Факторы, определяющие своеобразие детского художественного образа
В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующие творческую активность. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Оригинальность выше у детей с эмоциональным воображением. Более оригинальные работы — младшая и подготовительная, менее — средняя, старшая. Дети подразделяются по видам воображения. К 3-ём годам начинаем дифференцировать детей по видам воображения… Читать ещё >
Факторы, определяющие своеобразие детского художественного образа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Своеобразие художественного образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и воплощения обусловлен особенностями психического и личностного развития ребенка — дошкольника.
В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующие творческую активность. Особого внимания заслуживает анализ воображения.
Воображение — основа творческой деятельности, Творчество — один из существующих показателей развития личности, одна из существующих ее характеристик.
В то же время воображение — основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период секзитивен для его развития, следовательно, одна из главных задач взрослых — создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в тех которые основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать.
Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих на формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития (возможные нарушения в психическом и физическом развитии), индивидуальность ребёнка (коммуникации, самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер), воспитание и обучение.
Воображение у человека развивается всю жизнь. Способность человека выделить сначала целое, потом части. Воображение проявляется в придумывании и реализации замыслов. Сознание невозможно без воображения. Ребёнок — исследователь, он выдвигает гипотезы, проверяет их. Воображение и чувства в творческом процессе тесно взаимосвязаны. У ребёнка чувства неглубокие, но яркие; недостаточное осознание. Детское воображение отличает яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ изображаемого обстоятельства.
Сравнивая детское воображение с взрослым, Выготский подчеркивал, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослых. Он также отметил такое качество образов детского воображения как субъективность. Выготский выделил 2 типа воображения:
- — пластическое (объективное) — материалы внешних впечатлений;
- — эмоциональное (субъективное) — взятые изнутри.
Большой интерес вызывают работы В. В. Давыдова. Он отмечал, что определение воображения как способности человека видеть целое раньше частей не получило в психологии должной конкретизации.
Существенное замечание ученого о том, что воображение нельзя путать с гибкостью и динамикой репродуктивных представлений. В воображении главное — перенос определенных свойств с одного образа на другой. Перенесенное свойство — главенствующая целостность, которая определяет формирование других частей нового образа.
Давыдов В.В. подчеркивал, что именно в замысле ребенка обнаруживается одна из важных особенностей воображения — умение «видеть» целое раньше частей. «Замысел — некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть через многие части. Такое раскрытие происходит в процессе реализации и воплощения замысла» .
Дьяченко установила, что воображение имеет 2 компонента:
- — порождение общей идеи решения задачи;
- — составление плана реализации идеи.
Дети подразделяются по видам воображения. К 3-ём годам начинаем дифференцировать детей по видам воображения:
- — познавательное воображения предмета — сюжет, детально;
- — эмоциональное — схематичное.
Оригинальность выше у детей с эмоциональным воображением. Более оригинальные работы — младшая и подготовительная, менее — средняя, старшая.
К 7-ми годам ребёнок освоил (в игре) нормы, правила, ценности. Он стремится к социально значимой, социально оцениваемой деятельности, поэтому образы оригинальны. Психологи и педагоги признают, что именно в художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла.