Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественном колледже
![Диссертация: Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественном колледже](https://westud.ru/work/2687847/cover.png)
Практическая значимость исследования состоит в разработке современной методики преподавания орнаментального искусства в профессиональной подготовке специалиста в области декоративно-прикладного искусства и дизайна к профессиональной деятельности, включая возможность преподавать народное и декоративно-прикладное искусство в детских художественных школах, кружках, отраженной в экспериментальной… Читать ещё >
Содержание
ГЛАВА 1. Орнаментальное искусство как составная часть художественно-профессиональной подготовки специалистов в художественных (художественно-промышленных) колледжах (живописцы, художники, прикладники, дизайнеры).
1.1. Из истории развития декоративно-прикладного искусства (анализ истории развития декоративно-прикладного искусства за рубежом и в России).
1.2. Орнамент как основа декоративно-прикладного искусства, дизайна и оформительской работы. Специфика орнаментального искусства.
1.3. Эстетическое восприятие орнамента в системе художественно-эстетического и профессионального образования.
ГЛАВА 2. Психолого-педагогические основы педагогического руководства обучением и воспитанием специалистов художественных профессий в процессе изучения орнаментального искусства
2.1. Место и роль художественных (художественно-промышленных) колледжей в системе профессиональной подготовки специалистов в современных условиях модернизации образования.
2.2. Личностно-ориентированный подход к художественно-творческому развитию личности студентов в процессе обучения интегрированным курсам предметов искусств и предметов гуманитарного цикла.
2.3. Дидактические принципы изучения основ орнаментального искусства в профессиональной подготовке студентов колледжа.
2.4. Методика активизации обучения студентов художественных (художественно-промышленных) колледжей орнаментальному искусству (опытно-экспериментальная работа).
Список литературы
- Акимова А.П. Об управлении процессом воспитания в педагогической системе // Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. — Л., 1973. с. 56−58.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
- Алексеенко Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства: Автореф. канд. пед. наук. М., 1994, — 19 с.
- Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа// Сов. археология. 1966. — 68 с.
- Амиргазин К.Ж. Научно-теоретические основы и методика обучения казахскому декоративно-прикладному искусству. Алма-Аты, 1995. — 296 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.- М., 1980. — Т. 2. 125 с.
- Амоношвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. — 296 с.
- Анфицерова Л.И. К психологии как развивающейся системе. М., 1981.- 175 с.
- Алибек Кажитали улы. Ою и Ой. Алма-Аты, 2004. — 444 с.
- Ю.Акишев А. К. Искусство и мифология саков. Алма-Аты., 1984. — 354с.
- П.Апраксина О. А. Очерки по методике художественного воспитания в советской школе. М.: изд-во АПН РСФСР, 1956. — 224 с.
- Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. М., 1971. — 93 с.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
- Н.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
- Афанасьев J1. JL, Дехтеринский Л. Б. Модель подготовки специалиста -основа обоснования обучения и воспитания. М.: 1977. — 31 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труда. — М.: Педагогика, 1989.- 558 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процессов обучения: общедидактический аспект. — М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
- Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982. — 189 с.
- Бабыкина Н.Н. Диалектика творческой и репродуктивной деятельности в системе культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 1992. — 16,-с. 22.
- Байбородин А. Яко богиню землю нарекла. М., 1991. — 160 с.
- Байбурнн А.К. Семантические аспекты функционирования вещей / Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. — 112 с.
- Байметов Б.Б. Основы изучения национального орнамента и методика его обучения на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Автореф.. канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
- Бакушинский Н.В. Избранные искусствоведческие труды. М.: Искусство, 1970. — 542 с.
- Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. — М: Просвещение, 1979. 112 с.
- Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1991. — 113 с.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись. Композиция. — М.: Просвещение, 1981. — 239 с.
- Бежкович А.С., Жегалова С. К., Лебедева А. Н., Просвиркина С. К. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. — М., 1959.- 159 с.
- Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Современник, 1982.-293 с.
- Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Мир философии, 1991. — Ч. 2.-310 с.
- Берштейн М.С. К методике составления и проверки текстов // Вопросы психологии. — 1968. № 4. -с. 51−66.
- Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалистов // Вестник высшей школы, 1988. № 1. — с. 4−8.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: 1969.
- Бобринский А.А. О некоторых символических этапах, общей первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии. — М.: 1902. 156 с.
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы: Избр. пед. и психолог, соч.: В 2 т. М., 1979. — 304 с.
- Блонский П.П. Избр. психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.-547 с.
- Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия. М., 1910−1913.-97 с.
- Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1970. — 642 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону, 1983. 173 с.
- Богуславская А .Я. Русское народное искусство. — Л.: 1968.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. — М.: Педагогика, 1983.-272 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. — М.: Педагогика, 1983.-272 с.
- Божович Л.И. Психологические проблемы воспитания как управление детским развитием // Проблемы управления процессом воспитания. — М.: 1971.
- Борев Ю.Б. Эстетика. Изд. 3-е. — М.: Политиздат, 1981. 399 с.
- Борисова Т.Н. Творчество и культура: Автореф. дис.. канд. философ, наук. Саратов, 1993.
- Вагнер Г. К., Владышская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М.: Искусство, 1993.-255 с.
- Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X XX веков. — М.: Сов. худ-к, 1974. — 294 с.
- Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: 1977. — 206 с.
- Веселовская М.В. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: Дис.. канд. пед. наук. -М.: 1981.- 183 с.
- Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избр. труды. М.: 1972. — 350 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. -344 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. -М., 1983.-304 с.
- Гачев Г. Д. Жизнь художественного сознания. М.: 1972. — 277 с.
- Герц К.К. Геометрическая орнаментация и ее происхождение. М.: Синодал. типография., 1879. — 47 с.
- Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
- Гончарук А.Ю. Психолого-педагогические проблемы систематического приобщения школьников к эстетической культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. — М., 1991.-с. 77−84.
- Горошко А .Я. Методика формирования художественного интереса школьников в I-IV кл. на материале русского народного декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1990. — 16 с.
- Гильман Р.А. Творческое развитие личности о художественно-педагогической деятельности. Магнитогорск, 2000. -221 с.
- Гришина Г. А. Краеведческий материал как средство развития познавательной и творческой деятельности школьников: Дис. канд. пед. наук. Томск, 1978. — 159 с.
- Громов Е.С. Природа художественного творчества. — М.: Просвещение, 1986.-237 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
- Дайн Л.Л. Игрушечных дел мастера. М.: Просвещение, 1991. — 52 с.
- Данилов А.А. Совершенствование нравственного воспитания старшеклассников средней школы средствами народного искусства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М.: 1986. — 16 с.
- Данилова Л.И. Камень, глина и фантазия. Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1991. 78 с.
- Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Сов. археология. 1960.
- Динцес Л.А. Историческая общность русского и украинского народного искусства. // Сов. этнография. — 1941. — № 5. с. 21.
- Добротверский И.А. Бестарные промыслы Курской губернии. Киев, 1886.
- Дремов А.Р. Художественный образ. М.: 1961. — 406 с.
- Иванов П.В., Топоров В. Н. Славянская мифология // народов мира. Т. 2. М., 1992. 242 с.
- Иванов С.В. Народный орнамент как исторический источник // Сов.этнография. 1958. — № 2. — с. 3−23.
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Знание, 1968. 32 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей: 2-е изд. доп. 1961. — 223 с.
- Игнатьев С.Е. Цвет в эстетическом воспитании младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Художественное образование учащихся в процессе обучения изобразительному искусству: Сб. науч. тр. -М.: 1983. с. 62−66.
- Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников: Сб. науч. тр. / Отв. ред. B.C. Кузин. НИИ школ МП РСФСР. М.: 1981.- 120 с.
- Ильяева И.А. Культура общения. Опыт философско-методологического анализа. Воронеж: 1989. — 167 с.
- Исаев И.Ф. Дидактическое обеспечение интенсификации учебно-воспитательного процесса в высшей школе // Интенсификация учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Белгород: с. 13−17.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М.- Белгород: 1993.-217 с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. // Педагогика и психология. 1979. — № 5.
- Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М.: 1968. — 207 с.
- Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: АПН РСФСР, 1959. — 304 с.
- Кузин B.C. Психология. М.: 1974. — 280 с.
- Кознев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — JL: 1980. — 17 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986.- 180 с.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. № 9. -с. 112.
- Краевский В.В. Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования обучения // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Челябинск: 1965.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.
- Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. — М.: Просвещение, 1977. 208 с.
- Кузин B.C. Психология живописи. М., 2005. — 256 с.
- Кузьмина Н.В. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1. — JT.: 1973.
- Лайтес Н.С. Способности, труд, талант. — М.: 1961. — 32 с.
- Лапина Т.С. Воспитательные функции произведения искусства и нравственные механизмы их деятельности // Проблемы этики и эстетики: Вып. 2 / Под ред. А. И. Имгади. Л.: 1975. с. 174 -180.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1988 — Т. 2. — 317 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: 1974. — 64 с.
- Лихачев Б.П. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лосев А.Ф. Диалектика мира. М.: 1990.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: 1982. — 131 с.
- Ш. Луначарский А. В. О воспитании и образовании / Под ред. А. И. Арсен и др. 1976. — 640 с.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1985.- 158 с.
- Люблинская Н.А. Учителю о психологии младшего школьника. — М.: Просвещение, 1977. 224 с.
- Магомедова П.Н. Научные основы преподавания искусства ковроделия на художественно-графическом факультете педагогического института (в условиях Дагестана): Автореф.. канд. пед. наук. М.: 1994.-18 с.
- Максимов Ю.В. У истоков мастерства. — М.: Просвещение, 1983. — 159 с.
- Мальцев Н.В., Тарановская Н. В. Русские прялки. Л.: 1970.
- Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX вв. — М.: 1984. — 215 с.
- Марр Н.Я. Язык и письмо. Л.: 1930. — 175 с.
- Мерцалова М.Н. История русского костюма. М.: Искусство, 1972. — 189 с.
- Мещанинов И.И. Орнамент сузских ваз первого стиля. Л.: 1927. — 427 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
- Народные мастера. Традиции, школы / Под ред. М. А. Некрасовой. — Вып. I. М.: Изобразит, искусство. 1985. — 296 с.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразит. искусство, 1983. 343 с.
- Некрасова М.А. Проблема народного искусства. -М.: 1982. 155 с.
- Никитин А.В. Белгородская крепость XV—XVII вв.. // Сов. археология. 1962. -№ 3.
- Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. М.: 1994. -25 с1270 формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества // Творческие проблемы современных художественных промыслов.-Л.: 1981.-с. 60−80.
- Облонский A.M., Смирнов А. С., Сорокин А. Н. Материалы I тысячелетия н. э. на поселении Шоссейное (Белгородская обл.) // Сов. археология. 1987. — № 4. — с. 174.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976.-279 с.
- Принципы и пути развития психологии. М., 1959. — 354 с.
- Программа средней общеобразовательной школы (I-IV кл.). Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Науч. рук. — Т. Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1992. — 78 с.
- Производство ковров в Курском уезде // Курские губернские ведомости. 1890. -№ 62.
- Производство кушаков в Курской губернии //Курские губернские ведомости. 1891. — № 15.
- Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтор, А. А. Пузырея. М.: Моск. ун-т, 1982. — 286 с.
- Раджабов И.Р. Совершенствование обучения школьников основам изобразительного искусства с учетом национально-художественных традиций: Дис.. канд. пед. наук. М.: 1987. — 164 с.
- Разина П.М. Русское народное творчество. М.: Изобраз. искусство, 1970.
- Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. — 200 с.
- Рубенштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: 1976. — 276 с.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства. -М.: 2001.-240 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1940. 704 с.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: 1981. — 131 с.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: 1988.
- Сабурова Л.М. Об изучении народных обрядов //Фольклор и этнография.-Л.: 1974.-с. 98.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.-214 с.
- Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. — Киев: Вища школа, 1977. 159 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986. 152 с.
- Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста //Магистр. — 1991., № 1. с. 21.
- Сластенин В.А. Формирование личности советского учителя в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -158 с.
- Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. М.: Просвещение, 1987. 144 с.
- Смирнова Е.Э. Формирование модели специалиста с высшим образованием. Л.: 1977.
- Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.: 1934. — 351 с.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
- Спасибенко С.Г. Научное управление процессом воспитания — важнейшая функция учителя // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. — М.: 1980.-с. 14−18.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма как примерная программа подготовки учителя воспитателя // Методика оптимального планирования процесса обучения. — М.: 1976. — с. 112−125.
- Спирин Л.Ф. Теоретико-практические модели поэтапного анализа оптимальности решения воспитательных задач //Проблемы принятия оптимальных решений в педагогической деятельности. — М., 1984. — с. 36−38.
- Стасов В.В. Русский орнамент. Шитье, ткани, кружево. Вып. I. — СПб.: 1872.- 147 с.
- Станиславский К.С. Собрания сочинений. М.: 1954. — 515 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 1979. — 336 с.
- Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Сов. педагогика. 1977. — № 1.
- Творческий процесс и художественное восприятие /Отв. ред. Егоров Б. Ф. М.: Наука, 1978. — 278 с.
- Унковский А.А. Живопись- Вопросы колорита. — М.: Просвещение, 1980.- 128 с. 163 .Узнадзе Н. Д. Психология исследования. М.: 1966. — 406 с.
- Умарбекова М.Ш. Энциклопедия. Алма-Аты: 2003. — 284 с.
- Фатхулин М.Ф. Воспитание специалиста. Казань: 1990. — 31 с.
- Фокина JI.B. Орнамент. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: 2005. -176 с.
- Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.: 1983. — 29 с.
- Чекалов А.К. Народная деревянная скульптура русского Севера. — М.: Искусство, 1974. 284 с.
- Чижикова JI.H. Традиционная женская одежда русских в Белгородской области // Институт этнографии, ролевые исследования. — 1977. — М.: 1979.-с. 9.
- Чмиль Н. Народные промыслы Староосколья // Путь Октября. — 1987.-25 апреля.-с. 4.
- Шадриков В.Д. и др. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебн. пособие для студентов пед. ин. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
- Шацкая В.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. — М.: Педагогика, 1974.
- Шацкий С.Т. Избр. педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 е.- Т. 2. — 416 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. — М.: Ставрополь, 1991.-е. 85.
- Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для пединститутов. М.: Просвещение, 1979. — 303 с.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания: Дис.. д-ра пед. наук. М.: 1988. — 346 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в. педагогике. — М.: Педагогика, 1971.-351 с. 181 .Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. М.: 1998.
- Юдина Е.И. Формирование творческой направленности личности учителей в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М. 1984. — 161 с.
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1991. 192 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 87 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.
- Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосфер-ной эпохи // Педагогика. 1996. — № 2. — с. 40−47.
- Ярошевский М.Г. О трех способах интерпретации научного творчества // Научное творчество. М.: 1969. — с. 139.