Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Агенты политической социализации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическому аспекту политической социализации в рамках школьного образования посвящена работа Л. Етмана Ehman Lee H. The American school in the political socialization process. Vol. 50, No. 1, 1980. P. 99−119. Автор изучает влияние школы на политическую социализацию американских школьников. В теоретическом плане школа должна влиять на политические знания, установки, ценности, однако… Читать ещё >

Агенты политической социализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной политической науке политическая социализация чаще всего изучается в рамках ее агентов и соотношения их влияния на процесс социализации детей.

Согласно концепции М. Мерельмана, политическая социализация играет определяющую роль в формировании политических ценностей и установок. Этот процесс можно охарактеризовать как усвоение политических норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как школа, средства массовой информации, семья и другие Merelman R.M. Revitalizing Political Socialization / Herman M. // Political Pshychology. San-Francisco, 1986. Таким образом, данные агенты оказывают непосредственное влияние на формирование политических представлений.

В конце 1960;х гг в рамках изучения политической социализации все большее количество ученых стало концентрировать свое внимание на изучении агентов политической социализации, таких как семьи, школы и медиа. В этот же период происходит смещение акцентов исследований на более старшую возрастную группу — школьников и тинэйджеров, т.к. на данном возрастном этапе ребенок более подвержен влиянию агентов социализации, в особенности влиянию медиа.

Одной из первых работ, посвященной роли семьи (как агента политической социализации) является статья М. Дженнингс и Р. Найеми Jennings M.K., Niemi R.G. The Transmission of Political Values from Parent to Child // The American Political Science Review. Vol. 62, No. 1, 1968. P. 169−184., в которой авторы отдают первостепенное значение семье как агенту политической социализации, не отрицая при этом важность и других агентов (школы и т. д.).

В отличие от предыдущих авторов К. Пэди и Р. Рат Padhy K.S., Rath R. Role of family and education in transmission of political values // The Indian Journal of Political Science. Vol. 47, No. 3, 1986. P. 340−352. считают, что семья не играет самую важную роль в передаче политических ценностей. Они объясняют это различной «природой» семьи: семьи из города играют бОльшую роль в политической социализации детей, чем семьи из деревни. К тому же исследователи утверждают, что семья скорее не напрямую влияет на политическую социализацию (приводится пример, когда подростки на подсознательном уровне предпочитают партии, которые выбирали их родители). По мнению авторов, образование — именно тот агент, который более эффективно и открыто влияет на передачу политических ценностей.

В исследовании П. Джона и А. Осборна John P.D., Osborn A. The Influence of School Ethos on Pupils' Citizenship Attitudes // Educational Review. Vol. 44. No. 2, 1992. P. 153−165. все внимание уделено не семье, а школе, ведь именно школа, по мнению ученых, играет ключевую роль в развитии определенных политических установок у детей. Они исследовали характер школы и его влияние на гражданские установки у учеников. Результаты показали, что характер школы напрямую влияет на отношение учеников к демократическим ценностям и правам и свободам индивида. Однако доказательства были несущественны, поэтому статья заканчивается предложением о дальнейшем исследовании в этой ключевой области.

Эта же точка зрения отражена в работе Д. Бычкова. В своей статье Бычков Д. В. Особенности процесса политической социализации в современном российском обществе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 49. С. 35−40. ученый анализирует влияние как традиционных институтов политической социализации (системы образования и семьи), так и усиливших свою роль в настоящее время — СМИ, партий и общественных организаций. Система образования осуществляет функцию политической социализации молодежи как прямо: она дает непосредственные знания о политике и политической системе в целом, кроме того она передает политические ценности и установки; так и косвенно — она оснащает молодежь неполитическими знаниями и навыками, которые увеличивают чувство значимости участия индивида в политике. К тому же в нашей стране наметилась тенденция по формированию у молодежи чувства патриотизма с помощью системы образования, что является подтверждением теоретического обоснования данного исследования. Семья, по мнению ученого, продолжает оказывать влияние на формирование представлений о власти, но в то же время институт семьи в современной России отличается нестабильностью, поэтому существуют определенные сложности с процессом политической социализации в семье. В целом, Бычков отмечает, что политическая социализация современной российской молодежи — это структурированный процесс, который отличается от советского типа политической социализации молодежи.

Вместе с тем, особая роль школы как центрального института гражданского образования, находит отражение во многих научных работах, посвященных изучению политической социализации. Среди таких исследований можно выделить работу Д. Денвера и Г. Хэндса Denver D., Hands G. Does Studying Politics Make a Difference? The Political Knowledge, Attitudes and Perceptions of School Students, British Journal of Political Science, Vol. 20(2), 1990. P. 263−279., в которой они выясняют, имеет ли смысл обучение политики в школе. Авторы задаются вопросом, действительно ли такое обучение в школе положительно влияет на политическую грамотность. Для изучения влияния политического образования были проведены опросы среди шестиклассников в 154 школах Англии. В общем и целом, ученые пришли к неоднозначным выводам о том, что простое формальное увеличение политического образования (а именно уроков, посвященных политике) в школе не производит политическую грамотность, однако те ученики, кто сдает политику на «отлично» политически более осведомлены, чем их сверстники.

Как было ранее отмечено, молодежи как возрастной группе уделено больше внимания в контексте изучения политической социализации как на Западе, так и в России. К таким работам относятся исследования Л. Рахимовой Рахимова Л. А. Политическая социализация молодежи: механизмы и модели: Дис. на соис. учен. степени канд. полит. наук. Уфа, 2006., А. Мельникова Мельников А. В. Политическая социализация молодежи в современной России: состояние и перспективы: Дис. на соис. учен. степени канд. полит. наук. Орел, 2004., Н. Крайновой Крайнова Н. В. Политическая социализация молодежи в условиях модернизации политической системы России и реформирования ее институтов (Конец XX — начало XXI века): Дис. на соис. учен. степени канд. полит. наук. Ярославль, 2006., В. Воробьева и др. В статье последнего Воробьев В. В. Политическая социализация старшеклассников (социологический аспект) / В. В. Воробьев // Вестник Самарского государственного университета. 2007. — № 5/3 (55). — С. 12−22. отмечено, что сегодня процесс освоения молодежью опыта старшего поколения претерпевает качественные изменения, такие как: 1) деформация социального опыта старших в результате политико-экономических реформ, отсюда следует вывод, что молодежь больше не ориентируется на ценности и идеалы старшего поколения, а скорее выстраивает свои; 2) формирование новых ценностей происходит в период нестабильности социальных институтов, связанных с молодежью, что приводит к растущей индивидуализации процесса политической социализации. Проводя свое исследование, Воробьев отмечает, что чем выше образовательный уровень и социальный статус родителей, тем успешнее проходит политическая социализация у ребенка. Я полагаю, что с этим фактом я могу столкнуться при проведении собственного исследования.

Теоретическому аспекту политической социализации в рамках школьного образования посвящена работа Л. Етмана Ehman Lee H. The American school in the political socialization process. Vol. 50, No. 1, 1980. P. 99−119. Автор изучает влияние школы на политическую социализацию американских школьников. В теоретическом плане школа должна влиять на политические знания, установки, ценности, однако на практике не выяснено до какой степени осуществляется это влияние. В результате эмпирических исследований ученый доказывает, что по сравнению с семьей или медиа, школа является наиболее важным агентом для передачи политической информации и ее влияние на учеников возрастает от начальной к средней школе.

В России большинство исследований по теме политической социализации часто сосредоточены на изучении отельных агентов социализации. Так, кандидат политических наук О. Молчанова провела серию исследований о современной российской школе как института политической социализации, в результате которых пришла к выводу о том, что политическая социализация в России носит стихийный характер, о чем свидетельствует «высокий уровень субъективизма в деятельности по формированию политических представлений молодого поколения россиян в период школьного обучения» Молчанова O.А. Особенности школы как института политической социализации в современной России // Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 12−15 апреля 2005 г) Т 5 Серия «Философия» — М., 2005. 0,1 п. л.

К научным работам, посвященным политической социализации детей или молодежи, относятся труды таких отечественных исследователей, как, Г. Андреевой, А. Селезневой, С. Щегловой, А. Ковалевой, И. Щеглова, Н. Нятиной, М. Юриной, Т. Самсоновой и других (Андреева, 2000; Селезнева, 2012; Щеглова, 2000; Ковалева, 2003; Щеглов, 2009; Нятина, 2011; Юрина, 2005; Самсонова, 2001).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой