Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление процессом профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными критериями, показателями и уровнями управления процессом профессионального роста ЗДВР определены: управление профессиональным ростом ЗДВР в деятельности методиста муниципальной методической службы, включающее следующие показатели: принятие управленческих решений, организация их исполнениясистемность и качество в организации мониторинговых исследований, самоанализ… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы управления процессом 21 профессионального роста
    • 1. 1. Теоретический анализ понятий «управление процессом 21−36 профессионального роста» и «качество профессионального роста» как педагогических категорий в исследуемой проблеме
    • 1. 2. Теоретико-методологические основы в управлении процессом 36−49 профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе

    1.3 Сущностная характеристика деятельности методиста 49−60 муниципальной методической службы и заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе в условиях окружного управления образования

    1.4. Теоретическая модель управления процессом 60−74 профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе в условиях муниципальной методической службы окружного управления образования

    Выводы по 1 главе 74

    Глава 2. Реализация теоретической модели управления 77 процессом профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе в условиях муниципальной методической службы окружного управления образования

    2.1. Структура и содержание системы управления процессом 77−101 профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе

    2.2. Организационно-методические условия управления процессом 101−117 профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе в условиях муниципальной методической службы окружного управления образования

    2.3. Критерии, показатели и уровни управления процессом 117−132 профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе

    2.4. Анализ опытно-экспериментальной деятельности по 132−149 управлению процессом профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе в условиях муниципальной методической службы окружного управления образования

    Выводы по 2 главе 149

Управление процессом профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивными поисками нового в теории и практике воспитания подрастающего поколения. Общеобразовательные учреждения, выполняя заказ государства в предоставлении социальных услуг по воспитанию детей и молодежи, решают задачи воспитания гражданина, патриота, духовно-нравственного и толерантного человека. Реализация социальных услуг в области воспитания актуализирует проблему профессионального роста педагогов.

В сложившейся практике в условиях окружного управления образования вопросами организации воспитания в общеобразовательных учреждениях занимаются сотрудники муниципальной методической службы — методисты, в обязанности которых входят изучение профессиональной деятельности заместителя директора по воспитательной работе (ЗДВР), организаторов воспитаниявыявление, обобщение и диверсификация передового опыта их воспитательной работы. Методист в рамках своей компетенции осуществляет поиск эффективных способов изучения, предвидения и проектирования условий развития воспитательного процесса в деятельности заместителя директора общеобразовательного учреждения, но воспитательной работе.

Слабой акцентуацией в деятельности методиста муниципальной методической службы (ММС) является то, что вопросам управления процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей не уделяется должного внимания, что, в свою очередь, сказывается на результате воспитанности учащихся.

Аспекты методической деятельности и развития соответствующих профессиональных компетентностей педагогов-практиков, заместителя директора, методиста изучены в работах В. А. Беляевой, Л. И. Ильенко,.

М.В.Клариной, A.M. Моисеева, A.A. Петренко, Г. К. Селевко, А. Б. Фомина и др.

Проблемой в управлении процессом профессионального роста педагогов в области воспитания на современном этапе является недостаточное изучение воспитательной деятельности с учетом изменений происходящих в обществе и системе образования.

Управление прежде всего следует рассматривать как деятельность, открытую новым идеям, которая по своему назначению должна быть инновационной и качественной. Профессиональный рост учителя как результат управления процессом профессиональной деятельности педагога освещается в работах М. В. Левита, A.B. Мудрика, И. В. Никишкиной, М. М. Поташника, СЯ. Ромашиной, Е. А. Ямбурга и др.

Проблемы эффективности управленческой деятельности рассматриваются в трудах Л. Д. Кудряшовой, Н. Б. Пугачевой, А. Л. Свенцицкого, Р. Х. Шакурова и др.

Основным организатором воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении является заместитель директора по воспитательной работе или организатор воспитания. Сегодня он должен быть учителем учителей, посредником между наукой и практикой, умным стратегом, талантливым организатором, методистом, психологом, аналитиком, духовным наставником в области воспитания. Выполнение этих столь разнообразных и сложных функций, а также необходимость решения как традиционных, так и принципиально новых воспитательных задач требует систематического повышения профессионального роста методиста муниципальной методической службы и заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.

Важные педагогические результаты получены в исследованиях, посвященных деятельности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы Л. В. Байбородовой, Б. З. Вульфова, В. М. Лизинского, М. И. Рожкова, Г. Н. Сибирцовой и др.

Определенный практический опыт, накопленный в области управления, диагностики и оценки качества отражается в ряде теоретических исследований, посвященных этой проблеме Р. В. Баженова, А. Г. Бордовский, И. В. Василевская, B.C. Лазарев, A.A. Нестеров, JI.JI. Редько и др.

Анализ современной литературы показывает, что основные вопросы качества образования отражены в трудах В. В. Афанасьева, В. П. Беспалько, В. А. Кальней, П. И. Пидкасистого и др. Проблемы управления качеством образования рассматриваются в исследованиях JI.H. Давыдовой, Ю. В. Крупнова, Э. М. Короткова, П. И. Третьякова и др.

При подробном изучении феномена «управление процессом профессионального роста» заместителя директора по воспитательной работе в деятельности методиста муниципальной методической службы до сих пор недостаточно исследованы.

Таким образом, актуальность исследования вызвана наличием противоречий:

• между необходимостью управления процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе со стороны органов муниципальной методической службы в условиях окружного управления образования и недостаточной разработанностью функций методиста как куратора и организатора этой деятельности;

• между потребностями в практической деятельности методиста муниципальной методической службы по управлению процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей и недостаточным уровнем разработки теоретических и практических основ этой деятельности;

• между сложившимися представлениями о структуре и содержании деятельности заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей и современными требованиями к управлению воспитательным процессом в общеобразовательном учреждении.

Необходимость преодоления названных противоречий предопределила актуальность и выбор темы исследования «Управление процессом профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе».

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально апробировать содержание и структуру управления процессом профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.

Объект исследования: процесс профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.

Предмет исследования: управление процессом профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе в деятельности методиста муниципальной методической службы в условиях окружного управления образования.

Гипотеза исследования: управление процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе в деятельности методиста муниципальной методической службы в условиях окружного управления образования будет эффективным, если:

• разработана и внедрена теоретическая модель управления процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе на основе системного, синергетического, деятельностного и компетентностного подходов, предполагающая:

— теоретическое обоснование управления процессом профессионального роста как педагогической категории в деятельности заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе;

— разработку структуры и содержания системы управления процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе на основе технологий, обеспечивающих более высокий уровень воспитательной работы классных руководителей с учащимися;

• выявлены организационно-методические условия управления процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе в деятельности методиста муниципальной методической службы;

• разработано учебно-методическое сопровождение управления процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1) конкретизировать понятия «управление процессом профессионального роста» и «качество профессионального роста» заместителя директора по воспитательной работе в деятельности методиста муниципальной методической службы с учетом положений и идей, составляющих научно-теоретическую основу исследования;

2) обосновать функции методиста муниципальной методической службы в управлении процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе;

3) разработать и апробировать теоретическую модель, структуру и содержание управления процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе;

4) определить критерии, показатели и уровни управления процессом профессионального роста субъектов воспитательного процесса;

5) выявить и обосновать организационно-методические условия управления процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе в деятельности методиста муниципальной методической службы в условиях окружного управления образования;

6) разработать и апробировать методическое сопровождение деятельности методиста муниципальной методической службы.

Методологической основой исследования являются:

— на философском уровне', теории управления (Д.Н. Бобрышев, Д. И. Грядовой, М. А. Медведев и др.) — профессиональная деятельность педагога (В.А. Алексеенко, М. Т. Громкова, В. И. Панарин, В. Д. Шадриков и др.) — идеи, положения, определения качества (Аристотель, Кант, Демокрит, Э. М. Коротков и др.), измерения качества (В.П. Беспалько, H.H. Булынский, Е. Д. Колегова, Н. А. Селезнева, А. И. Суббето, Г. Ю. Татур и др.);

— на общенаучном уровне: идеи системного подхода в обосновании теоретических и методических основ воспитательных систем (В.Г.Афанасьев, О. С. Газман, Т. П. Фролов и др.) — синергетического подхода во взаимодействии управляющей и управляемой подсистем (В .И. Аршинов, C.B. Кульневич, Е. В. Бондаревская, C.B. Кривых и др.) — деятельностного подхода как набора операций и выполнения определенных функций (В.В.Давыдов, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.) — компетентностного подхода, включающего комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса (В.А. Адольф, И. В. Кириллов, И. А. Зимняя, A.B. Хуторской и др.) — профессионально-личностный рост учителя (Л.Н. Куликова, М. В. Левит, A.B. Мудрик, М. М. Поташник, Е. А. Ямбург и др.) — создание условий для обеспечения профессионального роста педагога (К.А. Абдульханова-Славская, И. Д. Анисимова, А. Г. Асмолов, Г. Б. Корнетов, Н. Б. Крылова, С. Е. Олишевский, Л. К. Попов, В.В. Сериков) — анализ сущности и содержания управленческой деятельности (Т.И. Шамова, Г. Н. Шибанова и др.) — теории воспитательных систем общеобразовательных учреждений (Л.И. Новикова и др.) — типов воспитательных систем (Л.А.Байкова, A.B. Гаврилин, Н. Л. Селиванова и др.);

— на частнонаучном уровне: анализ теоретических положений педагогического проектирования и прогнозирования (И.А. Липский, Л. Е. Никитина, В. М. Сафронова и др.) — творческих способностей и умений в профессиональном становлении личности педагога (C.B. Евтушенко, В. И. Загвязинский, М. А. Петрова и др.) — технологий профессиональной деятельности заместителя директора по воспитательной работе (Н.И.Дереклеева, O.E. Жиренко, В. П. Сергеева, JI.M. Сыромятникова и др.) — показатели оценки компетентности заместителя директора по воспитательной работе (Э.В. Литвиненко, М. А. Сергеев, Т. В. Рябцева и др.) — диагностика и мониторинг процесса воспитания в общеобразовательном учреждении (Д.В. Григорьев, И. В. Кулешова, М. П. Нечаев, П. В. Степанов и др.).

Теоретическую основу исследования составили труды:

— о парадигмах управления в контексте этапов развития науки (В.А. Абчук, В. Н. Бурков, В. Е. Лепский, Д. А. Новиков и др.);

— об основных ценностных ориентациях личности педагогов (Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, И. Ф. Исаев, Е. И. Сухова и др.);

— об общих закономерностях профессиональной подготовки и проблемах формирования и развития личности учителя (O.A. Абдуллина, Л. С. Подымоваидр.).

В ходе исследования для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования'. теоретический анализ философской, педагогической, андрагогической и психологической литературы в рамках темы исследованияизучался, обобщался и описывался опыт специалистов в области управления, качества воспитательной деятельностипрогностические методы (экспертные оценки, обобщение независимых характеристик, моделирование) — праксиметрические методы (анализ учебно-методической документации) — диагностические методы (тестирование, ранжирование, шкалирование) — частные эмпирические методы (беседа, устный и письменный опрос, анкетирование) — опытно-экспериментальная работа, методы математической статистики в обработке полученных данных (критерий хи-квадрат Пирсона).

База исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Методического центра Юго-Восточного окружного управления образования г. Москвы, ГБОУ СОШ № 1148 им Ф. М. Достоевского г. МосквыВладимирского института повышения квалификации работников образования имени Л. И. Новиковой (ГАОУДПО ВО ВИПКРО), МБОУ «Лицей-интернат № 1» г. Владимира, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» округа Муром Владимирской области, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Вязники Владимирской области.

В эксперименте было задействовано 2050 человек.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2006;2007 гг.) осуществлялся подбор, изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, философской, научной литературы по проблеме исследования. Для построения исходной гипотезы был организован констатирующий эксперимент с проведением первичной диагностики. Была разработана концепция модульного курса информационного обеспечения профессиональной компетентности заместителя директора по воспитательной работе.

На втором этапе (2007;2010 гг.) обобщался теоретический материал и реализовался основной этап опытно-экспериментальной работы. Производилась разработка и корректировка основных элементов модели управления процессом профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.

На третьем этапе (2010;2012 гг.) выполнялась обработка эмпирических данных, обобщались и систематизировались результаты исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработана и экспериментально апробирована теоретическая модель управления процессом профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе, включающая цель, задачи, подходы (системный, синергетический, деятельностный, компетентностный) — принципы (системности, целостности, структурности, функциональной иерархичности, вариативности, полифункциональности, креативности, открытости, научной обоснованности, диверсификации) — компоненты (диагностический, содержательно-целевой, организационно-управленческий, технологический, результативно-рефлексивный) — содерлсание управления процессом профессионального ростамодулитехнологии в деятельности методиста и ЗДВР (адаптивно-информационная, проектно-инновационная, технология прогнозирования) — организационно-методические условия.

2. Разработано содержание управления процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе в деятельности методиста муниципальной методической службы в условиях окружного управления образования и определены модули управления (информационно-аналитический, мотивационно-целевой, планово-прогностический, проектно-организаторский, организационно-исполнительский, регулятивно-коррекционный, контрольно-диагностический), последовательная реализация которых позволит повысить эффективность управления процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе.

3. Обоснованы функции методиста муниципальной методической службы и заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе (диагностическая, аналитическая, целевая, проектно-прогностическая, коррекционно-организационная, консультационно-методическая, рефлексивная, результативная, диверсификационная, контролирующая).

4. Определены критерии управления процессом профессионального роста: управление профессиональным ростом ЗДВР в деятельности методиста муниципальной методической службыпрофессиональная компетентность заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работекачество профессиональной деятельности классных руководителейоценка воспитанности учащихся. Уровни воспитанности учащихся: низкий, средний, высокий. Уровни управления процессом профессионального роста: первичный, квалифицированный и специализированный.

5. Выявлены и обоснованы организационно-методические условия управления процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе: проведение мониторинга воспитательной деятельности в условиях муниципальной методической службы окружного управления образованияинформационно-методическое сопровождение профессиональной деятельности ЗДВРразвитие профессионального мастерства заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителейдиверсификация и внедрение инновационного опыта.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизированные понятия дополняют теорию управления профессиональным ростом ЗДВР, расширяют представления о деятельности методиста муниципальной методической службы в условиях окружного управления образования и рассматриваются как: «управление процессом профессионального роста» направлено на повышение уровня компетентности ЗДВР в работе с классными руководителями и учащимися в общеобразовательном учреждении- «качество профессионального роста» -это интегративная, комплексная характеристика профессионального развития ЗДВР в разных областях образовательной деятельности, отражающая результативность процессов самообразования, саморазвития и самовоспитания, обладающая характеристиками устойчивости и осознанности.

Разработанная теоретическая модель развивает теорию профессионального образования в системе деятельности методиста о способах повышения профессионального роста ЗДВР, расширяет представления о структуре и содержании управления процессом профессионального роста, направлена на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования.

Использование научных и прикладных результатов существенного дополняют раздел теории и методики профессионального образования «Управление процессом профессионального роста педагога в воспитательной работе».

Обоснованные критерии, показатели и уровни дополняют систему мониторинга оценки качества профессионального роста в деятельности методиста муниципальной методической службы и заместителя директора по воспитательной работе в условиях окружного управления образования.

Теоретические положения исследования ориентируют на дальнейшее совершенствование управления процессом профессионального роста в деятельности методиста муниципальной методической службы и заместителя директора по воспитательной работе.

Практическая значимость исследования определяется его направленностью на эффективное управление процессом профессионального роста в деятельности методиста муниципальной методической службы и заместителя директора по воспитательной работе, которое дает возможность повысить качество деятельности классных руководителей в воспитании учащихся.

Разработанные программы повышения профессионального роста ЗДВР и классных руководителей могут быть использованы преподавателями системы повышения квалификации в дополнительном образовании: «Управление качеством процессов воспитания и социализации в деятельности методиста муниципальной методической службы», «Теория и технология управления качеством воспитательного процесса общеобразовательного учреждения в деятельности заместителя директора по воспитательной работе», «Социально-педагогические технологии воспитания детей и подростков в деятельности классного руководителя».

Разработан и апробирован диагностический инструментарий, который может применяться в педагогическом мониторинге управления процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей общеобразовательных учреждений.

Результаты исследования могут быть востребованы при разработке программ в системе высшего профессионального образования для подготовки студентов (бакалавров) к воспитательной деятельности в современном многоуровневом образовании.

Достоверность научных результатов обеспечивается оптимальным выбором методологических оснований, опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики и психологии, целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, непротиворечивостью исходных теоретических положений, практическим подтверждением результатов опытно-экспериментальной работы, достаточным объемом выборки.

Личный вклад автора в исследовании состоит в конкретизации понятий «управление процессом профессионального роста» и «качество профессионального роста" — в создании моделиразработке критериев и показателей управления процессом профессионального роста ЗДВР и оценки воспитанности учащихсяразработке программ курсов повышения квалификации методистов, ЗДВР, классных руководителей, методических пособий «Технология деятельности заместителя директора образовательного учреждения по воспитательной работе», «Технология деятельности методиста муниципальной методической службы».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Положения и идеи, составляющие научно-теоретическую основу исследования, позволили конкретизировать понятия: «управление процессом профессионального роста» и «качество профессионального роста» заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе в деятельности методиста муниципальной методической службы.

2. Обоснованы функции методиста муниципальной методической службы и заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе: диагностическая, аналитическая, целевая, проектно-прогностическая, коррекционно-организационная, консультационно-методическая, рефлексивная, результативная, диверсификационная, контролирующая, которые определяют основные направления деятельности методиста в управлении процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе.

3. Теоретическая модель управления процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе в деятельности методиста муниципальной методической службы позволяет структурировать систему управления и определить: цель, задачи, подходы (системный, синергетический, деятельностный, компетентностный), принципы (системности, целостности, структурности, функциональной иерархичности, вариативности, креативности, открытости, научной обоснованности, диверсификации), компоненты профессионального роста ЗДВР (диагностический, содержательно-целевой, организационно-управленческий, технологический, результативно-рефлексивный), модули в управлении процессом профессионального роста (информационно-аналитический, мотивационно-целевой, планово-прогностический, проектно-организаторский, организационно-исполнительский, регулятивно-коррекционный, контрольно-диагностический), технологии (адаптивно-информационная, проектно-инновационная, прогнозирования), организационно-методические условия и предполагаемый результат, направлены на повышение уровня управления процессом профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.

4. Основными критериями, показателями и уровнями управления процессом профессионального роста ЗДВР определены: управление профессиональным ростом ЗДВР в деятельности методиста муниципальной методической службы, включающее следующие показатели: принятие управленческих решений, организация их исполнениясистемность и качество в организации мониторинговых исследований, самоанализ и самоорганизацияконтроль и координация деятельности всех субъектов воспитательного процесса на уровне муниципальной методической службы и общеобразовательного учреждения в условиях окружного управления образованияпрофессиональная компетентность заместителя директора по воспитательной работе, реализующаяся в следующих показателях: научно-методическое обоснование своей профессиональной деятельности с учетом иерархических уровнейпедагогическое мастерство в организационно-методической деятельностиавторские инновационные технологии в воспитательной деятельностикачество профессиональной деятельности классных руководителей, заключающееся в следующих показателях: научно-методическое обоснование своей воспитательной работыпедагогическое мастерство классного руководителяавторские организационные технологии работы классного руководителяоценка воспитанности учащихся, отражающийся в следующих показателях: ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельностикоммуникативная культура личности школьникаличностный рост учащегосяорганизаторские качества личности.

К каждому критерию определены уровни качества профессионального роста: первичный, квалифицированный и специализированный. Уровни воспитанности учащихся: низкий, средний, высокий.

5. Обоснованные и апробированные в процессе исследования организационно-методические условия (проведение мониторинга воспитательной деятельности на уровне муниципальной методической службы в условиях окружного управления образования-информационно-методическое сопровождение профессиональной деятельности заместителя директора по воспитательной работеразвитие профессионального мастерства ЗДВР, классных руководителейдиверсификация и внедрение инновационного опыта) создали предпосылки для качественного процесса профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе.

6. Разработанное методическое сопровождение (программы курсов повышения квалификации педагогических работников образования: «Управление качеством процессов воспитания и социализации в деятельности методиста муниципальной методической службы», «Теория и технология управления качеством воспитательного процесса общеобразовательного учреждения в деятельности заместителя директора по воспитательной работе», «Социально-педагогические технологии воспитания детей и подростков в деятельности классного руководителя" — методические пособия: «Технология деятельности методиста муниципальной методической службы», «Технология деятельности заместителя директора образовательного учреждения по воспитательной работе"', диагностический инструментарий) способствует эффективности управления процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе в деятельности методиста муниципальной методической службы в условиях окружного управления образования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в г. Москве на международных конференциях: «Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика» (2007, 2009, 2011), «Педагогические основы развития креативности детей и юношества» (2008, 2010) — городских научно-практических конференциях: «Современные подходы к организации воспитывающей деятельности в образовательных учреждениях города Москвы» (2009), «Разработка модели методического сопровождения профессиональной компетенции классных руководителей» (2008;2010) — семинарах: «Повышение качества воспитания в образовательном учреждении через проектирование инновационных технологий», «Проектирование программ воспитания общеобразовательных учреждений Юго-Восточного округа» (2008;2010) — круглых столах: «Работа Научно-методического центра Юго-Восточного окружного управления образования по повышению эффективности и качества деятельности заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе», «Совершенствование деятельности классного руководителя — приоритет воспитательной работы современной школы» (2008;2011) — в г. Новосибирске на международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии» (2011, 2013).

Основные теоретические положения и практические результаты исследования обсуждались на конференциях студентов и аспирантов МГПИ, на аспирантских семинарах кафедры педагогики МГПИ, заседаниях ЗДВР Юго-Восточного, Юго-Западного, Южного округов г. Москвы.

Результатами внедрения модели управления процессом профессионального роста ЗДВР в условиях окружного управления образования в деятельность методиста муниципальной методической службы стали достижения заместителей директоров по воспитательной работе Юго-Восточного округа г. Москвы: I, II и III места в номинации «Программа воспитывающей деятельности» Московского городского конкурса программ воспитания «Все начинается с детства» (2008) — I место в номинации «Воспитательные системы 5−9-х классов общеобразовательных учреждений» и III место в номинации «Воспитательные системы старших классов общеобразовательных учреждений» Московского городского конкурса «Панорама воспитательных систем классов, групп» (2010).

Основные результаты исследования нашли отражение в 23 публикациях по теме работы (учебно-методические пособия, программы, статьи, тезисы).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе профессиональной подготовки ЗДВР в Юго-Восточном округе г. Москвы, на факультете дополнительного образования Московского гуманитарного педагогического института, Владимирского институт повышения квалификации работников образования имени Л. И. Новиковой, общеобразовательных учреждениях городов Москвы, Владимира, Мурома, Вязников.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (194 наименования, в том числе 2 источника на иностранном языке) и 7 приложений. Текст работы включает 2 схемы, 7 диаграмм и 16 таблиц.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что деятельность методиста по управлению процессом профессионального роста ЗДВР в условиях муниципальной методической службы окружного управления образования способствует эффективному профессиональному росту ЗДВР, классных руководителей и содействует повышению уровня воспитанности учащихся.

Систематизация рассмотренных положений и идей, составляющих научно-теоретическую основу исследования с позиции ведущих подходов (системного, синергетического, деятельностного, компетентностного), позволила сделать следующие выводы и получить результаты:

— конкретизированы понятия: «управление процессом профессионального роста» направлено на повышение уровня компетентности ЗДВР в работе с классными руководителями и учащимися в общеобразовательном учреждении и «качество профессионального роста» — это интегративная, комплексная характеристика профессионального развития в разных областях образовательной деятельности, отражающая результативность процессов самообразования, саморазвития и самовоспитания, обладающая характеристиками устойчивости и осознанности;

— обоснованы функции управления процессом профессионального роста в деятельности методиста муниципальной методической службы и заместителя директора по воспитательной работе: диагностическая, аналитическая, целевая, проектно-прогностическая, коррекционно-организационная, консультационно-методическая, рефлексивная, результативная, диверсификационная, контролирующая;

— апробирована и экспериментально проверена теоретическая модель управления процессом профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе, включающая цель, задачи, подходы, принципы (системность, целостность, структурность, функциональная иерархичность, вариативность, полифункциональность, креативность, открытость, научная обоснованность, диверсификация) — компоненты (диагностический, содержательно-целевой, организационно-управленческий, технологический, результативно-рефлексивный) — предполагаемый результат в виде повышения качества профессионального роста ЗДВР, профессиональной деятельности классных руководителей, что непосредственно отражается на уровне воспитанности учащихся;

— разработаны модули в содержании управления (информационно-аналитический, мотивационно-целевой, планово-прогностический, проектно-организаторский, организационно-исполнительский, регулятивнокоррекционный, контрольно-диагностический) — технологии (адаптивно-информационная, проектно-инновационная, технология прогнозирования);

— определены критерии, показатели и уровни управления процессом профессионального роста заместителя директора по воспитательной работе в деятельности методиста муниципальной методической службытеоретически обоснованы и экспериментально проверены организационно-методические условия управления процессом профессионального роста заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе: проведение мониторинга воспитательной деятельности в условиях муниципальной методической службы окружного управления образованияинформационно-методическое сопровождение профессиональной деятельности ЗДВРразвитие профессионального мастерства заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителейдиверсификация и внедрение инновационного опыта. *.

В процессе исследования разработано учебно-методическое сопровождение деятельности ЗДВР (программы курсов повышения квалификации педагогических работников образования, методические пособия и рекомендации), а также диагностический инструментарий.

Исследование не исчерпывает всех проблем управления процессом профессионального роста ЗДВР в условиях учебного округа. Результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу. Она может послужить основой для научной работы по дальнейшей разработке новых направлений, связанных с совершенствованием технологий профессиональной деятельности ЗДВР и классных руководителей.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H. Воспитательная работа в классе : учеб. пособие / Н. Н. Абрамова. 3-е изд., стер. — М.: Спутник+, 2012. — 223 с.
  2. Административное управление воспитательным процессом / сост. Н. П. Кузнецова, Е. В. Мейснер. Волгоград: Учитель, 2006. 250 с.
  3. В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1998. 49 с.
  4. А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1973. Вып. 1, С. 14−17.
  5. Актуальные проблемы воспитания детей и молодежи. Воспитательные системы / отв. ред. М. Е. Умрихина. М.: Центр «Школьная книга», 2008. Вып. 2, 288 с.
  6. Актуальные проблемы воспитания детей и молодежи. Модели. Программы. Проекты (Материалы образовательных учреждений лауреатов Городского конкурса «Все начинается с детства») / отв. ред. В. П. Моисеенко. М.: Центр «Школьная книга», 2007. Вып. 1, — 480 с.
  7. Аттестация педагогических кадров / сост. Е. М. Шибанова. М.: ACT: Астрель: Профиздат, 2005. 222, 2. с.
  8. Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений с коммент. Н. В. Долгоаршинных, И. И. Семеновой. М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 179с.
  9. Аттестация руководителей и работников воспитательной сферы общеобразовательных учреждений: метод, рекомендации и материалы / авт.-сост. Т.Т. Соколова- под общ. ред. Л. Я. Олиференко. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. 64 с.
  10. В.В., Кудаева Т. А. Диагностика и оценка качества образовательного процесса: Учебное пособие. Рязань: Издательство «Литера М», 2010.-272с.
  11. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.-368 с.
  12. Р. В. Управление качеством профессиональной деятельности педагогов интегративного образовательного учреждения: дис.. канд. пед. наук. СПб., 2005. 221 с.
  13. JI.E. Соответствия и антисоответствия между категориями. М.: Academia, 1998.-50 с.
  14. Л.Е., Протасьева В. Б. Управление качеством: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 212 с.
  15. В. А. Способы контроля и оценки эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов. Магнитогорск, 1994. 18 с.
  16. О.В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитания: метод, пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2009. 104 с.
  17. В.А., Петренко A.A. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования: метод, рекомендации. М.: АРКТИ, 2005. 160 с.
  18. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / Моск. психол.-соц. ин-т. М., 2002. 352 с.
  19. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. М., Сов. энцикл., 1973.
  20. Большая Советская энциклопедия. М., 1973. Т. И. С. 872.
  21. Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 288 с.
  22. Н.М., Моложавенко A.B., Соловцова И. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высш. учеб заведений / под ред. Н. М. Борытко. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 320 с.
  23. Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: метод, пособие / Акад. повышения квалификации и проф. переподготовки, работников образования. М.: Academia: АПК и ППРО, 2005. 50 с.
  24. И.В. Управление качеством: учеб. пособие. М.: РИОР, 2005. 79 с.
  25. O.A. Воспитательная система образовательного учреждения со здоровьесберегающим компонентом: Концепция, Программа, Циклограмма деятельности. М.: УЦ «Перспектива», 2010. 116 с.
  26. C.B. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студентов высш. учеб заведений. М.: Академия, 2008. 208 с.
  27. Воспитание в классе и школе: метод, пособие / под науч. ред. М.И. Рожкова- авт.-состав. Т. Н. Сапожникова. .Ярославль: Департамент образования Ярославской обл., 2008. 220 с.
  28. Воспитательная деятельность педагога / под ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. 336 с.
  29. .З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. М.: Пед. о-во России, 2001. 192 с.
  30. A.B. Концепция адаптивного управления воспитательной системой школы // Воспитательная работа в школе: деловой журн. зам. директора по воспитат. работе. 2012. — № 3. — С. 25−34.
  31. A.B. Оценка эффективности воспитательной системы адаптивной школы (в условиях малого города) // Воспитательная работа в школе: деловой журн. зам. директора по воспитат. работе. 2012. — № 5. — С. 91−96.
  32. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М, 1958. Т. 14. С. 518.
  33. Е.В. Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие / Е. В. Головнева. М.: Высш. шк., 2006. — 256 с.
  34. И.В., Конасова Н. Ю., Курцева Е. Г. Процедура оценивания работы школы, деятельности ученика и учителя. СПб.: КАРО, 2007. 224 с.
  35. М.Т. Андрогогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования- учеб. пособие для студентов вузов. Сер. «Высш. проф. образование: Педагогика». М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005. 495с.
  36. Ю.А. Проектное создание: руководство по программированию в образовании для систем стратегического управления. М.: Ин-т учебника Пайдейя, 1998. 500 с.
  37. Гуткина Л Д. Новые технологии планирования воспитательной работы в школе // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе: упр. воспитат. процессом в шк.: науч.-метод. журн. -2011.-№ 6.-С. 29−32.
  38. Л.Н. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образования: дис.. д-ра. пед. наук. Астрахань, 2005. -350 с.
  39. А.Я., Кондаков A.M., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Сер."Стандарты второго поколения". М.: Просвещение, 2009. 26 с.
  40. А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М.: НИИ шк. технологий, 2009. 292 с.
  41. A.A., Зазыкин В. Г. Акмеология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  42. ИД. Воспитательная деятельность педагога: междисциплинарный подход // Воспитательная работа в школе: деловой журн. зам. директора по воспитат. работе. 2012. — № 3. — С. 7−12.
  43. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе: метод, пособие. М.: Центр «Пед. поиск», 2007. 96 с.
  44. Духовно-нравственный потенциал слова в непрерывном образовательном пространстве современной школы: сб. докл. и тез. выступлений на Город, науч.-практ. конф. 27 янв. 2010 г. / под ред. В. П. Сергеевой. М.: МГПИ, 2010. 106 с.
  45. В.И. Учитель как исследователь / М: Педагогика, 1980.- 87 с.
  46. В.И. Самоаттестация школы. М.: Центр «Пед. поиск», 2000. 160 с.
  47. Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: СПСИ- Воронеж: НПО «МОДЕКС», 2003. 480 с.
  48. С.И. Андрогогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: ПЕР СЭ, 2007. 272 с.
  49. A.B. Культурная среда общеобразовательной школы как педагогическое явление : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2006. 49 с.
  50. В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ шк. технологий, 2008. 240 с.
  51. М. Качество воспитательной работы в школе: как его оценить (из опыта работы сред. шк. № 521 Москвы) // Качество образования в школе: науч.-метод. журн. 2011. — № 3. — С. 42−48
  52. С.Н. Управление качеством воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении: дис. канд. пед. наук / Москва, 2002. 209 с.
  53. М.В. Должностные инструкции в образовательных учреждениях. 5-е изд., стер. М.: Омега-JI, 2010. 126 с.
  54. Л.И. Менеджмент воспитательной работы как основа ресурсного обеспечения развития воспитания // Стандарты и мониторинг в образовании: науч.-метод. и информ. журн. 2012. — № 1(82). — С. 24−28.
  55. КоджаспироваГ.М. Педагогика: учебник. М.: КНОРУС, 2010. 744 с.
  56. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2008. 368 с.
  57. С.П. Управление качеством: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010.-252 с.
  58. Г. Г. Менеджмент в образовании: практ. курс: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 288 с.
  59. Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов. М.: Академ, проект, 2006. 320 с.
  60. Компетентностный подход и качество образования / Отв. Редактор Л. Е. Курнешова. М.: Московский центр качества образования, 2008. — 144с.
  61. В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. 2002. № 1. С. 3−10.
  62. Краткий педагогический словарь: учеб. справ, пособие / Андреева Г. А., Вяликова Г. С., Тютькова И. А. М.: В. Секачев.2007. 181 с.
  63. Ю.В. Профессионализм и социальное самочувствие педагогического работника. Екатеринбург, 1994. 104 с.
  64. B.C. Теория и методика воспитания. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 508 с. 1.с.: ил.
  65. С.Б. Учитель и ученик в учебном диалоге. М., 1989. 175 с.
  66. B.C. Управление инновациями в школе: учеб. пособие. М.: Центр пед. образования, 2008. 352 с.
  67. С.Ш., Турчаева Р.Ю.Управленческие решения: практикум. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 223 с.
  68. В.М. Ресурсный подход в управлении развитием школы. М.: Центр «Пед. поиск», 2006. 160 с.
  69. И.А. Методологические риски развития социальной педагогики // Педагогика. 2009. № 3. С. 24−33.
  70. Э.В., Сергеева М. А., Нечаев М. П. Экспертное оценивание в лицензировании и аттестации образовательных учреждений и управленческих кадров: учеб. пособие. М.: 5 за знания, 2008. -176 с. (Метод, б-ка)
  71. .Т. Педагогика: курс лекций / под ред. В. А. Сластенина. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. 674 с.
  72. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / под ред. E.H. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2006. 128 с.
  73. В.Н. Информационные технологии управления: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2010. 240 с.
  74. Т. Н., Макаров В. А. Организация деятельности методического объединения в школе. 4.1. М.: Центр «Педагогический поиск», 2010.- 160 с.
  75. Л.И. Теория и методика воспитания, учебник. М.: Пед. о-во России, 2004. 480 с.
  76. А.И. Комплексная программа «Здоровье в общеобразовательной школе» // Директор школы. 2007. № 8. С. 102−104.
  77. В.В., Меркулова Т. К., Петренко A.A. Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования: метод, пособие. 5-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2009. 80 с.
  78. Мастер-класс для заместителей директоров по воспитательной работе: Организация и планирование работы- Из опыта работы школ г. Воронежа / авт.-сост. Т. М. Кумицкая, O.E. Жиренко. М.: 5 за знания, 2006. -240 с. (Метод, б-ка).
  79. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 1. Планирование, контроль и анализ воспитательного процесса / авт.-сост. Л. С. Сыромятникова. М.: Глобус, 2008. 464 с.
  80. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 2. Работа с детским коллективом и родителями / авт.-сост. Л. С. Сыромятникова. М.: Глобус, 2009. 460 с.
  81. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 3. Организация деятельности, методическая работа / авт.-сост. Л. С. Сыромятникова. М.: Глобус, 2008. 300 с.
  82. Д.Ш., Полетаев Д. М., Мельникова Н. И. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Народное образование. 2000. № 8. С. 75−85.
  83. Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектоное обучение: уче. Пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. В. Матыш. М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 144с.
  84. О.В. Создание новых моделей повышения уровня профессиональной компетентности педагогов на муниципальном уровне // Методист. 2009. № 10. С. 18−19.
  85. Методика воспитательной работы .'учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В. П. Сергеева и др. — под ред. В. П. Сергеевой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2011. — 366с.
  86. Мониторинг образовательной деятельности педагогов в условиях новой системы оплаты труда / авт.-сост. O.A. Северина, О. П. Погорелова, М. Р. Ермишева. Волгоград: Учитель, 2010. 206 с.
  87. АД. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. 3-е изд., стереотип. СПб.: Речь, 2008. 392 с.
  88. Настольная книга методиста / сост. С. А. Титова. Мн.: Красико-Принт, 2006.- 128 с.
  89. М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи: монография. М.: АПКиППРО, 2008. 240 с.
  90. JI.B. О современном подходе к организации повышения квалификации педагогических кадров // Методист. 2010. № 1. С. 17−20.
  91. O.A. Повышение качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в деятельности куратора академической группы: дис.. канд. пед. наук. Москва, 2009. 208 с.
  92. М.П. Адаптивная воспитательная система в современной школе: метод, пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2008. 92 с.
  93. М.П. Диагностика воспитания школьников: учеб.-метод, пособие. М.: ЦГЛ, 2006. 64 с.
  94. М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе: метод, пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2008. 128 с.
  95. М.П. Локальные акты: управление воспитательным процессом в школе: метод, пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2009. 120 с.
  96. М.П. Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе: метод, пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: 5 за знания, 2007. 192 с.
  97. М.П. Теория и практика управления воспитанием: краткое учеб. пособие для студентов и педагогов. М.: АПКиППРО, 2005. 144 с.
  98. М.П. Экспертное оценивание воспитательной деятельности в аккредитации образовательного учреждения и аттестации управленческих кадров: метод, пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2008. 76 с.
  99. Л.Е., Липский И. А., Майорова-Щеглова С.Н., Наместникова Г. А. Педагогическое проектирование: науч.-метод.пособие / под общ. ред. JI.E. Никитиной. М.: НОУ ВПО «Моск. психол.-соц. институт, 2009. 288 с.
  100. H.H., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 224 с.
  101. И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. Волгоград: Учитель, 2007. 127 с.
  102. Новейший философский словарь / сост. и гл. ред. A.A. Грицанов. Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. 1280 с.
  103. Новейший философский словарь. 3-е изд., испр. Минск: Кн. дом. 2003. 1280 с.
  104. Нормативное обеспечение воспитательной работы в школе: сб. документов и метод, рекомендаций / авт.-сост. В. П. Манухин. М.: АРКТИ, 2005.- 184 с.
  105. П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: курс лекций. Орел, 2002. 291 с.
  106. С.И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО „Издательство Оникс“: ООО „Издательство „Мир и Образование““, 2008. 1200 с.
  107. Организация ученического самоуправления: Гражданский клуб. Социальные проекты. Мероприятия / авт.-сост. Е. В. Ведрова. Волгоград: Учитель, 2007. 84 с.
  108. Основы семейного воспитания: учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / В. П. Сергеева и др.- под ред. В. П. Сергеевой. М.: Академия, 2010.- 192 с.
  109. В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: дисд-ра. пед. наук. СПб., 1998. 460 с.
  110. Панорама воспитательных систем. Сер. „Инструктивно-метод. обеспечение содержания образования в Москве“. М.: Центр „Шк. кн.“, 2006. 208 с.
  111. А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2008. 368 с.
  112. Патриотическое воспитание: нормативно-правовые документы. 2-е изд., перераб. М.: ТЦ Сфера, 2006. 96 с.
  113. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Соврем, слово», 2005. 720 с.
  114. Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии: сб. метод, разраб. / под. ред. E.H. Степанова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. 240 с.
  115. Педагогический контроль в процессе воспитания: метод, рекомендации / под ред. E.H. Степанова. М: ТЦ Сфера, 2006. 160 с.
  116. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский и др.- под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.
  117. Педагогические технологии: Учебное пособие/Авт.-сост. Т. П. Сальникова. -М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с.
  118. Петрова JT. K Основы управления педагогическими системами: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 349 с.
  119. П.И., Воробьева H.A. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. М.: Пед. о-во России, 2007. 192 с.
  120. И.П. Педагогика: учебник. 2-е изд., доп. М.: Юрайт, 2010. 574 с.
  121. Е.С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2010. 368 с.
  122. С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 144 с.
  123. М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод, пособие. М.: Центр пед. образования, 2009. 448 с.
  124. A.A. Методика воспитательной работы : учеб. пособие / А. А. Привалов, А. М. Руденко — М-во образования и науки Рос. Федерации, Ин-т повышения квалификации руководящих работников и специалистов. -Новочеркасск: Лик, 2011. 209 с.
  125. Проектирование технологий воспитательной работы с учащимися на основе социально-педагогического сопровождения: метод, рекомендации /авт.-сост. В. П. Сергеева, Т. Х. Волчкова, Э.А. Зиновьева- под общ. ред. В. П. Сергеевой. М.: МГПИ, 2010. 84 с.
  126. Рабочая книга школьного администратора: мониторинг в школе: Выпуск 4 / Авт.-сост. М. Г. Синякова, C.JI. Фоменко. М.: АРКТИ, 2008. — 104с.
  127. В. А. Управление качеством: учеб. пособие. М.: МНФРА-М, 2010.-208 с. + CD-ROM.
  128. JI.JI. Управление качеством непрерывного уровневого педагогического образования в условиях формирования региональных образовательных систем: дис.. д-ра. пед. наук. Ростов/на Д, 2001. 370 с.
  129. С.Я. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании: учебное пособие /С.Я. Ромашина, A.A. Майер. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. — 160с.
  130. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М.: БРЭ, 1993. Т. 1. С. 65.
  131. Т.В. Развитие профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе в процессе исследовательской деятельности: дис.. канд. пед. наук. Казань, 2008. 226 с.
  132. Д. С. Исследование взаимосвязей между компонентами образовательной системы: автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов/на Д: Рост, гос. пед. ун-т, 1993. 20 с.
  133. Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. 5−9-е классы: метод, пособие. М.: Глобус, 2006. 288 с.
  134. В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Акдемия, 2007. 240 с.
  135. A.JI. Краткий психологический словарь. М.: ТК Велби: Проспект, 2008. 512 с.
  136. Г. К. Воспитательные технологии. М.: НИИ шк. технологий, 2005. 320 с.
  137. Г. К. Концепция самовоспитания // Современные концепции воспитания / отв. ред. JI.B. Байбородова. Ярославль, 2000. 250 с.
  138. Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: НИИ шк. технологий, 2006. 816 с.
  139. О. В. Становление профессионально-педагогической компетентности будущего учителя как классного руководителя в процессе студенческого самоуправления: дисканд. пед. наук. Благовещенск, 2007. 210 с.
  140. JI.H. Воспитательная система: проблемы прошлого, настоящего, будущего // Воспитательная работа в школе: деловой журн. зам. директора по воспитат. работе. 2011. — № 3. — С. 21−25.
  141. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия: науч.-метод. пособие / под. ред. O.A. Щекиной- науч. ред. Л. С. Ногавкина. СПб.: СПбАППО, 2006.- 172 с.
  142. В.П. Профессиональная подготовка учителя к реализации проектно-организаторской функции воспитательной деятельности: дис.. д-ра. пед. наук. М., 2006. 370 с.
  143. В.П. Технология подготовки учителя к проектно-организаторской функции в непрерывном образовании: монография. М.: АПКиППРО, 2005. 120 с.
  144. В.П., Маркина О. С. Технология деятельности заместителя директора образовательного учреждения по воспитательной работе (Приложение № 3): метод, пособие / под ред. В. П. Сергеевой. М.: УЦ «Перспектива», 2009. 124 с.
  145. В.П. Проектно-организаторская функция воспитательной деятельности учителя (теория и методика): монография. М.: АПКиППРО, 2005. 128 с.
  146. Г. Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 352 с.
  147. Л.Н. Повышение качества профессионального образования выпускника колледжа в условиях персонализированного обучения: дис.. канд. пед. Магнитогорск, 2002. 197 с.
  148. Словарь русского языка. М., 1958. Т. II. 1016 с.
  149. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энцикл., 1989. 1632 е., ил.
  150. Г. В. Субъектно-деятельностный подход в лингвистической подготовке студентов. М.: Изд-во МПГУ, 2003. 178 с.
  151. Социология / под ред. А. Н. Елеукова. Минск: ТетраСистем, 2000.544 с.
  152. Справочник заместителя директора по воспитательной работе / сост. JI.B. Голубева, Т. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006. 139 с.
  153. E.H., Лузин, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТЦ «Сфера», 2008. 224 с.
  154. П.В. Развитие школы как воспитательной системы. М.: Центр «Пед. поиск», 2009. 240 с.
  155. П. В. Система критериев и показателей оценки качества воспитания в образовательных учреждениях: Научно-методическое пособие. М.: МГПИ, 2010. 64с.
  156. П.В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / под ред. H.JI. Селивановой, В. М. Лизинского. М.: АПКиПРО, 2005. 83 с.
  157. П.В., Степанова И. В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе: метод, пособие. М.: Центр «Пед. поиск», 2007. 96 с.
  158. Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 192 с.
  159. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под. ред. проф. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Агенство «Изд. сервис», 2004. 480 с.
  160. Д.В. Завуч школы технолог управления качеством образования // Завуч. 2000. № 7. — С. 73−88.
  161. Технологии образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / Под общей редакцией О. В. Агаповой, С. Г. Вершловского, H.A. Тоскиной. СПб.: КАРО, 2008. — 176 с.
  162. Технология развития методических служб: анализ, планирование, оценка деятельности / авт.-сост. В. В. Пустовалова. Волгоград: Учитель, 2009. -215 с.
  163. П.И. Школа: Управление качеством образования по результатам. 2-е изд., перераб. и доп. М.: УЦ «Перспектива», 2009. — 492 с.
  164. JI.A., Остова H.A. Педагогические технологии в теории и практике: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 281 е., 1. е.: ил.
  165. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/Под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. Изд. 2-е, доп. — М., 2010.-306 с.
  166. Управление качеством образования: практико-ориентированная моногр и метод, пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. о-во России, 2004. 448 с.
  167. А. Общее и промышленное управление. М., 1924.
  168. P.A. Управленческие решения: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010. 344 с.
  169. Федеральная целевая программа развития образования на 20 062 010 годы. М.: ТЦ «Сфера», 2006. 176 с.
  170. В. А., Колегова Е. Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 208 с.
  171. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007.576 с.
  172. Философский энциклопедический словарь. М., Сов. энцикл., 1989.255 с.
  173. A.B. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 256 с.
  174. Ю.Р. Математическая статистика. Анализ и обработка данных: учеб. пособие / под ред. С. Н. Смоленского. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 236 с.
  175. Человековедческая компетентность педагога как инновационный результат последипломного образования / под ред. С. В. Баныкиной. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 168 с.
  176. .В. Информационные технологии управления: учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. 352 е.: ил.
  177. Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Т. Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Т. И. Шамовой. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006. 384 с.
  178. Т.И., Шибанова, Т.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М.: ЦГЛ, 2005. 200 с.
  179. А.А., Афанасьев В. В., Афанасьева И. В., Гвоздева Е. А., Пичугина A.M. Мониторинг и диагностика качества образования. Монография. М.: НИИ шк. технологий, 2008. 322 с.
  180. А.А. Формы и содержание работы методического объединения классных руководителей // Классный руководитель: науч.-метод, журн.: для зам. директоров по воспитат. работе, клас. рук. и кураторов, учителей нач. шк. 2011. — № 7. — С. 14−17.
  181. Е.В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: словарь / под ред. Т. С. Буториной. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 256 с.
  182. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность М.: Эдиториал УРСС, 1997. 445 с.
  183. Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. 2002. № 6. С. 8−14.
  184. Deming W.E. Transformation of the US management style in the direction of continuous improvement, as viewed by the famous visionary quality management pioneer. Out of the Crisis. Cambridge, MA: MIT Press. 1986.
  185. Poole M., Warner M. The IEBM handbook of human resource management. United Kindom, 2002. 1200 p. (Управление человеческими ресурсами / под ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб.: Питер, 2002. 1200 с.
Заполнить форму текущей работой