Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Репродуктивный метод применяется на самых разных этапах обучения. Для того чтобы знания стали прочными, а воспринятые способы действия превратились в технологические навыки и умения, нужно организовывать их применение, возможность их повторения, упражнения в тех или иных действиях. Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий… Читать ещё >

Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Следует отметить, что в большинстве исследований педагогов и методистов по вопросам развития творческих способностей средствами изобразительной деятельности рассмотрено рисование.

Развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации, которое рассмотрено в данной работе, уделено недостаточное внимание. Обучению дошкольников технике аппликации посвящены, много книг, в частности книги Н. В. Дубровской [31, 32, 33]. Автором рассмотрены аппликации из камней и ракушек, из природных материалов. Развитию декоративного творчества такая запрограммированная деятельность способствует мало.

В то же время, теория и практика дошкольного воспитания накопила большой опыт по использованию аппликации в целях развития у детей чувства красоты, усовершенствования знаний о форме, окрасе, пространственном расположении предметов на поверхности бумаги, развитии у них художественного вкуса, ручных умений и технологических навыков.

Еще в детских садах дореволюционной России (платных, фребелевского общества, общества в поддержку первоначальному воспитанию детей) широко практиковалось вырезание и наклеивание фигур из бумаги. Такие занятия были включены в «Руководство для устройства детских садов», изданное А. С. Симонович в 1887 г.

Для организации занятий по аппликации в России использовались методические пособия, созданные русскими и зарубежными авторами. Среди них особый интерес представляет пособие Ю. И. Фаусек «Бумажное царство» (1912 г.), К. Цветкова «Первые работы для маленьких пальчиков» (в 4 книжках, 1970 г.), Е. Коротковой «Как вырезать из цветной бумаги» (1913 г.) и др. [3, 20]. В этих пособиях представлены аппликации для вырезания детьми силуэтов по нарисованному контуру или трафарету. Многие рекомендации предполагают использование копировальной бумаги для перевода контуров фигур. Поэтому аппликация как изобразительная деятельность использовалась для приобретения детьми практических, трудовых умений по работе с бумагой и ножницами в процессе механических упражнений. Тем самым значение аппликации в художественном воспитании ребенка отодвигалось на задний план.

В 20−30-е гг. XX в. под влиянием теории «свободного воспитания», в практике детских садов роль воспитателя в руководстве изобразительной деятельностью детей, в том числе и аппликацией, сводится к минимуму. Это было связано с переоценкой детских творческих возможностей. Например, считалось, что в аппликации достаточно дать ребенку цветную бумагу и ножницы, чтобы в процессе «свободного кромсания» он мог проявить свой творческий потенциал.

Многие передовые педагоги того времени (Н.П. Ткаченко, К. М. Лепилов и др.), видя беспомощность детей в таком «свободном кромсании», рекомендовали воспитателям показывать на занятиях приемы вырезания, разработали образцы для воспроизведения их дошкольниками в аппликации.

З.А. Богатеева [5, 66−114] отмечает, что методика организации обучения детей аппликации в пособиях этих авторов раскрыта недостаточно полно, однако, важно само указание о необходимости руководства со стороны воспитателя развитием детской изобразительной деятельности. Эти рекомендации потом легли в основу разработки вопросов обучения изобразительной деятельности в детском саду, осуществленной И. Л. Гусаровой, Н. П. Сакулиной [65], Т. Г. Казаковой [41] и др.

В методических пособиях Е. А. Коссаковской, В. И. Паллон, Л. Г. Суховской и др. были определены и сформированы основные задачи и последовательность обучения аппликации в младшей, средней и старшей группах В. И. Паллон разработал последовательность обучения детей приемам вырезания без предварительной прорисовки контура изображения. Сначала они должны были упражняться в вырезании на глаз по прямой линии, а затем, по кругу и плавным кривым. При этом автор подчеркивает, что прочное усвоение этих приемов зависит от того, насколько воспитатель умело изменяет содержание занятий, поддерживает интерес ребенка к работе с бумагой и ножницами [3, 20].

Такая последовательность обучения в соответствии с программными требованиями нашла наглядное выражение в альбоме для воспитателей детских садов, созданном В. И. Паллон в соавторстве с Л. Г. Суховской, — «Аппликация в детском саду» (1960 г., 1964 г.). Пособия и альбомы по аппликации постепенно раскрывают перед воспитателями содержание и приемы обучения детей сначала выкладыванию и наклеиванию готовых работ (младшая группа), а затем вырезанию геометрических фигур, реальных предметов из отдельных частей (средняя группа), и, наконец, прием симметричного и силуэтного вырезания (старшая и подготовительная к школе группа).

Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности в обучении аппликации в разных возрастных группах были даны в пособии И. Л. Гусаровой «Аппликация в детском саду» (1968 г.). Автор практически показал пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале, исходя из особенностей усвоения детьми приемов вырезания, раскладывания, наклеивания.

В 1960;е гг. под ее руководством были выполнены два исследования также в области аппликации: З. А. Богатеевой [5] о формировании декоративно-орнаментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста и Е. С. Рогалевой по вопросу сенсорных основ изобразительной деятельности детей 6−7 лет на материале декоративных аппликационных работ. В помощь практическим работникам были разработаны наглядные пособия — альбомы по аппликации для всех возрастных групп.

Большие успехи в развитии дошкольной педагогики, детской психологии и методики изобразительной деятельности привели к созданию более совершенного документа для практики дошкольного воспитания. В 1962 г. была издана «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой [62], в которой раздел изобразительной деятельности был разработан с научных позиций. В программе четко определены задачи для каждой возрастной группы по развитию художественных способностей у каждого ребенка.

Тем не менее, современное качество дошкольного образования предъявляет требования не столько к овладению выпускником ДОУ знаниями, умениями и навыками, сколько к освоению им позиции субъекта собственной деятельности.

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется разнообразием педагогических услуг.

Т.И. Ерофеева [75, 115- 130] отмечает, что появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, вместе с тем ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу — выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

Эстетическому развитию в процессе изобразительной деятельности уделено большое внимание в программах «Развитие», «Истоки», «Детство». Однако, авторы программы «Развитие» в содержание раздела изобразительная деятельность предполагают работу с детьми по аппликации проводить в свободное от занятий время. Данный вид деятельности авторами программы не раскрыт. Развитие технологических навыков у старших дошкольников в процессе изготовления выпуклых аппликаций из бумаги авторы программы «Истоки» также не раскрывают.

Интерес в контексте рассматриваемой в данной работе проблемы представляет программа «Детство» [27], которая не только предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни, но и достаточно полно обеспечена методическими пособиями.

Программа «Детство» предусмотрено развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого и эмоционального отношения к выполнению аппликационных работ. Требуется «Способствовать развитию у детей творческой самостоятельности при подборе материала, в выборе техники выполнения аппликации, в использовании цветового богатства, композиции» [27].

Дети старшего дошкольного возраста должны уметь «…выделять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам (пластинка формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция)» [27].

Программой определено, что в результате организации педагогической работы к концу старшего дошкольного возраста у ребенка должны быть развиты:

  • 1. Механизмы сенсомоторного восприятия и воспроизведения.
  • 2. Сенсомоторные координации.
  • 3. Зрительно-пространственная ориентация в микропространстве, глазомер, чувство симметрии.
  • 4. Способность к воображению, творческие способности.

Особое внимание уделяется овладению детьми технологическими навыками и приемами художественно-творческих видов деятельности, а также вопросам образца и сенсомоторного воспроизведения.

Для эффективного развития технологических навыков у старших дошкольников в процессе изготовления аппликаций рекомендуется использование различных методов и приемов: наглядных, словесных, практических и игровых.

Среди литературы по рассматриваемой теме, нас заинтересовала методика обучения изобразительной деятельности Г. Г. Григорьевой [23]. В ней наряду с другими методами, особое место в руководстве изготовлением аппликаций занимают игровые приемы.

Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно игру можно использовать как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка. Поэтому при обучении детей аппликации важно использовать игровые приемы. «Игровые приемы — это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем остановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей» [23, 61].

Помимо игровых приемов, к основным методам обучения аппликационной деятельности детей дошкольного возраста Т. С. Комарова [45, 65−67] относит репродуктивный, информационно-рецептивный и исследовательский методы. Их использование диктуется особенностями психофизического развития детей, а также целями и задачами конкретных занятий.

Информационно-рецептивный метод иногда называют объяснительно-иллюстративный. На занятиях по аппликации особо следует выделить организацию обследования предметов, предполагаемых для изображения. Форма, цвет, строение, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы, сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предметов, как величина, объемная форма, качество поверхности материала (гладкость, шероховатость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание — осязательное восприятие. Поэтому наряду с занятиями по аппликации, проводятся занятия по ознакомлению детей со свойствами бумаги.

Репродуктивный метод применяется на самых разных этапах обучения. Для того чтобы знания стали прочными, а воспринятые способы действия превратились в технологические навыки и умения, нужно организовывать их применение, возможность их повторения, упражнения в тех или иных действиях. Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определенными технологическими навыками, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности.

Исследовательский метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок [7].

Воспитатель, определяя основной метод обучения, которым он будет пользоваться на занятии, использует разнообразные приемы для того, чтобы повысить его эффективность. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. В связи с этим в обучении используются методы, помогающие организации практической деятельности детей, способствующие усвоению ими новых знаний, овладению умениями и технологическими навыками.

Как правило, на каждом на занятии воспитатель использует сочетание приемов. Целенаправленно выбирая приемы и методы обучения детей на занятиях, воспитатель обеспечивает более высокое качество знаний, навыков и умений.

Воспитанники различаются по знаниям, мотивации, поведению. Один ребёнок успевает полностью освоить технологический процесс за одно занятие, а другой только за несколько занятий достигает того же уровня. У одного есть природное чувство гармонии, поэтому он самостоятельно может оформить изделие, проявить фантазию, а другой с помощью педагога по определенной заданной схеме. В связи с этим методисты указывают, что педагогические технологии должны быть гибкими, индивидуально-ориентированными [41, 15−20].

Таким образом, на основе анализа искусствоведческой, педагогической, психологической и пр. литературы мы можем сделать вывод о том, что одним из действенных средств развития творчества признано декоративно-прикладное искусство. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительности дошкольника. В тоже время, в большинстве исследований педагогов и методистов по вопросам развития творчества средствами изобразительной деятельности рассмотрено рисование. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации уделено недостаточное внимание.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой