Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В теоретической и практической разработке избранной проблемы диссертант исходил из следующей гипотезы: эффективность образовательно-воспитательного воздействия урока литературы возрастает при условии органического единства в изучении жизненного и творческого пути писателя и в анализе его произведений. Такое единство монет быть достигнуто на основе последовательной реализации аспектов, помогающих… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. 3 — II
  • ГЛАВА. I. БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    • I. Проблема изучения биографии писателя в литературоведении и методике
    • 2. Роль и место биографии писателя в процессе изучения монографической теш
    • 3. Задачи, содержание и методика констатирующего эксперимента в старших классах
  • ГЛАВА II. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ШОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ
    • I. Историко-литературные аспекты изучения биографии в школе
    • 2. Очерк как вид биографии в школьном изучении. 6?
    • 3. Принцип концентризма в изучении биографии
    • 4. Изучение биографии писателя в связи с анализом художественного творчества (на материале творчества Н.В.Гоголя)

Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследуемой темы определяется задачами, вытекающими из решений ХХУ1 съезда КПСС, июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦЕ КПСС, а также Основных направлений общеобразовательной и профессиональной школы и вытекающими из них постановлений ЦК партии и Совета Министров СССР.

Проблемы повышения воспитательного воздействия литературы на учащихся, формирования их мировоззрения, нравственности, эстетических критериев и вкусов, изучения литературы в ее идейно-эстетической сущности и художественной специфике принадлежат к числу наиболее актуальных: «Ничто не может заменить литературу, искусство в воспитании общественных нравов и чувств людей, в их способности воздействовать и на ум, и на сердце» .*.

В свете задач, стоящих перед современной школой, особенно актуальной становится проблема изучения биографии писателя. Пример жизни и деятельности художника открывает перед учащимися богатый мир высоких моральных качеств: самоотверженного служения Родине и народу, высокого сознания своего долга, нравственной глубины чувств и переживаний. Знакомя учащихся с личностью писателя, с его общественной и творческой деятельностью, мы делаем их свидетелями напряженного труда, борьбы, обогащаем чувства и мысли, способствуем формированию их характера.

Усиление внимания учащихся к творческой и идейной позиции писателя, произведения которого изучаются в средней школе и особенно в старших классах, сближение с его личностью, обогащает сознание учеников, их представления о жизни и людях, повышает интерес к познанию, является стимулом к воспитанию своей личности.

Приобщение к позиции художника слова, постижение и усвоение авТ «». х Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Речь товарища К. У. Черненко на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984 года. — Коммунист, 1984, $ 14, с. 7. торского взгляда на мир дает возможность школьникам увидеть в художественном цроизведении близкое и созвучное себе, перекликающееся с его собственными исканиями, настроениями, мыслями, сталкивает их с общественными и нравственными конфликтами и проблемами, которые заключает в себе изучаемое произведение.

В современной школьной практике распротраненным недостатком в изучении биографии является отсутствие органической связи между рассказом учителя о жизни писателя и изучаемым произведением, z что неизбежно наносит большой урон интеллектуальному осмыслению и эмоциональному восцриятию художественного цроизведения, в котором, как известно, личность его создателя находит полное и завершенное воплощение. Если учащиеся не воспримут того объединяющего начала, которое несет в себе образ повествователя, с его мировосприятием, гражданской позицией, эстетическими взглядами, они не воспримут и общего художественного колорита изучаемого произведения.

Изучение опыта учителей русской литературы показало, что осмысление учащимися связи художественного произведения с личностью писателя, его художественной концепцией, которая неизбежно отражается в выборе тем, в идейном содержании, цроблематике, системе образов, композиции, в изобразительно-выразительных средствах, в языке художественных произведений помогает школьникам понять позицию автора, его оценку изображаемой действительности, а следовательно, глубже и' полнее постигнуть изучаемое в классе литературное цроизведение. Это и позволило сделать вывод об актуальности выдвигаемой диссертантом проблемы исследования.

Для положительного решения вопроса изучения биографии во взаимосвязи с творчеством важно обращение к трудам выдающихся критиков, писателей, методистов, учителей-практиков. Б работах революционных демократов Б. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Т. Г. Шевченко, Н. Г. Чернышевского, И. Я. Франко и др. неоднократно высказывались мысли об органическом изучении биографии и творчества писателя, о внимании к личности художника слова, богатству и своеобразию его духовного мира, об изучении тех фактов жизни, которые оказывали решающее влияние на формирование его мировоззрения, характера.

Однако принципы изучения биографии во взаимосвязи с творчеством не могли внедриться в црактику школ в условиях старой дореволюционной школы. Решение этого вопроса стало возможным только в советской школе, неразрывно связанной с жизнью народа, — она создала все необходимые условия для развития творчески* способностей учащихся.

Советская историко-литературная и методическая наука рассматривает жизнь и творчество писателя в конкретно-исторических условиях и их взаимосвязи. Именно такой подход и должен быть основным стержнем в школьном изучении биографии, определяющим ее научную достоверность, воспитательную и образовательную значимость.

Проблему изучения биографии писателя в школе разрабатывали известные советские методисты М. А. Рыбникова, В. В. Голубков, В. А. Десницкий, Н. В. Колокольцев, Н. И. Кудряшев, А. А. Липаев, В. А. Никольский, Б. В. Рождественский, Н. И. Громов и др.

В исследованиях последних лет освещались разносторонние аспекты изучения личности писателя: нравственно-эстетический (В.Г. Маранцман) — идейно-нравственный облик писателя (Т.Ф.Курдюмова, И.Е.Кадлан) — ознакомление учащихся с личностью художника на разных этапах их литературного образования (Н.А.Бодрова, В.П.Пере-пелица). Изучению личности писателя посвятили свои исследования Ю. Д. Проклов, Н. В. Тимерманис.

К вопросам изучения биографии обращались также и другие советские методисты и ученые: А. М. Бандура, Г. И. Беленький, А. И. Белецкий, Т. Ф. Бугайко, Е. С. Добычина, М. П. Касторская, Н. О. Корст, К. П. Лахостский, А. Р. Мазуркевич, С. Г. Паршина, Е. А. Пасичник, С. А. Смирнов, Т. В. Чкфковская и др.

Но проблема изучения биографии писателя в органическом единстве с его творчеством настоятельно требует дополнительных целенаправленных поисков и конкретной разработки путем экспериментального исследования, широкого обобщения опыта и дальнейшего уточнения теоретико-концептуальных проблем методики литературы.

Концепция исследования заключается в следующем: руководствуясь марксистско-ленинским учением о формировании личности, с целью повышения воспитательной роли литературы в школе биографию писателя в старших классах необходимо изучать во взаимосвязи с творчеством. Внимание к духовному и общественному облику художника, к творческой истории произведений (замысел и его осуществление, путь к образу, вопросы текстологии и т. д.) облегчает уяснение пафоса его произведений, повышает эффективность воспитательного влияния литературы на молодое поколение.

Объектом исследования является процесс изучения монографической теш в старших классах, предметом — изучение биографии писателя во взаимосвязи с творчеством.

В исследовании не ставится вопрос об изучении биографии с УШ по X класс. Для обучающего эксперимента была избрана тема «Н. В. Гоголь в УШ классе». Обращение к биографии и творчеству Гоголя не было случайным: сложность духовного мира писателя, его эстетической концепции, творческого метода, литературной и общественной обстановки эпохи создают известные трудности как для учащихся, так и для учителей в постижении идейно-художественного своеобразия его творчества.

Выбор теш обусловлен ещэ одним очень важным обстоятельством: проблема русско-украинских литературных взаимосвязей, которая успешно исследуется в последние годы в литературоведении, еще недостаточно разработана в методике литературы. Русская литература теснейшим образом связана многосторонне с изучением национальных литератур и преподавание ее нельзя мыслить изолированно. В наибольшей мере это относится к школам УССР, так как русская и украинская литературы имеют много общего и родственного как по происхождению, так и по языкув силу исторических обстоятельств они развивались во взаимодействии, с постоянным взаимовлиянием. В этом аспекте практика изучения жизни и творчества Н. В. Гоголя в школах Украины представляет уникальный случай, дающий возможность проследить русско-украинские взаимосвязи, развивая у учащихся интерес к многонациональной советской литературе и культуре.

Выявление путей формирования представлений учащихся о личности художника на всех уроках изучения монографической темы, определение аспектов, необходимых для реализации идеи взаимосвязи биографии с творчеством, обнаружение и обоснование наиболее перспективных принципов для построения системы уроков и составляет цель настоящего исследования.

В теоретической и практической разработке избранной проблемы диссертант исходил из следующей гипотезы: эффективность образовательно-воспитательного воздействия урока литературы возрастает при условии органического единства в изучении жизненного и творческого пути писателя и в анализе его произведений. Такое единство монет быть достигнуто на основе последовательной реализации аспектов, помогающих связать изучение фактов биографии с анализом произведений писателя. Диалектические принципы линейности и концентризма дают возможность разработать наиболее целесообразную систему уроков по изучению монографической темы, в которой «Очерк жизни и творчества» писателя будет тесно связал с анализом художественного цроизведения.

Реализация поставленной цели и выдвинутого исходного положения обусловила решение следующих з, а д, а ч:

— разработать структуру организации биографических материалов во взаимосвязи с творчеством писателя в процессе изучения монографической темы;

— теоретически обосновать методику изучения «Очерка жизни и творчества писателя» ;

— выявить пути сочетания линейности и концентризма при изучении биографии писателя.

Методологической основой исследования явилось марксистсколенинское учение о литературе и ее роли в коммунистическом воспитанииленинская теория познанияучение классиков марксизма-ленинизма, выдающихся деятелей партии и государства о культуре.

Основной базой эксперимента служили общеобразовательные моли г. Киева (СШ №№ 140, 216), Ирпенская СШ JS 17 (Киевской области), СШ Ш 21 и 30 г. Житомира.

Исследование проводилось в четыре этапа. На первом этапе были сформулированы цроблема и основные положения исследования, выработаны исходные теоретические позиции, уточнены предмет и цель исследования, построена его рабочая гипотеза, оцреде-лены методы исследования, цроводился теоретический анализ литературных источников и фиксированное наблюдение над практикой изучения биографии писателя в старших классах, составлена программа проведения констатирующего и обучающего эксперимента.

Содержание второго этапа исследования составили массовый констатирующий эксперимент и апробация разработанной методической системы. На третьем этапе был проведен обучающий эксперимент, а на четвертом — обобщались результаты экспериментальной методики, определялась ее эффективность.

В соответствии с характером поставленных задач, использовались следующие методы исследования: изучение произведений классиков марксизма-ленинизма, трудов и высказываний выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства по вопросам обучения и воспитания учащихся, решений съездов КПСС и Компартии Украины, постановлений партии и цравительства о школекритический анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме диссертациитеоретическое осмысление передового опыта работы учителей русской и украинской литературпедагогическое наблюдениеанализ уроков по исследуемой цроблемеанкетирование, групповые и индивидуальные беседы и интервью с учащимися и учителями-словесникамипроведение и анализ устных и письменных творческих работизучение результатов литературно-творческой деятельности учащихсяестественный педагогический эксперимент, состоящий из констатирующей, обучающей и контрольной частей.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— обоснована и практически реализована методика изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством;

— оцределены основные аспекты изучения биографии;

— разработаны варианты изучения биографии писателя с опорой на дидактические принципы линейности и концентризма;

— выявлена специфика и конкретизирована методика изучения «Очерка жизни и творчества писателя» .

Достоверность результатов исследования и основних выводов диссертационной работы обеспечивается методологической обоснованностью исходных позицийкритическим анализом и учетом состояния проблемы изучения биографии писателя, црименением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, предмету и задачам, количественным и качественным анализом значительного объема теоретического и эмпирического материала, результатами цроведенной опытно-экспериментальной работы, в которой приняло участие свыше 1300 учащихся старших классов, Донецкой i Житомирской, Кировоградской, Николаевской, Сумской, Тернопо-льской, Черкасской, Черниговской, Киевской областей и г. Киева.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

— предложены конкретные методические рекомендации по изучению биографии писателя в связи с анализом художественного творчества (на материале изучения жизни и творчества Н. Б. Гоголя в УШ классе);

— разработана методика изучения «Очерка жизни и творчества писателя» ;

— определены критерии отбора биографических материалов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику работы школ осуществлялась путем публикаций статей и научных докладов по проблемам диссертациивыступлений на научно-практических конференциях и выездных заседаниях отдела методики литературы НИИ педагогики УССР (г.Ивано-Франковск, 1980; г. Чернигов, 1981; г. Белая Церковь, 1982), на отчетных научных конференциях НИИ педагогики УССР (г.Киев, 1980;1984 гг.) — чтения лекций на курсах переподготовки учителей-словесников при Киевском областном институте усовершенствования учителей. Разработаны методические рекомендации, одобренные отделом методики русской и украинской литератур НИИ педагогики УССР и рекомендованные для массово.

— II го распространения в школах республики.

Результаты исследования могут быть использованы учителями средних общеобразовательных школ, преподавателями литературы на подготовительных отделениях различных вузов, в работе со студентами пединститутов и университетов, на курсах повышения квалификации учителей при ИУУ, при составлении программ, учебных и методических пособий, в совершенствовании работы методобъединений.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Изучение биографии писателя в тесной взаимосвязи с творчеством писателя способствует углублению восприятия и совершенствованию анализа литературных произведений, содействует повышению методологической и теоретико-литературной подготовке учащихся.

2. Теоретически обоснованные методические принципы изучения «Очерка жизни и творчества писателя» обеспечивают глубокое восприятие идейно-художественного богатства литературного произведения.

3. Использование дидактических принципов линейности и кон-центризма в построении системы уроков при изучении биографии писателя дает возможность исследовать жизнь художника полно, глубоко и основательно на протяжении всех уроков монографической темы.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обоснована актуальность темы, определены задачи и методы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Биография писателя является одним из важнейших звеньев школьного изучения литературы и требует особого внимания. Изучение педагогического опыта учителей, анкетирование, длительное наблюдение в школах республики ' ¦показало, что большинство педагогов считает необходимым изучение биографии писателя, его личности во взаимосвязи с творчеством. Однако, признавая необходимость такого изучения, учителя прибегают к практическому осуществлению идеи взаимосвязи крайне редко. Чаще всего биографии отводится один урок, на котором в хронологической последовательности пересказываются хрестоматийные даты и события жизни писателя, а личность творца остается непознанной учащимися.

Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что обособленное изучение биографии является одной из причин недостаточной подготовленности учащихся к активному постижению изучаемого художественного произведения. Это вызвало необходимость разработки методики целенаправленного систематического изучения биографии писателя в органической связи с его творчеством. При одновременном изучении жизни и творчества появляется возможность постижения своеобразия личности художника, его социальных, политических, этических взглядов и эстетических принципов, приближающих школьников к пониманию компонентов художественного мастерства писателя, а отсюда — произведения в целом.

Положительное решение дроблены вызвало необходимость обращения к ряду важнейших аспектов (роль личности художника в его творчестве, роль мировоззрения, жизненный опыт художника, писатель и эпоха, творческий метод, мастерство писателя и др.), призванных определить характер взаимосвязи жизненного и творческого пути писателя.

Во время проведения обучающего эксперимента был использован дидактический принцип линейности, который давал возможность рассматривать жизненный путь, личность художника на протяжении всех уроков изучения монографической теш.

Для положительного решения проблемы изучения биографии на разных ступенях литературного образования был использован принцип концентризма.

В исследовании разработаны методические основы изучения «Очерка жизни и творчества», призванного выявить социально-индивидуальную определенность писателя.

Для учащихся экспериментальных классов характерно более интенсивное продвижение по всем показателям, которые определяют качество усвоения новых знаний, таких умений как анализ произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия, определение роли сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка в произведении, авторской оценки изображаемых явлений.

На протяжении всех уроков, отведенных на изучение творчества Гоголя, школьники убеждались в том, что изображение жизни, ее процессов в художественном произведении неразрывно связано с авторской оценкой ее. Автор, не участвуя в событиях, отраженных в сюжете, все-таки присутствует во всем повествовании. Его присутствие сказывается в том, что изображено и как изображено, и в том, какое эмоциональное впечатление изображенное произведет на читателя. I.

Отношение писателя к изображаемому можно определить по тому, какими внешне рисует он своих героев, какими вещами их окружает, какую роль отводит им в сюжете. Писатель воздействует на восприятие учащихся, особым образом организуя повествование, связывая эпизоды так, чтобы каждый из них служил комментарием к другому.

Привлекая внимание учащихся к различным приемам выражения авторской позиции, мы ставили цель не запоминание их, а воспитание читательской зоркости и чуткости к художественному слову, к художественному образу. Мы добивались того, чтобы учащиеся увидели в произведении не только героев, но и автора, восприняли произведение как создание, где все проникнуто авторским видением мира, его симпатиями и антипатиями, где во всей структуре художественного целого разлито авторское сознание.

Результаты обучающего эксперимента убеждают в правильности выбранной методики изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством, необходимости постижения авторской личности, эффективности организации биографического материала. Контрольный эксперимент позволяет сделать следующие выводы:

1. Изучение биографии писателя в органической взаимосвязи с творчеством обогащает представления учащихся о личностном характере художественного творчества, позволяет осмыслить своеобразие авторского видения мира. Установление отношения автора к изображенным явлениям и действующим лицам, а также организация работы над изучением поэмы «Мертвые души» с выделением узловых проблем, с постоянными наблюдениями над компонентами мастерства ведет к сознательному пониманию учащимися красоты произведения, глубины, стройности и оригинальности изложения авторской мысли.

2. Использование принципа концентризма при изучении биографии обеспечивает систематичность и преемственность в учебном процессе, положительно влияет на общее литературное развитие школьников. Применение принципа концентризма в изучении монографической темы способствует определению учащимися авторской оценки действительности, ведет к пониманию мировоззрения писателя, эмо.

— 182 ционально-образного восприятия произведения, его социальных мотивов, психологии творчества.

3. Линейность в построении системы уроков при изучении биографии и творчества писателя дает возможность жальникам накапливать необходимый материал для обобщений, способствует развитию творческого отношения к выполняемой работе, самостоятельным наблюдениям над текстом, синтезировать наблюдения по определенным темам и заданиям.

4. Разработанная методика изучения «Очерка жизни и творчества писателя» позволила определить важную особенность: воспитательное воздействие биографии усиливается от эмоционального ее изложения, способствующэго восприятию личности художника в единстве с творчеством. Опытным путем установлено, что привлечение материалов, раскрывающих. духовную структуру личности писателя, отражающих особенности характера и их проявление в различных жизненных ситуациях, процесс становления художника, фактов, позволяющих понять эпоху, своеобразие творческой индивидуальности писателя, содействует постижению художественных особенностей изучаемого произведения.

5. В результате изучения личных и творческих контактов русских и украинских писателей, литературных взаимосвязей учащиеся постигают общие закономерности литературного процесса, осмысляют истоки взаимодействий русских и украинских писателей, глубже и сознательнее усваивают литературное произведение.

Таким образом, диссертационная работа, посвященная проблеме изучения биографии писателя во взаимосвязи с творчеством, вносит в ее решение определенный вклад:

— изучен и систематизирован опыт дореволюционной и советской методики преподавания литературы в области изучения биографии писателя;

— разработаны и обоснованы методические принципы системы изучения истории }кизни писателя во взаимосвязи с его творчеством;

— аргументирована необходимость использования дидактических принципов линейности и концентризма в построении системы уроков при изучении биографии писателя;

— теоретически обоснованы и осуществлены на практике методические основы изучения «Очерка жизни и творчества писателя» .

Исследованием установлено, что изучение биографии писателя в единстве с его творчеством решает ряд проблем эффективности учебного процесса: активизирует умственные силы учащихся — мышление, память, представление, языкстимулирует более сознательное отношение к изучению литературы, что приводит к глубоким осмысленным знаниям, прививает необходимые для самообразования умения и навыкивоспитывает трудолюбие, наблюдательность, волю и. другие положительные качества личности, частично решает проблему в выполнении домашних задании, так как задания творческого характера по выявлению личности писателя, его мастерства устраняет зубрежку, побуждает рационально использовать время. Изучение биографии во взаимосвязи с творчеством развивает возможности учащихся, их интересы, учит наблюдать, сопоставлять, систематизировать, обобщать.

Результаты экспериментальной и контрольной проверки, показавшие наличие сдвига в восприятии учащимися художественных произведений, в сознательном подходе к самому процессу анализа, убеждает в истинности нашей гипотезы.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы. Научный и практический интерес представляет изучение таких вопросов, как: изучение биографии писателя в обзорных темах;

— 184 требует более углубленной разработки проблема изучения «Биографии и творческого пути писателя» — надлежит исследовать вопрос организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения биографии писателя и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. К критике гегелевской философии права. Введение. Соч.2-е изд., М., Госиздат полит, лит-ры, 1955, т.1, с.414−429.
  2. К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х томах. М.:Педагогика, 1978, т.1. 543 е.- т.2.- 488 с.
  3. К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т.- М.: Искусство, 1976, т.1. 576 е.- т.2. — 719 с.
  4. В.И. Отношение к буржуазным партиям. Полн.собр.иоч., т.15, с.368−388.
  5. В.И. И.Ф.Арманд. Полн.собр.соч., т.49, с.328−334.
  6. В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч., т.29, с.316−322.
  7. В.И. Еще один поход на демократию. Полн.собр.соч., т.22, с.82−93.
  8. В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т-.41, с.336−337.
  9. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.:Политиздат, 1981. — 233 с.
  10. О реформе образовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М.:Политиздат, 1984. — 112 с.- 186
  11. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (14−15 июня 1983 года). М.:Политиздат, 1983. — 18 с.
  12. Н.К. Заметки о коммунистическом воспитании. Пед. соч.:В 6-ти т., — М.:Педагогика, 1980, т.6, с.375−381.
  13. А.В. История и биография. Прометей, 1966, т.1, с.346−354.
  14. С.Т. Избранные сочинения. М. Современник, 1982. -846 с.
  15. Е.М. Художественное выражение позиции писателя. Сб. статей. Владимир: Книж.издат., 1959. — 172 с.- 187
  16. Г. Е. Изучение поэтов в школе. М.:Учпедгиз, 1962. -256 с.
  17. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 422 с.
  18. Г. И. Классика и современность. Киев: Радянсыса школа, 1984. — 191 с.
  19. .Г. О русской повести и повестях г.Гоголя. Собр. соч.:В 9-ти т., — М.: Худож. лит-ра, 1976, т.1, с.138−185.
  20. В.Г. Михаил Васильевич Ломоносов. Сочинение Ксено-фонта Полевого. Там же, т.1, с.485−504.
  21. В.Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Там же, т.5, с.43−56.
  22. В.Г. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Там же, т.5, с.56−63.
  23. В.Г. Вступление к «Физиологии Петербурга». Тамже, т.7, с.127−137.
  24. М.А. Изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»: Автореф.дис.канд.пед.наук. Москва, 1954. — 24 с.
  25. Н.П. Проблема народа в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя. -Ученые записки Ленинградского гос. ун-та. Сер.49. Филологич. науки, 1958, № 261, с.3−21.
  26. П.К. Образ автора повествователя в поэме «Мертвые души». — В кн.: Изучение художественного текста в школе, 1956, с.30−53.
  27. П.К. Тропа к Гоголю. М: Детская лит-ра, 1976. -352 с.
  28. М.И. Изучение жизнеописания художника слова в средней школе. Киев: Радянська школа, 1975. — 150 с. — Укр.
  29. Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. Пособие для учителя: Л.: Просвещение, 1964. — 304 с.- 189
  30. .И. Личность Достоевского. Л.: Совет. писатель, 1974. — 670 с.
  31. .А. Курс на мастерство. Киев: Радянська школа, 1974. — 220 с.
  32. Г. О. Биография и культура. М.: Гос.академ. худож. наук, 1927. — 86 с.
  33. В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, — 631 с.
  34. Э.Л., Степанов А.Н. Н.В.Гоголь: семинарий. Л.: Учпедгиз, 1962. — 288 с.
  35. С.Г. Изучение художественного мастерства Н.В.Гого-ля в 8 классе средней школы: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1971. 23 с.
  36. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -576 с.
  37. А.Я. Гоголь и Полтавщина. -Киев:Б.и., 1976. 48 с.
  38. Гердзей-Калица Н. М. Горький в школе. Изд.2-е, испр. и дополн. М.- Л. г Учпедгиз, 1953. 288 с.
  39. А.И. Былое и душ. Собр.соч. в 30-ти т. М.: АН СССР, 1956, т.8. — 518 с.
  40. М.О. Видение поэта. М.: Б.и., 1919. — 80 с.
  41. Л.Я. О лирике. М.- Л.: Совет. писатель, 1964. -389 с.
  42. М.И. Гоголь в Петербурге. Л.: Лениздат, 1961. -307 с.
  43. Гоголевские чтения. Тезисы докладов. Полтава: Б.и., 1982.125 с.
  44. Н.В. Материалы и исследования в 2-х т. М.- Л.: АН СССР, 1936. — 846 с.
  45. Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Гос.издат.худож. лит-ры, 1952. — 718 с.
  46. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. Л.:Б.и., 1959.
  47. Гоголь в русской критике. М.:ГИХЛ, 1953. — 652 с.
  48. Гоголь в школе. Сб.стат.под ред.В. В. Голубкова и А.Н.Дубови-кова. М.: Изд. АПН РСФСР, 1954. — 704 с.
  49. Н.Б. Изучение мастерства Л.Н.Толстого в школе. -М.: — 191 1. Изд. АШ РСФСР, 1958. 120.
  50. Н. Радищев в школе. JI.: Учпедгиз, 1954. — 92 с.
  51. Г. А. Реализм Гоголь. М.- Л.: ГШ, 1959. — 530 с.
  52. Гус М. С. Гоголь и николаевская Россия. М.: ГИХЛ, 1957. -376 с.
  53. Гус М. С. Живая Россия и «Мертвые души». М.: Совет, писатель, 1981. — 336 с.
  54. В.В. Методика -^гсского языка. Пг.-Киев: Б.и., 1917. — 191 с.
  55. Т.М. Изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». -Минск: Б.и., 1980. 42 с.
  56. Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л.:4
  57. Совет.писатель, I98I-.- 432 с.
  58. Н.А. А.В.Кольцов. Собр.соч.: В 9-ти т., — М.- Л.: Худаж. лит-ра, 1961, т.2, с.396−452.
  59. Н.А. 0 плавте и его значении для изучения римской жизни. Собр.соч.: В S-ти т., — М.- Л.: Худож. лит-ра, 1961, т. I, с.310−349.
  60. Н.А. Александр Сергеевич Пушкин. Собр.соч.: Б 9-ти т., — М.-ъЛ.: Худож. лит-ра, 1961, т.1, с.287−302.
  61. Е.С. Изучение биографий великих русских писателей в старших классах средней школы: Авторе®.дис. канд.пед. наук. М.: 1953. — 24 с.
  62. A.M. За изучение России «душ живых» в поэме Гоголя.-Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, вып. Ш, т.377. Л.: 1966, с.277−338.'
  63. A.M., Качурин М. Г. Поэма Н.Б.Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  64. А.К. Опыт методики построения урока словесника. -Пг.-Киев: Сотрудник, 1917. 58 с.
  65. В.В. Гений Гоголя. М.: Совет, писатель, 1959. — 408.
  66. Е.Н. Средства создания сатирического образа в поэме Гоголя «Мертвые души». Ученые записки Московского пед.обл. ин-та, Вып.2, Труды кафедры рус. лит-ры, 1956, с.77−87.
  67. М.М. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в школьном изу-ченииг Л.: Просвещение, Ленинград.отд., 1972. — 160 с.
  68. Д.А. Биография биографии. М.: Совет. Россия, 1980. -132 с.
  69. И.П. Гоголь. М.: Молодая гвардия, 1979. — 710 с.
  70. Изучение творчества Н. Б. Гоголя в школе. Под ред. Л. И. Тимофеева и Н. В. Колокольцева. М.: Учпедгиз, 1954. — 259 с.
  71. Д. Н.В.Гоголь. Детские годы. Киев: Изд. АН УССР, 1951. — 429 с.
  72. Искусство анализа художественного произведения. Составит. Т.Г.Браже'. М.: Просвещение- 1971. — 238 с.
  73. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е, Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1971. — 766 с.
  74. И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах.-М.: Просвещение, 1964. 164 с.
  75. М.П. Фадеев в школе. Л.: Учпедгиз, Ленингр.отд. — 1961. — 244 с.
  76. В.В. К постановке проблемы образа автора. Филологические науки, 1966, $ I, с.29−41.
  77. Л.Н. Семинарий по творчеству Н.В.Гоголя. Львов: Львовский гос. ун-т им. И. Я. Франко, 1970. — 101 с.
  78. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.391 с.
  79. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 174 с.
  80. .О. Изучение текста художественного произведения. -М.: Просвещение, 1972. НО с.
  81. И.О. Очерки по методике анализа художественных произведении. М.: Учпедгиз, 1963. — 280 с.
  82. Т.Ф. Изучение биографии Лермонтова в 1У-УШ классах. В кн.: М. Ю. Лермонтов в школе. — М.: Просвещение, 1976, с.141−154.
  83. К.П., Фролова В. Ф. Пушкин в школе. Л.: Минпрос. РСФСР, 1959. — 419с.
  84. A.M. Автор образ — читатель. — Л.: Изд. Ленинград, ун-та, 1983. — 350 с.
  85. Леонтьев AiH. Избранные педагогические произведения. В 2-х т., М.: Педагогика, 1983. — T.I. — 392 е.- Т.П. — 318 с.
  86. В.В. Изучение языка художественных произведений в школе. М.- Учпедгиз, I960. — 206 с.
  87. .С. Поэзия А.Блока и С. Есенина в школьном изучении. Л.: Просвещение, 1978. — 160 с.
  88. .Ф. Личность в системе общественных отношений. Психологический журнал, 1981, т.2, В I, с.3−18.
  89. Лотман 10.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя.-Л.: Просвещение, 1982. 252 с.
  90. Ю.А. Ленинский принцип анализа художественных явлений и современность. М.: Знание, 1975. — 56 с.
  91. А.Р. Метод и творчество. Киев: Радянська школа, 1973. — 256 е.- Укр.
  92. А.С. Максим Горький в моей жизни. Соч. в 7-ми т., т.7, -М.: АПН, 1959, с.294−306.
  93. Ю. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. М.: Детская лит-ра, 1979. — 142 с.
  94. В.Г. Биограспия писателя в системе эстетического воспитания школьников. М.- Л.: Просвещение, 1965. — 75 с.
  95. В.М. О сатирическом мастерстве Гоголя в «Мертвых душах?. В кн.: Известия АН Казахской ССР, серия общественных наук, $ 5, Алма-Ата, 1964, с.79−90.
  96. Марксистско-ленинская эстетика. Под ред. М. Ф. Овсянникова.' -М.: Высщая школа, 1983. 544 с.
  97. Мастерство русских классиков. Сб.статей. М.: Госиздат.худ. лит-ры, 1959. — 510 с.
  98. С.И. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 1979. — 438 с.
  99. Маяковский в школе. Сб. статей под ред. В. О. Перцова и В. Ф. Земскова. — М.: АН РСФСР, 1961. — 703 с.
  100. П.Н. В лаборатории писателя. Л.: Совет. писателя, 1967. — 392 с.
  101. B.C. О задачах изучения и принципах построения биографии Пушкина. В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. — М.- Л.: АН СССР, 1962, с.16−31.
  102. B.C. Талант писателя и процесс творчества. Л.: Совет. писатель, 1969. — 446 с.
  103. Н.Я. Изучение стиля писателя в средней школе. -М.: Просвещение, 1965. 211 с.
  104. А. Современная биография. -Прометей, 1968, Js 5, с.394−414.- 198
  105. Н.Н. И.С.Тургенев. Биография. JI.: Учпедгиз, 1961. — 144 с.
  106. А.И. Изучение русскойбсловесности, Для средних учебных заведений. Часть I. М.: Б.и., 1914. — 237 с.
  107. Некрасов в школе. М.: Изд. АПН РСФСР, I960. — 567 с.
  108. И.М. Максим Горький. Биография писателя. М.: Просвещение, 1979. — 256 с.
  109. Н.В. Гоголь у Ленина. В кн.: Н. В. Гоголь. Материалы и исследования. — М.- Л.: АН СССР, 1936, т.2, с.534−573.
  110. Л. Лирические отступления в поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя. Русский язык в национальной школе, 1967, № I, с.15−19.
  111. Оклянский Ю. Рождение книги. М.: Худож. лит-ра, 1973. -298.
  112. В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
  113. В.П. Беседы о преподавании словесности. Спб.: Б.и., 1913, — 112 с.
  114. В.П. Двадцать биографий образцовых русских писателей. М.: Б.И., 1910. — 175 с.
  115. В.П. Руководство к чтению поэтических сочинений по Эккарту. М.: Б.и., 1904. — 107 с.- 199
  116. В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. М.: Совет.писатель. — 1982. — с.40−188.
  117. В.П. Нравственное воспитание старших подростковв процессе изучения биографии писателя: Автореф. дис.канд.пед.наук. Киев, 1969. — 24 с.
  118. И.П. Методическая трилогия, I часть. Психологическая школа в языкознании и методика преподавания русскогоязыка. Курск: Б.и., 1921, с.126−137.
  119. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х томах. М.: Изд. АН СССР, 1963, т.2. — 546 с.
  120. А.И. Гоголь в Петербурге. М.- Л.: Совет.писат. 1962. — 280 с.
  121. А.И. Юность Гоголя. Повесть. Л.: Совет, писат.- I960. 294 с.
  122. Ю.Д. Проблема изучения личности писателя в средней «школе: Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1977. — 24 с.
  123. В.Я. Проблема комизма и смеха. М.: Искусство, 1976,183 с.
  124. Пушкин в школе. М.: Просвещение, 1979. — 303 с.
  125. Рез З. Я. Лермонтов в школе. Изд.2-е, доп. — Л.: Учпедгиз, 1963. — 224 с.
  126. Н.И. Научные биографии как жанр историографии науки.-В опросы истории естествознания и техники, 1971, вып.3−4,с.99−107.
  127. Л.А. А.Н.Островским. Биография. Пособие для учащихся. М.- Л.: Просвещение, 1965. — 139 с.
  128. Р. Собр соч. в Г'-ти томах, т.2. Жизнь великих людей. М.: Гослитиздат, 1954. — 370 с.
  129. Роль мировоззрения в художественном творчестве. М.: Мысль, 1966. — 424 с.
  130. С.Л. Основы общей психологии. М.: Госучпедгиз, 1947. — 407 с.
  131. Э.М. Ф.М.Достоевский. Биография писателя. Пособие для учащихся. Л.: Просвещение, 1971. — 208 с.
  132. Н. Биографии и их изучение. М.: Б.и., 1920. — 47 с.
  133. М.А. Работа словисника в школе. М.-Пг., 1922. -88 с.
  134. Д.Я. 0 формировании у школьников представленийо личности писателя при изучении биографии. В кн.: За творческий труд. — Омск, 1972, c.89-III.
  135. Н.Н. Изучение биографии Горького в X классе. Волгоград: Волгоград. пединетитут им. А. С. Серафимовича, 1962. -23 с.
  136. Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С. А. Герасимова. — М.: Педагогика, 1983. — 263 с.
  137. Смирнова-Чикина Е. С. Поэма Гоголя «Мертвые души», Комментарий. Л.: Просвещение, 1974. — 320 с.
  138. Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968.- 450 с.
  139. Э.ГО. Биографический анализ как вил исторжо-фило-софского исследования. Вопросы философии, 1981, JS 7t с.115−127.
  140. Н.А. Грибоедов в школе. Л.: Учпедгиз, 1956. — 132.
  141. А.Н. Н.В.Гоголь. Биография писателя. М.- Л.: Просвещение, 1966. — 136.
  142. Г. Г. День жизни писателя. М.: Просвещение, 1981.- 318 с.
  143. И. Биографическая повесть. Прометей, 1966, J5 I, с.334−346.
  144. В.А. Избранные педагогические произведения: В 3-х т., М., Педагогика, 1979. — 1981.
  145. Татаринцев А. Г. Сын отечества. М.:Просвещение, 1982. — 125.
  146. М.В. Изучение творчества Н.Г.Чернышевского. -Киев: Радянська школа, 1981. 152 с.
  147. Тимерманис Н. В. Формирование представлений о личности писателя в сознании школьников в цроцессе школьного обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1970. — 24 с.
  148. Тиховодов А. А. Творчество Л. Толстого в школьном изучении. -Горький? Волго-Вятское книж.издат., 1972. 271 с.
  149. Л.В. К изучению поэмы Гоголя «Мертвые души». Ли-ратура в школе, 1967, № I, с.38−47.
  150. Л.Н. в школе. Сост.Т. Ф. Курдгомова. М.: Просвещение, 1977. 152 с.
  151. В.Н. Герои Гоголя. М.: Просвещение, 1983. — 126 с.
  152. Тур:-енев И.О. в школе. Сост.Т. Ф. Курдгомова, М.: Просвещение, *' 1981. — 174 с.
  153. Г. А. Гоголь и музыка. М.: Музыка, 1966. — 215 с.
  154. К.Д. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение, 1968. 557 с.
  155. Е.К. Принципы отбора и изложения материалов биографии писателей и поэтов. Русский язык в национальной школе, 1974, JS 6, с.53−58.
  156. Н.Д. Изучение биографии писателя в У-УП классахмордовской школы: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1955.- 24 с.
  157. А.Г. Труд писателя. М.: Совет. писатель, 1962. -591 с.
  158. Н.Г. А.С.Пушкин. Его жизнь и сочинения. Полн. собр.соч. в 15-ти т., М.: Госиздат, худож. лит-ры, 1947, т. З, с.310−340.
  159. К.И. Современники. Портреты и этюды. ГЛ.: Молодая гвардия, 1963, — 698 с.
  160. М.И. Характер гротеска у Гоголя: Автореф. дис.кадн. лед. наук, М., 1971. — 24 с.
  161. .И. О поэзии. Л.: Совет. писатель, 1969. — 552.
Заполнить форму текущей работой