Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением на примере «Специальной общеобразовательной школы закрытого типа № 124»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Один раз в месяц педагоги проводят этические беседы, программа бесед строится концентрически, т. е. в каждом классе обсуждаются одни и те же нравственные проблемы — о дружбе, счастье, свободе, добре, зле, милосердии и т. д., но конкретное содержание их изменяется с накоплением у детей знаний и опыта. Для отслеживания результативности деятельности по данному направлению, проводится анкетирование… Читать ещё >

Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением на примере «Специальной общеобразовательной школы закрытого типа № 124» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ деятельности учреждения по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением.

Государственное казённое специальное учебно-воспитательное учреждение Свердловской области для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа № 124» начало свою работу с 1965 года.

Цель деятельности учреждения: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи деятельности учреждения:

  • 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • 2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • 3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • 4) Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  • 5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
  • 6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Деятельность образовательного учреждения закрытого типа регулируется следующими нормативно — правовыми документами:

  • · свидетельство о государственной аккредитации;
  • · лицензия на право осуществления образовательной деятельности;
  • · Устав образовательного учреждения;
  • · Положение о педагогическом совете;
  • · Положение о психологической службе;
  • · календарный учебный график;
  • · рабочая программа по предметам.

В 2009;2010 учебном году школа работает по разработанной концепции «Становление Человека — Гражданина», целью которой является воспитание интеллектуально развитой, творчески активной, физически и нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина, патриота. Конечный «продукт» деятельности — творческая, саморазвивающаяся личность с высокоразвитым интеллектом, личность, которой присущи высокий патриотизм, гражданственность, духовность, нравственность, здоровый образ жизни.

Перед педагогическим коллективом ставятся следующие задачи:

  • · воспитание гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение этих ценностей;
  • · воспитание любви к школе, родному краю, Отчизне; почитание и уважение народных традиций и обычаев;
  • · развитие творческих способностей, предоставление возможности реализации индивидуальных склонностей и интересов;
  • · воспитание здорового образа жизни;
  • · становление активной жизненной позиции, способности адаптироваться в окружающем мире [16].

Один раз в месяц педагоги проводят этические беседы, программа бесед строится концентрически, т. е. в каждом классе обсуждаются одни и те же нравственные проблемы — о дружбе, счастье, свободе, добре, зле, милосердии и т. д., но конкретное содержание их изменяется с накоплением у детей знаний и опыта. Для отслеживания результативности деятельности по данному направлению, проводится анкетирование учащихся.

В школе продолжается практика определения уровня воспитанности учащихся. Диагностика проводится в конце учебного года. Для повышения уровня воспитанности нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением была активизирована работа ученического самоуправления: классного и школьного, усилена индивидуальная работа с детьми социального педагога и психолога.

Совместная творческая деятельность старших подростков с девиантным поведением и взрослых по различным направлениям (исследовательская, проектная деятельность, конкурсы творческих работ) в 2014;2015 учебном году привела к повышению результативности в различных областных и районных конкурсах, акциях.

Работа школы по вопросам воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением реализуется через воспитательную систему, систему диспутов, бесед, конференций, творческих отчетов и конкурсов, систему дополнительного образования: кружки, клубы и секции; экскурсии, поездки, посещение театров, музеев, проектную деятельность, коллективные творческие дела; работу библиотеки.

В рамках дополнительного образования с 8 по 9 класс ведется инновационный курс «Истоки». Целью курса является освоение системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика.

К одному из важных источников воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением следует отнести деятельность школьной Комнаты боевой и трудовой славы, с целью воспитательного интереса к истории родного края и школы.

В воспитании нравственных качеств старших подростков с девиантным поведением немаловажную роль выполняет пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

В основу воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением школа закладывает следующие направления деятельности:

  • 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.
  • 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
  • 4. Воспитание ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
  • 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • 6. Воспитание ценностей;
  • 7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Для воспитания нравственных качеств у старших подростков благоприятные условия создаются на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у старших подростков складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят старшие подростки, — это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с пословицами, поговорками, объясняется нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров.

Огромная роль в воспитании нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением принадлежит изучению краеведения. Это самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя. Краеведческая работа в школе ведется по следующим направлениям:

  • — будущее России;
  • — истории славные даты;
  • — горжусь своими земляками.

Другим важным источником воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении является разнообразная внеклассная работа, это внеурочная и внешкольная деятельность.

Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения старших подростков с девиантным поведением в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Известно, что такие нравственные качества личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.

Важным условием воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением является общий нравственный «климат» в классе и школе, стиль отношений между учителем и старшими подростками, взаимоотношений между старшими подростками. Полноправным членом коллектива старший подросток ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности.

При таком подходе развиваются достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Педагоги школы считают очень важным помочь старшим подросткам с девиантным поведением почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами.

Старшие подростки с девиантным поведением должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других. Коллектив школы старается создать условия, способствующие хорошему самочувствию старшего подростка с девиантным поведением, удовлетворению его интересов и развитию способностей. А ещё педагоги школы учат старших подростов с девиантным поведением не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учат быть ответственными за общее дело.

Очень важным моментом воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением является работа над правилами поведения старших подростков в школе.

Правила поведения входят в привычку старших подростков с девиантным поведением, постоянно требовать их соблюдения, педагоги учат старших подростков с девиантным поведением напоминать друг другу о правилах и добиваться их неукоснительного выполнения.

Предполагаемый результат по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением:

  • — Усвоение старшим подростком с девиантным поведением добродетели, направленность и открытость его к добру.
  • — Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
  • — Потребность к сопереживанию.
  • — Воспитание истинных ценностей: доброта, порядочность, честь, достоинство, ответственность, милосердие, честность.
  • — Ответственность за свои дела и поступки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что школа активно занимается воспитанием нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением. Школа участвует в различных смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах, которые в свою очередь направлены на воспитание нравственных качеств. Педагоги воспитывают в старших подростках с девиантным поведением истинные ценности: воспитание любви к школе, родному краю, почитание и уважение народных традиций и обычаев, воспитание гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой