Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сконструирована модель развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла, включающая: цель, содержание, средства, формы и методы обучения, способствующие развитию познавательной активности студентовпринципы развития познавательной активности студентов (личностно ориентированный подход, субъект-субъектные отношения, координация, интеграция) — функции… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические и практические предпосылки развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла
    • 1. 1. Сущность познавательной активности студентов
    • 1. 2. Состояние исследования проблемы развития познавательной активности студентов в теории и практике высшего образования
    • 1. 3. Модель развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла
  • Выводы по первой главе
  • 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности модели и технологии развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла
    • 2. 1. Технология развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла
    • 2. 2. Организация и методика исследования
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Развитие познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Активная учебная деятельность — важное условие творческой и полноценной жизни студента. Только всесторонняя активность позволяет студентам из подверженного внешним манипуляциям объекта превратиться в субъекта процесса обучения. Развитие познавательной активности студентов в учебном процессе, поиск форм и методов обучения и воспитания, переход от массового подхода в обучении и воспитании к персонифицированному развитию творческих способностей с опорой на самостоятельную работу, на самовоспитание составляют основные направления в реформировании системы высшего образования с учетом сложившейся конкретно-исторической ситуации.

Проблеме развития познавательной активности посвящено значительное количество работ по философии, психологии и педагогике.

Методологические основы познания окружающей действительности представлены в работах философов и психологов Г. С. Батищева, JI.C. Выготского, С. Л. Рубинштейна, В. Н. Филипповатеоретические основы проблемы активности представлены в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, С. В. Герасимова, Н. Ф. Добрынина, А. И. Крупнова, А. Ф. Лазурского, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, A.M. Матю-шкина, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, С. Д. Смирнова, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и др.- теоретические основы проблемы познавательной активности раскрыты в работах З. А. Абасова, Л. П. Аристовой, Д. Б. Богоявленской, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, Д. Б. Годовиковой, М. А. Данилова, А. А. Леонтьева, И. Я. Лернера, М. И. Лисиной, A.M. Матюшкина, Г. М. Муртазина, В. А. Петровского, П. И. Пидкасистого, Г. В. Пугач, И.И. Ро-дак, С. Л. Рубинштейна, М. Н. Скаткина, Т. И. Шамовой, Г. Н. Щукиной, Д. Б. Эльконина и др. Разные аспекты познавательной активности студентов изучали Б. Г. Ананьев, С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, Б. В. Бокуть, А. В. Брушлинский, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, М. М. Левина, A.M. Матюшкин, Р. А. Низамов, А. Н. Орлов, П. И. Пидкасистый, Я. А. Пономарев, А. А. Реан, В. А. Сластенин, В. А. Якунин и др.

Имеющиеся на сегодняшний день научные данные говорят о том, что познавательная активность — очень сложное в структурном и функциональном отношении качество познающей личности, которое, при наличии разноаспектных исследовательских подходов, не сложилось в чётко очерченную и разработанную систему.

Решение проблемы развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла зависит от разработанной системы способов и приемов, способствующих активизации учебной деятельности студентов, выявления наиболее эффективных условий и средств обучения, активной деятельности самого преподавателя.

В этой связи исследование психолого-педагогических проблем развития познавательной активности позволяет не только понять особенности развития данного процесса, но и решить сложные и актуальные проблемы, существующие в организации педагогического процесса, направленного на её развитие.

Гуманитарные дисциплины призваны решать такие важные задачи образовательного процесса, как формирование гуманистических начал личности, воспитание гражданского самосознания, активного творческого отношения к окружающему миру, мировоззренческого самоопределения, общекультурной компетентности. Высокий уровень познавательной активности является определяющим условием успешной подготовки студентов к их будущей специальности. Следовательно, актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами: объективной необходимостью развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного циклапотребностями высшей школы в нахождении эффективных средств развития познавательной активности студентов с целью разрешения противоречий между увеличивающимся потоком информации и отсутствием умений и навыков для ее переработки.

Таким образом, имеется противоречие между низким уровнем развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической теории и практической деятельности вуза.

Указанное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла. Противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования: «Развитие познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла».

Цель исследования: конструирование модели развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла и разработка технологии ее реализации.

Объект исследования: познавательная активность студентов.

Предмет исследования: процесс развития познавательной активности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла будет успешным, если:

— определены педагогические условия развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла;

— разработана и реализована при помощи адекватной технологии модель развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла;

— обеспечено профессионально-творческое руководство процессом развития познавательной активности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить сущность познавательной активности студентов.

2. Проанализировать состояние исследования проблемы развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла в теории и практике высшего образования.

3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла, применив адекватную технологию ее реализации.

4. Разработать научно-методические рекомендации по повышению уровня познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».

Методологические основы исследования:

— философские положения познания окружающей действительности (Г.С.Батищев, Л. С. Выготский, С.JI.Рубинштейн, В. Н. Филиппов и др.);

— психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— теоретические основы проблемы активности (К.А. Абульханова-Славская, С. В. Герасимов, М. И. Лисина, А. М. Матюшкин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.);

— концепции системно-целостного подхода к формированию личности в учебно-воспитательном процессе (Ю.К. Бабанский, Е. П. Белозерцев,.

B.C. Ильин, В. В. Краевский, A.M. Саранов, Н. К. Сергеев и др.);

— концептуальные идеи личностно ориентированного обучения в высшей школе, эффективных технологий обучения и воспитания студентов, моделей личности и деятельности специалиста (О.С. Анисимов,.

C.И. Архангельский, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, В. А. Сластенин и др.).

Методы исследования выбраны в соответствии с целью, предметом, задачами и логикой исследования.

— Теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованиямоделированиесистемно-структурный анализ учебных программ, учебных пособий.

— Эмпирические: беседы со студентами и преподавателямианкетированиетестированиепедагогическое наблюдениепедагогический экспериментметоды математической обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: филиал Алтайского государственного университета в г. Рубцовске, Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова. На всех этапах в исследовании участвовало 247 преподавателей и студентов.

Этапы исследования:

Первый этап (2001;2002 гг.) — поисково-теоретический. Проанализировано состояние научного знания по проблеме исследования, разработан научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, сформулированы исходные методологические положения, выбраны методы исследования, разработана программа педагогического эксперимента.

Второй этап (2002;2004 гг.) — практический. Выявлены педагогические условия развития познавательной активностиосуществлено конструирование модели, разработана технология развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного циклапроведен педагогический эксперимент.

Третий этап (2004;2005) — обобщающий. Проведены анализ и систематизация результатов исследования, уточнены основные его положения, оформлен окончательный вариант текста диссертации.

Научная новизна исследования:

— раскрыта и обоснована актуальность проблемы развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла;

— определены педагогические условия развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла актуализация потребностно-мотивационной сферы студентовразвитие рефлексивной позиции студентов в процессе обученияпомощь студентам первого курса в период адаптации, состоящая в личностно ориентированном подходе к студентам на основе изучения их потребностей, мотивов, возможностейвнедрение в учебный процесс педагогической модели развития познавательной активности студентов);

— сконструирована модель развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла, включающая: цель, содержание, средства, формы и методы обучения, способствующие развитию познавательной активности студентовпринципы развития познавательной активности студентов (личностно ориентированный подход, субъект-субъектные отношения, координация, интеграция) — функции управления процессом развития познавательной активности студентов (анализ, планирование, организация, контроль, регулирование, корректирование) — педагогическое взаимодействие преподавателя и студента как субъектов процесса развития познавательной активности;

— разработана технология развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного, цикла;

— определены показатели (потребность в познании, мотивация учебной деятельности, познавательная самостоятельность, включенность в учебно-познавательную деятельность, владение учебно-познавательными умениями, рефлексия и самооценка, эмоциональная удовлетворенность процессом и результатом познавательной деятельности) и выявлены уровни сформированно-сти данного личностного образования у студентов (низкий, средний, высокий).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представлена методологическая основа исследования проблемыраскрыта сущность познавательной активности студентовпроведен анализ состояния исследования проблемы развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикларазработаны педагогические условия развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.

Практическая значимость исследования: разработана и внедрена в учебный процесс филиала АлтГУ в г. Рубцовске, АлтГТУ им. И.И. Ползуно-ва программа дисциплины «Русский язык и культура речи», направленная на развитие познавательной активности студентовиздано учебно-методическое пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи" — составлены методические рекомендации по использованию технологии развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи». Технология развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла может быть использована другими высшими учебными заведениями.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и научно-практические выводы обсуждались и получили одобрение на международных (Пенза, 2002, Барнаул, 2005), всероссийских (Барнаул, 2003, Пенза, 2005), городской (Рубцовск, 2005) научно-практических конференцияхна научно-практических семинарах в рамках международного проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо для высшей школы» (Новосибирск, 2003;2005) — на заседаниях кафедры филологии филиала АлтГУ в г. Рубцовске.

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическими условиями развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла являются:

— актуализация потребностно-мотивационной сферы студентов;

— развитие рефлексивной позиции студентов в процессе обучения;

— помощь студентам первого курса в период адаптации, состоящая в личностно ориентированном подходе к студентам на основе изучения их потребностей, мотивов, возможностей;

— внедрение в учебный процесс педагогической модели развития познавательной активности студентов.

2. Модель развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла включает следующие взаимосвязанные блоки: цель, содержание, средства, формы и методы обучения, способствующие развитию познавательной активности студентовпринципы развития познавательной активности студентов (личностно ориентированный подход, субъект-субъектные отношения, координация, интеграция) — функции управления процессом развития познавательной активности студентов (анализ, планирование, организация, контроль, регулирование, корректирование) — педагогическое взаимодействие преподавателя и студента как субъектов процесса развития познавательной активности.

3. Технология реализации модели развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла состоит из следующих этапов: целеполагающего, потребностно-мотивационного, деятельностного, рефлексивного.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены целостным подходом к решению проблемы, теоретико-методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, применением адекватных предмету изучения теоретических и эмпирических методов исследования и статистической значимостью экспериментальных данных.

Основные положения диссертации опубликованы в 8 работах, общим объемом 15,1 п. л.

Структура диссертации отражает содержание, логику и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (206 наименований), включает 12 таблиц, 12 рисунков, приложение.

Результаты исследования проблемы развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла позволяют считать его задачи решенными, а гипотезу подтвержденной.

Вместе с тем, проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы, а представляет один из вариантов подхода к ее решению. Дальнейшее исследование, на наш взгляд, должно быть связано с проведением опытно-экспериментальной работы по повышению познавательной активности студентов в контексте взаимосвязи гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.

С решением этих и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.

Заключение

.

Развитие познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла является актуальной проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой высшей школы.

Принимая во внимание результаты проведенного исследования, мы сделали вывод о сущности познавательной активности. Это личностное образование, деятельностное состояние студента, проявляющееся в его стремлении к учению, умственном напряжении, волевых усилиях в процессе овладения знаниями, в готовности к энергичному, деятельному, творческому познанию, самонастроенности на активное участие в познавательной деятельности.

Анализ состояния исследования проблемы развития познавательной активности студентов в теории и практике высшего образования показал, что наиболее конструктивным ее решением является создание таких педагогических условий в обучении, которые позволяют студенту занять активную личностную позицию, в полной мере выразить себя как субъекта учебной деятельности. В процессе опытно-экспериментальной работы позитивным изменениям в экспериментальной группе способствовали следующие педагогические условия: актуализация потребностно-мотивационной сферы студентовпомощь студентам первого курса в период адаптации, состоящая в личностно ориентированном подходе к студентам на основе изучения их потребностей, мотивов, возможностейформирование рефлексивной позиции студентоввнедрение в учебный процесс модели развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.

Нами сконструирована модель развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла, которая представляет собой взаимосвязанные блоки, включающие цель, содержание, средства, формы и методы обученияпринципы развития познавательной активности студентовфункции управления процессом развития познавательной активности студентовпедагогическое взаимодействие преподавателя и студента как субъектов процесса развития познавательной активности.

Цель модели — развитие познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла. Основными принципами развития познавательной активности выступают личностно-ориентированный подход, субъект-субъектные отношения, координация, интеграция. Функциями управления процессом развития познавательной активности студентов являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование, корректирование.

Технология реализации модели развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла включает следующие этапы: целеполагающий, потребностно-мотивационный, деятельност-ный, рефлексивный.

В ходе опытно-экспериментальной проверки было установлено, что реализация модели и система средств, форм и методов развития познавательной активности студентов способствует развитию устойчивой познавательной мотивации, росту степени удовлетворенности студентов изучением предмета, созданию благоприятной эмоционально насыщенной атмосферы взаимопонимания и взаимосотрудничества, становлению субъектной позиции студентов, оказывающей положительное влияние на характер и результативность учебно-познавательной деятельности студентов, на процесс их самореализации.

Положительные изменения, произошедшие в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, свидетельствуют об эффективности проделанной экспериментальной работы, целесообразности и возможности развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла с учетом предлагаемого комплекса педагогических условий, сконструированной модели и разработанной технологии развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.

Проведенное исследование показало, что работа по развитию познавательной активности студентов сложна и многогранна, она должна сопровождаться постоянным анализом результатов, сопоставлением планируемых целей и полученных результатов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Подготовка к инновационной педагогической деятельности Текст. / З. А. Абасов // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 106−108.
  2. Абульханова-Славская К. А. Активность и развитие личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1989.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности: Сов.-финский симпозиум. М.: Наука, 1982. — 246 с. — С. 92−98.
  5. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе Текст. / B.C. Аванесов. М.: Высшая школа, 1989. — 107 с.
  6. .В. Гуманитарные технологии в педагогическом образовании Текст. / Б. В. Авво, Е.С. Заир-Бек // Педагогика в вузе как учебный предмет: сб. науч. тр. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 88−106.
  7. Активизация познавательной деятельности студентов: Учеб. пособие для преподавателей вузов. Вып. 1. Текст. / Г. И. Егоров, Н. Д. Носков, А. Ф. Титков и др. Ростов-на-Дону: Изд-во «Ворошиловградская правда», 1974. — 88 с.
  8. П.В. Теория познания и диалектика. Уч. пособие для вузов Текст. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М.: Высшая школа, 1991. — 382с.
  9. П.В. Философия Текст. / П. В. Алексеев. М.: Проспект, 2002.-603 с.
  10. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. /Ш.А. Амонашвили. М.: Изд. Дом Амонашвили, 1996 г. — 494с.
  11. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980 — Т. 1. — 230 с.
  12. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980 — Т.2. — 287 с.
  13. .Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -СПб. и др. Питер, 2001. — 282 с.
  14. Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности Текст. / Л. И. Анциферова. М.: Наука, 1981. — 365 с.
  15. Г. С. Социальная активность Текст. / Г. С. Арефьев. М.: Политиздат, 1984. — 230 с.
  16. Л.П. Активность учения школьников Текст. / Л. П. Аристова. -М.: Педагогика, 1968. 140с.
  17. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. -М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  18. В.Г. Общество: системность, познание и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  19. Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю.К. Бабан-ский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  20. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  21. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. М., 1977. — 254 с.
  22. А.А. Формирование познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов: (На примере ССУЗов): Дис.к.п.н.: 13.00.08 Текст. / А. А. Баронин. -М., 2001. 121 с.
  23. С. Э. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие Текст. / С. Э. Бахарева. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003. — 68 с.
  24. М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1986.-445 с.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В .П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  26. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творческая Текст. / Д. Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону, 1983. — 174 с.
  27. Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория Текст. / Е. В. Бондаревская // Школа духовности. 1999. — № 5. — С. 41−66.
  28. А.В. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / А. В. Брушлинский. М., 1983. — 96 с.
  29. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. труды Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 406 с.
  30. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
  31. А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  32. А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов Текст. / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонов. М., 1986.-240 с.
  33. Вузовское обучение: проблемы активизации Текст. / Б. В. Бокуть, С. И. Сокорева, JI.A. Шеметков, И.Ф. Харламов- Под ред. Б. В. Бокутя, И. Ф. Харламова. Минск: Университетское, 1989. — 110 с.
  34. JI.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка Текст. / JI.C. Выготский. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1956. — 519 с.
  35. JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский- Под ред. В.В. Давыдова- М.: Педагогика. 1991. 479 с.
  36. JI.C. Психология развития человека Текст. / JI.C. Выготский. М.: Смысл: Эксмо, 2004. — 1135 с.
  37. JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах. / JI.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1983. Т.З. — 3 68 с.
  38. Т.В. Учебная деятельность и ее средстваТекст. / Т. В. Габай. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 254 с.
  39. С.В. Познавательная активность и понимание Текст. / С. В. Герасимов // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 88−93.
  40. .А. Моделирование как метод научного исследования: (Гносеологический анализ) Текст. / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б.С. Ды-нин, Е. С. Никитин. М.: Изд-во МГУ, 1965. — 248 с.
  41. В.В. Формирование активности личности школьника Текст. / В. В. Горшкова // Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы. JI.: ЛГПИ, 1986. — 96 с.
  42. В.В. Образовательная технология: от приема до философии Текст. / В. В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996.- 111 с.
  43. В.В. Виды обобщения в обучении Текст. / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 2000. 479 с.
  44. В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  45. М. А.' Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения Текст. / М.А. Данилов // Советская педагогика, 1961. № 8. — С. 34.
  46. М.В. К вопросу о соотношении понятий «деятельность», «активность», «поведение» Текст. / М. А. Демин // Вестник МГУ. Сер. Философия. 1995. — № 5. — С. 11−22.
  47. И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания Текст. / И. А. Джидарьян // Критерии материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. — С. 56−87.
  48. Дидактические технологии в высшей школе Текст. М.: ЮНИТИ, 2002.-437 с.
  49. Л.П. Анализ и понимание текста в учебной деятельности студентов Текст. / Л. П. Доблаев // Психосемиотика познавательной деятельности и общения.- М., 1983.
  50. Н.Ф. Проблема активности личности и общественной значимости в психологии Текст. / Н. Ф. Добрынин // Вопросы психологии личности / Под ред. Е. И. Игнатова. М., 1960.
  51. В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер Ком, 1999. — 359 с.
  52. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие Текст. / В. К. Дьяченко. -М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  53. М.И. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Издательство БГУ, 1981.- 383с.
  54. Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологические аспекты взаимодействия: Межвуз. сб. Текст. / Под ред. А. С. Мамзина. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 201 с.
  55. И.О. Критическое мышление: технология развития Текст. / И. О. Загашев, С.И. Заир-Бек. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.-284с.
  56. В.И. Роль познавательных задач в организации учебной деятельности Текст. / В. И. Загвязинский // Формирование познавательной деятельности школьников и студентов / Под ред. В. И. Загвязинского.- Тюмень: ТГУ, 1982. С. 5−20.
  57. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст. / В. И. Загвязинский. М.: ACADEMIA, 2001. — 188 с.
  58. Л.В. Теория и технология обучения Текст. / Л. В. Загрекова. -М.: Высшая школа, 2004. 157 с.
  59. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. / И. А. Зимняя. М.- Воронеж- Моск. психол.-соц. ин-т: НПО «МОДЭК», 2001.- 429 с.
  60. И.А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2002. 384 с.
  61. Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2000.-512 с.
  62. Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие Текст. / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  63. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке Текст. / И. А. Ильницкая. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  64. JI. Оценка рефлексии с помощью портфолио Текст. / JI. Ио-ренсен, С. Хансен//Перемена.-Т.5.-№ 4.-2004.-С.5
  65. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  66. М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели Текст. / (Анализ зарубежного опыта) М. В. Кларин. -М.: Наука, 1997. 223 с.
  67. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. / М. В. Кларин. — М.: Арена, 1994. 223 с.
  68. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта) Текст. / М. В. Кларин. -М.: Знание, 1989. 80 с.
  69. В.И. Мотивы поведения и деятельности Текст. / В. И. Ковалев. -М.: Наука, 1988. 191 с.
  70. А.К. Энциклопедия педагогических технологий Текст. / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2002. — 368 с.
  71. Кон И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  72. Т.В. Идеи активности познания в отечественной психологии мышления Текст. / Т. В. Корнилова // Психологический журнал. 1995. -Т. 16.-№ 4.-С. 61−72.
  73. Т.В. Познавательная активность и индивидуально-стилевые особенности интеллектуальной деятельности Текст. / Т. В. Корнилова, E.JI. Григоренко // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1991. — № 1. -С. 16−26.
  74. Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся Текст. / Е. В. Коротаева. Екатеринбург, 1995.- 83с.
  75. Е.В. Уровни познавательной активности Текст. / Е. В. Коротаева // Народное образование. 1995. — N10. — С. 156−159.
  76. В.К. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности Текст. / В. К. Котырло, Т. В. Дудкевич // Вопросы психологии. -1991. № 3. — С. 50−66.
  77. В.В. Методология педагогических исследований. Пособие для педагога-исследователя Текст. /В.В. Краевский. Самара: Изд-во Сам-ГПИ.-1994.-165с.
  78. В.В. Проблемы научного обоснования обучения Текст. / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  79. Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук Текст. / Е. Э. Кригер. Барнаул, 1999. — 179 с.
  80. А.И. Психологические проблемы исследования активности че-ловекаТекст. / А. И. Крупнов // Вопросы психологии. 1984. — № 3. -С. 25−32.
  81. Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы Текст. / Т. В. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. — 49 с.
  82. Т.В. Проблемное обучение понятие, содержание: итоги дискуссии и пути дальнейшей работы Текст. / Т. В. Кудрявцев // Вестник высшей школы.-1984. — № 4. — С. 27−33.
  83. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  84. JI.C. Активизация учения: сущность и содержание Текст. / Л. С. Кулыгина // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 7−11.
  85. Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения Текст. / Т. А. Ладыженская. -М.: Просвещение, 1986. 124 с.
  86. А.Ф. Избранные труды по психологии Текст. / А.Ф. Лазур-ский. М.: Наука, 1997. — 446 с.
  87. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений Текст. / М. М. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  88. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл: Academia, 2004. — 352 с.
  89. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х Т. Текст. / А.Н. Леонтьев- Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-Т.1.-391 с.
  90. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х Т. Текст. / А.Н. Леонтьев- Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-Т.2.-320 с.
  91. И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  92. И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1972. — 268 с.
  93. И.Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1974. — 234 с.
  94. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми Текст. / М. И. Лисина // Вопросы психологии. 1982. -№ 4. -С. 18−35.
  95. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  96. .Ф. Проблемы психологии личности в советской психологической науке Текст. / Б. Ф. Ломов // Проблемы психологии личности: Сов.-финский симпозиум. — М.: Наука, 1982. 246 с. — С. 4−11.
  97. А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  98. А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу- Пер. с англ. А. И. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. — 479с.
  99. A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Изд-во «Знание». — 1977. — 44 с.
  100. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  101. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности Текст. 7 A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 5−17,
  102. A.M. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения Текст. / A.M. Матюшкин, А. Г. Петросян. М.: Знание, 1981. — 82 с.
  103. М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1977. — 240 с.
  104. ПО.Махмутов М. И. Принципы проблемности в обучении Текст. / М. И. Махмутов // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 30−36.
  105. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  106. М.И. Теория и практика проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. Казань: Татаркнигоиздат, 1972. — 551 с.
  107. Н.А. Педагогические проблемы активности личности в обучении Текст. / Н. А. Менчинская // Проблемы социалистической педагогики: Материалы 1 научной конференции ученых-педагогов социалистических стран. М., 1973. — С. 23−48.
  108. В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии Текст. / В. М. Монахов // Педагогика, 1997. № 6. — С. 26−31.
  109. Н.Г. Учителю о познавательном интересе Текст. / Н. Г. Морозова. М.: Знание, 1979. — 46 с.
  110. Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения Текст. / Н. М. Мочалова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979. — 158 с.
  111. Г. М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся Текст. / Г. М. Муртазин // Активизация познавательной деятельности учащихся. Уфа, 1972. — 123 с.
  112. B.C. Возрастная психология: Учебник для вузов Текст. / B.C. Мухина. -М.: Издательский центр «Академия», 1997.-431 с. С. 165−251.
  113. В.Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. Ленинград, 1960.-212 с.
  114. В.Н. Психология отношений: избран, психол. труды. Текст. / В.Н. Мясищев- Под ред. А. А. Бодалева. Москва-Воронеж: МОДЭК, 2004. — 399 с.
  115. Р.С. Психология Текст. / Р. С. Немов. М.: Просвещение, 1990. — 300 с.
  116. О.А. Воспитание на занятиях по русскому языку средствами самого языка. Текст. / О. А. Нечаева // Активизация познавательной деятельности студентов в преподавании лингвистических дисциплин. Иркутск, 1991.-126с.
  117. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов Текст. / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975.-302 с.
  118. Н.Д. Педагогика для будущего учителя Текст. / Н.Д. Никан-дров // Педагогика. 1996. — № 4. — С.110−113.
  119. И.Б. Наглядность и модели в теории элементарных частиц Текст. / И. Б. Новик // Философские проблемы физики элементарных частиц. -М, 1976.-С. 302−337.
  120. С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов- Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Сов. энциклопедия, 1973. — 846с.128.0конь В. Введение в общую дидактику Текст. / В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990.-382 с.
  121. Особенности познавательной деятельности учащихся: Сб. науч.ст. Текст. / Редколлегия: П. А. Сорокун и др. JL: J И’ПИ, 1979. — 126 с.
  122. Педагогика и психология высшей школы Текст. / Отв. ред. С. И. Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  123. Педагогика.: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640с.
  124. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие Текст. / В. Ю. Питюков. М.: Роспедагенство, 1999.- 187 с.
  125. Познавательные психические процессы Текст. / Сост. и общая редакция А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. — 480 с.
  126. В.М. Оценка-качества научно-педагогических исследований Текст. / В. М. Полонский. М.: Педагогика, 1987.- 142с.
  127. Я.А. Знания, мышление, умственное развитие Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Просвещение, 1967. — 263 с.
  128. Психология: Словарь Текст. / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 495 с.
  129. Г. В. Познавательная активность человека: сущность, природные и социальные предпосылки Текст. /Г.В. Пугач. -М.: Политиздат, 1985. 96 с.
  130. Нб.Реан А. А. Психология и педагогика: Учеб. для вузов Текст. / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб и др.: Питер, 2001. — 432 с.
  131. А. Большой толковый психологический словарь Т.1 (А-О) Текст. / А. Ребер. -М.:000 «Издательство «Вече»: ACT, 2000. 592 с.
  132. И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе Текст. / И. И. Родак. М.: Педагогика, 1974. — 143 с.
  133. И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе Текст. / И. И. Родак // Советская педагогика. 1959. — № 4.
  134. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс- пер. с англ. М. М. Исениной. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  135. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т. Текст. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия. Т.1. — 1993. — 608 с.
  136. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т. Текст. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия — Т.2. — 1998. — 672 с.
  137. C.JT. О мышлении и путях его исследования Текст. / C.JI. Рубинштейн. -М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
  138. C.JT. Основы общей психологии Текст. / C.JT. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2004. — 712 с.
  139. С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  140. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. / Г. К. Селевко. 1988. — 65 с.
  141. Система гуманитарного и социально-экономического знания: Учеб. пособие для вузов Текст. / С. А. Хмелевская, В. А. Соломатин, С.В. Хме-левский- Под ред. С. А. Хмелевской. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 751 с.
  142. М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин.- М.: Педагогика, 1984. 96 с.
  143. В.А. Педагогика: Инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: ИЧП «Издат-во Магистр», 1997. -223 с. — С. 84−92.
  144. В.А. Педагогика: Учебное пособие Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
  145. С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Изд-во Мое. ун-та, 1985. — 230 с.
  146. Советский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. A.M. Прохоров.- 4-изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  147. Современный философский словарь Текст. / Под общей ред. В. Е. Кемерова. 2-е изд. — М.: «ПАНПРИНТ», 1998. — 1064 с.
  148. Н.Н. Пректирование педагогических технологий в профессиональной подготвке учителя: дис.. д-ра пед. наук Текст. / Н.Н. Суртае-ва.-М., 1995.-341 с.
  149. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  150. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГШУ, 1984. — 344 с.
  151. B.C. О природе образа Текст. / B.C. Тюхтин. М.: Высшая школа, 1963.- 123 с.
  152. А.И. Логические основы метода моделирования Текст. / А. И. Уемов.-М.: Наука, 1971.-311 с.
  153. Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека Текст. / Д. Н. Узнадзе. М: Просвещение, 1969. — 194с.
  154. Д.Н. Психология установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. СПб и др.: Питер, 2001.-414 с.
  155. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 188 с.
  156. Философский энциклопедический словарь. Текст. / Редкол.: С.С. Аве-ринцев, А. Л. Грекулова и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 815 с.
  157. Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе /Текст. Ф. А. Фрадкин // История педагогической технологии: Сб. науч. тр. М.: Изд-во НИИТП, 1992. — С. 3−12.
  158. Д. Психология критического мышления Текст. / Д. Халперн. -СПб: Издательство «Питер», 2000. 512 с.
  159. И.Ф. Активизация учения школьников Текст. / И. Ф. Харламов. -Минск: Нар. асвета, 1970. 158 с.
  160. X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986.-406с.
  161. А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения Текст. / А. В. Хуторской. СПб. и др.: Питер, 2004. — 540 с.
  162. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе Текст. / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ, 2002. — 437 с.
  163. Чернил евский Д. В. Технология обучения в высшей школе: Учебное издание Текст. / Д. В. Чернилевский, O.K. Филатов. М.: Экспедитор, 1996.-288 с.
  164. В.И. Дидактика высшей школы: История и современные проблемы Текст. / В. И. Черниченко. М.: «Вузовская книга», 2002. 136 с.
  165. Т.И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. -М.: Педагогика, 1982. 208 с.
  166. А.А. Аз и Буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование Текст. / А. А. Шаповалов. Барнаул: Издательство БГПУ, 2002−123с.
  167. С.Е. Мониторинг качества образования в школе Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Российское педагогическое агентство, 1999.-354 с.
  168. В.А. Гносеологические функции модели Текст. / В. А. Штоф // Вопросы философии. 1961. — № 12. — С. 53−65.
  169. В.А. Моделирование и философия Текст. /В.А. Штофф. М.: Наука, 1966.-301 с.
  170. В.А. Современные проблемы идеологии научного познания Текст. / В. А. Штофф. Л.: Знание, 1975. — 40 с.
  171. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
  172. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988.-203 с.
  173. Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьников Текст. / Г. И. Щукина. М.: Знание, 1972. — 32 с.
  174. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 351с.
  175. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  176. Н.Е. Педагогическая технология Текст. / Н. Е. Щуркова. — М.: Пед. о-во России, 2002. 223.
  177. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы Текст. / В .А. Ядов. М.: Наука, 1995. — 245 с.
  178. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1996. — 201 с.
  179. И.С. Методология личностно-ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Построение модели личностно-ориентированной школы. М., 2001. — С. 16−18.
  180. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие Текст. / В. А. Якунин. М.: Знание, 1994. — 213 с.
  181. Bonwell, Charles, and James Eison. Active Learning: Creating Excitement in the Classroom. Text. / C. Bonwell, E. James. Washington, D. C: ASHE-ERIC Higher Education Reports, 1991.
  182. Johnson, David- Holubtc, Roger- and Johnson, Edythe. Cooperation in the classroom. Edind, Minn. Text. / D. Johnson, R. Holubtc, E. Johnson. Interaction Book Co., 1988. — 341 p.
  183. Perry, William. Forms of Intellectual and Ethical Development in the College Years, 2nd Edition. Text. / W. Perry. San Francisco: Jossey-Bass, 1999.
  184. Spitzer D.R. Whay educational technology has failed Text. / D.R. Spitzer // Educational technology. 1987, Vol 2. — 231 p.
  185. Программа дисциплины «Русский язык и культура речи"1. Пояснительная записка
  186. Содержание дисциплины «Русский язык и культура речи» опирается на такие филологические науки, как грамматика, стилистика, риторика, лингвистика текста, теория речевых актов, лингвистическая прагматика.
  187. Всего Лек- Се- Само- Всего
  188. Название темы аудиторных часов ции минары стоятельная работа часов
  189. Русский язык в современном 2 2 4 6мире.
  190. Разговорная речь. 4 2 2 2 6
  191. Научный стиль речи. 4 2 2 2 6
  192. Публицистический стиль. 4 2 2 2 6
  193. Официально-деловой стиль. 4 2 2 2 63. Речевое общение. 4 4 4 8
  194. Организация вербального взаи- 2 2 2 4модеиствия.
  195. Культура речевого поведения. 2 2 2 4
  196. Основы ораторского искусства 12 8 4 18 30и полемического мастерства.
  197. Ораторское искусство как соци- 2 2 2 4альное явление. Виды ораторского искусства.
  198. Оратор и его аудитория. Подго- 2 2 4 6товка речи.
  199. Культура речи оратора. Проблема стиля. Требования к речи ора- 2 2 4 6тора.
  200. Полемика. Культура спора. Ло- 4 2 2 4 8гическая культура оратора.
  201. Полемические приёмы. Уловки в 2 2 2 4споре.
  202. Практическая стилистика. 18 18 18 36
  203. Лексическая стилистика. 10 10 6 16
  204. Стилистика частей речи. 4 4 6 10
  205. Синтаксическая стилистика. 4 4 6 101. ИТОГО 58 26 32 58 116
  206. Содержание учебной дисциплины
  207. Тема 1. Русский язык в современном мире Аудиторное изучение:
  208. Наука о языке. Единицы языка. Языковые уровни. Разделы языкознания.
  209. Самостоятельное изучение: Из истории русского языка.
  210. Языковые единицы общеупотребительные (нейтральные) и ограниченные в употреблении (стилистически окрашенные). Виды стилистической окраски. Система стилистических помет в словарях русского языка.
  211. Самостоятельное изучение: Жанры аннотации, реферата, рецензии, дипломного сочинения, научной статьи, диссертации.
  212. Тема 7. Публицистический стиль Аудиторное изучение:
  213. Сфера применения. Возникновение и развитие. Языковые функции. Особенности словообразовательные, лексические, грамматические. Жанровое своеобразие.
  214. Самостоятельное изучение: Язык рекламы.
  215. Самостоятельное изучение: Из истории русского делового письма. Реклама в деловой речи.
  216. Тема 9. Организация вербального взаимодействия Аудиторное изучение: Основные единицы речевого общения. Организация вербального взаимодействия.1. Самостоятельное изучение:
  217. Проявление категории вежливости в русском языке.
  218. Тема 10. Культура речевого поведения Аудиторное изучение: Культура поведения и этические нормы общения. Речевой этикет. Этикет и международные отношения. Социальные аспекты культуры речи.
  219. Самостоятельное изучение: Проявление вежливости в невербальных средствах общения.
  220. Тема 11. Ораторское искусство как социальное явление Аудиторное изучение:
  221. Ораторское искусство как социальное явление. Ораторское искусство-Риторика-Красноречие. Причины возникновения ораторского искусства. Ораторское искусство явление историческое. Виды ораторского искусства.
  222. Самостоятельное изучение: Античная риторика. Развитие риторических традиций в России.
  223. Тема 12. Оратор и его аудитория. Подготовка речи Аудиторное изучение: Оратор. Аудитория. Основные этапы подготовки речи. Составление речи. Способы словесного оформления публичного выступления. Выразительно-изобразительные средства русского языка.
  224. Тема 13. Культура речи оратора Аудиторное изучение: Требования к речи оратора. Проблема стиля ораторской речи.
  225. Самостоятельное изучение: Из истории спора.
  226. Тема 15. Лексическая стилистика
  227. Смысловая точность речи. Выбор слова Аудиторное изучение: Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Лексическая сочетаемость. Речевая недостаточность. Речевая избыточность. Самостоятельное изучение:
  228. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Окказионализмы. Заимствованная лексика. Фразеологизмы.
  229. Стилистическое использование в речи синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов. Паронимия и парономазия1. Аудиторное изучение:
  230. Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения Аудиторное изучение:
  231. Самостоятельное изучение: Стилистические ресурсы словообразования. Тема 16. Стилистика частей речи Аудиторное изучение: Стилистика имени существительного. Стилистика имени числительного. Стилистика глагола.
  232. Самостоятельное изучение: Стилистика имени прилагательного. Стилистика местоимения. Стилистика наречия.
  233. Тема 17. Синтаксическая стилистика Аудиторное изучение:
  234. Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего и сказуемого. Варианты форм, связанных с управлением. Параллельные синтаксические конструкции. Сложное предложение.
  235. Самостоятельное изучение: Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Определение и приложение. Однородные члены предложения. Обращение. Вводные и вставные конструкции.
  236. Темы и вопросы семинарских занятий.
  237. Занятие 1. Смысловая точность речи. Выбор слова
  238. Слово основа для понимания текста. Поиск нужного слова.
  239. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова.3. Лексическая сочетаемость.4. Речевая недостаточность.5. Речевая избыточность.
  240. Занятие 2. Стилистическое использование в речи синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов. Паронимия и парономазия
  241. Лексическая синонимия. Стилистические функции синонимов.
  242. Лексическая антонимия. Стилистические функции антонимов.3. Полисемия.
  243. Омонимия и смежные с ней явления. Стилистические функции многозначных слов и омонимов.
  244. Паронимия и парономазия. Стилистические функции паронимов и сходных по звучанию разнокоренных слов.
  245. Занятие 3. Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения
  246. Занятие 4. Лексическая стилистика (обобщение) Занятие 5. Стилистика частей речи
  247. Стилистика имени существительного.
  248. Стилистика имени прилагательного.
  249. Стилистика имени числительного.4. Стилистика местоимения.5. Стилистика глагола.6. Стилистика наречия.
  250. Занятие 6. Стилистика частей речи (обобщение) Занятие 7. Синтаксическая стилистика
  251. Порядок слов в предложении.
  252. Согласование подлежащего и сказуемого.
  253. Варианты форм, связанных с управлением.
  254. Параллельные синтаксические конструкции. Занятие 8. Синтаксическая стилистика (обобщение) Занятие 9. Научный стиль речи
  255. Стилевые особенности языка науки.2. Подстили и жанры.
  256. Устная и письменная форма научной речи.4. Лексика.5. Морфология.6. Синтаксис.
  257. Занятие 10. Публицистический стиль1. Сфера применения.2. Жанровое своеобразие.3. Лексика.4. Морфология.5. Синтаксис.6. Язык рекламы.
  258. Занятие 11. Официально-деловой стиль
  259. Подстили и разновидности официально-деловой речи.
  260. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.
  261. Унификация языка деловых бумаг.
  262. Языковые формулы официальных документов.
  263. Требования к языку и стилю документов.
  264. Речевой этикет в документе.
  265. Занятие 13. Речевое общение.
  266. Основные единицы речевого общения.
  267. Организация вербального взаимодействия.
  268. Проявление категории вежливости в русском языке.
  269. Культура поведения и этические нормы общения.5. Речевой этикет.
  270. Этикет и международные отношения.
  271. Социальные аспекты культуры речи.
  272. Проявление вежливости в невербальных средствах общения. Занятие 14. Логическая культура оратора
  273. Основные формально-логические законы.
  274. Доказательство. Доказывание. Убеждение. Доводы в споре. Полемические приёмы. Уловки в споре. Культура спора.
  275. Занятие 15. Культура речи оратора
  276. Проблема стиля ораторской речи. Требования к речи оратора. Орфоэпическая правильность ораторской речи. Занятие 16. Культура речи оратора (обобщение)1. Терминологический минимум
  277. Языкознание. Лингвистика. Фонема. Морфема. Слово. Словосочетание. Предложение. Фонетика. Грамматика. Морфология. Синтаксис. Лексикология.
Заполнить форму текущей работой