Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством
![Диссертация: Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством](https://westud.ru/work/3257540/cover.png)
Диссертация
В теоретической и практической разработке избранной проблемы диссертант исходил из следующей гипотезы: эффективность образовательно-воспитательного воздействия урока литературы возрастает при условии органического единства в изучении жизненного и творческого пути писателя и в анализе его произведений. Такое единство монет быть достигнуто на основе последовательной реализации аспектов, помогающих… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ. 3 — II
- ГЛАВА. I. БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
- I. Проблема изучения биографии писателя в литературоведении и методике
- 2. Роль и место биографии писателя в процессе изучения монографической теш
- 3. Задачи, содержание и методика констатирующего эксперимента в старших классах
- ГЛАВА II. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ШОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ
- I. Историко-литературные аспекты изучения биографии в школе
- 2. Очерк как вид биографии в школьном изучении. 6?
- 3. Принцип концентризма в изучении биографии
- 4. Изучение биографии писателя в связи с анализом художественного творчества (на материале творчества Н.В.Гоголя)
Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. К критике гегелевской философии права. Введение. Соч.2-е изд., М., Госиздат полит, лит-ры, 1955, т.1, с.414−429.
- Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х томах. М.:Педагогика, 1978, т.1. 543 е.- т.2.- 488 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т.- М.: Искусство, 1976, т.1. 576 е.- т.2. — 719 с.
- Ленин В.И. Отношение к буржуазным партиям. Полн.собр.иоч., т.15, с.368−388.
- Ленин В.И. И.Ф.Арманд. Полн.собр.соч., т.49, с.328−334.
- Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч., т.29, с.316−322.
- Ленин В.И. Еще один поход на демократию. Полн.собр.соч., т.22, с.82−93.
- Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т-.41, с.336−337.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.:Политиздат, 1981. — 233 с.
- О реформе образовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М.:Политиздат, 1984. — 112 с.- 186
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (14−15 июня 1983 года). М.:Политиздат, 1983. — 18 с.
- Крупская Н.К. Заметки о коммунистическом воспитании. Пед. соч.:В 6-ти т., — М.:Педагогика, 1980, т.6, с.375−381.
- Акимова А.В. История и биография. Прометей, 1966, т.1, с.346−354.
- Аксаков С.Т. Избранные сочинения. М. Современник, 1982. -846 с.
- Аксенова Е.М. Художественное выражение позиции писателя. Сб. статей. Владимир: Книж.издат., 1959. — 172 с.- 187
- Амитиров Г. Е. Изучение поэтов в школе. М.:Учпедгиз, 1962. -256 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 422 с.
- Беленький Г. И. Классика и современность. Киев: Радянсыса школа, 1984. — 191 с.
- Белинский Б.Г. О русской повести и повестях г.Гоголя. Собр. соч.:В 9-ти т., — М.: Худож. лит-ра, 1976, т.1, с.138−185.
- Белинский В.Г. Михаил Васильевич Ломоносов. Сочинение Ксено-фонта Полевого. Там же, т.1, с.485−504.
- Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Там же, т.5, с.43−56.
- Белинский В.Г. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Там же, т.5, с.56−63.
- Белинский В.Г. Вступление к «Физиологии Петербурга». Тамже, т.7, с.127−137.
- Беляев М.А. Изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»: Автореф.дис.канд.пед.наук. Москва, 1954. — 24 с.
- Берков Н.П. Проблема народа в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя. -Ученые записки Ленинградского гос. ун-та. Сер.49. Филологич. науки, 1958, № 261, с.3−21.
- Боголепов П.К. Образ автора повествователя в поэме «Мертвые души». — В кн.: Изучение художественного текста в школе, 1956, с.30−53.
- Боголепов П.К. Тропа к Гоголю. М: Детская лит-ра, 1976. -352 с.
- Бойко М.И. Изучение жизнеописания художника слова в средней школе. Киев: Радянська школа, 1975. — 150 с. — Укр.
- Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. Пособие для учителя: Л.: Просвещение, 1964. — 304 с.- 189
- Бурсов Б.И. Личность Достоевского. Л.: Совет. писатель, 1974. — 670 с.
- Буяльский Б.А. Курс на мастерство. Киев: Радянська школа, 1974. — 220 с.
- Винокур Г. О. Биография и культура. М.: Гос.академ. худож. наук, 1927. — 86 с.
- Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, — 631 с.
- Войтоловская Э.Л., Степанов А.Н. Н.В.Гоголь: семинарий. Л.: Учпедгиз, 1962. — 288 с.
- Выборнова С.Г. Изучение художественного мастерства Н.В.Гого-ля в 8 классе средней школы: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1971. 23 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -576 с.
- Герасименко А.Я. Гоголь и Полтавщина. -Киев:Б.и., 1976. 48 с.
- Гердзей-Калица Н. М. Горький в школе. Изд.2-е, испр. и дополн. М.- Л. г Учпедгиз, 1953. 288 с.
- Герцен А.И. Былое и душ. Собр.соч. в 30-ти т. М.: АН СССР, 1956, т.8. — 518 с.
- Гершензон М.О. Видение поэта. М.: Б.и., 1919. — 80 с.
- Гинзбург Л.Я. О лирике. М.- Л.: Совет. писатель, 1964. -389 с.
- Гиллельсон М.И. Гоголь в Петербурге. Л.: Лениздат, 1961. -307 с.
- Гоголевские чтения. Тезисы докладов. Полтава: Б.и., 1982.125 с.
- Гоголь Н.В. Материалы и исследования в 2-х т. М.- Л.: АН СССР, 1936. — 846 с.
- Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Гос.издат.худож. лит-ры, 1952. — 718 с.
- Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. Л.:Б.и., 1959.
- Гоголь в русской критике. М.:ГИХЛ, 1953. — 652 с.
- Гоголь в школе. Сб.стат.под ред.В. В. Голубкова и А.Н.Дубови-кова. М.: Изд. АПН РСФСР, 1954. — 704 с.
- Гордеева Н.Б. Изучение мастерства Л.Н.Толстого в школе. -М.: — 191 1. Изд. АШ РСФСР, 1958. 120.
- Громов Н. Радищев в школе. JI.: Учпедгиз, 1954. — 92 с.
- Гуковский Г. А. Реализм Гоголь. М.- Л.: ГШ, 1959. — 530 с.
- Гус М. С. Гоголь и николаевская Россия. М.: ГИХЛ, 1957. -376 с.
- Гус М. С. Живая Россия и «Мертвые души». М.: Совет, писатель, 1981. — 336 с.
- Данилов В.В. Методика -^гсского языка. Пг.-Киев: Б.и., 1917. — 191 с.
- Дмитриева Т.М. Изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». -Минск: Б.и., 1980. 42 с.
- Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л.:4
- Совет.писатель, I98I-.- 432 с.
- Добролюбов Н.А. А.В.Кольцов. Собр.соч.: В 9-ти т., — М.- Л.: Худаж. лит-ра, 1961, т.2, с.396−452.
- Добролюбов Н.А. 0 плавте и его значении для изучения римской жизни. Собр.соч.: В S-ти т., — М.- Л.: Худож. лит-ра, 1961, т. I, с.310−349.
- Добролюбов Н.А. Александр Сергеевич Пушкин. Собр.соч.: Б 9-ти т., — М.-ъЛ.: Худож. лит-ра, 1961, т.1, с.287−302.
- Добычина Е.С. Изучение биографий великих русских писателей в старших классах средней школы: Авторе®.дис. канд.пед. наук. М.: 1953. — 24 с.
- Докусов A.M. За изучение России «душ живых» в поэме Гоголя.-Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, вып. Ш, т.377. Л.: 1966, с.277−338.'
- Докусов A.M., Качурин М. Г. Поэма Н.Б.Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Дорошкевич А.К. Опыт методики построения урока словесника. -Пг.-Киев: Сотрудник, 1917. 58 с.
- Ермилов В.В. Гений Гоголя. М.: Совет, писатель, 1959. — 408.
- Ефимова Е.Н. Средства создания сатирического образа в поэме Гоголя «Мертвые души». Ученые записки Московского пед.обл. ин-та, Вып.2, Труды кафедры рус. лит-ры, 1956, с.77−87.
- Жданов М.М. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в школьном изу-ченииг Л.: Просвещение, Ленинград.отд., 1972. — 160 с.
- Жуков Д.А. Биография биографии. М.: Совет. Россия, 1980. -132 с.
- Золотусский И.П. Гоголь. М.: Молодая гвардия, 1979. — 710 с.
- Изучение творчества Н. Б. Гоголя в школе. Под ред. Л. И. Тимофеева и Н. В. Колокольцева. М.: Учпедгиз, 1954. — 259 с.
- Иофанов Д. Н.В.Гоголь. Детские годы. Киев: Изд. АН УССР, 1951. — 429 с.
- Искусство анализа художественного произведения. Составит. Т.Г.Браже'. М.: Просвещение- 1971. — 238 с.
- Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е, Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1971. — 766 с.
- Каллан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах.-М.: Просвещение, 1964. 164 с.
- Касторская М.П. Фадеев в школе. Л.: Учпедгиз, Ленингр.отд. — 1961. — 244 с.
- Катаев В.В. К постановке проблемы образа автора. Филологические науки, 1966, $ I, с.29−41.
- Климова Л.Н. Семинарий по творчеству Н.В.Гоголя. Львов: Львовский гос. ун-т им. И. Я. Франко, 1970. — 101 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.391 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 174 с.
- Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. -М.: Просвещение, 1972. НО с.
- Корст И.О. Очерки по методике анализа художественных произведении. М.: Учпедгиз, 1963. — 280 с.
- Курдюмова Т.Ф. Изучение биографии Лермонтова в 1У-УШ классах. В кн.: М. Ю. Лермонтов в школе. — М.: Просвещение, 1976, с.141−154.
- Лахостский К.П., Фролова В. Ф. Пушкин в школе. Л.: Минпрос. РСФСР, 1959. — 419с.
- Левидов A.M. Автор образ — читатель. — Л.: Изд. Ленинград, ун-та, 1983. — 350 с.
- Леонтьев AiH. Избранные педагогические произведения. В 2-х т., М.: Педагогика, 1983. — T.I. — 392 е.- Т.П. — 318 с.
- Литвинов В.В. Изучение языка художественных произведений в школе. М.- Учпедгиз, I960. — 206 с.
- Локшина Б.С. Поэзия А.Блока и С. Есенина в школьном изучении. Л.: Просвещение, 1978. — 160 с.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. Психологический журнал, 1981, т.2, В I, с.3−18.
- Лотман 10.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя.-Л.: Просвещение, 1982. 252 с.
- Лукин Ю.А. Ленинский принцип анализа художественных явлений и современность. М.: Знание, 1975. — 56 с.
- Мазуркевич А.Р. Метод и творчество. Киев: Радянська школа, 1973. — 256 е.- Укр.
- Макаренко А.С. Максим Горький в моей жизни. Соч. в 7-ми т., т.7, -М.: АПН, 1959, с.294−306.
- Манн Ю. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. М.: Детская лит-ра, 1979. — 142 с.
- Маранцман В.Г. Биограспия писателя в системе эстетического воспитания школьников. М.- Л.: Просвещение, 1965. — 75 с.
- Маркович В.М. О сатирическом мастерстве Гоголя в «Мертвых душах?. В кн.: Известия АН Казахской ССР, серия общественных наук, $ 5, Алма-Ата, 1964, с.79−90.
- Марксистско-ленинская эстетика. Под ред. М. Ф. Овсянникова.' -М.: Высщая школа, 1983. 544 с.
- Мастерство русских классиков. Сб.статей. М.: Госиздат.худ. лит-ры, 1959. — 510 с.
- Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 1979. — 438 с.
- Маяковский в школе. Сб. статей под ред. В. О. Перцова и В. Ф. Земскова. — М.: АН РСФСР, 1961. — 703 с.
- Медведев П.Н. В лаборатории писателя. Л.: Совет. писателя, 1967. — 392 с.
- Мейлах B.C. О задачах изучения и принципах построения биографии Пушкина. В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. — М.- Л.: АН СССР, 1962, с.16−31.
- Мейлах B.C. Талант писателя и процесс творчества. Л.: Совет. писатель, 1969. — 446 с.
- Мещерякова Н.Я. Изучение стиля писателя в средней школе. -М.: Просвещение, 1965. 211 с.
- Моруа А. Современная биография. -Прометей, 1968, Js 5, с.394−414.- 198
- Наумова Н.Н. И.С.Тургенев. Биография. JI.: Учпедгиз, 1961. — 144 с.
- Незеленов А.И. Изучение русскойбсловесности, Для средних учебных заведений. Часть I. М.: Б.и., 1914. — 237 с.
- Некрасов в школе. М.: Изд. АПН РСФСР, I960. — 567 с.
- Нефедова И.М. Максим Горький. Биография писателя. М.: Просвещение, 1979. — 256 с.
- Нечкина Н.В. Гоголь у Ленина. В кн.: Н. В. Гоголь. Материалы и исследования. — М.- Л.: АН СССР, 1936, т.2, с.534−573.
- Новиков Л. Лирические отступления в поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя. Русский язык в национальной школе, 1967, № I, с.15−19.
- Оклянский Ю. Рождение книги. М.: Худож. лит-ра, 1973. -298.
- Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
- Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. Спб.: Б.и., 1913, — 112 с.
- Острогорский В.П. Двадцать биографий образцовых русских писателей. М.: Б.И., 1910. — 175 с.
- Острогорский В.П. Руководство к чтению поэтических сочинений по Эккарту. М.: Б.и., 1904. — 107 с.- 199
- Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. М.: Совет.писатель. — 1982. — с.40−188.
- Перепелица В.П. Нравственное воспитание старших подростковв процессе изучения биографии писателя: Автореф. дис.канд.пед.наук. Киев, 1969. — 24 с.
- Плотников И.П. Методическая трилогия, I часть. Психологическая школа в языкознании и методика преподавания русскогоязыка. Курск: Б.и., 1921, с.126−137.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х томах. М.: Изд. АН СССР, 1963, т.2. — 546 с.
- Полторацкий А.И. Гоголь в Петербурге. М.- Л.: Совет.писат. 1962. — 280 с.
- Полторацкий А.И. Юность Гоголя. Повесть. Л.: Совет, писат.- I960. 294 с.
- Проклов Ю.Д. Проблема изучения личности писателя в средней «школе: Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1977. — 24 с.
- Пропп В.Я. Проблема комизма и смеха. М.: Искусство, 1976,183 с.
- Пушкин в школе. М.: Просвещение, 1979. — 303 с.
- Рез З. Я. Лермонтов в школе. Изд.2-е, доп. — Л.: Учпедгиз, 1963. — 224 с.
- Родный Н.И. Научные биографии как жанр историографии науки.-В опросы истории естествознания и техники, 1971, вып.3−4,с.99−107.
- Розанова Л.А. А.Н.Островским. Биография. Пособие для учащихся. М.- Л.: Просвещение, 1965. — 139 с.
- Роллан Р. Собр соч. в Г'-ти томах, т.2. Жизнь великих людей. М.: Гослитиздат, 1954. — 370 с.
- Роль мировоззрения в художественном творчестве. М.: Мысль, 1966. — 424 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Госучпедгиз, 1947. — 407 с.
- Румянцева Э.М. Ф.М.Достоевский. Биография писателя. Пособие для учащихся. Л.: Просвещение, 1971. — 208 с.
- Рыбников Н. Биографии и их изучение. М.: Б.и., 1920. — 47 с.
- Рыбникова М.А. Работа словисника в школе. М.-Пг., 1922. -88 с.
- Сапожникова Д.Я. 0 формировании у школьников представленийо личности писателя при изучении биографии. В кн.: За творческий труд. — Омск, 1972, c.89-III.
- Семенова Н.Н. Изучение биографии Горького в X классе. Волгоград: Волгоград. пединетитут им. А. С. Серафимовича, 1962. -23 с.
- Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С. А. Герасимова. — М.: Педагогика, 1983. — 263 с.
- Смирнова-Чикина Е. С. Поэма Гоголя «Мертвые души», Комментарий. Л.: Просвещение, 1974. — 320 с.
- Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968.- 450 с.
- Соловьев Э.ГО. Биографический анализ как вил исторжо-фило-софского исследования. Вопросы философии, 1981, JS 7t с.115−127.
- Спицына Н.А. Грибоедов в школе. Л.: Учпедгиз, 1956. — 132.
- Степанов А.Н. Н.В.Гоголь. Биография писателя. М.- Л.: Просвещение, 1966. — 136.
- Степанов Г. Г. День жизни писателя. М.: Просвещение, 1981.- 318 с.
- Стоун И. Биографическая повесть. Прометей, 1966, J5 I, с.334−346.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические произведения: В 3-х т., М., Педагогика, 1979. — 1981.
- Татаринцев А. Г. Сын отечества. М.:Просвещение, 1982. — 125.
- Теплинский М.В. Изучение творчества Н.Г.Чернышевского. -Киев: Радянська школа, 1981. 152 с.
- Тимерманис Н. В. Формирование представлений о личности писателя в сознании школьников в цроцессе школьного обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1970. — 24 с.
- Тиховодов А. А. Творчество Л. Толстого в школьном изучении. -Горький? Волго-Вятское книж.издат., 1972. 271 с.
- Тодоров Л.В. К изучению поэмы Гоголя «Мертвые души». Ли-ратура в школе, 1967, № I, с.38−47.
- Толстой Л.Н. в школе. Сост.Т. Ф. Курдгомова. М.: Просвещение, 1977. 152 с.
- Турбин В.Н. Герои Гоголя. М.: Просвещение, 1983. — 126 с.
- Тур:-енев И.О. в школе. Сост.Т. Ф. Курдгомова, М.: Просвещение, *' 1981. — 174 с.
- Тюменева Г. А. Гоголь и музыка. М.: Музыка, 1966. — 215 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение, 1968. 557 с.
- Францман Е.К. Принципы отбора и изложения материалов биографии писателей и поэтов. Русский язык в национальной школе, 1974, JS 6, с.53−58.
- Хрымова Н.Д. Изучение биографии писателя в У-УП классахмордовской школы: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1955.- 24 с.
- Цейтлин А.Г. Труд писателя. М.: Совет. писатель, 1962. -591 с.
- Чернышевский Н.Г. А.С.Пушкин. Его жизнь и сочинения. Полн. собр.соч. в 15-ти т., М.: Госиздат, худож. лит-ры, 1947, т. З, с.310−340.
- Чуковский К.И. Современники. Портреты и этюды. ГЛ.: Молодая гвардия, 1963, — 698 с.
- Шлаин М.И. Характер гротеска у Гоголя: Автореф. дис.кадн. лед. наук, М., 1971. — 24 с.
- Эйхенбаум Б.И. О поэзии. Л.: Совет. писатель, 1969. — 552.