Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование познавательного интереса у старшеклассников в дидактической компьютерной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что уточнена структура интереса в компьютерном образовании и разработана отличная от известных концептуальная модель, отражающая целевой, содержательный и процессуальный аспекты этого процесса. Конкретизированы этапы формирования познавательного интереса при обучении в компьютерной среде, дополнены представления о критериях и уровнях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса школьников в компьютерном образовании
    • 1. 1. Сущностные характеристики познавательного интереса
    • 1. 2. Дидактические основы формирования познавательного интереса школьников при обучении в компьютерной среде
    • 1. 3. Научно-методическое обеспечение развития познавательного интереса школьников в компьютерном образовании: теоретическая модель и условия ее реализации
  • Глава 2. Построение обучения в компьютерной среде, ориентированного на формирование познавательного интереса школьников
    • 2. 1. Опыт формирования познавательного интереса школьников в компьютерном образовании (констатирующий и поисковый эксперимент)
    • 2. 2. Опыт практической реализации системы моделей развития познавательного интереса в компьютерной среде (формирующий эксперимент)

Формирование познавательного интереса у старшеклассников в дидактической компьютерной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной парадигме образования одним из ведущих является принцип целостности, требующий направленности всех элементов педагогической системы на достижение конечной цели образования — на развитие и воспитание духовной, с активной жизненной позицией, творческой личности, способной, самостоятельно приобретая необходимые знания, применять их для решения жизненных проблем. Духовность — это умение, как писал Л. Н. Толстой, «жить своими мыслями и чужими чувствами». Чтобы развить духовность, надо выработать у подростка высшие человеческие потребности, стимулирующее его нравственные идеалы, деятельность для других, стремление к творчеству, и, прежде всего, фундаментальные потребности — познания и альтруизма. Жизнь показала несостоятельность подхода, при котором принцип воспитывающего обучения понимался весьма упрощенно: ребенок обучается, значит, он воспитывается. Методы современной педагогики открывают для ребенка не только богатство человеческих знаний, но и отношений, чувств. Важным условием полноценного развития личности является приобщение к культурным ценностям человечества, познанию мира и своего места в этом мире. В то же время социальный заказ общества на современном этапе развития ориентирует образование школьников на развитие творческой личности, умеющей определить себя в новой экономической и социально-политической системе, эффективно использовать достижения современных технологий.

Реализация общей цели образования предусматривает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, обеспечивающих создание образовательной среды, способствующей социально-личностному, эмоционально-ценностному развитию ученика при сохранении его индивидуальности. Одним из важнейших условий является осознание учеником своего интереса к учению, к приобретению нового знания, к освоению новых способов деятельности. Проблема развития интереса к знаниям обостряется в подростковом возрасте, когда интерес к учебной деятельности в той или иной степени вытесняется другими интересами и мотивами.

В современных условиях, когда наряду с традиционными методами в образовании стали широко использоваться принципиально новые, основанные на использовании компьютера как источника информации и инструмента ее преобразования, необходимо с иных, чем прежде, позиций рассмотреть проблему формирования познавательного интереса.

Компьютерное образование 1 имеет свои специфические особенности, отличающие его от других форм систематического школьного образования, хотя бы уже тем, что оно строится не на опыте предшествующих этапов обучения, а является принципиально новым типом учебно-познавательной деятельности.

В компьютерном образовании приоритетными направлениями является развитие свободного, нетрафаретного мышления, развитие активности и самостоятельности познавательной деятельности, становления самосознания и самооценки подростков. Педагогическая практика показывает, что обучение в компьютерной среде эффективно лишь тогда, когда оно построено с учетом способностей и интересов учащихся [102. С.9]. Уровень развития познавательного интереса во многом определяет успех учения, стремление к самообразованию, выбор направления будущей профессиональной деятельности. Проблема развития познавательного интереса тесно связана с проблемой понимания, поскольку понимание возможно лишь при глубоком личностном восприятии культуры, осмыслении и присвоении информации о закономерностях и строении физического мира.

Проблема развития познавательного интереса в условиях современной школы приобрела особую актуальность, поскольку, как свидетельствуют данные многочисленных исследований, низкий уровень познаватель.

1 Термин «компьютерное образование» трактуется в широком смысле этого слова, включая как сам процесс образования (развитие, обучение, воспитание), дидактику и методики обучения на основе концепций и технологий, ориентированных на использование персональных компьютеров и компьютерных коммуникаций, так и обеспечение условий такого образования — готовности дидактической компьютерной среды и др. ного интереса, отрицательное отношение к учению является основной причиной неуспеваемости учащихся. Так, по данным Н. У. Садыковой, проводившей эксперимент в школах Астрахани, у 60% учеников познавательный интерес находился на низком уровне, у 32% на среднем и только у 8% на высоком [152]. Еще более остро стоит проблема познавательного интереса к естественным наукам, и в частности, к физике. По данным А. С. Каменева [82] только 6% лицеистов Волгоградского мужского педагогического лицея проявляли высокий познавательный интерес к изучению физики, по нашим исследованиям, проведенным два года спустя в том же лицее, высокий уровень интереса выявлен у 3%, средний у 12% лицеистов. Исследования Н. М. Борытко свидетельствуют, что лишь 18% педагогов, профессиональные позиции которых изучались, считают своей задачей развитие познавательной активности учащихся, 16% - развитие интереса к своему предмету, то есть большинство педагогов ориентируется «на проблемы преимущественно функциональной подготовки» [32]. Именно поэтому столь актуальны в настоящее время проблемы отбора средств, обеспечивающих развитие познавательного интереса учащихся, разработка новых методов, стимулирующих развитие познавательной активности.

Проблема развития познавательного интереса, как побудительной силы деятельности учащихся, была рассмотрена в работах В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревской, О. С. Гребенюк, В. И. Загвязинского, В. С. Ильина, А. Н. Леонтьева, И. Я. Ланиной, Н. Г. Морозова, В. Н. Мясищева, Ф. К. Савиной, Г. И. Щукиной и др. Показано, что познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям и стимулирует выбор личных ценностей [87. С.68]. Если не развит познавательный интерес, невозможно восхождение от знания набора разрозненных фактов и понятий к лично-ценностному восприятию, к целостному миропониманию [29. С. 22]. В современных педагогических исследованиях познавательный интерес рассматривается как интегративное качество личности, обеспечивающее расширение сферы познания, формирование мировоззрения, свободу личности в выборе целей и средств деятельности [151, 77].

Исследования отечественных и зарубежных ученых [65, 86, 141, 145, 165, 185, 197, 203] дают основания предположить, что одним из путей решения проблемы развития устойчивого интереса в компьютерном образовании — создание целостной системы педагогических ситуаций, направленных на стимулирование мотивов познания, обучение методам познавательной деятельности, помощь в овладении средствами познания, среди которых особо перспективными представляются основанные на современных технологиях компьютерного образования *. В упомянутых выше работах показано, что электронные средства обучения открывают новые возможности развития познавательного интереса учащихся методами, адекватными целям и задачам обучения на современном этапе развития школы.

Однако, проблема развития познавательного интереса в компьютерном образования еще далека от разрешения. Анализ педагогической литературы позволил выявить ряд противоречий, которые представляются актуальными на современном этапе развития общеобразовательной школы:

Это, прежде всего противоречия:

— между осознанием важности развития пытливой, творческой личности и недостаточной теоретической проработкой проблемы использования познавательных интересов школьников как мотива деятельности в дидактической компьютерной среде, становления их познавательной самостоятельности в компьютерном образовании;

— между резко возросшим потоком информации и неумением школьников критически относиться к этой информации, оценивать ее достоверность, ценность для личностного роста, что ведет к угасанию познавательной активности, снижению уровня интереса;

Мы не используем термин информационная технология, поскольку любая технология образования связана с получением, преобразованием и использованием информации, то есть является информационной.

— между стремлением ученика полнее использовать свои интеллектуальные способности и ограниченными возможностями дидактических компьютерных сред удовлетворить растущие познавательные потребности учеников.

Проблема исследования: необходимость научного объяснения процесса формирования познавательного интереса учащихся и построение концептуальной модели этого процесса на основе целостного подхода.

Тема исследования: формирование познавательного интереса у старшеклассников в дидактической компьютерной среде.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в старших классах средней школы с использованием компьютерных технологий.

Предмет исследования: формирование познавательного интереса старшеклассников в компьютерной среде (на материале естественнонаучных дисциплин).

Цель исследования: научное обоснование и разработка педагогических основ формирования познавательного интереса учащихся старших классов при обучении в дидактической компьютерной среде.

Гипотезу исследования составили предположения о том, что формирование познавательного интереса старшеклассников будет более эффективным по сравнению с массовым опытом, если:

— определить сущность и специфику познавательного интереса старшеклассников при обучении в компьютерной;

— на основе целостного подхода, как единства системного, информационного, деятельностного и личностного подходов спроектировать концептуальную модель процесса формирования познавательного интереса старшеклассников при обучении в дидактической компьютерной среде, причем содержание этапов моделируемого процесса будет определяться уровнем субъектности ученика;

— обосновать пути обеспечения единства целевых, содержательных и процессуальных характеристик на разных этапах процесса формирования познавательного интереса старшеклассников в условиях дидактической компьютерной среды.

Для достижения поставленной цели и поверки гипотезы определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить научное представление о сущности познавательного интереса старшеклассников при обучении в дидактической компьютерной среде.

2. На основе целостного подхода, как единства системного, информационного, деятельностного и личностного подходов спроектировать концептуальную модель процесса формирования познавательного интереса старшеклассников при обучении в дидактической компьютерной среде.

3. Построить на основе концептуальной модели систему частных моделей формирования познавательного интереса при обучении старшеклассников в дидактической компьютерной среде и проверить ее в педагогическом эксперименте.

Теоретико-методологической основой исследования служили:

— идеи целостного подхода к исследованию учебно-воспитательного процесса в условиях гуманизации и гуманитаризации образования (Е.В.Бондаревская, В. И. Данильчук, В. С. Ильин, В. В. Краевский, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков и др);

— идеи деятельностного подхода к образовательным процессам (С.Л.Рубинштейн, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков и др.);

— социальные, психологические и педагогические основы теории интереса (А.С.Айзенкович, А. Г. Здравомыслов, И. Я. Ланина, Г. И. Щукина, А. К. Маркова, Ф. К. Савина и др.);

— исследования методологических и дидактических основ компьютерного образования (Г.А.Бордовский, Ю. С. Брановский, Я. А. Ваграменко, В. В. Лаптев, М. П. Лапчик, А. В. Могилев, В. М. Монахов, А. В. Петров, И. В. Роберт, А. Д. Урсул, Е. К. Хённер и др.);

— положения теории моделирования сложных систем (А.А.Богданов, Л. фон Берталанфи, Л. А. Растрыгин, В. Н. Сагатовский и др.).

Методы исследования выбирались в соответствии с поставленными задачами и включали изучение педагогической литературы по теме исследования (терминологический и содержательный анализ основных понятий, структурно-функциональный анализ дидактических процессов). Наряду с теоретическими использовались и экспериментальные методы: обобщение педагогического опыта школ и собственной опытно-экспериментальной работы. При проведении исследований использовалась комплексная система диагностического обследования старшеклассников на основе компьютерных тестовых методик, анкетирования, бесед, мониторинга в малых группах. При обработке экспериментальных данных использовались методы математической статистики.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологически целостным подходом к решению поставленной проблемы, соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности, устойчивой повторяемостью основных результатов.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что уточнена структура интереса в компьютерном образовании и разработана отличная от известных концептуальная модель, отражающая целевой, содержательный и процессуальный аспекты этого процесса. Конкретизированы этапы формирования познавательного интереса при обучении в компьютерной среде, дополнены представления о критериях и уровнях сформированное&tradeпознавательного интереса при обучении с использованием компьютерных технологий. На основе концептуальной модели и проведенного педагогического эксперимента обоснован процесс поэтапного формирования познавательного интереса в дидактической компьютерной среде, как теоретическая основа проектирования системы частных моделей, реализуемых в практике школы. Впервые выявлены механизмы, факторы и условия формирования интереса старшеклассников при обучении в компьютерной среде.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие теории компьютерного образования, выявляет новые функциональные возможности дидактической компьютерной среды в развитии личности ребенка. Раскрыты специфические особенности формирования познавательного интереса в компьютерной среде. Разработана авторская концептуальная модель формирования познавательного интереса старшеклассников в дидактической компьютерной среде. Обоснована система учебных занятий, ориентированная на формирование познавательного интереса с использованием педагогических средств: компьютерного диалога, дидактических игр, проектирования, конструирования, моделирования, вычислительного и приборного компьютерных экспериментов, которые лежат в основе технологии процесса формирования познавательного интереса старшеклассников при обучении в компьютерной среде. Полученные выводы вносят вклад в развитие представлений о сущности, механизмах и условиях формирования интереса при обучении в компьютерной среде, могут служить теоретической основой проектирования системы формирования интереса школьников с учетом конкретных условий региона и учебного заведения.

Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что оно дает учителям конкретные рекомендации по организации процесса формирования интереса старшеклассников в дидактической компьютерной среде. Разработаны авторские программные комплексы, которые позволяют формировать познавательный интерес у учащихся старших классов.

Педагогические средства, методические приемы и технологии могут быть использованы не только в практике работы школы, но и в ВУЗе.

Апробация результатов исследования. Проверка возможности реализации теоретической модели проводилась на экспериментальных площадках Волгоградского государственного педагогического университета. Результаты исследования докладывались на Международных конференциях ЮНЕСКО «Физика в системе современного образования» (1997 г. Волгоград, 1999 г. Санкт-Петербург, 2001 г. Ярославль), на Первом всероссийском съезде преподавателей физики (2000 г. Москва), на Международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании» (2000 г. Москва), на III Международной научно-практической конференции «Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз» (2002 г. Москва). По результатам исследования опубликованы статьи в журнале «Физическое образование» и научных изданиях.

Внедрение результатов исследования в педагогическую практику осуществлялось разработкой новых программ учебного назначения (12 программ разного типа), дидактических материалов и методических рекомендаций по их использованию. Предложенная система формирования интереса и разработанные комплексы компьютерных программ используются в Волгоградском институте повышения квалификации работников образовательных учреждений, Волгоградском мужском педагогическом лицее, Михайловском педагогическом колледже, гимназии художественно-эстетического профиля г. Волгограда и других учебных заведений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика познавательного интереса при обучении в компьютерной среде определяется субъектностью ученика, направленностью и содержанием индивидуально-личностного опыта, системой ценностей и смыслов, и гностическим опытом — широтой поля знаний, освоением способов деятельности, овладением технологиями получения и преобразования информации.

2. Процесс формирования познавательного интереса в дидактической компьютерной среде представляется в форме концептуальной модели, построенной на методологических принципах целостности, дополнительности системного, деятельностного, информационного и личностного подходов. Эта модель выполняет следующие функции: генетическую — отображает внутренние механизмы становления и развития познавательного интереса в компьютерной средегносеологическую — определяет методы и средства исследования и формирования познавательного интереса как качества личности, описывает условия его развития во взаимодействии субъектов дидактической системыуправленческую — содержит концептуальную основу проектирования и организации деятельности субъектов дидактической системы, направленной на формирование познавательного интереса при обучении в дидактической компьютерной среде. В концептуальной модели определены этапы формирования познавательного интереса, адекватные уровням развития субъектности ученика в компьютерном образовании.

3. Обучение в компьютерной среде более эффективно при ориентации деятельности всех субъектов дидактической системы на формирование познавательного интереса как качества личности, что предполагает использование взаимосогласованного комплекса педагогических средств: компьютерного диалога, дидактических игр, проектирования, конструирования, моделирования, вычислительного и приборного компьютерного экспериментов.

Базу исследования составили Институт педагогической информатики Волгоградского государственного педагогического университета, Михайловский педагогический колледж, Волгоградский мужской педагогический лицей, Даниловская и Краишевская СОШ Волгоградской области, Волгоградский институт повышения квалификации работников образования. Экспериментальная проверка разработанных программных комплексов и методики применения их в учебном процессе проведена на площадках Института педагогической информатики ВГПУ.

Основные этапы исследования:

1996 -1999 гг. Этап подбора и анализа литературы по теоретическим и методологическим проблемам организации обучения в дидактических компьютерных среде, по теме исследования.

1999 — 2000 гг. Этап констатирующего и поискового эксперимента:

— изучение передового опыта профессиональной деятельности учителей по развитию познавательной активности учащихся;

— анализ системы формирования познавательных потребностей и интересов учащихся.

2000;2002 гг. Этап разработки системы теоретических моделей и экспериментальной проверки их эффективности в практике школы, разработка методов формирования познавательного интереса старшеклассников при обучении в дидактической компьютерной среде;

2001;2002 гг. Этап анализа результатов формирующего эксперимента, уточнение системы теоретических моделей, разработка дидактических и методических материалов по результатам исследования и внедрение их в учебный процесс средних общеобразовательных заведений.

Объем и структура диссертации. Диссертация (206с.) состоит из введения (11с.), двух глав (103с., 56с.), заключения (4с.), списка литературы (205 наименований) и шести приложений. Текст содержит 34 рисунка и 11 таблиц.

ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Доказана научная целесообразность использования в качестве теоретической основы системы формирования познавательных интересов учащихся при обучении в дидактических компьютерных средах методологического принципа дополнительности, предполагающего рациональное сочетание информационного и личностного подходов.

Разработана концептуальная модель формирования познавательного интереса учащихся в компьютерном образовании на основе дуалистического принципа, отражающая целостность и взаимную связь дидактических и методических систем.

2. На основе общей теоретической модели спроектирована система частных моделей, реализация которых на экспериментальных площадках Института педагогической информатики ВШУ доказала, что познавательный интерес учащихся возрастает при целенаправленной деятельности всех субъектов дидактической системы, организованной на основе предложенной модели.

3. Доказана обоснованность следующих положений, определяющих требования к программному и методическому обеспечению процесса обучения:

— приоритетной целью, определяющей мотивационные, содержательные, методические и процессуальные компоненты технологий компьютерного обучения, является развитие личности обучаемого, а, следовательно, и сферы познавательного интересапрограммы учебного назначения необходимо проектировать адекватно задачам подготовки всех участников образовательного процесса к взаимодействию в педагогических ситуациях, способствующих развитию познавательного интереса учащихся;

— технологии обучения ориентируются на создание учебных ситуаций, реализующих потребности субъектов образовательного процесса в поиске смысла, рефлексии, креативности, реализующие их личностные функции.

4. Предложенная автором концептуальная модель формирования познавательного интереса была преобразована в систему частных моделей, учитывающих реальные условия учебных заведений, и реализована на экспериментальных площадках учебно-научно-педагогического комплекса «Волгоградский государственный педагогический университет». Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенных автором подходов, методов и средств формирования познавательного интереса школьников в компьютерном образовании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ проблемы и анализ результатов формирующего эксперимента показали обоснованность положений гипотезы исследования: обучение школьников с использованием компьютерных технологий стало более эффективным, когда была создана целостная система формирования познавательных интересов школьников в дидактической компьютерной среде. Для решения этой задачи была разработана общая концептуальная модель формирования познавательных интересов школьников в условиях лич-ностно-развивающего компьютерного образования На ее основе подготовлена система частных моделей формирования познавательного интереса школьников, которая при проведении формирующего эксперимента реализовалась в учебных ситуациях, использующих компьютерных технологии образования. Оценка эффективности теоретической модели и методов ее реализации проводилась квалифицированными экспертами на основе специально подготовленных критериев с учетом основных характеристик интересаличностной, ситуативной, корпоративной. Разработана система дидактических требований к программно-педагогическому обеспечению компьютерных сред, ориентирующая разработчиков на развитие познавательного интереса на разных этапах компьютерного образования.

Проведенные исследования подтвердили обоснованность предложенных концептуальные основ методики и технологий развития познавательного интереса при обучении школьников с использованием электронных средств и позволили создать программно-методические комплексы, способствующие формированию познавательного интереса школьников в компьютерном образовании.

В актуальности проведенного исследования и значении его результатов для учебного процесса нас убеждает тот факт, что в перечне из пятнадцати пунктов квалификационных требований к учителю информатики [44. С. 145] нет даже упоминания о формировании познавательного интереса учащихся при обучении в дидактической компьютерной среде.

Мы надеемся, что проведенный нами теоретический анализ и педагогический эксперимент привлекут внимание к этому важнейшему виду профессиональной деятельности учителя и дадут возможность использовать в педагогической практике обоснованную и проверенную в эксперименте концептуальную модель формирования познавательной деятельности школьников в компьютерном образовании.

Теоретический анализ проблемы и анализ результатов эксперимента позволяет определить возможные направления дальнейших исследований:

— изучение динамики психофизиологических характеристик учащихся при интенсификации учебного процесса при использовании компьютерных систем;

— изучение динамики отношений к компьютерному образованию при расширении круга учебных дисциплин, использующих компьютерные технологии;

— исследование межсубъектных отношений при организации учебного процесса с использованием межпредметных модулей, использующих единую базу компьютерных инструментов;

— развитие познавательного интереса при опосредованном общении с удаленными партнерами в телекоммуникационных сетях:

— использование видоконференций как средства развития познавательного интереса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Технология стимулирования познавательной активности учащихся с использованием регионально-топонимического материала: Тез. докл. VI годичного собрания Южного отделения РАО. Ростов-н/Д: РГПУ.4.2. 1999. — 315 с. С. 3
  2. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М Владис, 1994, — 334 с.
  3. П.А., Ельцов А. В., Мурзин С. В. Исследование зависимости конденсатора от времени при помощи компьютера. /Преподавание физики в высшей школе, № 12(1), Москва, Прометей, 1998, с.48−51.
  4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной, М., 1984
  5. Т.К., Нефедова В. Е., Федорова Ж. В. Игра как средство активизациие учебно-познавательной деятельности учащихся.// Химия в школе, 1989, № 2, — с. 56−63.
  6. В.А., Сухарева Н. А. Ресурсы глобальных информационных магистралей в организации преподавания курса общей физики. / Физика в системе современного образования, Тезисы IV Международной конференции ЮНЕСКО (ФССО-97), т.1, Волгоград, 1997
  7. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980
  8. .Г. Избранные психологические труды : В 2-х т. И., 1980
  9. .Г. О развитии детей в процессе обучения // Советская педагогика, 1957, № 7
  10. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. В кн.: Избранные психологические труды. Т.2., М.: Педагогика, 1980
  11. Т. Игра как способ моделирования действительности / Проблемы практ. психологии. Таллин, 1984. — 128с.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980, = 182 с
  13. А.Г. // Вопросы психологии. Т.5, 1990.
  14. Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе. Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1994. — 37 с.
  15. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989
  16. Г. А. Теория учебных задач. М., 1990
  17. П.В., Сазонов Б. В. Игровые формы развития коммуникации мышления, деятельности. М., 1989
  18. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1976
  19. С.В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками личностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1995
  20. Д.Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии, 1996, № 3 С.54−60
  21. Берталанфи фон Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. М.: Накуа, 1973, — 279 с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 1989, — 192 е.
  23. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учебн. пособие для гуманит. факультетов педвузов. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. пед. ун-та, 1995. 144 с.
  24. .Н. Концептуальные положения и принципы информатизации сферы образования // Педагогическая информатика, 1998, № 3. С. 8 -13.
  25. А.А. Всеобщая организация науки: Тектология. В 2-х кн. М.: 1905−1924
  26. Богданов С. А, Петров А. В. Организация познавательной деятельности школьников дидактических компьютерных средах / Педагогический комплекс как региональная система непрерывного педагогического образования- Волгоград: Перемена, 2002. С.149
  27. Е.В. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1995, 288с.
  28. Е.В. Научно-педагогические основы личностно-ориентированного образования // Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов-на-Дону, 1985.
  29. Г. А., Горбунова И. Б. Информационные технологии в современном физическом образовании/ Физика в системе современного образования, Тезисы IV Международной конференции ЮНЕСКО (ФССО-97), т. 1, Волгоград. 1997.
  30. Г. А. и др. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (Проблемы методологии и теории): Монография, СПб.: Образование, 1996.-224 с.
  31. Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: Автореф.. докт. пед. наук. Волгоград: ВГПУ, 2001. — 46 с.
  32. Н.В. Ситуация выбора «единица» процесса формирования самостоятельности личности школьника / Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования, часть 2. Волгоград, 1992
  33. К. Общая теория систем скелет науки // Исследования по общей теории систем. — М.: Прогресс, 1969
  34. Н.В. Ситуация выбора в учебном процессе //Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. Волгоград: Перемена, 1993.- с. 90−95.
  35. А.В., Поликарпов В. А. Диалог в процессе познания // Познание и общение.-М. 1988.
  36. Я.А. и др. Анализ исследования разработок в области информатизации образования. М.: ИНИИНФО, 1994. С. 32−35
  37. Вадинцян И.В.О развитии познавательного интереса у учащихся средней школы: Материалы 3 Всесоюзного съезда общества психологов СССР. М., 1968. Т.2. С.173
  38. Т.Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: Автореф. дисс.. докт. пед наук, -Ставрополь, 2002. -39 с.
  39. И.П. Социометрический анализ творческих возможностей группы // Экспериментальная и прикладная психология. Л.: ЛГУ, 1970, Вып.2. -113 с.
  40. В. Н. Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Системный анализ и управление». СПб.: СПбГТУ, 2001.-512 с. С. 192
  41. В.И., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. СПб: Изд-во СПбГТУ, 2001. С. 279
  42. Т.А. Отбор содержания курса методики обучения информатике //Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (Проблемы методологии и теории): Монография. СПб: Образование, 1996. С. 145
  43. JI.C. Собр. соч, в 6 томах. Т.5., М., 1983
  44. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., 1987.
  45. .С. Россия и США на пороге нового тысячелетия. -М.: Флинта, 1999
  46. .С. Теоретико-методологические основы компьютеризации в сфере образования: (Прогностический аспект). М., 1985
  47. Ю.А., Худякова И. И., Цимбал И. М. Познавательный интерес учащихся как средство повышения мотивации изучения физики // Пятая международная конференция «Физика в системе современного образования» Т.2, Санкт-Петербург, 1999.
  48. А.А., Зазнобина J1.C., Назарова Т. С., Использование средств обучения на уроках химии. М.: Просвещение, 1988. — 158 с.
  49. О.С. Воспитательные возможности урока // Сов. педагогика, 1986, № 6
  50. .А. Возможность и перспективы свободы // Вопр. философ. 1988. № 5. С. 3 -18
  51. В.В. Образовательная технология: от приема до философии // Директор школы, 1996, № 4. 112 с.
  52. Т.И. Системный подход к организации познавательной деятельности школьников / Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. 4.2. — Волгоград: Перемена, 1993, С. 281
  53. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М. 1989. С.80
  54. В.В. Основные проблемы исследования учебной деятельности // Современное состояние и перспективы развивающего обучения: Сб. ст. Красноярск, 1990.
  55. В.В. Проблемы развивающего обучения, М., 1986
  56. В.В. Философско-психологические обоснования развития образования. -М.1981
  57. В. Диалоговые обучающие программы требования к ним // Информатика и образование. 1988, № 6. С. 35−40.
  58. В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (лично-стно-гуманитарная парадигма). Волгоград: Перемена, 1996. 185 с.
  59. B.C. Теория и методика формирования познавательной активности школьников в процессе обучения физике: Автореф. дисс. докт. пед. наук.М. 1995
  60. В.И. Эмоция как ценность. М., 1978. 217 с.
  61. С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995. — 38 с.
  62. В. А. Высшая школа социальный институт или часть культуры, // Политехник, № 27 (СпбГТУ). 22.12.1994
  63. А.Н. Развитие дидактической категории «форма организации учебных занятий» // Совершенствование форм учебных занятий в средней школе: Сб. научн. ст. Челябинск: ЧГПИ, 1986
  64. В.И. Исследование движущих сил учебного процесса: Дисс. докт. пед. наук, — М. 1972
  65. А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. М., 1978
  66. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 198 671.3еленцова А. В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект: Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1996
  67. А.А. Формирование у школьников исследовательских умений в процессе обучения физике / Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования: тез. докл. зональной науч.-практ. конф. Ульяновск: УГПУ, 2001. — 120 с.
  68. В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. -Л., 1959.-82 с.
  69. В.Н. Использование технологии виртуальной реальности в обучающих программах по физике. / Физика в системе современного образования, Тезисы IV Международной конференции ЮНЕСКО (ФССО-97), т.1, Волгоград., 1997.
  70. Игра для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. М, 1991
  71. Э.В. Философия и культура. М., 1991
  72. B.C. Формирование личности школьника (Целостный процесс). М.: Педагогика, 1984
  73. B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников: Дисс. докт. пед. наук, Ростов-на-Дону, 1971
  74. В. С. Целостный подход к формированию личности // Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента. Волгоград, 1990. С. 13.
  75. С.Ш., Падаров Х. И. Использование экспериментальных заданий по физике в развитии познавательных интересов учащихся. // Пятая международная конференция «Физика в системе современного образования» Т.2, Санкт-Петербург, 1999.
  76. Д. Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. М., 1998.
  77. А.С. Формирование готовности учителя к созданию личностно-развивающих учебных ситуаций в дидактических компьютерных средах (при обучении дисциплинам естественнонаучного цикла). Дисс. канд. пед. наук, Волгоград, 2000
  78. В.А. Формирование интереса и потребности школьников в самостоятельной работе / Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования: Тез. докл. зональной науч.-практич. конф Ульяновск: УГПУ, 2001 — 120 с. С. 71
  79. И.С. Комплексные семинары как форма систематизации и обобщения знаний учащихся средней школы: Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1980 195 с.
  80. С.А. Исторические аспекты разработки дидактических основ нетрадиционных форм организации учебных занятий межпредметного характера в школе // Преподавание физики в высшей школе, М.: МПГУ, 2001, № 21
  81. А.Г. Организационно-педагогические основы инновационных образовательных процессов в школе: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1997. 37 с.
  82. М.В. Обучение на основе личностного опыта // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Тез. докл. 4.1.М., 1993.
  83. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  84. В.Н. К проблеме определения понятия «цель» // Вестник МГУ. Сер.8 Философия, 1968, № 1
  85. И. А. и др. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. СПб., 1994
  86. О.И. Управление познавательными интересами учащихся в преемственном образовании /Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Выпуск 4. Волгоград: Перемена, 1997.
  87. А.С., Ситнова Е. В. Физические парадоксы в системе обучения физике. / Физика в системе современного образования, Тезисы IV Международной конференции ЮНЕСКО (ФССО-97), т.1, Волгоград, 1997
  88. Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990
  89. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогическом исследовании // Сов. педагогика. 1970, № 9.
  90. A.M. Обучение школьников в дидактической компьютерной среде // Ж. Информатика и образование. 2000. № 5.
  91. A.M., Формирование у учащихся умения обучатся в дидактических компьютерных средах. Диссертация канд. пед. наук: Волгоград, ВГПУ, 1996.
  92. Г. С., Балл Г. А. Категория задачи и ее значение для психологической науки // Вопр. психологии, 1977, № 3
  93. .Д., Уемов А. И. Принцип дополнительности системного описания и модульность структуры АСУП // Системный метод и современная наука. Вып.2. Новосибирск: НГУ, 1974
  94. В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена. 1996. — 86 с., С.38
  95. Н.Н., Решетова Т. И. Моделирование математика, информатика, логика — в школе /Информатика и образование, 1997 № 2.
  96. Кривенко В. А. Опора на витагенный опыт как средство развития познавательного интереса младших школьников, Екатеринбург, 2001
  97. Т.А. Разработка модели знаний по информатике выпускника общеобразовательной школы. Автореф. канд. дисс. М., МПГУ, 1997
  98. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М, 1989
  99. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М.: Знание, 1982. — 96 с
  100. И.Я. Методика развития познавательного интереса учащихся при обучении физике. -JI., 1984
  101. И.Я., Лаптев В. В. Развитие познавательных интересов учащихся при использовании компьютеров на уроках физики // Физика в системе современного образования (ФССО-95)., Петрозаводск, 1995. С. 12
  102. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979.
  103. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М, 1980
  104. .Г. Экспертная информация: Методы получения и анализа. М.: Радио и связь, 1982.- 184 с.
  105. Е.А., Формирование творческих качеств личности старшеклассников и студентов при обучении в дидактической компьютерной среде. Дисс.. канд. пед. наук: Волгоград, ВГПУ, 1998.
  106. Е.А., Петров А. В. Компьютеры в школе. Волгоград: Перемена, 2001
  107. Э. Дидактические основы реализации межпредметных связей в формировании у школьников естественнонаучных знаний. Фрунзе, 1990. 94 с.
  108. А.В. Межпредметные комплексные задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся / Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. 4.2. Волгоград: Перемена, 1993, С. 149
  109. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте., М, 1088
  110. М.В. Мотивация учения младших школьников. М: Педагогика, 1864. -144 с.
  111. Махмутов М. Ию, Организация проблемного обучения в школе, М.: Просвещение, 1977.-240 с.
  112. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988.-291 с.
  113. А.В. и др. Учебное пособие «Физика за дисплеем» / Физика в системе современного образования, Тезисы IV Международной конференции ЮНЕСКО (ФССО-97), т.1, Волгоград, 1997
  114. Н.А., Психологические проблемы активности в обучении // Проблемы социалистической педагогики. М.: Педагогика, 1983. С.161−169
  115. В.М., Андреева Т. Н., Третьякова А. В., Щелякова А. К. Системный подход к преподаванию физики. Вестник высшей школы, 1988, № 12
  116. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 344 с.
  117. В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995
  118. В.М. Что такое новая информационная технология обучения // Математика в школе. 19 990, № 2. С. 47 — 52
  119. В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету: Дисс.. канд. психол. наук, М., 1979,
  120. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. -М.: Просвещение, 1969. 278 с.
  121. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979, — 47 с
  122. Э.М. Педагогические основы конструирования учебных деловых игр: Автореф. дис. канд. пед. наук JI. 1990
  123. Т.К. Диалог как форма оптимизации учебного процесса // Сов. педагогика, 1989, № 10. С.74−77
  124. В.Н. Психология отношений: Избр. псих, труды / Под. ред. А. А. Бодалева. М. Воронеж, 1995. — 356 с.
  125. JI.A. Перспективы применения сети Internet в учебном процессе: Тез. докл. VI годичного собрания Южного отделения РАО. Ростов-н/Д: РГПУ.Ч.2. 1999. -315 с. С. 266
  126. Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984, -200 с.
  127. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М., 1999
  128. Новые технологии обучения и деловые игры / Под ред. Н. В. Борисовой. М., 1991
  129. JI. Структура человеческой деятельности. М., 1984
  130. А.В. Методологические и методические основы компьютерного образования: Монография Волгоград: Перемена, 2001
  131. А.В. Проблема взаимодействия элементов педагогической системы, Волгоград: Перемена, 2002
  132. А.В., Методологические основы моделирования системы подготовки учителя информатики. Дисс. д-ра пед. наук. М: МГОПУ, 2001.
  133. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991
  134. О.П. Дидактическая игра как средство подготовки студентов к инновационной педагогической деятельности. Автореф.. дисс. канд. пед. наук, Астрахань, 1996
  135. Е.С. Педагогические технологии XXI века // Современные проблемы образования. Тула, 1997
  136. Попова Е. Г, Формирование познавательной активности школьников. Харьков, 1099. С.123−20- Проблемы учения и развития. В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978
  137. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., Изд-во МГУ, 1985.
  138. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. -М.: Школа-Пресс, 1994. -205 с.
  139. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 1994. — 39 с.
  140. И.В. Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения // Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических программных средств. М.: ротапринт НИИ СО АПН СССР, 1991.-199 с. С.3−24
  141. О.Р. Содержание и методика реализации критериев оптимального применения системы учебных задач в обучении // Содержание и формы методической работы в школе в условиях оптимизации учебно-воспитательного процесса. М., 1988. С. 69−81
  142. Ф.К. Интегративные основы формирования познавательных интересов учащихся // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается (Методологический семинар памяти профессора В.С.Ильина).Вып.4., Волгоград: Перемена, 1997. С.44−47
  143. Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы (учебное пособие по спецкурсу). Волгоград, 1988
  144. Ф.К., Данильчук В. И. Педагогические технологии (сущность, вариативность, условия / Педагогические системы в школе и в вузе: технологии и управление, Волгоград: Перемена, 1993.
  145. Ф.К., Треплина О. Ф. Гуманизация педагогического процесса на основе развития познавательных интересов учащихся / Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования, часть 1. Волгоград, 1991
  146. Н.У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной учебной деятельности. Автореф.. дисс. канд. пед. наук, Волгоград: ВГПУ, 1996
  147. Н.У. Возможности традиционной технологии обучения в развитии познавательных интересов учащихся / Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. 4.2. Волгоград: Перемена, 1983
  148. И.В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы. М.: ИМО РАО, 1998. — 128 с. С.49
  149. С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1990 — 304 с.
  150. В.А. Содержание и методические принципы построения учебника для самообразования в области практической электроники: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1994
  151. В.В. Личностно ориентированное образование: вопросы и ответы // На пути к педагогике личности. Волгоград, 1997.
  152. В.В. Личностный подход в системе принципов профессиональной деятельности и развития учителя / На пути к педагогике личности. Волгоград: Перемена. 1997
  153. В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. М&bdquo- 1999
  154. В.В. Образование и личность: М.: Логос, 1999
  155. В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: теория и практика реализации гуманитарной парадигмы: Дисс. докт. пед. наук. Волгоград, 2000
  156. В.М. Подготовка старшеклассников к применению на практике знаний по основам информатики и ВТ: Метод, рек. Волгоград. — 1990.- 30 с.
  157. В.М. Проблема подготовки будущих учителей к применению новых информационных технологий в обучении / Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Волгоград: Перемена, 1993
  158. Т.К. Технология проектирования методической системы учителя математики и информатики: Монография. Волгоград, 2000. — 250 с.
  159. Современная дидактик: теория практика / Под научн. ред. И. Лернера, И.Журавлева. — М. 1994, 184 с.
  160. В.Н. Педагогическое взаимодействие в эвристическом обучении . Авто-реф. канд. дисс. Волгоград: ВГПУ, 1997
  161. И.В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы. М.: ИМО РАО, 1998. — 128 с.
  162. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975
  163. В.А. Сто советов учителю. Ижевск, 1981. С.80−91
  164. М.М. Системный подход в формировании познавательной потребности младших школьников / Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. 4.2. -Волгоград: Перемена, 1993. С.244
  165. Е.В. и др. Применение компьютерных имитаторов физических приборов в лабораторной форме обучения / Физика в системе современного образования, Тезисы IV Международной конференции ЮНЕСКО (ФССО-97), т.1, Волгоград., 1997
  166. Теория прогнозирования и принятия решений / Под ред. С. А. Саркисяна. М.: Высшая школа, 1977. — 351 с.
  167. B.C. О подходах к построению общей теории систем / Системный анализ и научное знание. М.: Наука, 1978
  168. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование, 1994, № 3. С.3−14
  169. А.И. Системный подход в общей теории систем. М.: Мысль, 1978
  170. Учебный материал и учебная ситуации: Психологический аспект / Под ред. Г. С. Костюка, Г. А. Балла. Киев, 1996
  171. Философский словарь. М., 1987
  172. В. Человек в поисках смысла. М., 1990
  173. Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вузов: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Волгоград, 1996.-21 с.
  174. И.Г. Формирование познавательных интересов у неуспевающих подростков. Дисс.. канд. пед. наук, Л., 1978
  175. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998.-512 с.
  176. JI.M., Пазушкин П. Б. Развитие творческой активности у студентов инженерной специальности / Физика в системе современного образования, Тезисы IV Международной конференции ЮНЕСКО (ФССО-97), т.1, Волгоград., 1997
  177. С.А. Игры учащихся феномен культуры. М., .1994.
  178. В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автроеф. дисс.. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1995.-38 с.
  179. Г. И. Педагогические приемы формирования познавательного интереса учащихся. JI., 1981
  180. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988 — 208 с.
  181. У- 188. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение. 1986.144 с.
  182. Щукина Г. И.: Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1962
  183. А.Ф. Психология решения задач. М., 1972
  184. И.И. Основы информациологии. М.: Высшая школа, 2000
  185. Ю.Ф. Проблема понимания в вузовском курсе физики / Физика в системе современного образования. Тезисы IV Международной конференции ЮНЕСКО (ФССО-97), т. 1, Волгоград, 1997
  186. Beardstly М.С. Aesthetic Theory and Educational Theory. In: Aesthetic Concert and Education. Ed. by R.A.Smith, 1984. 102 p.
  187. Bertalanfy L, von. General System Theory a Critical Review // vol. VII, 1962. — p.20
  188. Bouling K. General System Theory the Skeleton of Science // General System, vol. I, 1956/ -p/ 11−17
  189. Chu G.C., Shamm V. Learning From Television: What the Research Says. Washington. — D.S., 1969.-83 p.
  190. Education & Technology. Reflections on Computing in Classrooms / Ed/ by Charles Fisher, David C. Dwyer, Keith Yocam. San Francesco, 1996. — 314 p.
  191. Gordell B.J. A study of learning styles and computer-assisted instruction // Computers and Education, Vol. 16, № 2, 1991. pp. 276−283
  192. Hicken S. Sullivan H., Klein J/ Learner Control Models and Incentive Variations in Computer Delivered Instruction // Educational Technology Research and Development. V. 40, № 4, 1992.-pp. 11−13.
  193. Kiby P. S. Computers in Schools: a New Source of Inequity // Computers and Education, Vol. 14, № 6,1990. pp. 537−541
  194. Likert R. A Technique for the Measurement of Attitudes // Arch. Psechol. vol/ 7? № 140
  195. Robert L. Hohn. Classroom Learning and Teaching. Longman, 1994. — 465 p.
  196. Saetlar L. Paul. The evolution of American educational technology. Libraries Unlimited Inc., Englewood, Colorado, 1990, 570 p.
  197. Snow R.E. Individual differences and instructional design // Contribution to an Education Technology. Vol. 2, L., 1977
  198. Wright M. Science, computers and education. The new era. Vol.65, № 2,, 1984. — pp. 37−41
Заполнить форму текущей работой