Дидактические особенности контроля учебной успеваемости в период адаптации студентов к учебному процессу при изучении графических дисциплин
Диссертация
Ведущим типом деятельности для студента является его учебно-познавательная активность, а для преподавателя учебно-воспитательная работа. Очевидно, что от совпадения ценностных ориентации преподавателя высшей школы и студента будет зависеть успешность протекания их совместной деятельности в процессе обучения, направленной, в конечном итоге, на повышение учебной успеваемости. Исследование… Читать ещё >
Содержание
- 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И УЧЕБНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- 1. 1. Проблема академической успеваемости студентов в отечественной психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Постановка основных задач исследования
- 2. ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА — УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ
- 2. 1. Метод обучения как многомерное явление
- 2. 2. Использование в организации учебного процесса его психологических закономерностей — условие повышения мотивационного и эмоционального факторов активизации учебной деятельности первокурсников
- 2. 3. Активизация учебно-познавательной деятельности первокурсников с помощью использования в учебном процессе элементов игры адекватных условиям современности
- 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ИГРОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИХ К КОНТРОЛЬНЫМ ПРОВЕРКАМ
- 3. 1. Общие сведения
- 3. 2. 0. рганизация экспериментов
- 3. 3. Обработка материалов исследования
- 3. 4. Математическое моделирование адаптационного периода процесса обучения
- 3. 5. Анализ материалов исследования
- 3. 6. Использование материалов исследования в учебном процессе
- 3. 1. Общие сведения
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Актуальные проблемы повышения эффективности учебно- воспитательного процесса в высшей школе: Межвуз. сб. научн. тр./ЛТИ им. Ленсовета. Л., 1987. 152 с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л.: Вперед. 1935.146 с.
- Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении //Сов. педагогика. 1953. № 2. С. 23 -25.
- Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности. Л., 1962. С. 15 36.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука. 1977. 38о с.
- Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / / Человек и общество. Вып. 13,1977.
- Анякина О.В. Использование психофизиологических особенностей студента в обучении графическим дисциплинам./ Молодежь и наука -третье тысячелетие, Красноярск, ГАЦМиЗ, 1998.
- Анякина О.В., Даминов Ш. Х., Чернявский М. В. Использование машинной графики в учебном процессе по графическим дисциплинам. Тез. докл. XII научн.- метод, конф., Братск, 1991.
- Анякина О.В. Влияние психологических факторов обучаемых в изучение графических дисциплин. Тез. докл. международной научн.- практической конф., Красноярск, ГАЦМиЗ, 1998.
- Анякина О.В., Даминов Ш. Х., Чернявская М. В. Система контроля знаний студентов по графическим дисциплинам. Тез. докл. научн.- метод, конф., БрИИ Братск, 1992.
- Анякина O.B. Использование психологических факторов при изучении графических дисциплин. // Проблемы подготовки специалистов в системе непрерывного образования, Красноярск, ГАЦМиЗ, 1999.
- Архангельский С.И., Мизинцев В. В. Качественно количественные критерии оценки научно-познавательного процесса. //. Новые методы и средства обучения. № 3(7) — М.: Знание. 1989.
- Архангельский С.И., Шамсутдинов И. Г. Задачи и формы интенсификации учебного процесса. В сб. Новые методы и средства обучения. № 1(13) М.: Знание, 1991.
- Асанов Х.Х. Проблемы перестройки преподавания графических дисциплин в инженерно-педагогическом институте./ Вопросы графической подготовки инженера-педагога, Свердловск, 1988.
- Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний //Сов.педагогика. 1968. -4. С. 52- 69.
- Болкунов A.A. и др. Активизирующая роль модульного принципа в обучении студентов младших курсов начертательной геометрии. // Методы активизации познавательной деятельности студентов, Новочеркасск, НГТУ, 1993.
- Будасов Б.В. Научно-методические основы содержания учебников и учебных пособий по графическим дисциплинам (на примере строительных специальностей). Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1992.
- Быкова Л.А. Учет успеваемости в высшей школе // Педагогика высшей школы. Л., 1974. С. 88−98.
- Васильева Г. Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе решения геометрических задач. Дисс. канд. пед. наук,-М., 1982.
- Власова Н.М. Факторы активизации познавательной деятельности студентов./ Прикладные психолого-педагогические исследования в вузе, Новосибирск, 1988.
- Володарская А.И. Формирование приемов самостоятельного построения системы знаний (на материале геометрических преобразований. Автореф. дисс. канд. пед. наук, М., 1973.
- Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1986. № 1. С. 52 65.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: Исследование мышления в советской психологии.- М., Наука, 1966 (с.236).
- Гальперин П.Я. О психологических основах программированного обучения.// Новые исследования в педагогических науках, вып.5.М, Просвещение, 1965.- с. 21.
- Гинецинский В.И., Захарова Е. Я. Сопоставление ориентации преподавателей и студентов технического вуза. В сб. Прикладные психолого-педагогические исследования в ВУЗе, Новосибирск, 1988.
- Годфруа Ж. Что такое психология, Москва, Мир, 1992.
- Данинов Ш. Х., Анякина О. В. Использование психофизиологических особенностей студента в целях интенсификации учебного процесса по графическим дисциплинам. Тез. докл. научн.- метод, конф., Братск, БрИИ, 1995.
- Дворяшина М.Д. О соотношениях успеваемости и динамики интеллектуального развития студентов в процессе обучения в вузе // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 2. Л., 1974. С. 49−58.
- Деликатный К.Г. Некоторые дидактические вопросы работы с первокурсниками // Учебно-воспитательная работа со студентами первых курсов. Рига, 197о. С. 27 36.
- Довгалевская Н.А. Системный анализ факторов учебной успеваемости (на материале обучения иностранному языку в специализированном морском вузе): Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1974. 22 с.
- Донцов В.Н. Учебная самоорганизация как фактор успеваемости (на материале динамики младших курсов): Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1977. 22с.
- Жуковская З.Д. Комплексное исследование контроля усвоения учебной информации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1977. 23 с.
- Евдокимова М.П. О влиянии метода обучения на уровень остаточных знаний студентов (на примере изучения инженерной графики./. Проблемы ВШ, под ред. Мокина Б. И., ДПУ, Киев, 1998.
- Есарева З.Ф. Необходимое условие подготовки высококвалифицированных специалистов в университете // Вестн. Ленингр. ун-та. 1972. № U.C. 149- 152.
- Зиновкина М.М. «Теоретические основы целенаправленного формирования творческого технического мышления и инженерных умений студента». М., з-д ВТУЗ, 1987.
- Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике.- М, Просвещение, 1964.
- Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975. С. 10−38.
- Кирилюк Л.В. Развитие творческого геометрического воображения и логико-математического мышления у учащихся 7−9 классов, осуществляемое на математически подобранных нестандартных задачах. Дисс. .канд. пед. наук. Гродно. 1968.
- Колесова A.M. Некоторые вопросы проверки и оценки качества знаний и учебной работы студентов // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1. Л., 1973. С. 12 16.
- Караковский В.А. Любимые мои ученики.-М., 1987.
- Колесова A.M. Проверочно-оценочная экзаменационная сессия в восприятии студентов // Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. Л., 1976. С. 46−50.
- Кораблина Л.К. Построение обратной связи для преподавателей ВУЗов /Формирование творческого мышления студента, Владивосток, изд. Дальневосточного университета, 1990.
- Кочергин В.Я., Гацукович Т. Н., Шарупич В. С. и др. Система учебно-исследовательской деятельности студентов // Студент и его деятельность. Минск- 1978. С. 22 59.
- Кузьмина Н.В. Опыт экспериментального моделирования деятельности преподавателя в высшей школе // Современная высшая школа. Варшава, 1977. № 3/19. С. 73 87.
- Кузьмина Н.В. Педагогическая система, ее структурные и функциональные компоненты // Методы системного педагогического исследования, 1980. С. 10−19.
- Кухлова Г. Г. Изучение психофизиологического состояния студентов в период адаптаций / Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения в вузе, Иркутск, ИГУ, 1985.
- Кустов Ю.А. Преемственность в работе средней и высшей школ //Вопросы обучения и воспитания студентов. Куйбышев, 1974. С. 13 27.
- Лагерь А.И., Анякина О. В. Педагогика сотрудничества как условие формирования интереса к изучению графических дисциплин в техническом вузе. Тез.докл. регион, научн.- метод, конф., Красноярск, КГПУ, 1999.
- Лагерь А.И., Анякина О. В. Постановка учебной задачи с учетом психических особенностей обучаемых как условие формирования готовности студента к изучению графических дисциплин. Тез. докл. научн.-практ. конф. с междунар. участием, Красноярск, КГТУ, 1999.
- Лагерь А.И. Курс инженерной графики М., РИЦ МП А, 1995.
- Латышев В.Л. Методика подготовки курсов для автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ.- М. :МАИ, 1983.
- Линденбратен В.Д. Педагогика сотрудничества в высшей школе как условие формирования творческого мышления./ Формирование творческого мышления студента, Владивосток, изд. Дальневосточного университета, 1990.
- Лисовский В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1974. 184 с.
- Лукина Н.Е. Совершенствование методики преподавания в ВШ, ККИ, Красноярск, 1994.
- Любимова В.Н. Комплексный подход к обучению графических дисциплин при современных способах обработки графической информации. Дисс. .канд. пед. наук.- М., 1984.
- Любимова В.К., Кононова Т. А. «Пути совершенствования курса инженерной графики». Свердловск, 1988.
- Мешков НИ Влияние конструктивно-гностических умений на эффективность учебной деятельности студентов //Психологические вопросы формирования профессионального мышления. Саранск, 1984.
- Мешков Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости, Саранск, изд.Мордовского университета, 1991.
- Мешков Н.И. Влияние мотивов на успеваемость студентов // Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов: Межвуз. научн.- метод.сб. Саратов, 1985. С. 29 31.
- Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе.- М.: Высшая школа, 1971.
- Мулоянов А.Б. Адаптация студентов к учебному процессу./ Технология обучения как фактор развития творческого потенциала личности, Красноярск, ГАЦМ, 1998.
- Некипелов М.И. Психофизиологические аспекты управления познавательной деятельностью студента. / Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения в вузе, Иркутск, ИГУ, 1985.
- Нилова В.И. Задания с числовой формой ответа как средство повышения эффективности изучения графических дисциплин. Дисс. канд. пед. наук.- Воронеж, 1979.
- Нуждин В.Н. Интенсификация учебного процесса на основе развития индивидуальных творческих способностей. Тез.докл. научн.- метод, конф., Иваново, ИЭИ, 1990.
- Образцова Л.Ю. Особенности индивидуальнодифференцированного подхода к студентам младших курсов (на материале обучения иностранному языку): Автореф. дис кандпед. нук. Л., 1979. 22 с.
- Оконь В. Процесс обучения /Пер с польск., М.: Учпедгиз, 1962.171 с.
- Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране: Сб. документов и материалов. М.: Высш.шк., 1987. 77 с.
- Основы вузовской педагогики / Под ред. Кузьминой Н. В. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. 311 с.
- Орлов В.В. Организация самостоятельного поиска решения стереометрических задач с помощью опорных конструкций. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1990.
- Панасенко Л.П. Влияние академической группы на успешность учения студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1974. 22 с.
- Петрова Н.П. Структура методики обучения машиностроительному черчению в инженерно-педагогическом вузе./ Вопросы совершенствования графической подготовки инженера-педагога, Свердловск, 1988.
- Петров И.Н. Пути совершенствования графической подготовки студентов инженерно-педагогических специальностей./ Вопросы совершенствования графической подготовки инженера-педагога, Свердловск, 1988.
- Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов, Москва, Владос, 1999.
- Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП. М: Совершенство, 1997.
- Позднякова Л.А. Организация изучения курса начертательной геометрии и черчения по структурно-логическим схемам./ Актуальные вопросы высшего образования, Красноярск, КГУ, 1990.
- Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов: Человек и общество. Вып.20 / Под ред. В. Т. Лисовского, Сухина В. А. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. 183 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- в 2 т. т. 1 М: Педагогика, 1989. гл. УШ. Память и восприятие.
- Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов н/Д, 1968. 277 с.
- Струков В.И. Исследование некоторых методов применения элек-трофицированных контролирующих устройств в преподавании основ курса «Начертательная геометрия» в высшей школе. Дисс. канд пед. наук.- М.: 1970.
- Сайгак Л.Н. Преемственность графической подготовки учащихся средних школ и вузов в соответствии с их профориентацией. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1988.
- Скоков П.И., Бунина А. А. О некоторых возможностях актив&ции познавательной деятельности студентов./ Начертательная геометрия и инженерная графика. Москва, МПИ, 1989.
- Смирнов Л.В. Факторы успешности обучения студентов математике (на материале технического вуза): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1975. 22 с.
- Соколова И.Ю., Кабанов Г. П. Качество подготовки специалистов в техническом ВУЗе и технологии обучения, Красноярск. 1996.
- Соловьянюк Л.А. Активизация самостоятельной работы студентов при изучении начертательной геометрии в линейном изложении. Сб./ Активные методы обучения и их роль в формировании творческого мышления студентов, Ростов- на Дону, РИСХМ, 1998.
- Сухомлинский В.А., Павлынская средняя школа. М., Просвещение, 1969.
- Суханкина М.Н. Деловые игры в курсе Инженерная графика./ Новые формы и методы обучения студентов, Красноярск, КГАУ, 1995.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов на -Дону, Феникс, 1996.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: МГУ, 1975.
- Троицкая Е.И. Организация учебной игры в курсе машиностроительного черчения./ Активные методы обучения и их роль в формировании творческого мышления студентов, Ростов- на-Дону, РИСХМ, 1988.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1.М.: Педагогика, 1974, 237 с.
- Филимонов Б.Н., Кононова Т. А. Теоретические основы обучающей программы по начертательной геометрии./ Пути совершенствования графической подготовки студентов инженерно-педагогических специальностей. Свердловск, 1988.
- Хакимов Г. Развитие пространственных представлений у учащихся на уроках черчения. В сб.научн.тр., Уфа, БПИ, 1988.
- Хаматова A.A. Социологическое исследование «Студент о своем преподавателе «./ Формирование творческого мышления студента, Владивосток, ДУ, 1990.
- Ходосов В.Г., Заблудина A.A. О системе адаптации первокурсников горных специальностей к обучению инженерной графике./ О системе адаптации первокурсников горных специальностей к обучению инженерной графике, Новочеркасск, НГТУ, 1993.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., Педагогика, 1979.
- Якунин В.И., Лагерь А. И., Анякина О. В. Использование контрольных мероприятий для активизации учебного процесса по инженернойграфике./ Педагогические проблемы и информационные технологии в системе непрерывного образования, Красноярск, КГАЦМиЗ, 2000.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. 160 с.
- Якунин В.А., Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности // Вестн. Ленингр. ун-та. 1980. № 11, вып. 2. С. 55 59.