствования содержания преподавания социальных дисциплин в системе подготовки и переподготовки кадров по специальностям «социальная работа», «социальная педагогика», а также в практике работы социальных педагогов с подростками.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, используемых для построения предлагаемой технологии формирования готовности к диагностике коммуникативной культуры подростков, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету и задачам, а также подтверждается опытно-экспериментальной работой, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.

Основные положения, выносимые на защиту: профессиональная готовность социального педагога к диагностике коммуникативной культуры подростков включает совокупность следующих составляющих: мотивационная готовность: мировоззрение и направленность личности социального педагога, выражающие потребности, интересы, идеалы, стремления, морально-этические качества личности, соответствующие выбранной профессиональной деятельноститеоретическая готовность: определенный уровень знании, владение понятийным аппаратом, знание возрастных и психологических особенностей подростков, специфики диагностической деятельности, особенностей диагностики коммуникативной культуры подростковдиагностические умениякреативностьдиагностическую основу педагогической деятельности составляют умения анализа и прогноза воспитательного явления, обеспечивающие эффективное целеполагание, оценку, коррекцию и результат воспитательного процесса. Готовность социального педагога к диагностике коммуникативной культуры характеризуют умения: определять объект, цель и задачи диагностики, определять её критерии и показателиумения подбирать методики для решения. поставленных. задач диагностикиобрабатывать информацию с помощью диагностических методикопределять педагогический диагноз как заключение о состоянии подростка и причинах, вызывающих трудностистроить и формулировать педагогический прогнозопределять тенденции развития подросткаразрабатывать коррекционные меры в форме определенного плана педагогических и других воздействий на негопроцесс формирования готовности социального педагога к диагностике коммуникативной культуры подростков представляет собой систему, в структуре которой мы выделяем следующие составляющие: констатирующая (оценка умений студентов определять предметную сферу, цель и методику диагностики) — установочная (создание смысловой установки на овладение диагностикой как видом педагогической деятельности) — обучающая (ориентировка в диагностической задаче и технология её использования) — завершающая (разработка технологии' диагностики конкретной проблемы педагогической практики) — технология формирования диагностических умений социальных педагогов представляет собой целостную совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в изменяющихся условиях. К существенно значимым характеристикам этой технологии относятся: наличие четко и диагностично заданной цели, представление содержания деятельности в виде системы практических задач и конкретных средств их реализацииналичие определенной последовательности диагностических действий, соответствующих логике и этапам деятельности.

Технология нацелена на: формирование мотивационно-ценностного отношения к будущей профессии, преодоление адаптационного барьераперевод теоретических знаний в практическую деятельностьосвоение диагностических уменийформирование творческого отношения к предстоящей деятельности, приобретение опыта творческой деятельности.

Апробация исследования. Результаты исследования доложены и обсуждены на заседании кафедры педагогики высшей школы Mill У, использованы в работе инструктивно-методического лагеря при кафедре педагогики Mill У, а также в публикациях статей по теме исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения научной работы нами исследовался процесс подготовки социальных педагогов к диагностике коммуникативной культуры подростков.

Проведенный научно-теоретический поиск показал, что исследуемая проблема является сравнительно новой. В педагогической литературе не нашли отражение вопросы по формированию готовности социальных педагогов к диагностике коммуникативной культуры подростков по той причине, что они не являлись предметом специальных исследований. Но на наш взгляд этим объясняется то положение, что в системе профессиональной вузовской подготовки педагогическая диагностика все еще не стала объектом достаточного дидактического воздействия. С нашей точки зрения это отразилось на отсутствии технологии подготовки студентов к диагностике.

В ходе исследования была выявлена сущность и содержание профессиональной готовности социального педагога к диагностике коммуникативной культуры подросткараскрыты особенности диагностики коммуникативной культуры подростковопределена совокупность диагностических умений социального педагогаразработана и апробирована технология формирования готовых социальных педагогов к диагностике коммуникативной культуры подростков.

Подтвердилась истинность первоначальной гипотезы о том, что процесс формирования готовности социальных педагогов будет более результативным и обеспечит необходимый уровень готовности студентов к осуществлению этого вида практической деятельности, если:

— при проектировании педагогического образования содержание и структура педагогической диагностики будет рассматриваться как составная часть педагогической деятельности социальных педагогов;

— процесс формирования готовности будет переведен на технологический уровень;

— процесс готовности к диагностической деятельности будет сориентирован на возрастные и психологические особенности коммуникативной культуры подростков;

— ориентировочной основой формирования данных умений у студентов будет выступать последовательное поэтапное овладение диагностическими умениями при первоначальном формировании их личностной значимости для обучающего.

Мы доказали, что процесс формирования готовности социального педагога к диагностике коммуникативной культуры подростков обеспечивается внедрением разработанной нами технологии, ее целостностью, включающей взаимодействие выделенных средств и условий.

Нами определена специфика диагностической деятельности педагога с подростками, которая отражается в реализации его основных функцийраскрыты содержание и структура формирования готовности социального педагога к диагностике коммуникативной культуры подростков, под которой мы понимаем интегративное проявление личности, соединяющее в себе мотивацию, теоретическую, практическую готовность и креативностьвыявлены основные направления, обеспечивающие продуктивность процесса формирования готовности социального педагога к диагностике коммуникативной культуры подростков, которые включают обучающе-формирующую форму организации взаимодействия в условиях индуктивно-методического лагеря и моделирование ситуаций (форм и способов) диагностики коммуникативной культурыразработаны специальная программа формирования готовности социального педагога к диагностике коммуникативной культуры подростков и технологическая карта формирования диагностических умений, позволяющая перевести подготовку социальных педагогов на технологический уровень.

Однако, в профессиональной подготовке социального педагога многие проблемы остаются нерешенными. Возможно, их больше, чем в других гуманитарных областях, так как эта профессия сравнительно нова и особенно сложна, ибо предполагает многосторонний подход к человеку. Залогом динамики развития этой профессии является самокритичный подход ее представителей к своей работе и ее нацеленность на умелое, т. е. не бюрократическое, а эффективное и профессиональное решение человеческих проблем на уровне отдельного человека. Вот почему развитие социальной работы и, соответственно, профессии социального педагога стало важной частью процесса гуманизации цивилизованного общества современного мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Для педагогических высших специальных учебных заведений. 2-е изд.- перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990.- 141 с.
  2. Абдульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М., 1982.-245 с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать детей. М.: Просвещение, 1979.255 с.
  4. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии, 1996, № 6
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: издат-во Ленинградского ун-та, 1968.- 27 с.
  6. Г. М. Социальная психология. — М.: издат-во МГУ, 1998.- 432 с.
  7. Антология социальной работы: в 5 томах. Т. 2. Феноменология социальной патологии // Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварочъ — НТВ СПТ, 1995, — 238 с.
  8. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974.-383 с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методологические основы).-М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  10. Ю.Басов А. В. К вопросу о предметности социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. -М.: Тула, 1993.- 80 с. 11 .Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.- 114 с.
  11. С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Сред.-Урал. кн. издат-во, 1984.- 128 с.
  12. Ю.К., Сидоров В. Н. Социальный педагог. Некоторые подходы к его подготовке // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.: Тула, 1993.- Т. 2.- 280 с.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  14. .П. Краткий словарь терминов по социальной работе // Школа социальных педагогов и социальных работников. М., 1991.- Вып. 158 с.
  15. А.А. Личность и общение. М., 1983.- 272 с
  16. В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.- 118 с.
  17. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.- 163 с.
  18. .З. Три парадокса методики воспитания // Магистр, 1993, № 2, с. 2−8.
  19. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. соч. в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. Т. 5. — М.: Педагогика, 1987.- 244 с.
  20. Л.С. Педагогическая психология / Под редакцией В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.- 347 с.
  21. ГильбухЮ.З. Психодиагностика в школе. -М.: Знание, 1989. -79 с.
  22. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.- 160 с.
  23. К.Н. Что такое психологическая диагностика. М.: Знание, 1985.-64 с.
  24. В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа. Учеб. пособие. Ставрополь, 1993.- 52 с.
  25. В. Воспитание молодежи в новых экономических условиях // Советская педагогика, 1991, № 7, с. 3−14.
  26. Деятельность: тории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990.336 с.
  27. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 1987.- 200 с.
  28. Ю.Н. Активное социально-психологическое общение. JL, 1985.-74 с.
  29. Ю.М., Петровская JI.A., Расстенников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. -М.: МГУ, 1990.- 104 с.
  30. В.И. Методы наблюдения в исследованиях проблем воспитания и дидактики // Методы педагогических исследований. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1979.
  31. И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа, 1992, Вып. 2.- 15 с.
  32. И.П. Методика коммунарского воспитания. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990.- 143 с.
  33. А.В. О некоторых вопросах подготовки специалистов по социальной работе // Социальная работа, 1992.- Вып. 1 172 с.
  34. ИльинЕ.М. Искусство общения. -М., 1982.- 110 с.
  35. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.- 184 с.
  36. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Уч. пособ. Грозный, 1981.- 198 е.
  37. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. -256 с.
  38. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 141 с.
  39. А.Н. Профессия и личность, в кн. Социально-психологические характеристики профессиональных качеств личности. -Л.: Знание, 1987.- 16 с.
  40. В.А. Школа в свободном плавании // Знание сила, 1994, № 10, с. 90−93.
  41. Катаева Л. И, Социальная среда и развитие ценностных отношений школьников // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Тула, 1993.- Т. 1.- 383 с.
  42. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы менеджмента в социально-культурной среде // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Тула, 1993, — Т. 2.- 390 с.
  43. М.А. Проблема гуманизации обучения в контексте подготовки социальных работников // Социальная работа. М., 1992.-Вып. 1- 37 с.
  44. Кон И. С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967.- 230 с.
  45. В.М. Самоуправление школьников. Изд-е 3-е перераб., доп. -М.: Просвещение, 1981.- 208 с.
  46. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. Учеб. пособие МПГУ. М.: Прометей, 1991.- 47 с.
  47. Е.Б. Социализация личности учителя. Липецк, 1993.- 31 с.
  48. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., издат-во ЛГУ, 1970.- 114 с.
  49. Н.В. Основы вузовской педагогики. Л.: ЛГУ, 1969.- 316 с.
  50. Ю.Н. Педагогическая задача // Творческая направленность деятельности педагогов. Л., 1978.- 100 с.
  51. В.В. Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе. -М., 1982.- 432 с.
  52. Е.А. Готовясь работать с подростками. -М., 1993.- 151 с.
  53. Е.А. Практическая подготовка студентов к воспитательной работе // Проблемы летней педагогической практики: творчество, поиск, опыт. М., 1991.- 80 с.
  54. Е.А. Практическая подготовка студентов к педагогической деятельности // Формирование профессиональной готовности студентов-педагогов к творческому взаимодействию с воспитанниками. Под. ред Е. А. Левановой и А. Ю. Гончарука. -М., 1993.- 84 с.
  55. Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеурочной деятельности: Автореф. докт. дисс. -М., 1995.- 29 с.
  56. В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1981.- 207 с.
  57. Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учебное пособие для педагогических институтов. 3 изд-е испр. и доп. М.: Просвещение, 1964.- 478 с.
  58. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М., 1989.-322 с.
  59. А.Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методиках психологического исследования школьников // Советская педагогика,!968.- Т. 7.
  60. .Т. Педагогика: Курс лекций. -М.: Прометей, 1993.- 526 с.
  61. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-240 с.
  62. .Ф. Проблема общения в психологии. М., 1981.
  63. В.Д., Оганян К. М. К' проблеме подготовки социального работника и формирования профессиональной компетентности // Теория и практика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1991.- 62 с.
  64. А.Н. Как вести за собой. -М.: Просвещение 1981.- 206 с.
  65. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Просвещение, 1988.- 125 с.
  66. А.С. Собр. соч. в 8-ми т., 1987.
  67. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 1995.- 152 с.
  68. Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка: Сб. научн. трудов. М., 1975.- 86 с.
  69. Мир детства. Подросток. М., 1989.- 344 с.
  70. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общей педагогической подготовки учителя. / Под ред. Ю. А. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981.- 120 с.
  71. А.В. Введение в социальную педагогику: Уч. пособие. Ч. 1. — Пенза, 1994.
  72. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.- 112 с.
  73. А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983.- 96 с.
  74. А.В. Педагогическое влияние на процесс общения школьников: Метод, рекомендации для студентов Mill У. М., 1987.90 с.
  75. А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. — М.: Знание, 1990.-40 с.
  76. А.В. Социальная педагогика как наука и учебный предмет // Материалы науч.-практич. конференции «Педагогическое образование для XXI века». М., 1994.- 164−166.
  77. А.В. Социальная педагогика: Учебная программа. М., 1992.
  78. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. -М., 1986.-160 с.
  79. B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал, 1980.- № 5, с. 43−54.
  80. В.П. Формирование готовности будущих учителей к общению с подростками. Автореф. канд. дис. -М., 1989.- 15 с.
  81. Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя // Советская педагогика, 1982.- № 2.- с. 90−92.
  82. Л.И. Высшая социальная ценность // Народное образование, 1994.-№ 5.-с. 7−10.
  83. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для спец. высших учебных заведений. / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.- 302 с.
  84. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.- 375 с.
  85. Педагогическая диагностика в школе / под ред. А. И. Кочетова. -Минск: Нар. асвета, 1987.- 223 с.
  86. Педагогическая практика. Методические рекомендации / Н. Д. Царева, М. Я. Виленский и др. М., МГПИ, 1989.
  87. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя // Советская педагогика, 1985, № 12, с. 42−47
  88. Программа подготовки студентов педагогических вузов к летней педагогической практике в инструктивно-методическом лагере. Авторская программа Левановой Е. А. М.: Mill У, 1992.- 30 с.
  89. Профессионально-этические нормы социальной работы. М., 1993.- 32 с.
  90. А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. -М., 1991.- 12 с.
  91. Рамон III., Шанин Т. Милосердие и умение: социальный работник как профессия //Вестник высшей школы, 1991.- № 1.
  92. C.JI. Основы общей психологии. М., 1989.- Т.2.- 323 с.
  93. К. Групповая психотерапия. -М.: Прогресс, 1993.- 368 с.
  94. Е.А. Единство теории и практики. -М., 1980.- 240 с.
  95. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр, 1984.- № 6, — с. 2−7.
  96. В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр, 1991.-№ 1.-3−8.
  97. В.А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Тула, 1993.- Т. 2.- 383 с
  98. В.А. Социальный работник: готовность к профессиональной деятельности // Научн. тр. MiJLi У им. В. И. Ленина. -М.: Прометей, 1995.
  99. В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: Прометей, 1991.
  100. Социальная работа и проблемы подготовки кадров / отв. ред. И. А. Зимняя -М., 1992.
  101. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль, 1976.- 82 с.
  102. Теоретические основы подготовки социальных работников / отв. ред. И. А. Зимняя М., 1992.
  103. Теория и методика социальной работы / Под ред. В. И. Жуков, Н. Г. Зайнышев, Е. И. Холостова. В 2-х т. -М., издат-во «Союз», 1994.
  104. Теория и практика воспитательных систем. / Ред. колл. Л. И. Новикова (отв. ред.) и другие. В 2-х кн. Кн. 2. М.: Изд. ИТПи МИО РАО, 1993.-207 с.
  105. К. Д. Материалы к 3 тому «Педагогической антропологии». Собр. соч. в 11-ит: Т. 10. -М.-Л., 1948−1951.
  106. Д.И. Психология современного подростка. М., 1989.- 204 с.
  107. Д.И., Бочарова В. Г. Кодекс этики социального педагога и работника // Программа высших учебных заведений для специальности 03.11.00. «Социальная педагогика». М., 1991.- 37 с.
  108. М.В., Шапиро Б. Ю. Профессионально-образовательная программа подготовки социального работника. М., 1992.- 10 с.
  109. А.Г. Социология воспитания. М., 1990.- 220 с.
  110. Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. -М., 1993.- с.
  111. Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы // Теоретические основы подготовки социальных работников / отв. ред. И. А. Зимняя М., 1992.- 47 с.
  112. Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики // Социальная работа. Вып. 2,1992.- с. 77−82.
  113. А.И. Совершенствование системы образования будущего учителя // Вопросы психологии, 1981.- № 5.- с 13−21.
  114. Н.Е. Диагностика воспитанности. Педагогические методики.-М., 1982.
  115. Н.Е. Некоторые методы изучения воспитанности школьников. -М., 1990.
  116. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
Заполнить форму текущей работой