Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сущность воспитательного воздействия сюжетно-ролевой игры в приобретении и накоплении ребенком социального опыта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит детей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность… Читать ещё >

Сущность воспитательного воздействия сюжетно-ролевой игры в приобретении и накоплении ребенком социального опыта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.

Руководствуясь требованиями «Программы воспитания в детском саду», педагог отбирает и планирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, определяет дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит детей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. — Соч. В 7-ми т. Т. IV. — М., 1957. — С. 147.

Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 1978. — С. 43. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность.

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.

Воспитатель использует содержание игр для формирования у детей положительного отношения к другим, учит их правилам поведения, и закрепляет их. В игре и через игру воспитатель развивает у дошкольников такие качества, как смелость, честность, уважение, взаимопомощь, сотрудничество пр. Игра — это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. — М., 1976. — С. 47.

Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре. Вне педагогического руководства игры детей могут иногда оказывать и нежелательное влияние. Н. К. Крупская писала: «Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде». И как актуально звучат эти слова, когда современные дети все больше предпочитают играть не друг с другом, а с компьютером, не всегда предлагающим ребенку «хорошие игры» Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979. — С. 34−35.

С этой целью воспитатель через игру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре.

Игра широко используется и как средство эстетического, нравственного и гуманного воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение — создание образов на основе ранее полученных впечатлений. В содержание многих игр включаются знакомые песни, танцы, стихи, загадки. Все это позволяет воспитателю углублять эстетические переживания детей. Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.

Итак, что могут помочь сформировать у детей занятия-игры? Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. — М., 1976. — С. 37.

  • · Коммуникативные способности и качества.
  • · Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
  • · Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».
  • · Умение сопереживать — радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
  • · Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
  • · Умение взаимодействовать и сотрудничать.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой