Речевое развитие школьников при овладении лексическими средствами выражения связности текста на уроках русского языка в 5 классе якутской школы
Диссертация
Апробация результатов исследования осуществлена в ходе экспериментального обучения, которое проводилось в Бердигестяхской средней школе № 1 им. С. П. Данилова Горного района, Хамагаттинской Саха-французской школе Намского района, в средней школе № 10 им. Д. Г. Новопашина г. Якутска Республики Саха (Якутия). Результаты исследования нашли отражение в 7 публикациях (1,4 п.л.) и обсуждались на IV… Читать ещё >
Содержание
- Глава.
- I. Теоретические основы обучения текстовой деятельности учащихся
- 1. 1. Текст как объект лингвистического исследования
- 1. 2. Принципы классификации средств связности текста
- 1. 3. Лексические средства выражения связности текста
- 1. 4. Анализ лексических средств выражения связности текста в школьном изучении
- I. Теоретические основы обучения текстовой деятельности учащихся
- II. Психолингвистические и педагогические проблемы развития речи пятиклассников в условиях билингвизма
- 2. 1. Психолингвистические особенности обучения лексическим средствам выражения связности текста
- 2. 2. Особенности билингвизма в якутской школе
- 2. 3. Умения учаш, ихся классов якутской школы в работе над связностью текста (анализ констатируюш, его эксперимента)
- III. Методика обучения лексическим средствам выражения связности текста на уроках русского языка в классе якутской школы
- 3. 1. Задачи и организация педагогического эксперимента
- 3. 2. Система упражнений по работе над лексическими средствами выражения связности текста
- 3. 3. Анализ результатов контрольного эксперимента и проверка эффективности методики
Список литературы
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку.- М.: Педагогика, 1978.-144с.
- Актуальные проблемы функциональной лексикологии.- СПб.: Изд-во СПет. Госуд. Ун-та экономики и финансов, 1997.- 213с.
- Актуальные проблемы развития речи учащихся. Сб. статей под ред.А. П. Еремеевой. М.: Просвещение, 1980. — 152с.
- Антышев А.Н., Скакун Г. А. Функции словообразования в микро и макротексте // В кн.: Проблемы сверхфразовых единств. Уфа, 1982. -С.62−67.
- Анцыферова И.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // В сб.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969.-С.57−117.
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. -М.: Наука, 1974.-367с.
- Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка: Стилистика декодирования. -2 изд.- Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1981.-295с.
- Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка: Стилистика декодирования.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1990.-300с.
- Арутюнова Н.Д. Номинация, референция, значение // В кн.: Языковая номинация: Общие вопросы. Отв. ред. Серебренников Б. А., Уфимцева A.A. -М.: Наука, 1977.-С. 188−206.
- П.Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Комплексный анализ текста на уроках русского языка // Русская словесность.-1997.- № 3. С.57−61.
- Бабенко Jl.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. М.: Акад. Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004.-462с.
- П.Бархударов Л. С. Язык и перевод (Вопросы общей и частной теории перевода). М.: «Междунар. отношения», 1975.-240с.
- Беллерт И. Об одном условии связности текста // В сб.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып.8.- М.: Прогресс, 1978.- С. 172−207.
- Беляев Б.В. Новое в психологии обучения иностранным языкам // Сб. «Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком». М: Изд-во МГУ, 1969.-С.145.
- Белянин В.П. Введение в психолингвистику.- М.: ЧеРо, 1999.-128с.
- Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-121с.
- Берзон В.Е., Зубов A.B. О семантической классификации параметров связности текста // В сб.: Романское и германское языкознание. Вопросы экспериментальной фонетики и прикладной лингвистики, — ВыпЛ. Минск, 1977.-С.185−197.
- Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека: Учеб. пособие. Калинин: КГУ, 1975. — 106с.
- Богоявленский Д.Н. О диалектической природе грамматического мышления // Русский язык в школе.- 1981.-№ 2.С. 63−69.
- Божович Е.Д. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: «Просвещение», 1968.-464с.
- Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте.- Томск: Изд-во Том. пед. ин-та, 1994. 212с.
- Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. 4.1. Пособие для филологов. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2001.-129с.
- Бондарко A.B. Функциональная грамматика. Л.: Наука, 1984.-136с.
- Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. М.: Учпедгиз., 1959.-623C.
- Булыгин П.В., Костомаров В. Г. Активизация преподавания русского языка иностранцам // В кн.: «Из опыта преподавания русского языка нерусским». М.: Изд-во ВПШ и ACH, 1963.-С.113.
- Бухбиндер В.А., Розанов Е. Д. О цельности и структуре текста // Вопросы языкознания.- 1975.- № 6. С.73−86.
- Васильева Л.П. Лексические ошибки учащихся и выпускников якутских школ и некоторые пути их предупреждения. Якутск, Кн. изд-во, 1976.-64с.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983.-128с.
- Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1969.-160с.
- Виноградов А. А. Функциональные типы лексического повтора в расчленённых присоединительных конструкциях (на материале русского, венгерского и чешского языков) // Филологические науки. № 1.1984. С.58−65.
- Виноградов В.В. Основные типы лексических значений // Лексикология и лексикография. Избранные труды. М.: Наука, 1977.-162с.
- Виноградов В.В. О взаимодействии лексико-семантических уровней с грамматическими в структуре языка // В сб.: Мысли о современном русском языке. М.: Просвещение, 1969. — С. 5−24.
- Владова Е.В. Однокорневые разноетруктурные синонимы как средство связи между компонентами текста//В сб.: Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Киев: Вищн школа, 1978.-С.102−108.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-520с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т.-М.: Педагогика, 1982.-Т 2.-361с.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры /Под ред. М. Г. Ярошевского.-М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭС», 1996.-512с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения.- М.-Л.: Гос. учеб.- педагог, изд., тип. «Печатный двор», 1935.-53с.
- Гак В. Г. Повторная номинация и её стилистическое использование //В сб.: Вопросы французской филологии. М.: Моск. гос. пед. ин-т, 1972.-С.123−136.
- Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка. Синтаксис. М.: Высшая школа, 1981.- 208с.
- Гальперин И.Р. О понятии «текст» // Вопросы языкознания,-1974.-№ 6.-С.69−77.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.-138с.
- Гальперин П.Я. Психологические мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в современной психологии. -М.: Наука, 1966.-С.476.
- Гасица H.A. Ассоциативная структура значения слова в онтогенезе: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. фил. наук. М., Наука, 1990.- 15с.
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.: Учпедгиз, 1955,-463с.
- Гиндин С. И. Внутренняя организация текста (Элементы теории и семантический анализ): Автореф. дис. канд. филол. наук. М. 1972.-23с.
- Гиндин С. И. Онтологическое единство текста и виды внутритекстовой организации // В сб.: Машинный перевод и прикладная лингвистика.-М.: МГПИИЯ, 1971.-Вып.14.-С.114−135.
- Давыдов В.Н. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239с.
- Данилов В.Н. Русско-якутский тематический словарь: Пособие для учащихся и учителей.- 4-е изд., дораб. Якутск: Кн. изд-во, 1988. — 119с.
- Дмитриева E.H. Вопросы методики обогащения русского словарного запаса учащихся якутской школы: Пособие для учителя. Якутск: Кн. изд-во, 1984.-92с.
- Доблаев Л.П. Логико-психологический анализ текста (На материале школьных учебников). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1969. -171с.
- Добромыслов В. А Развитие речи в связи с изучением грамматики. (Морфология).- М: Изд-во АПН РСФСР, 1954. 64с.
- Донская Т.К., Банщикова Г. И., Якимович А. И. Методика преподавания русского языка в школах Крайнего Севера: Учебное пособие/ Отв. ред. Т. К. Донская. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-387с.
- Донская Т.К. Русская национальная школа: проблемы и решения.-СПб.: Сударыня,-1998.-108с.
- Донская Т.К. Коммуникативная методика русского языка. Лекция. СПб.: Сударыня, 2000.-52с.
- Евгеньева А.П. Проект словаря синонимов. М., «Сов.энциклопедия», 1969.- 47с.
- Емельянова И.М. Методика изучения имени прилагательного в якутской школе: Пособие для учителя, — Якутск: Кн. изд-во, 1980, — 92с.
- Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370с.
- Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания.- 1964.-№ 6.-С.26−3 8.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966.-С.5−26.
- Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся 3−7 классов // Известия АПН РСФСР. Вып.78, — М: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-С. 141−250.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.- М.: Наука, 1982.-159с.
- Жинкин Н.И. Язык речь — творчество (Избранные труды). — М.: Лабиринт, 1998.-368с.
- Ионицэ М.П. Глоссарий контекстуальных связей (на материале французского языка). Кишинёв: Штиница, 1981. -96с.
- Ипполитова H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов.- М.: Флинта, Наука, 1998.-176с.
- Капинос В.И. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. М., Просвещение, 1986.-142с.
- Капинос В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе.-1978.-№ 4.-С.58−66.
- Капинос В.И., Сергеева H.H., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5−7 классы. М.: Просвещение, 1991.-191с.
- Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка.- М.: Русский язык, 1993.-330с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.- М.: Наука, 1987.-262с.
- Клюева В.А. Работа над тематическим словарём в связи с развитием речи //Русский язык в школе.- 1939.-№ 5−6.-С.99−103.
- Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как целом // В сб.: Синтаксис текста. М.: НаукаД979.-С.49−67.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам.- М.: Рус. яз., 1978.-136с.
- Колшанский Г. В. Проблемы коммуникативной лингвистики // Вопросы языкознания.-1979.-№ 6.- С. 51 -62.
- Концепция школьного языкового образования // Минист-во образования
- Республики Саха (Якутия) — НИИ нац. школ PC (Я) — Рук.: С. П. Васильева, С. М. Брызгалова. Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО PC (Я), 2001. -28с.
- Красных В.В. От концепта к тексту и обратно // Вестник Московского университета. Сер.9.-Филология.-1998.-№ 1. — С.53−66.
- Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. -М.: Наука, 1981.-200с.
- Ладыженская Т.А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка. 5 кл.: Кн. для учителя. 3-е изд., с измен. М.: Флинта: Наука, 1999.-328с.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т. С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров (5−7 классы)»: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 159с.
- Ладыженская Т.А. Система упражнений по развитию связной речи // В сб.: Совершенствование методов обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1981.-С.43−47.
- Леонтьев A.A. Восприятие текста как психологический процесс // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия.- Киев: Вища школа, 1979. С. 18−29.
- Леонтьев A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (Психолингвистические очерки). М.: МГУ, 1970.- 88с.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307с.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999.- 287с.
- Леонтьев А.А."Словарь стереотипных ассоциаций русского языка", его теоретические основы, задачи и значение для обучения русскому языку иностранцев // В кн.: Вопросы учебной лексикографии. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1969.-С. 114−127.
- ЮО.Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1965.-245с. 104. 101. Леонтьев A.A. Смысл как психологическое понятие // В кн.:
- Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М: МГУ, 1969.-С.56−66.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-495с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977.- 304с.
- Ю5.Лернер И. Я. Система методов обучения (Дидактический аспект) // В сб.: Совершенствование методов обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1981.-С. 14−27.
- Юб.Лосева Л. М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980. — 94с. Ю7. Лурия А. Р. Язык и сознание. — М.: Изд-во МГУ, 1979.-319с.
- Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов с толкованием значений, оттенков и многозначности слов. Для поисковой творческой деятельности младших школьников. М.: Дидакт, 1993 .-95с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и колледжей М.: Академия: Высш. шк., 1999.-269с.
- Ю.Львов М. Р. Основы теории речевой деятельности. М.: Изд. Центр «Академия», 2000, — 248с.111 .Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся.-4-е изд.- М.: Просвещение, 2000.-271с.
- Львова С.И., Александрова О. М., Рыбникова М. М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения // Русский язык в школе.-2003.-№ 4.-С.З-8.
- З.Львова С. И. Осторожно: художественный текст! // Русская словесность.-1997.-№ 3.-С51−56.
- Н.Львова С. И. Уроки словесности. 5−9 классы.- 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000.-416с.
- Львова С.И. Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания // Русская словесность.-2004.-№ 3.-С.46−50.
- Любичева Е.В., Болдырева Л. И. Посредством Слова творю я Мир. Книга первая. О культуре Слова, о тайнах Звука и загадках Буквы. 5 класс: Пособие по русскому языку для учителей словесников. — СПб.: ООО «Изд-во ДНК», 2002.- 256с.
- Любичева Е.В., Болдырева Л. И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития 5−7 классы: Пособие для учителей-словесников.- СПб.: Паритет, 2005.- 272с.
- Любичева Е.В., Ольховик Н. Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту: Текстовая деятельность учащихся.- Учебное пособие. СПб.: САГА- Азбука-классика, 2005.-368с.
- Любичева Е.В., Ольховик Н. Г. Посредством Слова творю я Мир. Книга третья. Диалог с художественным текстом. 5−11 классы. Пособие по русскому языку для учителей-словесников. СПб.: ООО «Изд-во ДНК», 2002.- 288с.
- Любичева Е.В. Уроки развития речи в 5 классе. Пособие по русскому языку для учителей-словесников.- СПб.: ООО «Изд-во ДНК», 2002.- 160с.
- Мамушин В.Е. Психолого-методические основы развития связной речи учащихся. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1976. -137с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. -239с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.- 208с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.-240с.
- Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. Пособие для учащихся нац. групп пед. уч-щ/ Л. З. Шакирова, Л. Г. Саяхова, К. З. Закирьянов и др.- Под ред. Л. З. Шакировой. Л.: Просвещение. Ленингр. отд-е, 1990.-416с.
- Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1980. — 240с.
- Методика русского языка в 4−8 классах якутской школы: Пособие для учителя / Под общей ред. К. Ф. Фёдорова. Якутск: Книжное изд-во, 1985.-264с.
- Минимум содержания основного общего образования по русскому (родному) языку // В сб.: Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку / Н. М. Шанский, М. Т. Баранов, В. И. Капинос и др.-М.: Дрофа, 2000.-80с.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Теория и методы перевода. М.: Московский Лицей, 1996.-208с.
- Москальская О.М. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981. — 183с.
- Никитина Е.И. Работа над описательным оборотом как средством межфразовой связи // Русский язык в школе.- 1983.-№ 4.-С.30−35.
- Никитина Е. И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста // Русский язык в школе.- 2001.-№ 4.-С. 19−26.
- Никитина Е.И. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи для 5−7 классов общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 2001.-190С
- Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // В сб.: Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста. -Вып. 8.-М.: Прогресс.- 1978.- С.5−39.
- Олесова А.П. Интегративный подход к обучению сочинениям в 7 классе якутской школы (на материале сочинения-описания внешности человека): Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2002.- 25с.
- Основы текстоведения в школе. Книга для учителя / Под ред. проф. И. С. Болотновой. Томск: Изд-во ЦНТИ, 2000.-244с.
- О языках в Республике Саха (Якутия): Закон Республики Саха (Якутия) от 16 октября 1992 года № 1170-ХШ/ Сборник указов и распоряжений правительства PC (Я). Якутск, 2000.-С.160.
- Павловские среды.- Т.2. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1949. — 560с .
- Пахнова Т.М. От слова к тексту. Комплексная работа с текстом при подготовке к экзаменам и к зачётам // Русская словесность.- 1996. № 4.-С.72−77.
- Пахнова Т.М. Развитие умений связной речи учащихся с учётом лексических средств выражения межфразовых связей // В сб.: Развитие речи на уроках морфологии. М.: Просвещение, 1979.-С. 159−170.
- Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // Русский язык в школе. 2000.- № 4.-С.3−11.
- Пешковский А.М. Избранные труды / Подгот. к печати, вступит, статья и примеч. И. А. Василенко и И. Р. Палей.- М., Учпедгиз, 1959.-252с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология. Пер. с франц. М, 1969.-659с.
- Плёнкин H.A. Обучение школьников правилам построения текста // Русский язык в школе.-1977.-№ 4.-С.50−58.
- Плёнкин Н. А. Умение создавать текст // Русский язык в школе.- 1981.- № 5.-С.13−16.
- Плёнкин H.A. Уроки развития речи: 5−9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы.-2-e изд. М.: Просвещение, 199б.-224с.
- Пономарёва Л.Д. Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности: Учебное пособие,-Магнитогорск: МаГУ, 2004.-23Ос.
- Пономарёва Л.Д. «Со струнами души созвучья согласуя.» (художественное речетворчество учащихся старших классов): Монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.-167с.
- Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5−9 кл. / Сост. М. М. Рыбникова.- 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002.-160с.
- Программа по русскому языку для V-XI классов якутской школы/ Министерство образования PC (Я) — Сост.: К. Ф. Фёдоров и другие.-Якутск, 1999.-72с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М: Педагогика, 1973.-423с.
- Рудняева Е.С. Обучение учащихся 5−6 классов текстообразованию на основе лексического речеведения: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Самара, 2005.-С.21.
- Русский ассоциативный словарь: В 2 кн. /Ю.Н.Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Р. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова. М.: Помовский и партнёры, 1994.
- Русский язык. Теория. 5−9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. -10 изд. стереотип.- М.: Дрофа, 2001.-330с.
- Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К.Лидман-Орлова и др.- под ред. А. Ю. Купаловой.- 7 изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2001.-364с.
- Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- /Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001.-384.
- Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.-28-e изд. М.: Просвещение, 2001.- 303с.
- Сабаткоев Р.Б. Обучение связной русской связной речи в национальной школе: (Для эксперим. проверки) / НИИ нац. шк.- М.: Б.и., 1988. 50с.
- Самсонова Т.П., Евсеева К. С., Никифорова Е. П. Текст как основа развития связной русской речи учащихся якутских школ: Пособие для учителей. —Якутск: нац. кн. изд-во «Бичик», 1995. 96с.
- Саяхова Л.Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка: Учебное пособие. Уфа, Башкирск. ун-т, 1987. — 76 с.
- Севбо И. П. Об одном методе изучения структуры связного текста (на материале славянских языков): Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1966. 19с.
- Севбо И.П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. -М., Наука, 1969.-135с.
- Семчинский СВ. Семантическая интерференция языков: Дис. докт. филол. наук. Киев, 1973.-387с.
- ПО.Сидоренков В. А. Антропоцентрический аспект углубленного изучении русского (родного) языка.- Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 1997.- 149с.
- Сидоренков В. А. Углубленное изучение русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1996.- 271с.
- Словарь ассоциативных норм русского языка. (А.А.Леонтьев, А. П, Клименко, А. Е. Супрун и др.) Под ред. A.A. Леонтьева.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.-192с.
- Слово. Семантика. Текст: Сб. научн. трудов, посвященный юбилею В. В. Степановой / Отв. ред. В. Д. Черняк. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.-213с.
- Солганик Т.Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993.-189с.
- Солганик Т.Я. Синтаксическая стилистика. (Сложное синтаксическое целое). М.: Высшая школа, 1973. — 214с.
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте // Из бесед И. И. Срезневского. СПб: тип. Акад. Наук, 1961. -88с.
- Степанова В.В. Лексическая структура художественного текста в коммуникативном аспекте // Актуальные проблемы функциональной лексикологии. СПб ГУЭФ, 1997. — С. 98 — 102.
- Степанова В.В. Слово в тексте. Из лекций по функциональной лексикологии. СПб.: Наука, САГА, 2006. — 272с.
- Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста единый творческий процесс // Русский язык в школе.- 2001.-№ 6.-С.З-10.
- Суворова Е.П. Периоды речевого развития школьников (5−9 классы). СПб. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.-104с.
- Титов Я.Н. Методика обучения переводу на уроках русского языка в 6,7 классах якутской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2002.-22с.
- Трошина Н.И. Семантическая связность и информативность поэтического текста // В кн.: Структура и функционирование поэтического текста. Очерки лингвистической поэтики. М.: Наука, 1985.-С. 115−158.
- Успенский М.Б. Совершенствование методов и приёмов обучения русскому языку в национальной школе / Под ред. Н. М. Шанского. М.: Педагогика, 1979.- 128с.
- Уфимцева A.A. Некоторые вопросы синонимии // В кн.: Лексическая синонимия. М.: Наука, 1967.-С.26−38.
- Уфимцева Н.В. Развитие стратегий осознания значения слова в онтогенезе // Психолингвистические исследования в области лексики си фонетики. Калинин: ЮГУ, 1983. — С.154−158.
- Фаворин В.К. Синонимы в русском языке.- Свердловск: Свердл. кн. изд., 1953.-71с.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.-Просвещение, 1984.-160с.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1973. — 160с.
- Фигуровский H.A. От синтаксиса отдельного предложения к синтаксису целого текста// Русский язык в школе.-1948.- № 3.-С.21−31.
- Фигуровский H.A. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М.: Учпедгиз, 1961. — 171с.
- Филатова Л.Д. Методика работы над средствами смысловой связи в тексте (4 класс): Дис. канд. пед. наук. Л., 1984.-230с.
- Филин Ф.П. О лексико-семантических группах слов // Езыковедски исследования в чест на акад. Стефан Младенов. София, 1957.-С.523−538.
- Харитонов Л.Н. Об увязке грамматики русского языка с грамматикой родного языка. Якутск: Кн. изд-во, 1949.- 56с.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Просвещение, 1982.- 128с.
- Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности/ Ин-т языкознания- Отв. ред.В. Н. Телия.-М.: Наука, 1991 .-214с.
- Шамсутдинова С. С, Хасанова З. Ш., Хасанов Н. М. Читаем и говорим по-русски: Пособие по развитию речи для учащихся 5 кл. нац. шк.- СПб.: отд-е изд-ва «Просвещение», 1992.- 128с.
- Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Пособие для студентов пед. ин-тов. Изд. 2-е., испр., М.: Просвещение, 1972.-327с.
- Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. (На материале рус. яз.). М.: Наука, 1973. — 280с.
- Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М.: Просвещение, 1977.-335с.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.-56с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Наука, 1974.-428с.
- Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // В кн.: Звегинцев В. Я. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. М., 1960.-С.308.
- Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы / Сб.ст. / Под общей ред. и с предисл. В.С.Библера/. Кемерово: АЛЕФ, 1993. — 414с.
- Шрагина Л.И. Оптимальные ассоциации по сходству как компонент креативности // Психологический журнал, 2000. Т.21. — № 4. — С.73−78.
- Якобсон P.O. Избранные труды. М.: Прогресс, 1985. — 455с.