Метод наблюдения.
Методы педагогических исследований
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую… Читать ещё >
Метод наблюдения. Методы педагогических исследований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
В отличие от методологии методы педагогического исследования — это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.
Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского.
При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Особенно сложно соблюсти последнее требование, так как человек по своей природе субъективен. Проводили даже такой эксперимент: за одним ребенком одновременно наблюдали несколько человек, при сравнении результатов наблюдения выяснилось, что совпало всего 10% информации.
Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
Для грамотного организованного наблюдения необходима программа наблюдения, которая состоит из 3 частей.
а) выбор объекта наблюдения.
Например, ученик, которого учителя считают «светилом школы», а все ученики не любят, надо выяснить, с чем это связано и помочь; или у ученика нет никаких интересов, а потому у него нет стремления учиться; или полная неуверенность в своих силах, отстраненность от всех — ему никто не нужен, но и он никому не нужен и т. д.
- б) определение целей и задач наблюдения:
- — выявление положительных качеств,
- — выявление отрицательных качеств.
- в) разработка схемы наблюдения, создание условия для наблюдения: наблюдения на уроках разных учителей, наблюдения во всех внеклассных мероприятиях (иногда приходится даже специально для этого их планировать), в домашних условиях и т. д.
При наблюдении результаты обязательно фиксируются, полученные данные обрабатываются.
Достоинства:
— не только изучаем ученика, но можем иногда и сразу предпринять какие-то действия, попытаться изменить ситуацию.
Недостатки:
- — большое количество времени,
- — большое количество затраченных сил и энергии,
- — нет вариантов программ наблюдений, учитель каждый раз, для каждого ученика разрабатывает все сам,
- — не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений,
- — невозможно обеспечить полную объективность информации,
- — люди меняют свое поведение под наблюдением.
Метод включенного наблюдения: наблюдатель сам является членом коллектива, участвует в делах коллектива.
Положительное:
- — не надо специально разрабатывать программы наблюдения.
- — люди не меняют своего поведения.
Отрицательное:
- — может спровоцировать нездоровую обстановку в коллективе, фискальство,
- — субъективность наблюдателя возрастает.