Управление развитием нравственных качеств в профессиональной подготовке будущих государственных служащих
Диссертация
На основе теоретического анализа проблемы развития нравственных качеств у будущих государственных служащих и проектирования в этой связи адекватной модели в диссертации проанализированы теоретические подходы к управлению в целом и управлению развитием нравственных качеств у будущих специалистов, в частности, теоретически обоснована и разработана технология управления развитием нравственных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
- 1. 1. Общая характеристика профессиональной деятельности государственных служащих и анализ требований, предъявляемых к ним в современных условиях
- 1. 2. Сущность и содержание нравственных качеств и направления их развития в профессиональной подготовке будущих государственных служащих
- 1. 3. Сущность и структура модели развития нравственных качеств у будущих государственных служащих
- Выводы
- ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
- 2. 1. Содержание технологии управления развитием нравственных качеств у будущих государственных служащих
- 2. 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности технологии управления развитием нравственных качеств у будущих государственных служащих
- Выводы
Список литературы
- Абрамян, А. Профессионально-личностный потенциал руководителя / А. Абрамян // Современные проблемы науки и образования. — 2008. — № 4.
- Адамский, А.И. Проблематика развития российского образования / А. И. Адамский // Перемены. 2000. — № 2.
- Административная реформа в России: науч.-практ. пособие / под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М., 2006. — 86 с.
- Акбашев, Т. Ф. Методологические проблемы педагогической технологии / Т. Ф. Акбашев // Теоретико-методологические проблемы учебно-воспитательного процесса в школе и педвузе: сб. науч. тр. — Волгоград, 1986.-С. 5−8.
- Акофф, Р. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери. — М.: Сов. радио, 1974. 168 с.
- Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. 566 с.
- Аникин, Л.С. Социология власти и авторитета: методические советы. Вып. 9 / Л. С. Аникин, В. И. Бегинин, Г. В. Дыльнов, М. Б. Аракчеева. -Саратов, 1994.-С. 10.
- Антикризисное управление: учеб. / под ред. Э. М. Короткова. — М.: Ин-фра-М, 2000. 432 с.
- Анцыферова, Л.И. О динамическом подходе к изучению личности / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1991. — Т. 2. — № 2. — С. 4.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе / С. И. Архангельский. -М.: Высш. шк., 1980. 368 с.
- Архангельский, JLM. Социально-этические проблемы теории личности / JI.M. Архангельский. М.: Мысль, 1974. -221 с.
- Аршинов, В.И. Воспитательное пространство в контексте синергетиче-ского подхода / В. И. Аршинов, Н. Г. Савичева // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. — Калуга, 2000.
- Атаманчук, Г. В. Обеспечение рациональности государственного управления / Г. В. Атаманчук. — М., 1990.
- Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. — М.: Наука, 1982.-192 с.
- Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М., 1983.
- Базаров, Т. Ю. Технологии оценки и отбора государственных служащих / Т. Ю. Базаров // Вестник государственной службы. 1993. — № 1. — С. 33−42.
- Барышников, E.H. О воспитании и воспитательных системах / E.H. Барышников, И. А. Колесникова. СПб., 1996.- С. 10−15.
- Белкин E.JI. Некоторые вопросы кибернетического подхода к обучению / E.JI. Белкин. — М., 1968. 87 с. <
- Беляева, В.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования: методические рекомендации / В. А. Беляева, A.A. Петренко. М.: АРКТИ, 2004. — 160 с.
- Беспалько, В. П. О критериях качества подготовки специалиста / В. П. Беспалько // Вестник высшей школы. — 1988. — № 1. — С. 7−11.
- Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. — Воронеж, 1977. — 120 с.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность: философские размышления о жизненных проблемах / B.C. Библер. — М.: Знание, 1990.- 62 с.
- Блонский, П.П. Личность ребенка и воспитание / П. П. Блонский // Психология и дети. — 1917. — № 1.
- Боголюбов, В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия / В. И. Боголюбов // Советская педагогика. — 1991. — № 9. — С. 10−14.
- Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев. — М.: Флинта-Наука, 1998 — 168 с.
- Бойков, В.Э. Государственные служащие: штрихи коллективного портрета / В. Э. Бойков // Социологические исследования. — 1997. — № 6. -С. 93−101.
- Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974. — С. 37.
- Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории / Н. И. Болдырев. М., 1979. -223 с.
- Большая Советская энциклопедия. — 3-е изд.— М., 1988. — Т. 20. — 680 с.
- Бондаревская, Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004. — С. 12−13.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования/ Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1997.-№ 4.-С. 11−17.
- Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич. — Ростов н/Д., 1999.-560 с.
- Бондарь, А.Ю. Профессионализм, профессиональное образование и карьера государственных служащих / А. Ю. Бондарь // Чиновник. — 2001.-№ 6(16).
- Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, A.A. Реан. СПб., 2000.
- Борытко, Н.М. Воспитание как педагогика бытия: гуманитарно-целостный подход / Н. М. Борытко // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. — Волгоград: Перемена, 2004. С. 16−17.
- Борытко, Н.М. Моделирование воспитательного процесса / Н. М. Борытко // Воспитательная деятельность: методология, содержание, технологии. Астрахань, 2001. — С. 217−244.
- Бубнова, С. С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально важных качеств / С. С. Бубнова // Проблемы сис-темогенеза деятельности. Ярославль: Изд-во Ярослав, ун-та, 1980. — С. 67−83.
- Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. — М.: Мысль, 1978.-215 с.
- Валицкая, А. П. Философские основания современной парадигмы образования / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15−19.
- Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А. А. Вербицкий. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
- Воспитание: современные парадигмы: монография / А. К. Быков, И. А. Липский, Л. Е. Никитина, О. Г. Прохорова и др.- под общ. ред. З.А. Ба-гишаева, А. К. Быкова. М., 2006. — 160 с.
- Вяткин, Л. Г. Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования: методологические, общедидактические и методические аспекты / Л. Г. Вяткин и др. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. — 134 с.
- Габричидзе, Б.Н. Принцип профессионализма в государственной службе / Б. Н. Габричидзе, В. М. Колонда // Государство и право. — 1995. -№ 12.-С. 54−61.
- Гасилин, В.Н. Акмеология госслужащего: мировоззренческие аспекты /
- B.Н. Гасилин // Акмеология: организационная, управленческая, личностная. Саратов, 1996.
- Гершунский, Б.С. Философия образования / Б. С. Гершунский. — М., 1996.-С. 199.
- Голованова, Н. Панорама взглядов на воспитание / Н. Голованова // Воспитание школьников: научно-методический журнал. 2004. — № 7. —1. C. 2−5.
- Горшкова, В.В. Воспитание в контексте синергетической методологии / В. В. Горшкова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. — Волгоград: Перемена, 2004. — С. 36−47.
- Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / под общ. ред. В. П. Иванова. — М.: Известия, 2003.
- Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: учеб. пособие / под общ. ред. В. М. Соколова, А. И Турчинова. — М., 2006.
- Гусарова, В. С. Современные образовательные технологии / В. С. Гусарова // Специалист. 1996. — № 1. — С.20−21.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. М., 1978. — Т. 3. — С. 24.
- Деркач, A.A. Акмеология : учеб. пособие / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин. -СПб.: Питер, 2003. 256 с.
- Деркач, А. А. Основы общей и прикладной акмеологии / A.A. Деркач. — М., 1995.-С. 163.
- Деркач, A.A. Психология развития профессионала : учеб. пособие /
- A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М.: Изд-во РАГС, 2000. -124 с.
- Дмитриева, И.А. Педагогика / И. А. Дмитриева, И. А. Кибальченко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 184 с.
- Додонов, В.И. Генезис и сущность гуманистической парадигмы как основа образования и воспитания / В. И. Додонов. — М.: Ин-т теории образования и педагогики, 2000. 115 с.
- Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. — М., 1977.-333 с.
- Железовская, Г. И. Педагогика в понятиях и определениях / Г. И. Желе-зовская. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. — 56 с.
- Жуковский, В.П. Требования, предъявляемые к государственным служащим в современных условиях: профессиографический подход /
- B.П.Жуковский, А. В. Коростень // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2009. — № 1 (18). — С. 139−147.
- Жуковский, В. П. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «школа военный вуз»: дис.. д-ра пед. наук / В. П. Жуковский. — Тольятти, 1999.- 413 с.
- Загвоздкин, В. К. Технологии в образовании / В. К. Загвоздкин // Педагогика. 1997. — № з. С.55−56.
- Загвязинский, В.И. Внутрипредметная интеграция педагогических знаний / В. И. Загвязинский // Советская педагогика. — 1984. — № 12. — С. 45−50.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 1982. 160 с.
- Загрекова, JI. В. Основы педагогической технологии / JI. В. Загрекова // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 97−98.
- Зазыкин В.Г. Акмеологические проблемы профессионализма / В.Г. За-зыкин, А. П. Чернышов. М., 1993. — С. 43.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Новая высш. шк., 1992.-72 с.
- Зарецкая, И.И. Нравственное воспитание учащихся / И. И. Зарецкая. -М., 1986.
- Зимняя, И. А. Общая стратегия воспитания в российской системе образования XXI века: возможность и реальность / И. А. Зимняя // Воспитать человека. М., 2002. — С. 155−158.
- Зинченко, Г. П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция / Г. П. Зинченко // Социологические исследования. 1996. — № 6. — С. 57−64.
- Злобин, Н.С. Культурные смыслы науки / Н. С. Злобин. — M.: ОЛМА-ПРЕСС, 1977.
- Ильин И.А. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. -М.: Воениздат, 1993. С. 249−255.
- Ильин, B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин.-М., 1984.-С. 44−45, 55.
- Ильина, Т.А. Педагогика / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1987. — С. 43.
- Ильчиков, М.З. Социология воспитания / М. З. Ильчиков, Б. А. Смирнов. — М., 1996.-114 с.
- Искрин, Н.С. Проблемы оценки качества воспитания в образовательных учреждениях через призму формирования воспитательного пространства: учеб. пособие / Н. С. Искрин, В. В. Комаров, В.Б. Черноива-нов. Самара: НТЦ, 2004. — 90 с.
- Ительсон, Л.Б. Структура процесса учения / Л. Б. Ительсон. — М.: Изд-воМГУ, 1986.-200 с.
- Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М. С. Каган. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 384 с.
- Калинин, М.И. О воспитании и образовании / М. И. Калинин. — М., 1976.-335 с.
- Карсавин, Л.П. Основы политологии / Л. П. Карсавин. Тверь, 1992. -С. 34.
- Кибальченко, И.А. Теория и практика воспитательной деятельности : учеб. пособие / И. А. Кибальченко. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 381 с.
- Кирьякова, A.B. Аксиологический аспект воспитания личности / A.B. Кирьякова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. — Волгоград: Перемена, 2004. — С.89−90.
- Киселев, С.Г. Государственная гражданская служба : учеб. пособие / С. Г. Киселев. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 192 с.
- Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. — М.: Ин-т практической психологии — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. 400 с.
- Коджаспирова, Г. М. История и философия образования в таблицах и схемах / Г. М. Коджаспирова. — М ., 1998.
- Козлов, Э. Азбука нравственности / Э. Козлов // Воспитание школьников: научно-методический журнал. 2004. — № 9. — С. 38−40.
- Колесникова, И.А. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания / И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, E.H. Барышникова. СПб., 1994.
- Колесникова, И.А. Воспитание человеческих качеств / И. А. Колесникова // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 26−32.
- Колесникова, И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. А. Колесникова. Л., 1991. — С.107.
- Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А. И. Пискунов. — М., 1971. — С. 127.
- Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я. А. Коменский. М., 1982. — Т. 1. — 354 с.
- Конфликтология / К. Е. Халин, Ю. В. Климова, Е. В. Левкина, Н. А. Богатырева. -М.: Экзамен, 2005. — 192 с.
- Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2008—2010 годах (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09. 02. 2008 г. № 157-р).
- Корчагин, В.Н. Генезис системно-синергетической педагогики: теория воспитания и обучения / В. Н. Корчагин. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003.-243 с.
- Кравченко, А.И. Социальная структура: статусы и роли / А. И. Кравченко // Социально-политический журнал. 1996. — № 1. — С.92−109.
- Краевский, В.В. Процесс обучения и его закономерности / В.В. Краев-ский, И. Я. Лернер // Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной педагогики. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1982. — С. 129−181.
- Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. -М., 1998.
- Крупская, Н.К. Педагогические сочинения / Н.К. Крупская- под ред. Н. К. Гончарова. -М.: Изд-во АПН СССР, 1959. Т. 3. — 798 с.
- Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: метод, пособие / Н. Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
- Крылова, Н.Б. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. Культурные модели школ. — Вып.7. М., 1997. — С. 185−203.
- Крылова, Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого / Н. Б. Крылова // Классный руководитель: научно-методический журнал. — М., 2000. № 3. — С. 92−103.
- Крылова, Н.Б. Социокультурный контекст образования / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования: содержание гуманитарного образования. — Вып.2. — М.: Инноватор, 1995. С. 87−103.
- Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В. Г. Крысько. Минск: Харвест- М.: ACT, 2000. — 384 с.
- Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Куракин, А.Т. Об актуальных проблемах теории и практики воспитания: материалы к совещан Ланда Л. Н. ию 28.06.68 г. / А. Т. Куракин, Л. И. Новикова. — М.: Ред. журн. «Сов. педагогика», 1968. 30 с.
- Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда. М.: Педагогика, 1966.-523 с.
- Лебедев О.Т. Основы менеджмента / О. Т. Лебедев, А. Р. Каньковская. — СПб.: Изд. дом «МиМ», 1998. 192 с.
- Легенький, Г. И. Цель и способы воспитания / Г. И. Легенький. — М., 1990.-С. 13−16.
- Леонтьев, A.A. Общение как объект психологического исследования /A.A. Леонтьев // Методологические проблемы социальной психологии: сб. науч. тр. — М., 1975.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. — М., 1975.-304 с.
- Лисовский, В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования / В. Т. Лисовский // Педагогика. — 1998. — № 4.
- Лихачёв, А. С верою в силу добра / А. Лихачёв // Воспитание школьников. 1997. -№ 6. — С. 3−4.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 1998.- 464 с.
- Лихачев, Д.С. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем / Д. С. Лихачев. -М.: Сов. Россия, 1988. 142 с.
- Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания: учеб. пособие для шк. психологов и педагогов / О.В. Лишин- под ред. Д.И. Фельд-штейна. — М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 252 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1984. 444 с.
- Лузина, Л. Воспитание как со-бытие / Л. Лузина // Воспитание школьников: научно-методический журнал. 2004. — № 8,9. — С. 2−8.
- Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии / В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 255 с.
- Малиновский A.A. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение // Журнал российского права. — 2008. № 4.
- Манохин, В.М. Служба и служащий в Российской Федерации : правовое регулирование / В. М. Манохин. М., 1997.
- Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. — М.- Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2002. — 156 с.
- Марков, Г. М. Основы социокультурного проектирования / Г. М. Марков, А. П. Бирженюк. СПб., 1997. — С. 4.
- Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. -М.: Педагогика, 1985. 104 с.
- Материальные, духовные и организационные факторы формирования нового человека: сб. статей / под ред. С. И. Никишина. — М.: Изд-во МГУ, 1986.-244 с.
- Методика воспитательного процесса: лекции по педагогике. — М., 1969. -336 с.
- Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. П. Азаров, JI.M. Байтенова, Е. П. Белозерцев и др.- под ред. Л. И. Рувинского. М.: Просвещение, 1989. — 335 с.
- Молодежь: будущее России / под ред. И. М. Ильинского. М., 1995.
- Момов, В. Человек, мораль, воспитание: пер. с болгарск. / В.Момов. -М., 1975.- 163 с.
- Моральные ценности и личность / С. Ф. Анисимов, Ю. М. Смоленцев, A.B. Разин и др.- под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаева. — М.: Изд-во МГУ, 1994. 175 с.
- Наумов С.Ю. Социальный статус государственного служащего / С. Ю. Наумов, Е. В. Масленникова, О. И. Марченко. Саратов: ПАГС, 2001. — 160 с.
- Никитина, Jl. Е. К вопросу о новой идеологической стратегии развития воспитания / JI. Е. Никитина // Мир психологии. М.- Воронеж, 2005. — № 1 (41).-С. 184−190.
- Образование в поисках жизненных смыслов/ под ред. Е. В. Бондаревской. — Ростов н/Д., 1996.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова- Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1998. — 944 с.
- Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. 3-е изд, доп. и перераб. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 704 с.
- Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Основы православного образования в России // Педагогика. — 1995. № 3. — С. 79.
- Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998. — С. 83.
- Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1987. — 478 с.
- Педагогическая энциклопедия. М., 1994.
- Петровский, В.А. Личностно-развивающее взаимодействие / В. А. Петровский, В. К. Каменко, И. Б. Котова. — Ростов н/Д., 1993. — 509 с.
- Пирогов, Н.И. Вопросы жизни / Н. И. Пирогов // Избр. пед. соч. М., 1953.
- Плотникова, Е.В. Ценности в процессе передачи опыта поколений: ав-тореф. дис.. канд. филос. наук / Е. В. Плотникова. М., 1993. — 24 с.
- Подласый, И. П. Педагогика: учеб. для студентов высших педагогических учебных заведений / И. П. Подласый. -М., 1996. С. 569.
- Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания / под ред. И. А. Колесниковой. — СПб., 1994.
- Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. — М.: Гуманит. изд. центр В ЛАДОС, 2001. Т. 1.-312с.
- Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина: М.: Гуманит. изд. центр В ЛАДОС, 2001. Т. 2. — 248 с.
- Психологический словарь/ под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990. 351 с.
- Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Совершенство, 1998.-320 с.
- Радугин, A.A. Этика: учеб. пособие / A.A. Радугин. М.: Центр, 2003. -224 с.
- Роджерс, К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология эмоций. М., 1984. — С.34−45.
- Рожков, М.И. Стратегии и модели воспитания / М. И. Рожков // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. Волгоград, Перемена, 2004. — С. 131−132, 134.
- Розанова, В.А. Психология управленческой деятельности / В. А. Розанова. М.: Альфа-Пресс, 2006. — 264 с.
- Романов, В.Л. Прохождение государственной службы : карьерная стратегия и служебная тактика / В. Л. Романов. М., 1997.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М., 1976.-416 с.
- Рыблова, А.Н. Система управления профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельностью студентов / А.Н. Рыблова- под ред. В. П. Жуковского. Саратов.: Сарат. гос. соц.-экон. ун-т, 2002. — 200 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сергеева, Т.Б. Аксиологические проблемы образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики: автореф.дис.. д-ра фи-лос.наук / Т. Б. Сергеева. М., 2001.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. — М., 1999.
- Скопылатов H.A. Управление персоналом / H.A. Скопылатов, О. Ю. Ефремов. СПб., 2000. — 218 с. (Серия «Университетский учебник»).
- Скотт, Д.Г. Способы разрешения конфликтов / Д. Г. Скотт. Киев: Изд. об-во ВЕК, 1991.-185 с.
- Скотт, Д. Г. Конфликты, пути их преодоления / Д. Г. Скотт. — Киев, 1988.-230 с.
- Сластенин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. 4.2 / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 — С. 9.
- Сластенин, В. А. Доминанта деятельности / В. А. Сластенин // Народное образование. 1997. — № 9. — С. 41−42.
- Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — С. 242.
- Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1984. — 1600 с.
- Соколов, В.М. Социология нравственного развития личности / В. М. Соколов. М.: Политиздат, 1980. — 240 с.
- Социальное управление: словарь-справочник / под ред. В.И. Добрень-кова, И. М. Слепенкова. -М., 1994.
- Старилов, Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации / Ю. Н. Старилов. Воронеж, 1996.
- Сульповар, Л.Б. Менеджмент: наука и искусство управления бизнесом / Л. Б. Сульповар, Р. Г. Маннапов. — Тольятти: Современник, 1992. — 146 с.
- Сухомлинский, В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания / В. А. Сухомлинский // Народное образование. 1961. — № 10.
- Сухомлинский, В.А. Нравственный идеал молодого поколения / В. А. Сухомлинский. -М., 1971. 152 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 344 с.
- Теория воспитания: учеб.-метод пособие / сост. М. П. Зиновьева. — Саратов: ОАО «Мелон», 2005. 158 с.
- Теория и практика воспитательных систем / под ред. Л. И. Новиковой. -М.: ИТП и МИО РАО, 1993.
- Тесты по профориентации для учащихся / сост. A.A. Аркадьев. -Минск: Соврем, шк., 2008. — 272 с.
- Тихонов, И.И. Методы научной организации и управления в учебном процессе / И. И. Тихонов. М.: Знание, 1967. — 89 с.
- Тумина, Т.А. Инновации высшей школы в парадигме устойчивого экономического развития: автореф. дис.. канд. экон. наук / Т. А. Тумина. -М., 2004.
- Туровский, М.Б. Отражения в культуре отношений нравственности / М. Б. Туровский // Философские науки. 1989. — № 11.
- Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. / К. Д. Ушинский. — М., 1950.
- Ушинский, К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении/ К. Д. Ушинский // Избр. пед. соч. Т.1. Вопросы воспитания. — М., 1953.-С.165.
- Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- Фельдпггейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. М., 1995.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987.-590 с.
- Философский энциклопедический словарь / под ред. А. Ф. Ильичева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Фрадин, Е.М. Моральная культура общества / Е. М. Фрадин. -Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. с.-х. академии, 1994. 122 с.
- Фрадкин, Ф. А. Педагогическая технология в исторической перспективе / Ф. А. Фрадкин // История педагогической технологии: сб. науч. тр. — М., 1992.-С. 12.
- Харламов, И.Ф. Теория нравственного воспитания / И. Ф. Харламов. -Минск, 1972.
- Харламов, И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание / И. Ф. Харламов // Советская педагогика. — 1990. № 12.
- Ценности гражданского общества и личность / сост. А. Михайлова. — М.: Гардарики, 2001.-238 с.
- Чернилевский, Д. В. Технологии обучения в высшей школе / Д. В. Чер-нилевский, О. К. Филатов. — М., 1996. — С. 6.
- Чернова, Ю. К. Квалитативные технологии обучения / Ю. К. Чернова. — Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 1998. 160 с.
- Шиянов, E.H. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителей / E.H. Шиянов. М., 1991.
- Школа этикета / сост. JLC. Лихачева. 3-е изд. — Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1998. — 448 с.
- Шуркова, Н. Нравственное воспитание / Н. Шуркова // Воспитание школьников. 1990. — № 1−3.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
- Эйнштейн, А. Физика и реальность / А. Эйнштейн. М., 1975. — С. 16.
- Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М., 1998. — 568 с.
- Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание / П. М. Якобсон. — М.: Знание, 1976. 64 с.
- Якунин, В. А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В. А. Якунин- Европейский институт экспертов. — СПб., 1998. С. 15.
- Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания / М. Г. Яновская. М., 1986.
- Argyle, M. Psychology of Interpersonal Behaviour / Michael. Argyle. — 2nd ed. London: Resding & Farenham, 1977. — 288 p.
- Fayol, A. General and industrial management / A. Fayol. -London, 1999.
- Gross, N. Implementing Organizational Innovations / N. Gross. — N.Y., 1971.
- Hahn, T. Motivation. Motivforschung, Motivtheorien / Toni Hahn. Berlin: Deutscher Verl. Der Wissensck, 1985. — 132 s.
- Учебно-тематический план спецкурса «Нравственные аспекты профессиональной деятельности государственных служащих»
- Темы спецкурса Количество часов
- Тема 1 Общая характеристика понятия нравственности. Понятие нравственности в профессиональной деятельности 4
- Тема 2. Нравственные характеристики современного госслужащего. Понятие о морально-нравственных принципах в жизни и деятельности госслужащего 4
- Тема 3. Формирование необходимых нравственных качеств, коммуникативных навыков, необходимых в профессиональной деятельности государственных служащих 2
- Тема 4. Моральные принципы руководителя. Функции морали в государственной службе. 2
- Тема 6. Преодоление бюрократизма в контексте нравственного оздоровления государственной службы. Формирование и укрепление морального авторитета власти в общественном мнении. 2
- Тема 7. Необходимость расширения нравственной и социальной ответственности государственного управления в современных условиях. Разработка нравственных кодексов государственной службы. 4
- Тема 8. Нравственные проблемы в сфере госслужбы. 4
- Влияние менталитета и культуры на формирование нравственных ценностей современного госслужащего
- Тема 9. Морально-этические принципы взаимоотношений руководитель — подчиненный 4
- Тема 10. Нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение. 4
- Тема 11. Нравственные проблемы в современном мире 21. Общее количество часов 36
- Дидактические материалы и методический инструментарийк спецкурсу «Нравственные аспекты профессиональной деятельности государственных служащих» (образец)
- Тема: Общая характеристика понятия нравственности. Понятие нравственности в профессиональной деятельности
- Преподаватель. Мы с вами будем говорить о нравственности. Прежде чем начать беседу, давайте определим смысл некоторых понятий.1. Что такое нравственность?
- Нравственность — это совокупность качеств человека, позволяющих ему осуществлять какую-либо деятельность в соответствии с принятыми в обществе правилами морали.
- Соответственно нравственные качества — это присущие человеку качества личности, способствующие формированию правильной с точки зрения морали личностной позиции.
- Нравственная позиция совокупность общественно направленных деятельностей и ценностных отношений личности к действительности. Часто понятия нравственность и нравственная позиция употребляются как синонимы.
- Чем нравственность отличается от нравственной позиции?
- Нравственность — это тот стержень, к которому должна стремитьсядуховно зрелая, развитая личность, а нравственная позиция это уже сформировавшееся отношение к принципам морали.
- Зачем человеку нужна нравственность?
- На нравственности основываются взаимоотношения людей в обществе, строятся личные и общие представления о морали.
- Действительно, трудно представить государственного служащего без нравственных норм. У любого из них имеются какие-то представления о моральных принципах, об обязанности им следовать.
- Может ли госслужащий иметь собственные представления о нравственности, отличные от общепринятых?
- С чего бы вы начали такое осмысление?
- Попробуем начать с простого. Вспомните и запишите наиболее значимые для себя собственные поступки. (Студенты записывают.)
- Посмотрите внимательно и определите, с каким знаком нравственная окрашенность ваших взаимоотношений с окружающими: плюс или минус?
- Что же такое нравственная культура госслужащего?
- Диагностика сформированности нравственных качеств государственного служащего
- Пример: 1. — 3- 2. 4 и т. д.1. Высказывания:
- Я часто бываю добрым с людьми.
- Мне важно помочь людям справиться с проблемами.
- Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми людьми.
- Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
- Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать во взаимоотношениях с окружающими.
- Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
- Если кого-то в группе дразнят, то я его тоже дразню.
- Мне приятно доставлять окружающим радость.
- Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
- Я думаю, что важно понимать окружающих, даже если они не правы.1. Обработка результатов
- Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные высказывания) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла —2 единицы, в 2 балла — 3 единицы, в 1 балл 4 единицы.
- В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла — это 4 единицы, 3 балла — 3 единицы и т. д. 1. Интерпретация результатов
- Тема: Нравственные характеристики современного госслужащего.
- Понятие о морально-нравственных принципах в жизни и деятельностигосслужащего
- Цели и задачи: попытаться вместе со студентами исследовать нравственные характеристики вообще и госслужащего, в частности- рассмотреть нравственные проблемы государственной службы.1. Предварительная беседа
- Предложите студентам написать короткое сообщение о нравственных проблемах, существующих в мире. Что бы произошло, если бы эти проблемы исчезли?1. Примеры.
- Проблема: равнодушие чиновников к сложным ситуациям в жизни людей.- Если бы люди перестали просить разрешить их вопросы, исчезла бы эта проблема окончательно?
- Предложите студентам обратиться к событиям, когда вопросы нравственности выходили на первый план.
- Примеры: коррупция, равнодушие чиновников.
- Тема: Формирование необходимых нравственных качеств, коммуникативных навыков, необходимых в профессиональной деятельностигосударственных служащих
- Каким образом наша совесть влияет на принятие решений?
- Как может чувство вины приносить пользу?
- Как может чувство вины приносить вред?
- Каким бы, по-вашему, был мир, не будь у людей совести?
- Каким образом совесть может быть нам «добрым другом»?
- Пусть студенты, работая в группах, прокомментируют следующее утверждение: «Часто люди знают, что хорошо, но предпочитают поступать плохо».
- Можете ли вы привести примеры такого поведения?
- Как вы думаете, почему так часто поступать хорошо бывает труднее, чем поступать плохо?
- Задание для групп: составить короткие рассказы на тему о честности: «Что здесь не так?».
- При коллективном обсуждении выберите ситуацию и подумайте над следующим:
- Что не так в этой ситуации?
- Что бы вы почувствовали, оказавшись в подобной ситуации?
- Почему честность очень важна для нормального функционирования общества?
- Каким образом мы зависим от честности других? Попытайтесь решить ситуации, связанные с проблемой: «Что значит быть честным?».
- Предполагаемые выводы: честным можно назвать того человека, который всегда выполняет свои обещания и говорит то, что думает.
- Спросите студентов, считают ли они это важным. Предложите им подумать о том, кому из своих знакомых они доверяют.
- Делает ли этот человек то, что говорит, или предпочитает лгать, чтобы избежать неприятных ситуаций?
- Что характеризует честного человека?
- Рассмотрите со студентами ситуации, когда представляют себя в роли обманутого человека, и обсудите, что они при этом почувствовали. Попросите их ответить на следующие вопросы:
- Должны ли мы относиться к другим так, как нам бы хотелось, чтобы другие относились к нам?
- Что, если никто, кроме вас, не знает о том, что вы совершили нечестный поступок (например, взяли себе лишние деньги от покупки)? Что вы при этом чувствуете?
- Попросите студентов дать определение понятия «внутренняя честность» (честность перед самим собой). Напишите на доске следующие определения (или подобные им).
- Внутренняя честность — это следование тому, что, по-вашему, является честным и правильным.
- Золотое правило: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
- Честность очень важна в жизни и деятельности госслужащего. Предложите студентам вообразить, что им предстоит сообщить человеку, что его вопрос не может быть решен. При этом они увидят, насколько они внутренне честны. Попросите их обдумать следующее:
- Насколько важно, чтобы обратившийся точно знал о невозможности решения его вопроса?
- Насколько важно, чтобы обратившийся признал ваш поступок честным?
- Задание учащимся: записать пять доводов в пользу того, что человек должен быть честным. Как это сказывается на отношениях в сфере госслужбы?1. Возможна дискуссия.
- Надпись на Дельфийском храме гласит: «Познай самого себя». Именно с познания самого себя начинается определение цели жизни. Человеку нужно знать: «Каков он? Кто он? Знает ли он себя?»
- Итак, какое оно ваше собственное «Я»?
- Как же человек обычно узнает сам о себе?
- Исследования американских психологов показали, что высокий уровень коэффициента интеллекта не определяет личный успех человека ни в профессиональной деятельности, ни в личной жизни.
- Дело в том, что развитие интеллекта лишь на 20% влияет на успех человека, остальные же 80% занимает способность обращаться со своими чувствами. Аристотель 2300 лет назад назвал эту способность «с умом управлять своими чувствами».
- Условия развитие таких факторов как, понимание, терпимость, непредвзятость в отношении к другому, признание другого как личности и интерес к другому.
- Развитие понимания не оценивать сразу, а разделять свое поведение на три процесса — видение, мышление, ощущение.
- Упражнение — в процессе беседы с партнером анализировать свое поведение по этапам наблюдение (видение), истолковывание воспринятого (мышление), и что вы при этом чувствуете (ощущение).
- Упражнение проводится в парах, затем участники обмениваются своим мнением об изменениях в собственном ощущении от общения.
- Из теста мы не только узнали что-то новое о себе, но и познакомились с собственной индивидуальностью. А что это такое?
- Давайте выполним следующее задание: попытайтесь воспроизвести свои ощущения, возникающие в первые минуты знакомства с людьми. Выпишите на листочке наиболее распространенные проявления в поведении, которые: а) сразу привлекают-б) сразу отталкивают.
- Вспомните, какими оказались эти люди в дальнейшем?
- Идет выполнение задания и обсуждение полученных результатов.
- Важно работать над формированием толерантного и уважительного отношения к окружающему миру- практиковать студентов в умении находить компромиссы при решении конфликтных ситуаций.
- Установлено, что на конфликты и переживания по поводу них тратится около 15% рабочего времени.
- Самое опасное — это не замечать назревшего конфликта, что переводит его во внутренний план, накаляет эмоции и втягивает в конфликт новых участников.
- Мы попытаемся сузить проблемное поле, отдав предпочтение работе с теми аспектами конфликтного взаимодействия, которые могут мешать нам в развитии профессиональной компетентности.
- Исследования показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
- Театр начинается, как известно, с вешалки, общение (коммуникация) — с первого впечатления (90 секунд). Здесь важна внутренняя установка (самовосприятие, информация о собеседнике, цель общения, предполагаемый результат).1. Основные этапы конфликта
- Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
- Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
- Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
- Основными фазами конфликта являются:1. начальная фаза-2. фаза подъема-3. пик конфликта-4. фаза спада.
- Самодиагностика уровня конфликтности
- Рветесь в спор 7 654 321 Уклоняетесь от спора
- Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений 765 43 2 1 Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном
- Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать 765 432 1 Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего
- Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов 765 432 1 Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов
- Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонентов 765 432 1 Рассуждаете о спорных вопросах в отсутствии оппонента
- Не смущаетесь, если попадете в напряженную обстановку 7 6 5 4321 В напряженной обстановке чувствуете себя неловко
- Считаете, что в споре нужно проявлять свой характер 7 654 321 / Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции
- Не уступаете в спорах 7 6 5 4321 Уступаете в спорах
- Считаете, что люди легко выходят из конфликта 7 6 5 4321 Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта
- Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя 7 6 5 4321 Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины
- Диагностика толерантного поведения Преподаватель. Я прочитаю вам четыре незаконченных предложения. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо.
- Когда я вижу кого-то в нелепой ситуации, то я.
- Если кто-то надо мной смеется, то я.
- Когда меня постоянно перебивают, то я.
- Когда мне не хочется общаться с людьми, я.
- Интерпретация предложений.
- Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
- Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации- высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
- Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
- Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.1. Дискуссия
- Что вы чувствуете, когда вам дают оценку, не зная вас?
- Что вы ощущаете, когда человек, с которым вы не согласны, оскорбляет вас?
- Согласны ли вы с мнением, что нужно отвечать уважением на уважение? Что вы чувствуете, когда человек, к которому вы хорошо относитесь, отвечает вам грубостью? Если вас обидели, должны ли вы, в свою очередь, обидеть этого человека?
- Помогают ли уважение и терпимость гармонизировать отношения между странами, национальностями? Как?
- Считаете ли вы себя неконфликтным человеком? Как это может проявляться в ваших отношениях с окружающими?1. Идет обсуждение.
- Вывод: конфликт является естественной частью жизни. У всех из нас время от времени бывают ссоры даже с теми, кого мы любим. Однако не стоит доводить простое недоразумение до скандала и драки.
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ/ИГРЫ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ1. Игра «Белая ворона».
- Цель: осознание образцов невербальной коммуникации.
- Задачи: отработка коммуникативных умений- развитие способностей к эмпатии- исследование процесса принятия решения- исследование невербальной составляющей коммуникации.1. Инструкция:
- После игры идет обсуждение.1. Вопросы преподавателя:
- Какие чувства, состояния, переживания вы испытывали по отношению к каждому из участников?
- Кого из участников было легче почувствовать, а кого — труднее?
- На каком основании вы принимали решение?
- Какие способы поведения использовала «белая ворона»?
- Что помогло и что помешало в процессе нахождения «белой вороны»?
- После обсуждения можно повторить игру, опираясь на полученныйопыт.1. Беседа
- Что вы понимаете под словом «компромисс»?
- Можно ли научиться управлять конфликтом? Проголосуйте за одну из двух позиций:• Компромисс — показатель слабости личности.• Компромисс — признак зрелости личности.• Нельзя сказать однозначно.
- Обсуждение результатов голосования.
- Какие правила ведения дискуссии вы знаете?• Не отвергай чужое мнение, а выражай свое.• Говори за себя.• Аргументируй.• Активно высказывайся и отстаивай свое мнение.
- Является ли компромисс лицемерием?
- Являются ли выражения «ты — мне, я — тебе» и «найти компромисс» синонимами?
- Действительно ли, идя на уступки, мы изменяем своим принципам?
- Зачем нужны компромиссы? Когда перед человеком встает необходимость поиска компромисса?
- Что чаще всего для вас является причиной конфликта?
- По мнению психологов, конфликты могут быть конструктивными, деструктивными и просто пустыми. Как вы это понимаете? Чем, по-вашему, они различаются? Попробуйте предложить примеры из практики государственной службы.
- Действительно ли «худой мир лучше доброй ссоры»?
- Стоит ли подстраиваться только ради дружбы, и вообще, ради чего стоит идти на компромисс?
- Что могло бы вас заставить пойти на компромисс с человеком, который вам глубоко несимпатичен?1. Работа в группах1. Задание
- Решите следующие конфликтные ситуации:
- Родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден, а то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным и т. п. Как найти выход?
- Родители не разрешают дружить с тем человеком, который тебе интересен, мотивируя это заботой о тебе («Он плохой!»). Как выйти из ситуации?
- Обсуждение предложенных решений
- Есть ли такая ситуация, в которой вы, невзирая на обстоятельства, ни за что не пойдете на компромисс?
- Стоит ли идти на компромисс с террористами- чем руководствуются президент и правительство, заявляя, что никогда этого не допустят?
- Рассмотреть вместе со студентами различные человеческие качества, необходимые для самоуважения, самоутверждения и достойных взаимоотношений с людьми- акцентировать внимание студентов на их собственных человеческих качествах.
- Тема: Моральные принципы руководителя. Функции моралив государственной службе
- Цели: сформировать образ руководителя в сфере госслужбы в соответствии с моральными принципами, которые должны быть ему присущи, выявить личностное отношение студентов к проблеме.1. Ход занятия
- Студентам предлагалось заранее подумать над следующими вопросами (они могут быть распечатаны на листках каждому индивидуально) и после этих размышлений записать (на обратной стороне листа) свои ответы в произвольном порядке:
- Каким государственным служащим вы хотите стать?
- Кем бы вам хотелось быть в глазах подчиненных?
- Совершаете ли вы иногда неправильные поступки, зная об этом заранее, из опасения, что другие будут смеяться над вами или хуже относиться к вам?
- Вообразите, что вы стали тем, кем вы хотите быть. Каким вы видитесебя?1. Обращение к студентам:
- Подумайте о человеке, которым вы восхищаетесь и которого больше всего уважаете.
- Нарисуйте на доске таблицу из четырех колонок, озаглавив их «Всегда», «Обычно», «Иногда», «Никогда». Предложите студентам сделать то же самое на листочках.
- Далее каждый выбирает из списка шесть качеств, которые он хотел бы иметь. Это должны быть качества, которыми он, по его мнению, обладает или очень хочет обладать.
- Если позволяет время, вы можете пригласить нескольких студентов к доске и попросить их изобразить свои диаграммы.
- Постарайтесь разместить на доске как можно больше диаграмм, чтобы учащиеся имели возможность сравнить их.
- Преподаватель. Как вы думаете, для чего нам нужно было выяснять и обсуждать качества и вообще черты своего характера?
- На этот вопрос ответить нетрудно: для познания себя и других и в конечном счете для самовоспитания и умения правильно строить отношения с другими.
- Знания черт характера, качеств личности необходимы, чтобы понимать, какое поведение и какие ситуации скрываются за ними.
- ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ «САМООЦЕНКА»
- Подсчитайте количество черт, характерных для вас по эталону и антиэталону. Разделите каждую сумму на 20. Полученные коэффициенты сравните с таблицей интерпретации результатов.
- Интерпретация результатов и психотехнические упражнения
- Для тех, у кого завышенная самооценка
- Для тех, у кого заниженная самооценка
- В целом содержание теста дает возможность обсудить наиболее характерные личностные черты и особое внимание уделить раскрытию понятия «самооценка» и роли самооценки в развитии личности.1. Возможные выводы и итоги
- Созидание личности государственного служащего
- Итак, вопрос заключается в том, какие именно качества личности наиболее важны для госслужащего? Какие представители этой профессии больше всего восхищают вас? Каким государственным служащим вы хотели бы стать?
- Фонд контрольных заданий к темам спецкурса «Нравственные аспекты профессиональной деятельности государственных служащих»
- В выработке нравственных качеств человека основную роль играет:
- A) образование- Б) воспитание-1. B) самовоспитание.
- В основу нравственной культуры заложены идеи:
- A) свободы, равенства, братства- Б) гуманизма-1. B) всеобщего образования.
- Какие утверждения наиболее точно передают сущность нравственности:
- A) Образованный человек обладает нравственными качествами-
- Б) Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед-
- B) Здоровый образ жизни — основа нравственности.
- Развитие нравственных качеств возможно:
- A) в раннем возрасте- Б) в среднем возрасте-1. B) течение всей жизни.
- Одним из важных качеств будущего управленца является умение управлять конфликтом. При этом наиболее приемлема позиция:
- A) Компромисс — показатель слабости личности- Б) Компромисс признак зрелости личности-
- B) Компромисс это лицемерие.
- В классификации общечеловеческих ценностей наиболее важны: А) политические-
- Б) личностные- В) экономические.
- Система нравственных качеств государственных служащих основана:
- A) на моральном кодексе строителя коммунизма- Б) внутренних моральных установках-
- B) Кодексе поведения госслужащих.
- Что вы вкладываете в понятие патриотизм?1. A) национальная гордость-
- Б) знание Государственного гимна Российской Федерации-
- B) любовь и уважение к своему государству и народу.
- Какие нравственные качества важны в процессе общения с людьми:
- A) доброта, умение сочувствовать, стремление помогать людям- Б) уступчивость, мягкость, благодушие-
- B) самоуверенность, твердость, принципиальность.
- Нравственные ценности государственного управления как регулятор взаимоотношений власти и населения включают:
- A) умение занять жесткую позицию в вопросах управления, использование административного ресурса- недопустимость инакомыслия-
- Б) обеспечение безопасности, устойчивости общества, распределение благ, реализацию прав и свобод, преодоление разногласий в обществе-
- B) пресечение агрессии, умение вести переговоры, отстаивание своей точки зрения.
- Методика изучения мотивации профессиональной деятельности1. Замфир
- Инструкция. Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для Вас по пятибалльной шкале.1 2 3 4 5
- В очень незначительной мере В достаточно незначительной мере В небольшой, но и в немаленькой мере В достаточно большой мере В очень большой мере1. Денежный заработок
- Стремление к продвижению по работе
- Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег
- Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей
- Плребностьв достижении социального престижа и уважения со стороны других
- Удовлетворение от самого процесса и результата работы
- Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности
- Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
- ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 1)12 ВПМ = (оценка п. 1 + оценка п. 2 + оценка п. 5)/3 ВОМ = (оценка п. 3 + оценка п. 4)/2
- Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).1. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
- На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
- К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:1. ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ
- Наихудшим мотивационным комплексом является тип:1. ВОМ > ВПМ > ВМ
- Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
- При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационно-го комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
- Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере1. О. Ф. Потемкиной
- Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «альтруизм — эгоизм», «процесс результат»
- Цель методики: выявить степень выраженности социально-психологических установок.
- Сам процесс выполняемой работы увлекает вас больше, чем этап ее завершения?
- Для достижения цели вы обычно не жалеете сил?
- Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?
- Вы обычно много времени уделяете своей особе?
- Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что вам не интересно, даже если это необходимо?
- Вы уверены, что настойчивости в вас больше, чем способностей?
- Вам легче просить за других, чем за себя?
- Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?
- Заканчивая интересное дело, вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?
- Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать, результата, чем просто добрые и отзывчивые?
- Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-либо просят.
- Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
- Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?
- Вы считаете, что успехов в вашей жизни больше, чем неудач.
- Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?
- Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?
- Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?
- Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?
- Для себя у вас обычно не хватает ни времени, ни сил?
- Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?
- Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?
- Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?
- Вьт стремитесь как можно больше сделать для других людей?
- Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
- Можете ли вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?
- Вам часто удается довести начатое дело до конца?
- Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить интересами других людей?
- Вы можете назвать себя эгоистом?
- Бывает, что вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?
- Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?
- Ваша отличительная черта — бескорыстие?
- Свободное время вы используете для своих увлечений?
- Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?
- Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
- Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?
- Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?
- Соглашаясь на какое-либо дело, вы больше думаете о том, насколько оно вам интересно?
- Стремление к результату в любом деле — ваша отличительная черта?
- Ваша отличительная черта — умение помочь другим людям?
- Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?
- Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «свободу — власть», «труд — деньги»
- Цель методики и процедура проведения те же, что и в предыдущей.1. Вопросы:
- Вы согласны, что самое главное в жизни — быть мастером своего дела?
- Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?
- Ваши знакомые считают вас властным человеком?
- Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?5.жизни?6.деньги?7.ценность?8. 9.
- Творческий труд для вас является главным наслаждением в Основное стремление в вашей жизни — свобода, а не власть и Вы согласны, что иметь власть над людьми — наиболее важная
- Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди? Вы стремитесь, чтобы все вокруг вас были заняты увлекательным делом?
- Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?
- Считаете ли вы, что самое важное качество для власти — это ее сила?
- Вы уверены, что все можно купить за деньги?
- Вы выбираете друзей по деловым качествам?
- Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?
- Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется вашим требованиям?
- Деньги куда надежнее, чем власть и свобода? Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы? Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках17.18. закона?19.интеллект?
- В жизни вас радует только отличный результат работы?
- Самое главное стремление в вашей жизни — быть свободным? Вы считаете себя способным руководить большим коллек22.23. тивом?24.