Развитие познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла
Диссертация
Сконструирована модель развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла, включающая: цель, содержание, средства, формы и методы обучения, способствующие развитию познавательной активности студентовпринципы развития познавательной активности студентов (личностно ориентированный подход, субъект-субъектные отношения, координация, интеграция) — функции… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические и практические предпосылки развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла
- 1. 1. Сущность познавательной активности студентов
- 1. 2. Состояние исследования проблемы развития познавательной активности студентов в теории и практике высшего образования
- 1. 3. Модель развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла
- Выводы по первой главе
- 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности модели и технологии развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла
- 2. 1. Технология развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла
- 2. 2. Организация и методика исследования
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абасов З.А. Подготовка к инновационной педагогической деятельности Текст. / З. А. Абасов // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 106−108.
- Абульханова-Славская К. А. Активность и развитие личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1989.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности: Сов.-финский симпозиум. М.: Наука, 1982. — 246 с. — С. 92−98.
- Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе Текст. / B.C. Аванесов. М.: Высшая школа, 1989. — 107 с.
- Авво Б.В. Гуманитарные технологии в педагогическом образовании Текст. / Б. В. Авво, Е.С. Заир-Бек // Педагогика в вузе как учебный предмет: сб. науч. тр. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 88−106.
- Активизация познавательной деятельности студентов: Учеб. пособие для преподавателей вузов. Вып. 1. Текст. / Г. И. Егоров, Н. Д. Носков, А. Ф. Титков и др. Ростов-на-Дону: Изд-во «Ворошиловградская правда», 1974. — 88 с.
- Алексеев П.В. Теория познания и диалектика. Уч. пособие для вузов Текст. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М.: Высшая школа, 1991. — 382с.
- Алексеев П.В. Философия Текст. / П. В. Алексеев. М.: Проспект, 2002.-603 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. /Ш.А. Амонашвили. М.: Изд. Дом Амонашвили, 1996 г. — 494с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980 — Т. 1. — 230 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980 — Т.2. — 287 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -СПб. и др. Питер, 2001. — 282 с.
- Анциферова Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности Текст. / Л. И. Анциферова. М.: Наука, 1981. — 365 с.
- Арефьев Г. С. Социальная активность Текст. / Г. С. Арефьев. М.: Политиздат, 1984. — 230 с.
- Аристова Л.П. Активность учения школьников Текст. / Л. П. Аристова. -М.: Педагогика, 1968. 140с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. -М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю.К. Бабан-ский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. М., 1977. — 254 с.
- Баронин А.А. Формирование познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов: (На примере ССУЗов): Дис.к.п.н.: 13.00.08 Текст. / А. А. Баронин. -М., 2001. 121 с.
- Бахарева С. Э. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие Текст. / С. Э. Бахарева. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003. — 68 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1986.-445 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В .П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творческая Текст. / Д. Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону, 1983. — 174 с.
- Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория Текст. / Е. В. Бондаревская // Школа духовности. 1999. — № 5. — С. 41−66.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / А. В. Брушлинский. М., 1983. — 96 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. труды Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 406 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
- Вербицкий А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Знание, 1990. — 64 с.
- Вербицкий А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов Текст. / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонов. М., 1986.-240 с.
- Вузовское обучение: проблемы активизации Текст. / Б. В. Бокуть, С. И. Сокорева, JI.A. Шеметков, И.Ф. Харламов- Под ред. Б. В. Бокутя, И. Ф. Харламова. Минск: Университетское, 1989. — 110 с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка Текст. / JI.C. Выготский. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1956. — 519 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский- Под ред. В.В. Давыдова- М.: Педагогика. 1991. 479 с.
- Выготский JI.C. Психология развития человека Текст. / JI.C. Выготский. М.: Смысл: Эксмо, 2004. — 1135 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах. / JI.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1983. Т.З. — 3 68 с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средстваТекст. / Т. В. Габай. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 254 с.
- Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание Текст. / С. В. Герасимов // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 88−93.
- Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования: (Гносеологический анализ) Текст. / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б.С. Ды-нин, Е. С. Никитин. М.: Изд-во МГУ, 1965. — 248 с.
- Горшкова В.В. Формирование активности личности школьника Текст. / В. В. Горшкова // Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы. JI.: ЛГПИ, 1986. — 96 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии Текст. / В. В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996.- 111 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении Текст. / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 2000. 479 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Данилов М. А.' Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения Текст. / М.А. Данилов // Советская педагогика, 1961. № 8. — С. 34.
- Демин М.В. К вопросу о соотношении понятий «деятельность», «активность», «поведение» Текст. / М. А. Демин // Вестник МГУ. Сер. Философия. 1995. — № 5. — С. 11−22.
- Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания Текст. / И. А. Джидарьян // Критерии материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. — С. 56−87.
- Дидактические технологии в высшей школе Текст. М.: ЮНИТИ, 2002.-437 с.
- Доблаев Л.П. Анализ и понимание текста в учебной деятельности студентов Текст. / Л. П. Доблаев // Психосемиотика познавательной деятельности и общения.- М., 1983.
- Добрынин Н.Ф. Проблема активности личности и общественной значимости в психологии Текст. / Н. Ф. Добрынин // Вопросы психологии личности / Под ред. Е. И. Игнатова. М., 1960.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер Ком, 1999. — 359 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие Текст. / В. К. Дьяченко. -М.: Педагогика, 1989. 160 с.
- Дьяченко М.И. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Издательство БГУ, 1981.- 383с.
- Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологические аспекты взаимодействия: Межвуз. сб. Текст. / Под ред. А. С. Мамзина. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 201 с.
- Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития Текст. / И. О. Загашев, С.И. Заир-Бек. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.-284с.
- Загвязинский В.И. Роль познавательных задач в организации учебной деятельности Текст. / В. И. Загвязинский // Формирование познавательной деятельности школьников и студентов / Под ред. В. И. Загвязинского.- Тюмень: ТГУ, 1982. С. 5−20.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст. / В. И. Загвязинский. М.: ACADEMIA, 2001. — 188 с.
- Загрекова Л.В. Теория и технология обучения Текст. / Л. В. Загрекова. -М.: Высшая школа, 2004. 157 с.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. / И. А. Зимняя. М.- Воронеж- Моск. психол.-соц. ин-т: НПО «МОДЭК», 2001.- 429 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2002. 384 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2000.-512 с.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие Текст. / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
- Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке Текст. / И. А. Ильницкая. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Иоренсен JI. Оценка рефлексии с помощью портфолио Текст. / JI. Ио-ренсен, С. Хансен//Перемена.-Т.5.-№ 4.-2004.-С.5
- Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели Текст. / (Анализ зарубежного опыта) М. В. Кларин. -М.: Наука, 1997. 223 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. / М. В. Кларин. — М.: Арена, 1994. 223 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта) Текст. / М. В. Кларин. -М.: Знание, 1989. 80 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности Текст. / В. И. Ковалев. -М.: Наука, 1988. 191 с.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий Текст. / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2002. — 368 с.
- Кон И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
- Корнилова Т.В. Идеи активности познания в отечественной психологии мышления Текст. / Т. В. Корнилова // Психологический журнал. 1995. -Т. 16.-№ 4.-С. 61−72.
- Корнилова Т.В. Познавательная активность и индивидуально-стилевые особенности интеллектуальной деятельности Текст. / Т. В. Корнилова, E.JI. Григоренко // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1991. — № 1. -С. 16−26.
- Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся Текст. / Е. В. Коротаева. Екатеринбург, 1995.- 83с.
- Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности Текст. / Е. В. Коротаева // Народное образование. 1995. — N10. — С. 156−159.
- Котырло В.К. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности Текст. / В. К. Котырло, Т. В. Дудкевич // Вопросы психологии. -1991. № 3. — С. 50−66.
- Краевский В.В. Методология педагогических исследований. Пособие для педагога-исследователя Текст. /В.В. Краевский. Самара: Изд-во Сам-ГПИ.-1994.-165с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения Текст. / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук Текст. / Е. Э. Кригер. Барнаул, 1999. — 179 с.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности че-ловекаТекст. / А. И. Крупнов // Вопросы психологии. 1984. — № 3. -С. 25−32.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы Текст. / Т. В. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. — 49 с.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение понятие, содержание: итоги дискуссии и пути дальнейшей работы Текст. / Т. В. Кудрявцев // Вестник высшей школы.-1984. — № 4. — С. 27−33.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
- Кулыгина JI.C. Активизация учения: сущность и содержание Текст. / Л. С. Кулыгина // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 7−11.
- Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения Текст. / Т. А. Ладыженская. -М.: Просвещение, 1986. 124 с.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии Текст. / А.Ф. Лазур-ский. М.: Наука, 1997. — 446 с.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений Текст. / М. М. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл: Academia, 2004. — 352 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х Т. Текст. / А.Н. Леонтьев- Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-Т.1.-391 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х Т. Текст. / А.Н. Леонтьев- Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-Т.2.-320 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1972. — 268 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1974. — 234 с.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми Текст. / М. И. Лисина // Вопросы психологии. 1982. -№ 4. -С. 18−35.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Ломов Б.Ф. Проблемы психологии личности в советской психологической науке Текст. / Б. Ф. Ломов // Проблемы психологии личности: Сов.-финский симпозиум. — М.: Наука, 1982. 246 с. — С. 4−11.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу- Пер. с англ. А. И. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. — 479с.
- Матюшкин A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Изд-во «Знание». — 1977. — 44 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности Текст. 7 A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 5−17,
- Матюшкин A.M. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения Текст. / A.M. Матюшкин, А. Г. Петросян. М.: Знание, 1981. — 82 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1977. — 240 с.
- ПО.Махмутов М. И. Принципы проблемности в обучении Текст. / М. И. Махмутов // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 30−36.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. Казань: Татаркнигоиздат, 1972. — 551 с.
- Менчинская Н.А. Педагогические проблемы активности личности в обучении Текст. / Н. А. Менчинская // Проблемы социалистической педагогики: Материалы 1 научной конференции ученых-педагогов социалистических стран. М., 1973. — С. 23−48.
- Монахов В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии Текст. / В. М. Монахов // Педагогика, 1997. № 6. — С. 26−31.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе Текст. / Н. Г. Морозова. М.: Знание, 1979. — 46 с.
- Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения Текст. / Н. М. Мочалова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979. — 158 с.
- Муртазин Г. М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся Текст. / Г. М. Муртазин // Активизация познавательной деятельности учащихся. Уфа, 1972. — 123 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: Учебник для вузов Текст. / B.C. Мухина. -М.: Издательский центр «Академия», 1997.-431 с. С. 165−251.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. Ленинград, 1960.-212 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: избран, психол. труды. Текст. / В.Н. Мясищев- Под ред. А. А. Бодалева. Москва-Воронеж: МОДЭК, 2004. — 399 с.
- Немов Р.С. Психология Текст. / Р. С. Немов. М.: Просвещение, 1990. — 300 с.
- Нечаева О.А. Воспитание на занятиях по русскому языку средствами самого языка. Текст. / О. А. Нечаева // Активизация познавательной деятельности студентов в преподавании лингвистических дисциплин. Иркутск, 1991.-126с.
- Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов Текст. / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975.-302 с.
- Никандров Н.Д. Педагогика для будущего учителя Текст. / Н.Д. Никан-дров // Педагогика. 1996. — № 4. — С.110−113.
- Новик И.Б. Наглядность и модели в теории элементарных частиц Текст. / И. Б. Новик // Философские проблемы физики элементарных частиц. -М, 1976.-С. 302−337.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов- Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Сов. энциклопедия, 1973. — 846с.128.0конь В. Введение в общую дидактику Текст. / В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990.-382 с.
- Особенности познавательной деятельности учащихся: Сб. науч.ст. Текст. / Редколлегия: П. А. Сорокун и др. JL: J И’ПИ, 1979. — 126 с.
- Педагогика и психология высшей школы Текст. / Отв. ред. С. И. Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
- Педагогика.: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие Текст. / В. Ю. Питюков. М.: Роспедагенство, 1999.- 187 с.
- Познавательные психические процессы Текст. / Сост. и общая редакция А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. — 480 с.
- Полонский В.М. Оценка-качества научно-педагогических исследований Текст. / В. М. Полонский. М.: Педагогика, 1987.- 142с.
- Пономарев Я.А. Знания, мышление, умственное развитие Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Просвещение, 1967. — 263 с.
- Психология: Словарь Текст. / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 495 с.
- Пугач Г. В. Познавательная активность человека: сущность, природные и социальные предпосылки Текст. /Г.В. Пугач. -М.: Политиздат, 1985. 96 с.
- Нб.Реан А. А. Психология и педагогика: Учеб. для вузов Текст. / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб и др.: Питер, 2001. — 432 с.
- Ребер А. Большой толковый психологический словарь Т.1 (А-О) Текст. / А. Ребер. -М.:000 «Издательство «Вече»: ACT, 2000. 592 с.
- Родак И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе Текст. / И. И. Родак. М.: Педагогика, 1974. — 143 с.
- Родак И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе Текст. / И. И. Родак // Советская педагогика. 1959. — № 4.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс- пер. с англ. М. М. Исениной. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т. Текст. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия. Т.1. — 1993. — 608 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т. Текст. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия — Т.2. — 1998. — 672 с.
- Рубинштейн C.JT. О мышлении и путях его исследования Текст. / C.JI. Рубинштейн. -М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
- Рубинштейн C.JT. Основы общей психологии Текст. / C.JT. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2004. — 712 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. / Г. К. Селевко. 1988. — 65 с.
- Система гуманитарного и социально-экономического знания: Учеб. пособие для вузов Текст. / С. А. Хмелевская, В. А. Соломатин, С.В. Хме-левский- Под ред. С. А. Хмелевской. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 751 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин.- М.: Педагогика, 1984. 96 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: ИЧП «Издат-во Магистр», 1997. -223 с. — С. 84−92.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Изд-во Мое. ун-та, 1985. — 230 с.
- Советский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. A.M. Прохоров.- 4-изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.
- Современный философский словарь Текст. / Под общей ред. В. Е. Кемерова. 2-е изд. — М.: «ПАНПРИНТ», 1998. — 1064 с.
- Суртаева Н.Н. Пректирование педагогических технологий в профессиональной подготвке учителя: дис.. д-ра пед. наук Текст. / Н.Н. Суртае-ва.-М., 1995.-341 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГШУ, 1984. — 344 с.
- Тюхтин B.C. О природе образа Текст. / B.C. Тюхтин. М.: Высшая школа, 1963.- 123 с.
- Уемов А.И. Логические основы метода моделирования Текст. / А. И. Уемов.-М.: Наука, 1971.-311 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека Текст. / Д. Н. Узнадзе. М: Просвещение, 1969. — 194с.
- Узнадзе Д.Н. Психология установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. СПб и др.: Питер, 2001.-414 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 188 с.
- Философский энциклопедический словарь. Текст. / Редкол.: С.С. Аве-ринцев, А. Л. Грекулова и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 815 с.
- Фрадкин Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе /Текст. Ф. А. Фрадкин // История педагогической технологии: Сб. науч. тр. М.: Изд-во НИИТП, 1992. — С. 3−12.
- Халперн Д. Психология критического мышления Текст. / Д. Халперн. -СПб: Издательство «Питер», 2000. 512 с.
- Харламов И.Ф. Активизация учения школьников Текст. / И. Ф. Харламов. -Минск: Нар. асвета, 1970. 158 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986.-406с.
- Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения Текст. / А. В. Хуторской. СПб. и др.: Питер, 2004. — 540 с.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе Текст. / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ, 2002. — 437 с.
- Чернил евский Д. В. Технология обучения в высшей школе: Учебное издание Текст. / Д. В. Чернилевский, O.K. Филатов. М.: Экспедитор, 1996.-288 с.
- Черниченко В.И. Дидактика высшей школы: История и современные проблемы Текст. / В. И. Черниченко. М.: «Вузовская книга», 2002. 136 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. -М.: Педагогика, 1982. 208 с.
- Шаповалов А.А. Аз и Буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование Текст. / А. А. Шаповалов. Барнаул: Издательство БГПУ, 2002−123с.
- Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Российское педагогическое агентство, 1999.-354 с.
- Штофф В.А. Гносеологические функции модели Текст. / В. А. Штоф // Вопросы философии. 1961. — № 12. — С. 53−65.
- Штофф В.А. Моделирование и философия Текст. /В.А. Штофф. М.: Наука, 1966.-301 с.
- Штофф В.А. Современные проблемы идеологии научного познания Текст. / В. А. Штофф. Л.: Знание, 1975. — 40 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988.-203 с.
- Щукина Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьников Текст. / Г. И. Щукина. М.: Знание, 1972. — 32 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 351с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология Текст. / Н. Е. Щуркова. — М.: Пед. о-во России, 2002. 223.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы Текст. / В .А. Ядов. М.: Наука, 1995. — 245 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1996. — 201 с.
- Якиманская И.С. Методология личностно-ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Построение модели личностно-ориентированной школы. М., 2001. — С. 16−18.
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие Текст. / В. А. Якунин. М.: Знание, 1994. — 213 с.
- Bonwell, Charles, and James Eison. Active Learning: Creating Excitement in the Classroom. Text. / C. Bonwell, E. James. Washington, D. C: ASHE-ERIC Higher Education Reports, 1991.
- Johnson, David- Holubtc, Roger- and Johnson, Edythe. Cooperation in the classroom. Edind, Minn. Text. / D. Johnson, R. Holubtc, E. Johnson. Interaction Book Co., 1988. — 341 p.
- Perry, William. Forms of Intellectual and Ethical Development in the College Years, 2nd Edition. Text. / W. Perry. San Francisco: Jossey-Bass, 1999.
- Spitzer D.R. Whay educational technology has failed Text. / D.R. Spitzer // Educational technology. 1987, Vol 2. — 231 p.
- Программа дисциплины «Русский язык и культура речи"1. Пояснительная записка
- Содержание дисциплины «Русский язык и культура речи» опирается на такие филологические науки, как грамматика, стилистика, риторика, лингвистика текста, теория речевых актов, лингвистическая прагматика.
- Всего Лек- Се- Само- Всего
- Название темы аудиторных часов ции минары стоятельная работа часов
- Русский язык в современном 2 2 4 6мире.
- Разговорная речь. 4 2 2 2 6
- Научный стиль речи. 4 2 2 2 6
- Публицистический стиль. 4 2 2 2 6
- Официально-деловой стиль. 4 2 2 2 63. Речевое общение. 4 4 4 8
- Организация вербального взаи- 2 2 2 4модеиствия.
- Культура речевого поведения. 2 2 2 4
- Основы ораторского искусства 12 8 4 18 30и полемического мастерства.
- Ораторское искусство как соци- 2 2 2 4альное явление. Виды ораторского искусства.
- Оратор и его аудитория. Подго- 2 2 4 6товка речи.
- Культура речи оратора. Проблема стиля. Требования к речи ора- 2 2 4 6тора.
- Полемика. Культура спора. Ло- 4 2 2 4 8гическая культура оратора.
- Полемические приёмы. Уловки в 2 2 2 4споре.
- Практическая стилистика. 18 18 18 36
- Лексическая стилистика. 10 10 6 16
- Стилистика частей речи. 4 4 6 10
- Синтаксическая стилистика. 4 4 6 101. ИТОГО 58 26 32 58 116
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Русский язык в современном мире Аудиторное изучение:
- Наука о языке. Единицы языка. Языковые уровни. Разделы языкознания.
- Самостоятельное изучение: Из истории русского языка.
- Языковые единицы общеупотребительные (нейтральные) и ограниченные в употреблении (стилистически окрашенные). Виды стилистической окраски. Система стилистических помет в словарях русского языка.
- Самостоятельное изучение: Жанры аннотации, реферата, рецензии, дипломного сочинения, научной статьи, диссертации.
- Тема 7. Публицистический стиль Аудиторное изучение:
- Сфера применения. Возникновение и развитие. Языковые функции. Особенности словообразовательные, лексические, грамматические. Жанровое своеобразие.
- Самостоятельное изучение: Язык рекламы.
- Самостоятельное изучение: Из истории русского делового письма. Реклама в деловой речи.
- Тема 9. Организация вербального взаимодействия Аудиторное изучение: Основные единицы речевого общения. Организация вербального взаимодействия.1. Самостоятельное изучение:
- Проявление категории вежливости в русском языке.
- Тема 10. Культура речевого поведения Аудиторное изучение: Культура поведения и этические нормы общения. Речевой этикет. Этикет и международные отношения. Социальные аспекты культуры речи.
- Самостоятельное изучение: Проявление вежливости в невербальных средствах общения.
- Тема 11. Ораторское искусство как социальное явление Аудиторное изучение:
- Ораторское искусство как социальное явление. Ораторское искусство-Риторика-Красноречие. Причины возникновения ораторского искусства. Ораторское искусство явление историческое. Виды ораторского искусства.
- Самостоятельное изучение: Античная риторика. Развитие риторических традиций в России.
- Тема 12. Оратор и его аудитория. Подготовка речи Аудиторное изучение: Оратор. Аудитория. Основные этапы подготовки речи. Составление речи. Способы словесного оформления публичного выступления. Выразительно-изобразительные средства русского языка.
- Тема 13. Культура речи оратора Аудиторное изучение: Требования к речи оратора. Проблема стиля ораторской речи.
- Самостоятельное изучение: Из истории спора.
- Тема 15. Лексическая стилистика
- Смысловая точность речи. Выбор слова Аудиторное изучение: Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Лексическая сочетаемость. Речевая недостаточность. Речевая избыточность. Самостоятельное изучение:
- Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Окказионализмы. Заимствованная лексика. Фразеологизмы.
- Стилистическое использование в речи синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов. Паронимия и парономазия1. Аудиторное изучение:
- Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения Аудиторное изучение:
- Самостоятельное изучение: Стилистические ресурсы словообразования. Тема 16. Стилистика частей речи Аудиторное изучение: Стилистика имени существительного. Стилистика имени числительного. Стилистика глагола.
- Самостоятельное изучение: Стилистика имени прилагательного. Стилистика местоимения. Стилистика наречия.
- Тема 17. Синтаксическая стилистика Аудиторное изучение:
- Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего и сказуемого. Варианты форм, связанных с управлением. Параллельные синтаксические конструкции. Сложное предложение.
- Самостоятельное изучение: Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Определение и приложение. Однородные члены предложения. Обращение. Вводные и вставные конструкции.
- Темы и вопросы семинарских занятий.
- Занятие 1. Смысловая точность речи. Выбор слова
- Слово основа для понимания текста. Поиск нужного слова.
- Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова.3. Лексическая сочетаемость.4. Речевая недостаточность.5. Речевая избыточность.
- Занятие 2. Стилистическое использование в речи синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов. Паронимия и парономазия
- Лексическая синонимия. Стилистические функции синонимов.
- Лексическая антонимия. Стилистические функции антонимов.3. Полисемия.
- Омонимия и смежные с ней явления. Стилистические функции многозначных слов и омонимов.
- Паронимия и парономазия. Стилистические функции паронимов и сходных по звучанию разнокоренных слов.
- Занятие 3. Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения
- Занятие 4. Лексическая стилистика (обобщение) Занятие 5. Стилистика частей речи
- Стилистика имени существительного.
- Стилистика имени прилагательного.
- Стилистика имени числительного.4. Стилистика местоимения.5. Стилистика глагола.6. Стилистика наречия.
- Занятие 6. Стилистика частей речи (обобщение) Занятие 7. Синтаксическая стилистика
- Порядок слов в предложении.
- Согласование подлежащего и сказуемого.
- Варианты форм, связанных с управлением.
- Параллельные синтаксические конструкции. Занятие 8. Синтаксическая стилистика (обобщение) Занятие 9. Научный стиль речи
- Стилевые особенности языка науки.2. Подстили и жанры.
- Устная и письменная форма научной речи.4. Лексика.5. Морфология.6. Синтаксис.
- Занятие 10. Публицистический стиль1. Сфера применения.2. Жанровое своеобразие.3. Лексика.4. Морфология.5. Синтаксис.6. Язык рекламы.
- Занятие 11. Официально-деловой стиль
- Подстили и разновидности официально-деловой речи.
- Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.
- Унификация языка деловых бумаг.
- Языковые формулы официальных документов.
- Требования к языку и стилю документов.
- Речевой этикет в документе.
- Занятие 13. Речевое общение.
- Основные единицы речевого общения.
- Организация вербального взаимодействия.
- Проявление категории вежливости в русском языке.
- Культура поведения и этические нормы общения.5. Речевой этикет.
- Этикет и международные отношения.
- Социальные аспекты культуры речи.
- Проявление вежливости в невербальных средствах общения. Занятие 14. Логическая культура оратора
- Основные формально-логические законы.
- Доказательство. Доказывание. Убеждение. Доводы в споре. Полемические приёмы. Уловки в споре. Культура спора.
- Занятие 15. Культура речи оратора
- Проблема стиля ораторской речи. Требования к речи оратора. Орфоэпическая правильность ораторской речи. Занятие 16. Культура речи оратора (обобщение)1. Терминологический минимум
- Языкознание. Лингвистика. Фонема. Морфема. Слово. Словосочетание. Предложение. Фонетика. Грамматика. Морфология. Синтаксис. Лексикология.