Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ролевой уровень поведения и его отражение в психике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социоиическую типологию и соответствующие ей тесты можно рассматривать как прикладную психологию, исполь зуемую в различных областях жизни и культуры, в политике, семейных отношениях, педагогике, при подборе экипажей в космонавтике и др. В настоящее время разрабатывается концепция обучения, учитывающая соционические типы личности. Соционика позволяет формировать устойчивые коллективы… Читать ещё >

Ролевой уровень поведения и его отражение в психике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • что такое социальные роли;
  • • характер социальных ориентаций;

уметь

• анализировать конфликты и кризисы внутри организации;

владеть

• навыками межличностного взаимодействия.

Социальные роли

Человек не просто живет в обществе, а выполняет определенные социальные роли. При этом он соблюдает определенные правила поведения, стандарты поступков. Например, родители воспитывают своих детей. Это обусловливает поступки взрослых (забота о здоровье, образовании, поведении детей). Педагог учит ребят. Это тоже обязывает его вести себя, соблюдая комплекс наставника. Социальными ролями называются такие формы социального взаимодействия, при которых регулярно и на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные трафареты поведения.

Межличностное взаимодействие

В обществе люди взаимодействуют друге другом. Социальные психологи по-разному стремились описать характер и структуру такого взаимодействия. «Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в котором в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс), и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии»[1].

Обратимся к попытке описать человеческое взаимодействие через особое регулирование человеческих позиций, которая называется транзактный анализ. Она принадлежит американскому психологу Э. Бёрну. С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые можно условно обозначить как Родитель, Взрослый и Ребенок. Эти позиции вовсе не связаны непременно с какой-то социальной ролью. Э. Берн просто дает психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя — «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу!» и «Надо!» С точки зрения Бёрпа взаимодействие оказывается эффективным только тогда, когда транзакции (т.е. единицы общения) носят «дополнительный» характер, иначе говоря, совпадают. Если кто-то обращается к другому с позиции Взрослого, то и тот отвечает ему с этой же позиции. Если же один из участников взаимодействия обращается к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействия разрушаются или вообще могут прекратиться.

Можно указать и на другие типы человеческих взаимодействий. Один из них представлен в современной прикладной дисциплине — соционике. По мнению представителей этой науки, несмотря на всю кажущуюся безграничность возможностей, человек, строго говоря, есть определенным образом «сконструированная» система обмена с внешней средой: прием, переработка и продуцирование информации осуществляются им не как угодно, не произвольно, а в строгом соответствии с особыми свойствами его психики[2]. Эти свойства неодинаковы у разных людей. Неодинаковость подтверждается уже на обыденном уровне, в ежедневном опыте общения люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию и по-разному воспринимают ее.

Соционика (от лат. societas — общество и социон — единица человеческого общества) — наука об устройстве психики человека и соционно-психологических типах личности («соционы»), изучающая информационную психологию общения людей. Данная наука создана и разработана А. Аугустинавичюте и исторически восходит к идеям Юнга о психологических типах личности (интровсртивный и экстравертивный), учению Кречмера о типах конституционного телосложения и темперамента, теории информационного метаболизма А. Кем пи некого.

Соционика выделяет 16 типов личности, между которыми складываются интертипные отношения — от самых притягательных (дуальных) до самых отталкивающих (конфликтных). Психика каждого из них состоит из восьми функций информационного метаболизма (экстраверсия — интроверсия, мышление — эмоции, интуиция — ощущения, рациональность — иррациональность), образующих в различных комбинациях те или иные типы личности, обозначаемые псевдонимами.

Все 16 типов личности подразделяются на четверки, именуемые «квадрами» .

" Квадра Альфа": 1) интуитивно-логический экстраверт («Дон Кихот»); 2) логико-интуитивный интроверт («Декарт»); 3) сенсорно-этический интроверт («Дюма»); 4) этико-сенсорный экстраверт («Гюго»).

" Квадра Бета": 1) сенсорно-логический экстраверт (Македонский"); 2) логико-сенсорный интроверт («Горький»); 3) интуитивно-этический интроверт («Есенин»); 4) этико-интуитивный экстраверт («Гамлет»).

" Квадра Гамма": 1) сенсорно-этический экстраверт («Цезарь»); 2) этико-сенсорный интроверт («Драйзер»); 3) интуитивно-логический интроверт («Бальзак»); 4) логико-интуитивный экстраверт («Джек Лондон»).

" Квадра Дельта": 1) логико-сенсорный экстраверт («Холмс»); 2) сенсорно-логический интроверт («Габен»); 3) этико-интуитивный интроверт («Ватсон»); 4) интуитивно-этический экстраверт («Гекcли»).

Социоиическую типологию и соответствующие ей тесты можно рассматривать как прикладную психологию, исполь зуемую в различных областях жизни и культуры, в политике, семейных отношениях, педагогике, при подборе экипажей в космонавтике и др. В настоящее время разрабатывается концепция обучения, учитывающая соционические типы личности. Соционика позволяет формировать устойчивые коллективы с оптимальным социально-психологическим климатом, успешно проводить психодиагностику.

  • [1] Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2001. С. 102.
  • [2] Филатова E. С. Соционика для вас. Новосибирск, 1993. С. 7.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой